За что Каин погубил брата своего Авеля и какое наказание он получил


Беседы с батюшкой. За что Каин убил Авеля?

Аудио

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. – Тема сегодняшней передачи: «За что Каин убил Авеля?»
Отец Олег, тема для обсуждения может быть любой, даже очень провокационной, но Вы всегда с ней легко справляетесь… Все хорошо знают, что Каин – плохой, Авель – хороший, и вообще вся эта история про убийцу и его жертву. Вот и все. На этом можно было бы заканчивать передачу, но, оказывается, все не так просто. Эта история проникнута, как это ни парадоксально, любовью. Или я не прав?

– Конечно же, любовь присутствует, как и в любом действии Божьем о человеке, но не в такой полноте, как бы нам этого хотелось. Вы правы: есть любовь, которая говорит, что Бог любит даже убийцу. Как это распознать? Мы можем в данной беседе поговорить об этом, коснуться этой глубокой темы. В фильме «Остров» она звучит немного иронично. Напомню момент. Монах спрашивает у своего настоятеля: «За что Каин убил Авеля?» Этот вопрос того обескуражил, потому что, в принципе, это «школьное» богословие. Вы правильно сейчас сказали, что это все известно, понятно, но вот если провести расследование этого убийства: пригласить специалистов…

– …прокурора, следователя, адвоката?..

– Нет, сначала – выезд на место, посмотреть причины. Когда убийство, сначала выискивается, кому это было нужно, то есть свидетелей практически нет. Кроме Бога. Каин сам на себя не свидетельствовал. Он сначала отрекся от этого убийства. А кому это было нужно? Здесь таится давняя вражда или дружба с дьяволом. Мы смотрим искушение Евы в раю. Вы знаете первую заповедь, которую дал Бог в раю до момента не вкушать плодов от древа добра и зла? Это заповедь: плодитесь и размножайтесь.

А если представить фантастический рассказ о том, что Каин был зачат в раю и слышал разговор Евы с дьяволом, это было бы «Евангелие от Каина». Интересно было бы взглянуть на эту ситуацию его глазами. Страшно представить себя на его месте. Но что повлияло на выбор человека?.. Мы знаем, что дьявол был выселен из рая вместе с Адамом и Евой, был их умным спутником, присутствовал в их мире, как и Бог присутствует в мире постоянно. Но общение с дьяволом у Каина, видимо, было очень налажено, раз он начал такую игру. Господь предлагает как Каину, так и Авелю принести жертву. Вот начинается жертвоприношение. Мы берем целый спектакль. Творец дает возможность игрокам играть свободно. По их воле. Но при этом есть заповедь Божья: не убий. Они об этом знали. Это было табу. Убить человека было немыслимо. А почему Каин это сделал?

Мы переходим к рождению Каина. Не красиво ли звучит: «ты перворожденный»? А брат – второй. Ты должен властвовать в мире, а он – быть в подчинении. Это подчинение – братская любовь. Авель – простой пастух. Может быть, он невзрачный. Он простой человек, который пасет овец. Надо помнить о том, что Ветхий Завет нам дан как прообраз. Мы должны применять прообразы не просто к тому времени…

– Было и прошло…

– Да, было и прошло. Убил – и дело с концом. Дело закрыто. Каина и Авеля уже нет. «Дело» лежит на полочке. А ведь продолжает работать первоубийство. Так вот, искушение Каина было примерно таким же, как искушение Христа в пустыне. Я так предполагаю. Он повелся на эти дьявольские прикрасы: ты перворожденный, ты должен править, но брат мешает тебе, он будет всегда тебе мешать, он будет твоим соперником; надо убрать его, тем более посмотри – твоя жертва не принята, тебя Бог не любит. Сколько ненависти через такие вроде бы добрые слова дьявола: «Такая у тебя судьба. Можно ее изменить. Поклонись мне. Я дам тебе всю силу, все свое богатство». Такие же искушения происходят ежедневно с каждым человеком. Прообраз Каина – это как постоянное олицетворение зла и добра. На земле появился источник зла и добра.

Теперь все человечество выбирает, в какую сторону идти: добра или зла. Откройте новостную ленту, посмотрим, жив ли Каин. Посмотрите, сколько сегодня убийств, страданий, страшных преступлений. Кто это делает, как не дух Каина?.. Это прообраз нашего падения. Когда происходит падение человека? Если приходит помысел от дьявола, мы еще не запачканы, мы еще чисты. Это как собачка полаяла на стороне, мы же не бежим разбираться, почему она тявкает. Мы идем мимо. Так и приходят помыслы от дьявола, а человек их либо принимает, либо нет. Обсудить и потом сделать – здесь уже начинается греховность человека. Православное учение о спасении заключается именно в том, что идет борьба с помыслами. Но Бог ведь знает о том, что эти помыслы человек принял.

– Он сказал: «Грех твой пред дверями твоими лежит».

– Переступи.

– Будь господином над ним.

– Он даже подсказывает, как поступить. Он дает человеку возможность выбрать между добром и злом. Дьявол же науськивает, что тот первенец и ему должны поклониться все народы. Потому что они слышали еще одно пророчество: «От Девы родится Спаситель». Родится то семя, которое сотрет главу змия. Он даже эту заповедь может обернуть себе в плюс: «Ты меня победишь этим, ты тот, кто родился победить меня. Вы снова вернетесь в рай. Убей его. И я буду поражен этим твоим поступком». Дьявол убеждает красиво. Посмотрите на каинистов, которые выступали на огромных площадях и за которыми шли люди. Мы их знаем. Это страшные войны, это то, что творилось в Великую Отечественную войну… За кем шли? За Каином. И в каждой эпохе есть Каин, который ведет такую войну, говоря красноречиво, но куда он ведет? На войну. Убивать. У нас это было в 1917 году. И это продолжается. Я не то что чувствую, но, по крайней мере, понимаю, что дух Каина где-то здесь.

– Меня интересует еще один вопрос. Когда Каин уже совершил этот грех и отказался от него, он поступил как Адам: «Я не сторож брату своему». Он так же оказался перед Господом, обманывая Его. Адам обманывал Бога: не я виноват, но Ева виновата, она дала мне яблоко – та женщина, которую Ты мне дал. Тут то же самое. Почему Каин попросил у Господа, чтобы Тот дал ему печать, по которой его никто не убьет? Он уже предполагал, что он отец убийства, что называется, и сам может быть убит? Он предполагал, что с ним может произойти? Это прозрение?

– Я думаю, что первые люди были пророками, то есть Дух Святой открывал им будущее.

– Вопрос телезрителя: «Объясните, пожалуйста, смысл такого высказывания: какая прибыль от близости на земле, когда мы чужды друг другу на небесах?»

– Я бы хотел спросить: откуда у Вас такая цитата? Это может быть философия: красивая и правильная. «Все браки совершаются на небесах» – есть такая философия. Все добрые дела совершаются на небесах. Небо, ангельский мир, находится в постоянном добре. Именно ангельский мир светлый. Поэтому духовный мир нас опережает не то что на мгновение, а может быть, на столетия. Ангелы, как шахматисты, знают на несколько шагов вперед, как сыграет противник. Раскладывая все варианты, они понимают, как сделать следующий ход. Так и ангельский мир знает, чем закончится та или иная ситуация.

У ангельского мира есть возможность нам подсказать что-то. Это шестое чувство особенно развито у женщин, и мужчины прислушиваются к голосу совести (ангелов), поэтому у них есть возможность выбора. Когда есть подсказка, проще. А еще подсказка – Евангелие: когда мы не знаем, как поступить, надо посмотреть, как бы поступил Иисус Христос в такой ситуации. Это был бы самый великолепный ответ для нашего помысла. В Евангелии все написано, там есть ответы на все вопросы. Если бы мы впитывали его в себя, чтобы оно стало в нас врастать, тогда бы у нас был хороший антиагрессин: приходит помысел не в твой ум (а наш ум падший, он уже с проблемами, с вирусом), а входит в евангельский отсек, там обрабатывается и выдает тебе ответ. То есть это помощь друга. Уже не нужно выбирать 50х50. Тебе друг уже ответил.

– Каин, наверное, не смог сделать этого выбора.

– Это свободная воля. Это удивительное свойство человека, когда Господь дал ему полную свободу даже во зле. Человек вправе выбирать зло. Человек не может не нарушать закона, не умеет. У нас опыта святой жизни практически нет, хотя у нас есть учебники, как спастись, как жить. А вот как стать святым, такого учебника нет.

– Может быть, это постигается не только с помощью учебников.

– Конечно, это наша жизнь.

– Недавно я был на богослужении, и владыка Игнатий сказал, что храм – это школа жизни. Если мы приходим сюда что-то понять, чему-то научиться, тогда нам Господь и помогает. А если приходим для того, чтобы «отзевать» службу, то тогда мы так и останемся двоечниками. Так вот, если мы вернемся к нашей теме, то нас всегда интересует Каин, почему-то нас очень мало интересует Авель.

Здесь я бы хотел поговорить о самом современном моменте в разговоре о Каине и Авеле – это жертва Богу. В 50-м псалме говорится: жертва Богу дух сокрушенный; сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит (то есть не отринет, если только сердце наше смиренно до конца). Здесь очень интересная вещь: Авель сделал жертву от всего сердца своего: он принес первородных овец, то есть первых детей в этом стаде, которые только что родились. Это очень серьезная жертва – посвящение Богу самого дорогого: «Смотри, Господь, как здорово Ты устроил: то, что Ты нам дал, приумножается. Как это великолепно!» А что получается с Каином? Почему его жертву Господь не принял?

– Здесь есть несколько ответов экзегетов, которые говорят о том, какие плоды принес Каин и почему Господь их не принял. Разговор Каина с дьяволом и помысел были раньше, чем приношение жертвы. Если бы только неугодная жертва заставила убить, то Бог был бы виновен в том, что не принял жертву. Если бы Он принял жертву, оба бы брата жили в радости и любви. А так как здесь было нравоучение и грехопадение началось до жертвоприношения, то мы получаем другой результат: Каин приносил жертву с другими чувствами.

– Не от чистого сердца.

– Он уже мечтал о другом: он хотел быть первым, он уже заразился дьявольским помышлением быть первым – это гордость…

– Вопрос телезрителя: «Почему Богу, Который все знал наперед, не принять бы жертву Каина? Неужели Ему было не все равно, какая там жертва? В Иерусалимском храме шла бойня животных, смрад стоял, кровь текла рекой. Неужели там все приносили жертвы от сердца? Но Он почему-то эти жертвы принимал».

– Мы сейчас об этом и говорим: неужели Бог виноват в том, что Каин убил Авеля? Но ведь Господь смотрел на сердце еще до жертвоприношения и увидел там зачаток греха, дьявольской гордыни, где уже был помысел. А в Авеле Он увидел что-то Божественное. Прообраз Божественного – это Христос. Каин убил помазанника, человека, который был пастырем, пастухом. Кто такой пастух? Здесь опять прообраз: пастух пасет стадо. Добрый пастух отдает свою жизнь за стадо. Здесь мы должны пересекать Ветхий Завет с Новым, тогда нам будет открываться понимание того, что произошло, кем был Каин, что он принес. Он был земледельцем. Земледелие появилось намного раньше, чем животноводство.

Мы должны смотреть, когда это писалось и для кого, чтобы понятно было, что Каин (земледелец) – это образ Египета, который занимался земледелием. А кто такой Авель? Это, конечно, прообраз Израиля, который перемещается. У людей нет своего места, они были гонимы уже тогда.

Здесь еще прообраз того, что Египет – это дьявол: он снова восстал на Христа, на помазанника своего, как говорит Давид… Кому Каин принес жертву? Разве Богу? Конечно, он убил для дьявола, который требовал эту жертву: «Убей».

Мы должны понять антропологию человека: откуда у нас берутся мысли? Разложить это по полочкам, чтобы все было понятно. Есть всего лишь три источника мыслей, принятия информации. Первый – от Бога. Это чистая информация, которую мы читаем в Евангелиях, Библии, она не искажена. Второй: мы разговариваем между собой как люди. Переносим друг другу информацию, говорим, но уже с небольшим искажением, потому что каждый человек – это немного искаженная правда. Мы можем приврать, пересказать что-то как испорченный телефон… И последняя информация, конечно, от дьявола, которую после грехопадения человек принимает свободно. Его «умная природа», грубо говоря, является мысленной. И он может подсовывать нам свои мысли. Мы их принимаем за свои, а иногда даже за Божественные откровения. Но они очень далеки от правды, потому что смущают человека.

Есть признаки, как определить, откуда пришел помысел. Это очень важно понять. Распознавание духов – один из даров Святого Духа, о которых говорили апостолы: распознавайте, от Бога ли пришли эти духи. Каждый помысел – это злой или добрый дух.

Вопрос телезрительницы: «Почему Бог оставил зло – Каина, а убил добро? И причем дал завет его не трогать».

– Мы подходим к интересному моменту. Отчего же было не наказать зло? Где справедливость Божия? Этот вопрос волнует очень многих. Я уже говорил в какой-то передаче, что справедливость Бога – это Его любовь. Даже Каина, преступника, убившего первого человека, совершившего первое преступление, Он любит. Как эта любовь проявляется? Он дает Каину печать, которая сохраняет его от злоумышленников или от кровной мести (есть такая месть, так и называется – родовая), чтобы потомки Авеля не мстили за его смерть. И здесь был не просто запрет. Для того, кто убьет Каина, это было бы всемеро тяжелейшим грехом. Этот запрет, как я понимаю, передавался устно.

А что за печать была у Каина на лице (или на одежде)? Православные экзегеты говорят о том, что это было, возможно, выражение страха на лице. Когда человек совершает преступление (особенно если ребенок что-то делает, можно заметить, как он в лице меняется, поэтому его раскусить – две секунды), у него страх появляется, это печать Каина. Когда человек совершает грех по собственному движению сердца или по уловке дьявола, по искушению или по своей личной воле, совесть начинает работать очень сильно. Человек потеет… Сейчас преступников вычисляют по биению сердца, по глазам. Детектор лжи моментально вычисляет малейшее движение сердца. А ты Бога хочешь обмануть. У Него такой детектор…

– Я подумал, сколько здесь символизма, обращения к сегодняшнему дню. У Каина ведь был момент, когда он разговаривал с Богом. Он разговаривал с Ним лицом к лицу и мог сказать: «Господи, прости!» Он мог это сказать?

– Нет.

– Не сказал.

– Не смог сказать.

– Но возможность у него была.

– Она всегда есть.

– Еще одно. «Оставь свою жертву», говорим мы. А он жертву оставил другую, и в результате преступление рождает преступление. Эта цепь бесконечна. Он мог ее остановить всегда, как и мы можем. Это наше «каинство»…

– «Окаянство» – то же самое слово.

– Мы всегда, в любой момент можем остановиться, но мы в окаянстве своем этого не делаем.

– Дело в том, что это выбор человека, когда он глубоко поклоняется дьяволу (а здесь произошло не то что поклонение, а служение дьяволу, они сочетались). Во время крещения и во время причастия мы сочетаемся с Христом, а здесь произошло сочетание с сатаной. Почему я так твердо в этом убежден? Потому, что апостол Иоанн Богослов в Первом послании говорит: «любите друг друга не так, как Каин, который был от лукавого». То есть он уже обозначил его роль в человеческом роде. Есть так называемые сыны противления, они как падшие ангелы, уже укоренились во зле. Но при этом Бог терпит их. Бог терпит и дьявола. Если Он терпит дьявола, конечно же, терпит и людей, которые сотворены по Его образу и подобию. Он желает, чтобы никто не погиб, но все пришли к Нему. Даже для самого заматерелого преступника есть возможность остановить Каина в себе. Преступник на кресте был же практически Каином. Это последний Каин, может быть, который показал в своем роду, что и преступник может войти в рай.

– Но там был еще один разбойник.

– А он не покаялся и Каином умер. Каина можно изжить в себе только покаянием. Дух Каина часто присутствует в наших разборках, тут еще зависть… А Авель был простой.

– А зависть от чего – от гордости?

– Да, завидовать невозможно без гордости. Мы завидуем и осуждаем всегда из-за гордости, потому что видим людей, которые нам не нравятся или которые лучше нас. Мы завидуем, а правит этим гордыня. А первый гордец – это, конечно же, падший ангел сатаны, который из-за гордости своей, а потом из-за зависти к человеку пал в преисподнюю.

Движение для нашего покаяния – как прообраз Каина. В чем каяться? Это движение в обратную сторону, в сторону своего грехопадения. Я не за Каина каюсь. Оказывается, он и у меня «пробегал»: зависть, ложь, другие грехи. Все это как раз из одного источника, – источника дьявола. Но человечество заразилось этим источником и от Адама и Евы. Они – первоисточник. Ева думала, что это первенец, рожденный от Всевышнего. Они все надежды на него возложили, что он спасет их, вернет их в рай. Они, родители, может быть, говорили (как некоторые родители сейчас): мой спаситель в семье, самый умный, красивый, самый лучший, его надо в лучший институт… А потом родители становятся старыми и оказываются ему не нужны, оказываются где-то на задворках или в хосписе (хорошем или плохом).

Это поклонение человеку – большая ошибка. Она происходит именно потому, что у человека поменялось мышление. Божественное присутствие Духа Святого исчезло, человек остался наедине сам с собой и природой. Поэтому появилось множество природных богов, которые человек должен был объяснить; у него потерялась связь с Богом, с откровением…

Вопрос телезрителя: «А может быть история двух братьев – Каина и Авеля – ярким примером того, как родителям не следует воспитывать своих детей? Особенно если их в семье двое или больше».

– Мы как раз об этом сейчас и говорим. Превозношение одного любимчика приводит к злости другого. Как любовь разделить? У меня шестеро детей, и каждому надо дать одинаковый чупа-чупс, потому что даже если даешь чупа-чупс другого вида, у ребенка автоматически возникает зависть. Как ее убрать? Мы с этим рождаемся, дети завидуют друг другу, они могут подраться в песочнице из-за новой машинки. Откуда у детей это? Не то чтобы они видят пример своих родителей (это уже потом), а когда маленькие? Мы рождаемся с этим. Господь говорит, что грех настает от юности нашей, то есть мы постоянно, даже в юности, грешим. Бог нас долготерпит, ждет от нас настоящего покаяния.

Девяносто процентов людей приходят к Богу как раз из той рожковой помойки, как блудные сыновья. Это прекрасный прообраз, это мой прообраз, мое движение. Я это должен делать каждый раз, стучась к Господу. Покаяние должно быть ежедневным: согрешил я против Тебя и против Неба. А в ответ мы снова получаем причащение. «Иди и больше не греши». Но мы опять падаем. Невозможно все сделать в один день. Даже апостол Павел, который увидел Христа воскресшего, говорил о себе, что он первый из грешников. Он чувствовал свою греховную природу. Он говорил, что у него в плоти жало сатаны. Это в нашей человеческой природе. Мы должны знать свою антропологию. Мы должны понимать, что все наши игрушки мешают нам оторваться от земли. Мы должны все лишнее убрать, чтобы хоть как-то приподняться над этой землей. Увы, часто мы только делаем вид, что взлетаем, думаем об этом, но на самом деле все нас притягивает вниз.

– Каждый раз во время литургии совершается бескровная жертва. В отличие от ветхозаветного упитанного тельца мы приносим жертву бескровную – хлеб. Мне вдруг стало удивительно, умилительно от этого. Сколько же Господь по любви Своей сделал для нас…

– Да. Господь отменяет все жертвоприношения. Ему теперь ничего не нужно. Не нужно было и тогда. Жертвы приносились Богу для того, чтобы сам человек прочувствовал присутствие Бога в своей жизни. Только ради этого Господь принимает жертву. Как была принята жертва у пророка Илии? Это нужно было для людей.

– Нам самим нужна эта жертва.

– Нужна, чтобы Господь увидел наше сердце, это проявление нашей любви может быть не только в жертвоприношении, но и в другом приношении. Авраам принес своего сына в жертву. Это же безумие – сына своего возложить на жертвенник! Это прообраз того жертвоприношения, которое принес Христос, – Он принес в жертву Себя. В каждом моменте Ветхого Завета Господь эту жертву берет на Себя: «Я есть Жертва, Я иду на заклание, верующий в Меня не умрет и будет жить вечно». Он изменяет полностью все мышление человека, и теперь ум Христов должен присутствовать в человеке верующем, крещеном. Он очищает нас от этого греха, от этой скверны, от смерти. Для верующего человека даже смерть не становится препятствием для любви Бога. Об этом пишет апостол: «Кто разлучит нас от Бога?» Ни смерть, ни теснота, ни ширина, ни глубина в два с половиной метра, потому что Господь готовит еще один акт творения – воскресение мертвых. Будет чудесная апокалиптичная картина, я даже ее представить себе не могу, хотя она есть в Ветхом Завете. Есть прообраз того, как восстают мертвые. Это все наши родственники, любимые, близкие.

– Причем в новых телах.

– Да, в обновленных телах, в этой красоте восстанут. Какая любовь Бога! Он творит все новое и Сам об этом говорит. После Его прихода начинается новая эпоха, она и обозначается так – от Рождества Христова. Даже неверующего человека спроси, какой сейчас год, – он ответит: 2020-й от Рождества Христова. Ага, значит, ты все-таки веришь!

– Удивительно.

Мы постоянно возвращаемся мыслью к первому страшному событию в жизни человечества – к поступку Каина. Нельзя ли сделать вывод, что чаша терпения нашего окаянства опять исполнится настолько, что мы будем вновь готовы к тому, чтобы претерпеть новый потоп?

– Этого не стоит бояться, потому что так написано в Евангелии. Нам дано пророчество, что мир готовится к огню. В этом огне все как раз станет понятным. Огонь очищает, и станет понятно, из соломы твое дело или из золота, с каким сердцем это все построено…

Думаю, мы должны понимать, что движение к покаянию продлевает жизнь человечеству. Человек находит в себе силы покаяться, изменить свой грех, изменить ситуацию, в которой он в данный момент находится. Пандемия показала нам, что именно покаянием возможно изменить ситуацию в мире, не то что в доме. В доме покаянием примиряются люди, в монастырях так же: «прости меня, брат, благослови». Два слова в монастырях, других нет. Для чего это говорится? А если он тебе на ногу наступил? А если кольнул, плюнул в твое лицо, что делать? «Прости, благослови». Это смирение побеждает все дьявольские уловки. Дьявол не спит. Он пребывает в бдении, он знает весь Ветхий Завет, Новый Завет, практически все молитвы (но некоторые не может повторить). Его не надо уверять, что Бог есть, не надо объяснять это. Он верит, но трепещет.

– Есть еще один момент. Авелю мы не ставим в добродетель ничего, кроме того, что он принес жертву от сердца. Кто такой Авель? Человек с чистым сердцем, больше ничего. Он не герой нашего времени. Сейчас чрезвычайно много раздора в нашем мире, который мы множим руганью, сплетнями и прочими делами. Мы умножаем поступок Каина. Но нам неинтересен Авель. Никто не говорит о том, как прекрасно быть таким…

– …лузером.

– Ну да, Вы слово хорошее подобрали.

– Молодежное. Если поставить сериал, как хорошо потом зажил Каин, можно подумать: да он же совершил прогресс! Посмотрите, цивилизация. Он изобрел первые барабаны, бубны, есть музыка, шоу, цирк; он город построил. Вся цивилизация, которая сейчас существует, все это шоу, мыльный пузырь – это все его рук дело. Но среди этого мегаполиса, среди ужасных в духовном плане улиц, ведущих в ад, есть улицы, ведущие в рай, – церкви. Заметьте, как только планируется церковь в каком-то мегаполисе, какие проблемы возникают сразу же. «Да как она здесь будет стоять, мы здесь должны отдыхать… А собачки наши где будут ходить?..» Тысячи активистов против строительства церкви. Почему? Потому, что Церковь – это свет Божий. А зачем свет в темноте нужен? В темноте проще делать свои грязные делишки. А при свете их будет делать трудно. Вот батюшка едет мимо школы, в школу зайдет, пристыдит немножко; скажет, что нужно покаяться. Зачем мне это нужно? Я живу своей жизнью.

– «Я же не святой».

– Да. И на этом заканчивается наша любовь. Любовь заканчивается – заканчивается и весь мир. Мир держится только на любви. Все драки, войны – от недостатка любви. Что нужно человеку от другого человека? Отдай мне либо любовь, либо свое имущество, либо землю, на которой ты живешь…

– «Жизнь отдай».

– Естественно, ты мне мешаешь. Это уже страдание всего человечества, это раковая опухоль, пожирающая человечество. Лечить ее можно либо химией, либо выжиганием из организма. Организма во всей Вселенной два – Тело Христово и этот падший мир, который находится в грязи. При этом Господь принимает в Свое Тело через покаяние и крещение. Человек обновляется, и даже преступник покаялся и был крещен в своей крови. Ему перебили голени, пошла кровь, и он был крещен, это называется крещение кровью. Он был принят в Царство Небесное посредством такого крещения. Сильнейшее очищение – это страшные войны. Но не дай Бог, как говорится. Лучше своими ножками прийти в храм, чем тебя принесут.

– Подведем итог. Каин убил Авеля – за что?

– Первое убийство, совершенное человечеством на земле, совершено из-за зависти. Человек позавидовал другому в его добрых делах. Об этом говорит святой Иоанн. Он говорит, что дела Авеля были добры. Не одно дело – дела были добры. А дела Каина – злы. Он уже был зол по своей натуре, потому это убийство лежит у ног каждого, кто этим злом пользуется. Человек, который завидует, который до сих пор не может избавиться от гордости, страстей, недалек от этих страшных грехов. Мы помним год 1917-й. Люди заходили в церковь, а через два дня убивали священников – те же люди, которые только что причащались. Что это, как не зло? Нужно в этом сердечно раскаяться. Это должно быть личное покаяние. Не общее, а личное.

– Печать Каина смывается только нашим покаянием.

– Да, очень правильный итог.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Маргарита Попова

Братоубийство

4.8 И сказал Каин Авелю, брату своему: (пойдем в поле). И когда они были в поле, то Каин восстал на Авеля, брата своею, и убил его.

Слов пойдем в поле в еврейском тексте нет ныне, а читаются только предыдущие: и сказал Каин Авелю, брату своему. Сию речь, очевидно неполную, некоторые усиливаются без дополнения изъяснить так: и разговаривал Каин с Авелем, братом своим, то есть показал ему вид ласки и искренности, дабы тем вернее, чем нечаяннее, совершить над ним свое злоумышление. Иные так: и говорил Каин вопреки Авелю, брату своему, то есть изъявил ему свое негодование жалобами и укоризнами. Но в тексте самаритянском и переводах греческом, сирском и латинском читаются самые слова Каина к Авелю: пойдем в поле. Предшествующее слово сказал רמא и последующие когда они были в поле показывают, что сие дополнение принадлежит к целости св. текста. По сему соображению, истинное обстоятельство, замечаемое здесь Моисеем, состоит в том, что Каин, дабы беспрепятственно совершить братоубийство и сокрыть оное от обличения, коварно вызвал Авеля в уединенное место.

Род и орудие убийства неизвестны, кроме того, что оно соединено было с пролитием крови, как показывает продолжение повествования (11, 12).

Каин и Авель. Тициан, 1542-1544 гг.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: