Среди житейских неприятностей люди часто теряют силу духа, способность слышать Бога и доверять Ему. Чтобы вернуть душу в спокойное состояние, святые отцы советуют читать Псалом 60. Это краткое поэтическое произведение, написанное царем Давидом, одна из глав библейской книги Псалтирь. В нем можно увидеть обращение падшего духом человека к своему Творцу и увидеть, как Господь ободряет его.
Об авторе О книге
Текст молитвы псалом 60
На церковнославянском языке
В конец, в песнех, Давиду, псалом 1 Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей. 2 От конец земли к Тебе воззвах, внегда уны сердце мое, на камень вознесл мя еси, наставил мя еси. 3 Яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия. 4 Вселюся в селении Твоем во веки, покрыюся в крове крил Твоих. 5 Яко Ты, Боже, услышал еси молитвы моя, дал еси достояние боящымся имене Твоего. 6 Дни на дни царевы приложиши, лета eго до дне рода и рода. 7 Пребудет в век пред Богом, милость и истину Его кто взыщет? 8 Тако воспою имени Твоему во веки, воздати ми молитвы моя день от дне.
На русском языке
К исполнению, по образу гимнов. Давида. 1 Услышь, Боже, моление моё, внемли молитве моей. 2 От концов земли к Тебе я воззвал в унынии сердца моего; Ты возвысил меня на скалу, 3 указал мне путь, ибо стал надеждой моей, башней крепкой пред лицом врага. 4 Поселюсь я в обители Твоей навеки, укроюсь под кровом крыльев Твоих. 5 Ибо Ты, Боже, услышал молитвы мои, дал наследие боящимся имени Твоего. 6 Дни ко дням царя прибавишь Ты, годы его – до дней рода и рода; 7 пребудет он вовек пред Богом, – милость и истину Его кто постигнет? 8 Так я буду петь имени Твоему вовеки, чтобы исполнять мне обеты мои день за днём.
Текст 60 псалома на русском
Большинство исследователей Библии сходятся во мнении, что надписание (первые строки) указывают именно на царя Давида. Он составил эту молитву в то время, когда подвергался гонениям со стороны одного из своих сыновей — Авессалома. В этот отрезок своего правления, иудейскому царю пришлось покинуть столицу царства, благословенный город Иерусалим.
В те времена у иудеев был только один-единственный храм, отдаленность от него заставляла Давида тяжело страдать. Ведь благочестивый правитель не мог посещать чертог Господа, возносить там свои молитвы. Псалом 60 можно разделить на несколько частей:
- Призыв к Богу, поскольку только Он мог стать защитником.
- Ожидание, что Господь позаботится о своем ставленнике.
- Прославление Творца, вызванное уверенностью в том, что Он проявит милость.
Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
Согласно первой строке, данный гимн должен исполняться на струнном инструменте (именно таким являлась псалтирь).
- Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
- Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
- От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
- ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
- Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
- ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
- Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
- да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
- И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
История написания
Жизнь царя Давида за 1000 лет до Рождества Христова сопровождалась множеством препятствий и невзгод. Он застал время гонений на евреев, его преследовал царь Саул, родной сын Авессалом поднял против него восстание. В минуты горестей и уныния царя спасали вера и молитвы. Псалом 60 относится к текстам, написанным после восстания Авессалома, которое больно ранило душу Давида, но было, с Божьей помощью, им подавлено.
О взывании к Богу при любых жизненных обстоятельствах
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Услыши, Боже, моление мое, Вонми молитве моей: От конец земли к Тебе воззвах, Внегда уны сердце мое, На камень вознесл мя еси, Наставил мя еси.
Яко был еси упование мое, Столп крепости от лица вражия.
Вселюся в селении твоем во веки, Покрыюся в крове крил твоих.
Яко ты, Боже, услышал еси молитвы моя, Дал еси достояние боящимся имене Твоего.
Дни на дни царевы приложиши, Лета его до дне рода и рода.
Пребудет в век пред Богом: Милость и истину его кто взыщет; Тако воспою имени Твоему во веки, Воздати ми молитвы моя день от дне.
На русском языке. Учебный текст для понимания незнакомых слов и выражений церковнославянского языка.
О взывании к Богу при любых жизненных обстоятельствах
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Услышь, Боже, вопль мой, Внемли молитве моей! От конца земли взываю к Тебе В унынии сердца моего; Возведи меня на скалу, Для меня недосягаемую.
Ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
Да живу я вечно в жилище Твоём И покоюсь под кровом крыл Твоих,
Ибо Ты, Боже, услышал обеты мои И дал мне наследие боящихся имени Твоего.
Приложи дни ко дням царя, Лета его продли в род и род.
Да пребудет он вечно пред Богом; Заповедуй милости и истине охранять его. И я буду петь имени Твоему вовек, Исполняя обеты мои всякий день.
МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО КО ПРИЧАСТИЮ (образец подготовки в течение недели):
Понедельник
(по светскому стилю — в воскресенье вечером после малого повечерия): Канон Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу.
Вторник
: Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
Среда
: Канон Ангелу-Хранителю.
Четверг
: Канон святому Иоанну Предтече.
Пятница
: Канон, Акафист или молитвы Вашему святому покровителю, чьё имя Вы носите.
Суббота
: Иисусу Сладчайшему.
Воскресенье
: первая (вечерняя) часть последования ко Святому Причащению. Вторая (утренняя) часть последования читается после 1-го часа.
Присутствие на Божественной Литургии в Воскресенье является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ и БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫМ правилом верующего православного человека, как и причастие Святых Христовых Таин. Исключение из данного ПРАВИЛА возможно только в силу тяжёлой или заразной болезни, а также в случае природного или социального катаклизма, когда в церковь невозможно добраться.
Примечание: в данном молитвенном правиле и прилагаемом православном календаре началом новых суток считается 18 часов.
Толкование
Для лучшего толкования псалма 60 следует разобрать каждый стих текста. В его содержании нет отсылок к конкретным историческим событиям и датам. Скорее его можно отнести к благодарственным песням, в которых описывается чудесное спасение праведника Господом и восхваление силы и красоты Бога.
- Стих 2-3 – земля противопоставляется чистоте и силе неба. Земные горести вызваны грехом и тлением, и лишь Господь может освободить от них.
- Стих 4 – Господь показал Давиду свою обитель, в которой тот надеется навеки найти приют.
- Стих 6 – надежда на долголетие, сохранение чистоты души.
- Стих 8 – обещание праведного вечно восхвалять Господа за дарованные блага и спасение.
(3 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Толкование Псалма 60
Текст можно изучать в различных переводах, смысл его от этого не изменятся. Только на православных службах услышать его на русском нельзя, поскольку в РПЦ используется исключительно церковнославянский.
- Со 2 по 4 стихи иллюстрируют обращение к Богу в молитве в тяжелое время. Отчаяние не стало причиной отвернуться от Господа, наоборот, в тяжелые минуты праведник еще усердней начал молиться. Он не просто обращается к небесам, а «вопит» (то есть громко кричит), по его собственному выражению. Давид проявляет настойчивость в своих просьбах.
Человек может находиться далеко от храма и все равно имеет возможность общаться с Богом. Да, посещение церкви очень важно, но возносить мольбы можно абсолютно в любом, даже самом отдаленном месте. Даже если вокруг одни враги, христианин всегда имеет рядом самого надежного друга и заступника — Творца.
Давид просит укрыть его от неприятностей на скале. Это метафора, которая относится ко всемогуществу Господа. Пребывание в Боге дает верующему ощущение безопасности. Только послушание Творцу дает душе безмятежность и покой, как сказано в Псалме 60.
- В 5 стихе идет речь об исполнении обязанностей перед Богом.
Недостаточно просто объявить себя христианином и верить «в душе». Сделать свою веру живой возможно только через конкретные дела. Хотя временные неприятности послужили причиной того, что Давид был удален от Храма, он был свято уверен в том, что это вскоре изменится.
- Стихи с 6 по 9 показывают, как псалмопевец вспоминает о прошлом. Он ищет утешения в том, что Господь ранее принял его обещания (обеты).
Стать курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
В Библии есть и другие аналогичные примеры — например, Бог помнил про Иакова благодаря его обетованиям (Бытие, глава 31, стих 13). Ни одно доброе намерение не укроется от Творца, они угодны Ему. Однако, человек должен быть внимателен к своей жизни, не пренебрегать обещаниям, которые дает небесам.
Любое обещание сопровождается молитвой. Во времена Ветхого Завета существовал лишь один избранный народ, хранитель веры в Единого Живого Бога. Сегодня к этому посвященному племени может присоединиться любой — посредством веры в Иисуса. 60 псалом пророчествует об этом, говоря о народе, «боящемся имени» Божием.
- В 7 стихе автор именует себя царем. Еще до официального признания, пророк Самуил помазал юного Давида на царство. Он прекрасно осознает, что это положение временно, как конечно земная жизнь. Чтобы вечно оставаться во святилище Божием, необходимо достойно служить Царю Небесному. Это также пророческие строки, в которых можно увидеть упоминание грядущего Христа. Давид является прообразом Мессии.
- В заключительном стихе автор обещает каждый день своей жизни воспевать Имя Божие. Возможно, такой обет современным людям особенно сложно выполнить, поскольку благодарность не является их основным достоинством. Жизнь проходит в спешке и суете, все блага мы считаем нормой жизни и стремимся приобрести их еще больше.
- Псалом 101 — текст на русском;
- Смотрите тут псалом 126 — текст на русском;
- Псалом 11 — текст на русском: .
На самом деле все, что нас окружает — будь то звезды на небе, воздух, которым мы дышим, крыша над головой и кусок хлеба — не наша заслуга, а результат Божьей заботы. Сама жизнь есть драгоценный подарок от Него. Поводов для благодарности более чем достаточно. Каждый может их увидеть, если откажется от эгоцентрического мировоззрения. Ежедневная благодарность — это та малость, на которую способен любой.
Псалом 60
Псалом написан Давидом во время гонения от Авессалома, когда он бежал уже из Иерусалима. На это указывает как самое обращение к Богу – «Услышь, Боже, вопль мой» (Пс. 60:2), свидетельствующее о тяжелом положении писателя, так поименование себя царем (Пс.60:7), который в означенное время находился не в Иерусалиме, а вдали от него (Пс.60:3). Давид же, как царь, только раз подвергался гонениям и именно от Авессалома.
Услыши, Господи, мою молитву и спаси меня, так как я только в Тебе нахожу прибежище. Дай мне вечно жить под Твоим покровительством (2–5). Ты услышишь молитву мою и возвратишь мне мое наследие. Да умножит Господь дни царя; да пользуется он вечной милостью Бога и тогда он возблагодарит Господа молитвами и обетами (6–9).
Пс.60:3. От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
Под «концом земли», где находился Давид, можно разуметь, возможно, Маханаим. Писатель называет эту местность «концом земли», или границей Палестины для того, чтобы показать отдаленность своего настоящего местопребывания от Иерусалима и храма, который для благочестивого царя являлся предметом первой необходимости: там он мог быть ближе к Господу и отдаваться молитвам пред Ним. «Скалой» Давид часто называет Господа. Возвести на скалу – дать твердую защиту.
Пс.60:5. Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
«Жить… вечно в жилище» Божием – может означать ближе всего надежду Давида до конца дней находиться при скинии, жить в Иерусалиме, равно также и желание пользоваться »вечной», за гробом, «близостью к Богу».
Пс.60:6. ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне
наследие боящихся имени Твоего.
«Услышал», «дал» прошедшие времена вместо будущих (прошедшее пророческое). – «Наследие боящихся имени Твоего» – Господь сохранил за Давидом то наследие, какое Им обетовано для боящихся Его. Это наследие – возвращение ему неправедно отнятого престола. В согласии со ст. 5 можно разуметь и дарование вечной жизни за гробом, как удел, назначенный вообще для праведников.
Пс.60:7. Приложи дни ко дням царя, лета его продли
в род и род,
«Приложи дни ко дням» – удлини жизнь, «лета его продли
в род и род» – во все время существования человеческих поколений. Пусть имя Давида хранится в потомстве не в смысле простого памятования о нем, как историческом только деятеле, но в потомстве, происшедшем от него. Таким потомком был обетованный Мессия, вечный Царь.
Пс.60:8. да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
«Пребыть… вечно пред Богом» – пользоваться вечной милостью, близостью к Нему после смерти.
Пс.60:9. И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Испрошение Давидом милости от Бога сопровождалось обещанием с его стороны «исполнять обеты… всякий день». К числу таких обетов принадлежит ежедневное прославление Его имени.