День святой воды
Обряд придания святости и силы воде выполняют 18 января в Крещенский сочельник и 19 января в Крещение. Святыню еще именуют Великой Агиасмой. В течении года проводятся и другие менее масштабные освящения, но в такой воде нет силы равной Крещенской.
Первый водосвятный молебен проходит утром 18 января в храме. В сам праздник Крещения принято освящать живую воду источников и рек. В водоеме делают специальную прорубь (иордань) и украшают ее подсвечниками, ангелами и импровизированным иконостасом из льда. Праздничное шествие проходит под пение тропарей и каждение.
Крещенская вода: научное объяснение
Дать научное объяснение феномену крещенской воды пытаются многие учение. Эта загадка манит профессоров с мировым именем и простых обывателей.
Детально этим вопросом занимаются биофизики: они берут воду на анализ в разные промежутки времени, анализируют ее под микроскопом, проводят химические опыты.
В результате возникла теория, которая объясняет полезные свойства воды на Крещения.
Согласно научных заключений, вода обретает уникальные характеристики из-за того, что Земля входит в такое особое положение, когда идет сильный поток частиц, меняющих свойства воды. Ученые могут даже назвать конкретные часы, когда это происходит: 18 января с 17:30 до 23:30 и 19 января 12:30 до 16:00.
Настолько точно можно было определить время благодаря ежегодным наблюдением ученых за этим процессом. После указанного периода вода быстро возвращается в свое обычное состояние.
Также ученые установили, что вода сильно подвержена токовой проводимости. В определенные часы ее молекулы очень активные, а в другие — спокойны. Все это влияет на структуру воды и ее свойства в последствии.
Физическое объяснение феномена крещенской воды выглядит так:
- Земные оболочки колеблются по горизонтали и вертикали.
- Под воздействием Солнца оболочки приходят в движение, начинается приливное трение.
- Испускается электромагнитное излучение на водный ресурс по всей планете.
Человек также чувствует эти изменения: в какие — то часы может быть бодрым и веселым, а в другие — вялым и подавленным.
На период крещенских праздников приходится как раз новая фаза солнечного цикла. Это значит, что колебания будут активными, что сразу отразится на структуре воды. Молекулы также будут активными и подобным образом повлияют на организм человека.
Ученые умы также дают такое объяснение тому, что крещенская вода долго не портится: из-за низкой электропроводимости рост микроорганизмов в жидкости замедляется, а значит и вода сохранится в своем первозданном виде надолго.
Почему вода святая
Традиция освящения воды довольно древняя, но она в полной мере дошла до наших дней. Бытует мнение, что святость воде придает погруженный в нее серебряный крест, но это не совсем так. Чудодейственную силу она получает, благодаря особому благословению Божьему. Агиасма — хранительница небесного дара и неиссякаемый кладезь Божественной силы. Чтение молитвы священником и погружение креста, наполняет обычную воду божьей милостью. После чего она сама становится святыней, которой окропляют людей и предметы.
Как и когда освящают воду в церкви
Ритуал освящения воды в храмах проводится на протяжении всего года, поэтому набрать богоявленскую воду можно за надобностью.
Духовенство придерживается трех чинов:
- Придание святости во время таинства крещения;
- Великие освящения в навечерие и праздник Крещения;
- Малый чин проводится во время храмовых праздников и за потребностью.
Сила богоявленской воды одинакова во всех случаях, считается грехом сравнивать ее возможности.
Главный обряд начинается с заамвонного богослужения, после которого под песнопение (стихиры) духовенство вместе с прихожанами направляются к воде. Каждение и всеобщая молитва о наделении воды “благословением Иордановым” и “исцелением душевных и телесных немощей” заканчивается погружением креста в прорубь и окроплением народа святой Агиасмой.
Существует мнение, что погружение в иордань смывает грехи, однако оно не обосновано и не считается обязательным. Лишь покаяние и молитва способны очистить человеческую душу и помыслы.
Пророчества Исаиина чтение: [Глава 55.]
Тако глаголет Господь: жаждущии на воду идите, и елицы не имате сребра, шедше купите, и ядите и пийте, без сребра и цены, вино и тук. Вскую цените сребро не в хлебы, и труд ваш не в сытость? Послушайте Мене, и снесте благая, и насладится во благих душа ваша. Внимайте ушима вашима, и последуйте путем Моим: услышите Мене, и жива будет во благих душа ваша. И завещаю вам завет вечен, преподобная Давидова верная. Се свидетельство во языцех, дах Его князя, и повелителя во языцех. Се языцы, иже не ведяху тя, призовут тя, и людие, иже не познаша тя, к тебе прибегнут, ради Господа твоего, и Святаго Израилева, яко прославих тя. Взыщите Бога, и внегда вам обрести Его, призовите. Егда же аще приближится вам, да оставит нечестивый пути своя, и муж беззаконный советы своя: и обратитеся ко Господу Богу вашему, и помиловани будете, яко помногу оставит грехи ваша. Не суть бо совети Мои, якоже совети ваши: ниже якоже путие ваши, путие Мои, глаголет Господь. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших, и размышления ваша от мысли Моея. Якоже бо аще снидет дождь, или снег с небесе, и не возвратится оттуду, дондеже упоит землю, и родит и прозябнет, и даст семя сеющему, и хлеб в снедь: Тако будет глагол Мой, иже аще изыдет из уст Моих, и не обратится ко Мне тощь, дондеже аще скончает вся, елика восхотех, и поспешу пути Моя, и повеления Моя. Веселием бо изыдите, и радостию научитеся: горы бо и холми скочат ждуще вас в радости, и вся древеса сельная восплещут ветвьми. И вместо драчия взыдет кипарис, вместо же кропивы взыдет мирсина. И будет Господь во имя, и в знамение вечное, и не оскудеет.
Где взять святую воду
Не стоит в Крещение наливать воду большими канистрами, делая запас на весь год. В любое время ее можно взять в храме или добавить несколько капель святой Агиасмы в обычную воду. Сила воды кроется не в ее структуре и энергетике, а в молитве и благословении. Помимо Крещения, воду освящают в другие храмовые праздники и за надобностью. Для ритуала берут чистую тару, желательно стеклянную, а также родниковую воду.
Портится ли крещенская вода?
Учитывая уникальные свойства крещенской воды, рационально узнать портится ли такая жидкость. Бывает такое, что такая жидкость на удивление верующих христиан «цветет», приобретает неприятный запах и вкус. В этом случае главное — не паниковать и не принимать это, как знак свыше. Просто в воду могут попасть семена растений, тогда этот результат — простая закономерность.
Также вода может долго простоять на солнце и также стать непригодной для питья. В такой ситуации не нужно выливать ее в канализацию.
Если был обнаружен осадок в воде — еще один признак испорченной жидкости. Значит пора полить цветы такой водой и не переживать о том, что пришлось пустить ее не по назначению.
Где хранить святую воду
Оспаривать то, что святая вода — это настоящая святыня, никто не будет, но хранить и использовать ее необходимо разумно. Стеклянный или керамический сосуд с жидкостью держат рядом с иконами и другими освященными предметами. Запрещается помещать его в холодильник или шкаф с продуктами и крупами, а также держать на солнце. Затхлость и желтизну воды может вызвать тяжелая обстановка в жилище, частые ссоры, драки и прелюбодеяние. Любую этикетку на пластиковой или стеклянной бутылке желательно снять.
Главное помнить, что вода не должна стоять без дела, ее пьют после утренней молитвы.
Глас 1
Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение, явлейся Христе Боже, и мир просвещей слава Тебе.
После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм. После окропления положено петь стихиру на Слава, и ныне: Воспоим, вернии.
Как использовать святую воду
Освященную воду применяют на добро и разные потребности: окропляют жилище и его обитателей для исцеления и изгнания нечисти. Прочитав утреннюю молитву, человек должен сделать натощак глоток великой Агиасмы, а в Крещение ее пьют на протяжении всего дня. Для исцеления недуга воду пьют часто, но не более 0,5 стакана за раз, и даже запивают ею лекарства. При скорби и депрессии также спасаются водой и молитвой. Ею умываются и окропляют близких.
К святыне относятся с благоговением. При разбитом сосуде или разлитой воде, ее собирают тряпочкой и отжимают влагу в другую емкость или в горшок с цветами. Воду с осколками стекла выливают в реку, но ни в коем случае не отправляют в канализацию.
Крещенская вода: история
История крещенской воды берет свое начало с появления праздника Крещения и самого факта крещения в реке Иордан. Произошло это еще 2 тысячи лет назад. История гласит, что в то время иудеи приходили к Иоанну Предтече, чтобы креститься. Тем самым они хотели смыть все свои прегрешения. Но Иоанн соглашался крестить далеко не всех желающих. По его словам, сперва нужно было исповедаться и признать все свои грехи.
Однажды креститься пришел и Иисус Христос. Но Иоанн Предтеча сперва не принял его и только через время дал свое согласие на обряд.
Зачем же крестился Иисус, не имеющий грехов? В отличие от людей, он сделал это, чтобы взять на себя их прегрешения. Своим примером он показал, что верующему человеку нельзя не совершить этот обряд. Только так он получит благословение от Господа, у него будет шанс искупить свои грехи, побороть страх, боль и мучения ради высшей благодати.
Сила святой воды
Святая вода исцеляет Божьей волей и в ней нет никакой магии. Без веры и молитвы ее сила теряется. Истинная вера в Христа, в его мощь, поклонение и праведная жизнь — эти качества направляют человека на истинный путь. Сильнейшая энергетика крещенской воды исследуется многими учеными. Одни склонны считать, что вода впитывает информацию, эмоции добра и мольбы, другие придерживаются мнения, что обеззараживающее свойство серебра не дает ей пропасть и помогают излечиться, а третьи — сторонники заряжения воды из космоса, ведь именно 19 января Земля проходит через особое облучение. Был зафиксирован случай, когда умирающего человека напоили богоявленской водой и он пошел на поправку. Или другой случай с женщиной принесшей гадальные карты в пасхальной корзине в храм для окропления. В тех местах, куда попали капли воды, на картах образовались прожженные пятна.
Паремии
Тако глаголет Господь: да возвеселится пустыня жаждущая, да возрадуется пустыня, и процветет яко крин, и да прозябнет, и вся возвеселятся. И возрадуются пустынная Иорданова, и слава Ливанова дана бысть ей, и честь Кармилова, и людие Мои узрят славу Господню, и высоту Божию. Укрепитеся руки ослабленныя, и колена разслабленная утешитеся. И рцыте малодушным мыслию, укрепитеся и не бойтеся: се Бог наш суд воздает, Той приидет и спасет нас. Тогда отверзутся очеса слепых, и ушеса глухих услышат: Тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых: яко проразися в пустыни вода, и дебрь в земли жаждущей. И будет безводная в блата, и в жаждущей земли источник воды будет: тамо будет веселие птиц, водворение сиринов, и тростий, и блата. Тамо будет путь чист, и путь свят наречется: и не мимоидет тамо нечист, ниже будет тамо путь нечистый, разсеяннии же пойдут по нему, и не заблудят. И не будет тамо льва, ниже зверей лютых взыдет нань, ниже обрящется тамо: но пойдут по нему избавленнии и собраннии от Господа. И обратятся, и приидут в Сион с веселием и радостию, и веселие вечное над главою их. Хвала и радование, и веселие постигнет их: отбеже болезнь, печаль и воздыхание.
Святая вода от сглаза
Ревность и зависть зачастую становятся причиной сглаза. Негативная энергетика поражает другого человека и причиняет ему вред, неся болезни и беспокойство. Издавна святую воду считали и сегодня считают самой эффективной защитой от любого негатива. Для снятия сглаза подойдет великая и малая Агиасма. Окропив ею больного, дают страждущему сделать несколько глотков. При сильном негативе делают обряд с ванной. Для этого наполняют сосуд наполовину теплой водой и вливают крест-накрест святую воду. Садятся в ванную и читают “Отче наш”. При таком ритуале не только проходит сглаз, но и исчезают следы от синяков и сыпь.
Молитва
Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ниединоже слово довольно будет к пению чудес Твоих. [Трижды.]
Ты бо хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь и Твоим промыслом строиши мир. Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырми времены круг лета венчал еси. Тебе трепещут умныя вся силы: Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды: Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо яко кожу: Ты утвердил еси землю на водах: Ты оградил еси море песком: Ты ко отдыханием воздух пролиял еси. Ангельския силы Тебе служат, архангельстии лицы Тебе кланяются: многоочитии херувими, и шестокрилатии серафими, окрест стояще, и облетающе, страхом неприступныя славы Твоея покрываются. Ты бо Бог сый Неописанный, Безначальный же и Неизглаголанный, пришел еси на землю, зрак раба приим, в подобии человечестем быв: не бо терпел еси, Владыко, милосердия ради милости Твоея, зрети от диавола мучима рода человеча, но пришел еси и спасл еси нас. Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния: естества нашего роды свободил еси. Девственную освятил еси утробу Рождеством Твоим: вся тварь воспевает Тя явльшагося. Ты бо Бог наш на земли явился еси, и с человеки пожил еси: Ты Иорданския струи освятил еси, с небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев.
И сие убо священник глаголя трижды, и воду рукою благословляет на кийждо стих:
Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. [Трижды.]
И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: Сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, ангельския крепости исполненную: Да вси почерпающии и причащающиися, имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну. Ты бо еси Бог наш, Иже водою и Духом обновивый обетшавшее грехом естество наше: Ты еси Бог наш, водою потопивый при Ное грех. Ты еси Бог наш, Иже морем свободивый от работы фараони Моисеом род Еврейский. Ты бо еси Бог наш, разразивый камень в пустыни, и потекоша воды, и потоцы наводнишася, и жаждущия люди Твоя насытивый. Ты еси Бог наш, Иже водою и огнем пременивый Илиею Израиля от прелести Вааловы.
Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. [Трижды.]
Даждь же всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение.
Спаси Господи, и помилуй великаго господина и отца нашего, Святейшаго Патриарха Алексия, и господина нашего, Преосвященнейшаго Епископа [имярек], и сохрани их под кровом Твоим в мире, покори им всякаго врага и супостата. Даруй им вся, яже ко спасению прошения, и жизнь вечную: да и стихиами, и человеки, и ангелы, и видимыми, и невидимыми, славится Твое пресвятое имя, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Священник: Мир всем.
Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.
Священник преклонься молится тайно:
Приклони Господи ухо Твое, и услыши ны, Иже во Иордане креститися изволивый, и освятивый воды, благослови всех нас, иже приклонением своея выи, назнаменующих работное воображение: и сподоби нас исполнитися освящения Твоего, причащением воды сея, и да будет нам Господи, во здравие души и тела.
Возглашение: Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу и благодарение и поклонение возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Как освятить квартиру святой водой
Окропление вещей и жилища проводят для наполнения их Божьей благодатью, а также для изгнания нечистого духа. В таких помещениях Христос находится рядом с членами семьи. Перед ритуалом в жилище наводят порядок. Окна не закрывают шторами, форточки приоткрывают, чтобы свет максимально проникал в комнаты. В воскресенье идут в храм за благословением, можно провести ритуал и без него. Вымывают руки, наливают в глубокую тарелку воду, читают молитву и щепопью правой руки обходят помещение по часовой стрелке. Заканчивают и начинают освящение у входной двери. Окропление проводят произнося слова:
По завершению обряда сосуд с водой помещают к иконам.
Старая святая вода что с ней делать
Оставшийся запас старой воды, который хранится несколько лет, можно вылить в место, где не ходят люди: в реку или ручей. Не будет неуважением к святыне, если водой полить комнатный цветок или дерево. Неподобающие надписи на сосудах с водой, например, “Водка”, могут быть причиной ее затхлости и позеленения.
В раковину к нечистотам святыню выливать нельзя — это “преступление” перед Всевышним.
Можно ли пить крещенскую воду?
Перед тем, как приступить к процессу освящения, неопытные прихожане интересуются, можно ли пить крещенскую воду, давать ее детям. Ответ однозначный — можно и даже нужно. Такая вода обладает уникальными целительными свойствами, поможет поправить здоровье, защитить от плохого взгляда, наладить энергетический обмен.
Детям обязательно регулярно нужно давать выпить крещенскую воду. Делать это можно с самого рождения. Со временем этот ритуал войдет в привычку и ребенок будет защищен и уважительно относиться к вере.
Заговор на святую воду:
Важность воды неоценима. Она не только поддерживает жизненные силы, но и способна исцелить человека, сделать его несчастным или богатым. Со временем люди научились проводить с водой различные ритуалы.
на любовь
Заговор проводят на растущей луне. По мере ее наполнения, будет расти чувство избранника. Читают заговор перед стаканом с водой, который перевязан красной лентой, около фото любимого. Слова произносят трижды, крестятся и ставят воду около иконы. Заговоренную воду сначала выпивает женщина, а потом подливает ее мужчине.
Обязательное условие — избранник при этом должен быть в хорошем настроении.
от пьянства
Заговор от пьянства читается над банкой с герметичной крышкой. В начале ритуала ее снимают, ставят воду перед иконой и, низко наклоняясь к банке, шепчут слова заговора. Молитву читают трижды, крестятся и закрывают банку. Открывают сосуд только для подливания пьянице заговоренной воды.
на торговлю
Для увеличения товарооборота и привлечения покупателей заговор проводят на рабочем месте. В чистый стакан наливают святую воду, опускают в нее монету и читают молитву. Затем набирают заговоренную воду в рот и опрыскивают рабочее место. Остатки выливают около прилавка, а монету отправляют в левый карман для отвода негатива.
Помните, святая вода бессильна, если человек живет без Бога в душе. Исполняйте его заповеди, любите Бога и ближних, участвуйте в христианских таинствах в храмах и совершайте домашние молитвы.
Сколько раз освящается Богоявленская вода?
Указы патриарха Никона, касающиеся освящения воды, были отменены Большим Московским собором 1666–1667 годов как несоответствующие современной греческой практике. Собор постановил возобновить двукратное освящение воды, совершая его в навечерие Богоявления и на следующий день. В противовес проклятьям Никона этот собор разработал свои, еще более страшные анафемы: «Если кто не послушает нас или начнет прекословить… предаем проклятию и анафеме как еретика и непокорника и отсекаем, как гнилой уд».
Впрочем, возможность попасть под страшные проклятия собора и стать «гнилыми удами» не напугала последующих издателей церковных книг. В новом обязательном для общецерковного употребления Типиконе 1682 года было вновь запрещено двукратное освящение воды. После смерти патриарха Иоакима новообрядческие богословы уже в четвертый раз вернулись к вопросу об освящении богоявленской воды. Издатели Типикона 1695 года на этот раз опять «разрешили» совершение второго освящения воды. К сожалению, и на этом водосвятная чехарда не закончилась. В синодальном типиконе 1749 года статья о двукратном освящении воды была вычеркнута. В Типиконе 1791 г. появилась снова. В 1794 г. поступил новый указ — не печатать такую статью. Нет указания на двукратное освящение воды и в Типиконе 1814 г. Эта злосчастная статья в богослужебном уставе синодальной церкви появляется опять лишь в 1838 году.
Водосвятная неразбериха конца XVII — начала XIX не только не внесла ясности, но и послужила появлениям разных частных мнений и поверий. Так, например, некоторые высказывают мнение, что «богоявленская» и «крещенская» воды имеют разную силу. По одной версии, богоявленская вода более благодатна потому, что вода, освящаемая в навечерие Богоявления, освящается в специальных сосудах в храме, а на следующий день — в открытом водоеме. В первом случае вода считается как бы более «концентрированной», а во втором — «разбавленной». Некоторые прихожане даже требуют, чтобы при раздаче воды им черпали из того места, куда опускался крест. По другой версии, богоявленская вода сильнее потому, что ее раздают в храме сразу после освящения, а крещенская хранится в церкви целый год, разбавляется и «теряет» силу.
Освящение воды «на иордани». Румыния
Сегодня подавляющее большинство новообрядческих историков и литургистов заявляют, что вода, освященная по уставу в навечерие Богоявления, и вода, освященная на следующий день, полностью равны по силе и являются одинаковыми святынями, поскольку читается одно и то же чинопоследование. Правда, академические авторы высказывают мнения значительно более близкие к древнерусским. Так, в авторитетнейшем многотомном издании советского периода «Настольной книге священнослужителя» повторяется мнение, высказанное Максимом Греком и другими древними отцами:
Есть мнение, что собственно богоявленским некогда было водоосвящение под праздник, а в самый праздник происходило освящение воды по чину малого освящения, которое в древности совершалось в начале каждого месяца (ныне осталось только водоосвящение 1 августа) [].
Таким образом ясно, что освящение Великой Агиасмы, святой Богоявленской воды, происходит только один раз в году. Это священнодействие подобно некоторым другим христианским таинствам и имеет единичное время действования. Так, например, человек может креститься только раз в жизни, хотя бы и погружался после этого сотни раз. Также он может только раз в день приобщиться, хоть бы и пытался несколько раз принять Св. Дары. Справедливости ради отметим, что некоторые современные старообрядческие церкви вернулись к раннехристианской традиции и совершают освящение воды единожды — в навечерие Богоявления. Такая практика сегодня существует в Славяно-Грузинской Древлеправославной церкви.