Мученик Мамант Кесарийский 2022: какого числа по церковному календарю

Этот рассказ посвящен одному из самых любимых святых на Кипре, мученику Маманту ( греч. Μάμας), тому самому, которому здесь посвящено более десятка церквей. На острове о Маманте рассказывают, что он покровительствует уклоняющимся от уплаты налогов и ездит верхом на льве. Правда, это далеко не все, что можно сказать об этом древнем святом, которого знали и почитали в Каппадокии, Константинополе, на Кипре, во Франции, Испании и Португалии, на территории нынешнего Ливана, и на Руси, конечно.

Несколько о святом Маманте

Мученик Мамант (сейчас его часто называют Мамас, на греческий лад) – это древнехристианский святой, живший и пострадавший в третьем веке при императоре Аврелиане. Он прекрасный юноша, ставший отшельником, и пострадавший за веру. Место его рождения – Пафлагония, северная часть современной Турции, южный берег Черного моря. Житие гласит, что Мамант был сыном богатых и знатных родителей, Феодота и Руфины. Родители святого были христианами, за что Феодот угодил в темницу, а жена его Руфина, которой вскоре предстояло рожать, последовала за мужем. Оба они погибли, но мальчик выжил: его взяла на воспитание богатая бездетная вдова, тоже христианка, по имени Аммия. Воспитывала в соответствии со своими убеждениями.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

, из греческой Минеи, перевод Наталии Бахаревой [15]

Я́ко боже́ственное прозябе́ние богови́дных страда́льцев,/ по́двиги страда́льчества му́жествуеши свяще́нно кре́постию ве́ры./ По́двиги бо па́че естества́ и чудесы́ мно́гими,/ Ма́манте великому́чениче, Спа́са сла́виши.// О, моли́ся, мо́лимся, о душа́х на́ших.

Кондак, глас 3

(подобен: Дева днесь:) [16]

Жезло́м, свя́те, от Бо́га тебе́ да́нным,/ лю́ди твоя́ упаси́ на па́житех живоно́сных,/ зве́ри же неви́димыя и неукроти́мыя/ сокруши́ под но́ги тя пою́щих,/ я́ко вси́, и́же в беда́х,// предста́теля тя те́пла, Ма́манте, и́мут.

Странное имя

До четырех лет мальчик не говорил, и когда это свершилось, то благодетельница назвала воспитанника по первому произнесенному им слову, которое было «Мама» (то есть μάμμα, что означает маму, а также грудь, сосцы. Может быть, он хотел сказать что-то про еду?). Так его и стали называть. Даже если Аммия знала настоящее имя мальчика, он предпочла его скрыть.

Наряду с сюжетом о долгой немоте, в Житии говорится также о том, что Мамант-Мамас был способным юношей, быстро и легко обучался и уже в юном возрасте начал проповедовать христианство. Его схватили и подвергли пыткам, но ангел чудесным образом унес Маманта на высокую гору в пустыне недалеко от Кесарии Каппадокийской (современный город Кайсери в Турции), столицы римской провинции Каппадокия. Там святой и стал жить, проводя время в молитвах и аскетических подвигах. Он нашел общий язык с дикими зверями, и те делились с юношей лучшим, что у них было: дикие козы позволяли ему себя доить, из молока отшельник делал сыры, продавал в Кесарии, а выручку раздавал городским беднякам. Вскоре городскому наместнику доложили, что какой-то странный тип приходит в город и продает сыр, а налогов не платит. Наместник постановил разобраться и доставить нарушителя для беседы. Отшельник доброжелательно принял явившихся за ним воинов, даже угостил сыром, но увидев льва, они быстро засобирались домой. Святой предложил им отправиться прямо сейчас, сказав, чтобы они ехали впереди, а он отправится следом. И отправился, верхом на льве. По дороге лев проголодался и хотел закусить ягненком, который отбился от стада, но Мамант ему запретил, ягненка отобрал и взял на руки. Римский наместник так впечатлился храбростью отшельника, что освободил его от всех возможных податей и налогов. А в ответ, по одной из версий, Мамант подарил ему ягненка. В следующий раз Маманта вызывали в Кесарию уже по совсем другому поводу, не из-за налогов, а из-за вероисповедания, и кончилось это для него мученической кончиной. Разумеется, Мамант не единственный отшельник, приручивший льва. Таких было много, самый известный – святой Иероним (в православной традиции Герасим). На Руси отшельники дружили с медведями (Сергий Радонежский, Серафим Саровский).

Житие и страдание святого мученика Маманта

Святой мученик Христов Мамант родился в Пафлагонии 1. Родители его – Феодот и Руффина – были люди знатные: оба они происходили из рода патрициев 2, были в чести, богаты и сияли благочестием. они не могли долго скрывать в себе своей веры во Христа и горячей любви к Нему, открыто пред всеми исповедали свое благочестие и многих обратили ко Христу. Посему на них донесли Александру, наместнику города Гангры 3. Наместнику же сему дано было от царя повеление – всевозможными мерами распространять и утверждать почитание языческих богов, христиан же и всех, кто не повинуется сему царскому повелению, мучить и убивать.

Призвав Феодота к себе на суд, Александр стал принуждать его принести жертву идолам. Но Феодот даже и слышать не хотел того, что говорил ему наместник. Александр, хотя и готов был тотчас же предать на мучение ослушника, однако удержался от сего, вследствие знатного происхождения Феодота; ибо не имел он права бесчестить и мучить потомков патрициев, без особого на то царского дозволения. Посему Александр отослал Феодота в Кесарию Каппадокийскую 4, к правителю Фавсту. Сей же правитель насколько был усерден в своем безбожном нечестии, настолько был жесток в отношении к христианам. Увидев Феодота, Фавст тотчас же заключил его в темницу. Последовала за мужем своим и жена Феодота, блаженная Руффина, хотя и была в это время беременна: она вместе с ним пошла в темницу и здесь претерпевала страдания за Христа. Феодот знал немощь тела своего и видел лютую жестокость мучителя, но желал лучше умереть, нежели погрешить в чем-либо против благочестия. Боясь же, что не хватит у него сил перенести предстоящие тяжкие мучения, он обратился с усердною молитвою к Господу.

– Господи, Боже сил, – молился Феодот, – Отче возлюбленного Сына Твоего! Благословляю и прославляю Тебя за то, что сподобил меня быть вверженным в темницу сию за имя Твое. Но молю Тебя, Господи: Ты ведаешь немощь мою, приими же душ мой в этой темнице, да не похвалится о мне враг мой.

Бог, Который «создал сердца всех… и вникает во все дела» (Пс.32:15), услышал верного раба Своего и вскоре послал ему блаженную кончину; изведя душу его из темницы тела, Он вселил ее в светлые обители небесные. Жена же Феодота, блаженная Руффина, претерпевая в темнице нужду и страдания и объятая великою скорбию по своем муже, преждевременно родила сына. Взирая на новорожденного и на бездыханное тело своего мужа, она с сокрушением и слезами молилась Богу:

– Боже, создавый человека и из ребра его сотворивый жену, повели, да и я пойду тем же путем, коим пошел муж мой, и, разрешив меня от сего кратковременного жития, приими в вечные Твои обители! Рожденного же младенца Ты Сам воспитай, как ведаешь! Будь для него отцом и матерью и хранителем жизни его!

Взывая так в свое печали к Богу, сия честная и святая жена была Им услышана и разрешена от уз тела, и отошла на вечную свободу, предав душу свою в руки господа. Младенец же остался живым посреди мертвых своих родителей.

Тогда «храняй младенцы Господь» (Пс.114:5) благоизволил открыть о случившемся одной знатной и благочестивой женщине, по имени Аммии, жившей в Кесарии. В сонном видении Он чрез Своего Ангела повелел ей испросить у правителя тела святых, преставившихся в темнице и с честию их похоронить; младенца же взять к себе и воспитать его вместо сына. Проснувшись, Аммия поспешила исполнить, что повелел ей Господь, и стала просить у правителя позволения взять из темницы тела умерших узников. Бог преклонил на милость жестокое сердце правителя и тот не воспрепятствовал желанию почтенной женщины. И вот Аммия, войдя в темницу, обрела тела обоих узников, лежащих рядом, а посреди них – красивого и радостного младенца. Взявши тела святых, она с честию похоронила их в своем саду, а младенца взяла к себе. Она была бездетная вдова и целомудренно проводила жизнь свою. Полюбив младенца, как своего сына, она воспитывала его по-христиански.

Младенец возрастал, но до пяти лет ничего не говорил. Первое же слово, какое он сказал Аммии, ставшей для него как бы второй матерью, было «мамма» (греч. сосцы или мать.), и от этого слова был назван Мамантом. Аммия отдала его учиться грамоте, и о н вскоре настолько превзошел своих сверстников, что все дивились его разуму.

Тогда в Риме царствовал нечестивый Аврелиан 5. Он принуждал всех поклоняться идолам, и не только взрослых мужей и жен, но и малых отроков, причем на детей обращал даже особенное свое внимание, надеясь, что они, как малолетние и неразумные, легко могут быть прельщены и направлены на всякое злое дело. К тому же нечестивый царь думал, что дети, с юных лет привыкнув вкушать жертвенное мясо, под старость сделаются более усердными идолопоклонниками. Посему различными ласками он приводил их к своему нечестию Многие из отроков и даже юноше действительно поддавались прельщению и повиновались воле царской. Но те, кто были товарищами Маманта по школе, следуя его наставлениям, не исполняли царских повелений. Ибо Мамант, в юных летах имея «мудрость», которая «есть седина для людей, и беспорочную жизнь — возраст старости» (Прем.Сол.4:9), доказывал товарищам своим ничтожество языческих богов, бездушных и бессильных, и поучал их познавать Единого истинного Бога – Коего почитал Сам – и приносить Ему духовную жертву – дух сокрушенный и смиренное сердце (Пс.50:19).

В то время был прислан от царя в Кесарию на место Фавста другой правитель, по имени Демокрит. Он был великим ревнителем своей нечестивой и безбожной веры и как бы дышал гонением и убийством на христиан. Ему донесли о Маманте, что тот не только сам не кланяется богам, но и других отроков, с ним учащихся, развращает и научает христианской вере. Маманту в то время шел пятнадцатый год от рождения. Он был уже снова сиротой, так как вторая мать его – Аммия, оставив приемному сыну своему – св. Маманту, как единственному наследнику, большое имущество, отошла к небесному богатству, уготованному любящим Бога.

Демокрит, услыхав о Маманте, послал за ним и, когда его привели, прежде всего спросил, христианин ли он, и правда ли, что он не только сам не поклоняется богам, но и развращает своих товарищей, научая их не повиноваться царскому повелению?

Юный Мамант, как совершенный и зрелый муж, безбоязненно отвечал:

– Я тот самый, кто за ничто считает вашу мудрость. Вы совратились с правого пути и блуждаете в такой тьме, что даже смотреть не можете на свет истины; оставив истинного и живого Бога, вы приступили к бесам и кланяетесь бездушным и глухим идолам. Я же от Христа моего никогда не отступлю и стараюсь всех, кого только могу, обращать к Нему.

Изумленный таким дерзновенным ответом Маманта, Демокрит разгневался и приказал немедленно вести его в храм скверного их бога Сераписа 6 и там силою заставить принести жертву идолу. Мамант же, нисколько не боясь гнева правителя, спокойно возразил ему:

– Не должно тебе оскорблять меня: я – сын родителей, происходивших из знатного сенаторского рода.

Тогда Демокрит спросил предстоящих о происхождении Маманта и, узнав, что он родом от древних римских сановников, и что Аммия, знатная и богатая женщина, воспитала его и сделала наследником своего богатого имущества, не решился предавать его мукам, ибо и в самом деле не имел на то права. Посему, возложив на него железные оковы, отослал его к царю Аврелиану, бывшему тогда в городе Эгах 7 и в письме объяснил ему всё, что касается Маманта. Царь, получив письмо Демокрита и прочитав его, тотчас приказал привести к себе юного Маманта. Когда мученик предстал пред ним, царь всячески стал склонять его к своему нечестию, то угрозами, то ласками, обещая дары и почести, и говорил:

– Прекрасный юноша, если ты приступишь к великому Серапису и принесешь ему жертву, то будешь жить с нами во дворце, по-царски будешь воспитан, и все тебя будут почитать и восхвалять, и воистину счастлив будешь; если же не послушаешь меня, то жестоко погибнешь.

Но юный Мамант мужественно отвечал ему:

– О, царь! Да не будет того, чтобы я поклонился бездушным идолам, коих вы почитаете как богов. Сколь безумны вы, кланяясь дереву и бесчувственному камню, а не Богу Живому! Перестань обольщать меня льстивыми словами, ибо когда ты думаешь, что оказываешь мне благодеяния, на самом деле мучаешь, а когда мучаешь, то оказываешь тем благодеяние. Знай же, что все обещанные тобою мне благодеяния, дары и почести сделались бы для меня тяжкими муками, если бы я возлюбил их вместо Христа, а тяжкие муки, которым ты обещаешь предать меня ради имени Христа, будут для мне великим благодеянием, ибо смерть за Христа моего для меня дороже всяких почестей и стяжаний.

Так бесстрашно говорил пред царем св. Мамант, в юношеском теле имея разум и сердце возрастного мужа: ибо сила Божия и малого отрока может явить непреодолимым Голиафом 8, «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Пс.8:3) и малолетнее дитя умудрит настолько, что оно будет понимать лучше старцев. Всё сие и исполнилось на юном Маманте: не убедили его слова царя беззаконного, не прельстили дары, не устрашили мучения, кои он принял с большею радостью, чем великие почести.

Разгневанный мучитель тотчас же приказал быть его без пощады. Но св. Мамант переносил мучения с таким терпением, как будто бы не чувствовал никакой боли.

Царь говорил ему:

– Обещай только, что принесешь жертву богам, – и тотчас будешь освобожден от мучения.

Мученик же отвечал:

– Ни сердцем, ни устами не отрекусь я от Бога и Царя моего – Иисуса Христа, хотя бы и в десять тысяч раз больше нанесли мне ран; раны эти соединяют меня с возлюбленным Господом моим, и я желаю, чтобы не уставали руки моих мучителей, ибо чем больше они бьют меня, тем больше доставляют мне благ у подвигоположника Христа.

Аврелиан, видя, что Мамант нимало не страшится страданий, приказал опалить тело его свечами. Но огонь, как бы устыдясь тела мученика, не прикоснулся к нему, а обратился на лица мучителей. И возгорел царь гневом и воспламенел яростью сильнее, чем мученик Христов огнем вещественным: ибо насколько тот не обращал внимания на огонь, настолько сердце мучителя воспламенялось. И приказал царь побить св. Маманта камнями. Но сие страдание для мученик, объятого любовью ко Христу, было так приятно, как будто бы кто осыпал его благовонными цветами. Тогда царь, видя, что ничем не может добиться успеха, осудил мученика на смерть и повелел бросить его в море. Привязав на шею его тяжелый свинец, слуги царские повели его к морю. Но и здесь не оставил Господь раба Своего, «ибо Ангелам Своим заповедает о тебе ¬– охранять тебя» (Пс.90:11). На пути к морю явился Ангел Господень, блестящий как молния. Увидев его, слуги оставили св. Маманта и со страхом бежали назад. Ангел же, взяв мученика, отвязал свинец и, приведя на высокую гору у пустыне, близ Кесарии, повелел ему жить там.

Житие в пустыне св. Мамант начал постом. На горе той он постился сорок дней и сорок ночей и явился как бы второй Моисей (Исх.24:18), коему в руки дан был новый закон: ибо сошел к нему с неба голос и жезл. Приняв сей жезл, Мамант, по повелению свыше, ударил им в землю, и тотчас из глубины земли явилось Евангелие. После сего построил он небольшую церковь и молился в ней, читая святое Евангелие. По повелению Божию, к св. Маманту собирались из той пустыни звери, как овцы к пастырю, и как будто существа разумные слушали его и повиновались ему. Пищею ему служило молоко диких зверей, из коего он изготовлял сыр, – и не только для себя, но и для бедных: ибо, наготовив много сыру, он носил его в город Кесарию и раздавал бедным.

Вскоре по всей Кесарии распространился слух о Маманте. Тогда Александр, – не тот, о коем было упомянуто выше, но другой, – поставленный в то время наместником в Каппадокии, человек жестокий и очень злой, узнав всё о Маманте, счел его за чародея и послал воинов на конях в пустыню разыскать его и привести к себе. Сойдя с горы, св. Мамант сам встретил всадников и спросил, кого они ищут. Те, думая, что это пастух, пасущий на горе своих овец, отвечали:

– Мы ищем Маманта, который живет где-то в этой пустыне; не знаешь ли ты его, где он?

– Зачем вы ищете его? – спросил их Мамант.

Воины отвечали:

– На него донесли наместнику, что он чародей, и вот наместник послал нас взять его для мучения.

Тогда Мамант сказал им:

– Я расскажу вам, друзья мои, о нем, но прежде войдите в хижину мою и, отдохнув немного от труда, подкрепитесь пищею.

Воины пошли с ним в его жилище, и он предложил им сыру. Когда они стали есть, пришли лани и дикие козы, кои привыкли, чтобы их доил святой подвижник. Мамант надоил молока и предложил воинам пить, а сам стал на молитву. И стало собираться еще больше зверей. Увидав их, воины испугались и, бросив пищу, пришли к Маманту. Он успокоил их, а затем объявил, что он есть тот самый Мамант, коего они ищут. Тогда они сказали ему:

– Если сам ты желаешь идти к наместнику, то иди с нами; если же не хочешь, то отпусти нас одних, ибо мы не смеем вести тебя. Но просим тебя, чтобы звери не трогали нас.

Успокоив воинов, Мамант велел идти им вперед.

– Идите, – сказал он, – сначала вы, а я пойду вслед за вами один.

Удалившись оттуда, воины ожидали пришествия Маманта у городских ворот, ибо вполне верили словам такого дивного мужа и даже подумать не могли о нем что-нибудь дурное. Мамант же, взяв с собою льва, пошел вслед за воинами. Когда он вошел в городские ворота, лев остался за городом; воины же, взявши Маманта, представили его к наместнику Александру.

Наместник, увидев святого, тотчас начал допрашивать его:

– Ты ли тот самый чародей, о котором я слышал? – сказал он.

Святой же отвечал:

– Я раб Иисуса Христа, посылающего спасение всем верующим в Него и исполняющим волю Его, волхвов же и чародеев предающего вечному огню. Скажи мне: зачем ты призвал меня к себе?

– Затем, – отвечал наместник, – что не ведаю, какими волхвованиями и чарами ты настолько укротил диких и лютых зверей, что живешь посреди них и, как я слышал, повелеваешь ими, как будто существами разумными.

Св. Мамант и на это сказал:

– Кто служит Богу Единому, Живому и Истинному, тот никак не согласится жить с идолопоклонниками и злодеями. Посему и я пожелал лучше жить со зверями в пустыне, нежели с вами в селениях грешников. Ибо звери укрощаются и повинуются мне вовсе не волхвованием, как ты думаешь, – я даже и не знаю, в чем состоит волхвование, – но хотя они и неразумные существа, однако умеют бояться Бога и почитают рабов Его. Вы же гораздо неразумнее зверей, ибо не почитаете истинного Бога и бесчестите рабов Его, без милосердия их муча и убивая.

Наместник пришел в ярость, услышав такие слова, и тотчас приказал повесить св. мученика, бить и строгать железными когтями тело его. Но мученик, хотя и сильно был уязвляем, переносил сие с таким мужеством, как будто бы не чувствовал никакого страдания: он ни вскрикнул, ни застонал, и только с умилением возводя очи свои на небо, оттуда ожидал помощи, каковую действительно и получил: ибо внезапно был к нему с неба голос, глаголющий:

– Крепись и мужайся, Мамант!

Голос это слышали многие из предстоящих здесь верующих и еще более утвердились в своей вере. Святой же Мамант, совершенно укрепленный тем голосом, нисколько не думал о муках. Долго мучили святого, строгая его тело; наконец бросили его в темницу на время, пока приготовят печь, в коей задумал сжечь его наместник. В темнице сидело до сорока других узников. Когда они изнемогли от голода и жажды, св. Мамант помолился – и вот, чрез оконце влетел в темницу голубь, держа во тру пищу, светлую, как бисер, и слаще меду; положив ее пред св. Мамантом, голубь вылетел вон. Пища та для всех узников умножилась, как некогда умножились в пустыне малые хлебы для множества народа (Мф.14:19-20). Вкусив этой чудесной пищи, узники подкрепились. И снова, по молитве святого Маманта, в полночь открылись двери темницы, и все узники вышли; остался только один св. Мамант. Когда же сильно разгорелась печь, мученик был выведен из темницы, и все узники вышли; остался только один св. Мамант. Когда же сильно разгорелась печь, мученик был выведен из темницы и ввержен в эту огненную печь. Но Бог, некогда оросивший пещь Вавилонскую для трех отроков (Дан.3:8), и для Маманта оросил огонь и посреди горящего пламени соделал рабу Своему прохладу. Мученик, воспевая и славя в той печи Бога, пробыл в ней три дня, пока печь совершенно не остыла и уголья не обратились в пепел. Чрез три дня наместник, увидев, что Мамант еще жив, изумился и сказал:

– Ужели так велика сила чародея сего, что даже огонь не может его касаться?

Многие же из народа, увидав, что огонь нимало не коснулся святого и не сделал ему вреда, познали истинного Бога и, приписывая Ему Единому чудо сие, прославляли силу Его.

Безумный же наместник не восхотел, однако, познать всемогущего Бога, но, изведя мученика из печи и видя, что огонь не повредил ему, приписал это чародейству и многие хулы говорил на истину. Наконец он осудил мученика на съедение зверям. Привели святого в цирк 9 и выпустили на него голодную медведицу; но она, приблизившись, поклонилась святому и лежала у ног его, обнимая стопы его. Потом выпустили леопарда, но и тот с кротостью обнял шею его, целовал лицо и облизывал пот с чела его. В это время прибежал лев – тот самый, который пришел со святым из пустыни, и, вскочив в цирк, проговорил к святому человеческим голосом (ибо Бог, в явление всемогущей Своей силы, открыл уста зверю, как некогда ослице Валаамовой, следующие слова:

– Ты – пастырь мой, который пас меня на горе!

И, проговорив сие, тотчас бросился на народ, которого там было бесчисленное множество, и еллинов и иудеев, и взрослых и детей. По воле Божией, двери цирка заперлись сами собой, и растерзал там зверь множество народа, так что едва спасся сам наместник: весьма немногие из бывших в цирке избежали ярости льва, который хватал и терзал всех с лютостью. Но святой укротил льва и отослал его в пустыню. Наместник же, снова схватив святого, продержал его некоторое время в темнице и, выведя вторично в цирк, выпустил на него самого свирепого льва. Но и сей лев, мгновенно став кротким, лежал у ног святого. Видя сие, народ от гнева скрежетал зубами на святого и кричал наместнику:

– Уведи льва, а мы этого чародея побьем камнями!

И стали бросать камни в мученика. Один же из языческих жрецов, по повелению мучителя, сильно ударил святого трезубцем в чрево и рассек его, так что из чрева выпали все внутренности. Подобрав их и держа собственными руками, св. Мамант пошел вон из города. Кровь его, истекающую как воду, одна из верующих женщин собирала в сосуд. Пройдя около 200 саженей, св. Мамант обрел в каменной скале пещеру и уснул в ней. Здесь он услышал голос с неба, призывающий его в горние селения, и с радостью предал дух свой в руки Господа, за Коего усердно пострадал 10.

Так св. Мамант приял венец мученический. Святые мощи его были погребены верующими на месте кончины, и там совершались многие исцеления и чудеса, как это ясно видно из слов св. Василия Великого, который в своей проповеди к народу, на память св. мученика Маманта, говорит:

– Поминайте святого мученика – те, кто видел его в видении, кто из живущих на сем месте имеет его помощником, кому из призывающих имя его он помог самым делом, кого из заблудших в жизни наставил, кого от недугов исцелил, чьих детей, уже умерших, снова возвратил к жизни, чью жизнь продолжил, – все, собравшись воедино, принесите хвалу мученику.

Когда Юлиан Отступник 11, еще будучи в молодых летах и желая оставить по себе памятник благочестия (хотя уже и в то время был волком в овечьей шкуре), начал строить в честь св. мученика Маманта над его гробницею великолепную церковь (делал же это не по благочестию, а из тщеславия и лицемерия), тогда воистину можно было видеть преславное чудо. Ибо что днем созидалось, то в ночь разрушалось: поставленные столбы обращались в груду; одни из камней не могли как следует держаться в стене, другие делались твердыми, так что нельзя было тесать их; иные – в прах рассыпались; цемент же и кирпичи каждое утро находили как бы рассыпанными от ветра и развеянными с своего места. И это было обличением зловерия Юлиана и знамением его будущего гонения на церковь Божию. Таковое чудо совершалось при гробе святого: ибо не желал святой, чтобы в честь его была построена церковь для тех, коим в скором времени предстояло гонение за истинную веру.

Молитвами, Господи, мученика Твоего Маманта сотвори с нами знамение во благо и избави нас от гонящих нас, да славим Тя со Отцом и Святым Духом во веки, аминь.

Кондак, глас 3:

Жезлом святе, от Бога тебе данным, люди твоя упаси на пажитех живоносных: звери же невидимыя и неукротимыя сокруши под ноги тя поющих: яко вси, иже в бедах, предстателя тя тепла Маманте, имут.

1 Пафлагония – провинция Римской империи, находившаяся на юге Малой Азии.

2 Высшее сословие в Римской империи, соответствующее нашему родовитому дворянству, называлось патрициями.

3 Гангра – главный город Пафлагонии.

4 Имя Кесарии носили несколько городов. Кесария, главный город Римской провинции Каппадокия, был впоследствии разрушен землетрясением.

5 Император Аврелиан царствовал с 270 по 275 гг.

6 Серапис – языческое божество, изображавшееся в виде мужчины на троне, со скипетром в руках и орлом у ног; на голове – корзина, символ обилия. Оно олицетворяло собою мужественную и производительную силу природы. Во времена мч. Маманта почитание этого идола в Римской империи было особенно распространено.

7 Город Эги находился в провинции Киликии, в Малой Азии, при Исском заливе.

8 Голиаф – известный библейский великан, филистимлянин, считавшийся непобедимым и павший в единоборстве с Давидом (1Цар., 17 гл.).

9 Цирком называлась площадь, огороженная рядом скамей или стеною Там происходили состязания бойцов между собою и со зверями. На эту площадь или арену бросали и христиан и потом выпускали сюда хищных зверей, которые содержались при цирке в особых клетках.

10 Мамант скончался в 275 г.

11 Император Юлиан царствовал с 361 по 363 гг. Сделавшись императором, он отступил от христианской веры и поставил задачею своей жизни восстановление язычества. Посему он и называется Отступником.

Перепечатано с www.ispovednik.ru

Вернуться к списку «Жития святых по изложению Димитрия Ростовского»

Вернуться к основному списку «Жития святых»

Рекомендуйте эту страницу другу!

Почитание святого Маманта в разных странах

Сразу исчерпывающе на этот вопрос, как святой Мамант появился на Кипре, ответить не получится, придется совершить небольшой экскурс в историю.

Место подвига и зарождения культа святого – Каппадокия, родина отцов Церкви, сказочная земля с подземными городами и скальными монастырями. Тогда – богатая римская провинция, процветающая благодаря торговле с Востоком и Западом. Название города Кайсери собственно латинское, от слова Caesar (кесарь, цезарь). Именно из Каппадокии происходит первое сохранившееся изображение святого Маманта, причем верхом на льве. Это уникальная свинцовая евлогия (маленький сосуд для реликвий) VI века, предположительно из Кесарии Каппадокийской. Хранится эта вещица в Византийском музее в Афинах.

Сделаем еще один небольшой шаг в сторону и отметим, что образ прекрасного юноши на льве мог появиться не без помощи местной дохристианской традиции. Иконография святого, и отчасти его имя могут быть связаны с тем, что в Каппадокии в римскую эпоху почитали местную богиню по имени Ма. Это великая мать всех богов, напоминающая чем-то римскую Кибелу. Она ездила на льве, и отправление ее культа подразумевало оргии, сопровождающиеся членовредительством. Возможно, корни образа нашего безбородого юного наездника уходят в античную культуру, и в Маманте Кесарийском слились воедино память о древней богине, которая, конечно же, покровительствовала зверям, и образ юного мученика за христианскую веру, достигшего в пустыне таких высот духа, что мог приручить льва. На Руси, например, подобное произошло с богом Велесом: в сознании народа его заменил святой Власий, унаследовав от языческого предшественника покровительство домашним животным; Илья пророк перенял на себя часть функций Перуна и стал отвечать за грозу, можно найти и другие примеры.

Слава святого быстро распространилась по империи. В V в. у Константинополя появляется пригород, названный в честь Маманта, позднее, в VI в., в Городе основывается монастырь в честь святого. Интересно, что церковь «святого Мамы» в Царьграде упоминается в Повести временных лет: там во времена Вещего Олега останавливались русы. Мамант был покровителем акритов, воинов, защищавших византийские границы.

Святого почитали и изображали, но просто как мученика, про льва будто бы на время забыли. Например, в росписях пещерных церквей Каппадокии он изображен в красивых богатых одеждах, и об отшельнических подвигах его можно догадываться только по пастушескому посоху (например, изображение в арке в церкви Элмалы в деревне Гёрёме, третьей четверти XI века). Правда, есть два древних изображения св. Маманта на льве, и оба они происходят из Грузии. Первое – это уникальное серебряное позолоченное тондо XI века из Гелати, найденное при раскопках. Святой изображен верхом на льве, но без ягненка.

Тондо из Гелати, XI век, Грузия (встречала датировку V–VII веком, но не думаю, что в Грузии изображения могли возникнуть раньше, чем в Каппадокии)

Второе изображение – Миниатюра рукописи Григория Назианзина, XII век (А-109, Академия наук, Грузия). В Грузии традиция жива, и на монете в 10 тери можно видеть Маманта на льве.

Другие изображения святого на льве относятся к окраине христианского Востока, а именно к Ливану. Здесь есть церкви и монастыри, и даже целый город, названный в его честь, Дейр Мимас (об этих изображениях я знаю из доклада прекрасного искусствоведа и блестящего реставратора В.Д. Сарабьянова, сделанного на конференции «Лазаревские чтения» в феврале 2015 года). Все росписи этих церквей относятся к концу XII – началу XIII века, то есть это искусство эпохи крестоносцев. В частности, в церкви святого Саввы есть Мамант на льве, а стилистически росписи этого храма напоминают кипрскую церковь Панагии Аракиотиссы в Лагудера (информация также из доклада В.Д. Сарабьянова).

Для кого строили и расписывали эти храмы – вопрос, потому что надписи там исполнены на трех языках: греческом, сирийском и арабском. Изображения святого Маманта в церквях Ливана связаны, видимо, с местными христианами, учитывая языки надписей. Может быть, крестоносцы им покровительствовали. К сожалению, после падения Акры в 1291 году и ухода крестоносцев христианам на Святой земле стало жить заметно сложнее, чем при крестоносцах, даже хуже, чем до их прихода. Может быть, кто-то из художников отправился на Кипр. Может быть, художники с Кипра ездили расписывать храмы в Ливан, пока были заказы.

Поскольку здесь, в Святой Земле, существовали государства крестоносцев, культ святого проник в Западную Европу. Уже XII веке мощи святого Маманта (голова) были перенесены во французский город Лангр, где в течение полувека (1150–1196) отстроили посвященный ему кафедральный собор, сочетающий черты романского и готического стилей.

Собор святого Мамета в Лангре, 1150–1196

Почитают его также в Испании, Италии и Португалии, причем в Испании, в Бильбао и Сарагосе тоже есть мощи: в Бильбао кусочек черепа, а в Сарагосе – голова (голова Иоанна Предтечи хранилась в шести местах, и почти никого в ту эпоху это не смущало).

Святого Маманта знали и на Руси. В Великих Минеях Четьих митрополита Макария середины XVI века помещено очень пространное житие святого. Его имя упомянуто на одном из драгоценных мощевиков, изготовленных по заказу Бориса Годунова в годы его недолгого царствования для Благовещенского собора Московского Кремля: «Повелением великого государя и царя и великого князя Бориса Федоровича Всея Руси Самодержца, и его царского величества сына великого государя царевича князя Федора Борисовича всея Руси, сделана сия рака на мощи апостола Тита да Спиридона чудотворца (Спиридон Тримифунтский, кстати, тоже родом с Кипра – Ю.Б.) да Козьмы ж от Аравии да мученика Мамонта в пятое лето государства их лета 7111 (между 1 сентября 1602 г. и 21 февраля 1603 г.)». На Руси его считали покровителем овец и коз и называли Мамонтием-овчарником. В поздних иконописных подлинниках его предлагают изображать среди коз и овечек.

Перед тем, как обратиться к кипрским изображениям Маманта верхом на льве, отметим, что его можно встретить на франзузском гобелене и даже на эфиопских иконах (изображение мне попалось на сайте нумизматов. Иконографическая особенность – седая борода. Вот ссылка.

Святой Мамант. Эфиопская икона

Святой Мамант. Эфиопская икона

Но вернемся на Кипр.

Источники

Мученичество Маманта Кесарийского. Миниатюра из Минология Василия II. Первая четверть XI в. (Vat. gr. 1613. P. 4)

Древнейшими источниками сведений о св. Маманте являются гомилии в его честь, написанные святителями Василием Великим и Григорием Богословом. В «Беседе на день святого мученика Маманта» свт. Василия Великого (ок. 370 или 376) из обстоятельств биографии святого упоминается лишь то, что Мамант был пастухом и происходил не из знатного рода [34]. Слово свт. Григория Богослова «На Неделю новую, на весну и на память мученика Маманта» приурочено к дню Антипасхи и скорее всего было произнесено 16 апреля 383 года. Святитель назвал Маманта знаменитейшим мучеником: «…прежде он доил ланей, которые одна перед другой поспешали напитать праведника необыкновенным молоком, а теперь пасет народ матери градов» [23].
В конце века — первой половине века также были написаны не сохранившиеся до настоящего времени первоначальное Мученичество и т. н. аристократическое Житие св. Маманта, в котором в отличие от гомилии свт. Василия Великого подчеркивалось знатное происхождение этого святого. Они послужили источниками [35] греч. анонимного Мученичества [36], сохранившегося в нескольких вариантах; его отрывки содержатся в папирусе V-VI веков [37]. По всей видимости, это Мученичество было создано в веке. Исследователи выделяют в «особую группу» рукописи [38], в которых повествование начинается со времени проживания св. Маманта на горе и сходно с лат. Мученичеством [39]. В конце X века Симеон Метафраст отредактировал анонимное Мученичество; в новой версии BHG, N 1018 опущены многие сверхъестественные события, исключена из него и проповедь Евангелия зверям. На Метафрастовой версии основана Похвала Маманту, написанная в конце XII века на Кипре прп. Неофитом Затворником [40]. Н. Клиридис опубликовал новогреческое Житие св. Маманта, созданное на основе анонимного Мученичества [41].

Мч. Мамант Кесарийский. Тондо из монастыря Гелати (Грузия, XI в.). Гос. музей искусств Грузии им. Ш. Амиранашвили

Древнейшее из латинских Мученичеств [42], изданное И. Делеэ по рукописи Taurin F. III. 16, X в. [43], имеет лит форму энциклики, с которой три епископа, Евпрепий, Кратон и Периген, обращаются ко всем христианам. Имена Периген и Кратон заимствованы из анонимного ересеологического трактата середине V века Praedestinatus [44]. В самой энциклике упоминается, что ее оригинал был написан на греческом языке [45]. А. Бергер предполагает, что энциклика создана на основе первоначального греч. Мученичества с добавлением вводной части [35]. Как повествуется в энциклике, отрок Мамант, ученик Кесарийского еп. Фавмасия, ушел подвизаться на гору близ Кесарии. Там он встретил отшельников Авду, Дана, Никифора, Милисия, Романа, Секунда, Дидима и Приска. В энциклике уделяется большое внимание взаимоотношениям Маманта с миром животных. Согласно этому источнику, проповеди Маманта с благоговением слушают не только лани и козы, но и львы, медведи, леопарды, волки, онагры, мифические единороги, дикие лошади, буйволы и др. звери [46]. Святой напоминает легендарного Орфея, чарующего животных [47]. Если в других Мученичествах не указывается, сколько времени Мамант прожил на горе, то в энциклике сообщается, что он провел там пять лет и шесть месяцев [48]. Описание мучений Маманта при имп. Аврелиане в общих чертах сходно с изложенными в греч. агиографических источниках. Делеэ считал, что нем. богослов и поэт Валафрид Страбон (+ 849) использовал энциклику при написании стихотворного Жития Маманта на латинском языке [49]. Однако, по мнению Бергера, в веке образцом для создания поэмы Страбона [50] и заметки о Маманте, сделанной Рабаном Мавром [51], послужило латинское Мученичество BHL, N 5192. В 1164 году новое латинское Мученичество Маманта [52] было составлено Годфридом (в источнике назван Гоффредом), еп. Лангрским [53]. По словам автора, оно основано на трех ранних источниках, один из которых принадлежит греческому архидиакону из Антиохии, второй — субприору храма Гроба Господня в Иерусалиме, а третий — одному из калабрийских монастырей. Бергер отмечает, что Годфрид излагает события в соответствии с версией Метафраста [54]. Перенесению честной главы Маманта в Лангр в 1209 году посвящено Сказание [55].
На анонимном греч. Мученичестве основываются двух сирийских, одно из которых начинается с повествования о пребывании Маманта на горе (версия В) [56], другое (версия А) включает рассказ о его родителях — Руфине и Феодоте [57], а также два армянских Мученичества [58]. По мнению Бергера и Х. Юнансардаруд, к анонимному Мученичеству восходит только сирийская версия А, версия В содержит текст в варианте, представленном в «особой группе» греческих рукописей и в латинском Мученичестве BHL, N 5192. Эти исследователи считают наиболее вероятным, что версия В является переводом латинского Мученичества BHL, N 5192, а не греческого текста [59].

Святой Мамант на Кипре

В поздневизантийский период (XIII – середина XV века) киприоты решили, что мощи святого чудесным образом оказались в Морфу, где была возведена прекрасная церковь в его честь «во франко-византийском стиле».

Как и когда именно это произошло, мы уже не узнаем, но можем предположить, что культ святого мог проникнуть сюда благодаря крестоносцам, а если быть точнее, то Лузиньянам. Они владели островом с 1192 по 1473 годы, а самые ранние изображение святого Маманта датируются XIII веком. Это фреска XIII века в церкви Пресвятой Девы в Кофину и икона, находящаяся сейчас в церкви Панагии Кафолики в Пелендри, стилистически близкая к «искусству крестоносцев». На иконе мученик представлен верхом на льве. Изображение святого (без льва) XIV или XV столетия есть также в церкви святой Марины в Пирге. Там же, в Пирге, находится часовня св. Екатерины, отстроенная и украшенная фресками на деньги Жана и Шарлотты Лузиньянов, увековеченных на стене часовни у подножия распятого Спасителя (но о ней в следующий раз). Может быть, все было еще проще, и почитание святого Маманта вместе с изображениями попало сюда напрямую из Ливана или из Каппадокии, с переселенцами-христианами, которые бежали от мусульман. В Каппадокии турки-сельджуки появились уже в XI веке и после битвы при Манцикерте (1071) прочно закрепились там. Часть христианского населения разбежалась. Росписи некоторых храмов Кипра, X–XII веков, напоминают исследователям каппадокийские памятники, так что какие-то связи существовали. Беженцы из стран христианского Востока и позднее находили убежище на острове. В частности, в XIII веке это были выходцы из Сирии: их появление оказало влияние на местную моду, что видно по ктиторским портретам.

Так или иначе, святой Мамант (а точнее, его мощи) чудесным образом оказались в Морфу. Изначально в Морфу было святилище Афродиты, потом, видимо, христианский храм, а при Комнинах (то есть в XII веке) здесь был монастырь. Ныне существующий собор датируется концом XV – началом XVI века. Он стоит, возможно, на руинах византийской церкви, а она, в свою очередь, на руинах раннехристианской базилики. После чудесного обретения мощей стали писать образы мученика, причем возродили старую иконографическую формулу, где Мамант едет верхом на льве.

Собор монастыря святого Маманта в Морфу. Образ мученика закрыт завесами

На Кипре почитание святого получило новый оттенок: он стал защитником от эпидемий, в частности, чумы. Тогда вспомнили старые легенды и сложили новые, в том числе ту, где говорится об освобождении святого Маманта от уплаты налогов, причем по сюжету теперь получается, что святой подвизался здесь, на Кипре, в окрестностях Морфу, а вовсе не в Кесарии. Именно в этой легенде говорится о том, что губернатор принял ягненка как дар и освободил храбреца от всех податей. Отметим, что ягненок на руках святого – особенность и отличительная черта именно кипрских изображений святого. Мамант на Кипре может быть без льва, но ягненок – обязательный атрибут. Итак, здесь он покровитель всех налогоплательщиков, и добросовестных, и не очень, а также защитник от болезней. О Морфу на сайте есть прекрасная статья, поэтому я не стану ее здесь пересказывать. Укажу только, что здесь хранится великолепная икона святого. Возможно, она XVI века, может быть и чуть раньше.

Она выполнена в византийской манере, близкой к той, в которой работали критские художники в XV–XVI столетиях. Икона стоит у северной стены над саркофагом святого. Сверху над ней полукруглая доска со сценами жития и мучений святого Маманта, а под ней, прикрытая завесами, икона мученика верхом на льве, а по сторонам от нее – конные святые воины, Димитрий и Георгий. Мамант едет по зеленому позему на льве, который косится и скалится на ягненка.

В правом верхнем углу в небесном сегмента Христос благословляет мученика. Юный лик святого написан отличным живописцем, со всем знанием византийской манеры письма: сложная многослойная живопись передает округлость юного лика, румянец на щеках и тень от носа оживляет его. Поверх лежат лучики пробелов, благодаря которым лик святого как бы светится изнутри.

Итак, на Кипре изображения св. Маманта появляются в поздневизантийский период, в XIII веке. Самое древнее известное мне более или менее сохранное изображение – это икона, висящая на северной стене в церкви Панагия Кафолики в Пелендри.

Эта крупная икона на толстой доске датируется в доступных мне изданиях XIII веком. Как и на многих памятниках этого времени, фон иконы украшен рельефным стуковым узором, выдавленным в грунте с помощью штампа. Не могу сказать точно, что на иконе осталось от авторского красочного слоя, поскольку для этого надо проводить специальное исследование.

Икону почитали и периодически чинили и поновляли. Но общая композиция, конечно, старая. Запоминающаяся особенность произведения и светло-голубой плащ мученика и совершенно гротескная физиономия льва, как будто с легкой небритостью. Глаза зверя голубые (под цвет плаща), он высунул язык.

За одним-единственным исключением, у львов святого Маманта в кипрской живописи феерически глупый вид: наверное, оттого, что он везет святого и не ест ягненка не по своей воле. Морда у него в большинстве случаев антропоморфная, и за это нельзя упрекнуть художников, потому что львы здесь, насколько я знаю, никогда не водились. Святой Мамант сидит на льве боком, можно сказать, восседает, как на троне. Ягненка (размером с кошку) и пастушеский посох с крючком он держит в руках так торжественно, будто это скипетр и держава.

Литература

  • BHG, N 1017z-1022;
  • BHL, N 5191d — 5199;
  • BHO, N 589-592;
  • Θεόφιλος (᾿Ιωάννου), ἱεροδιάκονος. Μνημεῖα ἁγιολογικά. Βενετία, 1884. Σ. 338-351;
  • Basil. Magn. Hom. 23 // PG. 31. Col. 589-600 (рус. пер.: Беседа 23 на день св. мч. Маманта // Василий Великий, свт. Творения. М., 2012. Т. 1. С. 1069-1074);
  • Greg. Nazianz. Or. 44 // PG. 36. Col. 608-621 (рус. пер.: Слово 44 на неделю новую, на весну и на память мученика Маманта // Григорий Богослов, свт. Творения. М., 2010. Т. 1. С. 551-558);
  • Bedjan. Acta. T. 6. P. 431-458;
  • Cobham C. D. Excerpta Cypria. Camb., 1908;
  • Bayan G. Le Synaxaire arménien de Ter Israël: Mois de Navasard // PO. 1910. T. 5. Fasc. 3;
  • Leont. Makhair. Chronicle. T. 1. P. 32;
  • Delehaye H. Passio St. Mammetis // AnBoll. 1940. Vol. 58. P. 126-141;
  • Berger A. Die alten Viten des hl. Mamas von Kaisareia: Mit einer Edition der Vita BHG 1019 // AnBoll. 2002. Vol. 120. P. 241-310;
  • Berger A., Younansardaroud H. Die griechische Vita des hl. Mamas von Kaisareia und ihre syrischen Versionen. Aachen, 2003;
  • Delehaye. Passions. P. 171-226;
  • Cignitti B. Mama // BiblSS. 1966. T. 8. Col. 592-612;
  • Janin. Églises et monastères. P. 314-319;
  • Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 210;
  • Залесская В. Н. Ампулы-евлогии из Малой Азии (IV-VII вв.) // ВВ. 1986. Т. 47. С. 182-190;
  • она же. Литургические штампы-евлогии: (Св. Лонгин Криний и св. Мамант Кипрский) // Литургия, архитектура и искусство визант. мира. СПб., 1995. С. 236-242. (Византинороссика; 1);
  • K[azhdan] A., Ševčenco N. P. Mamas // ODB. 1991. Vol. 2. P. 1277-1278;
  • Saxer V. Mamas (or Mammas) // EEC. 1992. P. 518;
  • Μαραβᾶ-Χατζηνικολάου ῎Α. ῾Ο ῞Αγιος Μάμας. ᾿Αθήνα, 19952;
  • Χατζηχριστοδούλου Χ. Ο καθεδρικός ναός του Αγίου Μάμαντος στη Μόρφου. Λευκωσία, 2010.

Святой Мамант в настенных росписях Кипра

Список памятников, возможно, неполный, но если это так, он будет пополняться. Фотоматериалы не мои, все они отсняты Павлом и Еленой специально для этой статьи. Пользуясь случаем, сердечно благодарю неутомимых путешественников.

Итак, где-то в XIII веке святой Мамант появился в кипрской живописи. Верхней границы нет, потому что его иконы пишут до сих пор. Есть пара его изображений XIV столетия, но большая их часть приходится на XV–XVI века. Большинство этих церквей находятся в горах Троодос, среди них есть монастырские, но больше приходских. Благодаря обстоятельности местных жителей, тщательно фиксировавших, кто и когда построил храм и украсил его, мы часто знаем точные даты росписи, а также имена не только многих заказчиков, но и троих художников, причем один из них расписал целых две церкви. В подавляющем большинстве церквей святой изображен на льве, в нескольких ранних – просто стоящим, с ягненком и посохом.

Святой Мамант без льва представлен в пяти церквах:

1. Святой Марины в Пирге (роспись датируется XIV–XV веками). Изображен так, что его фигура сопоставляется с образами святых воинов Георгия и Димитрия, а также аскетами и преподобными. К сожалению, от росписи мало что осталось. Хорошо виден ягненок, вид у него устрашающий.

2. Святого Ираклидия в монастыре св. Иоанна Лампадиста в Калопанайотисе (около 1400 года). Изображен в северо-западном компартимента на пилоне арки, ведущей в западную часть нефа. Параллельно ему на соседнем пилоне изображен святой Ираклидий, патрональный святой храма, так что Маманту отведено почетное место.

3. Архангела Михаила в Педулас (1474 год, художник Мина из Мирианфусы). Изображен на южной стене, среди почитаемых святых. Стиль росписи представляет собой отголосок стиля Македонской школы живописи византийского времени. Цвета яркие и чистые, пропорции изящны. К сожалению, лик Маманта утрачен.

4. Успения Богоматери в деревушке Курдали (росписи начала XVI века). Изображен рядом с апостолом Павлом, стиль живописи – итало-византийский, с белыми, плотно написанными ликами.

5. Панагия Амасгу возле Монагри (1564 год). Сохранилась только голова святого, изображенного строго фронтально. У него очень светлый лик, как то свойственно произведениям итало-византийского направления в живописи. Изображен рядом со святым Георгием, стиль живописи – итало-византийский.

Верхом на льве Мамант представлен в семи церквях:

1. Панагия тис Асину в Никитари (слой 1332/1333 года). Святой Мамант представлен в нартексе, рядом со знаменитым конным Георгием и параллельно ктиторской композиции. Выше находится образ Пресвятой Девы с дамой-донатором, а напротив – Страшный суд, где Земля, отдающая мертвых, тоже изображена на льве. Стиль росписей несколько упрощенный, с неоднократно отмеченными исследователями западноевропейскими мотивами: чего стоят костюмы донаторов с чепчиками и изображение охотничьих собак! Льву, на котором едет Мамант, зачем-то выцарапали глаза и нарисовали во лбу крестик. Видимо, он пугал кого-то, несмотря на поджатый хвост и то, что на нем верхом едет святой Мамант.

2. Святого Креста Агиасмати в Платанистаса (1494, художник Филипп Гул). Святой всадник изображен на западной стене слева от дверей. В пандан ему изображен святой Георгий, едущий на коне через море и спасающий мальчика из сарацинского плена. Художник был явно знаком с византийским искусством эпохи Палеологов, а также с западноевропейским готическим искусством. Те и другие мотивы переплетаются в росписи. Возможно, Гул использовал несколько книг образцов и варьировал стиль, потому что другой исполненный им ансамбль выглядит чуть иначе. Нимбы у ростовых святых в нижней части стен рельефные, что считается готическим заимствованием.

3. Святого Маманта в Луварас (1495, художник Фиипп Гул). Святой Мамант, патрональный святой храма, изображен верхом на льве, под арочкой, на почетном месте на северной стене у иконостаса. Лик святого поврежден. Здесь, помимо готических черт, имеются ренессансные мотивы, особенно заметные в изображении построек. Это и неудивительно, поскольку тогда на острове наступила эпоха венецианского владычества.

4. Христа Антифонидиса возле Калогреа (последнее десятилетие XV века, этот памятник находится в северной части острова, состояние сохранности живописи плачевно). Святой Мамант представлен в слое конца XV века, слева от южной двери. Изображение, к сожалению, полуразрушенное. 5. Святого Созомена в Галате (1513 год, художник Симеон Аксенти). Ансамбль отлично сохранился. Святой Мамант, верхом на своем льве, изображен на южной стене, он выделяется среди других фигур. У него запоминающийся очень характерный лик, с крупными чертами и направленным на зрителя внимательным взглядом живых темных глаз. Возможно, в основе столь живого и правдоподобного образа лежит местный типаж. Напротив него святые воины: Георгий, Димитрий и Нестор. В росписях церкви есть некоторые западные заимствования (изображение Христа, восстающего из гроба рядом с традиционным Сошествием во ад), при этом составитель программы демонстрирует высокий уровень образования. Ктиторская надпись гласит, что на постройку этой церкви собрали деньги жители 13 деревень, а украшена росписями она была на средства Иоанна, стряпчего (юриста) из соседней деревни Тембрия. Прилагающийся список имен вкладиков представляет интерес для истории кипрского диалекта греческого языка в Позднее Средневековье. Есть офранцуженные варианты греческих имен (Йоргис, Якос), а также характерные кипрские имена типа Калогномоса (благонравный) и Милломениса (жирный, неприличный грязный человек). Надпись включает цитату из труда Германа патриарха Константинопольского (657–718) «Сказание о церкви и рассмотрение таинств», что само по себе примечательно для отдаленной кипрской деревни в XVI веке: «Церковь есть земное небо, в котором живет и обращается небесный Бог. Она есть образ Распятия, погребения и воскресения Христова». Этот текст получает визуальное воплощение в декорации храма.

6. Святителя Николая в Галатарии (второе десятилетие XVI века, сохранность фрагментарна). На западной стене справа от двери, остатки св. Маманта верхом на льве.

7. Спасителя (Преображения Господня) в Палеохорьо (второе десятилетие XVI века, считается одним из лучших поствизантийских живописных ансамблей Кипра). Юный мученик Мамант верхом на льве представлен справа от западной двери, так же, как в церкви св. Креста в Агиасмати, но иконографические детали отличаются. Здесь в руках святого крест и посох, под мышкой ягненок, лев бежит справа налево, там в одной руке посох, в другой ягненок, лев степенно шествует слева направо.

Где находятся мощи святого

Мученик Мамант Кесарийский умер в возрасте 15 лет в уединенной пещере недалеко от города. Спустя время, его тело обнаружили христиане, и похоронили его в сводах пещеры со всеми полагающимися почестями.

Большая часть мощей Маманта Кесарийского с IV века находилась в посвященном ему храме в городе Мамасосе. В 1924 году при выселении греков, турки не позволили им увезти с собой мощи. Во время паломничества в Мамасос удалось привезти несколько частиц мощей Маманта в Неа-Карвали, одна из них в 2000 году была подарена церкви св. Анастасии Патрикии в Перистери.

Есть свидетельства, что часть мощей мученика Маманта с давнего времени пребывала в Иерусалиме. В Греции считают, что части главы Маманта Кесарийского хранятся в монастыре Николая Чудотворца.

Иконы

Древних икон, доступных мне по фотографиям, всего три, одна в Морфу (см. выше), две других в церкви Панагия Кафолики в Пелендри (начало XVI века). Первая, с голубоглазым львом, описана выше. Вторая находится в местном ряду иконостаса той же церкви, датируется, как и сама конструкция, началом XVI века.

Она выделяется на общем фоне и представляет собой выдающийся образец искусства смешанного итало-византийского стиля.

У святого светлый лик, без византийских пробелов и глубоких теней, живой скользящий взгляд узких глаз, − идеал красоты, напоминающий о полотнах ренессансных художников.

Лев здесь изображен не смешным, а грозным, он напоминает геральдическую фигуру. Он лижет локоть всадника, демонстрируя подчинение и согласие не есть ягненка. На красном развевающемся плаще Маманта – флер-де-лисы, а ягненок напоминает горностая, которых держали знатные итальянки вместо кошек и йоркширских терьеров. Помните портрет дамы с горностаем Леонардо? Если сравнить эту икону с надгробным образом из Морфу, сразу станет очевидно разнообразие искусства Кипра в XVI столетии: стиль, восходящий к византийскому искусству эпохи Палеологов, и стиль, впитавший достижения ренессансной живописи. Интересно, что византийская иконография сохраняется в любом случае, меняется только образ и стиль. Икона остается иконой.

Иконографический тип

Коль скоро иконографический тип святого устойчив, то можно дать ему характеристику, не вдаваясь в детали каждого изображения. Святой сидит верхом или иногда боком на льве и едет к наместнику дать отчет о невыплате налогов. Часто его благословляет Спаситель в небесах. Святой одет в длинную рубаху с богатой вышивкой, что указывает на его благородное происхождение, и в плащ, чаще всего красный. Волосы его всклокочены, как у Иоанна Предтечи, что указывает на то, что перед нами отшельник. На руках, как правило, в правой руке, он держит маленького белого ягненка, в левой – пастушеский посох с крючком. Ягненок в принципе изображается маленьким, не больше кошки, причем иногда святой держит его просто руками, а иногда через плащ, заставляя вспомнить иконы святителей, в частности, Николая, держащего Евангелие через плат, а не голыми руками. Есть ли тут какая-то намеренная символика – трудно сказать, но она невольно приходит на ум, поскольку, что ягненок, агнец – один из важнейших образов в христианской символике. Изображение льва, как правило, наивное, с антропоморфной физиономией. Особенно смехотворен лев из церкви Святого Созомена в Галате: у него не хватает зубов и почему-то соединены зрачки, и это при том, что сидящий на нем Мамант изображен без тени карикатурности, наоборот, в нем угадывается местный типаж.

Художник Филипп Гул, который расписал храмы Святого Креста Агиасмати и Святого Маманта в Луварас, нарисовал льву уши трубочкой, как у Шрека, и обиженное выражение морды.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: