СТРАСТИ ПО ХРИСТИАНСКОМУ УЧЕНИЮ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.

Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством — так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает — страдание. Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой». Смертными эти грехи называются потому, что отпадение человеческой души от Бога — это смерть души. Без благодатной связи со своим Создателем душа мертвеет, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном своем существовании. И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех обратится в навык!» А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

Семь смертных грехов 1. Гордость

На всю жизнь

Борьба со страстями должна быть очень разумной. Человек должен взвесить и осознать с чем он хочет бороться — с силой, которая во многом превосходит его. Легко допустить в себя действие демонических страстей, но исцелить себя самому невозможно. Когда увидишь все это, то Боже мой, руки опускаются. Как я могу с этим справиться? Действительно, если человек без рассуждения отнесется к этому и опыта духовного еще нет, и вера может еще слаба, решимости может мало, воли тоже к исправлению, тогда получится плохо. Есть в Евангелии такое слово Спасителя — если ты собираешься строить дом, посмотри есть ли у тебя на него средства, а то фундамент сделаешь, а на сам дом не хватит. И будут люди смеяться, скажут, вот посмотрите построил фундамент, основание, а стены не может возвести. Так же если твоей стране грозят войной и ты сразу скажешь, о я пошел, сейчас мы их, можешь попасть впросак. Нет, ты сначала сходи посмотри узнай какое там войско, в каком оно снаряжении, какие средства вооружения у него есть, какое количество воинов, потом взвесь — сможешь ты противостоять? Так в Евангелии сказано. И если ты не можешь противостоять, то иди ищи мира, проси умоляй, чтобы он не разорил страну твою. Действительно, если человек не вооружен духовным знанием и не понимает к чему он приступает, часто в ревности и горячности начинает, давайте сейчас будем поститься, молиться, все страсти разом победим. Особенно это свойственно неофитам — пост, значит сухоядение, и вот они начинают проповедовать великим постом, что масло не надо есть, варить тоже не надо, только сыроядение! Но к чему это. Это только показывается, что человек еще неопытный совсем и многого не понимает. Такой человек еще не знает духовной жизни, не понимают, что она организуется не на один день не на два, не на пост, а на всю жизнь. Постижение духовного мира возможно только с большим терпением, с вниманием, постоянством, углубленностью — тогда только открывается эта область в которой ты можешь по крайней мере определиться, увидеть, познать и со смирением, с терпением, больше уповая на благодать Божию, постепенно начинать эту борьбу со страстью. Когда у прп. Антония Великого была духовная брань ему явился дьявол и сказал — ты постишься, а я совсем ничего не ем, ты спишь два часа, а я совсем не сплю, но одно только не могу терпеть — твоего смирения. Ты меня побеждаешь своим смирением. Так мы видим, что при ревностных потугах, если человек не смиренный и не имеет дара рассуждения, знания Священного Писания, правил аскетики, он ничего не сделает. Возьмется по горячности, может и других увлечь за собой, но потом все это как правило рассыпается. Так как же правильно начать эту борьбу со страстями? Приходи в храм, посмотри. Начался Великий пост. Сейчас читаются особые покаянные молитвы. Вот тебе Священное Писание — открой Евангелие, оно говорит о нашем внутреннем мире, который поражен страстями. И ты спокойненько, молясь, веруя, исповедуя свои грехи, веди простой и воздержанный образ жизни, соответствующий уровню твоей духовности. Не впадай в самочиние, в крайности, проси Бога о помощи и Он не оставит тебя в этой борьбе наедине со львами!
Записала Екатерина СТЕПАНОВА

Версия для печати

Тэги:

Духовная жизнь Борьба со страстями Великий пост

Зависть

Борьба со львами

Один святой отец говорил, что выходя на борьбу со страстью, ты выходишь как на борьбу со львами. Только представь, что тебя бросили в клетку со львами, да, они тебя сразу разорвут. Поэтому нельзя относится к этой борьбе слишком легковесно — вот, мол, я сейчас пойду, попощусь, помолюсь и страсть во мне перестанет действовать. Да, она может ослабнуть, если ты искренне принесешь покаяние, если ты действительно по-настоящему принесешь Богу пост, смиришься, вооружишься терпением, постоянной молитвой. Но сказать, что ты стал от нее полностью свободен нельзя, потому что придет время, когда действие страстей в тебе может снова заявить о себе. Они в тебе остаются, хотя и приглушены. Действие страстей сравнивают с сорняками, с тернием. Хозяин посеял злаки и вдруг, как прекрасно сказано в евангельской притче о сеятеле, вдруг рядом с такой же силой и даже с большей начинают расти сорняки. В этой притче показан наш мир, то что доброе семя растет в нас рядом с семенем страстей. И часто бывает, что семя порока заглушает доброе. Что делать? Во многих притчах Господь объяснял, что поле своего сердца нужно постоянно обрабатывать, так чтобы влияние терния страстей не заглушало бы добрых насаждений, добрых плодов, которые ты должен в жизни принести. Поэтому святые отцы рекомендуют не браться сразу с наскока, не думать о том, что борьба со страстями это просто. Нет, эта брань — дело может быть всей жизни. Почему? Потому что свобода от страстей — это уже бесстрастие. А бесстрастие есть у кого — у святых. То есть, если ты думаешь, что уже освободился от страстей — то это значит ты святой. Только подвигом веры, подвигом любви к Богу, исполнением заповедей Божиих можно победить страсти и стать святым. А мы еще стоим на этом пути. В какую-то меру мы, чуть-чуть увидев их в покаянии, можем пресекать их действие, но корни остаются глубоко и мы не должны расслабляться и думать, что мы уже освятились, очистились, избавились от них. Нет, всегда нужно трезвиться, бодрствовать и малейшее движение, помысел дурной — пресекать. Это то, чему нужно в первую очередь учиться в духовной брани — пришел помысел, ага, я осудил другого, но нет я тебя не приму, ты семя не мое, ты чуждое семя и я не хочу, чтобы ты имело место в моей душе. Пришел гнев — ему нужно тут же противостать, взмолиться, Господи помоги мне, избавь меня от этого порочного намерения, потому что оно разрушающе действует на мою душу. Господь говорит: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет 5:8). Вот эти трезвение, бодрствование, пост, молитва, покаяние и помогают человеку преодолеть порочное состояние и очистить те страсти, которые в них действуют от неразумной жизни, от неразумного поведения, были засеяны, возможно, еще в их детскую душу.

Чревоугодие

Блуд

ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАСТЕЙ

В конечном итоге, страстям подвержены все силы души, по делению которых и можно составить полную классификацию душевных страстей: «Всех пороков один источник и начало; а по качеству той части и (так сказать) члена, который в душе поврежден, получает различные названия страстей и повреждений» (Иоанн Кассиан. 1993, с.618). То есть, можно разделять страсти каждой из сил души: ума, воли, чувств (эмоций), слóва, памяти, воображения, внимания и т. д.

Кроме того действию страстей подвержен и человек целиком – через самолюбие, самомнение, самодовольство, самоуверенность

и т. д. Недаром, св. отцы называли самолюбие матерью страстей: «Хочешь ли за раз избавиться от страстей? – Отрешись от матери страстей – самолюбия» (Фалассий авва. 1900, с.292). Различные страсти проявляются в отношении человека к другим людям (тщеславие, воровство, славолюбие, человекоугодие, человеконадеянность, лицемерие, ханжество, лживость, притворство, потакание, надменность, подозрительность, хитрость, клевета, осуждение, зависть и т. д.), миру (сребролюбие, миролюбие, «прилепление» к нему, натурализм) и Богу (гордость, бесчувствие). Обобщив и дополнив все сказанное, приведем таблицу общей классификации страстей.

ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАСТЕЙ

(основные страсти выделены жирным

)

ТЕЛЕСНЫЕ СТРАСТИобщиеплотолюбие
, телоуслужение
частныечревоугодие:
чревобесие, гортанобесие –
блуд
, прелюбодеяние – невоздержание, неряшливость, пьянство
ДУШЕВНЫЕ СТРАСТИумаересь
(склонность к разномыслию), любоучительность, любопытство, противоречие, придумывание, спорливость
волиленость
, своеволие, самоугодие, непослушание, малодушие, слабоволие, самонадеянность, властолюбие, упрямство, нетерпение, увлекаемость, азартность
чувств, эмоцийгневливость
,
уныние
,
печаль
, неверие, раздражительность, ярость, нетерпеливость, вспыльчивость, отчаянье, жестокость, зависть, страх
слóвамногословие
, празднословие, пустословие, сплетни, сквернословие, брань, клевета
памятизлопамятство
, забывчивость, забвение грехов
воображенияфантазерство
, мечтательность, мнительность, самообман
вниманиярассеянность
, невнимательность
органов чувтвуслаждение органов чувств
, похоть очей
общиедушелюбие
, душеугодие
СТРАСТИ ЧЕЛОВЕКА ЦЕЛИКОМпо отношению к себесамолюбие
, самомнение, самодовольство, самоуверенность
к другим людямтщеславие
, превозношение, осуждение, воровство, славолюбие, человекоугодие, человеконадеянность, лицемерие, ханжество, лживость, притворство, потакание, надменность, подозрительность, хитрость, клевета, зависть, скупость, мстительность
к мирусребролюбие
, миролюбие, натурализм (поклонение природе)
к Богугордость
(первое и последнее из всех зол), бесчувствие

Как мы видим, основные страсти

неравномерно распределились по силам души – наибольшее их количество пришлось на чувства (эмоции), что и понятно, поскольку они являются наиболее подвижными и их гипертрофия приводит к гневливости, а неправильная направленность – к унынию и печали. Поэтому, мы бы дополнили исторически сложившиеся основные страсти таким образом, чтобы туда вошли по одной главной страсти по отношению к остальным силам души, а также страсти по отношению к душе и телу целиком (в таблице мы их выделили
курсивом
).

Гнев

Первый принцип — внимать себе

Прежде всего нужно увидеть в себе наличие страстей. Иначе как бороться с тем, чего не видишь в себе, не чувствуешь, о чем ничего не знаешь. Понятие «страсть» относится к области аскетики. Эта наука посвящена распознанию духовного состояния человека. Те люди, которые прошли этот путь опытно, прежде всего путь самопознания, путь видения в себе действия страстей, много трудились над овладением средствами, которые помогают христианину избавиться от действия страстей или по крайней мере, это действие ослабить, предлагают нам целый набор знаний. Они открывают как страсть появляется, с какого момента она зарождается в нашей душе. В начале всего лежит помысел — это движение нашего ума в сторону того, что ему неполезно, того что недозволенно и действует на нас отрицательно. Аскетика определяет источник всех наших недобрых, зараженных помышлений — они являются из нашего неочищенного сердца. Спасителя однажды спросили откуда в человеке зло. Он сказал, что от сердца вашего из глубины души исходят помыслы и в их основе лежат грехи и страсти — гордости, прелюбодеяния, убийства, грабительства и другие. Аскетика — опытное познание того, что нам дано в Евангелии в определении Самого Господа и Спасителя. Увидеть в себе действие страстей может только тот кто начинает трезвиться разумом. Первый принцип — внимать тому, что осуществляется в душе, выражается в мыслях, движениях сердечных, в чувствах, а это не столь просто. Такое пристальное отношение помогает провести маленькое исследование в самом себе. Откуда, что, почему берется. Не хочу чего-то, а делаю. Стремлюсь к одному, а мотивы какие-то противоположные возникают. Об этом прекрасно сказал в своем послании апостол Павел — горе мне, бедный я человек «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю все снова и снова» (Рим 7:19). Во мне действует грех, — говорит апостол Павел дальше. И когда человек это действие увидит, не просто почитает, узнает из книг, а именно увидит в себе действие греха, тогда он будет способен каяться. Я помню, что когда в молодости читал аскетику, я стал смотреть внутрь себя внимательно и понял, что во мне действуют какие-то настроения, побуждения, от которых мне бы хотелось избавиться. А если человек обнаружит это действие в себе, то он способен каяться. Иначе, если он этого не видит, не знает, то в чем каяться? Только во внешних проявлениях? Но они существенно человека не меняют. А ведь только благодаря познанию того, что наша душа поражена действием страстей, начинается настоящая духовная жизнь. И она совсем не простая. Вся жизнь христианина проходит в духовной брани. Между разумом нашим, нашей душой и теми помыслами, теми прилогами, которые непрестанно воздействуют на человека. Так же как если перенестись в область физики, можно сказать, что на нас действуют космические энергии — солнечные лучи, магнитное поле. Часто средства массовой информации говорят, что сегодня магнитные бури, принимайте лекарства, может повыситься давление. И те, кто подвержен их влиянию, принимают меры предосторожности. Так же и в духовном мире — прилоги, помыслы, брань находят на душу человеческую. Человек часто бывает застигнут этим состоянием врасплох и сам не понимает откуда это и что с ним происходит. Только когда он начнет читать Священное Писание, внимать слову Евангелия, читать святоотеческую литературу, тогда у него возникнет полная картина. Оказывается, что ветхая природа человека, адамова природа, о которой воздыхал апостол Павел, она действительно нам свойственна и является полем действия страстей, которое каждый человек в себе несет.

Алчность (корыстолюбие)

Уныние (лень)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: