Герасим Иорданский и лев– одна из самых интересных историй в христианстве. Она не только поражает своей невероятностью, но и является очень поучительной.
Герасим Иорданский — христианский монах и святой V века. Память святому Герасиму совершается в Православной церкви 4 марта, а в Католической церкви 5 марта.
Герасим, уже в юности он решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. Приняв монашество, он ушел в Египет, в Фиваидскую пустыню. Затем по прошествии многих лет святой пришел в Палестину и поселился в Иорданской пустыне.
Здесь преподобный Герасим устроил обитель, устав которой отличался большой строгостью. Сам настоятель являл братии замечательный пример совершенного подвижничества и воздержания. Во время Великого поста преподобный ничего не вкушал до самого светлого дня Воскресения Христова, когда причащался Божественных Тайн. Во время кончины святого Евфимия Великого († 473 г.) преподобному Герасиму было открыто, как душу усопшего Ангелы возносили на небо.
Святой подвижник встретил в пустыне раненого льва и вылечил его. В благодарность лев стал служить старцу как домашнее животное до самой его кончины, после которой и сам умер на могиле и был зарыт близ гроба святого. Преподобный Герасим мирно отошел ко Господу в 475 г.
Преподобный Герасим из Ликии
Преподобный Герасим был родом из Ликии (Малая Азия). С юности он отличался благочестием. Приняв монашество, преподобный удалился вглубь Фиваидской пустыни (Египет). Около 450 года преподобный пришел в Палестину и поселился у Иордана, где основал монастырь.
Одно время святой был соблазнен ересью Евтихия и Диоскора, признававших в Иисусе Христе только Божественное естество. Однако преподобный Евфимий Великий (память 20 января) помог ему вернуться к правой вере.
В обители святой установил строгие правила. Пять дней в неделю инок проводил в уединении, занимаясь рукоделием и молитвой. В эти дни пустынники не ели вареной пищи и даже не разводили огня, а питались сухим хлебом, корнями и водой.
В субботу и воскресенье все собирались в монастырь к Божественной литургии и причащались Святых Христовых Таин. После полудня, взяв с собой запас хлеба, кореньев, воды и охапку ветвей финиковой пальмы для плетения корзин, пустынники возвращались в свои уединенные келлии.
Каждый имел только ветхую одежду и рогожу, на которой спал. Уходя из келлии, дверь не запирали, чтобы всякий пришедший мог войти, отдохнуть или взять необходимое.
Сам преподобный являл высокий образец подвижничества. В Великий пост он не ел ничего до самого светлого дня Воскресения Христова, когда причащался Святых Тайн. Уходя на весь Великий пост в пустыню, преподобный брал с собой блаженного Кириака, своего любимого ученика (память 29 сентября), которого направил к нему преподобный Евфимий Великий.
Спасение льва
Однажды во время своих прогулок по пустыне преподобный повстречал раненого льва. В лапе зверя торчала уже начинающая загнивать заноза. Лев печально посмотрел на Герасима, словно прося о помощи. Аскет извлек занозу, промыл рану и перебинтовал лапу животного. С тех пор лев, словно послушный ягненок, ходил по пятам за старцем.
А когда подвижник преставился, лев с горя перестал принимать еду и питие и издох на его могиле. Всегда сопровождая Герасима при жизни, он и по смерти обрел место рядом с ним – последователи старца закопали тело льва рядом с усыпальницей.
Во время кончины святого Евфимия Великого преподобному Герасиму было открыто, как душу усопшего Ангелы возносили на небо. Взяв с собой Кириака, преподобный немедленно пошел в обитель святого Евфимия и предал земле его тело.
Преподобный Герасим скончался мирно, оплаканный братией и учениками. До самой кончины преподобному Герасиму помогал в трудах лев, который по смерти старца умер на его могиле и был зарыт близ гроба святого. Посему льва изображают на иконах у ног преподобного.
О чем молятся святому и в чем он помогает людям
Герасим Иорданский являет собой пример стойкости, смирения и кротости. Обращаясь к святому страждущие просят:
- укрепить их морально и физически;
- найти свое предназначение (наставить на путь истинный);
- научить благоразумию и смирению;
- исцелить всякую болезнь, том числе и хворь, напавшую на домашнюю живность.
Постоянно воспитывая в себе стойкость плоти, святой Герасим и сам не заметил как впал в грех монофизитства (учение, отрицающее человеческую природу Христа и признающее лишь Его божественную суть). Однако Господь вразумил подвижника, сделав так, что его жизненный путь пересекся с преподобным Евфимием Великим. Этот благочестивый муж удалился в пустыню, когда по земле палестинской начала расползаться ересь лжеучения. Слушая его речи, Герасим духовно прозрел и в свою очередь возжелал отшельничества.
Через какое-то время уже к нему самому стали стягиваться верующие и на его примере учиться усмирять желания плоти и взращивать плоды духовные. Поэтому к данному святому часто прибегают, когда прелестник (дьявол) смущает ум и вера расшатывается. Христиане просят укрепить их духовно, послать стойкость и защитить от лукавого.
Почему к св. Герасиму обращаются с просьбами о животных
Святой считается покровителем животных, ведь однажды он спас жизнь льву. Случай этот является одним из ключевых моментов биографии святого. Как-то раз в пустыне старец встретил царя зверей. У льва была поранена лапа: он не мог наступить на нее и жалобно смотрел на старца
.
Прп. Герасим Иорданский
Аскет пожалел страдающего зверя и, приблизившись к нему, вытащил из распухшей лапы шип. Затем промыл рану и тщательно перебинтовал. С тех пор лев стал ручным, словно превратившись в домашнее животное. Он неотступно следовал за старцем, проявляя необычайную кротость и ум.
Настоятель обители решил пристроить своего подопечного к делу: поручил охранять осла-водовоза. Однажды, когда ослик пасся на берегу реки, лев, истомленный жарой, вздремнул на пригорке. В это время мимо проходил торговый караван. Купец позарился на беспризорного осла и забрал его с собой. Проснувшись, лев долго искал осла, но тщетно.
Понуро он приплелся в обитель и предстал пред очами старца, покаянно свесив голову. Герасим подумал, что лев сожрал осла и, прогневавшись, наложил на питомца своеобразную епитимью. Отныне лев должен был выполнять обязанности осла: возить воду в обитель из реки Иордан.
Так продолжалось до тех пор, пока к инокам не пришел для покаяния один человек из воинского сословия. Увидев необычного водоношу, человек сжалился над зверем и дал монахам денег на покупку нового осла. Так лев был избавлен от обязанностей вьючного животного.
Вскоре нашлась и пропажа. Купец, укравший осла, возвращался из Иерусалима в Аравию тем же путем – вдоль реки Иордан. Лев, бродивший поблизости, узнал монастырскую собственность и с ревом кинулся к каравану. Испуганные торговцы разбежались, а лев, схватив пастью узду, привел осла домой. А вместе с ослом пришли и связанные с ним верблюды, груженные пшеницей. Увидев сию картину, старец и прочие монахи поняли, что лев их был не причастен к исчезновению животного.
Более пяти лет лев провел в обители, то приходя, то уходя. Раз, вернувшись из своей очередной вылазки лев, не застал старца в живых. Видя как зверь мечется возле келии настоятеля, монахи отвели льва к месту погребения. Один из иноков пал на колени перед могилой и залился слезами.
Тогда лев стал биться головой о пол и страшно реветь. Он понял где его любимый хозяин. Лев отказывался уходить от гробницы старца, не ел и не пил и вскоре тоже испустил дух. Его закопали тут же, чтобы он и по смерти мог находиться рядом с тем, к кому был так сильно привязан в жизни.
ГЕРАСИМ ИОРДАНСКИЙ
До XII в. изображения Г. И. в визант. искусстве неизвестны, нек-рые исследователи связывают это с упоминанием в «Житии св. Евфимия» Кирилла Скифопольского о ереси Г. И., носившей временный характер. Впосл. возобладало почитание этого святого как одного из столпов палестинского монашества. Самое раннее известное изображение Г. И. сохранилось на сев. откосе арки центральной апсиды в соборе Рождества Пресв. Богородицы Антониева новгородского мон-ря, 1125 г. Святой изображен оплечно в медальоне, в правой руке крест, левая развернута ладонью вовне. В памятниках визант. круга этого времени образ святого имеет те же черты, что и на новгородской фреске. Это старец с клиновидной бородой средней длины, разделенной на 2 пряди, в монашеском облачении (хитон, мантия), с непокрытой головой. Так Г. И. представлен в росписи алтаря Энклистры в мон-ре св. Неофита в Пафосе (Кипр), 1183 г., выполненной худож. Апсевдом Феодором: фронтально в рост, в левой руке — развернутый свиток, правая — в жесте благословения и в то же время указует на свиток; в росписи алтаря пещерной ц. мон-ря прп. Феоктиста близ Иерусалима, кон. XII в. Уже в этих памятниках изображение Г. И. помещается в ряду палестинских аскетов: в соборе Антониева мон-ря — среди др. палестинских преподобных, в паре с прп. Харитоном Исповедником (на противоположном откосе); на кипрской фреске — с преподобными Ефремом Сирином, Кириаком Палестинским, Феодором Иорданским, Пахомием Великим, Иларионом Великим и Евфимием Великим; в ц. мон-ря прп. Феоктиста — вместе с прп. Саввой Освященным.
Изображения XIII-XVI вв. в основном повторяют композиционное расположение (в ряду преподобных) и иконографию святого, представленную в мон-ре св. Неофита (чаще поясное изображение, свиток свернут): юго-зап. угол собора Тимотесубани (Грузия), 1205-1215 гг.,- в окружении преподобных и мучеников; нартекс собора в Милешеве, ок. 1228 г.,- среди палестинских преподобных (Иларион Великий, Феоктист Палестинский, Евфимий Великий, Савва Освященный); в росписи диаконника ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- в паре с прп. Харитоном среди др. преподобных; в нартексе собора мон-ря Хиландар на Афоне, 1319 г.; в мон-ре св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сере, Греция), между 1333 и 1345 гг.,- рядом с преподобными Макарием Александрийским, Макарием Египетским, Сисоем, Аммоном, Иоанном Коловом, Макарием Римским и др.; в трапезной ц. Великой Лавры св. Афанасия на Афоне, 1512 г.,- в рост, с развернутым свитком, рядом с прп. Евфимием Великим; в ц. Панагии Равиотиссы в Кастории, 1533 г. В минейных циклах Г. И. часто представлен и единолично: напр., во фресковых минологиях в ц. Успения Богородицы мон-рей Грачаница (Косово и Метохия), ок. 1320 г.,- оплечно в медальоне и Трескавец (Македония), между 1334-1343 гг.,- в рост; на миниатюре из греко-груз. рукописи XV в. Г. И. изображен на л. 47 — фронтально в рост, в красной мантии и зеленом подряснике, на л. 48 — оплечно в медальоне, мантия коричневая; в ц. свт. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 гг.,- в рост; на рус. минейных иконах на март (напр., XVI в., ВГИАХМЗ, кон. XVI в., КОХМ) и на минее годовой нач. XIX в. (УКМ).
Прп. Герасим Иорданский. Икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ГМЗК) Прп. Герасим Иорданский. Икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ГМЗК)
В нач. XIV в. появилось изображение житийного цикла Г. И., известного по изложенному в Синайском Патерике рассказу Иоанна Мосха. Самый ранний цикл жития представлен в росписи в ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309-1319 гг.,- на сев. стене юж. части нартекса. Композиция читается слева направо и расположена в 2 не отделенных друг от друга регистрах (нижняя часть со значительными утратами). Среди сюжетов, представленных в верхней части: Г. И. извлекает из лапы льва занозу — святой без мантии, в хитоне и схиме, сидит на скамье с подножием, в его левую руку, к-рой опирается на колено, вложен посох (художник наделил льва трогательной чертой — ему боязно смотреть на врачевания Г. И. и он повернул голову от святого); лев ведет за узду осла с водоносами, слева его встречает Г. И. (в полном монашеском облачении), справа — молодой монах, жестом вопрошающий Г. И. о чуде; кража осла — похитители представлены в образе темнокожих мужчины и женщины в характерных головных уборах, с серьгами в ушах, едущих на верблюдах. В нижнем регистре сохранилась верхняя часть фигуры Г. И., очевидно порицающего льва за якобы съеденного осла; нападение льва на похитителей. Сходный по составу клейм житийный цикл представлен в росписи сев.-вост. капеллы в скальной ц. с. Иванова (Болгария), 3-я четв. XIV в.
Изображения Г. И. со львом, как правило сидящим или лежащим у ног святого, вошли в лицевые Минеи. Так святой представлен на миниатюре из греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 102 об., XV в.) — Г. И. в темно-коричневой мантии и светло-синем хитоне, в схиме, в правой руке держит крест, левая перед грудью развернута ладонью вовне, у ног Г. И.- маленькая фигурка стоящего льва; изображения Г. И. со львом встречаются в поствизант. время и в росписях: в экзонартексе мон-ря Воронец (Румыния), 1547 г., в настенном минологии в притворе ц. св. Апостолов [св. Спаса], Печская Патриархия (Косово и Метохия), 1561 г.,- сидя на саркофаге, вынимающий занозу из лапы льва (под 5 марта). Этот вариант изображения сохраняется и в единоличном изображении Г. И. как чтимого святого (напр., в росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре, 1502, на сев. стене).
На Руси житийная композиция получила распространение в XVI-XVII вв., хотя время появления самого раннего изображения «Герасим, вынимающий занозу из лапы льва» относится к 1359 г. и связано с новгородским памятником — Людогощенским крестом. Этот же сюжет выводится позже в средник икон, замещая, т. о., единоличное изображение святого, напр., на иконе «Преподобный Герасим, иже на Ердане» (надпись на обороте иконы: «Герасим иже на Иордане со львом»; 1-я пол. XVI в., ГТГ),- на фоне белых скалистых горок на позолоченном троне с позолоченным же подножием сидит Г. И., вынимающий из лапы льва занозу. На переднем плане, параллельно линии ковчега,- поток Иордана, в лев. верхнем углу за высокими каменными стенами с входными воротами — обитель Г. И. с одноглавым храмом в центре и 3 палатами. Ко 2-й пол. XVII в. относится икона сев. писем «Герасим иже на Иордане» с 12 житийными сценами» (ГТГ)- в среднике на фоне арки изображен Г. И. с развернутым свитком в руке, у его ног — лев. В клеймах подробно проиллюстрирована история Г. И.: 1. «Преподобный Герасим обвязал ногу льву»; 2. «…лев ведет осла»; 3. «Пояде лев осла преподобного Герасима»; 4. «Мужи аравийские отведоша осла ото льва»; 5. «Герасим дал льву хлеб и сочиво»; 6. «Лев погуби осла, пришед смирен, зрит долу»; 7. «Лев узна своего осла, приведе преподобному Герасиму»; 8. «Приведе лев к Герасиму осла и верблюды»; 9. «Приде преподобный Изосим преподобному Герасиму, лев паде к ногам его»; 10. «Преподобный Герасим благослови льва, он же отиде от Герасима»; 11. «Прииде лев к Изосиму, не виде преподобного Герасима и возрыда»; 12. «Преподобный Изосим показа гроб преподобного Герасима, лев паде на гроб, возрыда и умре». На иконе кон. XVII — нач. XVIII в. (ГМЗК), как следует из названия на верхнем поле, представлена «Обитель пр[е]подобного Герасима иже на Иордане ему же лев поработа». Икона имеет вытянутую по горизонтали форму и включает неск. эпизодов жития Г. И., расположенных в пределах одной композиции: на 1-м плане показан святой, исцеляющий льва,- изображение построено по традиц. схеме (у Г. И. ноги полусогнуты в коленях, как у сидящего, но скамья и подножие отсутствуют); на 2-м плане в меньшем масштабе еще 2 эпизода: прп. Зосима показывает льву гроб Г. И., и лев умирает на гробе святого («Умре же и лев над гробом Герасима и закопаша (Зосима) льва подле гроба преподобнаго»). Верхний регистр занят далеким от палестинской топографии изображением обители Г. И.: белокаменные постройки с кокошниками, луковичными вызолоченными главами, красными кровлями крыш за каменной, красного кирпича оградой.
Из коллекции Н. П. Лихачёва происходит сборник кон. XVII в., в составе к-рого на первых 14 листах представлено «Слово о святем Герасиме, емуже лев поработа», проиллюстрированное 12 миниатюрами,- это единственный известный сегодня иллюстрированный рукописный список повести о Г. И. (ФИРИ РАН. Собр. Лихачёва. № 638). Характер миниатюр, раскрашенных в 2-3 цвета, напоминает лубочные картинки.
О популярности жития Г. И. свидетельствует неоднократное его воспроизведение в гравюре. По своду Д. А. Ровинского известны 4 изображения: лист «Прп. Герасим» работы Леонтия Бунина (1714) с 4 сюжетами Жития, с подписями в 2 клеймах с историей Г. И.; гравюра в 3 листа «Преподобный Герасим с деянием», 1-я пол. XVIII в.,- слева ростовой образ Г. И., остальная часть разделена на 2 полосы, в к-рых 10 сюжетов жития; гравюра в 4 листа «С. Преподобный Герасим иже на Иордане» работы Ивана Любецкого, датированная 1735 г.,- в среднике представлен Г. И., по сторонам 10 клейм жития, аналогичных предыдущей гравюре, с небольшими изменениями в тексте; листовая гравюра «Препод. Герасим с деянием», 1820-1830 гг.,- в среднике Г. И., по сторонам и сверху 10 сюжетов жития, внизу подпись с кратким изложением в 10 строках (есть варианты в 9 и 8 строк) истории Г. И.
В росписи нач. XXI в. Введенской ц. Герасимова Болдинского мон-ря (над входом в храм из трапезной палаты) преподобный изображен в предстоянии Иисусу Христу вместе с прп. Герасимом Болдинским.
В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., в разд. «Преподобные отцы наши отшельники» Г. И. описан как «старец с густою бородою» (Ч. 3. § 13. № 32). В иконописном подлиннике сводной редакции, XVIII в. (собр. С. Т. Большакова), облик Г. И. уподобляется свт. Власию Севастийскому, «…лев под ногами его вохрян, [Г. И.] рукою благословляет, а в левой свиток, а в свитце глаголет: Именем Господним зверь повиновение имеет, а Инде пишет: сие повиновение имели ко Адаму зверие».
Лит.: Ерминия ДФ. С. 171; Большаков. Подлинник иконописный. С. 77; Ровинский. Í ародные картинки. Кн. 3. С. 571-574. № 1419-1422; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 518, 1047; LCI. Bd. 6. Sp. 391-393; Ξυγγόπουλος Α. Αἱ τοιχογραφίαι τοῦ καθολικοῦ τῆς μονῆς Προδρόμου παρὰ τὰς Σέρρας. Θεσσαλονίκη, 1973. Σ. 13-15. Pl. 9-11; Bakalova E. Scenes from the Life of St. Gerasimus of Jordan in Ivanovo // ЗЛУ. 1985. T. 21. С. 105-122; Tomekovic S. Note sur saint Gerasime dans l’art byzantin // Там же. С. 277-285; Kühnel G. Wall Painting in the Latin Kingdom of Jerusalem. B., 1988. P. 187-191; Евсеева. Афонская книга. С. 199, 201, 281; Полякова О. А. Шедевры рус. иконописи XVI-XIX вв. М., 1999. № 40; Костромская икона XIII-XIX вв.: Кат. М., 2004. С. 480. Кат. 27; Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богоматери Антониева мон-ря 1125 г. // Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI — 1-я четв. XII в. СПб., 2004. Разд. 2 [Описание живописи]. C. 597-600; Лебедева И. Н. К проблеме взаимоотношения рус. книжной миниатюры и иконописи // Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 289.
Э. В. Шевченко
Удивительные истории
Архимандрит монастыря святого Герасима Иорданского отец Хризостом (Тавулареас) неоднократно становился свидетелем посмертных благодеяний преподобного.
Однажды обитель разорили воры. Они вынесли с собой древние иконы, сосуды, необходимые для проведения Таинства Евхаристии и даже Евангелие. Отец Хризостом тут же побежал в арабскую полицию, но правоохранители не нашли ни одной зацепки, которая могла бы указать на след расхитителей. Патриарх грешным делом подумал, что монастырь обокрал сам игумен и дал тому неделю на возвращение реликвий на место. Смущенный умом отец Хризостом зашел в обитель и стоя перед иконой преподобного Герасима в сердцах воскликнул:«Столько лет я служу тебе с любовью и тщанием, а ты не хочешь помочь! Теперь уже и на меня пало подозрение, что я унес эти вещи! Не буду зажигать тебе лампаду и в колокола не буду больше звонить!»
Погасив огонь в лампаде, игумен ушел прочь. На следующий день, с утра пораньше к нему прибежал взволнованный полицейский и рассказал, что ночью ему явился сам Герасим Иорданский с повелением пойти и утешить скорбящего священника. На самом деле полиция не прекращала поиски воров, но зачем-то ввела в заблуждение игумена.
В скором времени правоохранители все же поймали преступников и вернули монастырю его святыни. Устыдившись своего маловерия, отец Хризостом тут же возжег лампаду перед иконой святого заступника и долго молился, благодаря за помощь.
Преподобный Гера́сим Иорданский
Краткое житие преподобного Герасима Иорданского
Был родом из г. Ликии (Каппадокия, Малая Азия). Уже в юности он решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. Приняв монашество, он ушел в Египет, в Фиваидскую пустыню. Затем по прошествии многих лет святой пришел в Палестину и поселился в Иорданской пустыне. Здесь преподобный Герасим устроил обитель, устав которой отличался большой строгостью. Сам настоятель являл братии замечательный пример совершенного подвижничества и воздержания. Во время Великого поста преподобный ничего не вкушал до самого светлого дня Воскресения Христова, когда причащался Божественных Тайн. Во время кончины святого Евфимия Великого († 473 г.) преподобному Герасиму было открыто, как душу усопшего Ангелы возносили на небо.
Святой подвижник встретил в пустыне раненого льва и вылечил его. В благодарность лев стал служить старцу как домашнее животное до самой его кончины, после которой и сам умер на могиле и был зарыт близ гроба святого. Преподобный Герасим мирно отошел ко Господу в 475 г.
Полное житие преподобного Герасима Иорданского
Преподобный Герасим был родом из Ликии (Малая Азия). С юности он отличался благочестием. Приняв монашество, преподобный удалился вглубь Фиваидской пустыни (Египет). Около 450 года преподобный пришел в Палестину и поселился у Иордана, где основал монастырь.
Одно время святой был соблазнен ересью Евтихия и Диоскора, признававших в Иисусе Христе только Божественное естество. Однако преподобный Евфимий Великий (память 20 января) помог ему вернуться к правой вере.
В обители святой установил строгие правила. Пять дней в неделю инок проводил в уединении, занимаясь рукоделием и молитвой. В эти дни пустынники не ели вареной пищи и даже не разводили огня, а питались сухим хлебом, корнями и водой. В субботу и воскресенье все собирались в монастырь к Божественной литургии и причащались Святых Христовых Таин. После полудня, взяв с собой запас хлеба, кореньев, воды и охапку ветвей финиковой пальмы для плетения корзин, пустынники возвращались в свои уединенные келлии. Каждый имел только ветхую одежду и рогожу, на которой спал. Уходя из келлии, дверь не запирали, чтобы всякий пришедший мог войти, отдохнуть или взять необходимое.
Сам преподобный являл высокий образец подвижничества. В Великий пост он не ел ничего до самого светлого дня Воскресения Христова, когда причащался Святых Тайн. Уходя на весь Великий пост в пустыню, преподобный брал с собой блаженного Кириака, своего любимого ученика (память 29 сентября), которого направил к нему преподобный Евфимий Великий.
Во время кончины святого Евфимия Великого преподобному Герасиму было открыто, как душу усопшего Ангелы возносили на небо. Взяв с собой Кириака, преподобный немедленно пошел в обитель святого Евфимия и предал земле его тело.
Преподобный Герасим скончался мирно, оплаканный братией и учениками. До самой кончины преподобному Герасиму помогал в трудах лев, который по смерти старца умер на его могиле и был зарыт близ гроба святого. Посему льва изображают на иконах у ног преподобного.
См. также: «Житие преподобного отца нашего Герасима, жившего на Иордане» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Преподобный Герасим – старец со львом
Автор Юрий Носовский
17.03.2012 16:29
Религия » Религии России » Православие
17 марта Православная церковь отмечает День памяти преподобного Герасима на Иордане. Жил святой в IV веке, подвизался и в египетских, и в палестинских пустынях. Известен он тем, что первым встретил каявшуюся Марию Египетскую, бывшую блудницу, проведшую в пустынном одиноком покаянии 40 лет, и фактически «постриг в монахи»… дикого льва.
Монастырь, в котором он под конец жизни был игуменом, отличался крайней строгостью жизни — монахи там даже не пользовались огнем. Впрочем, такая «биография» характерна почти для любого пустынника тех времен. А вот то, что именно святой Герасим обнаружил в заиорданской пустыне знаменитую Марию Египетскую, блудницу, за 40 лет суровой жизни в одиночестве и безмолвии, совершенном посте, принесшую Богу покаяние и достигшую святости, стоит омтетить особо.
Не только сама встреча преподобных подвижников заслуживает внимания, но и ее обстоятельства. В те времена у монахов палестинских обителей был обычай на весь Великий пост уходить в пустыню — до самого Вербного воскресенья. Собственно, именно с этим и было связано первоначальное содержание Прощеного воскресенья. Не просто повторяющихся каждый год «дежурных» просьб к друг другу о прощении взаимных прегрешений. Ведь никто из идущих в полном одиночестве на постные подвиги иноков точно не знал, вернется ли он обратно живым, или станет жертвой хищников, болезней, разбойников. Поэтому и прощения они просили, как в последний раз, перед смертью — искренне. В отличие от многих из нас, для которых Чин прощения стал просто красивой традицией.