НОД в средней группе по православному воспитанию «Библейские истории. Каин и Авель»


Истории Ветхого Завета для детей. Каин и Авель

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ: ПЕРВАЯ СМЕРТЬ

ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ

По навету самого сатаны люди ослушались Бога. Они преступили заповедь и совершили грех.

В тот момент, когда они его совершили, они поняли, что изменились. Что в них теперь появилось зло. Как ты думаешь, это знание было хорошим?

Нет, совсем нет.

Запомни, мой добрый друг, для того, чтобы получить знание, человеку нельзя наносить вред себе или другим людям. Зло никогда не научит доброму. И не верь, если говорят: всё в жизни надо попробовать: и хорошее и плохое. Это ложь. Ложь сатаны. Есть вещи, которые делать нельзя, потому как они наносят урон человеку, его душе, они могут даже убить душу. Нельзя врать, обманывать, красть, делать другому больно — всё это вредит прежде всего тому, кто это совершает.

Так, мы знаем, что чашку нельзя ронять, она разобьется. Мы это знаем, но нам иногда очень хочется посмотреть, как она разлетится на мелкие осколки. И мы её роняем. Чашка бьется. И как бы мы её не склеивали, она все равно уже никогда не станет прежней. Никогда.

Если мы разобьем в себе образ Божий, совершая грех, мы уже не сможем вернуть тот образ во всей его полноте. Только если Сам Бог нам поможет в этом. Но для нас это будет очень сложно!

Так вот после греха люди изменились. Они поняли, что внутри них теперь живет семя зла.

И Бог тоже знал о том. И потому Он изгнал первых людей из райского сада.

Если тебя выгоняли когда-нибудь из класса или из комнаты, ты знаешь, насколько это обидно и горько. Но ты так же помнишь, что когда тебя выгонят, ты скорее осознаешь, что совершил нечто дурное.

Бог изгнал людей из рая, чтобы они поняли глубину своего греха и стали сожалеть о том, что совершили его. Чтобы они раскаялись в своем проступке. А ещё потому, что они не могли бы больше находиться в раю. Ведь рай Бог насадил для человека как место особенное. Место для созерцания и общения Бога и человека. Человек же после греха стал прятаться от Бога. И сад, где должна была возрастать любовь, вдруг стал садом обмана и предательства.

И Бог решил, что не место человеку, в котором есть зло, в раю. Тем более что там росло дерево Жизни. Плоды которого даровали бессмертие. Если бы злой человек съел тот плод, он мог бы стать бессмертным, и зло тогда не имело бы конца.

И Бог изгнал человека из рая и поставил на востоке у сада Эдемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

ЖИЗНЬ АДАМА И ЕВЫ НА ЗЕМЛЕ

Первые годы после изгнания были горькими годами. Люди ещё помнили счастье жизни в раю. И знали, что сами потеряли это счастье и никогда уже не смогут его вернуть. Помимо горечи от утраты, на их плечи легли заботы и труды.

Теперь людям приходилось заботиться о себе, о своем пропитании, тепле и безопасности. Адам стал возделывать землю, из которой когда-то его сотворил Бог. Но эта земля после греха людей также изменилась. Она полнилась сорной травой и камнями. И Адаму приходилось трудиться до пота, чтобы земля стала пригодна для того, чтобы произрастать семя и кормить человека.

Природа также стала иной. В раю человек не знал холода, стужи, дождя. На земле ему приходилось шить себе одежды и строить дома или шатры, чтобы сохранить тепло и скрыться от ветра, дождя или снега.

Изменились и отношения человека с животными. Животные больше не слушались человека. Они перестали видеть в нем своего хозяина. Более того, теперь человек внушал им страх. По этой причине, большинство животных стали прятаться от человека в лесах, на горах, в степях. Только лишь немногие животные остались при человеке. Этих животных мы сейчас называем домашними: среди них коровы, овцы, лошади, коты и собаки.

ПЕРВЫЕ ДЕТИ

В раю Адам относился к своей жене, как к помощнице, к равной ему. После греха Бог заповедовал жене слушаться мужа. Он поставил мужа во главе семьи.

Адам, как глава, дал имя своей жене. Адам назвал её Евой. Имя Ева значит «Жизнь», потому как Ева стала матерью всех живущих.

У Евы родился сын. И она сказала: приобрела я человека от Господа.

Так, все дети — это дар Божий своим родителям. Господь нас даровал нашим родителям, чтобы они нас воспитали и привели к Нему. Потому нам надо слушаться своих родителей, доверять им, любить и заботиться о них.

Своего первого сына Ева назвала Каином. А второго Авелем.

КАИН И АВЕЛЬ

Дети росли. Авель стал пастырем овец, а Каин земледельцем.

На земле люди уже не могли так просто общаться с Богом, как это делал Адам в раю. Хотя Бог и продолжал заботиться о людях, помогать им, люди утратили способность постоянно чувствовать Его присутствие и постоянно внимать Его голосу.

В то время у людей был обычай — приносить Богу жертву. Для жертвы собирали всё самое лучшее от нового урожая или нового приплода и поджигали. Если дым от огня поднимался высоко вверх, считалось, что Бог принимает эту жертву, а если дым стелется по земле, люди полагали, что Богу эта жертва не угодна.

И вот в один день, Авель принес свою жертву, а Каин свою. И Господь призрел на Авеля и дар его. Дым от жертвенника Авеля высоко поднялся в небо. А на Каина и на дар его Бог не призрел — его жертвенник даже не разгорелся.

Каин сильно огорчился, и поникло его лицо.

А что значит «поникло его лицо»? Он опустил в досаде лицо, пряча свою злость и зависть.

И у нас с тобой так бывает. Например, когда мы выпрашивает что-нибудь у мамы. Мы стоим у киоска, топаем ногой и кричим: «Я получил сегодня пятерку по математике, и я хочу мороженое!», а мама будто нас не слышит, и не покупает нам ничего. То есть она покупает нашей младшей сестренке булку, а мороженое нам — нет. И мы отворачиваемся от мамы, опускаем свое лицо и не смотрим на неё. Мы злимся. И с мамой не разговариваем. Тем более с сестренкой.

Это очень плохое состояние. Очень плохое. И нам надо стараться так не поступать: не выпрашивать ничего у родителей — они ведь лучше нас знают, что нам надо, и никогда не обижаться и не завидовать.

Бог увидел, что Каин отвернулся от своего брата и даже от Самого Бога. И Бог спросил у Каина: «Почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твое? Если ты делаешь что-то хорошее, разве ты не поднимаешь лицо. А ты опустил лицо, и на душе твоей плохое чувство. Справься с собой, иначе можешь совершить грех!»

Очень часто, когда в нас только зарождается какая-то дурная мысль или чувство, наш ангел хранитель, наша совесть говорят нам: «Остановись!» И нам следует послушаться, потому как вначале очень легко справиться с нехорошими чувствами. Надо только обратиться за помощью к Богу, поднять к нему свое лицо! Если мы сразу этого не сделаем, будет намного труднее справиться со злом в нас самих.

Так мог послушаться Бога Каин, но он не стал Его слушать. И дурное чувство злобы и зависти становилось в нем всё сильнее и сильнее. Наконец, оно стало таким сильным, что лицо Каина совсем потемнело, ум омрачился. И когда братья были вместе в поле, Каин восстал на Авеля и убил его.

Брат убил своего брата. Так первый человек на земле лишился своей жизни.

НАКАЗАНИЕ КАИНА

И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой?

Бог, конечно, знал, что совершил Каин, но Он хотел, чтобы Каин понял свою вину и сам покаялся.

Но Каин ответил: я не знаю; разве я сторож брату моему?

И увидел Бог, что нет в Каине сожаления, а есть только злоба и ненависть.

И сказал Бог: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли!

Слышишь, Бог сказал: «земля кричит и плачет, потому что на неё пролилась кровь человека!». Ведь человека Бог создал из земли, а сейчас первая кровь пролилась обратно в землю. И земля содрогнулась и заплакала.

Ты помнишь, Каин был земледельцем — он жил тем, что возделывал землю и собирал с неё плоды: овощи и фрукты. Теперь же земля отказалась кормить Каина.

Бог сказал: Отныне ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

И так и произошло.

Каин стал скитаться по земле, нигде не находя покоя. Земля, природа, животные, люди — всё внушало ему страх. Он, сам став убийцей, боялся, что кто-нибудь убьет и его. И Бог сделал так, чтобы никто не посмелился убить Каина. Однако, страх не покидал убийцу. Потому что совесть его была нечиста.

Каин и его дети первые стали строить заборы, чтобы отгородиться от природного мира. Заборы становились всё выше, а дома все прочнее и неприступнее. Так появились города.

Продолжение следует….

Глава II. Допотопное и Послепотопное Человечество

Быт. 6–9

Необычное долголетие патриархов было необходимо в первобытной истории человечества и для скорейшего заселения земли и распространения полезных знаний, и, особенно, для сохранения чистоты первоначального богопочитания и веры в данное первым людям обетование Избавителя. Патриарх каждого поколения мог передавать свои знания в течение целых столетий родоначальникам других поколений. Так, Адам был живым свидетелем первобытных преданий до самого рождения Лемеха, а отец Лемеха – Мафусаил жил почти до самого потопа.

Но, с другой стороны, долголетие нечестивых людей могло послужить средством умножения и распространения зла в человечестве. И вот, действительно, зло стало быстро распространяться в мире. Своего высшего развития оно достигло вследствие смешения между собой потомков Каина и Сифа. В это время земля была уже значительно заселена, а вместе с ее заселением распространялось страшное зло порочности и развращения. «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время»

. (Быт.6,5). Это, очевидно, была не простая естественная порочность испорченной натуры, а всеобщее господство открытого и дерзкого греха и восстания против Бога. От преступно-сладострастного общения сифитов с каинитами стали рождаться исполины. Полагаясь на свою силу, они внесли в человеческое общество ужасы насилия, бесправия, хищничества, сладострастия и всеобщего неверия в обетование будущего избавления. И вот, при виде такого состояния людей «…
раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человеков до скотов и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их»
(Быт. 6:6–7). Как созданные вместе с человеком и для человека, животные тоже должны разделять участь человека. Но волны порока еще не залили всего человечества. Среди него оказался человек, который «обрел благодать пред очами Господа». Это был Ной, сын Лемеха, «человек праведный и непорочный в роде своем». Он «ходил перед Богом», как и его предок Енох.

И вот, когда земля «растлилась пред лицом Божиим и наполнилась … злодеянием», когда «всякая плоть извратила путь свой на земле», Господь сказал Ною: «Конец всякой плоти пришел пред лице Мое,…Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег… Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами… Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» (Быт. 6:9–18). Бог назначил сто двадцать лет на раскаяние человеческому роду, и в это время Ной должен был вести свое необычайное строительство, которое могло вызвать у окружающих людей лишь насмешки и угрозы. Но вера Ноя была непоколебима.

Получив откровение от Бога, он приступил к сооружению ковчега. Ковчег строился по точному указанию Божию – из дерева гофер и был осмолен внутри и снаружи. Длина ковчега 300 локтей, ширина – 50 локтей и высота – 30 локтей. Наверху было сделано длинное отверстие по всему ковчегу в локоть шириной, для света и воздуха, а сбоку – дверь. Он должен был состоять из трех ярусов со множеством отделений, предназначенных для скота и корма. «И сделал Ной все: как повелел ему

[Господь]
Бог
…» (Быт. 6:22).

Разумеется, в продолжение всего строительства Ной не переставал проповедовать, призывать людей к покаянию. Но самой красноречивой его проповедью было, конечно, сооружение им громадного корабля на суше, вдали от воды. Долготерпение Божие все еще ожидало пробуждения чувства покаяния у нечестивых людей во время этого строительства, но все было напрасно. Издеваясь и кощунствуя над проповедью Ноя, люди становились еще более беззаботными и беззаконными. Они «ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех»

(Лк. 17,27).

Ко времени окончания Ноем ковчега ему было 600 лет, и тогда, не видя больше надежды на покаяние грешного человечества, Господь повелел Ною войти в ковчег со всем своим семейством и определенным количеством животных, как чистых, так и нечистых. Ной послушался Бога и вошел в ковчег. И вот «… разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей

(Быт. 7:11–12). После окончания вода все прибывала и прибывала на землю. Сто пятьдесят дней поднимался ее уровень, так что даже высокие горы покрылись водой.
«И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле»
(Быт. 7,21).

Так совершилось великое наказание Божие развращенному и утопавшему во зле человечеству. Погибли все люди, и только один Ноев ковчег, заключивший в себе избранное семя для развития новой жизни, носился по необъятному морю, прообразуя собой грядущую Церковь Христову.

«И вспомнил Бог о Ное, и о всех… бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю и воды остановились»

(Быт. 8,1). Постепенно вода начала убывать, так что на седьмой месяц ковчег остановился на одной из вершин Араратских гор. На двенадцатый месяц, когда вода значительно спала, Ной выпустил через окно ворона, чтобы узнать, найдет ли он сухое место, но ворон то улетал, то вновь возвращался к ковчегу. Тогда через семь дней Ной выпустил голубя, но и он вернулся, не найдя места, где бы смог отдохнуть. Спустя семь дней Ной опять его выпустил, и тогда под вечер голубь вернулся, держа в клюве свежий оливковый лист. Ной подождал еще семь дней и в третий раз выпустил голубя. На этот раз он не вернулся, ибо земля уже просохла. Тогда Господь повелел Ною выйти из ковчега и выпустить животных для размножения на земле. Выйдя из ковчега, Ной прежде всего воздал благодарение Господу за чудесное избавление. Он построил жертвенник Господу, взял чистых животных и принес во всесожжение. Такое благочестие Ноя было приятно Господу, и Он
«сказал в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека»
(Быт. 8:21).

Так как Ной со своим семейством являлся новым родоначальником человечества на земле, то Бог повторил ему благословение, данное прародителям: «И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю

[и обладайте ею]». (Быт. 9:1).

После потопа наряду с растительной пищей Господь разрешает человеку употреблять в пищу и мясо животных, только запрещает вместе с мясом есть кровь, ибо «в крови животных душа их». В то же время дан был закон против человекоубийства – на том основании, что все люди братья, и каждый из них носит в себе образ и подобие Божие. «Кто прольет кровь человеческую, – говорит Господь, – того кровь прольется рукою человека» (Быт. 9:6).

После потопа религия была обновлена новым союзом, который Бог заключил с Ноем. В силу этого союза Господь обещал Ною, что «не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на истребление земли». Знаменем этого вечного завета была избрана Богом радуга. Разумеется, радуга, как физическое явление, была и до потопа, но теперь она стала символом завета.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: