«Бог помогает тем, кто помогает себе»: первое появление этой фразы и присутствует ли она в Библии


Происхождение этого выражения

Фраза » Бог помогает тем, кто помогает себе сам” отсутствует в Библии. Принято считать, что впервые это выражение появилось в одной из басен Эзопа, повествующей о Геркулесе и возчике. Однако данная фраза встречается и в других произведениях античной литературы, написанных Эсхилом, Софоклом и Еврипидом.

Не столь важно, кто из античных авторов впервые упомянул это выражение. Значение имеет лишь тот факт, что Библия и другие христианские тексты не являются источниками этой цитаты.

У Бога есть лучший план для каждого человека

В Библии есть история о смерти Лазаря. Лазарь был хорошо знаком Иисусу. И вот случилось так, что Лазарь умер. Сестры Мария и Марфа сообщили Иисусу о смерти Лазаря и фактически обвинили его в смерти. Они знали, что Иисус может творить чудеса и знали, что Он мог помочь Лазарю. Но сейчас Лазарь уже несколько дней лежал в гробнице мертвый. Почему Бог не помогает? У Бога есть лучший план.

Иисус сказал ей: «Твой брат воскреснет». Марфа ответила: «Я знаю, что он воскреснет, когда люди будут воскресать в последний день». Иисус сказал ей: «Я — воскресение и жизнь. Кто уверует в Меня, будет жить и после смерти, (От Иоанна 11:23-25)

и еще

Сказав это, Он воззвал громким голосом: «Лазарь, выходи!» И вышел умерший, руки и ноги его были в погребальных пеленах, а лицо его было покрыто куском ткани. Иисус сказал им: «Освободите его от погребальных пелен и дайте ему уйти». И тогда многие иудеи, которые пришли навестить Марию и увидели, что совершил Иисус, уверовали в Него. (От Иоанна 11:43-45)

Иисус в итоге воскресил Лазаря. Но главное во всей этой истории не то, что Иисус Христос воскресил Лазаря. Главной целью было, чтобы люди уверовали в Христа и уверовав, обрели вечную жизнь. И эта вечная жизнь намного больше всех тех страданий, что есть в этой земной жизни. Лазарь затем умер вновь. Но он умер, чтобы жить вечно. Мария и Марфа теперь не переживали. Они знали истину. Они знали, что смерть — это лишь начало новой жизни. Вечной жизни с Богом. Это и есть удивительный Божий план, который мы не видим, когда страдаем. По этой причине нам кажется, что Бог не помогает, когда Он нам так нужен.

Как выражение попало в Европу?

Античные литераторы писали много, но далеко не все фразы из их произведений стали крылатыми. Почему же это выражение стало популярным и часто используется?

Английский философ, общественный и политический деятель Алджернон Сидней, живший в семнадцатом столетии, являлся поклонником античной литературы. Именно он впервые использовал пословицу в том смысле, в каком мы сейчас используем ее в дискуссиях. Столетие спустя, в 1757 году, эта фраза попала в «Альманах Бедного Ричарда», составленный Бенджамином Франклином, и после этого стала крылатым выражением, ставшим частью обиходной речи.

Модная пастель: весенний нейл-арт, который легко сделать самому

Недовольные просто уходили: как отстаивали свои права в Древнем Риме бедняки

Молитва, которую нужно прочитать дома в Родительскую субботу 27 марта

«Бог не дает нам больше, чем мы можем выдержать»

Нет, безусловно, дает. Спросите апостола Павла, который написал эти слова во 2 послании Коринфянам: «Мы не хотим, чтобы вы, братья, не были осведомлены о невзгодах, которые мы пережили в провинции Азия. Мы находились под сильным давлением, выходящим за пределы наших возможностей, так что мы отчаялись даже в жизни. Действительно, в наших сердцах мы чувствовали, что нам подписан смертный приговор».

Выбор Павлом словосочетаний «под сильным давлением», «за пределы наших возможностей» и «отчаялись даже в жизни» показывает нам, что трудности, с которыми он и другие ученики столкнулись, были далеко не теми, которые они могли выдержать.

Противоречит ли смысл выражения библейским истинам?

Библия не учит людей самостоятельному решению проблем, наоборот, христианство призывает ввериться в руки Господа и положиться целиком и полностью на его волю. И, конечно же, Библия не учит тому, что Бог помогает тем, кто помогает себе сам.

Согласно христианскому учению, Бог помогает нуждающимся. То есть если человек нуждается в помощи, господь непременно ее окажет. Помогает Бог беспомощным, слабым, угнетенным, лишенным прав и терпящим различные тяготы. Помогает Господь тем, кто молит его об этом и уповает на него.

Иными словами, Господь оказывает помощь и одаривает своими милостями тех людей, которые сами себе не в состоянии помочь. Библия учит тому, что Бог помогает беспомощным и дает им вечную жизнь во Христе.

Зачем Богу понадобилось творить мир? Разве Ему чего-то не хватало?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Вопрос в редакцию «Фомы»:

Зачем Творцу понадобилось творение? Ведь Его блаженство абсолютно, и никакие внешние факторы не способны это блаженство усилить или каким-то образом изменить…

Отвечает священник Евгений Мурзин:

Святоотеческое учение о творении мира Богом выводит появление вселенной из таких свойств Божьих, как благость и любовь. Как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, «благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости Своей благоволил, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости». Сам Бог не нуждается в творении. Последнее ничем не обогащает жизнь Пресвятой Троицы, Она ничего не приобретает и не теряет, поскольку обладает всей полнотой бытия, жизни, радости и любви.

Поэтому правильно было бы задать вопрос: не почему, а для чего, зачем Господь творит мир? Ведь даже если мы говорим о благости Божьей как о причине творения, само понятие «причины» не может рассматриваться в привычном нам значении — как нечто, что вынуждает нас поступить тем или иным образом. Творение — это абсолютно свободное действие, не обусловленное причинно-следственной необходимостью. Как писал по этому поводу Владимир Лосский, «Бог потому Творец, что пожелал им быть».

Бог творит мир для того, чтобы разделить благо Своего бытия с ангелами, людьми, вселенной, сделать всех нас причастниками Божественного блаженства. При этом важно понимать, что это побуждение к творению возникло в Боге не в какой-то момент времени. Божественный замысел о мире так же вечен, как вечен Сам Бог. Уже цитировавшийся выше Иоанн Дамаскин следующим образом выразил эту мысль: Бог «созерцал все вещи прежде бытия их, от вечности представляя в уме Своем».

Конечно, это объяснение, как и все наши попытки описать непостижимые разумом вещи, хотя и приближает нас к пониманию того, что происходило до начала тварного бытия, но не дает полного и отчетливого представления. Из приведенной цитаты мы можем лишь заключить, что творение — это своего рода переход от вечных божественных умопредставлений и созерцания к реальному бытию мира, который произошел с появлением времени или, как писал святитель Василий Великий, «в начале времени» — ведь время, как и пространство, появились одновременно с первичной материей.

Важно подчеркнуть также, что Бог сотворил мироздание из ничего. Это означает, что все творение имеет источник бытия в своем Создателе и без Него существовать не может. Бог поддерживает и животворит мир, а последний существует исключительно в силу своей причастности Его Божественным энергиям. Все сотворенное несет на себе печать божественной благости и любви. Человек же, будучи венцом творения, свободным существом, созданным по образу и подобию Божьему, призван не только принять любовь Божию, но и вернуть Создателю свою любовь и таким образом принять участие в полноте божественного бытия.

Зачем Богу понадобилось творить мир? Разве Ему чего-то не хватало?

Чем является помощь Господа?

Псалом 51 содержит строки, говорящие о том, что каждый человек совершенно беспомощен в том, чтобы спасти себя, поскольку каждый является грешником по своей природе.

То есть помощь, предоставляемая людям Господом – это вовсе не пособничество в обретении материальных благ, власти или достижения каких-либо иных суетных целей. От Господа исходит именно та помощь, в которой мы все больше всего нуждаемся. Господом даруется надежда на спасение бессмертной души человека, на обретение вечной жизни, которую Бог предлагает во Христе.

Пример из Евангелия

Один из ответов можно найти в Новом завете. Ученик Христа, евангелист Матвей, описал случай с хананеянкой. К Иисусу обратилась женщина-язычница, дочь которой была одержима бесом. Мать просила о помощи, но Христос ответил ей отказом, он сказал: «Я не пришел заниматься всеми людьми. Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Несмотря на прямой отказ, женщина продолжает кланяться и взывать к нему. Господь остается непреклонным — не отвечает, не дает ей надежды. Не помогает и ходатайство апостолов, вступившихся за бедную женщину. Но отчаявшаяся мать продолжает усиленно просить милости Господа. Иисус, пораженный настойчивостью женщины, говорит: «Как велика вера твоя! Я гоню, отталкиваю тебя, а ты веришь мне? Какое прекрасное сердце! Да будет по воле твоей». И тот час дочь ее исцелилась.

На примере этой женщины Господь показывает, что какой бы горестной ни была ситуация, как бы ни казалось, что Бог равнодушен и не слышит просьбу, нельзя ослабевать в вере и терять надежду. Время, проведенное в молитве, учит терпению, смирению, усердию в уповании на милосердие Божие. Господь медлит с ответом, поскольку предвидит в этом благо для человека. Как только люди поймут и усвоят этот урок, смирят гордыню, научатся постоянно и самозабвенно молится, Бог откликнется на их просьбы.

В чем опасность этого выражения?

«Бог помогает тем, кто помогает себе сам» — смысл этой фразы может показаться хорошим на первый взгляд, но это не так. Фактически, каждый, кто следует в жизни данному принципу, отвергает Господа как Спасителя, ставя в центр всего происходящего человека и его действия.

Иными словами, при следовании принципу, изложенному в этом крылатом выражении, человек отводит Господу второстепенную роль. Бог при таком отношении является «периферийной фигурой», награждающей людей материальными благами за конкретные действия. Но разве это по-христиански? Разумеется, нет.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Рекомендации

  1. «Бог помогает тем, кто помогает себе сам — это в Библии?». В архиве с оригинала на 1 апреля 2016 г.. Получено 9 апреля 2016.
  2. «Коран — Сурат Ар-Рад. Сахих перевод». В архиве из оригинала 17 апреля 2015 г.. Получено 9 апреля 2015.
  3. «Коран Сура Ар-Рад (стих 11)». Архивировано из оригинал 26 января 2022 г.. Получено 26 января 2022.
  4. Софокл: трагедии и фрагменты
    .
    2
    . Переведено Э. Х. Пламптре. п. 165. фрагмент 288. Также во фрагменте 302 говорится: «Случай никогда не помогает людям, которые не работают».
  5. Фрагмент 435, из книги Бартлетта 1955 (?)
  6. ИФИГЕНИЯ В ТАВРИКАХ ЕВРИПИДОВ
    . Перевод Теодора Алоиса. линии 910–913
  7. «АТАЛАНТА». Цифровая библиотека Персея
    . В архиве из оригинала 7 мая 2016 г.. Получено 22 сентября 2015.
  8. Для других версий см: «Указатель Перри к Эзопике». Эзопика
    . Архивировано из оригинал 29 декабря 2010 г.. Получено 29 декабря 2010.
  9. «‘Человек, потерпевший кораблекрушение, и Афина, перевод Гиббса «. MythFolklore.net. В архиве из оригинала 8 октября 2015 г.. Получено 9 мая 2015.
  10. Франсиско Родригес Адрадос (1999). История греко-латинской басни
    . т. 3. п. 43. ISBN 9004118918 .
  11. «Картер в болоте». Басни Жана де Лафонтена
    . 27 июля 2011. Архивировано с оригинал 27 июля 2011 г.
  12. Джордж Герберт (1651). Якула Прудентум
    . пословица 533
  13. Сидней, Алджернон (1698). «Глава 2». Дискурсы о правительстве
    . Архивировано из оригинал 16 декабря 2010 г.. Получено 16 декабря 2010. Раздел 23)
  14. Викицитатник
  15. 13:11
  16. «как записано на muxlim.com». Мохамед 2.0: манифест разрушения
    . Архивировано из оригинал 8 октября 2011 г.. Получено 4 октября 2014.
  17. Гилман, Д.С.; Peck, H.T .; Колби, Ф. М., ред. (1905). «Aide-toi et le ciel t’aidera». Новая международная энциклопедия
    .
    1
    (1-е изд.). Нью-Йорк: Додд, Мид.
  18. Вудро М. Кролл (2007). Возвращение хорошей книги: как Америка забыла Библию и почему это важно для вас
    . Crossway Books. Архивировано из оригинал 19 июля 2011 г.. Получено 19 июля 2011. Пять десятилетий упадка», опубликовано
    Выходные Worldview
  19. Джордж Барна; Марк Хэтч (2001). Точка кипения: как грядущие культурные сдвиги изменят вашу жизнь
    . Королевские книги. п. 90. Из опроса, проведенного где-то между 1997 и 2000 годами (см. Стр. 205, пункт 2)
  20. Библейские знания американцев оцениваются, но часто не соответствуют действительности
    .
    Barna Research Online
    . 12 июля 2000 г. Как указано в Марвин Хант. «Библейские знания американцев … не в основе». Архивировано из оригинал 7 июля 2011 г.
  21. Опрос Barna в 1997 и 1998 годах, цитируется на веб-сайтах. Кроме того, «Исследователь предсказывает возрастающие вызовы христианской церкви». Барна Обновление
    . 16 апреля 2001 г. Архивировано с оригинал 22 декабря 2010 г.. Получено 22 декабря 2010. описывает это как большинство
  22. Барна, Джордж (1998). Второе пришествие церкви
    . Нэшвилл: Слово. С. 21–22. как указано в Майкл С. Хортон. «Секуляризируют ли церкви Америку?». Архивировано из оригинал 1 сентября 2010 г.. Получено 1 сентября 2010.»
  23. Джордж Барна (2001). Взращивание истинных учеников: новые стратегии воспитания истинных последователей Христа
    . Религиозная издательская группа Doubleday.
  24. «Понимание ученичества, раскрытое в новой книге Джорджа Барны». Barna Research Online
    ., Как указано в Майкл Дж. Влах. «Кризис в церквях Америки: знание Библии на рекордно низком уровне». Архивировано из оригинал 11 мая 2011 г.. Получено 11 мая 2011.»
  25. Опрос Барна 1997 года, по данным одного сайта; c.2006 по другому; и Барна, «Библия», 2000 г., согласно другому
  26. Билл Бродвей (2 сентября 2000 г.). «статья». Lexington Herald-Leader
    . как указано в «Re:» Бог помогает тем, кто помогает себе «.
    Поиск фраз
    . 31 октября 2002 г. Архивировано с оригинал 8 декабря 2010 г.. Получено 8 декабря 2010.
  27. Эрвин В. Люцер (2000). «10». Десять лжи о Боге
    .
    Бог помогает тому, кто помогает сам себе
    . Нэшвилл, Теннесси: Слово. С. 173–185.
  28. Христианская история проекта. Наступление тьмы: с 350 по 565 год нашей эры, падение Западной Римской Империи
    . В архиве из оригинала от 20 декабря 2012 г.. Получено 26 ноября 2012.
  29. Роджер Олсон (2002). «12». Мозаика христианской веры
    . Downer’s Grove: InterVarsity Press.

«Сочувствую вашей потере. Небесам, должно быть, был нужен еще один ангел»

Это, наверное, самые теологически ложные соболезнования, которые можно услышать. Люди говорят это, когда умирают младенцы и маленькие дети, но они также используют это, чтобы объяснить смерть благочестивых взрослых. У тех, кто это говорит, конечно, хорошие мотивы. Они пытаются сказать, что этот человек был слишком особенным (чистым, невинным или прекрасным) для этого мира, поэтому Бог нуждался в нем на небесах.

Однако, если вы следуете этому образу мышления, это означает, что всякий раз, когда появляется вакансия на небесах, Бог бродит по земле в поисках милых, невинных детей или благочестивых взрослых, чтобы собрать урожай для своего небесного труда. Это не только неправильно, но и прямо противоречит тому, что Библия учит об ангелах.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: