Что значит фраза «Пути Господни неисповедимы»: происхождение, автор, толкование

Библия — кладезь мудрости

Книга книг — Библия — обогатила наш язык множеством крылатых выражений. Большинство из них мы часто используем для образной передачи мысли. Одно из таких выражений — «пути Господни неисповедимы». Мы употребляем его, чтобы ободрить близкого человека в случае нелегких жизненных испытаний. Произносим, когда удивляемся хитросплетению случайных событий, приведших к удачному решению сложного вопроса. Нередко слышим эту фразу с амвона церкви во время проповеди священника. Каков же первоначальный смысл словосочетания «пути Господни неисповедимы» и кто впервые произнёс эти слова?

пути Господни неисповедимы

Значение фразы

В Библии

Апостол Павел наставляет людей принять на веру, могущество и справедливость Всемогущего Бога, которому одному единственному дано знать все во все времена. Сама мысль о великом таинстве путей господних обладает способностью утешать во времена суровых испытаний. А понять ее правильно поможет не несовершенный человеческий ум, а душа, склонная верить без доказательств.

В современном мире

Современный, чересчур рациональный мир создает иллюзию того, что человек способен самостоятельно строить планы на будущее, оценивать и анализировать события, игнорируя Священное Писание. Смирение становится редчайшей добродетелью, а гордыня разъедает человечество подобно ржи.

Однако все тщеславные помыслы разбиваются о каменную стену мироздания и убеждают заблудших в том, что поддержку следует искать только у Творца.

Пути Господни неисповедимы: что это значит

Апостол Павел является автором выражения «пути Господни неисповедимы». В послании к Римлянам он пишет:

«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим.11:33).

Так, в первоисточнике звучит слово «неисследимы». Это значит, что исследовать замыслы Бога, то есть узнать и изучить их, невозможно. Человеческом разуму не под силу пройти «по следам» Божественного замысла и понять все его повороты. Толкователь Евангелия блаженный Феофилакт так пишет об этом:

«О путях же не сказал: непостижимы, но: неисследимы, то есть не могут даже быть исследуемы. Пути Его, то есть способы домостроительства, не только не могут быть постигнуты, но даже исследованы, то есть нельзя даже видеть следа их».

Апостол Павел в своих словах выражает изумление Премудростью Божией. Он поражен величием Его Промысла о мироздании и каждом отдельно взятом человеке.

С течением времени слово «неисследимы» было заменено на привычное нам «неисповедимы». В переводе со славянского это значит то, что нельзя выразить словами. Нечто, что не поддаётся пониманию, непостижимо для ума.

Таким образом, общее значение рассматриваемого популярного выражения следующее: человек не в силах проникнуть в глубины Божественного Промысла и выявить причинно-следственные связи случившегося.

Смысл фразы «пути Господни неисповедимы» заключается в невозможности познать премудрость Божьего Замысла. Словосочетание используется для выражения мысли о том, что даже тяжелые и скорбные события жизни Господь управляет ко спасению бессмертной души человека.

«С Богом никто не поспорит, и Он никому не дает отчета, и одно несомненно, что все, что он творит, есть во благо, есть совершенное добро» (архимандрит Иоанн Крестьянкин).

Притчи, разъясняющие смысл

Первая притча

Притча о спасении моряка

В этот момент юноша отчаялся, начав восклицать, что незаслуженно получил такое наказание. В это мгновение на горизонте появился корабль. Оказалось, что команда рассмотрела высокий костер, решив, что кому-то требуется помощь. Иначе они бы ни за что не прошли по этому маршруту вблизи острова.

Пути Господни неисповедимы

В первой строке Символа Веры христиане исповедуют Господа как Вседержителя. А это значит, что Он все держит в Своей Божественной руке, направляя все к добру. Премудрый Творец, гармонично устроивший Вселенную, поддерживает в ней согласованность и порядок, видя все вне времени и пространства.

«Бог все наперед знает и что было, и что есть, и что будет; все знает Он прежде события, и видит то так, как бы оно было присуще и совершалось пред лицем Его, потому что все от Бога имеет свое бытие и существование и все прежде бытия находится в Его творческом уме» (преподобный Симеон Новый Богослов).

Божественный Замысел простирается на все Его творение: от Небесных Сил до полевых лилий. Но ограниченному человеческому уму невозможно постигнуть всю глубину Божьего Промысла. Для человека пути неисповедимы, которыми Господь Вседержитель как Источник благ, все события ведёт ко спасению и добру.

«Бог уп­равля­ет ми­ром, и все, со­вер­ша­юще­еся на не­бе и в под­не­бес­ной, со­вер­ша­ет­ся по су­ду Пре­муд­ро­го и Все­могу­щего Бо­га, не­пос­ти­жимо­го в пре­муд­рости и все­могу­щес­тве Сво­ем, не­пос­ти­жимо­го в уп­равле­нии Сво­ем» (святитель Игнатий Брянчанинов).

В годовалом возрасте для ребёнка его квартира кажется всем миром. По мере взросления он узнаёт о существовании многих стран. Все это происходит постепенно, неподготовленный детский ум не способен воспринять масштабы пространства. Так и взрослым людям, которые всегда остаются детьми Небесного Отца, не стоит пытаться постичь всю глубину и премудрость Божественного Замысла.

Об этом Сам Господь предупредил авву Антония. Об этом повествует следующий рассказ в Отечнике (сборнике жизнеописаний подвижников и монахов).

Антоний Великий, раннехристианский монах-пустынножитель, долгое время размышлял о глубине Божественного Промысла. Почему некоторые живут до глубокой старости, а другие уходят в младенчестве? Почему нередко злые люди благоденствуют и наслаждаются материальными благами, а добропорядочные испытывают бедность и несчастья? После продолжительной молитвы авва Антоний услышал глас: «Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно».

Распространение выражения

Подобные мысли вполне могут встречаться в различных пословицах и народных поговорках. Мысль, заключенная в этой фразе, основывается на следующих постулатах:

  • простым человеческим умом не следует пытаться понять весь мир, такое не представляется возможным;
  • попытки понять мир полностью являются никчемными для человека;
  • во всем есть какой-то глобальный замысел, который многообразен и недоступен пониманию;
  • люди порой не понимают причин и результатов различных событий, многие взаимосвязи выше человеческого понимания;
  • лучше принять многообразие и сложность этого мира, чем стараться досконально разобраться во всем.

Конечно, не следует считать народную мудрость (выражается в пословицах «человек предполагает, а Бог располагает» и других) и рассматриваемую фразу как призыв к отсутствию познания и неведению, речь совсем не об этом.

Рассматриваемая мысль проявляется в культуре многих народов, и это не удивительно. Когда люди доходят до определенного уровня духовного развития, они обретают схожие мысли и миропонимание, ведь оно является естественным, так устроен мир, нужно просто понять некоторые факты. Перевод фразы распространен в различных языках:

  • на английском — God moves in a mysterious way (эта фраза используется в различных песнях англоязычных поэтов, есть стих с таким названием) или The ways of God are inscrutable, также возможно сказать и Mysterious are the ways of the Lord;
  • на латыни — Investigabiles viae Domini или Viae Domini imperceptae sunt;
  • на украинском — шляхи Господні несповідимі;
  • на испанском – los caminos de Dios son inescrutables;
  • на французском — les voies de Dieu sont impénétrables.

Да будет воля Твоя!

Самый мудрый царь всех времен и народов Соломон, глядя на величие Премудрости Божьей, восклицал:

«Ибо какой человек в состоянии познать совет Божий? или кто может уразуметь, что угодно Господу?» (Прем.9:13).

Именно эту мысль и выразил апостол Павел, употребив крылатое сегодня выражение «пути Господни неисповедимы». При этом дальше апостол добавляет славословие Господа, говоря:

«Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим.11:36).

Мы призваны доверять Богу как Премудрому Управителю всего существующего. И по словам блаженного Феодорита:

«На Него подобает всем взирать, принося благодарность за то, что уже есть, и прося о попечении в будущем».

Сам Господь Иисус Христос учит христиан совершенному доверию Господу, когда даёт ученикам образец молитвы, в которой звучат слова:

«да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф.6:10).

Дальше Христос показывает пример всецелого предания себя в руки Божественного Промысла. Он как человек страшился грядущих мучений и смерти. И молясь до кровавого пота перед Своими крестными страданиями в Гефсиманском саду, Христос повторял:

«впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39).

И Божественным Промыслом было устроено так, что позорная казнь Иисуса Христа на кресте, стала дверью в Небесное Царство для всех верующих в спасительную Жертву Христа.

Так в жизни каждого человека даже тупиковые, на первый взгляд, ситуации и скорбные события Господь устраивает ко благу. Христианин должен с молитвой и упованием на Бога принять все происходящее с ним. Именно в этом заключается смысл смирения — во всем видеть управительную Руку Божественного Отца.

«Мы дол­жны быть убеж­де­ны толь­ко в од­ном, что Бог все по­сыла­ет для на­шей поль­зы, а са­мого спо­соба не ис­сле­довать, и не роп­тать, и не уны­вать, ког­да не зна­ем его. В том то, глав­ным об­ра­зом, и сос­то­ит Про­мысл, что при­чины для нас не­пос­ти­жимы» (святитель Иоанн Златоуст).

Разбор и происхождение фразы

Что означает выражение «Пути Господни неисповедимы»?

Если взять в руки Библию и открыть на послании апостола Павла, то можно увидеть стих, являющийся первым упоминанием о «путях Господних». Хоть там и указана несколько иная формулировка, смысл не меняется. Дело в том, что множество фраз из Библии с трудом переводится на русский язык дословно, и священнослужителям приходиться слегка искажать текст для удобства понимания.

Толковать это изречение достаточно трудно, так как его нужно прочувствовать душой и сердцем, не добавляя ни грамма аналитики. Апостол Павел в стихе испытывал восхищения перед деяниями Господа и признает, что его планы крайне сложны для понимания обыкновенным смертным. И не нужно даже пытаться вычислить путь, по которому Бог может пустить человека. Многие убеждают, что не нужно и пытаться заглядывать в Божьи замыслы, они неисповедимы и к ним нужно относиться даже с опаской, иначе можно навлечь беду.

Для тех, кто испытывает трудность в понимании фразы «Пути Господни неисповедимы», можно провести аналогию с русской пословицей, известной каждому «Все, что ни делается-делается к лучшему». Говорится в них примерно об одном — в жизни каждого человека путь намечен Богом и все решено.

Какой смысл вложен во фразу «Пути Господни неисповедимы»

Что подразумевают современные люди, произнося эти слова? Как изменилась трактовка по прошествии нескольких сотен лет? В прошлые времена люди с большей легкостью верили в то, что жизненный путь намечен свыше и каждый человек, не сомневаясь ни на секунду, доверял планирование жизни Господу.

В настоящим мало кто может похвастаться такой степенью веры. Люди по-прежнему продолжают говорить известную фразу в качестве сочувствия или в поисках утешения, вот, только былое восхищение напрочь выветрилось, уступив место лишь слабости и беззащитностью перед силами Творца.

Фраза одновременна и проста, и сложна для восприятия современного человека, так как в двадцать первом веке народ старается быть максимально самостоятельным, ошибочно, не подчиняясь законам Божьим.

Священнослужители верят в то, что смирение перед Господом выражается в благодарности за все мелочи, что встречаются на жизненном пути.

Люди, активно изучающие Библию, с уверенностью могут выделить список фраз, которые вложены в основу этой религии. Естественно, в список входит и фраза, рассматривая в этой статье.

Притчи, которые помогут понять значение известной фразы:

  1. Притча о старце и ангеле.
  2. Притча монаха-отшельника.

Притча о старце и ангеле

Один старец никак не мог смириться с тяготами судьбы, его разум мучали тысячи вопросов, ответы на которые он пытался найти у Господа, каждый день, во время молитвы, задавая их. В один из таких дней, до него снизошел ангел и сказал сидеть три дня на дереве, наблюдая за происходящим внизу. И старец выполнил наставление.

В первый день его глазам предстала картина — богатый всадник теряет мешочек, наполненный золотом. На второй день, пришедший на то место пообедать фермер, находит мешочек. На третий день к месту пришел нищий, чтобы доесть еду, оставленную фермером. Следом появился всадник и убил нищего, уверенный в том, что именно он украл кошель с золотом.

После такой несправедливости мудрец слез с дерева, полный негодования. Он был готов отречься от веры и от Бога, что позволял твориться такому беспределу, но ангел остановил его, рассказав о случившемся.

Он поведал, что всадник — жестокий сборщик дани, законно грабящий народ. А убил он не просто нищего, а разбойника, молившего о смерти, дабы искупить прошлые грехи. А сборщик подати после этого раскается в своих грехах и обратится к Богу, моля о прощении. Фермер же оказался разоренным, и мешочек спасет его семью от голода.

Притча монаха-отшельника

В первую ночь на его глазах спутник украл из дома крестьянина золотую чашу, подаренную соседом в честь примирения.

Во вторую он поджег дом бедняка, который приютил их на ночь.

В третью же он попросил одного из крестьян дать сына в качестве проводника и сбросил его в реку.

Советуем изучить Икона «Успение Пресвятой Богородицы»

И лишь по окончании пути он рассказал монаху об истинном значении его действий, о замыслах Божьих. Выяснилось, что чаша была отравлена, а наутро крестьянин найдет клад и разбогатеет. Погибший мальчик вырос бы страшным грешником и унес бы вслед за собой немало душ. А отец после смерти сына начнет так сильно страдать и скорбеть, что станет самым набожным человеком и многим поможет советом.

Стоит слепо верить Господу, полностью полагаясь на пусть, который он выбрал еще до появления человека на свет.

Для христианина нет случайностей

Человеку нередко может казаться, что жизнь — это набор случайных событий. Но православный верующий знает, что каждое явление — звено Божественного Провидения в единой цепи устроения мира. Когда мы стоим на месте, нам может казаться, что лес вокруг нас дремуч и страшен. И только пройдя вперёд, мы увидим, что за раскидистыми ветвями притаилось спокойное живописное озеро. Так, тяжелые события нашей жизни могут быть началом положительных перемен. Нужно только доверять и благодарить Бога.

Наглядно это иллюстрирует следующая притча.

У одного крестьянина пропала лошадь. В ответ на переживания соседей он спокойно отвечал: «У меня просто пропала лошадь. На все воля Божья». Через некоторое время пропавшее животное само пришло в стойло, да ещё привело с собой молодого жеребца. Соседи с завистью в голосе охали и поздравляли счастливого обладателя двух отличных лошадей. На это крестьянин лишь тихо улыбался и благодарил Бога.

Сын крестьянина решил опробовать нового скакуна. Во время катания он упал с лошади и сломал ногу. На горестные причитания соседей крестьянин славил Бога и говорил, что так угодно Господу. Знакомые махнули рукой на причудливого старика: его сын болен, а он радуется. Но внезапно пришла война, и всех здоровых ребят забрали воевать. В деревне остался лишь сын старого крестьянина со своей сломанной ногой.

Так, у человека, который доверяет Господу и Его Божественному Промыслу, нет случайностей. Каждое событие словно очередной стежок, который делает Премудрый Господь на ткани человеческой жизни и всей мировой истории.

«Случайностей в жизни нет и быть не может, Бог Промыслитель правит миром, и каждое обстоятельство имеет высший духовный смысл и даровано Богом для исполнения этой вечной цели – для познания Бога» (архимандрит Иоанн Крестьянкин).

Фатализм и вера

Описывая, что значит рассматриваемая фраза, нужно отметить еще один смысловой акцент, который тоже является весьма существенным. Этот акцент следует выразить в словах: «Никому не известна его судьба, только Господу». Только Господь на самом деле знает о судьбах этого мира и каждого человека в отдельности.

«Пути Господни неисповедимы» – что значит эта фраза?

Стоит ли верующему тогда полностью отдаться фатализму (концепция, в которой любое событие считается предопределенным, а человеческий выбор не имеет значения) и не предпринимать ничего? Конечно, для православного вопрос является банальным и риторическим и ответ на него однозначно отрицательный. Ведь каждый знает о свободе воли и что это значит потребность в личном выборе каждого.

В частности, каждый в отдельности выбирает, идти ли к спасению собственной души или поддаваться страстям и грехам. Конечно, пути Господа неисповедимы, но людям предоставляется выбор между снисканием Царства Небесного и бездействием на этом пути.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: