«Тучная гора» (празднование 6 апреля)
На Руси этот образ поначалу находился в одном из мужских монастырей Твери. А затем был подарен настоятелем мещанину Косме Волчанинову в благодарность за хороший ремонт храма.
Икона как святыня передавалась Волчаниновыми из поколения в поколение, но один из внуков Космы, не отличавшийся благочестием, вынес ее на чердак. Через несколько дней его невестка, терпевшая много оскорблений от мужа и его родных, решила покончить жизнь самоубийством. Она отправилась в пустую баню, стоявшую на отшибе. По пути ей встретился какой-то монах, который сказал: «Куда ты несчастная, идешь? Воротись назад; иди помолись Божией Матери Тучной Горе — и будешь жить хорошо и покойно». Взволнованная молодая женщина разыскала на чердаке икону, очистила от грязи и поставила в доме на почетное место.
Случилось это накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля). И с этого дня мир и согласие воцарились в семье. От иконы происходили чудесные исцеления, и потому количество приходящих к ней становилось все больше. Поэтому в 1868 году один из Волчаниновых передал икону в дар кладбищенской церкви со словами: «Я считаю самым лучшим для нее храм Смоленской иконы Божией Матери, потому что место, на котором построена церковь, в старину называлось Тучной горой как самое высокое место в городе. Пусть же Царица Небесная Тучная Гора почивает своей благодатью на этой горе и покрывает всех здесь погребенных Своей милостью».
Название «Тучная Гора» связано с пророчеством из книги пророка Даниила. Царю Вавилонии Навуходоносору приснился сон. Он собрал мудрецов и потребовал, чтобы те дали толкование сна. Среди приглашенных был пророк Даниил, из пленных иудеев. С Божией помощью он выполнил задание. А приснился царю ставший притчей во языцех колосс на глиняных ногах. И была гора, от которой нерукотворно отвалился камень и обрушил колосса. Даниил говорит, что колосс — это современный им мир, золотая голова — Вавилон, который переживает период расцвета. Но Господь созиждет иное царство, которое не одолеет никто. Камень — это Христос. Церковь видит в горе, которая стала после отпадения камня огромной, тучной, прообраз Богородицы, от которой «нерукотворно» родился Христос. Наряду с именем «Тучная», Божию Матерь часто именуют «Гора Несекомая», никто не отсекал от нее того Камня.
Судьба чудотворной иконы после 1917 года неизвестна. После закрытия Смоленского храма икона исчезла. Но не исчезла память об образе «Тучная Гора». По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора в 1993 году был написан список иконы «Тучная Гора» и возобновлено торжественное почитание этой иконы. Чтимый список сейчас находится в алтаре Вознесенского собора Твери.
Возрастная категория материалов: 18+
- Юлия Климычева
- Амурская правда от 21.03.2009
О чем молятся иконе «Тучная Гора», в чем она помогает
• В первую очередь иконе молятся о детях; • об обращении заблудших в православную веру; • о просветлении ума; • о восстановлении мира в семье или отношениях; • о защите от стихийных бедствий; • о покровительстве в трудных делах.
Молитва Пресвятой Богородице перед ее образом «Тучная Гора»
К Тебе, Владычице, пред иконою Твоею, во умилении преклонив выю свою гордую, взываю: Се аз, грешный, от несущего к Сущему воззван бых, но скоро за моя безчисленныя и мерзкия согрешения вновь в несущее до адовых бездн обращен буду; но из тьмы зловонныя грехов моих молюся Ти, Преблагая: спаси мя, умоли Сына Твоего пождати паки, да не пожрет мя днесь напрасныя смерть, и да по велицей милости его и при благоприятной Твоей, Пречистая, помощи, обращуся от тьмы к Свету, от самолюбия к Боголюбию, от неверия к вере, от зла ко благу, от богомерзости греха к преподобию; аще бо что человеку невозможно бысть, то Богу возможно, и да отныне послужу ко прославлению Сына Твоего, предадяся всеблагой воле его, дабы и мне приити по Страшнем Судище Христовом ко благим и возлюбленным овцам пажити его в радость присную и жизнь вечную. Аминь.
О чём молиться
Молитва перед иконой Божией Матери «Тучная гора» может помочь тем, кому требуется:
- обрести душевное спокойствие, успокоить метания духа;
- обратить (вернуть) заблудшего;
- восстановить в доме, семье или отношениях мир, любовь и взаимопонимание;
- защита от стихийных бедствий и покровительство в трудных делах;
- исцелить больное дитя от недугов телесного и душевного свойства.
Для обращения к ней можно использовать специальную молитву, а можно говорить и словами, идущими от души, но главное делать это с глубокой верой.
Дней почитания у иконы целых три:
- 29/16 июля (новый/старый стиль) – дата освящения возведённого в честь иконы придела тверской Смоленской церкви (ныне разрушенного);
- 6 апреля/24 марта – упоминание первого явленного ликом Богородицы чуда, в честь этого события проводятся ежегодные всенощные бдения в его честь;
- 20/7 ноября – день, когда образ был подарен Волчанинову и перемещён из монастырской обители в дом Космы.
С особым тщанием эти праздники соблюдают, конечно же, в Твери, где столь долго хранился оригинал иконы, а теперь размещено два её списка.
Икона Богородицы «Тучная Гора». Опыт созерцания
И сны бегут, и правда обнажилась.
Простая перекладина креста.
Последний знак последнего листа, —
И книга жизни в вечности закрылась.
(мать Мария (Скобцова))
Отрок-Царь в багряно-золотом гиматии, с патрицианским клавом на белом, словно снег (Мк.9:3), хитоне, восседает как Судия.
В шуйце, левой руке Отрока, свиток, с которого будут скоро сняты все печати. Отрок взирает на землю, на которой стоит Церковь Его.
«Се, вся земля населена есть и молчит» (Зах.1:11)
Свиток перевязан четырехкратно, ибо в четырех концах вселенной, земли обитаемой и населенной, проповедано было Евангелие Сына Божия.
Черты складок опоясания, прилегающие к шуйце Судии и Отрока, Сына Божия, образуют фигуру серпа. Настал День Господень, День последней жатвы… Господин жатвы (Мф. 9:38) взирает на землю.
«И обратихся и возведох очи мои и видех, и се, серп летящь». (Зах.5:1)
– пишет один из последних пророков Израиля, Захария, писавший о суде Бога над Израилем и народами.
Жатва Его – конец века (Мф.13:39), конец земного и погруженного в тление мира, который тает от лица Божия, от лица Христа, ибо «светлый огнь» Его Божества, пронизывающего Плоть Его человеческую, сияет новой зарей над уставшим и дряхлым миром.
И гиматий Сына Человеческого, Сына Мариина, горит божественным золотом, через которое проступает алый цвет Его крови — светлым Божества огнем и нас озари! (Ирмос 7-ой песни воскресного канона, 3-го гласа)
Гора Божия, воплощенная в образе стройной, возвышающейся фигуры Богоматери – библейский символ Церкви Божией, которая, по слову пророка Исайи, откроет свет Эммануила всем народам земли.
“И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы” (Исаия 2:2)
Образ Исайи раскрывается в иконе дважды – и в самом образе Богоматери, держащей Сына Божия, пришедшего на Сион, Свою святую гору, и в образе храма Божия, что стоит на скале Духа.
Десница Богоматери бережно держит этот нерукосечный камень (Дан.2:44), увенчанный Крестом Сына Её – держит напротив Самого Младенца, что восседает на Ее деснице. Скала — символ Духа, действующего во Христе Воскресшем (Рим. 8:11; 1 Петр. 3:19), и живущего в Церкви Христовой.
Пророк Захария, говоривший в своей книге о многочисленных видениях, явленных ему во время строительства Второго Храма, во время возвращения ветхозаветной Церкви из Вавилонского плена, произносит и слова, повторенные Иисусом Христом во тьме Гефсиманской ночи, и слова которыми Евангелисты будут описывать Страсти Христовы:
«И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет,- не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников (Зах.11:12); «Порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых» (Зах. 13:7); «воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах.12:10); И будет в тот день: не станет света, светила удалятся (Зах.14:6).
Все эти пророчества принято было относить ко Дню Господню, Дню Суда и торжества Бога.
Ветхозаветная церковь готовилась к Дню Господню, чтобы достойно, как казалось в то время верующим, встретить его. Строгость поста, исполнение предписаний Закона…
И на этом фоне звучит обличение пророка:
«И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?… производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем (Зах.7:6;9-10).
Да, так и будет судить людей Христос –
«Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Потому что Я алкал (был голоден), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:34-36).
Митрополит Антоний Сурожский говорил в одной из своих проповедей, посвященной этим словам Христа:
«Были ли вы человечны на земле? Когда перед вами стояло горе — подумали ли вы о том, чтобы утешить? Когда был голод, и холод, и тоска, и оставленность, и заключенность в тюрьме, и плен болезни — что вы сделали: пожалели или нет?»
Он – Благой Судия, Он – Пастырь, пришедший к нищим духом, а не к «исполнившим все заповеди» праведникам:
«И буду пасти овец, обреченных на заклание, овец поистине бедных» (Зах.11:7).
Они разделят с Ним Его Крест, а не попытаются купить у Него Царствие своими «праведными» делами. И они узнают Его, коснувшись ран от гвоздей на руках Его…
«И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь — Бог мой!» (Зах. 13:9)
Неслучайно скала с увенчанной крестом церковью в руке Богоматери напоминает еще и преломленный хлеб – ибо в Таинстве Евхаристии приходит к замершей в молчании земле Сын Божий.
Да молчит вся земля пред лицем Его (Авв.2:20)
В Великую Субботу гимн повторяет эти слова пророка, показывая их новую, безграничную глубину:
Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным.
(Да умолкнет всякая плоть и да стоит со страхом и трепетом, ни о чем земном не помышляя: ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит, чтобы заклаться и дать Себя в пищу верным).
Христос благословляет Церковь на скале Духа, благословляет Хлеб, который Сам приносит, как Иерей, в этой Церкви.
И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку (Зах.14:4)
Гора тучная, гора, на которую сошел дождь – яркий образ псалма 67-го (ст.16-17).
Свт. Афанасий Великий говорил об этом псалме:
«В этом псалме пророк изображает пришествие Господне, низложение мысленных врагов и окончание духовного плена; а также учит, что Господь есть изведший древле сынов израильских из Египта. Сверх сего приявшим проповедь обещает дарование Духа Святого, присовокупляет утешение и Апостолам обетованием избавления от всякой скорби, постигшей их за проповедь»
В некоторых изводах иконы в складках риз Младенца угадываются очертания чаши, из которой, от чрева Его, струями золотого гиматия текут потоки живой воды, обещанной Христом в Евангелии (Ин.7:38).
Икона Богородицы «Тучная Гора»
***
Около 250–300 лет тому назад эта икона находилась в одном из мужских монастырей Твери и подарена была настоятелем Косме Волчанинову в благодарность за хорошо исполненные работы в монастырском храме. Эта икона как святыня передавалась из поколения в поколение, но один неблагоговейный внук Космы вынес обветшавшую икону на чердак. Его невестка терпела много оскорблений от мужа и его родных. В отчаянии женщина решила покончить самоубийством в пустой бане. На пути ей явился какой-то монах и сказал: «Куда ты, несчастная, идешь? Воротись назад; иди, помолись Божией Матери Тучной Горе – и будешь жить хорошо и покойно». Взволнованная молодая женщина, возвратившись домой, рассказала все, не скрывая и своего преступного намерения. Стали разыскивать монаха, но не нашли его, никто кроме нее его не видел. Случилось это накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Икону немедленно отыскали на чердаке, отчистили от грязи и поставили в доме на почетном месте. Вечером был приглашен приходской священник, который совершил пред иконой всенощное бдение, которое с тех пор совершалось в доме ежегодно в этот день. Более полутораста лет икона находилась в семье Волчаниновых. Екатерина, дочь Василия, последнего из рода Волчаниновых, выйдя замуж за Георгия Ивановича Коняева, взяла к себе икону Матери Божией как самое дорогое наследие. И в доме Коняева перед этой иконой совершались молебствия и всенощные бдения 24 марта и 7 ноября (вероятно, это был день перенесения иконы из монастыря в дом Космы Волчанинова).
В 1863 году при кладбищенской церкви Смоленской иконы Божией Матери было решено устроить придел в честь святителя Тихона и преподобного Макария Калязинского. Тогдашний владелец иконы, Георгий Коняев († 1868, в возрасте 97 лет) пожелал передать цельбоносный образ Богородицы в храм. Он обратился к причту с просьбой устроить еще один придел для чудотворного образа Матери Божией «Тучная Гора». При этом он сказал: «Я считаю самым лучшим для нее храм Смоленской иконы Божией Матери, потому что место, на котором построена церковь, в старину называлось горой, как самое высокое место в городе. На эту гору в прежнее время жители во время наводнений сносили свое имущество и здесь спасались сами от погибели. Пусть же Царица Небесная – Тучная Гора – почивает своей благодатью на этой горе и покрывает всех здесь погребенных Своей милостью». 15 июля 1866 года икона была перенесена в построенный придел, который на следующий день был освящен Старицким епископом Антонием.
На иконе Пресвятая Богородица изображена стоящей на полукруглом возвышении – горе; на левой руке Ее – Богомладенец с благословляющей десницей. На главе Богоматери корона, а в руке небольшая гора, на которой виден верх церкви с куполами и крестами.
***
Молитва ко Пресвятей Богородице
О, всемилостивая Владычице наша Пресвятая Богородице Марие! Призри на ны погибающия рабы Твоя, бехом бо мы мерзкия, бехом бо мы блудныя, бехом бо мы злоречивыя, а паче всего гордыя, ныне же видехом всю мерзость нашу пред очесами Господа и уже несмь достойны предстати пред лицем Его, и токмо Тя Владычице, яко Многомилостивую себе Заступницу призываем. О Мати Божия, во гресех сущих не остави нас. Надеждо наша несумненная, обнови нас в покаянии, возстави ко исполнению заповедей Божиих, учини нас в Церкве Святей и сотвори достойными Святаго Причастия Животворящим и Божественным и Страшным Тайнам; Ты бо присно молиши за ны Сына Своего и Бога, вемы яко много бо может моление матернее. И да испроси у Христа Бога здравия нам телесного, и яко Милостивая, облагодати души наша, посли мир и благое поспешение всем ближним нашим, призри на град наш хранимый покровом Твоим, емуже яви скорое заступление от чудотворныя и благолепныя святыя Твоея иконы, юже ныне благодарне лобызаем, и сохрани его и вся инии гради и веси и весь род православный от всяких напрасных бедствий; и отрази ересей нашествие от язык иноплеменных на нас находящия, расколы разори, распри и иныя разделения в Церкви Божией, яко елеем Твоим целебным, любовию нелицемерной умастив, надежно управи, да мирное и благочестивое житие будет в удел нам, и да сподобимся добрыя глаголы от Сына Твоего и Судии нашего слышати под Судом Его правым, Ему же слава и честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Всеблагодатным Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Источник: azbyka.ru
***
Дорогие друзья, если вам нужна духовная поддержка, вы можете заказать молитвенную помощь для себя, родных и близких в нашем храме:
Поставить свечу Заказать молебен о здравии Сорокоуст о здравии Поминовение на год
В Успенском Соборе в Екатеринбурге службы совершаются каждый день.
Наш адрес:
Екатеринбург, ул. Кирова, 65 Все вопросы вы можете задать
по телефону
8-908-923-05-04 (доступен WhatsApp, Viber, Телеграм)
Электронный адрес:
Благодатная сила
В ход трёх столетий до революции икона Божией Матери «Тучная гора» часто проявляла свою чудотворную силу. Благочестивые граждане брали на время её в свои дома, чтобы исцелить своих детей. Списки с этого лика Богородицы тоже оказывали благодатное воздействие.
Один из настоятелей Смоленского храма, Иоанн Богословский, вспоминал, что в детстве он страдал от сильных глазных болей. Во время очередного приступа его мать подносила ребёнка к иконе и помазывала его маслом из висевшей перед ней лампадки. Каждый раз боль отступала, а потом и вовсе перестала появляться.
Исполненные благодарности богомольцы обрамили лик серебряной ризой, которая позднее была вызолочена.
Описание и значение
В дореволюционных источниках содержалось описание небольшое описание этого богородичного лика. Его габариты составляли 11 вершков по высоте и 12 вершков по ширине (49х54 см)
Икона Божией Матери «Тучная гора» изображает Пресвятую Деву в малый профиль. Богородица левой рукой удерживает Богомладенца, голову держит склонённой немного вправо, взгляд обращён на того, кто взирает на икону.
Внешне лик Богоматери очень гармоничен и пропорционален. От всей её позы, включая наклон и разворот головы, веет целомудрием. На самом деле, глаза Девы обращены одновременно и на молящегося, и на пятикупольный православный храм, находящийся у неё в ладони.
Это интересный иконный парадокс, когда изображение выполняет одновременно художественные и церковные функции, давая ощущение того, что Богоматерь не только слушает, но и участвует в молитве, ведя с просящим безмолвную беседу.
Правая рука Спасителя поднята в благословляющем жесте. Чело Богоматери увенчано короной, а в правой руке покоится гора небольших размеров со стоящей поверх неё церковью. Виднеются храмовые купола с золотистыми крестами.
Сама по себе фигура Пресвятой Девы здесь тоже является образом Божией Горы (иначе, Божией Церкви), которая, в соответствии со словами пророка Исайи, должна открыть свет Эммануила всем людям земли. Возвышение, находящееся у неё в ладони именуется нерукосечной (цельной, тучной) скалой Духа, которым был наполнен воскресший Иисус и который живёт в церкви Христовой.
Эта же скала символизирует идею о Спасителе в образе камня, рухнувшего с большой горы и превратившего Золотой Вавилон в руины. Это сравнение Даниила, использованное при толковании сна Навуходоносора.
С Божьей помощью пророк пояснил царю, что явившийся ему колосс с золотой головой, серебряным (а также наполненным другими металлами) телом и глиняными ногами – это мир, в котором они жили. Голова из золота – это находившийся на пике своего расцвета Вавилон.
Но по замыслу Бога на земле не должно остаться других царств, кроме единого Божьего царства, которое никто не в силах будет одолеть, а Камень-Иисус «без рук» отделившийся от тучной горы (Богородицы) поможет воплотить этот замысел в жизнь.
Цельность горы на изображении говорит о том, что Камень ещё не оторвался от неё и не обрушился на мир, а христианская церковь и вера всё так же твёрдо покоятся на её вершине.
Некоторые изводы иконы отображают интересную деталь: складки ризы Спасителя формируют чашу, наполняемую от чрева Богомладенца. Живая вода, которую обещал согласно Евангелию Христос, истекает как струи золотистой ткани.
Название иконы происходит от 67-го псалма, где говорится про плодоносную Божию Гору, которая была напоена дождём Духа.
Месторасположение
Ныне почитаемый образ размещён в тверском Вознесенском соборе. Благословил его написание митрополит (а на тот момент – архиепископ) Тверской и Кашинский. С возвращением иконы число прихожан заметно возросло.
Там же, в Твери, есть и другой список «Тучной горы», созданный для Церкви Божией матери «Живоносный источник» (Скорбященской церкви).
Обнаружить же остальные копии изображения Богородицы в других храмах довольно трудно, хотя в дореволюционное время их было сделано великое множество.