Немного найдется поэтов, биография которых была бы такой захватывающей и интересной, как у Франсуа Вийона. О нем упоминали в своих произведениях Франсуа Рабле и Роберт Льюис Стивенсон, снимали фильмы Людвиг Бергер и Фрэнк Ллойд. Поэта неоднократно хотели казнить, а то, как он закончил свой земной путь и по сей день скрыто мраком неизвестности. О некоторых подробностях биографии Франсуа Вийона расскажет эта статья.
Ранние годы
Точная дата рождения будущего поэта неизвестна. Предполагается, что он появился на свет в период между 1 апреля 1431 и 19 апреля 1432 года.
В восемь лет мальчик остался без отца на попечении матери. Хотя при рождении ребенок получил фамилию де Монкорбье, впоследствии его усыновил родственник, служивший капелланом церкви святого Бенедикта в Париже. Гийом Вийон очень полюбил сироту и предложил его матери, едва сводившей концы с концами, отдать ему ребенка на воспитание. Мужчина старался, чтобы Франсуа ни в чем не нуждался и, по словам поэта, был ему «больше, чем отец».
В университете
В XV веке дети бедняков даже не могли мечтать о хорошем образовании. Однако, благодаря Гийому Вийону, в 12 лет Франсуа поступил на факультет искусств Парижского университета. Это был своего рода подготовительный курс, на котором подростков готовили к дальнейшей учебе и прививали хорошие манеры.
В 1449 году будущий поэт окончил университет и получил степень бакалавра. На этом способный юноша не остановился, и еще через 3 года у него уже была степень лиценциата и магистра. Полученный диплом давал ему право преподавать в вузе или служить священником, но ни то, ни другое не прельщало юношу.
Первые стихи
Возможно, родись Вийон в другое время, он бы стал придворным стихоплетом или известным ученым. Однако в середине XV века Франция находилась в упадке из-за недавно закончившейся 7-летней войны. К счастью для молодого человека, его стали приглашать на вечера, устраиваемые прево (главным исполнителем судебной власти) Парижа Робером д’Эстутвилем. Там собирались поэты, читавшие свои стихи для гостей хозяина дома. Под их влиянием молодой человек написал свое первое известное произведение «Балладу Прево-младожену». Эта брачная песнь имела форму акростиха из имени невесты д’Эстутвиля.
Благодаря этому и другим произведениям к середине 1450-х годов Франсуа Вийон, биография которого полна белых пятен, достиг известности, как поэт.
Поэзия
Еще в годы учебы в Сорбонне Франсуа был вхож в дом парижского чиновника высшего ранга Робера д’Эстутвиля. Там нередко собирались поэты, и Вийон участвовал в поэтических баталиях к удовольствию хозяев. В их честь Вийон сочинил брачную песнь под названием «Баллада Прево-младожену», в которой акростихом вписал имя супруги Эстутвиля.
Иллюстрация к стихотворению Франсуа Вийона «Из рая я иду»
Поэзия Вийона неразрывно связана с непростой судьбой этого человека. Все его стихи являются отражением жизненных ситуаций, реакцией на происходящее вокруг. Творчество Франсуа считается глубоко реалистичным и философичным одновременно. На фоне стихов поэтов эпохи Возрождения с их романтическими образами, цветущими садами, поющими птицами и стрелами любви особенно контрастно читаются баллады Вийона, полные боли, крови, слез, истинных чувств простых людей, голого реализма.
В то же время поэт первым применил иронические интонации и даже сарказм, говоря о собственной жизни и ее перипетиях, а в некоторых произведениях – и гротеск, утрирование образов. Сквозь строки стихов виден живой человек, со своими грехами и недостатками, страданиями и мечтами, не идеализирующий ни себя, ни других.
Талант Франсуа Вийона, несмотря на многовековую пропасть, глубоко почитали Илья Эренбург и Осип Мандельштам, Николай Рубцов, а жизни и творчеству поэта посвящены многочисленные монографии и исследования.
Первое столкновение с законом
Студентом Вийон участвовал во всех кутежах и драках, устраиваемых однокурсниками. Кроме того, он отличался любвеобильностью и не пропускал ни одной юбки.
В июне 1455 года его имя впервые попало на страницы официальных документов, которые даже в те времена парижские правоохранительные и судебные органы составляли тщательно, скрупулезно проверяя все факты. Именно благодаря этим записям, до нас дошли многие подробности биографии Франсуа Вийона.
В частности, достоверно известно, что 5 июня 1455 года на молодого поэта напал с ножом священник по имени Филипп Сермуаз. Причиной завязавшейся драки была женщина. В пылу схватки Вийон смертельно ранил «святого отца». Чтобы скрыться от судебного преследования он покинул Париж.
Последствия
Скитавшийся вдали от столицы поэт Франсуа Вийон не знал, что перед смертью Филипп Сермуаз, желавший очистится от грехов, признал, что молодой человек оборонялся и простил своего невольного убийцу. Таким образом, беглецу ничего не грозило. Он написал два прошения Королевскому суду, который объявил его невиновным.
Однако до того как эта радостная весть дошла до Франсуа, он семь месяцев провел в сомнительной компании. Считается, что за это время он успел, по крайней мере, принять участие в двух ограблениях.
Как Вийон играет в «великих риториков»
Вийон пишет в одно время с поэтами, которых называют «великими риториками». Это придворные поэты, которые обращаются к высокопарным формулировкам, говорят о великих событиях сложным языком и используют крайне замысловатые стилистические фигуры и поэтические формы Эпохой «великих риториков» (grands rhétoriqueurs) называют период с 1460 по 1520 год, когда во французской литературе правили придворные поэты из разных областей Франции, — такие как Жан Мешино, Жан Молине, Жан Лемер де Бельж, Гийом Кретен, Жан Маро, Жан Буше и другие. . Меня поражает, что Вийон пишет очень просто: восьмисложник, проще некуда. Кроме того, и рондо, и в особенности баллада — в эту эпоху очень хорошо разработанные формы. Вместе с тем он владеет языком великих риториков и использует его для развлечения. К примеру, в «Балладах на цветном жаргоне» есть строка «Joncheurs jonchans en joncherie» — буквально «плутуя плутовство, плуты…» («Мухлюя, скок лепя иль тыря» в переводе Юрия Корнеева). Такую стилистическую фигуру мог использовать только «великий риторик».
Другой важный аспект поэтики Вийона — это ритм. Он использует такой прием, как анжамбеман — несовпадение ритмической паузы в конце строки с логической паузой, например в конце предложения. В результате на фоне простого восьмисложника возникает ломаный синтаксис — который делает поэзию Вийона живой. Вийон не стоит в стороне от поэтического движения своего времени, он владеет поэтической формой и сохраняет в поэзии силу стиха.
Возвращение в Париж
В столице Франсуа Вийон оказался в начале 1456 года. Но преступная среда уже не отпускала поэта. Через 11 месяцев, в ночь на Рождество он вместе с тремя соучастниками ограбил Наваррский коллеж, похитив пятьдесят золотых экю. Эту сумму он с подельниками тут же поделил и скрылся из Парижа, надеясь, что все останется в тайне, и преступление останется нераскрытым. Самое интересное, что в ночь ограбления Франсуа Вийон, стихи которого на тот момент еще не пользовались такой популярностью, как в последующие века, написал свое первое крупное произведение — послание к друзьям, озаглавленное Les legs. Впоследствии оно стало известно, как «Малое завещание» (Le petit testament).
Хотя о краже узнали лишь спустя несколько месяцев, правоохранителям удалось установить имена преступников. Таким образом, Франсуа Вийона, биография которого впоследствии была написана во многом благодаря записям, найденным в полицейских архивах, уже не мог вернуться в Париж.
Следующие пять лет поэт провел в скитаниях. Он исходил пешком практически всю страну от Ла-Манша до побережья Средиземного моря.
Почему плохой парень цитирует Вергилия
Мы знаем Франсуа Вийона по двум типам источников: во-первых, по архивным документам — судебным и университетским, и во-вторых, по его поэзии.
В судебных архивах он выступает в качестве «плохого парня» — и надо сказать, что закрепившийся за Вийоном образ грабителя, даже убийцы, в значительной степени способствовал его успеху. Университетские архивы, как правило, обходят Вийона вниманием. Мы знаем только, что его воспитателем был капеллан Гийом де Вийон, профессор церковного права — то есть юрист. Сам Франсуа Вийон получил университетское образование и все ученые степени, существовавшие в его эпоху, от бакалавра до магистра.
В поэзии Вийона отражены обе эти стороны его жизни. Можно сказать, что в ней опыт повседневной жизни соединяется с университетской ученостью, прежде всего юридического толка. Образ бандита — в жаргоне и в описаниях уличной жизни Парижа: бойких на язык женщин, торговок рыбой, проституток, трактиров. Образ ученого — в цитатах: он цитирует грамматику Доната, Макробия, Вергилия «Ars grammatica» римского ритора Элия Доната, «Institutiones Grammaticae» римского грамматика Присциана, сочинения Макробия, Вергилия, Овидия и проч. составляли обязательную программу средневекового университета.. В своей поэзии он много и уверенно использует юридический язык. Он знает язык клерков базош и даже их театральные практики Клерки базош — корпорация прокурорских клерков, возникшая в Париже в начале XIV века. Устраивали ежегодные театральные представления, на которых показывали сатирические и аллегорические фарсы и бурлески, — в том числе пародирующие судебные заседания..
Еще один источник юридических познаний Вийона — его непростые отношения с законом. При этом как раз его опыт тюремного заключения известен нам прежде всего не по судебным архивам, а по поэтическим текстам. Возьмем историю «cуровой менской тюрьмы» («la dure prison de Mehun»). Епископ Тибо д’Оссиньи заключил Вийона под стражу в городе Мён-сюр-Луар. Поэт посвящает этому эпизоду строки, полные ярости по отношению к епископу:
Лет тридцати испил сполна я Всю чашу горя и позора, Хотя себя не принимаю Ни за святого, ни за вора. В Тибо же д’Оссиньи Тибо д’Оссиньи — в 1452–1473 годах епископ Орлеанский и Менский., который Меня обрек на долю ту, В тюрьму упрятав из-за вздора, Я сан епископский не чту. Я не вассал его, не связан С ним нерушимостью обета И за одно ему обязан — За хлеб и воду, чем все лето В темнице, солнцем не прогретой, Мне стража умерщвляла плоть. Пускай ему воздаст за это С такой же щедростью Господь! А коль возникнет подозренье, Что я по злобе клеветой Его порочу поведенье, Ответ я дам весьма простой: «Он впрямь был милосерд со мной? Ну, что ж! Тогда бы я хотел, Чтоб он и телом и душой Сполна изведал мой удел» «Большое завещание», перевод Юрия Корнеева..
Но ни одного архивного документа, который бы свидетельствовал об этом эпизоде его жизни, не сохранилось.
Там, где это возможно, интересно рассматривать поэтический текст параллельно с архивными документами. Например, известно, что во время последнего заключения в Шатле Шатле — замок (точнее, два — Большой и Малый Шатле), который в XIII–XIV веках использовался как тюрьма. Вийон попросил смягчить назначенное ему наказание — действительно незаслуженное: он не наносил удар кинжалом пострадавшему, а лишь входил в состав группы, замешанной в преступлении. Но поскольку у него уже было уголовное прошлое, его приговорили к казни через повешение. Апелляцию Вийон выиграл. В «Балладе об апелляции» мы видим, как он радуется своей победе:
Гарнье, ну что тебя гнетет? Не апелляция моя ли? Но даже зверь плененный рвет Сеть, коею его поймали. Меня же так к стене прижали, Что удержаться от проклятья Святой — и тот бы смог едва ли. Неужто должен был молчать я? <�…> Останься нем я, принц, как ждали Те, кому то было б кстати, Мой труп давно б уж закопали… Неужто должен был молчать я? «Баллада об апелляции, или вопрос привратнику тюрьмы Шатле», перевод Юрия Корнеева.
Он как бы говорит: «Вы меня предупреждали, что не стоит пытаться подавать апелляцию. Смотрите, я подал апелляцию и выиграл!»
Франсуа Вийон. Иллюстрация к изданию произведений Вийона 1489 года © Bibliothèque nationale de France
Состязание в Блуа
В период своих путешествий Франсуа успел побывать в Блуа, при дворе известного мецената и любителя поэзии — Карла Орлеанского. Герцог был увлечен созданием альбома баллад. К его написанию он привлек многих поэтов своего времени. По условиям конкурса, каждый из них должен был написать по одному шуточному стихотворению на тему «От жажды умираю над ручьем». Среди участников был и Вийон. Написанная им «Баллада поэтического состязания в Блуа» впоследствии была признана одним из самых глубоких философских произведений поэта. Видимо, идея зарабатывать сочинительством привлекла Вийона, так как сохранилась информация, что он успел также потешить своим искусством герцога Бурбонского, который пожаловал поэту 6 экю.
Личная жизнь
Франсуа Вийон прославился в Париже и Франции не только как поэт, но еще и как заядлый гуляка, разбойник, пройдоха и драчун. Еще до выпуска из Сорбонны он участвовал в выходке школяров, которую впоследствии описал в не дошедшем до наших дней сатирическом романе в стихах. Поэт упоминает о нем в «Большом завещании», написанном в 1461 году.
Озорные студенты умудрились стащить каменную тумбу, стоявшую возле дома почтенной парижанки. Дама подала в суд, обвинив школяров в краже, и установила новый камень. Разозленные молодые люди стащили и вторую тумбу, и вскоре оба камня красовались на территории Сорбонны.
Молодой Франсуа Вийон
Виновных в проделке арестовали и хотели предать суду, но на выручку пришли университетские юристы, и в итоге студенты победили. Озорники были оправданы, зато судейским чинам пришлось несладко.
В 1455 году Вийон вновь попал в громкую историю, на этот раз связанную с убийством. Между поэтом и молодым священником произошла ссора, причиной которой стала женщина. Выпивший священник полез в драку, а Франсуа, защищаясь, ударил того ножом. Ранение оказалось смертельным, и спустя некоторое время задира скончался, успев простить и оправдать Вийона.
Франсуа подал два прошения о помиловании, но, желая избежать ареста, покинул Париж. Это решение стало роковым для поэта. Не имея средств к существованию, он связался с разбойниками. В 1456 году Вийон вернулся в Париж, получив помилование.
Франсуа Вийон в тюрьме
В том же году поэт-разбойник с подельниками ограбил Наваррский колледж. Шайка украла 500 золотых монет и поделила их поровну. Вийон собирался отправиться в Анжер к герцогу Рене Анжуйскому: Франсуа давно лелеял мечту стать придворным поэтом при каком-нибудь влиятельном вельможе. В Анжере ему не повезло, а спустя год раскрылись обстоятельства кражи, и Вийону нельзя было возвращаться в Париж под страхом казни.
Перед побегом из столицы непутевый поэт написал «Малое завещание», где в шутливой форме завещал друзьям незначительные предметы и образы: свой пустой кошелек, вывеску на одном кабачке. По некоторым данным, причиной побега стала неразделенная любовь к Катрин де Воссель, которая ответила поэту оскорбительным отказом.
Последующие годы Франсуа провел в скитаниях по Франции. Он вступил в шайку разбойников-кокийяров. К этому периоду относятся написанные поэтом семь баллад на воровском жаргоне, которые сегодня уже никто не может расшифровать.
При дворе Карла Орлеанского, который и сам был известным поэтом, Вийон написал знаменитую «Балладу поэтического состязания в Блуа». Герцог затеял поэтические соревнования, а темой для стихов выбрал «От жажды умираю над ручьем». Стихотворения должны были получиться шутливыми и легкими, но из-под пера Франсуа вышел настоящий шедевр, глубокое, ироничное и философское произведение.
После этого Вийон еще дважды сидел в тюрьмах в ожидании приговора, в Орлеане и городке Мен-сюр-Луар, но был амнистирован по случаю приезда королевских особ. В 1461 году поэт вернулся в Париж, где жил, скрываясь у друзей. Тогда же он написал знаменитое «Большое завещание». В цикл баллад вошли:
- «Завещание»;
- «Эпитафия»;
- «Баллада о дамах былых времен»;
- «Баллада примет» (Я знаю…);
- «Молитва»;
«Молитва» стала единственным глубоко трагичным стихотворением, ведь поэт, ни капли не иронизируя, вложил слова мольбы в уста своей матери, которую считал лучшей женщиной на свете. Впоследствии Булат Окуджава написал песню, озаглавленную «Молитва Франсуа Вийона», но к средневековому поэту этот текст отношения не имеет.
В Париже
После освобождения из заключения, Вийон отправился в столицу. В окрестностях Парижа, зимой 1461-1462 годов Франсуа написал свое главное произведение, озаглавленное, как «Большое Завещание». Далее его следы вновь теряются, но уже осенью 1462 года в одном из полицейских документов сделана запись о том, что Вийон был пойман на краже. После короткого суда поэта отправили в тюрьму Шатле, откуда он вышел через месяц, обещав выплатить деньги, доставшиеся ему после ограбления Наваррского колледжа.
Смертный приговор
Но Франсуа Вийон, творчество которого сегодня изучают в большинстве литературных вузов мира, был неисправим. Уже через месяц он принял участие в драке и ранил папского нотариуса. Попавшего в тюрьму поэта-рецидивиста подвергли пытке. Суд вынес ему смертный приговор, который должны были привести в действие через повешение.
Не надеясь на помилование, он все же обратился с такой просьбой к Парламенту. В дни ожидания казни поэт продолжил творить. Так появилось знаменитое произведение Франсуа Вийона «Баллада повешенных».
Однако произошло чудо. 5 января 1463 года приговор о смертной казни поэту был отменен Парламентом. Его заменили десятилетним изгнанием Вийона из Парижа и ближайших населенных пунктов.
Это постановление Парламента является последним достоверным документальным свидетельством о поэте, которое дошло до наших дней. Через 3 дня Франсуа покинул французскую столицу и о том, где он скитался и как закончил свои дни никакой информации не сохранилось.
Булат Окуджава: «Молитва»
Долгие годы считалось, что это произведение барда является вольным переводом оригинала Франсуа Вийона. Однако сам Окуджава однажды признался, что это баллада является его собственным сочинением. Он назвал ее «Молитвой Франсуа Вийона», чтобы не иметь проблем с советской цензурой.
Сначала Окуджава написал текст, а музыка была написана позднее. Премьера песни состоялась в 1967 году. «Молитва» Окуджавы сразу полюбилась слушателям, так как в ней каждый находил и находит нечто цепляющее за душу.
Многие предпочитают авторское исполнение этой баллады, но есть немало и тех, кто любит слушать запись, сделанную Еленой Камбуровой.
Теперь вам известно о некоторых подробностях биографии Франсуа Вийона, о «Молитве» Окуджавы и о том, благодаря кому стали известны стихи этого самого известного французского поэта эпохи Позднего Средневековья.
Мандельштам о Вийоне, гермафродитизме и движении
Русский поэт Осип Мандельштам написал великолепный анализ поэзии Вийона, он все про него понял Мандельштам О. Э. Франсуа Виллон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1. С. 169–176. М., 1993.. С одной стороны, он говорит о «лирическом гермафродитизме» Вийона. Это тончайшая формулировка. Мандельштам увидел, что в своей поэзии Вийон проецирует себя как на мужские, так и на женские образы: он может быть Прекрасной Шлемницей, а может и клерком у ее одра, готовым записать ее завещание.
С другой стороны, Мандельштам сравнивает Вийона с Верленом, что менее оригинально, потому что начиная с XIX века этим занимаются все подряд. Переиначивая Верлена, Мандельштам пишет: «Движение прежде всего» («Du mouvement avant toute chose») — у Верлена эта фраза звучит так: «Музыка прежде всего» («De la musique avant toute chose»). Мандельштам увидел в поэзии Вийона именно живость, движение. Именно поэтому Вийон не только поэт смерти. Например, в «Балладе повешенных» речь ведется от лица самих повешенных. Можно было бы сказать, что это мрачно, но только вот трупы раскачиваются: «А нас качает взад-вперед ветрами» Перевод Юрия Корнеева. («Puis ça, puis la, comme le vent varie»). То есть для Вийона и в смерти есть жизнь, есть движение, есть ветер. И он воплощает эту идею по-настоящему последовательно. Мандельштам заметил это: движение прежде всего — это и есть поэзия Вийона.
Перевод Изабеллы Левиной
Жаклин Серкильини-Туле — специалист по средневековой литературе, профессор университета Париж-Сорбонна, автор книг «Цвет меланхолии. Книжная культура в XIV веке: 1300–1415» (1997) и «Жанр завещания на закате Средневековья: личность, рассеивание, след» (1999), комментатор полного собрания сочинений Франсуа Вийона (2014) и один из самых авторитетных исследователей его творчества.