Церковь святой великомученицы Параскевы Пятницы – белое чудо на берегу Казанки

Церковь св. Параскевы (Εκκλησία της Αγίας Παρασκευής) несомненно является одной из самых значимых достопримечательностей Пафоса. Во-первых, это одна из старейших церквей византийского периода, из сохранившихся на Кипре. Во-вторых, храм имеет очень необычную для Кипра архитектуру. Во время восстановительных работ в куполе над алтарём было обнаружено неиконописное украшение в виде креста, обрамлённого стилизованными цветами. Это даёт понять, что церковь была построена ещё во времена иконоборчества, когда ещё запрещалось предметное искусство. Таким образом, храм святой Параскевы был построен не позднее 843 года. Но давайте для начала посмотрим, как церковь выглядит снаружи.

Взглянув один раз, её трудно перепутать с какой-то другой − уж больно уникальный вид. Попробуем описать его словами.

Это пятикупольная базилика имеет сводчатую крышу, неф и два боковых придела. Вместе купола образуют крест − в данном случае это кипрский вариант византийского стиля. Квадратная часовня с куполом и апсидными сводами находится в юго-восточной части храма и напоминает древний мавзолей. Предположительно там находился баптистерий (специальное здание для крещения), а впоследствии помещение стали использовать как часовню. Оно хорошо просматривается на переднем плане следующей фотографии.

Считается, что до постройки церкви на её месте находился античный храм либо раннехристианская базилика. Первоначально церковь была посвящена святым Варнаве и Иллариону. Но в середине XIX века её освятили в честь святой Параскевы. Чуть позже (в 1886 и 1893 годах) были пристроены колокольня и притвор, а для расширения церкви снесена западная стена.

Как появилась Пятницкая церковь

Через 14 лет после взятия Казани войсками Иоанна IV Грозного в центре столицы бывшего ханства был построен деревянный храм Николы Зарайского. Новая церковь имела Пятницкий придел и в XVI столетии считалась одним из самых высоких зданий Казани.

Церковь Параскевы Пятницы в Казани

В 1579 году в городе случился опустошительный пожар. Сильный огонь уничтожил весь северо-восток посада и жилую застройку возле кремля. Беда не обошла и деревянную церковь Николы Зарайского – она вспыхнула в одночасье и сгорела дотла. Долгое время пепелище оставалось пустым, на нем ничего не решались строить.

Когда Казань разбогатела, в городе стали появляться каменные здания. Как правило, храмы и гражданские постройки возводили не за казенный счет, а на средства купцов или пожертвования прихожан.

Церковь Параскевы Пятницы в Казани

В 1728 году состоятельный торговец Иван Афанасьевич Микляев выделил деньги на строительство нового храма для работников местной суконной мануфактуры. Когда все было готово, главный престол освятили в честь праздника Богоявления, а один из двух приделов каменной церкви посвятили любимой христианами Параскеве Пятнице.

«Особое задание» в церкви св. Параскевы

Начнём с того, что при посещении Пафоса около церкви оказывались не раз, но осматривали её достаточно бегло. Зная, что это очень старая церковь, воспринимали как данность, особо не вдаваясь в детали. Так продолжалось до тех пор, пока искусствовед Юлия Бузыкина, написавшая со «своей колокольни» целую подборку статей для нашего сайта, не сообщила нам очередную тему планируемого рассказа. Одна из фресок, которую предстояло заснять, согласно полученному «заданию», находилась именно в этом храме.

И вот, запланировав очередное покорение полуострова Акамас, решили первым делом подъехать к церкви св. Параскевы в Пафосе.

Дверь оказалась открытой, но грозная табличка на ней предупреждала, что фото и видео съёмки здесь запрещены. И даже проводить экскурсии внутри церкви могут только специальные люди, то бишь лицензированные гиды от КОТа (Кипрской Организации по Туризму — CTO). Внутри сидел батюшка и бдил за порядком.

Нельзя, но иногда можно

Обломайтис − почему-то вспомнилась тогда эта «литовская фамилия». Зашли и просто стали рассматривать фрески, оставив фотоаппараты понуро висеть на плечах. Но спустя всего несколько минут случилось чудо! В церковь вошла группа французских туристов в сопровождении, видимо, лицензированного гида. Она подошла к батюшке, что-то там с ним обговорила и дала наставления своим туристам.

Туристы, слушая её, периодически фотографировали всё, что захочется, правда без вспышки − скорее всего «инструктаж» был именно в этом. Почувствовав себя истинными французами, тотчас же примкнули к группе и стали внимательно озирать фрески под благозвучное пояснение экскурсовода на красивом, но непонятном нам языке. «Се ля ви» − единственное, что вспомнилось тогда из французского, и мы с упоением стали щёлкать затворами фотоаппаратов в такт остальной группе.

А теперь настроимся на серьёзный лад и поведаем, о чём мог бы говорить гид.

Судьба храма в XVIII-XX веках

Церковь Параскевы Пятницы в Казани

Новая церковь стала главным храмом для прихода, который располагался рядом с Казанским Богородицким монастырем. В этой части города жили небогатые люди, которые не могли много жертвовать храму, поэтому церковь поддерживала женская православная обитель.

Пожары были бичом всех русских городов. Вплоть до начала XIX столетия Пятницкая церковь неоднократно страдала от огня. Несколько раз она выгорала так сильно, что оставались только голые стены. Прихожанам приходилось каждый раз восстанавливать здание, расписывать интерьеры, покупать богослужебную утварь и иконы.

Церковь Параскевы Пятницы в Казани

В 1815 году в Казани произошел большой пожар, после которого Пятницкий храм реконструировали несколько лет. К 1821 году удалось восстановить лишь один придел. Богослужения в главном храме смогли продолжить лишь через 10 лет. Именно тогда церковь заново освятили, и стали называть не Богоявленской, а Рождественской.

Пятницкий придел выгорел так сильно, что в 1855 году его были вынуждены отстроить и освятить заново. Считается, что автором проекта восстановленного храма был Фома Иванович Петонди – русский архитектор, который немало потрудился в Орле и Казани.

Церковь Параскевы Пятницы в Казани

История Пятницкой церкви связана со многими известными людьми. С 1877 года до конца своей жизни в 1914 году обязанности старосты храма выполнял потомственный резчик по дереву Михаил Александрович Тюфилин. Талантливый мастер занимался изготовлением и позолотой иконостасов для многих церквей и соборов Казанской епархии. Многие творения Тюфилина были уничтожены временем и людьми, но два красивых иконостаса сохранились. Один находится в Петропавловском соборе города, а другой – в храме Арского кладбища.

После прихода советской власти сторонников патриарха Тихона в России стали притеснять. В разных городах страны были созданы общины так называемых «обновленцев», куда входили верующие лояльные к политике нового государства. Именно с «обновленцами» местные власти заключали договора на аренду культовых зданий.

Церковь Параскевы Пятницы в Казани

С 1923 года старинная церковь Параскевы Пятницы тоже была занята «обновленцами». После закрытия Благовещенского собора в Казани кафедральным храмом стала Пятницкая церковь. Власти города разрешили передавать сюда богослужебную утварь, иконы, кресты и мощевики из всех закрытых и разрушенных монастырей и церквей Казанской епархии. Вскоре Пятницкий храм превратился в подобие церковного музея.

В 1930-е годы Советское государство ужесточило политику в отношении любой веры. Во время антирелигиозной кампании пострадали не только православные, но и католики, мусульмане и буддисты. В 1937 году Пятницкую церковь закрыли для верующих и превратили в пересыльную тюрьму. Официально она носила название «Городская тюрьма № 6».

Церковь Параскевы Пятницы в Казани

Здесь содержали осужденных, которые после решения суда или заседаний «троек» ждали отправки в лагеря. В Пятницком храме охранники расстреливали людей, которые были приговорены к смертной казни. После исполнения приговора тела закапывали в церкви или рядом с ней. О местной тюрьме сохранились воспоминания журналистки и историка Евгении Соломоновны Гинзбург.

В послевоенные годы Пятницкую церковь забросили. Когда снесли церковную колокольню, бывшее культовое здание окончательно пришло в запустение и упадок. Местные историки и краеведы старались привлечь внимание властей к памятнику архитектуры. Наконец, в 1980-е годы государство нашло деньги на косметический ремонт храма.

Церковь Параскевы Пятницы в Казани

В 1993 году здание передали на баланс Министерству культуры Татарстана. В Пятницком храме начали проводить ремонт, чтобы потом организовать в здании музей православных икон. В это время отношение к религии в стране изменилось. Через несколько лет Пятницкую церковь вернули верующим, и началось долгое восстановление святыни. К 2000 году рядом с храмом заново отстроили утраченную колокольню.

При ремонтных работах были сделаны страшные находки. Строители вскрыли массовые захоронения жертв политических репрессий. В церкви и рядом с ней было обнаружено целое кладбище – множество скелетов расстрелянных людей. Сначала несчастных хоронили на большом Самосыровском кладбище, на восточных окраинах города.

Церковь Параскевы Пятницы в Казани

В конце 1990-х годов более 400 останков казненных похоронили на территории Пятницкой церкви. Над могилой был установлен мраморный Поминальный крест, а потом на пожертвования верующих над погребением возвели каменную усыпальницу.

Деревня Героскипу (Ероскипу − Geroskipou/Yeroskipou − Γεροσκήπου)

В давние времена это действительно была самостоятельная деревня, находящаяся в трёх километрах к юго-востоку от Пафоса. В настоящее время она практически срослась с городом и является одним из его районов. Название Героскипу (ударение на «и») происходит от древнегреческого ιερός κήπος, что означает «Священный сад». По преданиям, в античные времена здесь были сады, посвящённые богине Афродите. Паломники со всего Восточного Средиземноморья делали в этом месте остановку на пути к храму Афродиты, который располагался в Старом Пафосе − современной деревне Куклия.

Недалеко от юго-западной стены церкви существует подземная пещера, через которую протекает ручей. Считалось, что вода этого святого подземного ручья излечивала глазные заболевания и называлась агиасмой Святой Параскевы. Но в середине прошлого века вода источника была «загажена» стоками близлежащих промышленных предприятий, и доступ к нему закрыли. Не так давно площадь вокруг церкви облагородили, разместив на ней фонтаны, а также соорудив спуск к источнику. Правда мы его всегда заставали закрытым. Но не зря же его строили!

Да и что это за фонтан? Просто несколько труб, торчащих из «бассейна». Вот раньше, в 1917 году, умели строить красивые фонтаны-источники. Почти сорок лет он работал по назначению, а теперь просто является архитектурным памятником в Героскипу.

Kato Vrisi

Чуть южнее церкви св. Параскевы находится место, которое называется Нижний Фонтан. В античные времена здесь находился акведук, подававший воду в этот район. Предания говорят, что вода была такой же святой, как и в Ваннах Афродиты, что не мешало жителям общины Героскипу заодно стирать там одежду.

Сейчас это просто небольшая достопримечательность Героскипу, рядом с которой порой под сенью тента происходят различные мероприятия.

Архитектурные особенности

Красивая церковь построена в лучших традициях русского барокко. Основной храм поднимается на 22 м. Он имеет конструкцию, типичную для многих российских церквей – восьмерик на четверике. Хотя храмовый портик выполнен в стиле позднего классицизма, он прекрасно сочетается с более ранними формами и декором. Правый придел не сохранился, поэтому композиция здания слегка нарушена.

Церковь Параскевы Пятницы в Казани

Внутри храмового комплекса, возле местного онкологического диспансера стоит небольшая часовня. В ней хранится почитаемая верующими икона «Всецарица». Этот образ помогает всем, кто страдает онкологическими заболеваниями.

Храм Параскевы на Кипре

На Кипре построено много храмов, посвященных святой Параскеве. Но храм в Героскипу считается главным. Наверное, это связано и с местом, которое было выбрано для строительства храма, и с тем, что эта пятикупольная трехнефная сводчатая базилика считается одним из самых выдающихся памятников византийского зодчества на острове. На стенах храма сохранились фрески. Ученые утверждают, что им не менее 1200 лет. Во времена язычества здесь находился священный сад богини любви и красоты, к которой прихожанки обращались за женским счастьем. Во времена христианства именно здесь был построен собор в честь христианской святой великомученицы Параскевы, которая также считалась женской святой. Возле церкви на протяжении многих лет существовал целительный источник, к которому сейчас можно спуститься по специально сооруженной лестнице. И возжелает царь красоты твоей…

Церковь святой Параскевы в деревне Иероскипу.

Святая Параскева-Пятница (греч.Παρασκευή, «канун праздника, пятница») – жившая в III в. христианская великомученица. Память о ней Кипрской церковью совершается 14 октября. Образ великомученицы Параскевы на землях восточных славян тесно связан с культом языческого божества Пятницы, поэтому в народе святая получила двойное имя Параскева-Пятница. Русский народ называл мученицу Параскеву Пятницей, Пятиной, Петкой, а также Прасковьей.
ЖИТИЕ СВЯТОЙ ПАРАСКЕВЫ Святая Параскева родилась в Сербии. Ее рано умершие родители были людьми благочестивыми: они неуклонно исполняли все заповеди Божии и славились своими благотворениями и милостынями. По смерти своих родителей Параскева стала проводить жизнь, полную скорбей и лишений. Однажды воспламенившись Божественным желанием жить для Господа, она усердно подражала жизни святых, умерщвляя постом свое тело и порабощая его духу. Параскева, покинув все мирское, скрылась от мира и стала проводить в пустыне Иорданской равноангельскую жизнь. Как пророк Илия и Иоанн Креститель, она питалась только пустынными злаками. Постепенно истаевая то от жара, то от холода, она обращала свои взоры только к Единому Богу, могущему спасти смиренных сердцем «от вихря, от бури» (Пс.54:9). Ведя такую суровую жизнь, Параскева заботилась только лишь об очищении души, об ответе на будущем суде и встрече с Небесным Женихом. «Тебе, женише мой, ищу», – говорила преподобная Параскева. Больше всего она заботилась о том, как вместе с мудрыми девами выйти навстречу Небесному Жениху, услышать Его глас и насладиться лицезрением красоты Его. Один Всевидящий Бог взирал на подвиги преподобной. И исполнилось на ней пророческое слово: «И возжелает Царь красоты твоей» (Пс.44:12). Сохранив свою душу от греха и осквернения, сделалась Параскева церковью Живого Бога, и он вселился в нее с Отцом и Святым Духом. Однажды ночью cвятая по обыкновению своему стояла на молитве, когда она увидела ангела Божия, который сказал ей: «Оставь пустыню и возвратись в свое отечество, ибо там подобает тебе оставить тело на земле, а душою прейти ко Господу». Повинуясь воле небесной, преподобная оставила пустыню и отправилась в отечество. Когда наступило время ее отшествия к Богу, Параскева помолилась усердно о самой себе и обо всем мире и во время молитвы предала Богу свою блаженную душу. Тело ее было погребено верующими по христианскому обычаю, но не на общем кладбище, а как тело странницы, никому не сказавшей о себе, откуда она.

КАК БЫЛИ ОБНАРУЖЕНЫ МОЩИ ПАРАСКЕВЫ Желая прославить Свою угодницу Бог, по прошествии многих лет, открыл мощи ее при следующих обстоятельствах. Случилось, что на берег было выброшено волнами тело какого-то корабельщика, скончавшегося во время плавания. Когда рабочие копали яму для погребения его, они обнаружили лежащее в земле нетленное тело и сильно удивились сему. Будучи людьми несведущими, они рассудили так: «Если бы сие тело было святое, то Бог открыл бы его посредством каких-либо чудес». Они вновь засыпали нетленное тело землею, бросив туда же и смрадный труп, а затем ушли домой. С наступлением ночи, один из них увидал во сне некую царицу, которая сказала ему: «Зачем вы так презрели тело преподобной Параскевы и вместе с ним похоронили смердящий труп? Положите тело святой в достойном месте, ибо восхотел Бог прославить на земле рабу Свою». Святые мощи Параскевы с торжеством были положены в церкви апостолов Петра и Павла, где, по молитвам святой Параскевы, от ее мощей подавались многие исцеления болящим: слепые прозревали, хромые начинали ходить и все недужные и бесноватые получали здравие.

ПАРАСКЕВА ПЯТНИЦА: ОБРЯДЫ И СУЕВЕРИЯ Пятница была связана с Мокошью – единственным женским божеством древне-русского пантеона, чей идол в Киеве стоял рядом с кумирами Перуна и других божеств. И потому в грамоте Константинопольского патриарха 1589 года. к литовско-русским епископам содержится запрет праздновать пятницу наравне с воскресеньем. Параскева же стала непосредственным продолжением образа Мокошьи и после принятия христианства превратилась в Параскеву Пятницу. На дорогах, на перекрестках ставились на столбах небольшие часовни с иконой св. Параскевы. Эти часовни также назывались «пятницами». У германских народов пятница именовалась «днем Фригг». Frigg – богиня магии, прорицания, плодородия и брака; она помогала роженицам и определяла судьбу новорожденных. С этим именем также связана и вера в то, что дети «приходят» из недр Земли, из гротов, пещер или из родников. У славянских народов святая Параскева является покровительницей полей и скота. В день ее памяти в церковь приносят для освещения плоды, которые потом хранятся как святыня до следующего года. Святая мученица Параскева – целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов. В пятницу, согласно «Стоглаву» – сборнику решений Стоглавого Собора 1551 года – не пряли, не стирали и не пахали, чтобы не запылить Пятницу и не засорить ей глаза. В случае нарушения традиции она могла наслать болезни. Пятница считалась «бабьей святой», а в восточнославянской мифологии – покровительницей женщин и матерей. По украинским поверьям, Пятница ходит исколотая иглами и изверченная веретенами. Вплоть до XIX века в Украине сохранялся обычай «водить Пятницу» – женщину с распущенными волосами. Существует древний обряд, согласно которому девушка, если хочет выйти замуж или родить детей, должна босиком обойти вокруг церкви три раза. Загаданное должно случиться в течение одного года У восточных славян деревянные скульптуры Пятницы ставились на колодцах, ей приносились жертвы (в колодец бросали ткани, нитки, овечью шерсть). Обряд назывался мокрида (от «Мокошь»). Традиция эта имеет параллели с мифологическими образами женщин, прядущих пряжу судьбы (мойры, норны).

КАНОНЫ ИКОНОПИСИ Святая Параскева обычно изображалась в красном одеянии, с крестом в руках. На старых северорусских иконах иконописцы обыкновенно изображали мученицу с суровым ликом, высокого роста, с лучезарным венком на голове. Святая Параскева также могла изображаться в сюжетах, имеющих отношение к Страстям Христовым, так как толковалась как персонификация Великой Пятницы – дня Распятия Христова. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье.

САМЫЙ ЗНАМЕНИТЫЙ ХРАМ ПАРАСКЕВЫ НА КИПРЕ Эта древняя церковь расположена в трех километрах от Пафоса, в деревне Иероскипу. Ученые предполагают, что когда-то на этом месте возвышался античный храм, фрагменты которого были использованы при возведении церкви. Эта версия вполне правдоподобна, ведь и название Иероскипу произошло от находящегося здесь когда-то Священного Сада, посвященного языческой богине Афродите. Храм святой Параскевы в Иероскипу сегодня считается одним из самых выдающихся памятников византийского зодчества на Кипре. История этой пятикупольной трехнефной базилики насчитывает уже более 12-ти столетий – по предположениям ученых церковь была построена в IX в.

День святой Параскевы 26 июля

Интерьеры и святыни

Великолепный четырехъярусный иконостас имеет красный цвет в память обо всех убитых в стенах храма в годы репрессий. Здесь можно увидеть древний образ Параскевы Пятницы, который висел еще в деревянной Пятницкой церкви.

Церковь Параскевы Пятницы в Казани

Главной святыней прихожане считают частницу Древа Животворящего Креста Господня, которую более 10 лет назад привезли в Татарстан из Италии. Кроме того, в церкви хранятся иконы с частичками мощей Матроны Московской, Святителя Иоасафа епископа Белгородского, великомученицы Варвары, Федора Ушакова и Игнатия Кавказского (Брянчанинова).

Фрески в церкви святой Параскевы

В церкви святой Параскевы сохранилась впечатляющая галерея кипрской фресковой живописи IX − XV веков. Упомянем здесь самые интересные (из числа тех, которые удалось заснять).

В центральном куполе храма вместо Христа Вседержителя, который обычно изображается на этом месте, находится поясная фреска Пресвятой Богородицы с молитвенно поднятыми к небу руками (тип «Оранта»). Ниже помещены изображения ветхозаветных пророков со списками пророчеств.

Под центральным куполом в северной нише сохранилась часть замечательной фрески XII века «Успение Богородицы».

В арке под западным куполом можно увидеть сразу несколько фресок: «Тайная Вечеря», Омовение ног», «Предательство Иуды» и «Пилат, умывающий руки».

В юго-западной нише нефа находится нетипичное изображение св. Георгия, стоящего с мечом в правой руке и круглым щитом в левой.

В иконостасе церкви слева от царских врат находится образ Пресвятой Богородицы Героскипу. Царские врата устроены на одной большой доске-иконе, отодвигающейся в сторону. На ней изображён Спаситель в рост в образе Великого архиерея. Справа от царских врат, у южной стены, в киоте находится чудотворная икона св. мученицы Параскевы.

И, конечно, не можем не отметить фреску крещения Иисуса в священной реке Иордан с персонификациями Реки и Моря, ради которой изначально мы сюда и приехали.

Покинув пределы церкви, немного оглянемся по сторонам. Для начала немного расскажем о районе, в котором расположен храм св. Параскевы.

Полезная информация для паломников и туристов

Церковь Параскевы Пятницы в Казани

Часовня над братской могилой жертв политических репрессий на территории храмового комплекса

В наши дни православный храм находится в ведении Казанского Богородицкого монастыря. Двери Пятницкой церкви открыты для всех желающих с 7:00 до 19:00, вход бесплатный. Богослужения проводят ежедневно в 8:00 и 17:00. Главный престол посвящен Параскеве Пятнице, а придел – Рождеству Богоматери.

При храме работают приходская библиотека и воскресная школа. Дважды в год – в разгар лета и поздней осенью возле Пятницкой церкви проходят крестные ходы, в которых принимает участие несколько тысяч верующих.

Как добраться

Церковь Параскевы Пятницы в Казани

Часовня «Всецарица» на территории храмового комплекса

Пятницкий храм стоит в Вахитовском районе Казани, на Большой Красной улице 1/2. Сюда легко дойти пешком от станции метро «Кремлевская». Рядом делают остановку городские автобусы № 22, 23, 83 и 89. Экскурсию в Пятницкую церковь удобно совместить с осмотром достопримечательностей Казанского кремля.

Рейтинг достопримечательности:

Рейтинг 5.00 [1 Голос]

← КАЗАНЬРЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН
СОБОРЫ КАЗАНИ
РОССИЯ →
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: