Сокровище духовной литературы — Великие Четьи-Минеи

Четьи-Минеи представляют собой сборник памятников древнерусской литературы, составленный святителем Макарием в первой половине XVI века. Название сборника можно перевести как «Большие Месячные Чтения», поскольку он состоит из 12 томов, которые включали в себя жития святых, сочинения церковных писателей, собрания патериков, тексты исторического и нравоучительного характера русских авторов, расположенных в порядке празднования памяти святых по православному календарю на каждый месяц. Материалы сборника были одобрены церковью и предназначались для домашнего чтения.

великие четьи минеи митрополита макария

Об авторе

Митрополит Московский и всея Руси Макарий был выдающимся иерархом Русской Церкви. Родился в Москве около 1482 г., при крещении был наречен во имя Архангела Михаила. Имя «Макарий» он получил при постриге в монахи Пафнутьево-Боровского монастыря Рождества Богородицы в честь православного аскета-пустынника Макария Египетского.

В 1526 г. был рукоположен в сан архиепископа Новгородского и Псковского. При нем в Новгороде строятся и благоустраиваются более 40 храмов, в Софийском соборе был установлен амвон, изготовлены новые, богато украшенные царские врата, над входом в когорт написаны образы святой Софии и Пресвятой Троицы.

В 1542 году был избран на Московскую кафедру в качестве нового митрополита. В 1547 г. митрополит Московский впервые в истории России венчал на царствование Московского государя Ивана IV. В дальнейшем святитель Макарий оказывал большое влияние на царя и его политику, входил в «Избранную Раду». В 1552 году он благословил царя выступить в поход на Казань и предсказал победу. В 1555 г. в память о взятии Казани на Красной площади был заложен собор Покрова на Рву, более известный сегодня как храм Василия Блаженного. Митрополит лично освятил этот собор, жемчужину русской архитектуры.

Владыка Макарий скончался в 1563 г., был погребен в Успенском соборе. Образ святителя Макария — Отца Русской Церкви, просветителя и государственного деятеля — увековечена на памятнике «Тысячелетие России», возведенном в 1862 г. в Великом Новгороде. Митрополит Московский и Всея Руси был канонизирован в лике святителей в 1988 г.

великие четьи минеи митрополита макария

Религиозная деятельность

Как глава Русской Церкви святитель Макарий созывал церковные соборы 1547, 1549 годов, в ходе которых были канонизированы русские святые, началась работа по составлению житий новых святых. В 1551 г. был созван знаменитый Стоглавый Поместный собор, важным решением которого стали отказ от полной секуляризации. В то же время было введено ограничение на дальнейшее расширение церковных земель, а также вводились финансовые ограничения привилегий духовенства.

Труды и творчество

Макария можно назвать покровителем книгопечатного дела на Руси. По его благословению впервые начинается книгопечатание в Кремле диаконом Иваном Федоровым. Еще будучи новгородским архиепископом, он проявляет интерес к книгописной и литературной деятельности. В 1539 г. по его инициативе был составлен Новгородский Владычный свод, являющийся продолжением летописи Новгородской IV, в основе которой лежал Владычный свод архиепископа Евфимия. Владычный свод Макария продолжал традиции летописания прошлого и вместе с тем отражал веяния своего времени, показывая проблематику Новгородской епархии.

Также под его руководством был составлен свод канонических правил, получивший название Сводной Кормчей Книги. Другим важным трудом святителя стала составленная по его по инициативе знаменитая «Степенная книга царского родословия», явившаяся первой попыткой систематизации русской истории. В ней охватывается период от Владимира Крестителя до Ивана Грозного и его сына царевича Димитрия. Писатель прославляет московскую монархию и стремится утвердить идею о том, что царская власть имеет божественное происхождение. В XVII веке «Степенная Книга» стала одним из самых читаемых произведений.

Наиболее известные труды:

  • Новгородский Владычный свод;
  • Степенная книга царского родословия;
  • Кормчая книга;
  • Великие Четьи-Минеи.

Самым же значительным произведением являются Великие Четьи-Минеи митрополита Макария.

год

Примечания[ | ]

  1. Кривко Р. Н.
    Минея // Большая российская энциклопедия. Т. 20. М., 2012, С. 360—361.
  2. 123
    БРЭ, 2006, с. 742.
  3. Четьи-Минеи // Большая российская энциклопедия. Т. 34. М., 2017, С. 515.
  4. 1234567891011Дробленкова Н. Ф.
    Великие Минеи Четии // Словарь книжников и книжности Древней Руси : [в 4 вып.] / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) ; отв. ред. Д. С. Лихачёв [и др.]. Л. : Наука, 1987—2017. Вып. 2 : Вторая половина XIV—XVI в., ч. 1 : А—К / ред. Д. М. Буланин, Г. М. Прохоров. Л., 1988.
  5. Протасьева Т. Н.
    Описание рукописей Синодального собрания, не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева (ч. 1, № 577—819) / Под ред. М. В. Щепкиной. — М., 1970. — № 784—795 (986—997), с. 174—190.
  6. Там же, № 796—805 (174—183), с. 191—207.
  7. Кучкин В. А.
    О формировании Великих Миней Четьих митрополита Макария // Книговедение и его задачи в свете актуальных проблем советского книжного дела : Тезисы докладов Второй Всесоюзной научной конференции по проблемам книговедения ; Секция рукописной книги. М., 1974. С. 22—26.
  8. Горский А. В., Невоструев К. И.
    Описание Великих Четьих Миней Макария, митрополита Всероссийского / С предисл. и доп. Е. В. Барсова // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1884. Кн. 1, отд. 2. С. X.
  9. Бугославский С. А.
    Сокращенная редакция Великой Четьи Минеи за май месяц в рукописи Казанской духовной академии 1569 г. № 514 (533) (631) // Известия Отделения русского языка и словесности. 1913. Т. 18, кн. 4. С. 347—351.
  10. Дробленкова Н. Ф.
    Ранний вариант декабрьской Великой Минеи Четьи // Культурное наследие Древней Руси : Истоки, становление, традиции. М., 1976. С. 386—390.
  11. Сперанский М. Н.
    Сентябрьская Минея Четья домакарьевского состава // Сборник отделения русского языка и словесности. — СПб., 1896. — Т. 64, № 4. — С. 1—23;
    Сперанский М. Н.
    Октябрьская Минея Четья домакарьевского состава // Известия Отделения русского языка и словесности. — 1901. — Т. 6, кн. 1. — С. 57—87.
  12. Орлов А. С.
    Книга русского Средневековья и ее энциклопедические виды // Докл. АН СССР. Сер. В, 1931, № 3. С. 37, 48.
  13. Выпуски издания указаны: Дробленкова Н. Ф.
    Великие Минеи Четии // Труды Отдела древнерусской литературы. 1985. Т. 39. С. 242.
  14. Великие Минеи Четьи. Поучения в Неделю святых Праотец (рус.). Русская вера. ruvera.ru. Дата обращения: 14 апреля 2022.
  15. Известно в двух списках: ГИМ, Синод. собр., № 587 и 694 и в черновом автографе из собрания М. П. Погодина, коллекция П. М. Строева.

Из истории создания Четьи-Миней

Материалы для Макарьевских Миней собирались более 25 лет.

В основу сборника были положены различные тексты, в их числе:

  • торжественники;
  • агиографические сочинения;
  • жития святых;
  • русские и переводные тексты патериков (Азбучно-Иерусалимского, Синайского, Египетского, Скитского, Киево-Печерского и Сводного);
  • библейские книги и толковые Псалтыри;
  • сочинения Отцов Церкви: Василия Великого, Григория Богослова;
  • материалы сборников: Златоуста, Златоструя, Маргарита, Тактикона;
  • уставы, акты, грамоты, апокрифы.

При составлении Миней на основе древнейших текстов писались новые редакции и переводы, производилась сверка и исправление переводных произведений по их греческим оригиналам.

Над созданием текстов трудилось множество русских писателей, переводчиков, книжников и переписчиков:

  • богослов Зиновий Отенский;
  • писатели и публицисты: Лев Филолог, Василий Тучков-Морозов, Ермолай Еразм;
  • дьяк Дмитрий Герасимов;
  • псковский священник-агиограф Василий-Варлаам;
  • пресвитер Илья.

«Во спасение души» над Четьи-Минеями трудились и высшие церковные иерархи XVI века: крутицкий епископ Савва Черный, архиепископ новгородский Феодосий, владимирский и вологодский епископ Иоасаф. Всего было написано около 27 тысяч рукописных страниц, богато украшенных цветными орнаментами.

великие четьи минеи митрополита макария

Редакции Миней

Известны три полностью завершенных списка Макарьевских Миней. Названия списки получили от мест их первоначального хранения.

Каждый список представляет собой самостоятельную редакцию сборника:

  • Софийскую;
  • Успенскую;
  • Царскую.

Материалы для первоначальной редакции — Софийского списка — собирались во всех новгородских и псковских библиотеках: Вяжицкой, Софийской, Отенской и других. Работа над Царским и Успенским списками тоже проводилась в Новгороде, но, став митрополитом Московским и Всея Руси в 1542 г., Макарий уже смог привлекать к работе над списками книжников и переписчиков из разных монастырей и городов России. А окончательное оформление списков, скорее всего, происходило под его наблюдением в московском митрополичьем скриптории.

Создание Софийского списка было начато в Новгороде при архиепископском доме около 1529 г. и продолжалось в течение 12 лет. Софийский список создавался на основе новых и исправленных переводов оригинальных греческих текстов трудами разных книжников, переводчиков и писарей. Как свидетельствуют вкладные записи («Летописцы» Макария), Макарий вложил 12 книг из Софийского списка в новгородский Софийский собор «на помин души» своих родителей в 1541 г. Из 12 книг Софийского списка до нашего времени сохранилось только 8 — были утрачены экземпляры за декабрь, январь, март и апрель. 7 книг находятся в составе Софийского собрания Российской Национальной Библиотеки, а один том за август хранится в Центральном государственном архиве древних актов.

12 Успенских томов Макарий внес в качестве вклада «на память своей души и по своих родителях в вечный поминок» в Успенский Кремлевский собор в 1552 г., где этот свод хранился до 1886 г., после чего его передали в Синодальную (Патриаршую) библиотеку. Успенский список является единственным из всех трех сохранившимся в полном составе. Он находится в Синодальном собрании Государственного Исторического Музея.

Создание Царского списка, предназначавшегося для царя Ивана Грозного, продолжалось еще в 1554 г. В XVII веке Царский список хранился в царских палатах. В этом списке отсутствуют две книги (март, апрель), уцелевшие десять книг хранятся в Синодальном собрании Государственного Исторического Музея.

великие четьи минеи

О переизданиях

В XVII веке Макарьевские Минеи были положены в основу Миней четьих Чудовских Германа Тулупова 1600 г., в XVII-начале XVIII веков — в основу Миней Дмитрия Ростовского, которые стали издаваться в Киеве. Частично новый сборник Димитрий Ростовский дополнил материалами из латинских и греческих книг.

Начиная с середины XVII века Минеи перестали издавать, все труды по собиранию житий святых были приписаны Димитрию Ростовскому. Жития святых XVIII века стали называть «Жития святых Димитрия Ростовского».

Издание сборника было осуществлено в 1863—1916 гг. Археографической комиссией, но изданы были только книги с сентября по апрель.

На начало XXI века Минеи в печатном или электронном виде полностью так и не были изданы.

Перевод текста на современный русский язык был начат Кириллом Меламудом в 2016 году.

великие четьи минеи

Изучение[ | ]

Изучение «Великих Четьих-Миней» началось ещё в конце XVII века с описания их состава, когда справщик Печатного двора, монах Евфимий, составил краткое «Оглавление» «Великих Четьих-Миней» по Успенскому списку[15]. В 1847 году «Оглавление» опубликовано В. М. Ундольским. Последующие описания состава «Великих Четьих-Миней» принадлежат Савве (1858), Иосифу (1892; полное оглавление Успенского списка), А. В. Горскому и К. И. Невоструеву (научное постатейное описание «Великих Четьих-Миней» с 1 сентября по 26 мая; подготовлено к изданию в 1884 и 1886 годах Е. В. Барсовым) и Т. Н. Протасьевой (дополнила это описание невошедшими материалами и указаниями русских оригинальных статей в Успенском и Царском списках)[4].

Литературные особенности

Четьи-Минеи, являют собой своего рода сборник всей литературы Древней Руси, в котором, по идее митрополита Макария, собраны все книги русской земли, то есть почти вся духовно-учительная и церковно-повествовательная литература, существовавшая к тому времени на Руси. За каждым повествованием о старинной были или житием следуют поучения, которые надлежало читать в дни памяти святых.

Жанровые особенности

Жанр миней начал складываться в Византии в 10 веке. Существовало два основных типа жанра: служебный, предназначавшийся в основном для служителей клира, и общий, предназначенный для более широкого круга читателей духовной литературы. Состав сборника велик и разнообразен, поэтому текст представлен различными жанрами.

Композиция

Композиция произведения построена в соответствии с идеей расположения материала по дням и месяцам церковного календаря. В каждой из 12 книг тексты подобраны и расположены по дням, на которые приходится память святого. Те материалы, которые не поддавались общей логике распределения, не имевшие связи с именем какого-либо святого, помещались в последние числа месяца как своеобразное дополнение.

Язык и стиль

Составители стремились к равному объему всех книг, каждая из которых насчитывает примерно 1500—2000 листов «александрийского» формата, разделенных на две колонки, написанных полууставом и украшенных изящными вставками нововизантийского стиля — золотой фон с преобладанием рисунков синего цвета. Заглавия выполнены четкой киноварной вязью.

Созданию сборника предшествовала огромная редакторская работа, заключавшаяся в стилистической переработке пестрого материала, включенного в Минеи, с целью выдержать изложение в едином велеречивом, торжественном стиле, поскольку общая стилистика должна была подчеркивать возрастающее могущество Московского Православного Государства. Монументальность сборника также связана с идей о том, что Москва является наследницей Византии в мировом историческом процессе.

великие четьи минеи

икология[ | ]

Составители стремились к примерному равенству объёма всех 12 книг. Внешнее оформление «Великих Четьих-Миней» выдержано в стиле «второго монументализма». Размеры 12-томного книжного свода соответствуют названию «Великие» минеи, в отличие от значительно меньших по объёму миней домакарьевского состава. Каждая из них 12 книг «Великих Четьих-Миней» насчитывает от 1500 до 2000 листов форматом в развёрнутый александрийский лист. Книги написаны полууставом разных почерков в две колонки и изукрашенных изящными заставками нововизантийского стиля. Заглавия выполнены чёткой киноварной вязью. Отдельные сюжеты иллюминированы. На части книг сохранились переплеты XVI века с обрезом досок по размеру листов, обтянутые кожей, украшенной богатым тиснением. На средниках позеленевшей меди вязью вырезаны названия месяца[4].

Издания[ | ]

  • Буслаев Ф. И.
    Историческая хрестоматия церковно-славянского и древнерусского языков. — М., 1861. — Стб. 771—784 (отрывки);
  • Великие Минеи Четии, собр. Всерос. митр. Макарием / Изд. Археограф. комиссией. — Т. 1. Сентябрь, дни 1—13. — СПб., 1868; Сентябрь, дни 14—24. — СПб., 1869; Сентябрь, дни 25—30. — СПб., 1883; Октябрь, дни 1—3. — СПб., 1870; Октябрь, дни 4—18. — СПб., 1874; Октябрь, дни 19—31. — СПб., 1880; Ноябрь, дни 1—12. — СПб., 1897; Ноябрь, дни 13—15. — СПб., 1899; Ноябрь, день 16. — М., 1910; Ноябрь, дни 16—17. — М., 1911; Ноябрь, дни 16—22. — М., 1914; Ноябрь, дни 23—25. — М., 1916 (1917); Декабрь, дни 1—5. — М., 1901; Декабрь дни 6—17. — М., 1904; Декабрь, дни 18—23. — М., 1907; Декабрь, день 24. — М., 1910, Декабрь, дни 25—31. — М., 1912; Декабрь, день 31. — М., 1914 (вып. 14, тетрадь 1 — не до конца); Январь, дни 1—6. — М., 1910; Январь, дни 6—11. — М., 1914; Апрель, дни 1—8. — М., 1910; Апрель, дни 8—21. — М., 1912; Апрель, дни 22—30. — М., 1916;
  • «Книга, глаголемая Козмы Индикоплова» из рук. Моск. главн. архива МИД. Минея Четья митрополита Макария (новгородский список; XVI в. Месяц август, дни 23—31 (собр. кн. Оболенского № 159) / Изд. Общества любителей древней письменности. — СПб., 1886, № 86);
  • Из Великих Миней Четьих Макария / Подгот. текста и ком. Н. Ф. Дробленковой, пер. Н. Ф. Дробленковой и Г. М. Прохорова // Памятники литературы Древней Руси. 2-я пол. XVI в. — М., 1986. — С. 478—549, 625—634;
  • Из Великих Миней Четьих митрополита Макария // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — СПб. : Наука, 2003. — Т. 12 : XVI век. — 624 с.

Литература[ | ]

Энциклопедии и справочники

  • Минеи-Четии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Великие Четьи-Минеи // Брасос — Веш. — М. : Советская энциклопедия, 1971. — С. 410. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 4).
  • Великие Четьи-Минеи // Большой Кавказ — Великий канал. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 742. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8.
  • Житийная литература // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т. XIX : «Ефесянам послание — Зверев». — С. 283—345. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-034-9.
  • Из Великих Миней Четьих митрополита Макария // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Под ред. Д. С. Лихачёва, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — СПб. : Наука, 2003. — Т. 12 : XVI век. — 624 с.

Исследования

  • Ундольский В. М.
    Библиографические разыскания по случаю выхода «Описания Библиотеки имп. Московского общества истории и древностей российских» / Сост. П. М. Строевым. — М., 1845 (окончание) // Москвитянин. — М., 1846, № 11—12. — С. 209—210;
  • Ундольский В. М.
    Оглавление Четьих Миней всероссийского митрополита Макария, хранящихся в московском Успенском соборе, сост. справщиком, монахом Евфимием // Чтения в Обществе истории и древностей российских. — 1847. — Кн. 4, отд. IV. — С. III—VIII, 1—78;
  • Савва, архим.
    Указатель для обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) библиотеки. — М., 1858. — С. 209—211;
  • Макарий, еп.
    О новгородских Макарьевских Четьих Минеях // Летописи Тихонравова. — М., 1859. — Т. 1. — С. 68—73;
  • Ключевский В. О.
    Великие Минеи Четии, собр. Всерос. митр. Макарием / Изд. Археограф. комиссии. — Т. 1. Сентябрь, дни 1—13. — СПб., 1868 (переизд. рец., опубликованной в газ. «Москва», 1868, № 90, 20 июня) //
    Ключевский В. О.
    Отзывы и ответы. 3-й сборник статей. — М., 1914. — С. 1—20 (2-е изд. Пгр., 1918);
  • Ключевский В. О.
    Древнерусские жития. — С. 221—297;
  • Петров Н.
    О происхождении и составе славянорусского печатного Пролога : Иноземные источники (Продолжение) // Тр. Киев. дух. акад. — 1875. — № 5. — С. 348—351;
  • Сергий, архим.
    Полный месяцеслов Востока. — М., 1875. — Т. 1. — С. 203—215, прилож. № 9, с. 74—130 (2-е изд. Владимир, 1901. — С. 264—265, 273);
  • О Четьих Минеях // ПДП. — № 4. Протокол годового собрания Общества 26 апреля 1879 г. с приложениями : (Доклады). — СПб., 1879. — Вып. 3. — С. 39—56;
  • Веселовский А.
    Заметки по литературе и народной словесности. 3. К Сказанию о прении жидов с христианами. — СПб., 1883 (Сборник отделения русского языка и словесности. — Т. 32, № 7). — С. 26—28;
  • Владимиров П. В.
    Великое Зерцало : (Из истории русской переводной литературы XVII в.) // Чтения в Обществе истории и древностей российских. — 1883. — Кн. 2, отд. 4. — С. 68—75;
  • Горский А. В., Невоструев К. И.
    Описание Великих Четьих Миней Макария, митрополита Всероссийского / С предисл. и доп. Е. В. Барсова // Чтения в Обществе истории и древностей российских. — 1884. — Кн. 1, отд. 2. — С. I—XIX, 1—64; 1886. — Кн. 1, отд. 2. — С. 65—184;
  • Лебедев В.
    К истории кирилло-мефодиевского славянского перевода Библии на Руси : (Продолжение) // Странник. — СПб., 1885. — № 3. — С. 407—411;
  • Иосиф, архим.
    Подробное оглавление Великих Четьих Миней всероссийского митрополита Макария, хранящихся в Московской патриаршей, ныне Синодальной библиотеке. — М., 1892;
  • Пономарев А. И.
    Жизнь и подвижнические труды преподобного Сергия Радонежского по древнему славяно-русскому Прологу и по Четиим Минеям митрополита Макария // Странник. — СПб., 1892. — № 9. — С. 3—19;
  • Сперанский М. Н.
    Протокол 14 заседания Славянской комиссии Московского археологического общества : Реф. докл. о южнославянских Четьих Минеях и реформе Макария в минеях // Древности. — 1895. — Т. 1. — С. 34—35;
  • Сперанский М. Н.
    Сентябрьская Минея Четья домакарьевского состава // Сборник отделения русского языка и словесности. — СПб., 1896. — Т. 64, № 4. — С. 1—23;
  • Сперанский М. Н.
    Октябрьская Минея Четья домакарьевского состава // Известия Отделения русского языка и словесности. — 1901. — Т. 6, кн. 1. — С. 57—87;
  • Славянская метафрастовская Минея Четья // Известия Отделения русского языка и словесности. — 1904. — Т. 9, кн. 4. — С. 176—189;
  • Гребенетский А.
    Слова и поучения в Великих Четьих Минеях митрополита Макария : Извлечение из протоколов Совета Киевской Духовной академии за 1900 г. // Тр. Киев. дух. акад. — 1901. — № 5, Приложение. — С. 367—369;
  • Сироткин С. М.
    Письмо по поводу издания и состава ВМЧ за декабрь месяц // Летопись занятий Археографической комиссии. — 1901. — Вып. 12. Извлечения из протоколов. — С. 126—130;
  • Абрамович Д. И.
    Описание рукописей С.-Петербургской духовной академии : Софийская библиотека. — Вып. 2. Четьи Минеи; Прологи; Патерики. — СПб., 1907. — С. 1—154;
  • Бугославский С. А.
    Сокращенная редакция Великой Четьи Минеи за май месяц в рукописи Казанской духовной академии 1569 г. № 514 (533) (631) // Известия Отделения русского языка и словесности. — 1913. — Т. 18, кн. 4. — С. 347—351;
  • Мансикка В.
    Житие Александра Невского : Разбор редакций и текст. — СПб., 1913. — С. 107—142, Приложение (Памятники древней письменности и искусства. — Т. 180). — С. 15—31, 33—48;
  • Попов Н. П.
    Автографы митрополита Макария, собирателя Великих Миней // Летопись занятий Археографической комиссии. — СПб., 1913. — Вып. 25. — С. 5, примеч. 2;
  • Попов Н. П.
    Иосифово Сказание о ереси жидовствующих по спискам Великих Миней // Известия Отделения русского языка и словесности. — 1913. — Т. 18, кн. 1. — С. 173—197;
  • Попов Н. П.
    О возникновении Московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки // Сб. статей к 40-летию ученой деятельности акад. А. С. Орлова. — М., 1934. — С. 31, 33—36;
  • Шестаков Д.
    Заметки о греческих текстах житий и Макарьевских Минеях Четиих // БВ. — 1914. — № 2. — С. 369—382;
  • Серебрянский Н. И.
    . Древнерусские княжеские жития (Обзор ред. и тексты). — М. : Общество истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1915. — С. 123—139, 215—217, 257—260, Приложение (№ 31), с. 124—137;
  • Адрианова В. П.
    Житие Алексея, человека божия, в древней русской литературе и народной словесности. — Пг., 1917. — С. 99—107;
  • Яцимирский А. И.
    Мелкие тексты и заметки по старинной южнославянской и русской литературам. LXXXIII—LXXXIV // Известия Отделения русского языка и словесности. — 1917. — Т. 22, кн. 1. — С. 27—44;
  • Щеглова С. А.
    Богогласник : Историко-литературное исследование. — Киев, 1918. — С. 208, 231—232, 292—294;
  • Перетц В. Н.
    Исследования и материалы по истории старинной украинской литературы XVI—XVIII вв. IX. К изучению Четьи 1489 г. // Сборник по русскому языку и словесности. — Л., 1928. — Т. 1, вып. 1. — С. 9—12, 19—21;
  • Орлов А. С.
    Книга русского Средневековья и ее энциклопедические виды // Докл. АН СССР. Сер. В. — 1931. — № 3. — С. 37—51;
  • Центральный государственный архив древних актов : Путеводитель. — М., 1946. — Ч. 1. — С. 142 (Рукописное собрание кн. М. А. Оболенского, ф. 201. Славяно-русские летописи);
  • Муравьев Н.
    Митрополит Макарий как составитель Великих Четьих Миней : (К 400-летию составления Великих Четиих Миней) // Журнал Московской Патриархии. — 1953. — № 5. — С. 49—54;
  • Протасьева Т. Н.
    Описание рукописей Синодального собрания, не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева (ч. 1, № 577—819) / Под ред. М. В. Щепкиной. — М., 1970. — С. 170—208 (№№ 784—807);
  • Рогов А. И.
    Минеи: (Справка) // Метод. пособ. по описанию славяно-русских рук. для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. — М., 1973. — Вып. 1. — С. 297—305;
  • Кучкин В. А.
    О формировании Великих Миней Четьих митрополита Макария // Книговедение и его задачи в свете актуальных проблем советского книжного дела : Тезисы докладов Второй Всесоюзной научной конференции по проблемам книговедения ; Секция рукописной книги. — М., 1974. — С. 22—26;
  • Кучкин В. А.
    О формировании Великих Миней Четиих митрополита Макария // Проблемы рукописной и печатной книги. — М., 1976. — С. 86—101;
  • Дробленкова Н. Ф.
    Ранний вариант декабрьской Великой Минеи Четьи // Культурное наследие Древней Руси : Истоки, становление, традиции. — М., 1976. — С. 386—390;
  • Дробленкова Н. Ф.
    Великие Минеи Четии // Труды Отдела древнерусской литературы. — 1985. — Т. 39. — С. 238—243;
  • Дробленкова Н. Ф.
    Из истории жанра Четиих Миней в русской литературе // Армянская и русская средневековые литературы. — Ереван, 1986. — С. 139—181;
  • Miller D. В. The Velikie Minei Chetii and the Stepennaia Kniga of Metropolitan Makarii // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. Berlin; Wiesbaden, 1979. Bd 26. S. 262—382;
  • Алексеев В. Н.
    Троицкий книгописец Герман Тулупов // Сибирское собрание М. Н. Тихомирова и проблемы археографии : Сб. научных трудов. — Новосибирск, 1981. — С. 126—137;
  • Гаврюшин Н. К.
    Первая русская энциклопедия // Памятники науки и техники. 1982—1983. — М., 1984. — С. 119—130.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: