Псалом 18 читать:
1 В коне́ц, псало́м Дави́ду
2 Небеса́ пове́дают сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет твердь. 3 День дни отрыга́ет глаго́л, и нощь но́щи возвеща́ет ра́зум. 4 Не суть ре́чи, ниже́ словеса́, и́хже не слы́шатся гла́си их. 5 Во всю зе́млю изы́де веща́ние их и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их. В со́лнце положи́ селе́ние Свое́, 6 и Той, я́ко Жени́х исходя́й от черто́га Своего́, возра́дуется, я́ко Исполи́н тещи́ путь. 7 От кра́я небесе́ исхо́д Его́, и сре́тение Его́ до кра́я небесе́, и несть и́же укры́ется теплоты́ Его́. 8 Зако́н Госпо́день непоро́чен, обраща́яй ду́шы, свиде́тельство Госпо́дне ве́рно, умудря́ющее младе́нцы. 9 Оправда́ния Госпо́дня пра́ва, веселя́щая се́рдце, за́поведь Госпо́дня светла́, просвеща́ющая о́чи. 10 Страх Госпо́день чист, пребыва́яй в век ве́ка: судьбы́ Госпо́дни и́стинны, оправда́ны вку́пе, 11 вожделе́нны па́че зла́та и ка́мене че́стна мно́га, и сла́ждша па́че ме́да и со́та. 12 И́бо раб Твой храни́т я́, внегда́ сохрани́ти я́, воздая́ние мно́го. 13 Грехопаде́ния кто разуме́ет? От та́йных мои́х очи́сти мя, 14 и от чужди́х пощади́ раба́ Твоего́, а́ще не облада́ют мно́ю, тогда́ непоро́чен бу́ду и очи́щуся от греха́ вели́ка. 15 И бу́дут во благоволе́ние словеса́ уст мои́х, и поуче́ние се́рдца моего́ пред Тобо́ю вы́ну, Го́споди, Помо́щниче мой и Изба́вителю мой.
Псалом 18 на русском:
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Начальнику хора. Псалом Давида. 2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. 3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. .
По сути человек имеет неисчерпаемый источник знаний на каждый день, нужно только воспользоваться дарами Бога для человека – зрением, слухом и разумом — чтобы вычерпать эти знания из «колодца» молчаливых проповедников славы Божьей. Давид восхищается их способностью безмолвно восхвалять своего Творца: глядя на небеса и землю и, размышляя о том, как они устроены – можно очень много услышать о Нём от них. Изо дня в день эти творения передают людям знания о Боге и неважно, на каком языке говорит человек — язык безмолвных творений Иеговы он понять ВСЕГДА в состоянии, если хотя бы немного напряжёт свой ум:
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их
Это человеку человека бывает трудно понять из-за наличия непонятных слов и внешнего восприятия, а речь земли и небес — не по словам нами воспринимается, а духом — внутренними ощущениями, чувствами. Если в молчащем человеке зародились восхищение , например, или признательность Богу – хоть у грека, хоть у иудея, хоть у англичанина – они одинаково для слуха Божьего звучат , ибо Он – дух и понимает язык нашего духа без необходимости облекать его в словоформы.
18:5- 7
По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу, 6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще: 7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
Так поэтично Давид увидел путь жизни солнца на небе. Не мог тогда Давид объяснить движение Солнца при помощи закона всемирного тяготения, но для того, чтобы восхищаться Творцом такого светила достаточно всего лишь наблюдать за ним и прийти к выводу, что есть творец у него.
Хотя кто-то умудряется и само солнце почитать за бога, но Творец в этом не виноват. Всё Бог предусмотрел для того, чтобы жизнь на земле процветала, все рассчитал, и человек просто обязан это заметить. Если бы ближе к земле было солнце, сгорела бы земля. Дальше – покрылась бы вековыми льдами. Но нет, с математической точностью до тысячных долей рассчитана Богом траектория движения солнца и расстояние его до земли. Само это положение вещей — лучшая проповедь о славе Божьей для всех, любящих размышлять.
18:8
Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
Иногда у людей появляются мысли, особенно, когда им что-то надобно сделать за пределами закона Божьего: «а, может, Бог чего-то не предусмотрел или что-то оставил без внимания, поэтому нам так трудно живётся. А, может, Он где-то не вдавался в мелочи и создал закон приблизительный» и т.д., что оправдывает их неправильные поступки. Однако Давид говорит о совершенстве закона Божьего, закона гармонии небес и земли.
К нему нечего добавить и нечего убавить, пытаясь сделать его шире и лучше (усовершенствовать его по своему пониманию). Закон Бога невозможно сделать лучше, он – вершина, достигнув которую все разумные творения Бога вовеки удержатся в гармонии с Творцом и Его мирозданием. Постижим ли он? Да, закон Бога настолько лёгок для понимания, что даже простой неграмотный человек, далёкий от учёных степеней и регалий заслуженного академика — в состоянии его вместить. И надо заметить, что закон Божий умудряет ИМЕННО ПРОСТЫХ. Мудрецов с регалиями учёных — этот закон как раз может и не умудрить, ибо они считают себя и без него достаточно мудрыми. Если сердце свободно от амбиций, светского мусора, чванливости светских «львов» и прочее — оно имеет достаточно свободного места для того, чтобы принять в себя закон Бога, закон управления всем -при помощи любви.
18:9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
Что это за праведник, который ходит расстроенный и понурый из-за того, что ему заповеди Бога «приходится» исполнять? Но блажен, кто сможет уверовать в совершенство Божьего закона: все требования этого закона — справедливы и исполняющий их праведник будет счастливым человеком. Радостно знать, что этот закон непременно будет исполняться на всей земле. Если научиться ему – станешь светлой счастливой личностью, глаза прозреют и ясно будут видеть путь, по которому человек будет ходить во всей вечности
18:10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
Страх Господень чист – нет ничего унизительного в том, чтобы иметь в себе страх Божий (чтобы быть богобоязненным человеком). Богобоязненность подразумевает: 1) благоговейный трепет (глубочайшее уважение и почтение к Богу, к величайшей Святыне человека, которую огорчить категорически не хочется); 2) здравое опасение или боязнь прогневить Бога непослушанием Ему: страшно приближаться к краю пропасти, переходить за черту Божьих требований, ибо страшно стоять пред Ним в качестве богопротивника (Евр.10:31) — тем более, если точно известно, что в этом веке склонность скатываться ко греху — неотступно следует за потомками Адама, даже если они стали христианами (Римл.7).
Богобоязненность ничуть не унижает христианина, ибо это качество — благочестивое и здравое (ходить на метр от пропасти из опасения туда свалиться — не унижает человека, а сохраняет ему жизнь).
18:11,12 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; 12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
Для Давида существование истины Божьей и Его закона жизни, о которых он имеет возможность ещё и узнать – высшая награда, ему больше нечего желать.
18:13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных [моих] очисти меня
Давид знает, что сам человек не может ориентироваться в том, согрешает ли он, если ему не показать эталон праведника с точки зрения Бога. Но даже если и показать в общем — всё равно человек может в чём-то ошибаться, анализируя свои поступки, ибо есть грехи неведения по незнанию, есть грехи нечаянные, предвидеть которые невозможно, ибо иногда и сам не знаешь, на что ты бываешь способен. Поэтому Давид просит помощи у Бога в том, чтобы ему очищаться от всех пороков, о которых сам он может и не догадываться. Как Бог очищает нас? Допуская жизнь в веке этом и ситуации, в которых из наших глубин может всплыть такой порок, о существовании которого мы даже и не догадывались. А если он обнаружился – слава Богу: значит, с ним можно и бороться.
18:14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
Также Давид понимает, что есть грехи — и осознанные, что иногда
желание нарушить закон жизни Бога — может быть сильнее желания его исполнить, и воля человека может подавить волю Бога для него. В том, чтобы победило желание исполнить волю Бога — тоже нужна поддержка свыше. Ибо сам человек без поддержки святого духа — немощен.
Давид искренне не желал отойти от Бога, но честно признавался пред Ним в том, что иногда возникает соблазн это сделать, а грех — он и есть грех, умышленный или неумышленный. Только цена их разная, как и последствия для согрешающего. Поэтому Давид просил Бога помочь не согрешать, и Бог помогал ему иметь силы не согрешать во всех случаях, когда Давид об этом ПРОСИЛ. В случае с Вирсавией, например, Давид и не просил помощи у Бога, потому и согрешил. И проблема была только в том, что ОН САМ НЕ ПОЖЕЛАЛ сопротивляться греху, а потому и не попросил помощи у Бога: может, был ослеплён сильным желанием иметь Вирсавию, может, не считал это грехом , может, считал не таким уж серьёзным грехом (царь всё же)– Бог знает. Наша проблема тоже часто заключается не в том, что Бог НЕ помогает нам не согрешать. А в том, что мы сами НЕ ЖЕЛАЕМ сопротивляться греху.
18:15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
От избытка сердца говорят уста. Это с одной стороны. А с другой – устами можно приближаться к Богу, а сердцем – далеко стоять от Него. Поэтому Бог может быть доволен словами уст наших только при условии, что сердцем — мы к Нему близки.
Причём, слова уст
наших — это не только моменты обращения к Богу в молитве или прославление Его в собрании великом. Это – ежедневные наши разговоры с ежедневным использованием языка нашего — прикрасы неправды и огня, разжигающего всё вокруг нас. Вот и задумаемся: радуют ли Бога, слышащего нас — наши
повседневные разговоры?
И размышления сердца нашего
— это не только размышление над Писанием в момент чтения его или в собрании. Это —
ежедневные наши мысли,
возникающие на фоне житейских проблем века сего и живущие в головах наших с утра до ночи. О чём они? Это — также наши мечты ночью, когда находится крошечный островок времени между бодрствованием и сном – радуют ли они Бога?
Давид любил Бога и был близок к Нему всем сердцем своим, поэтому он и беспокоился о том, чтобы и слова, и мысли, и дела его — не расходились между собою, а всегда жили в нём гармонично в согласии с волей Бога.
Псалом 18 смысл молитвы:
Почему верующие так любят иконы? Потому что каждый образ несёт в себе откровение о нашем Господе. И пророк Давид воспел в псалме откровение о Боге, данное всем живущим на земле: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. Небо, которое мы видим, говорит о могуществе Творца, Создавшего наш мир Своим словом. Но за небесами, доступными зрению, существует неизмеримая глубина вселенной. Мысль человека устремлена в эти беспредельные дали. Поведают — сообщат что-то важное. И мы рассказываем близким, чем обогатилась наша душа, возвысился ум. Апостол Павел в Послании к Римлянам обличал язычников. Они познавали Бога через природу: «вечная сила Его и Божество от создания мира через рассмотрение творения видимы». Но люди не пошли дальше — не обратились к Господу в молитве, чтобы Он дал им большее откровение. И в этом — истоки язычества: не познав своего Творца, человек стал обоготворять природу и её явления, приписывать качества Божии изображениям животных и птиц, изваяниям из камня и металла, создавать идолов. Таким образом, люди огрубели, потеряли знание о Господе. И тогда среди язычников распространились страшные пороки.
Мне вспоминается блаженный Августин. Он уходил в дебри мистических заблуждений, еретических учений, но упорно искал смысл жизни. И однажды спросил: «Море, ты ли мой Бог?» Море ответило: «Нет, я творение рук Его». Обратился к небесам: «Солнце, звёзды, вы ли Бог, Которого ищет моя душа?» Они сказали: «Нет, мы Его создания». Ветер, стихии, вся природа говорили ему, что созданы Господом. В этих вопросах и ответах содержится то же, что и в псалме Давида: творение же руку Его возвещает твердь. Когда Господь создавал землю, в первый день из небытия явилось нечто хаотическое — первоматерия. Бог её разделил на воду и твердь. Твердь — не только суша, но и солнце, луна, звёзды.
Когда мы знакомимся с астрономией, нам открываются поразительные законы. В строго определённое время на земле начинается утро, потом наступает вечер. Из соединения дня и ночи складываются сутки, а на библейском языке — день.
Наша жизнь определяется присутствием светил на небосводе: «Изыдет человек на дело своё, и на делание своё до вечера. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси». Твердь, в отличие от воды, представляется нам прочной, надёжной, неизменяемой. Хотя мы видим, как в августе падают звёзды. Христос предупреждает: небо и земля прейдут, но ни одна иота не уйдёт из закона Божьего. И эту иоту закона можно назвать настоящей твердью, вокруг которой Господь сотворил наш мир.
Дальше в псалме объясняется: вселенная создана основательно. Но она — не простое подспорье для поддержания жизни. Бог не творит ничего мёртвого: День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум. В природе разлит избыток Божественной энергии. Поэтому один день другому сообщает не слова, а глагол. Глагол называется вещим: в нём присутствует сила, убедительность, вечность. И к пророкам Создатель обращается: «Проглаголь!» Ночью живая вселенная рассказывает о себе: и нощь нощи возвещает разум. А разум — целая система познания: она охватывает то, что происходит ежедневно и будет потом. Господь открывает нам возможность увидеть это, осмыслить — и передать другим; Он поставил человека царём над всем творением — и открыл перед нами Божественную книгу природы. Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их. Нет таких наречий человеческих, которые не понимали бы, не слышали язык природы.
Вспомним, что открывалось Михаилу Юрьевичу Лермонтову в испытаниях, скорбях:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Сейчас в городах нам уже не разглядеть мерцания звёзд. А на чистом небе видно, как небесное воинство (так оно названо в Библии!) выходит охранять вселенную. Необыкновенно тихо становится на душе. Вселенная — живое творение Божие — просит человека: «Береги меня, учись у меня, трудись, чтобы я воздавала тебе добром».
Пророк Давид созерцает природу, которая не прекращает своего благовестия для всех народов: Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их. Бог положил Своё селение (место жительства, как скажут теперь) — в солнце: В солнце положи селение Свое, и той, яко жених исходяй от чертога своего, возрадуется, яко Исполин тещи путь. Тьма угнетает душу, особенно зимой. Это время даже называют утробным: мы словно находимся в материнской утробе. И ликуем, как только появляется солнце. Оно необыкновенно. Встанет утром — и сразу просыпаются наши чувства: жизнь жительствует! Разливаются свет, тепло, радость. И кажется: вот где Бог. Но человек получил откровение от Самого Господа: Он живёт в неприступном, непостижимом свете. Солнце выходит, как жених из чертога, радуется — и отправляется в путь, словно исполин.
|
Библия Онлайн
1(17-1) ^^Начальнику хора. Раба Господня Давида, который произнес слова песни сей к Господу, когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула. И он сказал:^^ (17-2) Возлюблю тебя, Господи, крепость моя!
2 (17-3) Господь—твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, —скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое.
3 (17-4) Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь.
4 (17-5) Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня;
5 (17-6) цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня.
6 (17-7) В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его.
7 (17-8) Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался [Бог];
8 (17-9) поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли [сыпались] от Него.
9 (17-10) Наклонил Он небеса и сошел, —и мрак под ногами Его.
10 (17-11) И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра.
11 (17-12) И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных.
12 (17-13) От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные.
13 (17-14) Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные.
14 (17-15) Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их.
15 (17-16) И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного [гласа] Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего.
16 (17-17) Он простер [руку] с высоты и взял меня, и извлек меня из вод многих;
17 (17-18) избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня, которые были сильнее меня.
18 (17-19) Они восстали на меня в день бедствия моего, но Господь был мне опорою.
19 (17-20) Он вывел меня на пространное место и избавил меня, ибо Он благоволит ко мне.
20 (17-21) Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня,
21 (17-22) ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим;
22 (17-23) ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал.
23 (17-24) Я был непорочен пред Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне;
24 (17-25) и воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его.
25 (17-26) С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним—искренно,
26 (17-27) с чистым—чисто, а с лукавым—по лукавству его,
27 (17-28) ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь.
28 (17-29) Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою.
29 (17-30) С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену.
30 (17-31) Бог! —Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него.
31 (17-32) Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего?
32 (17-33) Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь;
33 (17-34) делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня;
34 (17-35) научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук.
35 (17-36) Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня.
36 (17-37) Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои.
37 (17-38) Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их;
38 (17-39) поражаю их, и они не могут встать, падают под ноги мои,
39 (17-40) ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня;
40 (17-41) Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня:
41 (17-42) они вопиют, но нет спасающего; ко Господу, —но Он не внемлет им;
42 (17-43) я рассеваю их, как прах пред лицем ветра, как уличную грязь попираю их.
43 (17-44) Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне;
44 (17-45) по одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною;
45 (17-46) иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих.
46 (17-47) Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог спасения моего,
47 (17-48) Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы,
48 (17-49) и избавляющий меня от врагов моих! Ты вознес меня над восстающими против меня и от человека жестокого избавил меня.
49 (17-50) За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему,
50 (17-51) величественно спасающий царя и творящий милость помазаннику Твоему Давиду и потомству его во веки.