Молитва ко Господу
Владыко Вседержителю, Святый Царю, наказуяй и не умерщвляяй, утверждаяй низпадающия, возводяй низверженныя, телесныя человеков скорби исправляя и, молимся Тебе, Боже наш, раба Твоего (имя), немощствующа посети милостию Твоею, прости ему всякое согрешение вольное и невольное. Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть и всякую немощь таящуюся, буди врач раба Твоего (имя), воздвигни его от одра болезненнаго, и от ложа озлобления цела и всесовершенна, даруй его Церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою, Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем. Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Монастырь – это не колхоз
Матушка Афанасия, как Вы пришли к монашеству?
Все началось с Троице-Сергиевой лавры. Когда я училась в школе, нас привезли туда с экскурсией. Был чудесный день, шла пасхальная седмица. Осмотрев монастырь и приложившись к мощам преподобного Сергия, я присела на скамейку, и вдруг по дорожке прошли два монаха. Они остановились, поприветствовали друг друга: «Христос воскресе!» Помню, меня всё это просто поразило: необычные одежды, клобуки, приветствие.
Потом, уже в зрелом возрасте, я стала часто приезжать в Лавру. Монашество казалось мне очень притягательным образом жизни. Мне было интересно, как люди встали на этот путь. Однажды я чудом попала на исповедь к отцу Кириллу (Павлову). Стала ему исповедоваться. Постепенно во мне появлялись решительные перемены и желание иной жизни. Отец Кирилл вымаливал мою душу, чтобы во мне укрепилось желание монашества. Я ему очень благодарна за всё. Милость Божия, что я знала этого человека. Он меня породил духом.
По профессии я педагог, в миру преподавала географию и биологию в школе. Профиль позволял преподавать еще экологию и химию. Была завучем по учебной части. Однажды настоятель храма, где я в то время читала на клиросе, вела Воскресную школу, помогала организовать библиотеку, протоиерей Стефан мне сказал: «Молишься за Вас, а Вы ведь будете игуменией!» Я подумала: «Ну батюшка махнул!» Мне было 23 года. А через шесть лет я пришла в монастырь…
До назначения игуменией в Ростов Великий я девять с половиной лет подвизалась в Толгском монастыре. И, когда приехала в Ростов, мне пришлось учиться жить в новом мире. Представьте, что вас отправили в незнакомый город, где вы никого и ничего не знаете, денег с собой не дали, документов на монастырь – тоже. Доходило до смешного. Аферистов вокруг меня роилась масса, они как акулы мимо рыскали. Наверное, один внешний вид выдавал мою наивность. Когда аферисты понимали, что с меня взять нечего, денег в монастыре нет, они исчезали. Мне потом объяснили, что меня хотели «развести». Я слова-то такого не слышала никогда (смеется)
.
Я не знала, что такое флешка, электронная почта, – представляете! В первый год мне переводили современный сленг на нормальный русский язык, чтобы я была «в теме», как сейчас говорят. Вот что значит – человек пришел из другого мира, из монастыря. Всего девять с половиной лет прошло, а мир стал другим…
Многие отмечают, и сами монашествующие признают, что современное монашество переживает кризис. Вы замечаете нечто подобное?
Наша проблема в том, что мы смотрим на внешнее, зациклены на внешнем. Более того, сегодня для некоторых людей монашество – это определенный статус в обществе. Очень опасное самомнение! Монашество – не статус; это как Господь сказал: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9:35). В монастырь надо идти с таким настроем, что ты из себя ничего не представляешь, твоя главная задача – спасти свою бессмертную душу.
Раньше, когда вера была под запретом, надо было совершить два подвига: личный (преодолеть земное притяжение) и пойти против законов общества и государства. В наше время от человека требуется только совершить личное преломление: можешь ты это сделать ради Господа или нет. Но иногда и гордость способна на подвиги (чтобы пощекотать свое тщеславие), как говорит преподобный Иоанн Лествичник. Некоторые думают, что если им отсекли концы власов, облекли в монашеские одежды, то они уже монахи. Ничего подобного! Монах – это серьезнейшая, кропотливая работа по совершенствованию своей души до гроба. Чтобы стать монахом, надо так сильно свою душу изменять, чтобы хоть некоторым образом приблизиться к этому званию.
Меня часто спрашивают: а сколько у вас коров, гектаров земли? Но ведь монастырь – это не образцово-коллективное хозяйство! Продукция, молоко, урожай не цель – это не должно идти в минус молитве. Иначе это колхоз, а не монастырь. Если мне звонит человек и говорит, что его мама попала в больницу, а я собиралась огород прополоть – что я буду делать? Конечно, помолюсь о болящей маме. В итоге огород заросший, зато за людей помолились – вот это монашество. Люди должны это понимать и дорожить этим.
А что такое молитва? Это несколько часов из 24-х суточных, которых всегда не хватает. Но молитва – самое главное. Господь меня спросит не про удои на ферме, не сколько грядок я прополола, а как исполняла свой монашеский долг: как я смирялась, как каялась, как относилась к людям, как несла свои монашеские обеты.
Каждый монастырь, если монахи занимаются там не только фермой и огородом, – это концентрация благодати. Мы не должны забывать: прежде всего Христос, молитва, а всё остальное – по пути, между делом. Мне нередко предлагают наладить монастырское производство. Но так возникает риск стать колхозником, а не монахом. Если у меня есть время прополоть грядку, я прополю, если нет – пускай она зарастает. Это не главное в жизни – не грядки должны быть в приоритете. Всё отложу ради службы и молитвы.
Как не допустить, чтобы монастырь превратился в трудовой лагерь, что, к сожалению, не редкость сегодня?
Христос должен быть на первом месте. Ферма и огород – это хорошо, если не становятся помехой в духовной жизни.
Будучи игуменией, что Вы считаете самым сложным в современном монашестве?
Как должностное лицо с чем я только ни сталкивалась. У нас Церковь отделена от государства, но Вы не представляете, сколько я сдаю отчетности. Наш монастырь не имеет наемных работников из-за скудости средств, но декларации и всевозможные отчетные документы даже с нулевыми показателями отправлять должен. Совершенно очевидно, что это занимает слишком много времени. А ведь еще надо правило исполнить, службу совершить, элементарно по хозяйству жизненно необходимое сделать. Трудно даже представить, что преподобный Сергий Радонежский мог заниматься отчетностью. Он посвящал время молитве и духовному руководству братией.
Беседовала Христина Полякова
Распечатать
19 марта 2022 Источник: «Монастырский вестник» (№ 3 [47] 2018 г.
Иная молитва ко Господу
Владыка Вседержителю, Врачу душ и телес наших, смиряяй и возносяй, наказуяй и паки исцеляяй! Раба Твоего (имя) немощствующа посети и исцели его, возставив от одра и немощи. Запрети духу немощи, остави от него всяку язву, всяку болезнь, и еже есть в нем согрешение или беззаконие, ослаби, остави, прости Твоего ради человеколюбия. Ей, Господи, пощади создание Твое во Христе Иисусе, Господе нашем, с Ним же благословен еси, и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Значение акафиста Всемилостивому Спасу в православии
В конце лета – 1 августа (14 августа по юлианскому календарю) весь православный народ прославляет Всемилостивого Спаса и Пресвятую Богородицу. Великий праздник имеет свою славную историю. В этот день в 1164 году Андрей Юрьевич Боголюбский, княжеский сын Юрия Владимировича Долгорукого, одержал победу над армией волжских булгар, которые досаждали грабежами и разбоем ростовским и суздальским землям.
Это сражение связано с истинным чудом. Воины уповали на помощь святых и перед боем отслужили молебен Божьей Матери. Выступив строем навстречу врагу, они несли перед войском иконы со Спасителем, Пресвятой Богородицей и Честным Крестом. Свидетели события видели знамение – иконы вдруг озарились огненными яркими лучами. Воины воспряли духом, и с именем Спаса и Богоматери враг был повержен.
С 1168 года праздник первого Спаса, в честь милости Господа и Пресвятой Девы, празднуется на Руси в последний месяц лета. В этот же день, только в 988 году, свершилось Крещение Руси, в связи с чем во время празднования совершается обряд малого освещения воды. И это еще не все. С давних времен, по традиции, пчеловоды в начале августа приносили первые соты в церковь для освящения и выражения благодарности Богу за помощь в земных делах. Так к этой дате добавилось и закрепилось народное название – Медовый Спас.
Двойной праздник наполнен радостью, процветанием, Божьей благодатью. Иконы Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы находятся на почетном месте в каждом православном храме, монастыре, часовне. Андрей Юрьевич Боголюбский после кончины причислен к лику святых Русской Православной церкви.
Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице посвящены акафист, молитвы, кондак, тропарь. Значение этих молитв в православии велико. Их читают перед иконами, обращаясь к святым ликам.
- Всемилостивый Спас защищает Российское государство от врагов и людей, наводящих смуту.
- Молящиеся Господу и Богородице обретают благодать Божественного и духовного видения. Небесные помощники помогают в укреплении веры, стойкости духа.
- Верующие во Спаса находят в нем опору в борьбе со злом, искушениями, грехопадением, клеветой, несправедливыми оговорами.
- Молитвы помогают очистить разум от дурных помыслов, зажечь в душе искру Божию, стойко выполнять заповеди Божьи.
- Православные черпают духовную силу из этого живоносного источника.
- В дни тяжелых жизненных испытаний верующие, обращаясь к Спасу, получают его покровительство, благословение, утешение и защиту от врагов, злых напастей, невзгод и скорби.
- Больные просят об избавлении от недугов, особенно от болезней рук, ног, суставов, душевных расстройств.
Св. Архангелу Рафаилу
О, святы́й Арха́нгеле Рафаи́ле! Всеусе́рдно мо́лим тя́, бу́ди на́м путеводи́тель в жи́зни на́шей, сохрани́ от все́х ви́димых и неви́димых вра́г, исцели́ душе́вныя и теле́сныя боле́зни на́ша, упра́ви жи́знь на́шу к покая́нию во гресе́х и ко творе́нию до́брых де́л. О, святы́й вели́кий Рафаи́ле Арха́нгеле! Услы́ши на́с, гре́шных рабо́в Бо́жиих (имена́), моля́щихся тебе́, и сподо́би в зде́шней и в бу́дущей жи́зни благодари́ти и сла́вити о́бщаго Созда́теля на́шего в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.
Нужно ли молиться за святого Николая?
В церковных молитвах об упокоении мы не поминаем самоубийц, которые добровольно лишили себя главного дара, полученного от Господа, — своей жизни.
В течение 40 дней после смерти (начиная с самого дня упокоения) мы называем усопшего «новопреставленным», то есть представшим перед Господом. Неправильно писать «вновь представленного», ведь это будет означать, что человек уже когда-то умирал, потом воскрес, а теперь умер еще раз.
«Приснопоминаемым» мы называем усопшего в особые дни его памяти: день рождения, день смерти, именины. Обычно сокращенно перед именем пишут «п/п».
Молясь за усопшего священнослужителя, мы по-прежнему указываем его сан: Блаженнейший митрополит Владимир, новопреставленный протоиерей Димитрий.
В записку об упокоении не нужно вписывать имена святых («об упокоении святого Николая»). Канонизируя того или иного подвижника благочестия, Церковь выражает уверенность, что их души уже достигли Царства Небесного. Поэтому святые молятся о нас на небесах.
Кондак, глас 2
На одре́ боле́зни лежа́щих (лежа́щаго) и сме́ртною ра́ною уя́звленных (уя́звленнаго),/ я́коже иногда́ воздви́гл еси́, Спа́се, Петро́ву те́щу,/ и рассла́бленнаго, на одре́ носи́маго,/ си́це и ны́не, Милосе́рде, стра́ждущих (стра́ждущаго) посети́ и исцели́:/ Ты бо Еди́н еси́ неду́ги и боле́зни ро́да на́шего понесы́й,// и вся моги́й, я́ко Многоми́лостив.
Перевод: Как некогда Ты, Спаситель, поднял тещу Петрову и расслабленного, принесенного на одре, так ныне, Милосердный, посети и исцели лежащего на одре болезни, пораженного смертельною раною и страдающего, ибо Ты один взял на Себя все недуги и болезни рода нашего и все можешь, как многомилостивый. *
Офицальный сайт
Ноябрь 2021
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
« Дек | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Молитва (от зубной боли) священномученику Антипе, епископу Пергама Асийского 4
О, пресла́вный священному́чениче Анти́по и ско́рый помо́щниче христиа́ном в боле́знех! Ве́рую от всея́ души́ и помышле́ния, я́ко даде́ся тебе́ от Го́спода дар боля́щия исцеля́ти, неду́гующия врачева́ти и разсла́бленныя укрепля́ти. Сего́ ра́ди к тебе́, я́ко благода́тному врачу́ боле́зней, аз, не́мощный, прибега́ю и, твой досточти́мый о́браз с благогове́нием лобыза́я, молю́ся: твои́м предста́тельством у Царя́ Небе́снаго испроси́ мне, боля́щему, исцеле́ние от удруча́ющия мя зубны́я боле́зни, а́ще бо и недосто́ин есмь тебе́, бла́гостнейшаго отца́ и при́снаго засту́пника моего́, но ты, быв подража́тель человеколю́бия Бо́жия, сотвори́ мя досто́йна твоего́ заступле́ния чрез мое́ обраще́ние от злых дел к благо́му житию́, уврачу́й оби́льно дарова́нною тебе́ благода́тию я́звы и стру́пы души́ и те́ла моего́, да́руй ми здра́вие и спасе́ние и во всем благо́е поспеше́ние, да, та́ко ти́хое и безмо́лвное житие́ пожи́в во вся́ком благоче́стии и чистоте́, сподо́блюся со все́ми святы́ми сла́вити всесвято́е и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
Источник
Тропарь, глас 4 1
Ско́pый в заступле́нии Еди́н сый, Хpисте́,/ ско́pое свы́ше покажи́ посеще́ние стра́ждущим раба́м Твои́м (стра́ждущему рабу́ Твоему́, стра́ждущей рабе́ Твое́й),/ и изба́ви от неду́г и го́pьких боле́зней;/ и воздви́гни во е́же пе́ти Тя и сла́вити непpеста́нно,// моли́твами Богоpо́дицы, Еди́не Человеколю́бче.
Перевод: Ты – единственный скорый Заступник, Христе, яви же свыше скорую помощь страдающему рабу Твоему, избавь его от недугов и тяжких болезней, подними его по молитвам Богородицы, чтобы он непрестанно воспевал и славил Тебя, Единый Человеколюбец. *
Правила чтения
Главное в любой молитве – живая вера в Господа Бога и отсутствие каких-либо сомнений. Соблюдая простые правила, можно донести свое молитвенное обращение к Спасу в стенах храма или у себя дома перед иконами Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы.
- Перед чтением молитвы нужно попросить у Бога прощения за совершенные ранее ошибки, принести покаяние.
- Святые отцы церкви советуют ясно внимать словам молитвы, не отвлекая ум на другие помышления.
- Не только просить надо в молитвах, но и уметь благодарить и славословить Спасителя душ наших. Это помогает установить внутренний мир и покой, убрать негативные мысли, не совершать плохих поступков.
- Чтобы открыть в молитве дверь к Христу, можно вначале исповедоваться и причаститься.
- Если кто-то чувствует потребность покаяться в грехах, то можно в уединении и полном смирении читать канон с акафистом Сладчайшему Иисусу Христу перед его иконой с зажженной свечой.
- Не следует торопиться, читая молитву, так как каждое святое слово в тексте является творческой силой и помогает приблизиться к Богу.
- Вера должна быть твердой, а молитва – беспрестанной. Поэтому читать святые тексты нужно ежедневно.
- Молиться можно и за других людей. Это действо распространяет благодать Божью на всех, за кого просят Всевышнего.