Святой апостол Матфей 2022: какого числа по церковному календарю

29 ноября во второй день Рождественского поста православная Церковь вспоминает святого апостола и евангелиста Матфея – одного из двенадцати ближайших учеников Христа. Об апостоле Матфее (Левии Матфей, как его еще называют) мы знаем очень мало, хотя именно он – автор того Евангелия, с которого начинается Новый Завет. Достоверно известно только то, что он был мытарем, то есть сборщиком таможенных пошлин, а также братом другого апостола, Иакова. Их отца звали Алфеем, отсюда еще одно его имя: Левий Алфеев.

Он жил в Галилее, в городке Капернауме, который был расположен на дороге, связывавшей два крупных города – Кесарию и Дамаск. В таких городках, как Капернаум, в те времена устанавливали таможенные пункты, где со всех путников и торговцев, проезжавших по дороге, взимали пошлину. Этим и занимались мытари, которые в то время были весьма состоятельными людьми. Однако занятие это считалось недостойным, презираемым в обществе. Ведь мытари трудились на городскую администрацию, то есть на оккупантов-римлян, обирая своих сограждан. К тому же они собирали их трудовые, честно заработанные деньги не только в казну, но и в свой карман.

Апостол Матфей в искусстве

Апостол Матфей в иконографии и изобразительном искусстве изображается довольно часто. Это объясняется его сугубым значением в распространении слова Божия.

К примеру, стоит обратить внимание на прекрасную работу «Апостол Матфей и ангел» итальянского живописца болонской школы, великолепного мастера барокко Рени Гвидо (4 ноября 1575, Кальвенцано — 18 августа 1642, Болонья) . Он учился у Карраччи и Феррантини, был выпускником Болонской академии художеств, проводником и наследником ее живописной традиции и педагогической системы.

Гвидо Рени. Апостол Матфей и ангел, 1635-1640. Ватиканская пинакотека, Рим

К выдающимся шедеврам живописи принадлежат три изумителных картины из жизни апостола кисти великого Караваджо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio; 29 сентября 1571, Милан — 18 июля 1610, Порто-Эрколе) — итальянского художника, реформатора европейской живописи XVII века, основателя реализма в живописи, одного из крупнейших мастеров барокко.

Караваджо. Призвание апостола Матфея. Фрагмент. 1598-1601 гг. Рим, церковь Сан Луиджи деи Франчези

Евангелие от Матфея

После вознесения Господня и сошествия Святого Духа на Апостолов, святой Матфей сначала 8 лет проповедовал в Палестине. Но вот наступило время разойтись Апостолам из Иерусалима по разным народам. Главным образом, для обращения их к вере Христовой. Пред отбытием Апостола из Иерусалима, Иерусалимские христиане из Иудеев просили его предать для них письмена дела и учение Иисуса Христа. На исполнение сей просьбы изъявили свое согласие и прочие, бывшие в то время в Иерусалиме, Апостолы. И святой Матфей, исполняя общее желание, написал Евангелие, спустя 8 лет по Вознесении Христовом.

Евангелие от Матфея было написано около 41 г. по Р.Х. Это — первая по времени Священная книга из всех книг Нового Завета и занимает, потому, между ними первое место. Местом написания Евангелия называют Палестину. Евангелие было написано на еврейском языке, или на употреблявшемся тогда арамейском наречии. Затем оно было переведено на греческий.

Особенности Евангелия от Матфея

Было предназначено первоначально для палестинских христиан из Иудеев. Повествования в Евангелии от Матфея направлены преимущественно к тому, чтобы показать, что Иисус есть истинный Мессия, обетованный праотцам еврейского народа, и другого не будет (Мф. 11:3). Поэтому в Евангелии от Матфея чаще, чем в других Евангелиях, сравниваются не только события из жизни Христовой с ветхозаветными пророчествами и прообразованиями.

Но из всей истории Христа Спасителя избираются повествования особенно важные и нужные для Иудеев. Потому же Евангелие свое Матфей начинает родословием Мессии, как сына Давидова и Авраамова. Тем самым показывая, что Иисус — не дух и не Ангел, как считали потом некоторые, но плоть от плоти израильского народа. Более того, продолжение его истории и исполнение данных ему обещаний.

Эта отличительная особенность Евангелия св. Матфея выражается и на его иконах. На них он изображается вместе с Ангелоподобным человеком, символически характеризующим особенности его Евангелия.

Караваджо. Призвание апостола Матфея

Матье Контрель (строительный подрядчик) оставил завещание. Согласно ему, нужно было отделать фресками капеллу в церкви. Он выбрал определенную тему и необходимое количество. Контракт подписали с известным в то время живописцем Чезари д Арпино. Он был некогда соперником Караваджо. Но поскольку он был просто завален всевозможными заказами, то в 1599 году смог оформить только свод. Возникли серьезные опасения, что нужное время роспись не будет закончена.

Договоренность с д Арпино была разорвана. Решили доверить это ответственное дело Караваджо. До этого он занимался лишь частными заказами. Эта работа стала его первой пробой пера для широкой аудитории. Живописец решил полностью отказаться от традиционных фресок. Он предпочел большие холсты.

«Призвание апостола Матфея» — первая картина. Это произведение художника по праву лучшее творение, созданное на достаточно редкий сюжет.

Матфея увидел сам Иисус и решил призвать его на служение апостолом. Трактовка Караваджо иная. Он изображает этот сюжет, как одну из сцен обычной жизни того времени. Мы видим темную комнату. Сидят люди и считают выручку. Молодые люди обернулись и внимательно смотрят на вошедших. Матвей одет бедно. Никто не понял, кто он, кроме Левия.

Мрак прорван потоком света в том месте, где находится Иисус с апостолом Петром. Это символ веры, который неожиданно ворвался в мир. Наш взгляд строго организован тем, как он направлен. Мы невольно читаем всю сцену именно, начиная слева. Мы можем видеть лишь руку и голову Иисуса. Он зашел сюда лишь на минуту, так как его ноги повернуты по направлению к выходу. Здесь три раза повторен один и тот же жест – вытянутая рука. Многие исследователи считают, что это неслучайно.

Микеланджело Караваджо. Мученичество апостола Матфея. 1599—1602. Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим

Святой мытарь из Капернаума

29 ноября отмечается день памяти Левия Матфея – одного из двенадцати апостолов, ближайшего ученика Иисуса Христа.

Святой апостол и евангелист Матфей (что значит «дар Божий»), сын Алфея, жил в Галилейском городе Капернауме, лежавшем на северо-западном берегу Галилейского моря. До призвания к апостольству он именовался Левием, после – он известен более под именем Матфея. По мнению блаженного Иеронима, простонародное имя его было Матфей, а имя более почетное, как бы книжное и религиозное – Левий. Апостолы из уважения к нему называют его именем лучшим, а сам он постоянно именует себя Матфеем, не стыдясь при этом говорить и о прежней должности своей, столь презренной в глазах соотечественников. Матфей был мытарем, то есть сборщиком податей для Рима.

Сборщик податей Матфей, до своего призвания Христом

Люди преимущественно корыстолюбивые и жестокие, мытари считались у евреев предателями народа и отступниками от Бога. Говорить со сборщиком податей считалось грехом, входить в их дома – осквернением. Однако среди мытарей встречались добрые и богобоязненные люди. Таким был и будущий апостол Матфей. Климент Александрийский сообщает, что святой Матфей за всю жизнь свою не вкушал мяса, а питался одною зеленью и плодами. Матфея, как и всех подобных ему, презирали соотечественники. Но Господь остановил на нем, всеми презираемом, Свой Божественный взор. Обращение и призвание мытаря, вероятно, было подготовлено самими обстоятельствами его жизни: Матфей не раз имел возможность слышать учение Иисуса Христа в Капернауме, был свидетелем Его многочисленных чудес. В Евангелии, которое было написано Матфеем спустя восемь лет по Вознесении Христовом, апостол излагает историю своего призвания. Однажды во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города и, сопровождаемый народом, направился к морю по караванной дороге. Матфей, собиравший пошлину с проезжающих здесь купцов, сидел около своей мытницы: «…Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Мф. 9:9).

Иисус Христос призывает мытаря Левия

Обращаясь к Матфею с этим воззванием, Сердцеведец знал, что этот мытарь будет Его избранным сосудом. Матфей, не раздумывая, встал и пошел, оставив все. Он раздал свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом. И теперь уже никогда от Него не отлучался. Вскоре Матфей удостоился от Господа сопричисления к лику двенадцати избранных апостолов, будучи избранным на место отпавшего Иуды. Вместе с другими учениками Господа Матфей сопровождал Его в путешествиях по Галилее и Иудее, внимал Его Божественному учению, видел бесчисленные чудеса, творимые Иисусом Христом, ходил с проповедью к погибшим овцам дома Израилева, был свидетелем крестных страданий и искупительной смерти Спасителя и вознесения Его на небо.

Собор двенадцати апостолов, византийская икона, начало XIV века

После вознесения Господня и сошествия Святого Духа на апостолов, святой Матфей в течение восьми лет оставался в Палестине, вместе с другими апостолами проповедуя Евангелие в Иерусалиме и его окрестностях. Когда же пришло время отбытия апостола из Иерусалима в далекие страны для обращения народов к вере Христовой, иерусалимские христиане из иудеев просили его оставить для них письменное свидетельство о жизни и учении Иисуса Христа. Эту просьбу поддержали и прочие, бывшие в то время в Иерусалиме, апостолы. По времени своего написания – это самое раннее из всех четырех Евангелий, поэтому в ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым.

Апостол Матфей пишет Евангелие

Местом написания Евангелия называют Палестину. Полагают, что Евангелие написано святым Матфеем по прошению иерусалимских христиан в то время, когда, вследствие воздвигнутого на них сильного гонения, им угрожала опасность быть рассеянными, и они желали, где бы ни пришлось им находиться, иметь при себе верное сказание о земной жизни и учении Богочеловека Иисуса Христа. Не исключено, что писание Евангелия было начато в пору означенного гонения и закончено – ко времени ухода апостолов на проповедь в разные страны.

Евангелие от Матфея. Родословие Иисуса Христа. Англия, XIV век

Древо Иесеево Евангелие от Матфея: гл.1.1-17 1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. 2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; 3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; 4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; 5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; 6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; 7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; 8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; 9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; 10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; 11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. 12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; 13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; 14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; 15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; 16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. 17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

Евангелие свое Матфей написал на сирохалдейском (или арамейском) языке, на котором в то время говорили палестинские иудеи, но еврейскими буквами, как замечает блаженный Иероним. Позднее Евангелие было переведено на греческий язык, а еврейский подлинник утрачен. Существует предание, что с еврейского Евангелие перевел сам евангелист Матфей. Согласно другой версии, перевод был сделан евангелистом Иоанном Богословом. Несомненно одно: греческий перевод (который признан каноническим, так как сирохалдейский текст был искажен еретиками) был сделан еще при апостолах.

Св. Евангелист Матфей. Икона. Византия. XIV век. Македония

Удалившись из Иерусалима, святой апостол Матфей обошел с благовестием Македонию, Сирию, Персию, Парфию, Мидию. Наконец, наставляемый Духом Святым, пришел он в Эфиопию. Страна эта была заселена звероподобным чернокожим народом – людоедами. В городе, называемом Мирмены, апостол обратил несколько идолопоклонников к вере во Христа, основал для новообращенных небольшую церковь и поставил епископом своего спутника Платона. Сам же удалился на близлежащую гору и пребывал в посте, усердно молясь Господу об обращении эфиопов. И вот явился ему Господь в образе прекрасного юноши, с жезлом в руке. Он повелел апостолу сойти с горы и водрузить жезл при дверях созданной в Мирменах церкви. «Жезл этот, – говорил Господь, – силою Моею вырастет в высокое дерево, которое принесет обильный плод, величиною и сладостью превосходящий все другие садовые плоды; а от корня его истечет источник чистой воды. Омывшись в ней, людоеды получат благолепие лица, и всякий, вкусивший от плода, забудет зверские нравы и станет человеком добрым и кротким». Приняв жезл от рук Господа, апостол Матфей сошел вниз и пошел в город исполнить повеление. По дороге он встретил жену и сына местного князя Фульвиана, одержимых нечистым духом. «Кто послал тебя с этим жезлом на нашу пагубу?» – кричали они дикими, угрожающими голосами. Матфей же именем Христовым изгнал нечистых духов и исцелил бесноватых. Оба исцелившиеся поклонились апостолу и кротко последовали за ним. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников.

Встреча Матфея с женой и сыном Фульвиана

Узнав о его приходе, при входе в город апостола уже встречал епископ Платон с клиром. Все они пошли к храму и сделали так, как повелел Господь: воткнули в землю жезл, и тот немедленно вырос в большое дерево, и на нем появились прекрасные плоды, большие и сладкие, а от корня истек журчащий ручей хрустальной воды. Все видевшие это изумились. Тогда все население города собралось к храму, люди пили воду и вкушали плоды. Апостол же Матфей, стоя на возвышенном месте, проповедовал собравшимся на их языке Слово Божие. Все присутствовавшие там уверовали во Христа, и крестил их апостол в чудотворном источнике. И все крестившиеся людоеды, согласно слову Господню, становились благолепны лицом и утрачивали черноту кожи. Между уверовавшими и крещеными находились жена и сын правителя Фульвиана. Узнав о случившемся, князь сначала порадовался исцелению супруги и сына, но потом, увидев, что народ оставляет идолов и идет к апостолу креститься, разгневался на Матфея и замыслил погубить его. В ту же ночь явился благовестнику Спаситель и повелел ему укрепиться духом, обещая не покидать его в наступающих скорбях. Когда наступило утро и апостол, восстав от сна, молился в храме с верующими, князь послал четырех воинов арестовать святого. Как только они прибыли, тотчас объяла их тьма, так что и назад едва могли вернуться. В страхе говорили воины: «Голос его мы слышали, самого же не только взять, но и видеть не могли». Еще сильнее разгневался Фульвиан. На этот раз он послал в храм еще больше вооруженных воинов, приказав во что бы то ни стало привести Матфея. Но и эти воины вернулись ни с чем. Небесный свет осиял апостола, и стражи, будучи не в состоянии смотреть на него, в ужасе бросили оружие и прибежали назад, полумертвые от страха.

Царь Фулвиан посылает на апостола «зверообразных» воинов. Явление св. Матфею Спаса Эммануила и бегство воинов

Тогда, исполнившись ярости, Фульвиан, в сопровождении толпы слуг, сам пошел взять апостола. Но едва он приблизился к нему, как внезапно ослеп и стал просить, чтобы ему дали проводника. Испугавшись, он стал умолять апостола простить ему согрешения и вернуть зрение. Матфей сотворил крестное знамение на очах князя, и Фульвиан прозрел. Но чудо не вразумило его. Правитель приписал это чародейству и замыслил сжечь Матфея, как волхва. Взяв апостола за руку, Фульвиан повел его к своему дворцу, как будто желая почтить его. Но Матфей, провидя лукавые замыслы, обличил князя: «Льстивый мучитель! Скоро ли ты совершишь то, что замыслил? Делай то, что сатана вложил в твое сердце, – я готов все перенести за Бога моего». По приказанию Фульвиана воины растянули Матфея на земле, прибили гвоздями руки и ноги его, сверху же положили множество сухих ветвей, облили смолой и серой, и все это зажгли. Огромный столб пламени поднялся в небо, и, когда всем стало казаться, что апостол сгорел, внезапно огонь охладел, пламя угасло, и все увидели святого живым и невредимым и славящим Бога. Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда, и воздал хвалу Богу апостола. Один Фульвиан продолжал оставаться в ослеплении, яростно называя Матфея чародеем. Князь приказал добавить хвороста в костер и поставить вокруг него двенадцать своих золотых идолов, надеясь, что с их помощью удастся сжечь апостола в пепел. Матфей же, объятый пламенем, молил Господа показать силу Свою, явить ничтожность языческих богов и посрамить надеющихся на них. И вот пламя со страшным шумом обрушилось на идолов. Они, как воск, в одну минуту растаяли, и многие из тех, кто стоял рядом, опалены были огнем.

Микеланджело Меризи да Караваджо. «Мученичество святого Матфея»

Из расплавившихся идолов вышло другое пламя, в образе змея, и устремилось на Фульвиана. Тогда испуганный правитель стал молить благовестника избавить его от погибели, и по молитве мученика бесовское пламя улеглось. Это стало моментом обращения чернокожего князя. Он хотел вывести святого из огня и оказать ему всякие почести. Но апостол сотворил предсмертную молитву и предал Господу душу свою. Тогда по повелению Фульвиана принесли золотой одр, возложили на него неповрежденное огнем тело святого мученика, покрыли драгоценными одеждами и с честью внесли во дворец. Сомнения, однако, продолжали колебать Фульвиана. Он велел выковать железный ковчег, положить в него мощи апостола, наглухо запаять оловом и бросить в море. При этом князь сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться Этому Единому Истинному Богу.

Фульвиан приказывает положить тело апостола в железный гроб и бросить в море

В ту же ночь епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей, говоря: «Завтра иди на морской берег, на восток от княжеского дворца, и там возьми мои мощи, вынесенные на сушу». Утром епископ, в сопровождении множества христиан, отправился к морю и обрел на берегу среди скал железный ковчег. Он был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. На берег моря пришел и правитель Фульвиан со своей свитой, чтобы своими глазами увидеть чудо. И тогда только уверовал он во Христа и громогласно исповедал Его Единым Истинным Богом. Припав к ковчегу со святыми мощами, правитель просил у мученика прощения и изъявил искреннее желание креститься. Епископ Платон, видя веру и усердие Фульвиана, крестил его с именем Матфей, которое дал ему, исполняя повеление Божие.

Святой апостол и евангелист Матфей

Приняв в крещении имя апостола, князь старался подражать ему и в жизни. Вскоре он отказался от княжеской власти, предался посту и молитве и стал пресвитером. По смерти епископа Платона Фульвиану явился апостол Матфей и увещал его возглавить Эфиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей-Фульвиан много потрудился в проповеди Слова Божия, продолжая дело своего небесного покровителя. Святой Матфей, апостол Эфиопии, бывший римский мытарь Левий Матфей, является не только покровителем этого имени, но и города Салерно в Италии, куда, по преданию, в X веке были перенесены его мощи, где они хранятся по сегодняшний день.

Кафедральный собор Салерно назван в честь святого Апостола и Евангелиста Матфея. В нем хранятся мощи апостола

Евангелист Матфей, с деяниями. Последняя четверть XVII века

Житийные сцены:

1. Троица Новозаветная в Силах Небесных 2. Призвание св. Матфея к апостольскому служению 3. Св. Матфей проповедует слово Божье. Явление Матфею Спаса Эммануила 4. Исцеление царицы и царевича 5. Чудо с жезлом, чудесно преобразившимся в плодоносное дерево, и истечение от его корня источника 6. Царь Фульван посылает на апостола «зверообразных» воинов. Явление св. Матфею Спаса Эммануила и бегство воинов 7. Явление св. Матфею Спаса Эммануила во сне. Рассказ св. Матфея о чудесном явлении епископу 8. Разгневанный царь хочет схватить св. Матфея и слепнет. Св. Матфей возвращает царю зрение 9. По царскому повелению св. Матфея сжигают, окружив печь золотыми идолами 10. По велению царя гроб св. Матфея вкладывают в железный ковчег и бросают в море. Обретение ковчега с гробом св. Матфея епископом Платоном. Крещение царя и наречение его Матфеем

Иконографическая справка Апостол и евангелист Матфей – автор одного из четырех канонических Евангелий, входящих в Новый Завет, которое считается наиболее ранним.Многие ошибочно считают что Матфий и Матфей – это одна и та же личность. Стоит внести ясность. Апостол Матфей был призван Богом одним из первых двенадцати Апостолов. Матфий (лат.Matthias) был призван последним по жребию, и занял место среди двенадцати Апостолов, вместо отпавшего Иуды Искариота. Ранее он был одним из 70 учеников Иисуса Христа. Матфей – Апостол и Евангелист, Матфий – Апостол. В переводе с арамейского легко увидеть различия в их именах: Матфей – Маттайя (в переводе «дар Господень»), Матфий – Маттий.

Мученичество апостола Матфея — Микеланджело Меризи да Караваджо. 1599-1600

Это большое драматическое полотно было написано в 1599-1600 гг. для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези в Риме. Бессильно свисающая рука святого и причудливо освещенные фигуры на переднем плане подводят взгляд зрителя прямо к сцене насилия. Освещение двух центральных фигур подчеркивает мощный контраст мускулистого тела палача и беспомощно распластанного на земле старца в одежде священника. Тело Матфея с разведенными в сторону руками как бы образует крест у ног палача. Невидимый палачу ангел протягивает святому пальмовую ветвь, символ мученичества, которую тот пытается схватить.

Микеланджело Караваджо. Апостол Матфей и Ангел . 1599—1602. Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим

День празднования памяти

В православии день памяти ап. Матфея:

  • 29 ноября (16 по старому стилю), католики отмечают 21 сентября.
  • 13 июля – в Соборе славных и всехвальных 12-ти апостолов.

Икона ап. Матфея

Апостол Матфей

Евангелист Матфей Вторая половина XV века. Тверь Дерево, темпера. 52,2 × 37,6 Происходит из коллекции В. А. Прохорова.

Символика ликов мученика Матфея закрепились в IX–X вв. Традиционно он держит в левой руке свиток или раскрытую книгу. На нём красные, синие, или зелёные одеяния, а рядом — ангел в человеческом обличье, который стал символом святого Матфея с IV века. Как объясняется в елисаветградском Евангелии:

«Матфею — человек, потому что он начинает Евангелие описанием плотского рождения Иисуса Христа».

Апостол Матфей изображён во Владимирском Успенском соборе на фреске работы Андрея Рублёва и на образах в церквях Дмитрия Солунского, а также в Иоанно-Предтечинском женском монастыре. Его лики также можно найти на царских вратах церквей, парусах куполов и в 3-ем, апостольском ряду больших иконостасов.

Микеланджело Караваджо. Апостол Матфей и Ангел . 1599—1602. Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим

Первый вариант центральной картины цикла, посвящённого апостолу Матвею, был отвергнут духовенством как противоречащий канонам. Апостол, натурщиком для которого, вероятно, послужил пожилой человек из народа, сидел в кресле, скрестив обнажённые грубые ноги. Он внимательно вглядывался в книгу, лежащую у него на коленях, создавая впечатление, что едва ли знает грамоту. Над апостолом склонялся, резко контрастируя с ним, прекрасный ангел, фигура которого ясно обрисовывается одеждой. Ангел с большим трудом направлял движение руки пишущего апостола. Позы персонажей алтарного образа были признаны «неподобающими». Картину приобрёл банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани, вызволив художника из трудного положения. Позднее это полотно хранилось в Берлине и погибло в апреле 1945 года во время штурма города. Сохранилась лишь его чёрно-белая репродукция.
Во второй версии картины, законченной к 1602 году, художник смягчил первоначальный замысел. Размеры образа были увеличены по сравнению с первым вариантом — к тому времени заказчики расторгли контракт со скульптором Якобом Кобертом, который должен был изваять фигуру святого для алтаря. Первоначально предполагалось, что картина Караваджо займёт место несколько выше двух других полотен капеллы, над скульптурой, ныне они расположены на одном уровне. Во второй половине XVII века три полотна Караваджо, посвящённые истории апостола, убрали в церковную крипту. Благодаря искусствоведу Роберто Лонги полотна были открыты вновь и показаны в 1951 году на первой персональной выставке Караваджо

Как умер апостол Матфей

Точные данные о последних днях ап. Матфея не сохранились. Согласно преданию, около 60-го года н. э. святой изгнал бесов из домочадцев эфиопского правителя. Тот обвинил его в колдовстве и приказал бросить лицом вниз на землю, распять и сжечь. Пламя перекинулось на расставленных вокруг местных золотых божков и уничтожило их, тело апостола же не тронуло.

Матфей скончался, а языческий властитель раскаялся в содеянном. Он принял христианскую веру и во время крещения получил имя убитого им святого, но это было позже — сначала он приказал металлический гроб с умершим опустить на морское дно. На следующий день Платон, получивший во сне инструкции от наставника, отправился на берег, куда волной вынесло гроб. Это чудо развеяло последние сомнения эфиопа.

В турецком православии придерживаются другой теории: казнь произошла во время проповеднического служения в античном городе Иераполисе. Здесь же в 80 году был распят. ап. Филипп.

Третье вероятное местонахождение могилы ап. Матфея — крепость Гонио-Апсаросская (Грузия).

Где сейчас находятся мощи святого

Учёные и духовенство расходятся в этом вопросе.

Останки святого есть в храмовой крипте портового южноитальянского г. Салерно. Их доставили сюда в конце первого тысячелетия нашей эры, однако документального подтверждения, кому именно они принадлежат, не существует.

Крест-мощевик с частью мощей есть в московском храме Великомученика Димитрия Солунского.

По новому преданию, дабы тело мученика не пострадало во время гонений, христиане III века погребли его в монастыре на берегу озера Иссык-Куль. Сторонников у «киргизской теории» много, особенно среди православных. О могиле святого на дне водоёма писал ещё российский географ и путешественник Пётр Семёнов-Тян-Шанский, после того как нашёл испанскую карту:

«На карте нарисован Иссык-Куль и обозначено место. Надпись рядом гласит: «Место, называемое Иссык-Куль. Здесь монастырь братьев армян, где пребывают мощи святого Матфея, апостола и евангелиста».

Позже эту местность затопило. В наше время в озере можно увидеть очертания некоторых древних городищ, в рамках экспедиции аквалангисты достали оттуда не один каменный крест.

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир утверждает:

«Святыня хранилась в монастыре, расположенном на берегу озера Иссык-Куль, и весь христианский мир знал о её местонахождении».

Когда апостол написал Евангелие

Иконография: Матфей, апостол Датировки: XIX в. Вторая половина XIX века. Иконописная школа или художественный центр: Палехская школа иконописи Материал: Дерево, левкас, темпера, золото. Размеры иконы: высота 33,5 см, ширина 21,8 см. Изображение пишущего евангелиста Матфея с его символом – человеком. Инв. № ГМПИ 2977. ДИ-422-И. © Государственный музей Палехского искусства

Над Евангелием Матфей начал трудиться в начале 40-х, а закончил, скорее всего, перед тем как отправиться в миссионерское служение. Иерусалимские христиане хотели, чтобы у них с собой — где бы им ни пришлось укрываться от преследователей — было свидетельство о Спасителе и Его учение.

С арамейского на греческий книгу Нового Завета перевёл один из апостолов: Иоанн Богослов или брат Спасителя Иаков. Именно этот перевод и стал новозаветным каноном.

Раннецерковные историки считают Матфея первым евангелистом. Однако большинство современных учёных полагают, что его опередил Марк, а Матфей добавил факты, важные для его целевой аудитории.

Интересный факт

Во II веке оригинал находился у индийских последователей Христа, а в III веке — в Библиотеке Кесарии Палестинской. Однако потом был утерян.

Питер Артсен (1508 — 1575) Четыре евангелиста

Заслуживает внимание также картина Питера Артсена (1508 — 1575) «Четыре евангелиста»

Питер Артсен (1508 — 1575) Четыре евангелиста

Символом Матфея является Ангел, стоящий у него за спиной (вначале изображали фигуру человека, поскольку Евангелие от Матфея начинается с родословия Христа как человека).

Евангелист Матфей, автор первого Евангелия, широко почитался с древних времен. Он имел свою особую иконографию, где изображался за созданием Евангелия. Это изображение можно встретить в монументальных стенных росписях, в иконе, и в книжной миниатюре. При переписывании новозаветных текстов, Евангелия предваряли листом с изображением его автора. И первой такой миниатюрой в книге всегда было изображение евангелиста Матфея. Именно его Евангелие начинает новозаветные тексты, так как оно считается древнейшим. На миниатюрах апостол и евангелист Матфей изображается сидящими за столиком с необходимыми письменными приборами.

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Уже с византийских времен изображения стремились разнообразить, представив процесс написания книги. Так например, на одной миниатюре Матфей разворачивает свиток, сверяя текст. Особо популярной такая схема стала около 1300 года, и на Руси также стремились ей подражать. В эпоху же Андрея Рублева (конец XIV — начало XV века), напротив, единообразие в изображении евангелистов стало цениться больше. Именно так выполнены иллюстрации в знаменитом Евангелии Хитрово, которые обычно приписывают самому Андрею Рублеву. В этом кодексе, как и в ряде других, каждая миниатюра с евангелистом дополнена еще одним листом с изображением его символа. У Матфея – это изображения ангела.

Апостол Матфей. Иконография

Традиция изображения символов евангелистов — ангела (Матфей), льва (Марк), вола (Лука) и орла (Иоанн) — основана на ветхозаветном тексте видения пророка Иезекииля. Бог явился пророку на колеснице, несомой четырьмя херувимами, которые были подобны человеку, льву, быку и орлу. Новозаветная традиция связала эти образы с четырьмя Евангелиями, и они стали символизировать собой их авторов. Иногда символы евангелистов, без их персонифицированных изображений, можно встретить на самых разнообразных иконах, таких, например, как «Спас в силах», где их непременно изображают в окружении Христа в углах композиции.

Апостол Матфей. Иконография

В системе храмовых росписей изображения евангелистов помещались на строго установленных местах. Их писали на парусах — четырех небольших сводах треугольной формы, поддерживающих центральный купол. В основании такого паруса — подкупольный столб. Евангелисты представали как столпы христианской веры. В куполе изображался сам Христос. Эта система была позаимствована из Византии и присутствовала уже в древнейших русских храмах.

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Следует различать Апостола и евангелиста Матфея и Апостола Матфи́я (лат. Matthias), поскольку их часто путают. Апостол Левий Матфей был призван одним из первых, а Матфий – последним. Апостол Матфий (память 9 августа) по жребию занял место среди 12-ти апостолов, вместо отпавшего Иуды Искариота. До этого он был одним из 70-ти учеников Иисуса.

Аудиоплеер

00:00

00:00

Используйте клавиши вверх/вниз, чтобы увеличить или уменьшить громкость.

Автор:

Татиана
Публикуем в телеграмме раньше чем на сайте. Подпишись на Канал Правжизнь

Как презренный мытарь стал апостолом и евангелистом

В Евангелии очень коротко изложено, как мытарь Матфей встретился с Иисусом Христом, и как стал его учеником. Это говорит о скромности евангелиста, ведь он мог посвятить своим взаимоотношениям с Учителем половину труда, но ограничился двумя сдержанными фразами.

К моменту встречи с Христом Матфей уже слышал о человеке, который ходит из города в город, проповедует и совершает чудеса. И когда Спаситель, окруженный учениками и теми, кто хотел слушать его, проходил мимо мытаря,то Иисус увидел его и остановился. Вот как это описано в Евангелии: «После сего (Иисус) вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за мною. И он, оставив все, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними». Этот эпизод очень интересен. Ведь то, что Иисус согласился войти в дом презренного мытаря и пировать с ним, вызвало возмущение у фарисеев и книжников. Они говорили, мол, как это Иисус ест и пьет с мытарями и грешниками? Но Христос ответил им: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать к покаянию не праведников, но грешников».

После этого Матфей оставил свой дом и свое состояние и ушел за Христом, став одним из 12 его ближайших учеников. Как и остальные апостолы, он видел крещение Спасителя в водах Иордана, стал свидетелем его проповеди, крестных страданий, смерти и воскресения. Наконец, он видел, как Иисус вознесся на Небеса, после чего на Матфея, как и на остальных апостолов, на горе Фавор сошел Дух Святой.

Вся последующая жизнь апостола Матфея была посвящена проповеди Христовой. Мы очень немногое знаем об этой жизни. Матфей восемь лет проповедовал в Палестине. Затем он прошел Македонию, Сирию, Персию, Парфию, Мидию и обошел всю Эфиопию. Ведь ему выпал жребий проповедовать в этой стране.

Известно, что главным делом его жизни было свидетельство о Христе, как о Мессии и Спасителе мира. Но если остальные апостолы несли эту проповедь отдельным народам, то Матфей пошел еще дальше. Он написал для потомков Евангелие от Матфея, которое вместе с тремя другими Евангелиями составило основной христианский первоисточник – Новый Завет. Тот, который уже двадцать первое столетие обращает в веру новых людей по всей Земле. Новый Завет считается документом, продиктованным евангелистам самим Господом и представляющим собой открытие Богом самого себя и своей воли людям. И не известно, смогла бы вера во Христа стать одной из основных мировых религий, если бы не труды Матфея и трех других евангелистов – Луки, Иоанна и Марка – которые составляют Новый Завет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: