Одни из самых знаменитых библейских высказываний звучат так:
«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».
«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».
На самом ли деле эти цитаты из Библии правдивы, учитывая те сложные и многочисленные проблемы, с которыми мы сталкиваемся каждый день?
Почему Иоанн Богослов так утверждает
Некоторые разочаровавшиеся в Боге люди говорят, что Библия представляет нам образ не реального, а вымышленного Бога. Он благороден, милосерден, справедлив и добр лишь на словах. Такие люди считают, что авторы Писания показали недостижимый идеал, которому сам Бог не соответствует. Может, Иоанн выдавал желаемое за действительное? Ведь после смерти Иисуса Христа зло не исчезло с лица земли, а в наши дни оно достигло небывалого доселе могущества.
Евангелист Иоанн Богослов,Боровиковский Владимир Лукич. 1804–1809 гг. Картон прессованный, масло.73.5 × 73.5 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.Инв. Ж-3182 Икона из Царских врат главного иконостаса Казанского собора в Петербурге. Поступила в 1932 году из Казанского собора.
Но Иоанн не был фанатиком, слепо уверенным в Божьей любви по отношению к людям. Он был свидетелем многочисленных проявлений Его заботы, явленной через Христа. Иисус исцелял болезни, кормил голодных, изгонял демонов и воскрешал мёртвых. И делал Он это, не сидя в личном дворце на золотом престоле. Он жил среди простых людей и совершал добро, невзирая на лица.
Самым удивительным проявлением Божьей любви для апостола стала жертвенная смерть Иисуса, на которую Он пошёл по своей воле ради искупления человечества из рабства греха и смерти:
«Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга».
(1Иоан.4:9-11)
Кто еще так говорил?
О непревзойдённой любви Бога к людям прямо говорится в нескольких местах Писания. В них по-разному передаются грани этого великого качества Творца:
- Показав пророку Моисею свою славу, Бог провозгласил, что является человеколюбивым, долготерпеливым и многомилостивым (Исход 34:6).
- Любовь Бога к своему народу вечна (Иер. 31:3).
- К своим верным служителям Бог относится как к любимым сыновьям и дочерям (Иер. 31:20).
- Господь возлюбил Израиль ещё тогда, когда он был беден и наг в Египте, возлюбив его как мужчина любит свою жену (Иез. 16:4-14).
- Бог создавал отношения с Израилем, соединяя их узами любви (Осия 1:2,3).
Что значит это выражение (как его понять)
Иоанн мог написать, что у Бога есть любовь. Он обладает многими ценными качествами. Например, добротой, справедливостью, мудростью. Но именно любовь является самой характерной чертой Бога. Он само олицетворение любви.
Именно это качество побудило Бога стать Творцом. Люди чаще всего создают что-либо новое для того, чтобы решить насущные проблемы. Тракторы пашут землю, самолёты перевозят людей и тяжёлые грузы. Но Господь не испытывал жизненно необходимой потребности в существовании ангелов, людей или животных. У него нет никаких проблем. В материальном плане люди не могут дать Ему ничего, в чём бы Он нуждался. Мы не роботы и не техника, которая помогала бы Творцу выживать. Мы Его дети.
Подведем итоги
«Бог есть любовь». Так сказано в Библии. Это великое чувство способно совершать настоящий чудеса. Если человек стремится проявить свою любовь, он готов пожертвовать всем, что у него есть.
Как люди должны любить своего Создателя? Ответом на этот вопрос также будет текст Библии. В нем сказано, что люди должны любить Создателя в такой же степени, как самих себя. Подобно тому, как любящему несложно совершать поступки во имя объекта обожания, так и людям будет просто следовать соблюдению заповедей, указанных в Библии. Те же, кто будет нарушать законы Святого писания, подобны людям, которые распяли Иисуса. Чтобы не распинать в себе Божьего Сына, надо стараться быть верным его заповедям. Тогда человеку откроется блаженство Земного Рая.
Наивысшей степенью проявления любви к создателю считается способность пожертвовать ради него жизнью. Таких людей причисляют к Лику Святых, называя их мучениками.
Все истины об отношениях человека и Создателя вмещает в себе Книга Книг — Библия. Изучение ее тайн — занятие, которое принесет ценные плоды разума и мудрости. Люди должны общаться с Создателем, так как он сотворил их подобными себе. Господь открыт к разговору с человеком. Показав пример наивысшей любви, когда он отдал за людей своего сына, Создатель ожидает от нас соблюдения простых библейских заповедей, которые не всем удается выполнять. Таким образом, верующие люди демонстрируют свою любовь к Богу, ежедневно подтверждая ее добрыми делами.
Что Бог говорит о любви в Библии
Нередко верующие жалуются на то, что не могут следовать Божьему примеру, так как не видели послушания ему в своей семье, школе и на работе. Наш великий Наставник не оставил нас без подробных разъяснений по поводу того, что свойственно любви, а что для неё противоестественно:
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».
(1Коринф.13:1-8)
Все великие и благородные дела христианина, которым движет не любовь, с точки зрения Бога, не имеют ценности. Говоря о жертве через сожжение апостол мог иметь в виду друзей ветхозаветного пророка Даниила Седраха, Мисаха и Авденаго, отказавшихся поклониться идолу Навуходоносора, отправившего их в огненную печь. Также ему на память мог прийти Зермано-шегас, индиец, который сжёг себя на публике в Афинах, обессмертив этим, как он считал, своё имя.
Сообщение об этом можно найти в трудах Диона Кассия и Страбона, древних историков. Но Павел не видел в такой жертве никакого смысла. Богу не нужны жертвы, основанные на проявлении эгоизма, фанатизма, жестокости или жажды славы.
Более того, без любви человек становится подобием сатаны:
«Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны».
(1Иоан.3:10-12)
Любовь в Евангелие
Не один Апостол не говорил так часто о любви, как Иоанн. Все его послания наполнены призывом любить.
Сохранилось повествование, что когда Иоанн был стар и очень слаб, то его приносили в церковь, и он, проповедуя, всегда говорил:
«Дети, любите друг друга. Это Господня заповедь».
Статья по теме: Истинная любовь
В приведенном отрывке Иоанн возвращается к своей любимой теме о любви как ведущей теме послания.
Он настойчиво утверждает, что спасение благодатью Христовой не освобождает нас от обязанности повиноваться Христовым заповедям.
Основная заповедь
Основная заповедь Христа — это любовь.
- Мы знаем Христа, если исполняем Его заповеди (2:3).
- «Кто говорит: «я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины’» (2:4).
- И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его (3:22).
- А заповедь Его та, чтобы мы…любили друг друга (2:23).
- Кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем (3:24).
- И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (4:21).
- Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его (5:3).
Есть в православии молитва о помощи во взаимной любви?
В православии есть молитвы о взаимной любви. В первую очередь мы должны просить у Бога любви к Нему, чтобы наше служение было основано не на страхе перед наказанием и не на корыстном желании обрести материальные благословения.
Также в молитвах христиане просят Бога и святых смягчить сердца тех, кто питает к нам враждебные чувства. А что насчёт романтической любви между мужчиной и женщиной? В некоторых молитвах есть призыв о помощи в поиске любящего супруга или супруги.
Молитвы о любви между мужчиной и женщиной уместны при желании создать богоугодную семью. В таких случаях стоит просить мудрости о выборе достойного человека, а не о том, чтобы обязательно покорить сердце того, кто нам нравится.
Однажды в церковной жизни произошёл поучительный случай. Верующая девушка влюбилась в семинариста, но тот не отвечал ей взаимностью и, став священником, женился на другой.
Впоследствии молодой человек оставил сан, бросил жену и ребёнка. Узнав об этом, девушка, которая не смогла соединить свою жизнь с возлюбленным, испытала облегчение. Она поняла, что не была бы счастлива в браке с тем, к кому питала сильные чувства.
Человеческая и божественная любовь
Все мы созданы Господом по образу и подобию Его, это означает, что все люди — это маленькая проекция Господа, состоящая из двух составных: физической и духовной.
Общие черты
Исходя из того, что Бог есть Любовь, то и в нас Он вложил свое умение любить, во всех людях Его маленькая копия, в каждом человеке на Земле. Почему когда люди впервые испытывают это чувство, они словно парят над землей? Все дело в том, что осознанно или нет, но они понимает свою сопричастность Богу.
В этом главное сходство любви человеческой и божественной — чувство со-бытия.
Человеческое проявление этого чувства — это такое же проявления чувств Бога, только уменьшенное до нашего уровня. То есть, это то же самое, но с присущими нам качествами. Проявление Ее не единично, т. е. можно различать несколько видов.
Например, чувство к детям, их любите по-своему, также испытываете это чувство к родителям, здесь оно наполнено другими оттенками, любовь ко второй половине насыщена остротой и страстью, есть любовь к Родине, к природе и другое.
Отличительные особенности
Любовь нашего Создателя целостна, безгранична, все в ней имеет свой смысл, значение мельчайшей крупинки колоссально, одно не довлеет над другим, а тесно взаимосвязано.
У любви человеческой есть начало и конец, т. е. можно сказать о ней, что она «смертна».
Любовь же Господа не подвластна смерти, границам и рамкам. Бессмертие и безграничность ее — понятия относительные «чего-нибудь». Это вот «что-нибудь», например, человек, существует только благодаря наличию Божественных чувств, и до тех самых пор, пока эти чувства или сама жизнь есть в нем. Если же это «что-нибудь» исчезает, то испаряется и само измерение понятий безграничности и бессмертия. Поэтому понятия такого рода существуют исключительно в сознании того, кто ими располагает. Чувства Бога живут независимо от этих понятий.
Человеческая Любовь омрачена корыстью. Любящий человек постоянно ждет и хочет почувствовать ответное чувство от объекта своего обожания, это то же самое, что ждать оплаты за работу или какое-либо другое действие. Если же так называемая «оплата» не приходит, следует резко негативная реакция.
Любовь Создателя бескорыстна. Если человек выступает проводником этой формы, то желание отдавать, изливать свои чувства, словно через него течет поток энергии, которую никто не в силах остановить, довлеют над эгоизмом и желанием получить что-то взамен. Он изливает Ее, совершенно не думая о том, что нужно и себе оставить хоть капельку.
Как отличить любовь, данную Богом, от страсти?
Многие путают романтическую любовь со страстью. Но настоящая любовь — это нечто большее, чем только сильное влечение к представителю противоположного пола. Страсть очень часто основана лишь на то, что нам нравится внешность обожаемого человека: его красивые глаза, лицо, фигура.
Но на самом деле привлекательная внешность подобна красивой оболочке яблока, внутренность которого может быть съедена червяком или же сгнить. Обожание, основанное на влечении к физической красоте, после заключения брака может продлиться не более нескольких недель или месяцев. Причина проста: внешне привлекательные люди могут иметь довольно скверный характер. Счастливую семью невозможно создать с гордым, грубым, эгоистичным, невежественным и безнравственным человеком.
Суть христианской любви
Главная составляющая христианской любви — самоотверженность. Она выражается в готовности отказаться от личных интересов в пользу интересов другого. Также мы должны быть бескорыстными, не ища выгоды от того, к кому мы проявили доброту.
Бог Отец. Хотя изображение Бога Отца в виде старца в христианской иконографии является неканоничным, все же такие иконы появились и в определенное время стали традиционными
Понятие Божественной любви
Большинство книг Нового Завета изначально писались на древнегреческом языке. Для выражения духовных понятий христиане искали подходящие слова из его богатого арсенала. Так, греки знали несколько видов любви. Чаще всего упоминаются 4 из них:
- Эрос — любовь между мужчиной и женщиной, основанная на привязанности, преданности и физическом влечении.
- Филия — взаимное уважение и симпатия, на которых строится дружба.
- Сторге — родственная привязанность. Она очень важна для достижения и сохранения семейного счастья.
- Агапе — наивысший вид любви, основанный на бескорыстной, самоотверженной заботе о потребностях другого существа.
Когда Писание говорит о Божьей любви, то использует слово «агапе». В нашем мире, где люди часто имеют извращённое понятие о дружеской, родственной и даже романтической любви, агапе представляется качеством противоестественным. Рассмотрим, как его проявляет Бог.
Любовь Бога к человеку
Для Бога любовь — это и сильные чувства, и практические действия:
«Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя».
(Ис.49:15)
Когда супруги ожидают ребёнка, то готовят для него детскую комнату. Они обставляют её в соответствии со своими вкусами, щедростью и потребностями новорождённого. Любящие родители дают своим детям лучшее. Бог создал первого человека и поместил его в лучшее место на нашей планете — Эдемский сад.
Некоторые верующие философы полагают, что Эдем был не пределом, но началом совершенного мира, приготовленного для вечной жизни человека. Это значит, что даже он был лишь каплей, по которой можно было судить о безбрежном океане любви Творца.
Любовь выражается в щедрости:
«Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих».
(Пс.103:24)
Но самое выдающееся проявление самоотверженности Творца выражено в подвиге Иисуса Христа:
«Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его».
(Рим.5:6-10)
Павел повторяет те великие слова, что Иисус сказал Никодиму:
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
(Иоан.3:16)
Но почему наш Господь решил пройти через великую боль, отдав своего любимого совершенного Сына на мучительную и жестокую казнь? И почему Христос добровольно пошёл на эту жертву? Зачем отдавать свою жизнь за грешников, многие из которых превратились в нравственном отношении в животных?
- Во-первых, таково требование Божьей справедливости. В отличие от Адама и Евы их потомки родились грешниками, но не по своей воле. Жертвуя своим Сыном, Бог предоставил нам справедливый выбор: жить вечно в святости или же погибнуть, получив временное наслаждение грехом.
- Во-вторых, Творец имеет удивительную способность видеть нас такими, какими мы станем после того, как избавимся от греха.
Бог — величайший реставратор
Интересный факт
В 1987 в Лондонской Национальной галерее вандал выстрелил в эскиз для картины Леонардо «Богоматерь с младенцем, святой Анной и
Иоанном Крестителем», стоимостью 35 миллионов долларов. На тот момент ей было 477 лет. В шедевре образовалась 15-сантиметровая дыра. Но руководство галереи и не подумало выкинуть шедевр, созданный углём и мелом. Реставраторы собирали разорванную бумагу по кусочкам и склеивали вместе. Сегодня повреждения практически незаметны.
Бог — величайший реставратор в видимой и невидимой Вселенной. Человек — его величайший шедевр на Земле, испорченный вандалом — сатаной. Господь знает, как себя проявит каждый человек, если ему предоставить точные духовные знания и дать почувствовать всю великую силу Его любви.
Фото Аси Красновой
Не менее удивительно то, что Бог обещает дать нам жизнь не просто долгую, но вечную, условия которой будут не просто комфортными, но идеальными. Он любит своих верных служителей любовью вечною. Это значит, что она никогда не иссякнет.
Православная Жизнь
Бог есть любовь, и нам Господь заповедал любовь. Но что такое любовь? В чем и как должна проявляться любовь к Богу? Если человек соблюдает все заповеди, он любит Бога? Как вообще любовь к Богу связана с духовной жизнью? На эти вопросы отвечает протоиерей Сергий Правдолюбов.
– Добрый день, это программа «Сретение». Сегодня мы в гостях у протоиерея Сергия Правдолюбова, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве. Здравствуйте, отец Сергий.
– Христос воскресе!
– Воистину воскресе! Большое спасибо, что вы согласились ответить на вопросы портала «Православие.ру». Тема нашей встречи – «О любви к Богу и пути к Богу». Мы знаем, что, по слову Христа Спасителя, мы должны отвергнуть себя ради Бога. А как при попытке исполнить эти слова Спасителя не впасть в уныние, увидев, насколько это сложно? Какие вы можете дать советы?
– Вопрос о любви к Богу очень существенный, и надо помнить, что и Сам Господь Иисус Христос сказал: Бог – это Любовь, – как напоминает нам апостол Иоанн Богослов (см.: 1 Ин. 4: 16). Поэтому и любовь – это Божественное свойство. Бог Сам есть любовь. А вот как ее познать?
А почему нужно отвергаться себя? Потому что мы находимся в некоей сфере своих представлений, тех вот, что мы в школе проходили. Потом еще есть и сфера домашняя, такая уютная, и бывает, что места Богу в ней нет. А ангелы, херувимы и серафимы беспрерывно взывают, кричат: «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф!» Почему они это делают? Потому что знают то, о чем мы никогда не задумывались. Они созерцают это и потому так взывают. А у нас – своя жизнь, свой мирок. Господь не нарушает нашего благополучия, но Он хочет, чтобы мы имели полноту общения с Ним. А для этого надо выйти из своего замкнутого круга, отвергнуться своего домашнего мирка, внимательно посмотреть на звезды в хорошую ясную ночь, на всю природу… И еще – хорошо учиться в школе, а чтобы учителя при этом говорили бы: «Ты учишься не для того, чтобы что-то знать, а для того, чтобы познать, как мир устроен: мир – Божие творение». Если бы в школе показывали, как сотворен Богом мир, учиться было бы гораздо интереснее. И школьные предметы стали бы предметами Богопознания, потому что знание непременно возводит к Богу – любое знание, даже противоположное по сути Божественному учению. Мы даже в семинарии пользовались карманными «Словарями атеиста». Мы отбрасывали атеизм, а информацию – даты, события и имена – использовали при подготовке к экзаменам. Так что те, кто старались против Бога, могли и могут, наоборот, заставить больше о Боге думать. Но так было в прошедшую эпоху; сейчас, правда, эпоха без всякого безбожия. Но есть и верующие, и неверующие.
А Бог есть любовь. Это ключ ко всему. Когда я начал служить в Никольском храме Зеленограда, то столкнулся вот с какой проблемой: как молодым людям, которые приходят в храм, объяснить, зачем нужно не только креститься, но потом и жить по-церковному, по-Божественному? Ведь была вот какая еще трудность: когда некрещеные приходят в храм и ты им объясняешь что-то о Боге, то, по древней традиции, восходящей к эпохе святителя Кирилла Иерусалимского, им нельзя говорить о Причастии.
– Почему?
– Это традиция очень глубокая и очень древняя. Не может человек понять, что такое Причастие, пока он не примет крещение. Нет у него механизма восприятия этого Таинства. Никто не может назвать Иисуса Господом, то есть Богом, как только движимый Духом Святым. «Никто не может прийти ко Мне, – говорит Господь Иисус Христос, – если Отец Небесный не привлечет его» (ср.: Ин. 6: 44). Вот когда я покрещу кого-то, тогда я непременно начинаю говорить после крещения, для чего нужно причащаться. Знаете, как это трудно тогда было? Крестились десятками, рекорд – 77 крестившихся в один день. 77 крестных отцов, 77 крестных матерей и 77 кричащих младенцев. Младенцы кричат, взрослые, хотя и молчат, но волнуются, они готовы батюшку терзать: им надо быстрей, быстрей, быстрей… Я тогда выходил на амвон и говорил «В 1972 году в Мехико произошло землетрясение, и больничная палата с младенцами упала в расселину скалы и пролежала там целую неделю. Ни один новорожденный младенец не умер, они неделю пролежали там. Наше крещение всего 45 минут. Потерпите. Когда вы спокойны, дети сразу тоже успокаиваются».
Да, это проблема: как тем, кто во взрослом состоянии крестятся, сказать, для чего они теперь должны в церковь ходить? Очень большая проблема. А Бог есть Любовь. И мне дал ниточку, веревочку, за которую можно зацепиться, святитель Иоанн Златоуст. Я прочел очень внимательно первый том – всего-навсего первый том, и мне на всю жизнь хватило впечатлений от его ранних проповедей в антиохийской церкви. Он сказал странные, парадоксальные слова. Я их запомнил. Вообще Златоуст – это сплошной парадокс. Так вот, он сказал такие слова: «Люди! Хотя бы на примере любви к женщине научитесь любви к Богу». Я чуть не упал со стула, когда это прочитал. Как это так, отче Иоанне Златоусте? С чего бы это? А потом стал думать и размышлять: стоп, он же не зря сказал так. И я выстроил такую цепочку для тех, кто крестился. Как ты любишь девушку? Вот ты влюбился. Чего ты хочешь? Ты хочешь с ней общаться, хочешь ее видеть, хочешь с ней разговаривать – это самое главное в любви. Это желание быть вместе, неразлучно, всегда – очень важное состояние. Потом вдруг ты узнаешь, что у твоей возлюбленной тяжелая неизлечимая болезнь и она через месяц или два умрет. Какие у тебя ощущения возникают, если ты ее любишь?
– Отчаяние.
– Не только. Приходит мысль: я бы свою жизнь отдал, только бы она жила. Что и делает Господь Иисус Христос. Именно так, и практически! Когда человек пострадал от радиации (вспомним Чернобыль), то ему пересаживается костный мозг и кровь переливается, чтобы спасти этого человека. Нечто похожее – это таинство Причастия. Бог так любит человека, что отдал Самого Себя. Без этого никто не уцелеет, никто не будет иметь жизни вечной, пока не приобщится к Телу и Крови Христовой. Вот тогда те молодые люди начинали понимать, что крещение – это не просто так, это очень серьезно. Что Бог есть Любовь, Который идет на то, чтобы быть с людьми всегда. И есть в Евангелии такие слова. С горы Фавор спустился Господь с учениками, и к Нему привели бесноватого, который кричал. И у Господа вырвались слова: «О род неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас?!» (см.: Мф. 17: 9–17). И вот тут батюшка с амвона может сказать: «Господи, навсегда! Ты пришел, чтобы быть с нами навсегда. Ничего не сделаешь, Ты на это пошел Сам». «Доколе буду с вами?» – «Навсегда». Вот это Причастие.
Любовь Божественную мы должны отличить. Апостол Иоанн Богослов меня, когда я в семинарии учился, очень сильно вдохновил. Бог первый полюбил нас. Не мы должны Бога любить – мы никому ничего не должны. И любовь должна быть всегда свободная. Господь возлюбил, а это есть труд. Мы можем только ответить: «Господи, я тоже буду теперь любить». Это гораздо легче, чем самому любить и активно действовать. Господь всё уже сделал для нас.
– Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) однажды, отвечая на вопрос, сказал: безверие – один из симптомов нашего времени. Почему так? Ведь храмы строятся, милостыня подается, у нас все есть – а веры мало или совсем нет…
– Очень легко уклониться в социальную деятельность и только. Это путь Западной Европы, где храмы сейчас закрываются, потому что никому не нужны. Это горизонтальное богословие, как было принято говорить в 70-х годах прошлого века. Первый встревожился по этому поводу знаете кто? Владыка Никодим (Ротов). Он увидел, что христианство может перейти исключительно в социальную деятельность. Он (я сейчас точно не помню, в каком году) поднял этот серьезный вопрос. Как быть? И вот тут, чтобы не раствориться в социальной деятельности, нужно говорить: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4: 10). Дела выполнять надо, но главное – вера. Без веры нельзя ничего делать. Без веры христианство выродится, это будет простое социальное движение и больше ничего. А вера… очень трудно объяснить, что это такое. Это некое состояние, в котором человек полностью доверяет Богу и между ним и Богом нет никакой преграды. Он Богу доверяет, и Бог с ним общается. Этих людей старых надо было видеть и слышать. Как они говорят, как они молятся, как они преподают! Я застал хороших профессоров…
Это очень важно – вера в человеке. Вера и любовь взаимно связаны. Дай Бог, чтобы люди понимали ценность веры. Если не будет веры, а там и любви к Богу, всё очень быстро кончится и рассыплется. Вот мы видим разваленное античное строение, а то, что там было, мы не видим. Так же и от нас может остаться неизвестно что без веры, без молитвы, без общения с Богом.
Протоиерей Сергий Правдолюбов
– Вот человек ходит в храм каждое воскресение. Как ему понять, что, возможно, у него нет любви к Богу, хотя он при этом может считать себя вполне нормальным христианином?
– Интересно, этот человек что-нибудь читает из творений святых отцов, святителей? А Евангелие он читает? Старые батюшки Евангелие читали каждый день вместе с детьми. Каждый день Евангелие озвучивалось, слышалось – не обязательно в переднем углу и стоя. Поели, после берется Евангелие, читается – знаете почему? «Вы уже очищены через слово Мое, которое Я сказал вам» (ср.: Ин. 15: 3), – апостол Иоанн Богослов передает эти слова Господа Иисуса Христа. Звуком очищается пространство. Дети растут, они не совсем всё понимают, что отец прочел, а это духовное звучание – именно звучание! – оно материально. Волны звуковые очищают пространство, и человек приучается.
А так, когда человек пришел в церковь, причастился, ушел, больше о Боге не думает, не молится, Евангелие не читает, ничего… Какой в этом смысл? Надо двигаться куда-то. Читать, переживать, спрашивать. Я каждый Великий пост читаю «Луг духовный, или Достопамятные сказания о подвижничестве святых отцов». Почти наизусть знаю, но каждый раз это воспринимаешь по-другому и каждый раз назидаешься. Подчеркиваешь другое изречение, не то, которое в прошлом году подчеркнул. Надо постоянно в этом находиться.
А сколько мы не прочитаем?! Очень большое искушение ваши магазины книжные. Я туда не захожу. Знаете почему? Зайдешь в магазин, и мысль: это я никогда в жизни не прочту. Господи, помилуй мя. Это надо было лет 20–30 назад, а теперь это не для меня. Как жалко, что, когда я был молодой, у меня не было ни одной книги. А сейчас как хорошо молодым.
– Отец Сергий, Господь сказал: «Аще любите мя, заповеди моя соблюдите» (Ин. 14: 15). О каких заповедях речь?..
– О каких?! Как это вы произносите это совершенно равнодушным голосом? Это же закон жизни! Это доверительные слова Господа Иисуса Христа. Это вершина беседы Господа Иисуса Христа со Своими учениками. Это вершина! Богооткровение! «Если вы любите Меня, то заповеди Мои соблюдете». Это подсказка. Недавно я узнал: когда одному человеку было плохо в жизни, совсем плохо, так, что жить не хотелось, он открывал Иоанна Богослова, эти самые главы, где Господь беседовал с учениками. А еще интереснее молитва Господа Иисуса Христа Отцу Своему в конце беседы – это тайна Святой Троицы. Это не читать невозможно, а читать страшно. Как Господь всё открыл! Никакого аркана дисциплины, никакого тайного учения. Он сказал Своим ученикам: «Я всё вам сказал, что Отец Мне сказал, Я вам всё открыл» И это дается людям даром, просто так! Великий человек Иоанн Богослов. А вы в рабочем порядке прочитали эти слова. Это нельзя без волнения говорить! Это высшее откровение Господа Иисуса Христа. Он подсказал вот так.
Поэтому дай Бог, чтобы люди не просто так это прочитывали, не как информацию, а ощущали всей душой и всем сердцем, что Господь сказал Своим ученикам. А до нас апостол Иоанн Богослов донес. Чем он донес? Не своей умственной силой, не своим искусством, а Духом Святым. Он нам открыл то, чего многие мудрецы и ученые… вон стоит университет на горе недалеко, и там множество ученых, колоссально умных людей, а в церковь ходят какие-то странные люди, как апостол Павел говорит, «отбросы общества». Им Господь открыл, а тем не всем. Потому это надо беречь, хранить и радоваться этому.
А любовь к Богу – ответная любовь. Именно ответная! Это просто по-другому нельзя никак. Как это «надо любить»? Это какие-то теоретические слова.
– Это опытное, когда ты чувствуешь, что Господь идет навстречу?..
– Безусловно! И тут никакой проблемы нет. Если замкнуться в какие-то искусственные рамки, в искусственные дела, в искусственную философию надуманную или во что-то, что в жизни есть, то это закрывает тебя от Бога. Надо остаться один на один: Господи, вот я, – и Он.
Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил очень важные слова: «Не надо спешить, когда творишь молитву Иисусову». Медленно перекрестился, сказал: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», поклонился, сделай паузу. Почему? Эта пауза, чтобы ты своими словами отобъешь, пусть Господь тебе сразу не ответит, тебе не надо этого, и ждать этого не надо. Пауза должна быть. И так в жизни: открытость к Богу и небольшая пауза: «Господи, вот я. Господи, я опять согрешил, прости меня». И молчок.
– Любовь есть труд. Как правильно трудиться во славу Божию?
– Любовь – это всегда труд. А любовь к Богу – это, соответственно, труд во славу Божию. Логично?
Как правильно вести себя тут, как правильно любить Бога? Как правильно во славу Бога трудиться? Это важно. И тут, как и с молитвой. Потому что мы молимся неправильно. Просим у Бога не того, что надо просить. И у нас слово «работа» совершенно обыденное. Мы потеряли значение этого слова. Работа – от слова «рабство». Работает раб, а служба – иное: люди служат, а работа для рабов. Поэтому труд – это не рабство, труд – это необходимая стадия любого человека – трудиться. А то, что любовь – это труд, это испытано мною очень четко и очень трудно. Я добивался своей невесты с большим трудом, это была тяжелая работа. Она: нет, не хочет, а я…
– Это было добровольное рабство?
– Безусловно. Это понятно. Рабства у нас не было и сейчас нет.
– Это была трудная работа?
– А потому что любовь – это труд. И когда Господь этот труд предпринимает, можно сказать: «Господи, вот я. Я согласен, Господи».
– Главное, вовремя согласиться.
– А то, что для Бога мы трудимся, так это и не труд, и не работа. Вот как раз ответ. А преподобные отцы помогают, как сделать так, чтобы это было Богу угодно.
– Отец Сергий, очень часто можно услышать такие слова: «Христиане, вы ходите в храм, и вы за это получите Царство Небесное. Так что все, что вы делаете, вы делаете не просто так. Вы всё равно что-то хотите от Бога». Что можно на это ответить?
– От Бога я ничего не хочу. Зачем? Быть с Богом! Быть с Ним и видеть Его, любить Его и общаться с Ним… Он наш Творец, зачем что-то еще надо? Никак не надо. Мы ходим в церковь и молимся… У меня просто мысль не проходит дальше. Мы смиренно выполняем простейшие правила о том, как надо жить и спасаться.
Возникает большой соблазн вот какой: почему человек много лет не двигается в своем духовном развитии? Такие вопросы тоже были, даже по отношению к близким людям. Я для себя нашел сравнение с военными действиями. Немцы шли на Москву, мы прогнали их мощно и отогнали на 150–200 километров, потом мы остановились, окопались. А почему сразу до Берлина не дошли? Почему дальше сидим два года на этой линии фронта? А нет возможности, сил нет. Потом проходит время – идут дальше. Так и человек. Он ходит, молится – ничего не меняется. А почему ж ты не меняешься? А потому, что сейчас им накапливаются силы. Я наблюдал такое несколько раз: человек стабильно ничего не делает, не улучшает свои ни духовные, ни другие состояния – и вдруг включаются в форсаж все двигатели, он идет на взлет. И так идет на взлет перед смертью, что нам и близко невозможно было так подумать, как он пошел и как он достиг всего. Мы хотели, чтобы он всё время шел, – а это невозможно. Нельзя без этого сидения в окопах и накапливания сил дальше двигаться. Он пошел так, что ой-ой-ой.
Так и здесь: «Ах, они ходят и ничего не делают!» Это ничего не значит. Человек может пойти и так. Но он может в последние дни и катастрофу потерпеть. Страшную катастрофу. В Апокалипсисе написано: и было дано Антихристу сразиться со святыми и победить их (ср.: Откр. 13: 7) – это ужасно, очень страшно. Поэтому блюди, как бы ты не свалился и не ушел вниз. В то же время не соблазняйся тем, что не можешь подняться вверх дальше. Постепенно, постепенно Бог даст силы молитвами других людей, старцев и афонских святых и мучеников, которых мы чтим на приходе, и ты сможешь наконец достичь того в жизни, к чему ты предназначен.
Конечно, не к тому, что Бог о тебе подумал, нет. Самое страшное будет, когда душа твоя выйдет из тела и к Господу Иисусу Христу на поклонение приведется. И вот тут Господь на тебя посмотрит внимательно. Говорить ничего не надо, а мысль будет такая у Господа: «Ну что же ты? Я же так хотел, чтобы ты достиг этого и этого. Почему не вышло у тебя? На что ты разменял свою жизнь? Ты должен быть вот таким. Что ты сделал?» Ответа нет. Уста молчат, нет оправдания. Это очень страшно.
Господь любит, и я Господа люблю – вот это нужно. А где оно?
И даже так: апостол Петр около рая стоит с ключами: «Так, отец Сергий, ну-ка иди сюда. Сколько прославил святых? 32 в Рязанской области? А написано: должно быть 320. А почему только 32? А где остальные? Вот написано так. Почему только 32?» – «Отче апостоле…» – «Ну что же ты?!» И так во всём. Скажет: «Пустили бы. Но чего ты достиг? Да ничего не достиг. Ты в детстве был лучше, чем в старости»…
– Спасибо вам, отец Сергий, за ваши ответы.
С Протоиереем Сергием Правдолюбовым беседовал Никита Филатов
Православие.Ru
Как попросить возлюбить Бога всем сердцем?
По словам Христа, любовь к Богу и ближнему является основанием для всего Моисеева Закона. Апостол Павел в одном из своих посланий пишет, что любовь есть исполнение Закона. Тому, кто активно проявляет это качество, не нужен длинный перечень правил. Сама совесть побуждает его совершать добро и ненавидеть зло.
«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».
(Матф.22:37-40)
Но как это сделать, когда многие верующие страдают от болезней, бедности и других проблем? О своих сомнениях и трудностях, мешающих доверять Создателю и любить его, лучше всего рассказывать Ему. Почтительно, но искренне.
Также важно просить у Бога благодарного сердца и способности замечать Его дела, совершаемые для нашего блага. Каждый день важно говорить ему спасибо за любое хорошее событие, каким бы маленьким оно не казалось. Со временем сердце начнёт заполняться ответной любовью к Создателю, вытесняющей обиду, отчаяние и горечь поражений.
Замечательным лекарством от отчаяния станет и молитва об укреплении веры в своё личное вечное будущее.
Молитва о даровании любви
Не слово, а дело
Как известно, о любви можно судить только по поступкам, но не по словам. Если не подкрепить это чувство деяниями, то оно не будет оценено и принято. Любовь без поступков подобна следующему: голодному человеку предлагается не пища, а ее изображение на бумаге. Или человеку без одежды дается не облачение, а обещания этих облачений.
Необходимость доказывать свою любовь ко Всевышнему поступками кроется и в словах Иоанна Богослова. Он призывает христиан любить ближних не с помощью слов и языка, а с помощью дел и истины. Для доказательства этой любви надо жертвовать. По-настоящему любящему человеку под силу лишиться даже своей жизни, если вдруг возникнет такая необходимость. Примером такой жертвы является поведение святых мучеников. Они были способны не пожалеть собственной жизни, лишь бы показать верность Господу. Такие чувства праведники выражали путем подвигов и деяний, показывая, что надеются только на Творца и верят только ему.
Для ежедневного подтверждения своих чувств к Создателю достаточно стараться не совершать грехи, следовать заповедям Господа, стремиться к усмирению плоти и защиты ее от страстей и похоти. Это будет лучшим доказательством преданности Всевышнему. Если же человек не желает следовать заповедям, он каждым своим неугодным Богу поступком доказывает, что готов распять Христа, как это сделали не верящие люди.
Итак, с помощью пожертвования и послушания, соблюдения заповедей можно подтвердить, что человек любит Бога и Сына Божьего. Так сказано и в изречении Василия Великого.
Некоторым людям может быть трудно соблюдать заповеди Господа. Но важно помнить, что, если человек совершает богоугодное дело, оно становится для него простым. Словами святого апостола Иоана Богослова говорится, что именно соблюдение заповедей является удачным способом показать Творцу свои чувства. Причем эти законы просты, и выполнять их несложно, если человек по-настоящему верит и любит.
Молитва
Тропарь, глас 4 Господь Иисус Христос Сою́зом любве́ апо́столы Твоя́ связа́вый, Христе́, и нас Твои́х ве́рных рабо́в к Себе́ тем кре́пко связа́в, твори́ти за́поведи Твоя́ и друг дру́га люби́ти нелицеме́рно сотвори́, моли́твами Богоро́дицы, Еди́не Человеколю́бче.
Кондак, глас 5 Пла́менем любве́ распали́ к Тебе́ сердца́ на́ша, Христе́ Бо́же, да то́ю разжига́еми, се́рдцем, мы́слию же и душе́ю, и все́ю кре́постию на́шею возлю́бим Тя, и и́скренняго своего́ я́ко себе́, и повеле́ния Твоя́ храня́ще сла́вим Тя, всех благ Да́теля.
Св. апостолу и евангелисту Иоанну Богослову О, вели́кий апо́столе, евангели́сте громогла́сный, Богосло́ве изя́щнейший, тайнове́дче непостижи́мых открове́ний, де́вственниче и возлю́бленнейший напе́рсниче Христо́в Иоа́нне, приими́ со сво́йственным тебе́ милосе́рдием на́с, гре́шных (имена́), прибега́ющих под твое́ си́льное заступле́ние и покрови́тельство!
Испроси́ Всеще́драго Человеколю́бца Христа́ и Бо́га на́шего, И́же пред очесы́ твои́ми излия́л еси́ кро́вь Свою́ дража́йшую за на́с, непотре́бных рабо́в Свои́х, да не помяне́т беззако́ний на́ших, но да поми́лует на́с, и да сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й; да да́рует на́м здра́вие душе́вное и теле́сное, вся́кое благоде́нствие и изоби́лие, науча́я на́с обраща́ти вся́ о́ная в сла́ву Его́, Творца́, Спаси́теля и Бо́га на́шего.
По кончи́не же вре́менныя жи́зни на́шея да избе́гнем мы́, святы́й апо́столе, немилосе́рдых истяза́ний, на возду́шных мыта́рствах на́с ожида́ющих, но да дости́гнем под твои́м руково́дством и покрови́тельством Го́рняго о́наго Иерусали́ма, его́же сла́ву во открове́нии ты́ зре́л еси́, а ны́не наслажда́ешися о́ныя ра́дости, обеща́нныя избра́нным Бо́жиим.
О, вели́кий Иоа́нне, сохрани́ вся́ гра́ды и страны́ христиа́нская, ве́сь сию́, хра́м се́й, посвяще́нный свято́му твоему́ и́мени, служа́щих и моля́щихся в не́м, от гла́да, губи́тельства, тру́са и пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни, изба́ви от вся́кия беды́ и напа́сти, и моли́твами твои́ми отврати́ от на́с пра́ведный гне́в Бо́жий, и испроси́ на́м Его́ милосе́рдие.
О, вели́кий и непостижи́мый Бо́же, А́льфо и Оме́го, исто́чниче и предме́те на́шея ве́ры! Се́ на умоле́ние Тебе́ предлага́ем свята́го Иоа́нна, его́же Ты́ сподо́бил еси́ позна́ти Тебе́, неисповеди́маго Бо́га, в неизрече́нном открове́нии. Приими́ его́ о на́с хода́тайство да́руй на́м исполне́ние проше́ний на́ших, во сла́ву Твою́: а па́че всего́ соверши́ на́с духо́вным соверше́нством, к наслажде́нию жи́зни несконча́емыя в Небе́сных Твои́х оби́телех.
О, Небе́сный О́тче, созда́вый вся́ Влады́ко, Ду́ше духо́в, Всеси́льный Царю́! Косни́ся пе́рстом Твои́м серде́ц на́ших, да и они́, раста́явше, я́ко во́ск, пролию́тся пред Тобо́ю, и бре́нная тва́рь духо́вна сотвори́тся, в че́сть и сла́ву Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
О любви к ближнему
Христианская любовь больше, чем умозрительное понятие. Она имеет конкретное практическое выражение. Удивительно то, что в наши дни о любви в религиозной среде не говорит разве что ленивый. Но когда дело доходит до реальных дел, то многие забывают о нуждах ближних. Говорить о любви к ближнему гораздо легче, чем следовать ей в жизни.
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».
(Иоан.13:34,35)
Нужно помнить, что любовь, как и вера, без дел мертва. Вот лишь некоторые дела, в которых она выражается:
- забота о потребностях пожилых, одиноких, вдов, сирот и инвалидов;
- проявление уважения и такта даже в тех обстоятельствах, когда нас провоцируют на ссору; готовность прощать чужие ошибки.
В нашем многоконфессиональном мире нередко верующие считают ближними лишь своих единомышленников. На других же свою любовь они не распространяют. Очевидно, что когда Иисус заповедал проявлять любовь между братьями, он не имел в виду, что она должна ограничиваться узкими рамками одной деноминации.
Любовь, как маяк, помогает определить безопасную духовную гавань, в которой может переждать бурю любой корабль, а не только тот, на котором находится «элитный» экипаж.
Что такое божественная любовь
Все мы когда-нибудь да слышали об этом выражении. А что оно в себе несет? Что обозначает это понятие и каково его происхождение?
Происхождение фразы
Происхождение самой фразы можно отнести к написанию Библии, где было заложено осмысление этого понятия. Возникновение же Ее начинается с сотворения мира.
Это та основополагающая истина, на которой стоит христианство в целом. Она неотделима от принципов свободы, не позволяет нам смотреть на чувства Бога в приземленном виде. Мы понимаем, что не можем позволить себе перед Ним любую безответственность в словах или действиях.
Значение понятия
Наш Создатель, сотворивший Вселенную и Землю, и всех нас на ней, сделал нас свободными, самостоятельно определяющими собственную волю. Соединение Бога-Творца с созданными Им людьми — и есть любовь Божья.
То есть, это желание к существованию не для своих личных благ, но для блага наших близких, и поэтому понятие этого чувства для Всевышнего не отделяется от понятия свободы, так как лишь в свободном выборе проявляется акт Его Любви.
Для чувств Господа нашего не существует границ и пределов, нет того, что было бы главным или второстепенным, так как мир является целостным, все процессы, происходящие в нем, взаимосвязаны. Чувства Отца нашего небесного поддерживают жизнь в разных ее проявлениях.
Зачем нам любить всех людей, может достаточно терпеть их недостатки?
Замечательно, когда мы терпим чужие недостатки, не отвечая оскорблением на оскорбление, как заповедал делать наш Учитель. Но мы должны идти дальше:
«Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».
(Рим.12:20,21)
Павел говорит не о пытках. Горящие уголья — образ мук совести, которые испытает человек, оскорбляющий христианина после того, как встретит проявление доброты и уважения в ответ. Да, агапе помогает нам превращать противников в друзей.
***
Бог есть любовь… Не был ею в прошлом, не станет ею в будущем, а есть. Здесь и сейчас. Она видна в изобилии Его творений: красоте цветов, разноцветных закатах, вкусной и разнообразной пище… О главном Божьем качестве можно читать и писать книги. Библия и творение ярко говорят о том, в чём именно оно выражается.
В то время как мир погружается в пучину разврата, жестокости и эгоизма, на христианах лежит большая ответственность — стать проводниками Божьей любви и святости в мире, где властвует сатана. Через нас Бог сможет помочь многим людям избавиться от повреждений, нанесённых грехом, и стать тем, кем мы все должны быть по Его замыслу, — совершенным шедевром, который не обесценится никогда.
Виктор Глебов
Другие статьи автора:
- В яме со львами: за что оклеветали прозорливого пророка Даниила
- За что старший брат убил младшего: история Каина и Авеля
Цитаты о любви Бога и Его дарах
«Никакое слово не достаточно для того, чтобы по достоинству изобразить любовь, так как она не земного, но небесного происхождения… даже язык Ангелов не в состоянии в совершенстве исследовать ее, так как она беспрерывно исходит из великого разума Божия.
В любви вот что удивительно: к другим добродетелям может примешиваться зло, — например, нестяжательный часто тем самым надмевается; красноречивый впадает в болезнь честолюбия, смиренномудрый часто тем самым превозносится в своей совести, а любовь свободна от всякой подобной заразы, никто никогда не станет превозноситься пред любимым.
Любовь изменяет самое существо вещей и неразлучно приносит с собою все блага».
Свт. Иоанн Златоуст
«Настолько любовь выше всех добродетелей, что без нее ни одна из них, ни все они вместе совершенно не принесут никакой пользы стяжавшему их. О любовь Боготворящая, которая есть Бог, — дар таинственно подаваемый достойным; она — нечто изумительное и вещь, нелегко обретаемая. Любовь есть не имя, но Божественная сущность, сообщаемая и непостижимая и совершенно Божеская».
Прп. Симеон Новый Богослов
«Не столько мы ищем (любовь), сколько Бог ищет, чтобы мы сделались способными принять ее и приняли ее.
Не ищите и не ожидайте любви от человеков, ищите всесильно и требуйте от себя любви и соболезнования к человекам.
Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку, то ты в горестном самообольщении.
Совершенство любви заключается в соединении с Богом; преуспеяние в любви сопряжено с неизъяснимым духовным утешением, наслаждением и просвещением. Но в начале подвига ученик любви должен выдержать жестокую борьбу с самим собою, с глубоко поврежденным естеством своим: зло, природнившееся грехопадением естеству, сделалось для него законом, воюющим и возмущающим против Закона Божия, против закона святой любви».
Свт. Игнатий Брянчанинов
«О сладости любви Божией кто в состоянии будет сказать достойным образом? Апостол Павел, вкусивший ее и насытившийся ею, сам вопиет и говорит: «Ни смерть, ни живот, ни Ангелы, ни Начала, ниже Силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая», ни все в совокупности не могут «разлучити от любве Божия» душу, вкусившую ее сладости (Рим. 8, 38-39)».
Прп. Ефрем Сирин
«Если человек желает стяжать любовь Божию, то он должен возыметь страх Божий, страх же рождает и плач, а плач рождает мужество. Когда все это созревает в душе, то она начнет плод приносить во всем. И Бог, узрев в душе эти прекрасные плоды, привлекает ее к Себе, как благовоние фимиама избранного, радуется о ней с Ангелами во всякое время, преисполняя и ее радостью, и хранит ее на всех путях ее, да безопасно достигнет она в место упокоения своего.
Тогда диавол не нападает на нее, видя Высочайшего Стража, ее окружающего, даже совсем и приступить боится он к ней по причине этой великой силы. Стяжите себе силу эту, да страшатся вас демоны, да облегчатся вам труды, вами подъемлемые, и да усладится вам Божественное. Эта сладость любви Божественной далеко слаще сота медового.
Божии распоряжения — они чудны и необычайны! Когда люди начинают уже отчаиваться в своих делах, тогда-то Бог и являет непреоборимую во всем силу Свою».
свт. Иоанн Златоуст
«Хотя бы мы не имели никакой надежды на спасение, но как скоро Богу угодно будет (помочь нам), мы не будем иметь нужды ни в чьей помощи, а одна помощь Божия доставит нам все».
свт. Иоанн Златоуст
«В том особенный дар Божий, что Он верным рабам, в их лишении, дарует более, чем можно надеяться».
свт. Григорий Нисский
«Когда увидит Господь рачительность твою в искании Его, тогда явится и откроется тебе, подаст помощь Свою»
прп. Макарий Египетский
«Помощь свыше приходит с щедростию тогда, когда и мы покажем много добродетели».
свт. Иоанн Златоуст
«Мы должны быть уверены, научаясь как из опытов вещей, так и из бесчисленных свидетельств Священного Писания, что мы своими силами, без подкреплениям помощи Божией, не можем победить стольких врагов и всегда должны приписывать Ему нашу победу».
прп. авва Пафнутий
«Если мы будем всегда созерцать Бога умом, если будем постоянно помнить о Нем, то для нас все окажется легким, все сносным, все мы будем переносить удобно и станем выше всего».
свт. Иоанн Златоуст
«Мы нуждаемся в помощи Божией, как бы в некотором ветре, чтобы наш парус, точно каким сильным дуновением, подвигаем был к любви Божией».
свт. Иоанн Златоуст
Жизнь – не компьютерная игра с набираем очков
– Мартину Лютеру приписывают изречение: «Бог любит меня не потому, что я хороший, а хороший я потому, что Бог любит меня». На деле же в нашей церковной педагогике, начиная с детских лет, только и слышно: будь хорошим мальчиком/девочкой, Бог будет тебя любить. Вы согласны с тем, что нужно заслуживать любовь Бога?
– Нет, не согласен. «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5: 43-45).
Господь призывает нас любить не только «хороших», но и «злых» потому, что Он Сам любит и тех, и других.
Эти слова когда-то особенно поразили 14-летнего Андрея Блума, будущего митрополита Сурожского Антония. Он понял, что если хочет быть с Богом, то должен любить всех – потому что Бог любит всех. Именно это Он предлагает нам в качестве обоснования необходимости любви ко всем, в том числе ко врагам.
Однако, когда человек только приходит в Церковь, и мыслит еще не взрослыми христианскими категориями, ему может показаться, что жизнь похожа на компьютерную игру с набираем очков. Перевел старушку через дорогу – получил очки, посетил богослужение – получил очки, отстоял многочасовое богослужение в монастыре – получил много очков. А если совершил грех, то очки сгорели.
Нет, наши отношения с Богом – это не игра, в которой нужно набирать и тратить баллы. Ефрем Сирин говорит: «Бойся назвать Бога справедливыми». Если бы Господь судил только по справедливости, мы все давно были бы наказаны так, что от нас ничего не осталось бы.
Наш Бог – Бог милосердный и долготерпеливый, а еще Он заботится и обо всем мире, и о каждом человеке одновременно. А человек думает, как бы было хорошо, даже «спасительно» ему (его семье), а как с этим сочтутся судьбы других – уже не очень интересно.
Но для Бога каждый человек – его сын или дочь. Каждый.
– В чем разница между стремлением заслужить любовь Бога и стремлением к доброй жизни по заповедям, слову Божиему?
– В святоотеческой традиции есть учение о трех ступенях служения Богу:
1. Служение рабское, из страха наказания.
Когда человек от язычества или атеизма приходит к Богу, первое время им может двигать тот же страх и расчет: я должен делать хорошие дела, иначе Бог меня накажет.
2. Служение наемническое, за награду.
Слуга служит за вознаграждение: я должен быть хорошим, чтобы Бог меня любил. Эти служения подготовительные, они естественны для нашей поврежденной грехом природы, мысли, сердца.
3. Служение сыновье. Это действительно настоящее христианское отношение к Богу, который больше не Судья, не Раздаватель наград, а Бог-Отец. А сын служит отцу не из-за корысти, не ожидая награды, не опасаясь наказания, а из любви.
На этой ступени мы исполняем заповеди, потому что сами хотим этого. По собственной воле. Потому что любим. На этой ступени и можно ощутить, что «иго Его легко», заповедь Его – светла. Например, Ефрем Сирин в молитве обращался к Богу:
«Если Твоей любви будет угодно направить меня в ад, то и там я буду поклоняться Тебе и восхвалять Тебя».
Не все сразу могут перейти на третью ступеньку. Но все мы призваны именно к этому сыновнему и дочернему служению.
Христианские духовные стихи о Божией любви
Бог есть любовь! Но… Божия любовь! Не та, слепая, что грехов не видит. Его любовь – горячая, как кровь, И яростно пороки ненавидит!
Она стенает, плача и скорбя, Но твёрдо нас ведёт сквозь испытанья, Стараясь объяснить, что лишь любя, Проводит нас через огонь страданья.
Чтобы в горниле искушений и страстей, Для пользы нашей пострадав немного, Мы стали чище, лучше и святей… Достойными любви Святого Бога!
Вечная любовь коснулась сердца
Вечная любовь коснулась сердца И его навеки изменила, Послужив ключом к заветной дверце, За которой вечность всех нас ждёт.
Смысл Господних истин нам открыла, Ярким светом путь наш озарила, Наделив и верою и силой, Нас по этому пути ведёт!
И любовью Божьей изменённый Никого на свете не боится. Избранный, оправданный, спасённый, Царственно в священство посвящён
Тот, кто сердцем к Господу стремится, Кто креста Христова не стыдится, Кто сподобился в Крови омыться, В том — Господь живёт, и в Боге — он!
Вот две чаши весов!
Вот две чаши весов! На одной – жизнь Христа! На другой – жизнь моя, легче, чем пустота! Вдруг! О, чудо! Сравнялись две чаши весов! Мою чашу наполнила Божья любовь! Дух человеческий
Дух человеческий, Склонись пред Духом Божьим! Псалмы хваления Сложи у ног Отца! К любви Отеческой Сыновию приложим – Живёт творение Любовию Творца!
И смерть отступила
И смерть отступила И стала вдали, Испугана силой Господней любви, Которой Спаситель Наш грех удалил И в вечных обителях Нас поселил…
Как можно не знать о Господней любви?
Как можно не знать о Господней любви? Он смертью её доказал! Тогда, на Голгофе, в мученьях, в крови — “Прости их…” — Он тихо сказал.
Он умер, чтоб жизнь нам с тобой подарить И нету ценней ничего! Мы плод этой смерти сумели вкусить, Спасенье — вот имя его…
Как можно не видеть Христовой любви? Он жизнью её доказал! Нам Божиих истин глубины явил И путь в небеса указал…
И в множестве притч объяснял, убеждал, Что нету иного пути! И Сам, над землёй воспарив, показал, Как сможем мы к Богу взойти…
Как можно не верить в Христову любовь? Ведь Он, уходя, обещал, Что лично вернётся за церковью вновь, А Он слов вовек не менял!
Когда Господь изгнал людей из рая
Когда Господь изгнал людей из рая, И к древу жизни путь им преградил, И, грех непослушания карая, Жить вечно им сурово запретил,
И смерти двери широко открылись, И миллиарды в эту дверь вошли… Стенали, плакали, кричали и молились, Но был неотвратим «путь всей земли»!
Но миг настал! Бог Сам с небес спустился, Плод древа жизни для людей принёс. Вкусили мы его – нам снова рай открылся! И этот плод – Твоя любовь, Иисус Христос!
Свет есть Бог — Бог есть свет
Что есть свет? Давайте рассмотрим в жизни, может ли человек обойтись без света, возможна ли жизнь человека без света. Если убрать всё что даёт свет, то мы получим полную тьму и жизнь в этой тьме будет невозможна, так как вы будете ходить как слепой. Возможно вы скажете, что живут же люди без зрения, да, несомненно люди живут без зрения, но спросите их, если бы у них была возможность стать зрячими, воспользовались бы они этой возможностью или нет? Конечно любой, здравомыслящий человек, пожелал бы стать зрячим. Так как он понимает, что видеть свет, видеть предметы, очень удобно, радостно, приятно и многое другое положительное что даёт только пользу от зрения.
Плюсы света понятны, без света жизнь просто будет не жизнью, а сплошным испытанием. Так вот теперь рассудите: свет — это разум, мудрость, правда, истина. И вот вы не имеете этого света сейчас, на что похожа ваша жизнь? Вы живёте без Бога, без Света. Теперь получается вы как слепой в духовной жизни, не имея настоящей жизни о которой говорится в Писании, которую нам даёт Отец, Бог. Разумно ли жить без Света, без Бога?
Поэтому призываем вас стать чадами света, как сказано в Писании:
Друзья, будьте светильниками Божиими, в ком живёт и горит свет Божий, светит всем в мире. Если не будет светильников, то наступит тьма и все станут слепыми и жизнь всех людей превратится в кошмарное испытание, что в принципе сейчас и происходит. Мир погрузился во тьму от беззакония и тёмных дел. если вы сейчас не проснётесь и не встанете на защиту Христа, то мир вконец утонет во тьме.
Призываем вас примириться в духе и истине по слову Божиему, а не по названиям церкви, кто из какой. Давайте созидать вместе дом Божий, а не разрушать. Мы все братия во Христе, мы все дети Бога по правде Его в Иисусе Христе — что нам делить?
Пишите в комментариях свои вопросы, пожелания, мысли.
Подписывайся на Instagram
Группа в контакте
Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами! Аминь.