В православии есть традиция обращаться к Божьей Матери: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас»! В этом нет ничего удивительного, ведь она – мать для Бога, а значит мать всех христиан. К ней прибегают в минуты опасности, в сложных жизненных обстоятельствах, при семейных проблемах, затрагивающих детей, внуков. Бабушки и матери молятся, читая акафист Покрову Пресвятой Богородицы, и надеются на поддержку Той, Кто покрыла своей Ризой тех, кто собрался на молитву во Влахернском храме перед неминуемой смертью.
Слова акафиста
Слова акафиста Покрову Пресвятой Богородицы приведены ниже.
При желании можно найти акафист Покрову Пресвятой Богородицы на русском, а не славянском языке, чтобы более точно и полно понимать его смысл.
Сильная молитва Богородице о детях
Есть молитва, которую вместе с акафистом принято читать перед иконой «Покров Пресвятой Богородицы». К лику Пречистой Девы Марии обращаются в разные моменты жизни – счастливые и не очень, в трудные, минуты испытаний, искушений.
Во Влахернском храме в ночь перед предполагаемым варварским набегом иноверцев собралось огромное количество людей. Всех их объединял страх перед надвигающейся опасностью. Кто-то малодушно просил сохранить лично его, а кто-то молился за всех жителей города. Присутствующие в храме женщины в первую очередь возносили молитву за детей, внуков, ведь они – будущее, залог счастливой старости.
Разными были помыслы собравшихся людей, но Богоматерь не сделала никаких различий между ними. Хотя ее явление и покров всех верующих омофором увидели не все, зато все почувствовали невероятную Божественную Благодать, поддержку, заступление.
Не стоит оставлять молитв и чтение акафиста Покрову Пресвятой Богородицы. Как и много веков назад, Пречистая Матерь Божия продолжает защищать и хранить тех, кто с верой, надеждой, смирением просит ее о помощи.
Но при чтении акафиста сначала нужно поблагодарить Царицу Небесную за ее неустанное моление к Богу за весь человеческий род. Необходимо молить Пресвятую Владычицу о том, чтобы сподобиться встать на путь истины и праведной жизни, а уже потом просить чего-то мирского – здоровья детям и внукам, успехов в учебе, счастья в браке.
Молитва ко Пресвятой Богородице
О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице!
Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога, Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему.
Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть.
Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание: всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды.
Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения; милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия, и на Страшнем суде Сына Твоего: преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори.
Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
В каких случаях молитва помогает
Немало верующих и далеких от Церкви людей сталкивались с тем, что возносимая молитва, чтение акафиста остаются без ответа. Это происходит, если человек до конца в промысел Бога о себе не верит и Творцу Вездесущего не доверяет, считает, что сам знает, что лучше для него, полагая, что достоин получить просимое.
Из всех молящихся во Влахернском храме увидеть чудо явления Пресвятой Богородицы смог лишь один человек – блаженный Андрей. Это не случайно. Он был Христа ради юродивым, «ненормальным безумцем», как бы сегодня сказали. Жил в строжайшей аскезе и творил беспрестанную молитву, что позволило ему увидеть то, что сокрыто от глаз обычного человека.
«Нормальные» люди перестают замечать происходящие вокруг них чудеса, грубеют сердцем. Их не трогает ни улыбающийся матери младенец, ни пение птиц, ни стрекот кузнечиков. У них все есть – дом, работа, семья. Они настолько равнодушны и пресыщены, что ни свидетельства очевидцев о чудесном исцелении людей, ни рассказы об избавлении о неминуемой опасности, ни таинственные знаки не трогают их.
Но молитва, чтение акафиста могут помочь только в том случае, если человек смягчит свое жесткое сердце, заглянет внутрь себя и приблизится к Богу. Лишь тогда он поймет, что якобы случайная встреча в его жизни не случайна, что благополучное разрешение трудной ситуации и помощь друга в тяжелый момент и есть чудо, вовремя посланная поддержка Бога.
В день праздника Покрова Пресвятой Богородицы Пречистая явилась одному блаженному Андрею, потому что он терпел лишения, был бит жизнью, но при этом умел быть благодарным Господу за все.
Это не призыв выйти на улицу, просить милостыню, терпя голод и лишения. На такой духовный подвиг способны не все. Но если хочется, чтобы молитва при чтении акафиста перед иконой Покрова Пресвятой Богородицы была услышана, необходимо в первую очередь смириться, принять происходящие в жизни события, довериться Богу.
Можно о чем-то просить, но хорошо бы в конце всегда добавлять: «Но не как я хочу, Господи, а как Ты».
Текст акафиста повествует о местном чуде, ставшем важным для всего мира
Сегодня почти не вспоминают, что события, к которым отсылает акафист, сперва имели локальное значение. И только потом они стали традиционным эпизодом в иконописи.
Это произошло в октябре 910. В Византийском Влахернском храме, где хранилась риза Богородицы, собрался почти весь город. Испуганные и осаждаемые врагами, люди молились о защите и избавлении. В их положении оставалось лишь уповать на помощь Божию.
Среди молящихся присутствовали две важные для этой истории фигуры — святой Андрей, Христа ради Юродивый, и его ученик Епифаний.
Андрей Юродивый по велению Господа, взял на себя бремя притворяться безумным нищим
.
Он вместе с учеником, как человек, способный смотреть на мир духовным взором, увидел чудо, которое произошло в храме.
Через западные ворота вошла Богородица. Её сопровождали ангелы, архангелы, апостолы и пророки.
Матерь Божья встала на колени и со слезами молилась о спасении мира. Затем она сняла омофор (платок) и простёрла его над людьми, собравшимися в храме.
Жители города не видели этого чуда, но услышав о нём, почувствовали себя одухотворёнными и обрели надежду на защиту от врагов. И неприятель действительно отступил.
Покров Пресвятой Богородицы — популярная сцена православной иконописи
Случались и другие чудеса, связанные с осадами и не только. Особо хочется отметить еженедельное чудо.
Еженедельное чудо — это продолжение истории Покрова Пресвятой Богородицы.
Согласно преданию, по пятницам на всенощном богослужении в храме, куда явилась Матерь Божья, наблюдали необычное явление.
Покров, который закрывал икону Богоматери, взлетал и парил над образом, пока длилась молитва.
Увы, неизвестно, какой была та икона. К слову, и сам храм больше не увидеть: его разрушили турки во время войны.
Сейчас на том месте стоит другая церковь, но нет в ней больше былых реликвий — пояса Богородицы и частицы Креста Господня — да о чудесах давно не слышно.
Влахернская церковь сегодня выглядит иначе, чем во времена Чуда Покрова Пресвятой Богородицы
И хотя история эта была о локальной беде, её связь с Богородицей, мощь сцены, исторический контекст — всё сыграло на то, что значимость события разрослась на весь христианский мир.
Влахернская церковь
Покров Пресвятой Богородицы стал одним из любимых сюжетов русских иконописцев.
Сам же эпизод с чудом постепенно сменил контекст — Матерь Божья рассматривалась уже как заступница и защитница всего человечества, а события в Влахернском храме — как иллюстрация её вмешательства в жизнь.
Явление Богоматери святому Роману — ещё один сюжет, который впоследствии часто воспроизводился на иконах, изображающих сцену с Покровом. Святой Роман Сладкопевец — это дьякон той самой церкви, где произошло чудо. Жил он задолго до тех событий, в V–VI веке, и мечтал исполнять длинные песнопения.
Но требования к голосовым данным оказались слишком жёсткими. Дьякон молился Богородице, и вот однажды она явилась к нему во сне и дала съесть бумажный свиток.
Дьякон съел свиток, что дала Богородица и это сделало его лучшим певцом Константинополя.
Как читать акафист
К чтению акафиста Покрову Пресвятой Богородицы необходимо как следует подготовиться. Уединиться в тихом и спокойном месте, где никто не помешает, встать перед иконой, зажечь свечу или лампаду. Читать акафист внимательно, вдумчиво, не спеша.
Можно сначала ознакомиться с текстом акафиста на русском языке, чтобы понимать, о чем идет речь. Время подойдет любое, это непринципиально. Кто-то находит момент для чтения акафиста днем, прерываясь и отвлекаясь от мирской суеты, кому-то удобнее закончить к вечеру все дела и встать на молитву перед сном.
Никаких особых требований к чтению акафиста не предъявляется. В любые моменты жизненных испытаний, в минуты тревоги за своих детей, внуков можно встать на молитву, читая акафист и обращаясь за помощью к Царице Небесной.