Текст молитвы 33 псалом на русском языке с ударениями и правила чтения


Псалом 33 читать:

Благословлю Господа на всякое время, выну хвала eго во устех моих. О Господе похвалится душа моя; да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя eго вкупе. Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищiй воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей eго спасе и. Ополчится ангел Господень окрест боящихся eго и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает нань. Бойтеся Господа, вси святiи eго, яко несть лишенiя боящымся eго. Богатiи обнищаша и взалкаша; взыскающiи же Господа не лишатся всякаго блага. Прiидите, чада, послушайте менe, страху Господню научу вас. Кто eсть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла и устне твои, eже не глаголати льсти. Уклонися от зла и сотвори благо; взыщи мира и пожени и. Oчи Господни на праведныя, и уши eго в молитву их. Лице же Господне на творящыя злая, eже потребити от земли память их. Воззваша праведнiи, и Господь услыша их и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смирeнныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни eдина от них сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящiи праведнаго прегрешат. Избавит Господь душы раб своих, и не прегрешат вси уповающiи на него.

История появления

Хвалебный псалом царя Давида был написан в тот период его жизни, когда он испытывал притеснения и гонения на него царя Саула. Также в этот момент Господь избавил его от другого врага — жестокого и коварного царя Авимелеха. Весь текст псалма пронизан уверенностью в том, что Господь сопровождает и защищает человека во все дни его жизни, если он искренне верит во всемогущество своего Создателя.

Пророк Божий Самуил получил от Всевышнего поручение помазать на иудейское царство обычного пастушка по имени Давид. Юноша начал свою службу при царском дворе и спас народ от Голиафа, которого никто из израильтян не мог одолеть. Несмотря на победу и на то, что Саул отдал свою дочь в жены Давиду, он начал завидовать бывшему пастуху и начал преследовать юношу, чтобы лишить его жизни. В течение нескольких лет продолжались скитания Давида вдалеке от дома, он вынужден был постоянно убегать с места на место, чтобы сохранить свою жизнь.

Давид пришел в филистимскую землю и хотел спрятаться там от преследований иудейского царя, однако жители той земли были обозлены на него за то, что он победил их героя, Голиафа, поэтому схватили юношу и привели к своему правителю. Понимая, что царь не пощадит его, Давид притворился безумцем, падая на пол и пуская пену изо рта. Правитель не поверил, что этот человек поразил их великана, и выгнал его из дворца. Получив чудесным образом спасение от Господа, Давид написал 33 псалом, в котором воздал хвалу Создателю.

Псалом 33 на русском:

Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня. Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся. Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его. Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе. Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас. Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним. Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них. Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится. Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут. Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.

Значение молитвы

Чтобы понять, о чем молитва, стоит разобрать ее по стихам, это необходимо для того, чтобы человек, который будет произносить текст, осознавал весь его глубинный смысл и проводил ритуал осознанно:

  • С 1 по 3. Здесь говорится о том, что все, что люди делают хорошего в своей жизни, — заслуга Всевышнего, и не стоит приписывать это себе, а, наоборот, непрестанно хвалить Небесного Отца за все благословения и покровительство.
  • 4-й стих. В нем псалмопевец Давид призывает всех верующих присоединиться к нему в молитве хвалы, так как он в одиночку не может воздать Богу те почести, которых он достоин.
  • С 6 по 7. На собственном примере царь Давид испытал всю милость и силу Господа, который простого пастушка возвысил над царями по своему изволению, поэтому псалмопевец призывает и остальных людей приблизиться к Всевышнему и напитаться от него мудростью, которая превыше человеческого разумения.
  • 8-й стих. Здесь речь идет о том, что у тех, кто предан Господу, есть защитник в виде ангела Божьего, который будет уничтожать всех врагов, замышляющих плохое против христиан.
  • 9-й стих. Этот раздел призывает людей испытать благость и великую любовь Создателя.
  • 11-й стих. В нем иудейский народ назван жаждущим Бога. Также здесь обращается внимание на то, что Божий народ отделен от языческих племен.
  • С 12 по 14. Псалмопевец Давид призывает язычников обратиться к единому Живому Богу и перестать служить идолам. Также здесь говорится об опасности осуждения своего ближнего.
  • С 15 по 16. Здесь содержится напоминание для всех верующих о том, что необходимо уклоняться от зла и стремиться совершать добрые поступки, потому что Господь видит даже скрытое от людских глаз и благословляет сторицей за добро, сделанное человеком.
  • 21-й стих. Говорится о том, что Всевышний благословляет послушных и верных и дарует им воздержание и благочестие.
  • 22-й стих. Царь Давид напоминает о том, что ждет людей, которые не приняли Господа, и говорит, что участь таковых – в геенне огненной.

После того, как человек вник в смысл псалма, написанного иудейским царем Давидом, он может начинать читать его в составе молитвенного правила, который совершает каждый истинно верующий христианин.

Уклонись от зла и сотвори благо (Пс. 33:15)

Когда речь заходит о посте, большинство интересует «пищевой» аспект. Что можно/нельзя есть, с маслом или без, с рыбой, без рыбы… Для чего мы придерживаемся определенных ограничений в пище? Что в пост все-таки самое главное? Об этом мы поговорили с иереем Василием Зверевым, духовником Смоленской православной гимназии, настоятелем гимназического храма в честь святителя Николая Чудотворца.

— Отец Василий, об этом уже много сказано, но все же… Зачем нам все-таки пост, да еще и такой длительный? Ведь на Пасху все равно все радуются, можно всем причащаться – и кто постился, и кто не постился – приходилось слышать и такие мнения.

— Чтобы рассуждать о посте, его длительности, строгости, конкретно о духовной и телесной стороне, важно понять, для чего он вообще нужен, сам по себе, вне зависимости от того Великий он или какой-то другой в церковном календаре, однодневный или многодневный и т.д.

В повседневной жизни человек часто выходит за рамки своих естественных потребностей. Например, он ест больше, чем нужно для поддержания физических сил или умственной работы. Часто мы даже не замечаем того, что употребляем много мучного, сладкого, откровенно не полезного (чипсы, кола), в нас действует пристрастие ко всевозможным «вкусняшкам» и блюдам.

Такого же рода бесконтрольность и неумеренность мы можем отметить и в отношении не только продуктов питания, но и потребляемой нами информации через различные источники общения (один интернет чего стоит), всевозможных развлечений, в том, что мы говорим и делаем.

Эти отклонения от естественных потребностей зачастую негативно сказываются на состоянии не только физическом, умственном, когда можно приобрести какую-то болезнь, но и духовном. Ведь тело и душа неразрывно связаны в человеке. Человек с детства бывает не приучен себя воздерживать, дисциплинировать, у него присутствует устойчивая привычка удовлетворять свои желания и капризы.

Пост для человека, скажем, малоцерковного, из понимания уравновесить, нормировать свои потребности, свою жизнь как в плане физическом, так и умственном: поменять рацион питания, избавиться от лишнего веса, перестать читать «шлак» в Интернете, стать спокойным, воздержанным, терпеливым в нравственном плане, должен стать чем-то большим – орудием для борьбы со страстями, с грехом, живущим в нас. Даже более того, борьбы с дьяволом, которому человек «работает», живя свободной от ограничений и воздержания жизнью. Это подтверждается самим Евангелием: «сей же род изгоняется только молитвой и постом». (Мф 17:21)

Продолжительность Великого поста – это Церковное установление, сложившаяся традиция. Канонически это установлено в «Правилах святых апостолов» в IVвеке. Четыредесятница была установлена в воспоминание поста Господа Иисуса Христа, который постился в пустыне 40 дней, хотя примеры сорокадневных постов встречаются еще в Ветхом Завете, например, пост Моисея или Илии. Насколько мне известно из истории, время Четыредесятницы возникло из периода подготовки к Таинству Крещения, когда желающие принять Крещение проходили оглашение, изучали основы вероучения и в это время говели. Со временем это стало общей традицией – поститься начали не только собирающиеся креститься, но и члены Церкви.

Да, радоваться на Пасху могут все – и те, кто постился и те, кто не соблюдал поста. Но если мы говорил о людях, не придающих посту особого смысла и значения и все же решивших причащаться на Пасху, такие есть, наверное, то, думается, радость их будет отличаться от радости тех, кто практическим путем исследовал настоящую ее причину, кто посвятил время своему духовному изменению, совершенству, преображению.

— Некоторых пугает строгость поста, и из-за этого бросают поститься вовсе.

— К посту нужно подходить, учитывая индивидуальные особенности: состояние здоровья, духовный уровень. Главное – почувствовать связь между ограничением плоти и духовным состоянием. Пост нас должен сделать лучше.

— Понятно, что все индивидуально, но скажите, пожалуйста, если человек собирается впервые поститься в Великий пост, как быть, сразу резко отказаться от скоромного? Или возможен плавный переход?

— Мне известно, что некоторые, кто начинали сразу поститься строго, весьма воодушевлялись и так продолжали весь пост, была и польза. Но я бы посоветовал избирать меру в посте для каждого свою. Не резко отказываться от всего. Как гласит народная мудрость: «Брать ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе». Чтобы нас не постигла участь старых мехов из Евангелия, в которые наливают новое вино. Главное здесь, чтобы было некое ущемление себя, своего «плотского человека», оставалось пространство для борьбы, для совершенствования. И если «ноша» становится слишком легкой, ее можно утяжелить, хотя «на большом пути и малая ноша тяжела». Правильная мера и постоянство – как у святых отцов в аскетическом делании.

— Как настроиться на пост? Можно дать себе какую-то установку?

— Можно взять такой девиз: «Уклонись от зла и сотвори благо» (Пс. 33:15). И исполнять для начала его первую его часть.

— Есть ли польза, когда человек не ест в пост скоромное, но при этом не ходит в храм, не причащается, сидит дома, смотрит телевизор?

— Это можно назвать голоданием или диетой. Всякий пост, особенно длительный, необходимо сочетать с усиленной молитвой, и что важно – церковной молитвой, об этом нам говорит (на это нас подвигает) устав Великопостных служб: строгому длительному посту сопутствует увеличивающееся по времени богослужение. А если сидеть дома и смотреть телевизор, то польза от такого поста стремится к нулю.

— Те, кто уже имеет опыт какого-то воздержания в пище, замечают, что во время поста бывают раздражительными. Это происходит от голода, недоедания? Что с этим делать?

— Раздражение может происходить от разных причин. Воздержание в еде тоже может этому способствовать, создается некий дискомфорт, ведь в посте мы отступаем от обычного отношения к своему организму, пытаемся его «смирить». Как я уже упоминал, необходимо чувствовать связь между телесным постом и духовным состоянием. Не должны они существовать по отдельности. Вот и нужно наладить эту связь, ощутить полезное действие воздержания на духовное состояние.

С другой стороны, могут быть и искушения, когда заявляет о себе человеческая страстность – приходит раздражение. Это можно сравнить с обострением болезни перед выздоровлением в медицинской практике. Наша страстность, к которой привыкло тело, восстает против нас. Это нужно стараться пережить внутренне, не проявлять внешнюю агрессию, не изливать гнев на ближних.

— Если в пост чувствуется слабость, нет сил – это нормально, так и должно быть? Или здесь что-то идет не так?

— Легкая слабость может присутствовать, но не нужно доводить себя до изнеможения, крайней усталости. Одна из крайностей – когда берем на себя слишком строгий пост, так, что не можем исполнять свою обычную работу, и можем принести вред, а не пользу своему организму.

Нужно помнить слова Господа Иисуса Христа из Евангелия: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк 2:27), другими словами, не мы для поста, а он для нас. В определенной ситуации, где приходится затрачивать больше энергии, можно ослабить пост, чтобы не упасть в обморок и сохранить необходимую умственную активность.

— А если человеку нетрудно в пост не есть мясо, он его и не любит почти, а трудно отказаться от выпечки, белого хлеба – что делать?

— Практикуя воздержание, мы боремся с пристрастием. К чему оно проявляется, в какой ситуации заявляет о себе – на это и обращаем внимание. В данном случае, в пост постараемся научиться умеренно употреблять выпечку (с постным составом) и белый хлеб, если с этим есть проблемы, но отказываться от хлеба, чего-то мучного совсем не нужно.

— Отдельная тема – пост и дети. Как поститься детям? Есть много противников поста для детей… И родители часто жалеют своих чад, как же без молочного оставить на долгий срок? Многие дети не любят рыбу, да и рыба нынче – дорогое удовольствие. Как быть?

— Здесь я ограничусь общими рассуждениями. Потому что это тема сугубо индивидуальная. И зависит от существующих традиций, духовного уровня родителей. Если мы говорим о пищевых ограничениях, конечно, пост для детей нельзя делать аналогичным посту для взрослых, даже если это здоровый крепкий ребенок. Растущий организм требует полноценного питания, употребления в пищу животного белка, жиров, витаминов. Это необходимо учитывать. Ребенку, если он постится вместе с родителями, необходимо обеспечить такое постное меню, которое бы учитывало и его нагрузку от учебы, всевозможных секций, особенно спортивных, различных занятий во внеучебное время. Какое у него будет самочувствие? Как он будет развиваться? Какие у него будут результаты? Это нужно учитывать. Особенно это касается детей младшего возраста.

Если родители могут обеспечить такой рацион своему ребенку, где в достаточном количестве присутствуют необходимые витамины и микроэлементы, то можно ограничиться в продуктах животного происхождения.

Сейчас вообще мало полностью здоровых детей. У многих слабый иммунитет. Если неразумно ограничивать и без того неполноценное питание, то к существующим заболеваниям могут прибавиться и другие. Поэтому некоторым необходимо употреблять рыбу и молочные продукты.

Главным для детей во время поста являются не пищевые ограничения. Здесь наиболее важное значение имеет воздержание от всевозможных развлечений, ограничение от праздного просмотра телевизора, свободного использования интернета, изживание дурных привычек. Вот здесь нам представляется очень широкое поле для нравственного и духовного исправления.

— Известно, что в православных школах часть детей не являются церковными, по-разному относятся к посту. Что делать, чтобы ребенка, который все же постится, потому что так принято в его семье, это не смущало? Как объяснить?

— Насколько мне известно, в силу моего общения с детьми в Православной гимназии, никто не высказывался о бессмысленности поста, его ненужности. Все считают, что пост необходим. Почти все стараются (пытаются) поститься, только меру для себя избирают разную, часто не строгую. Многое здесь, опять же, зависит от правил, установленных в семье, воцерковленности родителей. Если обращаются с вопросами в этом отношении, я всегда помогаю понять, как и в чем можно для себя соблюдать пост.

Необходимо отметить важность осмысления поста самим ребенком. К сожалению, не у всех это есть. Хотя об этом говорилось и говорится. Ребенку необходимо осознавать пост не только как «время лишений», «черной полосы» в жизни, но и как время анализа и исправления своих поступков, привычек, работы над собой, духовной динамики на своем, детском уровне.

Поэтому если ты постишься, по сути, совершенствуешь себя, учитывая вышесказанное, а другие считают пост не существенным или не нужным, то кто же выиграет?

— С какого возраста ребенок может сам решать, как ему поститься, «не согласовывать» с родителями? Например, если в 18 лет говорит, что будет поститься первую и последнюю недели поста, а в остальное время из скоромного есть творог – родителям не стоит вмешиваться? Это нормально?

— В пост от родителей зависит, какая еда на столе. И если вдруг чадо почувствовало свою самостоятельность и решило высказаться, скажем, о послаблении своего поста, то последнее слово всегда за родителями. Но никого принуждать насильно не нужно. Можно только посоветовать, разъяснить, мотивировать, а может и согласиться, выслушав доводы ребенка. В некоторых церковных семьях существует практика, когда дети строго постятся в первую, последнюю и иногда крестопоклонную недели поста, в остальное время им разрешается по желанию есть не только рыбу, но и молочную пищу. Такое послабление естественно, особенно для детей младшего возраста.

В указанном примере (18 лет) для человека церковного следует перемену в посте обсудить с духовником, который знаком с состоянием здоровья и обстоятельствами жизни своего подопечного.

— С какими проблемами, вопросами о посте Вам как духовнику гимназии приходилось сталкиваться?

— Основная проблема заключается в том, что в гимназию, отчасти, поступают дети, родители которых не знакомы с церковной жизнью. И то духовно-нравственное воспитание, которое осуществляется педагогами и наставниками, то знание основ православия, которое вкладывается здесь, в стенах школы, не имеет продолжения в рамках семьи, со всеми вытекающими последствиями. Отсутствие поста здесь не самое страшное.

Например, в Великий пост – меню трапезной гимназии состоит из постных блюд, но дома в семье никто не постится, или постится одна бабушка, но она на ситуацию не влияет. Ребенок, может, был бы и не против попробовать приобщиться к церковной традиции, потренировать силу воли, но родители об этом не думают в силу разных причин, глубоко не вдаваясь в смысл поста. То же происходит и с домашней молитвой, да и с отношением к Церкви вообще. Пример родителей – это самое действенное средство на раннем этапе духовного воспитания.

Хотя таких меньшинство, но дети общаются между собой, ездят в паломнические поездки и отношение к посту, проявляющееся в его несоблюдении, не только в пищевом аспекте, проявляется в той или иной ситуации, вызывает соблазн у тех, кто его старается соблюдать.

Другая проблема: весьма поверхностное отношение к посту из-за отсутствия интереса к ведению правильной духовной жизни, или вообще оставление последней.

Имеет место некое двойственное отношение: сам ребенок особого смысла в посте не видит, но ему приходится поститься из-за постного меню дома и в гимназии – напоказ он являет ложное смирение, а внутри живет протест и непонимание – зачем этот пост? Зачем все это нужно? Накладывается усталость от учебы и начинается уныние.

Вопросы, с которыми весьма редко обращаются и родители, и дети, касаются больше каких-то послаблений в посте. Некоторые бывают перегружены учебой, и это вымещает время, которое они могли бы употребить на духовное чтение или молитву. Но, с другой стороны, здесь есть некий плюс – эта перегруженность спасает от «порока и праздности».

— Телесное воздержание – это ведь не только ограничения в еде? На что необходимо обратить внимание во время Великого поста?

— У нашего тела есть пять органов чувств: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Через них мы воспринимаем окружающую реальность. Они все нуждаются, как пишут об этом святые отцы, в охранении. На такие из них, как зрение и слух, нужно особенно обратить внимание. Полезным будет обратить внимание на то, что мы читаем и смотрим по телевизору, компьютеру, планшету, мобильному телефону. Человек не хранит свое зрение и слух от излишней, совершенно не нужной и даже вредной информации. Почему бы в пост не позаботиться о том, чтобы оградить себя от негативной, бесполезной информации, телевизионных программ, которые некоторые смотрят без разбора? СМИ часто используются для рекламы, пропаганды, нормой стали глупые шутки, черный юмор, постоянно навязываются чуждые христианскому мировоззрению стереотипы. Фильмы и мультфильмы лишены какого-то замысла, идеи, нравственной нагрузки, я уже не говорю про компьютерные игры. Человек наносит ущерб своей психике, своему здоровью, теряет время, которое мог бы употребить на что-то полезное и интересное, то, что его действительно бы развивало. Необходимо ограждать себя от ненужной развращающей информации, выборочно относиться к просмотру каких-то передач и фильмов, а то на время и совсем обходиться без телевизора и компьютера.

Это действует глобальнее, чем мы думаем. Что человек воспринимает, какую информацию слышит и видит в течение дня, недели и т.д., большую часть времени своей жизни – это его и формирует. И если он много времени проводит в праздной переписке в соцсетях, просмотре развлекательных видео, компьютерных играх, зачастую полностью посвящая этому свой досуг, что же его будет наполнять? Тем более если для молитвы и духовного деланья в этом времени жизни места не находится. Вот и получается, как в известной притче: «какого волка ты кормишь, тот и сильней, тот и победит». Кормишь свою лень, праздность, страсть – она и одержит верх.

От того, что мы слышим и видим – формируется наш язык общения. Все уже, наверное, заметили, как часто безграмотно общается молодежь в Интернете. Необходимо работать над собой, стараться больше читать русской и зарубежной классики, смотреть фильмы нравственного духовного содержания, знакомиться со святоотеческими поучениями и творениями. Это же духовная сокровищница, которая обогащает человека. Прилежать тому, что качественно развивает, что делает нас лучше, повышает наш интеллектуальный и духовный уровень. Нужно с детства прививать вкус к настоящему искусству, литературе, музыке. Брать пример с жизни святых.

Влияя на свои органы чувств, охраняя их, мы формируем для себя полезный, имеющий отношение к духовному состоянию навык, который останется с нами на всю жизнь. Мы снова начнем употреблять скоромную пищу, когда закончится пост, но положительный опыт поста в охранении органов чувств останется с нами и будет помогать нам в течение всей жизни.

— Бывает так, что человек вроде бы все правильно делал, постился, молился, исповедовался, причащался, в храм ходил… А на Пасху нет полной радости, не дается она, эта пасхальная сердечная радость… В чем здесь проблема?

— Вопрос о духовной радости напрямую зависит от того, как проходил пост. Истинная духовная радость – это прямое следствие того, что пост совершался с искренним покаянием, молитвой, участием в Таинствах, духовным чтением и т.д. Главное, чтобы пост проходил не в соблюдении буквы, но духа. Если покаяние – то не перечисление только грехов, повторяющихся от исповеди к исповеди, а анализ своей жизни, причин, кроющихся за греховными поступками и как следствие – видимое исправление жизни. Необходимо задуматься и о качестве молитвы, чтобы она не была рассеянной, поверхностной. Духовное чтение должно находить отражение в наших поступках, общении с ближними, а не быть сухой теорией, которую мы используем только для споров с батюшкой. Ну и так далее…

Пост учит нас тому, как мы должны проводить всю свою жизнь. Чтобы и духовная радость была не уделом только пасхальных дней, а неотъемлемой частью всей нашей земной жизни во Христе, по слову апостола Павла к христианам: «всегда радуйтесь» (1Фес. 5:16).

— Отец Василий, Ваши пожелания о прохождении Великого поста.

— Пожелаю словами Евангелия от Иоанна: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную…» (6:27), потому что, как говорил святитель Николай Сербский: «Духовная жизнь и является настоящей жизнью. Все остальное – прах».

— Спасибо, отец Василий, за интересную беседу!

Беседовала Анна Василевская

Толкование псалма 33

Русский перевод молитвы пользуется большой популярностью, так как он прост в понимании для среднестатистического верующего. Этой версией текста пользуются для обращения к Господу в домашних условиях.

Текст псалма 33 на русском языке

Текст псалма 33 для пения, с ударениями на церковнославянском

Церковнославянскую молитву, как возносящую слова праведника к Богу быстрее, читают люди, хорошо владеющие этим языком. Данный текст также используют на службах в храмах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: