“Царство” или “Царствие” небесное – как правильно?

'

Несмотря на то, что грамматические правила русского языка преподаются в школе, многие люди все же делают ошибки. Однако человек, как известно, учится всю свою жизнь, и нет ничего зазорного в том, чтобы время от времени освежать свои знания русского языка. Когда речь заходит об особых словах – неологизмах или наоборот, архаизмах, далеко не каждый знает их правильное написание и произношение. Сегодня мы разберем религиозное выражение, корни и смысл которого уходят далеко в древние священные тексты и которое имеет два варианта написания и используется в разных контекстах. Как же правильно говорить и писать эту фразу?

Какое правило

“Царство небесное” – это фразеологизм, корни которого уходят в Библию. “Царствие небесное” – форма этого выражения, которая использовалась в старорусском языке. Услышать ее можно и сейчас. Словари определяют слово “царствие” как церковно-книжную, устаревшую лексему. Современным аналогом устаревшего слова “царствие” является “царство”. Отсюда и современное словосочетание, где первое слово имеет окончание “о”.

Значение

Это семитское словосочетание, синоним понятия “Царство Божье”. В нем слово “небеса” заменяют имя Бога. Данное выражение упоминается в Евангелии от Матфея тридцать два раза. В остальных библейских новозаветных книгах слово “небесное” заменяется словами “Божье” и “Христово”. Вероятно, последние варианты были направлены на языческие народы. Потому что значение семитского слова “небеса” они не могли расшифровать, оно было им не понятно, выражение изменили с миссионерской целью.

“Царство небесное” – это христианское богословское понятие. Оно означает второе пришествие Иисуса на землю и тот порядок, который на ней установится после этого.

В православной традиции эта фраза часто используется при упоминании умершего человека. Согласно христианству, существует рай и ад, и эта фраза означает пожелание усопшему человеку оказаться в раю.

Довольно распространенным является выражение, по отношению к умершему – “земля пухом”. Христианские священники отмечают, что эта фраза берет корни с языческих времен и она не имеет никакого отношения к христианской религии.

Синонимы

Синонимы этого выражения, если иметь в виду его богословское значение: “Царство Божье”, “Царство Христово”, “Царство спасенья”. Если употреблять его по отношению к умершему человеку, как синоним можно использовать выражение “вечная память”.

Точка опоры. Царствие Божие и Царствие Небесное: есть ли разница в этих понятиях

Аудио

Беседы с доктором медицинских наук священником Григорием Григорьевым.
– Вопрос телезрителя: «Нередко в Евангелии мы сталкиваемся с понятиями Царство Божие и Царство Небесное. Являются ли эти понятия синонимами или это разные вещи?»

– Вспомним слова Господа нашего Иисуса Христа, которые Он сказал, обращаясь к ученикам: «Ищите прежде всего Царствия Небесного, и все остальное приложится вам». Преподобный Серафим Саровский «расшифровал» это так: есть три вида капитала: денежный, чиновный и духовный. Если духовный капитал – высшие духовно-нравственные ценности – является главным в земной жизни человека, то ни деньги, ни чины, ничто другое ему не повредят. Поэтому Господь и говорит: «Ищите прежде всего Царствия Небесного, и все остальное приложится вам». Но ученики Христа, апостолы, были простыми галилейскими рыбаками, и им было не совсем понятно, где его искать, потому они спросили об этом у Господа, а Он им ответил так: «Не приидет Царствие Божие заметным образом, и не скажут: «Вот оно здесь или там». Ибо Царствие Божие внутри вас есть».

В богословии Царствие Небесное – это жизнь в вечности, а Царствие Божие – это жизнь на земле. Для того чтобы войти в Царствие Небесное, необходимо уже при жизни оказаться в Царствии Божием, прообразом которого является православный храм. Очень важно прийти в состояние внутреннего света, о котором сказал преподобный Серафим Саровский: «Спасись сам, и тысячи возле тебя спасутся». Он призвал нас по примеру Господа нашего Иисуса Христа достигнуть Царствия Божиего здесь на земле. А это может быть и семья, которая тоже является прообразом домовой Церкви. Если же в государстве живет много счастливых верующих людей, то и оно самим станет святым. Когда-то мы так и назывались – Святая Русь, – потому что у нас было много счастливых, радостных людей. Что же мешает нам при жизни оказаться в Царствии Божием на земле и с каждым днем жить все лучше и лучше во всех отношениях? Если обратиться к тому историческому моменту, когда Господь создал первого человека и показал ему райский сад так, как показывает хозяин садовнику, то имелось в виду, что Адам будет трудиться в этом саду. Через труд и общение с Богом он достигнет состояния обожения и в конце этого «курса обучения» попробует и плоды с древа познания добра и зла, а затем перейдет на новый уровень, в новую «школу». Древо познания добра и зла не было плохим: в раю не могло быть плохих растений, просто для Адама было преждевременно пробовать эти плоды. Собственно говоря, что сказал змей Еве? «Не надо проходить долгий путь, есть короткий, прямой – съел и порядок! Съешьте этот плод и будете как боги». То есть змей предложил им поиск Царствия Божия не внутри себя, а вне.

Собственно говоря, все люди, живущие на земле, верующие и неверующие, независимо от национальности и цвета кожи, ищут Царствия Божиего, все хотят быть счастливыми, стараются построить «Город Солнца». Но люди нередко пытаются найти его вне себя, а не внутри. Иными словами, когда человек преодолевает трудности, он получает благодать, от которой меняется духом, душой и телом, изменяется вся его физиология. Более полутора тысяч внутренних гормонов радости жизни, гормоны преодоления трудностей, внутренний алкоголь, опиаты начинают усиленно вырабатываться в организме, и человек, преодолевая трудности, испытывает состояние опьянения, состояние радости. Но если эти вещества, например алкоголь или наркотики, начать вводить извне, то состояние радости возникнет на короткое время, затем произойдет спад и внутренние гормоны радости перестанут вырабатываться. Грех – это зависимость, это недостаточность. Грех – это талант без любви, это поиск Царствия Небесного вне нас.

Сидит старуха на берегу синего моря и мечтает о новом корыте. В этом нет ничего плохого, плохо то, что, получив его, радости она не испытывает. Потом ей надо избу, затем стать боярыней, после царицей, а в конце концов, унизить Золотую рыбку… И оказывается старуха – вновь у разбитого корыта. Почему это происходит? Потому что для старухи главной целью было корыто, а если бы для нее главной целью был поиск Царствия Небесного, то она радовалась бы и старому, и новому корыту, а уж когда стала царицей, то сказала бы: «Господи, слава Тебе! Не знаю, то ли я на Небе, то ли на земле. Мне и раньше-то было хорошо, а сейчас просто замечательно!»

Когда человек держит курс на свет Царствия Небесного, то отблески его уже в этой жизни позволяют ему жить в Царствии Божием. Это очень важно – держать курс и не сбиваться, иметь приоритетом спасение в вечности. А лукавый постоянно говорит: «А зачем это тебе надо? Возьми – съел и порядок! Давай вот это, давай вон то… Радость – это новая машина, квартира, работа, дом!» И чем больше доза получаемых материальных благ, тем меньше радость. Видите, как интересно получается? Человек, который идет к Богу, имеет способность любить все, что он имеет. А тот, кто ищет земные блага, живет по принципу: что имеем, не храним, потерявши – плачем. Как та старуха, которая горько плакала, оказавшись у разбитого корыта. Значит, Царствие Небесное в вечности, а Царствие Божие на земле – это как бы отражение, отблеск Царствия Небесного на земле.

Вот поэтому нам очень важно при жизни оказаться в состоянии света, внутренней радости, чтобы, глядя на нас, все говорили: «Конечно, быть православным хорошо: им Сам Бог помогает! Они самые красивые, самые счастливые, самые успешные, самые удачливые! Они поклоняются Единому Богу в Святой Троице – Отцу и Сыну и Святому Духу!» Поэтому если у нас не наступает радости в этой жизни, значит нужно тщательно проанализировать свое состояние. Но прежде чем проводить такой анализ, необходимо изменить свет души. Когда гаснет костер, «комары внешних мыслей» налетают на человека, поэтому надо приходить в Церковь на таинства святой Исповеди, святого Причастия. Возможно, причащаться по несколько раз, как вас благословит священник в храме. Нужно разжечь этот огонь и просить Бога: «Господи, помоги мне вернуть то состояние радости, какое было у меня в детстве! Господи, дай мне сил любить все, что я имею!» Все, что дает благодать Святого Духа, то, что дает встреча с Богом, – к этому всему мы стремимся. А от всего, что нас лишает благодати, мы бежим. Поэтому дай Бог всем нам, как сказал Сам Господь, иметь мудрость змеиную и простоту голубиную. Искренне всем желаю, чтобы Царствие Божие мы получили уже в этой жизни и с каждым днем жили все лучше и лучше во всех отношениях.

Расшифровка: Евгения Осипцова

Примеры

1. Когда дверь отворилась и показался гроб из темного дерева, а затем и желтое, страшное лицо покойника, проходящие мимо женщины испуганно воскликнули “Царство ему небесное”.

2. Священник поздоровался с безутешными родственниками, прошел в комнату, где был усопший, тихо произнес: “Царствие небесное” и начал отпевание.

3. Согласно канонам христианства – Царство небесное наступит после второго пришествия Иисуса Христа. Но в нигде в текстах Библии не указано и не дается намека на время, когда это произойдет.

Как неправильно

Человеку, который относит себя к христианской религии неправильно будет говорить “земля пухом”, так как это выражение восходит к язычеству и несет в себе атеистический смысл.

Как будет по татарски Пусть земля будет пухом?

Перевод «пусть земля ему будет пухом» на татарский язык: «аңа җир шары сүнсен»

пусть:әйдә
земля:җир туфрак балчык
ему:Ул
будет:Булачак
пухом:мамык

Интересные материалы:

Почему пакет с водой не горит? Почему пингвины не мерзнут в холодной воде? Почему плотность льда меньше плотности жидкой воды? Почему пока края стакана находятся под водой вода не выливается? Почему посадка самолета на воду опасна? Почему после отключения воды из труб идет грязная? Почему при смешивании спирта и воды объем уменьшается? Почему при замерзании воды лед расширяется? Почему пузырьки воздуха в воде серебристые? Почему рыба в воде не тонет?

Что происходит с душой на 40 день после кончины

После кончины душа отделяется от телесной оболочки. Первые 3 дня она пребывает в шоковом состоянии и находится дома. Родные люди могут даже ощущать ее присутствие.

На протяжении 40 дней близкие люди усопшего читают молитвы за упокой его души. Постепенно дух начинает успокаиваться и привыкает к своему новому состоянию. На протяжении 40 дней он летает по земле, навещает родных и близких.

На 40 день дух отвечает перед Господом за все совершенные свои прегрешения. В этот день он узнает о том, где будет проходить его дальнейшее пребывание.

Почему нельзя говорить «земля пухом усопшему»?

Мнение эксперта

Ремонтников Владимир Петрович

Религиовед, историк

Фраза несет в себе смысл, который уводит верующего от истинной религии. Желают пуха умершему телу, но не душе, т. к. нетленная оболочка не нуждается в материальном. Опасность заключается в том, что эта фраза пишется при составлении писем с соболезнованиями, в моменты скорби родственника, друга, будь то парень или девушка. Она считается универсальной, но не обещает вечного покоя верующему. Вот почему важно понимать, почему надо выбрать иной способ выражения соболезнований.

«Пусть земля будет пухом» продолжение фразы

Мнение эксперта

Ремонтников Владимир Петрович

Религиовед, историк

Если интересно, откуда пошел обычай использовать такое предложение, нужно обратиться к стародавним временам. Римляне первыми стали использовать его. Оно должно было означать пожелание добра умершему, комфорта его телу. Но недостаточно узнать, откуда могла взяться данная фраза, важно понять, можно ли ее использовать верующим. Делать этого нежелательно, т. к. продолжение не соответствует церковным канонам по содержанию: «… и мягко покрывает тебя песок так, чтобы собаки смогли вырыть твои кости».

Мнение служителя церкви

Свеча за упокой души усопшего

«Земля пухом» или «Царствие Небесное», как правильно?

Мнение эксперта

Ремонтников Владимир Петрович

Религиовед, историк

Сказанные слова при выражении соболезнований должны упасть в самое сердце, принести облегчение рабу Божьему. Соответственно, письма с выражением сочувствия должны писаться так, чтобы у читающего не возникло негативных ассоциаций. Полное понимание находит фраза «Царствие Небесное». В ней нет языческого подтекста, она берет истоки из библии. Это основной аргумент, который учитывают в момент выбора между фразами: «Царствие Небесное» и «Вечный покой».

«Царствие небесное»: как правильно говорить?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

Следует адресовать слова умершему. При этом говорят: «Царствие ему Небесное». Так обращаться можно к любому верующему, будь то папа, бабушка, муж или брат. Обычай пошел со стародавних времен. Тогда использовалась лексема «царствие», не царство. Такие слова могут применяться вместо приветствия на похоронах и в качестве ответа на соболезнования близким человеком (женщине, мужчине – пол не имеет значения).

На какой день хоронят умерших православных христиан в России

Похороны близкого человека

Когда говорят «земля пухом», а когда «Царствие Небесное»?

Мнение эксперта

Ремонтников Владимир Петрович

Религиовед, историк

Учитывая, что первая из фраз не содержит в себе Бога, не имеет отношения к религии, ее произносят на похоронах неверующего: атеиста, самоубийцы. Это красивые слова, но над могилой верующего должны звучать другие, не менее прекрасные, но важные по смыслу: «Вечная память, Царство Небесное».

Как правильно Царствие Небесное или Царствия Небесного?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

Такие слова могли пойти только из библии. Причем «небеса» заменяют имя Господа, т. к. изначально было написано «Царствие Божье». Сегодня верными являются оба варианта фразы. Не следует искать более правильный, решать, откуда взялся каждый из них. Можно использовать оба. Но «Царствие» – более верная форма написания с точки зрения церковного языка.

Что происходит с душой после смерти

Выражение «пусть земля будет пухом» откуда взялось?

Мнение эксперта

Ремонтников Владимир Петрович

Религиовед, историк

Изначально такие слова появились в стихотворении римского поэта. Но с тех пор смысл был значительно изменен – православные верующие стали применять их над могилой христиан, что в корне неверно. Они языческие, несут противоположный смысл. Это объясняет, почему нельзя говорить «земля пухом». Такие слова уводят душу умершего от Бога, т. к. вера в сказанное не позволяет ей вознестись на небеса, а привязывает к телу.

«Земля пухом» или «Царствие Небесное»: как правильно в православии?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

Пожелание пуха и мягкого отдыха физической оболочке не может относиться к верующим. Не следует отправлять такие открытки/картинки или письма с соболезнованиями. Согласно православным канонам, допустимо упоминать Царствие Божье, куда попадет душа праведника, а также заверять в вечной памяти, что говорит о бесконечном существовании нетленной оболочки.

Когда говорят «Царствие Небесное» после похорон?

Мнение эксперта

Ремонтников Владимир Петрович

Религиовед, историк

Считается, что до похорон, после них и до 40-го дня следует желать мягкого отдыха покойному, пуха земного. А уже после Частного суда (когда наступит 40 день) – Царствия Божьего. Но верующим следует в любом случае использовать вторую из фраз, т. к. Отец небесный принимает душу сразу же после того, как она покидает физическую оболочку. Значит, разделение на периоды, когда попеременно используют языческие или религиозно правильные фразы, неуместно.

Как отмолить самоубиенного кому молиться

Церковные свечи

«Пусть земля будет пухом»: продолжение проклятия?

Мнение эксперта

Ремонтников Владимир Петрович

Религиовед, историк

Учитывая, что смысл пожелания мягкого пуха умершему уводит верующих от Бога, вынуждает концентрироваться на комфорте тела, многие заинтересовались происхождением такой фразы. Оказалось, что у нее есть продолжение: «… и мягко покрывает тебя песок так, чтобы собаки смогли вырыть твои кости». Эти слова шокируют православных, т. к. больше напоминают проклятие, нежели напутствие в жизнь Вечную. Но следует рассматривать их с точки зрения язычества, а не христианства, что означает степень мягкости земли для умершего – настолько, что «собаки смогли вырыть…»

Кроме того, продолжение известной фразы связано с видом почвы. Пуховой землей раньше называли высохший ил. Он легче воздуха. Это значит, что такой грунт не будет довлеть над погребенным телом, что облегчит ему пребывание в загробном мире.

Как молиться о покойном

В Православии в первые дни после смерти над телом усопшего читается Псалтирь (или Евангелие, если умерший был священником). На третий день покойника поминают отпеванием и предают земле. Чтение Псалтири продолжается и после похорон до 40-го дня. Церковная служба по усопшему называется панихидой. Она совершается в день похорон, на третий, девятый, сороковой день смерти. Также панихиду служат в годовщины смерти или рождения почившего. Родные умершего человека могут заказать его сорокадневное поминание на Божественной Литургии, которое называется сорокоуст. Во время каждой литургии поминовение усопших совершается на проскомидии. Молиться об упокоении души можно и дома. Необходимые для этого молитвы есть в каждом молитвослове.

Днями особого поминовения усопших в Православной Церкви являются:

«Пусть земля ему будет пухом» – это не поминание

Почему нельзя говорить «пусть земля будет пухом» как пожелание усопшему? Такое пожелание не имеет ничего общего с христианским поминовением. Сама фраза берёт корни у язычества и подразумевает пожелание мёртвому телу, а не бессмертной душе человека. А ведь именно участь души является самым главным. Поэтому православным христианам следует поминать усопшего домашней и церковной молитвой и говорить: “Царствия ему/ей Небесного”. Также помочь умершему можно, раздавая милостыню за спасение его души.

Христианам не следует сопровождать погребение и поминки суеверными обычаями. К таковым относятся, например, опускание с гробом в могилу свечей, денег, различных предметов. Это языческая традиция, основанная на вере в то, что человеку в загробном мире могут пригодиться материальные блага. Кладя посторонние предметы в гроб, люди пытаются угодить усопшему. Однако они забывают, что душа нуждается лишь в молитвенном утешении. Всё материальное теряет для неё смысл.

Поминки нельзя превращать в застолья с алкоголем и пьянством. Протоиерей Виктор Гузенко так отвечает на вопрос об алкоголе на поминках:

“Какая может быть польза душе, когда за нее пьют водку? Поминальный обед — это вид милостыни, принесенный за упокой души. И к тому же чисто по-человечески бывает крайне неприглядная картина, когда некоторые из гостей так «напоминаются», что и песни поют, и анекдоты рассказывают, и смеются, когда близкие родственники умершего находятся в скорби. И с христианской точки зрения, и с человеческой алкоголь не уместен на поминках”.

Ставить на поминках отдельные столовые приборы «для умершего» или стакан водки перед его портретом тоже не надо. А вместо пожелания «земли пухом» лучше перекреститься и сердечно помолиться за упокой души усопшего.

Пожелания покойному в других конфессиях

Существуют разные традиции пожеланий покойному при последнем прощании, а также при выражении соболезнований родным. Для представителей других конфессий они могут быть непонятны или недопустимы.

Во всех религиях душа – вечна, не нуждается в материальном. По этой причине верующие обычно заботятся больше о ней, чем о теле, но проявляют уважение и к физической оболочке. Однако никто из представителей разных конфессий не высказывает напутствий телу прежде, чем будет сказаны добрые слова в адрес души.

Ислам

Определенное обращение к умершему после смерти отсутствует. Все, что говорится после смерти человека, направлено на соблюдение воли Всевышнего:

  • перед смертью над умирающим произносят последние слова: «Нет бога, кроме Аллаха»;
  • во время обмывания говорят «Именем Аллаха»;
  • на похоронах читается молитва – джаназа, когда почитают Аллаха.

Мусульманские традиции присущи разным народам: их придерживаются татарские этнические группы, ингуши, азербайджанцы, башкиры, балкарцы, туркмены, узбеки и др. У всех обряд погребения схож.

Жизнь после смерти в исламе

Расхожие фразы на похоронах и поминках

Сразу после смерти, во время похорон или позднее при первой встрече с родственниками умершего с момента его гибели высказывают слова соболезнования. Распространенные фразы, которые используют при этом:

  • «Пусть земля тебе будет пухом»;
  • «Царствие Небесное» или «Царства Небесного»;
  • «Вечная память» или «Светлая память»;
  • «Покойся с миром»;
  • «Мир праху его».

Все перечисленные фразы используются в разное время и на различных территориях. Причем они отличаются происхождением и принадлежностью к религиям. Значит, не все считаются проявлением христианской веры. Фраза «Пусть земля тебе будет пухом» является языческой, ее лучше не использовать верующему. Более подходящими являются все остальные выражения.

Слова соболезнования на похоронах

Церемония погребения

Душа после смерти

Согласно православному вероучению, у человека помимо физического тела есть и духовная, невидимая сущность – душа. Она даётся Богом при зарождении человека в утробе матери и продолжает самостоятельное существование после смерти тела. Посмертную участь души определяет её духовное состояние. Потому и актуален вопрос, как правильно пожелать Царствия Небесного.

Жизнь «за гробом»определяется образом земной жизни человека. Стремился ли он к спасению, старался ли соблюдать Божьи заповеди, каялся ли в совершённых грехах. Чистая, праведная душа носит в себе Божественный образ. Она пребывает с Богом, к которому и стремилась. Загрязнённая же грехами душа уподобляется отпавшим от Бога бесам. Она не может быть рядом с Господом, ведь всегда противилась Ему. Тёмные силы забирают такую душу к себе. Ведь она была в их власти ещё в земной жизни.

Один из образов Царства Небесного (мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы»)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: