Униаты — это…Определение, понятие, история возникновение, особенности вероисповедания, отражение в фильмах и литературе

Униаты — это популярный термин для наименования восточных христиан, признающих авторитет римского папства. На Украине и в Белоруссии этот термин стал общепринятым после Брестской церковной унии (1596 г.), когда некоторые православные жители Западной Руси объединились с Римом, приняв католические догмы, но при этом сохранили свой византийский обряд и канонические особенности. В католических и униатских писаниях те, кто отвергал унию, часто назывались «разлуки». Термин «униаты» приобрел негативную окраску в православной полемической литературе, украинской народной устной литературе (думе) и некоторых классических украинских писаниях (прежде всего, в стихах Тараса Шевченко). В наше время украинские католики возражали против термина как по экклезиологическим причинам, так и из-за уничижительных коннотаций, характерных для трудов противников унии. Тем не менее многие униаты это приняли, смирившись с таким ярлыком.

Униатское богослужение.

Терминология

Термин «униат», как уже было сказано ранее, применяется по отношению к восточно-католическим церквям, ранее принадлежавшим к восточным или восточным православным церквям или, в редких случаях, к ассирийской церкви Востока. Этот термин иногда считается порицательным, но, невзирая на это, часто использовался римскими и восточными католиками до второго Ватиканского собора. Официальные католические документы больше не используют термин из-за его отрицательной репутации, связанной с критикой униатской церкви. По словам Иоанна Эриксона из Свято-Владимирской православной духовной семинарии, сам термин «униат», когда-то используемый с гордостью в римском общении, уже давно считается уничижительным. «Восточный обряд» также больше не в почете среди униатов, поскольку он создавал иллюзию того, что униаты — это какие-то «неправильные» католики, отличные от своих западных собратьев.

Второй Ватиканский совет подтвердил, что восточные католики составляют часть Единой католической церкви и должны служить мостом между Западом и Востоком. Униаты это отметили, возрадовавшись столь благосклонному отношению к себе со стороны Рима. Сегодня этот термин используется во всех языках мира для обозначения греко-католиков.

Распространение

Католицизм распространен в западноевропейских (Франция, Испания, Бельгия, Португалия, Италия) и восточноевропейских (Польша, Венгрия, отчасти Латвия и Литва) странах, а также в государствах Южной Америки, где его исповедует подавляющая часть населения. В Азии и Африке также имеются католики, однако влияние католической религии здесь несущественно. Католики в России по сравнению с православными составляют меньшинство. Их насчитывается около 700 тысяч. Католики Украины более многочисленны. Их насчитывается около 5 миллионов человек.

Исторические предпосылки

Прежде чем возникла церковь униатов, католическая церковь пережила уйму конфликтов с Восточной (православной) церковью.

Общение христианских церквей было нарушено из-за различий в вопросах веры, в соответствии с которыми каждая сторона обвиняла других в ереси или отхода от истинной веры («ортодоксии»). Причастие было нарушено из-за несогласия с вопросами власти и легитимностью выборов конкретного епископа. В этих последних случаях каждая сторона обвиняла другую в расколе, но не в ереси.

Украинский униатский епископ с Папой Римским.

У них — чистилище, а у нас — мытарства

Отличается в православии и католичестве также и понимание того, через что проходит душа человека после смерти. В католичестве есть догмат о чистилище — особом состоянии, в котором находится душа умершего. Православие существование чистилища отрицает, хотя и признаёт необходимость молитв за умерших.

В православии, в отличие от католицизма, есть учение о воздушных мытарствах, препятствиях, через которые должна пройти душа каждого христианина на пути к престолу Бога для частного суда.

По этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют бесы — нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. По выражению свт. Феофана Затворника: «Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать». Католическая церковь учения о мытарствах не признает.

Великий раскол церквей

Раскол между Востоком и Западом произошел в контексте культурных различий между грекоязычным Востоком и латиноязычным Западом и соперничестве между Церквями в Риме, которые требовали первенства не только в вопросах чести, но и в вопросах властного авторитета — и в Константинополе, который требовал паритета с Римом в вопросе управления Церковью. Соперничество и отсутствие понимания вызвали споры, некоторые из которых проявляются уже в актах 692 года. На Флорентийском соборе (1431-1445) эти споры о западных богословских традициях и обычаях были включены в Никейский Символ веры.

Раскол единой христианской Церкви на Католическую и Православную традиционно отсчитывается с 1054 года, когда Патриарх Константинопольский, Михаил I Керуларий, и Папский Легат, Гумберт Сильва Кандида, взаимно отлучили друг друга от церкви (в 1965 году эти взаимные изгнания были отменены как Римом, так и Константинополем). Несмотря на это событие, на протяжении многих лет обе Церкви продолжали поддерживать партнерские отношения и, казалось, не знали о каком-либо формальном или окончательном разрыве.

Однако отчуждение продолжало нарастать. В 1190 году восточно-православный богослов Теодор Бальзамон, который был патриархом Антиохии, писал, что «ни один латинянин не должен быть причащен, если он сначала не заявит, что откажется от учения и обычаев, которые отделяют его от нас».

Позже Константинопольский патриархат был упразднен в 1204 году католическими армиями Четвертого Крестового похода, а за два десятилетия, в 1182 году, в Константинополе произошла резня латинян (то есть католиков). Таким образом, в XII-XIII веках обе стороны стали открыто враждовать, и каждая из них оставляла за собой право называться подлинной обителью Христа. Со временем было принято ссылаться на восточную сторону как на Православную Церковь и Западную как на Католическую Церковь.

Белорусские униаты.

Инквизиционная процедура

Инквизиционное расследование было двух типов: общее и индивидуальное. При первом опрашивалась большая часть населения какой-либо местности. При втором определенному человеку делали вызов через кюре. В тех случаях, когда вызванный не являлся, его отлучали от церкви. Человек давал клятву искренне рассказать все, что ему известно о еретиках и ереси. Ход следствия и разбирательства хранили в глубочайшей тайне. Известно, что инквизиторы широко применяли пытки, которые были разрешены Папой Иннокентием IV. Порой их жестокость осуждалась даже светскими властями.

Обвиняемым никогда не сообщали имена свидетелей. Нередко ими были отлученные от церкви, убийцы, воры, клятвопреступники — люди, показания которых не принимали в расчет даже светские суды того времени. Подследственный был лишен права иметь адвоката. Единственной возможной формой защиты была апелляция к Святому Престолу, хотя она формально и запрещалась буллой 1231. Люди, некогда осужденные инквизицией, могли в любой момент снова быть привлечены к ответственности. От расследования не спасала даже смерть. Если виновным признавали уже умершего, то его прах доставали из могилы и сжигали.

Возникновение церкви униатов

После падения Константинополя в Европе появились люди, возжелавшие восстановить единство католической и православной церквей. В 1438 году состоялся Флорентийский Собор, на котором произошел долгий диспут, посвященный богословским различиям между двумя церквями. Причиной этого диспута было желание некоторых кардиналов и богословов восстановить церковное единство.

Несколько европейских православных церквей в итоге все-таки связали себя с Римом, формируя Восточные католические церкви. Католический Рим принял их, не требуя, чтобы они приняли обычаи Латинской Церкви, так что все они имеют свое литургическое, богословское, духовное и дисциплинарное наследие, определенное культурой и историческими обстоятельствами. Священник униат, к примеру, носит то же облачение, что и православные служители.

Украинский униатский священник

Мы по-разному крестимся

У католиков и православных множество различий в обрядовой части. Так, очевидны различия в совершении крестного знамения. Православные крестятся справа налево, католики слева направо.

Норма католического крестного благословения была утверждена в 1570 году папой Пием V «Благословляющий себя самого… делает крест ото лба к груди и от левого плеча к правому».

Католики обычно крестятся всеми пятью пальцами в знак «язв на теле Господа Иисуса Христа» — две на руках, две на ногах, одна от копья. В православии после реформы Никона принято троеперстие: три пальца сложены вместе (символика Троицы), два пальца прижимают к ладони (две природы Христа — божественная и человеческая. В Румынской церкви эти два пальца толкуются как символ Адама и Евы, припадающих к Троице).

Униаты на Украине и в Белоруссии

Предварительные попытки прийти к союзу с католической церковью были сделаны несколько раз. Самой известной попыткой было подписание Флорентийской унии Митрополитом Киевским Исидором, что технически объединило русинскую православную церковь.

В 1588-1589 гг. Патриарх Константинопольский Иеремия II путешествовал по Восточной Европе, в частности по Речи Посполитой и Великому княжеству Московскому, где он, наконец, с 1458 г. признал Русскую Православную Церковь в Москве и освятил Патриарха Московского Иова. Патриарх Иеремия II низложил митрополита Киевского Онсифоруса Дивочку и по одобрению короля Польши Сигизмунда III освятил Михаила Рохозу как нового митрополита Киева, Галича и всея Руси.

Архиепископ Кунцевич

В 1595-1596 годах ряд западнорусских епархий под давлением польско-литовских властей принял решение оборвать отношения с Русской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом, признав над собой власть римского папы. Это решение было поддержано королем Польши и великим князем Литовским, Сигизмундом III Вазой, что возмутило некоторых епископов и видных дворян Руси, а также запорожских казаков. Эти события породили начало формата «униаты — православные», что было выгодно польско-литовскому дворянству.

Система наказаний

Перечень наказаний для еретиков был установлен буллами 1213, 1231, а также постановлениями Третьего Латеранского собора. Если человек признавался в ереси и раскаивался уже в ходе процесса, его осуждали на пожизненное заключение. Трибунал имел право сократить срок. Однако такие приговоры были редкостью. Заключенные при этом содержались в крайне тесных камерах, нередко заковывались в кандалы, питались водой и хлебом. В период позднего средневековья данный приговор заменялся каторгой на галерах. Упорствующих еретиков приговаривали к сожжению на костре. Если человек являлся с повинной до начала процесса над ним, то на него налагали различные церковные наказания: отлучение, паломничество в святые места, пожертвования в пользу церкви, интердикт, различные виды епитимий.

Другие восточно-католические церкви

Католики-униаты — не единственные представители «гибридных» конфессий, образовавшихся после принятия некоторыми православными христианами католических норм. К примеру, маронитская церковь (Ближний восток) считается единственной из Восточно-католических церквей, которая всегда оставалась в полном общении со Святым Престолом, в то время как большинство других церквей объединялись с 16-го века и далее. Тем не менее, Мелькитская католическая церковь и итало-албанская греко-католическая церковь также требуют постоянного общения с Папой, подобно настоящим католикам.

Полное общение представляет собой взаимный сакраментальный обмен между Восточными католическими церквями и Римской Церковью, включая евхаристическое взаимодействие. С другой стороны, литургические традиции 23 восточных католических церквей, в том числе византийского, александрийского, армянского, восточно-сирийского и западно-сирийского разделяются с другими восточно-христианскими церквями: восточноевропейскими православными, балканскими православными, ассирийской церковью Востока и так называемой Древней церковью Востока. Хотя некоторые богословские проблемы разделяют восточные католические церкви от других восточнохристианских (прежде всего, православных), они допускают членов последних к Евхаристии и другим таинствам, руководствуясь законами восточного канона.

Примечательно, что многие восточно-католические церкви применяют иной подход к священному целибату, чем это делает латинская церковь, и позволяют рукополагать женатых мужчин к священству (хотя и не к епископству).

Восточные католические церкви берут свое начало на Ближнем Востоке, в Восточной Африке, Восточной Европе и Индии. Однако с 19-го века диаспора распространилась на Западную Европу, Америку и Океанию отчасти из-за преследования, осуществляемого местными православными и, прежде всего, мусульманами.

Инквизиционный трибунал

Инквизиторов набирали из членов различных в первую очередь из доминиканцев. Инквизиция подчинялась непосредственно Папе. Первоначально трибунал возглавляли двое судей, а с 14-го столетия — один, но при нем состояли юристы-консультанты, которые определяли степень «еретичности». Кроме того, в число служащих суда входил нотариус (заверял показания), понятые, врач (контролировал состояние подсудимого во время экзекуций), прокурор и палач. Инквизиторам отдавали часть конфискованного имущества еретиков, поэтому о честности и справедливости их суда говорить не приходится, так как им было выгодно признать человека виновным в ереси.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: