Когда появилось Богородичное правило и в чем оно помогает

Каждый православный христианин хочет спасти свою душу, используя различные молитвы. Найти молитвенные тексты можно в молитвослове, в котором содержатся основные ежедневные молебны. Также в нем можно найти и другие тексты, которые подойдут для определенных обстоятельств. Помимо обычных молитв, с которым хорошо знаком каждый верующий человек, есть еще и молитвенные правила. Наиболее известными являются вечерние и утренние молебны, которые зачитываются ежедневно. Есть еще и специальные собрания текстов, называемые Богородичным правилом.

Богородица — Мать всех христиан

Пресвятая, Пречистая, Преблагая… Ходатаица, Заступница, Помощница… Все это о Ней — Богородице. Православный храм украшает большое число икон Пресвятой Девы. А православный молитвослов насчитывает огромное количество молитвенных воздыханий к Богородице. Особое место среди них занимает Богородичное правило.

богородичное правило

«Она — основание пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, фундамент учителей. Она — слава сущих на земле, радость сущих на небе, украшение всего создания» (святитель Григорий Палама).

Богородичен в молитвослове не относится к Богородичному правилу

Случается, что чтение Богородичного правила осложняется незнанием молитв.

Люди, которые не в курсе, что такое богородичен в молитвослове, могут решить, что это та же молитва. Но нет. Богородичен — это сокращение фразы «Пресвятая Богоматерь, спаси нас». А текст молитвы для Богородичного правила таков: «Богородице Дево, радуйся».

Каждый десяток повторений — это вспоминание о каком-либо событии в жизни Богородицы: Благовещение, Рождение Иисуса и т.д. За 15 десятков мы вспоминаем всю жизнь святой.

50

столько раз можно читать Богородичного правило начинающим

Поэтому положено читать Богородичное правило 150 раз в день, но для начала можно ограничиться 50. После каждого десятка рекомендуется вставить «Отче наш» и «Милосердные двери»:

«Отче наш»:

«Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да лриидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».

«Милосердия двери»:

«Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющийся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго».

На видео ниже можно послушать, как исполняет Богородичное правило Валаамский мужской хор:

Это правило часто по-разному дополняют другими молитвами. Дальше — два варианта текста: простое и полное Богородичное правило.

Богородичное правило

Первый десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

Перевод: Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.

Воспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы.

Тропарь, глас 4

Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный.

Перевод: Рождество Твое, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш; и, отменив проклятие, Он дал благословение и, упразднив смерть, даровал нам жизнь вечную.

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, спаси́ и сохрани́ рабо́в Твои́х (имена родителей и сродников), а уме́рших со святы́ми упоко́й в ве́чной сла́ве Твое́й.

«Милосердия двери отверзи нам…».

Второй десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз)

Воспоминаем Введение во Храм Владычицы нашей Богородицы.

Тропарь, глас 4

Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние,/ и челове́ков спасе́ния пропове́дание,/ в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется,/ и Христа́ всем предвозвеща́ет./ Той и мы велегла́сно возопии́м:// ра́дуйся смотре́ния Зижди́телева исполне́ние.

Перевод: В сей день – предзнаменование Божия благоволения и спасения людей предвестие: в храме Божием Дева открыто является и Христа всем предвозвещает. Ей и мы громогласно воззовем: «Радуйся, предначертанного Создателем исполнение!».

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, спаси́, сохрани́ и присоедини́ к Свято́й Правосла́вной Це́ркви заблу́дших и отпа́вших рабо́в Твои́х (имена).

«Милосердия двери отверзи нам…».

Третий десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

Воспоминаем Благовещение Пресвятой Богородицы.

Тропарь, глас 4

Днесь спасе́ния на́шего глави́зна,/ и е́же от ве́ка та́инства явле́ние:/ Сын Бо́жий, Сын Де́вы быва́ет,/ и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет./ Те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м:/ ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.

Перевод: В сей день спасения нашего начало и предвечного таинства явление: Сын Божий Сыном Девы становится и Гавриил о благодати благовествует. Потому и мы с ним Богородице возгласим: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!».

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, утоли́ на́ши ско́рби и пошли́ утеше́ние скорбя́щим и боля́щим раба́м Твои́м (имена).

«Милосердия двери отверзи нам…».

Четвертый десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз)

Воспоминаем Встречу Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветою.

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.

Перевод: Достойно есть поистине восхвалять Тебя, Богородицу, вечно блаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога Слово родившую, истинную Богородицу, Тебя прославляем.

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, соедини́ в разлу́ке находя́щихся рабо́в Твои́х (имена).

«Милосердия двери отверзи нам…».

Пятый десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз)

Воспоминаем Рождество Христово.

Тропарь, глас 4

Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш,/ возсия́ ми́рови свет ра́зума,/ в нем бо звезда́м служа́щии,/ звездо́ю уча́хуся,/ Тебе кла́нятися Со́лнцу Пра́вды,/ и Тебе́ ве́дети с высоты́ восто́ка: // Го́споди, сла́ва Тебе́.

Перевод: Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звездам служащие звездою были научены Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, да́руй мне, во Христа́ крести́вшемуся, во Христа́ обле́чься.

«Милосердия двери отверзи нам…».

Шестой десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз)

Воспоминаем Сретение Господне и прореченное праведным Симеоном слово: «И Тебе Самой оружие пройдет душу».

Тропарь, глас 1

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш,/ просвеща́яй су́щия во тьме./ Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный,/ прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших,// да́рующаго нам воскресе́ние.

Перевод: Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший в объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение.

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, сподо́би меня́ при после́днем издыха́нии причасти́ться Святы́х Христо́вых Та́ин и Сама́ проведи́ ду́шу мою́ че́рез стра́шные мыта́рства.

«Милосердия двери отверзи нам…».

Седьмой десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз)

Воспоминаем бегство в Египет праведного Иосифа и Божией Матери с Богомладенцем.

Кондак, глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице; но я́ко и́мущая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свобо́ди, да зове́м Ти: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Перевод: Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем к Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!».

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, изба́ви меня́ от вся́ких напа́стей.

«Милосердия двери отверзи нам…».

Восьмой десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз)

Воспоминаем исчезновение двенадцатилетнего отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по поводу этого.

Тропарь, глас 7

Воздыха́юща мя, Го́споди, приими́ я́ко Ми́лостив, и поми́луй мя я́ко мытаря́, Ма́тере Твоея́ хода́тайством.

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, да́руй мне непреста́нное па́мятование о Бо́ге.

«Милосердия двери отверзи нам…».

Девятый десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз)

Воспоминаем чудо в Кане Галилейской, когда Господь претворил воду в вино по слову Божией Матери: «Вина нет у них».

Тропарь, глас 3

Приста́нище спаси́тельное Тя и́мамы, Богоро́дице, в пучи́не жите́йстей обурева́емии. Ты у́бо упаси́ от вся́кия беды́ притека́ющих к Твое́й бла́гости.

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, помога́й нам во всех дела́х и ну́ждах на́ших.

«Милосердия двери отверзи нам…».

Десятый десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз)

Воспоминаем стояние Божией Матери у Креста Господня, когда скорбь, как оружие, пронзила Ее душу.

Кондак, глас 6

Не рыда́й Мене́, Ма́ти, зря́щи во гро́бе, Его́же во чре́ве без се́мене зачала́ еси́ Сы́на: воста́ну бо и просла́влюся, и вознесу́ со сла́вою непреста́нно я́ко Бог, ве́рою и любо́вию Тя велича́ющыя.

Перевод: Не рыдай надо Мною, Матерь, видя, что Тот Самый Сын, Котораго Ты без семени зачала во чреве, во гробе: вот Я восстану и прославлюсь и, как Бог, превознесу навсегда и во славе тех, которые с верою и любовно прославляют Тебя.

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, укрепи́ си́лы мои́ душе́вные и отжени́ уны́ние.

«Милосердия двери отверзи нам…».

Одиннадцатый десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз)

Воспоминаем Воскресение Христово.

Тропарь, глас 5

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Перевод: Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и тем, кто в гробницах, жизнь даровав.

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, воскреси́ ду́шу мою́ и да́руй мне постоя́нную гото́вность к страда́ниям за Христа́.

«Милосердия двери отверзи нам…».

Двенадцатый десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз)

Воспоминаем Вознесение Христово, при котором присутствовала Матерь Божия.

Тропарь, глас 4

Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.

Перевод: Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением, в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира.

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, вознеси́ меня́ от земны́х су́етных помышле́ний и да́руй мне стремле́ние к спасе́нию души́.

«Милосердия двери отверзи нам…».

Тринадцатый десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз)

Воспоминаем Сионскую горницу и сошествие Святаго Духа на апостолов.

Тропарь, глас 8

Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,// и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.

Перевод: Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, укрепи́ благода́ть Свята́го Ду́ха в се́рдце мое́м.

«Милосердия двери отверзи нам…».

Четырнадцатый десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз)

Воспоминаем Успение Пресвятой Богородицы.

Тропарь, глас 1

В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́,/ во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице,/ преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́,// и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.

Перевод: При рождении Христа Ты девство сохранила и по смерти мира не оставила, Богородица: к жизни Ты перешла, как Матерь Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, да́руй мне ми́рную и безмяте́жную кончи́ну.

«Милосердия двери отверзи нам…».

Пятнадцатый десяток

«Отче наш».

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз)

Воспоминаем Покров Божией Матери над христианским миром.

Тропарь, глас 4

Днесь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем/ осеня́еми Твои́м, Богома́ти, прише́ствием,/ и к Твоему́ взира́юще Пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лем:/ покры́й нас честны́м Твои́м Покро́вом,/ и изба́ви нас от вся́каго зла,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: В сей день мы, правоверные люди, торжественно празднуем, осеняемые Твоим, Богоматерь, пришествием; и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим Покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши».

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, сохрани́ меня́ от вся́кого зла и покро́й честны́м Твои́м омофо́ром.

«Милосердия двери отверзи нам…».

Молитва из Евангелия

В ежедневные утренние молитвы включена песнь, прославляющая Пресвятую Богородицу:

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Эта молитва любима большинством православных христиан. В храмовых богослужениях её три раза поёт хор на субботнем всенощном бдении во время литии.

Основой для молитвенного умиления служат три отрывка, взятых из Евангелия от Луки:

  1. Приветствие Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии во время Благовещения «Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28).
  2. Величание Девы Марии матерью Иоанна Крестителя праведной Елизаветой. «…благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!»(Лк. 1:42).
  3. Ответ Самой Девы Марии Елизавете: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, …»

Среди историков Церкви существует мнение, что соединил евангельские высказывания в единую молитву святитель Кирилл Александрийский. Он по праву считается Отцом Церкви V века. У католиков с IX века величание Богородицы называется «Аве Мария».

Что такое Богородичное правило

Богородичное правило представляет собой ежедневное прочтение молитвы «Богородице Дево, радуйся…» 150 раз.

Эта молитва, также называемая Песнь Богородице, соткана из евангельских слов. Первая ее часть представляет собой приветственные слова Архангела Гавриила. С ними он принес Деве Марии весть о зачатии в Её чреве Иисуса Христа (Лк.1:28). Поэтому эту молитву называют ещё Архангельским обрадованием.

Следующие строки молитвы принадлежат праведной Елисавете. Дева Мария пришла к ней поделиться своей радостью. И Елисавета, исполнившись Святого Духа, в трепете произнесла: «благословенна ты в женах…»

О пользе регулярного многократного прочтения Песни Богородицы говорилось ещё в VIII веке. На Седьмом Вселенском соборе Святыми Отцами было сказано так:

«Кто будет со вниманием по 150 раз читать молитву „Богородице Дево, радуйся…», тот обретет над собой особый Покров Матери Божьей».

Текст правила

Священнослужители рекомендуют молиться с верой, пропуская через сердце каждое молитвенное слово. Произносят слова смиренно, ни в коем случае не думая о жизненных проблемах, искренне, от души.

Богородичное правило текст

Волю Господа принимают даже тогда, когда она не совпадает с пожеланиями читающего молитву православного верующего. Изначально достичь такого чувства сложно, важно стремиться к этому, не опускать руки, каждый день возвращаться к чтению Богородичного стиха, благодарить Бога, Деву Марию, молиться святым, ангелу-хранителю.

Польза Богородичного правила

Для Православной Церкви возродил Богородичное правило преподобный Серафим Саровский. Связано это с так называемой Святой Канавкой.

Когда иеромонах Серафим Саровский был духовником женской Дивеевской обители, ему явилась Пресвятая Богородица. Она дала ему Свой наказ. Сёстры Мельничной общины своими руками должны были вырыть канавку с валом. По словам преподобного, Царица Небесная взяла эту Канавку в Свой Удел. Она Сама ежедневно проходит её, благословляя молящихся здесь.

Серафим Саровский наставлял:

«Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!».

Так он всех благословил ежедневно исполнять Богородичное правило. В келье святого была найдена книга с описанием большого количества чудес, явленных тем, кто искренне прибегал к помощи Царицы Небесной с молитвой «Богородице Дево, радуйся…».

С тех пор и до сегодняшнего дня монахини обители и многочисленные паломники выполняют завет батюшки Серафима. Они регулярно обходят Канавку с прочтением Песни Богородице 150 раз.

Богородичное правило можно читать хоть на чётках, хоть без них

Так как молитву надлежит читать 150 раз в день, монахи делают это на чётках.

А простые прихожане задаются вопросом — стоит ли им приобрести подобный инструмент, и если да, то какой и где.

Мирянам можно использовать чётки.

Велико заблуждение, будто чётки нужны обязательно, причём только освящённые, из монастыря. Другие полагают, что мирянам чётки не положены.

На самом деле чётки — лишь инструмент. Кому-то он упрощает счёт, а кому-то усложняет. Если с чётками — легче, на здоровье. Если нет, то лучше обойтись загибанием пальцев или другими методами.

Молитва как дыхание души

Христианская душа всегда стремится к молитве. В ней человек соединяется со своим Творцом, ведёт разговор с Самим Богом. Преподобный Никон Оптинский наставляет:

«Не забывай молитвы — она жизнь души».

Каждодневно прочитанная 150 раз молитва «Богородице Дево радуйся» позволяет душе находиться в этой непрестанной беседе с Богом и Девой Марией. Христианин взывает к Богородице во всех своих трудностях. Он испрашивает Её помощи и заступления, молится о Её небесном покровительстве и заступничестве.

«Молитвы Богородицы не суть ли щиты, защищающие воинствующую церковь? Небесная Царица, восхотевши помочь нам, воздвигла на врага нашего все силы небесные, призвала пророков и Апостолов, собрала мучеников и девственников, соединила преподобных и праведных, и явилась с ними оказать нам помощь, окружить нас сильным воинством и подать нам победу на врагов» (святитель Димитрий Ростовский).

Однако не нужно думать, что вычитывание Богородичного правила, пусть и регулярное, само собой принесёт исполнение задуманных желаний. Молитва — не волшебная палочка, воплощающая мечты.

Апостол Иаков безапелляционно говорит: «… вера без дел мертва» (Иак.2:26). Так и молитва, не подкреплённая нашими добрыми делами и исполнением Божьих заповедей, становится пустой.

«Если смиренномудрие и любовь, простота и благость не будут в нас тесно соединены с молитвою, то самая молитва, лучше же сказать, эта личина молитвы, весьма мало может принести нам пользы» ( Макарий Египетский).

Пресвятая Богородица всегда готова обратиться за нас с мольбой к Своему Божественному Сыну. Однако мы должны воспеть Её своей горячей молитвой, делами милосердия, искренней любовью к ближним.

«Усердие к молитве, дела милости и благотворения и подвижнические труды о спасении, — вот чем привлекается и удерживается Покров Ее (Богородицы- прим. автора). — И скажу вам, кроме этого другого ничего и указать нельзя: ибо этими тремя все обнимается. — Молитва обнимает отношения наши к Богу, дела милости и благотворения — наши отношения к ближним, а труды подвижничества — наши отношения к себе самим» (святитель Феофан Затворник).

Славим и Сына, и Мать

Этот вариант Богородичного Правила запомнить, а тем более заучить наизусть — сложно. Поэтому без книги с текстом прошений его не прочитать. А источника под руками может и не быть. Поэтому существует другой вариант чтения правила.

  1. Десять раз повторить «Богородице Дево, радуйся». Потом прочитать «Отче наш».
  2. Снова повторить 10 раз молитву Богородицы, и опять произнести «Отче наш».
  3. И так далее.

Могут быть и другие вариации чтения Богородичного Правила. Приемлемый способ творения этой молитвы может подсказать духовник.

Святые Отцы подчеркивали важное значение Богородичного Правила. В нем нет прошений к Богородице, и нет упоминания Иисуса Христа. Но читающих молитву можно уподобить ангелам. Вот они-то воспевают Матерь Божию постоянно. А произнося слова «Господь», «Спас», «плод» верующий восхваляет Сына Божьего. А вместе с Ним прославляется и Его Пречистая Матерь. Таким образом верующие входят в молитвенное общение с ними и находятся под Их небесной защитой.

История возникновения

Вопреки бытующему мнению, что молитва относится к новым текстам, это не так. По уверениям священнослужителей, молитва была известна человечеству еще с давних времен. Однако в те далекие времена она носила совершенно иное название – Ангельское приветствие. Достоверно известно, что текст этой молитвы был составлен не человеком. В священном писании содержится информация о том, что слова молебна принадлежат не кому-то, а самому архангелу Гавриилу.

Однажды он спустился с небес и сообщил Деве Марии радостную новость. Он рассказал о том, что она в ближайшем времени станет матерью Спасителя человечества. Спустя некоторое время о словах архангела стало известно и другим людям. Ведь Богородица передала это правило верным христианам. Она наказала строго следовать этим правилам, поскольку только так люди могли рассчитывать на прощение Господа и его милость.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2022 (доступно на Android)

Считалось, что следование канонам способно:

  • уберечь от греха – все люди по своей природе являются грешниками. И об этой истине всем известно. Поскольку именно за этот грех и были наказаны прародители человечества;
  • уберечь от искушений – только люди, которые сильны духом, могут воспротивиться искушениям, посылаемым дьяволом. Но даже для истинных христиан это очень сложно, а в некоторых случаях и вовсе невозможно. Именно поэтому так важно не забывать читать специальные молитвы;
  • помочь найти праведный путь – грешить легко, а вот жить по канонам божьим намного сложнее. И поэтому со временем даже истинный христианин может сбиться с правильного пути. В таком случае без помощи небес просто не обойтись. Но при этом крайне важно знать, как правильно читать молитву-обращение;
  • облегчить жизнь – как известно, Господь посылает испытания своим творениям только с одной целью. И эта цель заключается в том, чтобы наставить человека на истинный путь. Но если христианин будет жить согласно православным канонам, то и наказания, испытания его не настигнут.

Стоит отметить, что поначалу люди четко следовали тем правилам, о которых им поведала Дева Мария. Однако так было только в самом начале, когда христиане только-только о них узнали. Но позже все изменилось. Постепенно из памяти людей стерлись эти каноны. И поэтому они начали грешить и нарушать заповеди Господа.

В забвении человечество прожило неизвестно сколько дней. Но счастливой эту жизнь не назвать. Ведь люди постоянно сталкивались с разного рода испытаниями. Очень часто крестьяне страдали от голода, торговцы разорялись. Исторические справки, которые без труда можно найти в интернете, говорят и о том, что в те годы смертность была крайне высокой, поскольку регулярно человечество страдало от разного рода эпидемий.

Все эти хвори и другие испытания Господь насылал на свою паству лишь с одной целью – заставить людей вспомнить о тех правилах, которые им поведала Богородица. Однако нельзя сказать, что подобное возымело какое-либо действие. Ведь в конечном итоге о правиле людям напомнил Серафим Саровский.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: