Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное…  (Мф. 18:1–9)


Будьте как дети

Роберт Дункан. «Добрый дедушка-снеговик». 1952.

Господь в Евангелии неоднократно призывает каждого человека уподобиться ребенку. Будьте «как дети» (Мф. 18: 3), «ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10: 14).

Каждый человек растет, развивается, становится взрослее. И это не только реальность нашего времени. Даже до грехопадения человек был призван возрастать в любви Божией, развивать свои способности. Так, он познавал творение Божие, нарекал имена животным (см.: Быт. 2: 20). По мысли святителя Василия Великого, древо познания добра и зла «было дано для того, что нужна была заповедь для нашего послушания». То есть и в раю человек воспитывался, развивался.

Так же и мы, взрослея, призваны становиться лучше, возрастать физически и духовно. Мы должны овладевать своими способностями и развивать дары Божии. Неужели вопреки этому Господь говорит: «Будьте как дети» – неумелые, неразвитые, беспомощные? Интуитивно мы с вами понимаем, что Он имеет в виду. Каждый, видя ребенка, чувствует, что мы потеряли, взрослея, в чем дети действительно лучше нас. Давайте постараемся немного разобраться в том, что же Христос так ценил в детях.

В раннем возрасте дети еще сохраняют поразительную целостность ума, сердца и воли. Им чужды такие качества взрослого человека, как двоедушие, лукавство, лицемерие. Гармония в душе ребенка позволяет видеть гармонию и вокруг себя. Получается, что это и есть то подлинное Царство Божие, которое находится «внутри нас» (Лк. 17: 21).

Детям свойственна простота, непосредственность, особая реалистичность души. Мир фантазии и мир реальности зачастую не имеют четких границ. Осваивая окружающий мир, они тут же творят что-то новое, воспринимая свою фантазию ничуть не менее реально, чем мир вокруг. Это же касается и времени. Вспомните, как долго ребенок осваивает наши привычные временные категории. Он уже хорошо говорит, многое знает и помнит, но, например, «вчера» и «год назад» для него одно и то же, прошлое живет в настоящем, а настоящее довлеет над будущим. Можно сказать, что это образ будущей жизни в вечности.

Мы, получив многие знания и опыт, теряем прямую связь сердца с Богом, свойственную детям

Дети по природе своей открыты, общительны. Они впитывают в себя новые знания, а сердце их открыто для слова Божиего, добра, света. Христос, видя, как дети тянутся к Нему, внимают духом любви и чистотой сердца, в Своей молитве к Отцу Небесному говорит: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11: 25). Мы, обладая многими знаниями, разумом и опытом, теряем прямую связь сердца с Богом.

Доверчивость и благорасположенность к людям. Детям не свойственна неприязнь, злоба, вражда, ненависть к кому-либо. «На злое будьте младенцами» (1 Кор. 14: 20), – говорит апостол Павел, имея в виду то, как дети зачастую даже не видят зла вокруг, а если и чувствуют злое против себя, то очень быстро забывают и прощают обидчиков. Действительно, подобное познается подобным. Ребенок, по свойствам своим не знающий зла, не будет видеть этого зла и вокруг. Родитель, с гневом наказывающий своего ребенка, еще долго будет чувствовать тяжесть в своем сердце – последствие совершенного им греха. Ребенок же, быстро простив, снова бежит к родителю с полным любви сердцем. Все доброе, чистое вызывает у ребенка доверие и притяжение.

Вера для детей естественна, она является опытной частью их жизни. Наоборот, им несвойственны сомнения, колебания, лукавые мудрования и самооправдания. Их вера безотчетная и при этом искренняя. Ребенок с любой бедой бежит к маме, зная, что она поможет всегда. Эта вера в безусловную любовь и помощь распространяется и на жизнь духовную, естественная для ребенка вера в Бога формируется на опыте любви и доверии родителям. Дети верят в слова взрослых, для них эти слова то же, что и дела их. Если родители не бросают слов на ветер, а подтверждают разумные слова разумными делами, то обретают авторитет в глазах детей, полное доверие и сердечную дружбу. Вера детей во взрослых, вера последних в детей ведут к глубокой, искренней и естественной вере в Бога.

Ребенок обладает естественным смирением. Взрослея, мы отступаем от этой спасительной добродетели

Когда ученики спросили Христа: кто больше всех в Царстве Небесном, то Он, поставив дитя посреди них, сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное… Кто умалится [смирится], как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18: 1–4). Ребенок от рождения «умален», он обладает естественным смирением, скромностью. Взрослея, мы теряем эту спасительную добродетель и взращиваем в себе гордость, честолюбие, тщеславие. Мы уже считаем себя если и не лучше всех, то уж точно не хуже. Причем часто мы с раннего детства воспитываем в своих детях стремление быть лучше других.

Получается, что ребенок от рождения уже обладает многими качествами для жизни в Царстве Божием, но по мере взросления они ослабевают, теряются или даже заменяются противоположными страстями. Во многом этому способствуют те примеры, которые окружают растущего ребенка. Мы формируем себе подобных людей. Не имея подлинной духовной жизни, заботясь прежде всего о ценностях «мира сего», способствуем скорому отходу наших детей от их еще мало испорченной природы.

Существует путь избранных еще от чрева матери, примеры которых мы видим в житиях святых, угодивших Богу своей святой жизнью от младенчества. Однако для нас с вами Господь предлагает второй путь – путь возвращения к смиренному детскому духу: духу веры, любви, скромности, чистоты и безграничного упования на Бога.

Как говорится в Св. Евангелии от Матфея: «… В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает…» А ведь так и есть! Маленький ребенок по своей природе обладает незамутненным видением! И его восприятие еще не заражено вирусом самоопределения. Происходящее переживается в непосредственном опыте, без притязания на него. Потом, когда малыш подрастает, родители в первую очередь, а потом уже и социум, прививают ему необходимые поведенческие навыки для взаимодействия с окружающей средой. Ну, и естественно, в возрасте 2-2,5 лет у ребенка появляется так называемое вторичное вовлечение, как следствие воспитания и обуславливания (переобуславливания). Он начинает мыслить через призму авторской программы, например, я это сделал/не сделал! Возникает страдание, чувство вины и ответственности за происходящее. Мысли, чувства и действия присваиваются, и уникальность подавляется…

Не раз замечала как дети радуются самым обычным вещам с таким безумным восторгом, что это не может не вызывать улыбку — дождик и шлепанье в сапогах по лужам, игра в снежки, пускание корабликов по ручьям! А бегающий солнечный зайчик, который так и хочется поймать в ладошку! Уникальное восприятие!:) Пусть набедокурил, испачкал одежду на улице, ну заигрался малыш, что теперь поделать?! Не заметил рваных на коленках джинсов и пришел поцарапанный и взъерошенный, зато довольный… И индивидуальность (уникальная личность в данном контексте) никак от этого не страдает. Скорее наоборот, раскрывается в каждый миг самым невероятным образом — непредсказуемо! А газировка?! Я в детстве умирала, как ее любила. Когда еще автоматы стояли и за монетку можно было налить себе стакан. Прямо напивалась! Квас, газировка, лимонад — вот это кайф! Сейчас переобусловилась — люблю кофе!:)

Так вот об уникальности:) Стремление соответствовать определенным нормам поведения, исходящее из желания быть принятым; страх отвержения, боязнь быть не таким как все, что не понравишься такой как есть, превращают человека фактически в робота, уникальная личность прикрывается ложной (личина), а естественные проявления — масками! И душа мучается! Здесь душа — как уникальность знания, восприятия и переживания индивида, то как человек мыслит, чувствует, проявляется, интерпретирует, описывает и т.д. И это не повторяется, как нет ни одной одинаковой снежинки! Мелодия жизни, ее манифестация в проявленном мире, которая проживается через тебя, даже если получаешь ШЛЕПОК!:)))

Как говорится в Св. Евангелии от Матфея… Будьте как дети и откроется вам Царство Небесное!:) Жизнь как она есть!:)))

Стрекоза все не так поняла

Одной из главных черт характера инфантильного человека является безответственность, нежелание брать на себя какие-либо обязательства, попечение, заботу. Поэтому оборотной стороной безответственности без всяких натяжек можно считать беззаботность. Образчик такого инфантилизма всем хорошо известен по знаменитой басне Крылова «Стрекоза и Муравей», где несчастная стрекоза все лето беззаботно развлекалась с приятелями вместо того, чтобы делать себе запасы на зиму, и вынуждена была потом отправиться за гуманитарной помощью к хозяйственному муравью. Финал этой печальной истории негативно характеризует обоих персонажей басни. Но если муравей неприятен своей прижимистостью и полным отсутствием сострадания к замерзающей и голодной родственнице, то стрекоза тут вызывает недоумение именно своей беспечностью, полным неумением и нежеланием позаботиться о завтрашнем дне.

Когда читаешь в Евангелии слова Христа, где он призывает учеников не заботиться о завтрашнем дне, о пище, об одежде, на ум невольно приходит образ непутевой стрекозы с ее инфантильными жизненными установками. В самом деле, как еще можно понять слова не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться (Мф 6:25)? Разве не такая же беззаботность привела попрыгунью-стрекозу к тому плачевному состоянию, в котором ее представил нам баснописец?

Здесь также необходимо пояснение. В русском языке слово «заботьтесь» имеет преимущественно положительный смысл, поэтому отказ от заботы сразу же воспринимается как некое легкомыслие и безответственность. Но в греческом оригинале Евангелия здесь стоит куда более многозначное слово «меримнао», которое можно перевести не только как «забота», но и как «тревога», «огорчение», и даже — «душевная раздвоенность». Если прочесть слова Христа, имея в виду все эти значения, то смысл сказанного сразу же проясняется: не терзайтесь, не мучайте себя, не отравляйте себе жизнь тревожными мыслями о своем будущем. Бог не оставляет без попечения любое живое существо, и вы тоже получите от Него все необходимое для жизни. Поэтому освободите свой ум и свое сердце для главного — научитесь жить на Земле так, как замыслил вас на ней Создатель. Исполняйте Его заповеди, ищите прежде всего Божьей правды, стремитесь жить по ней. А все остальное сможете заработать себе, не терзая себя заботами о завтрашнем дне, ведь и сегодняшний хлеб достается вам в поте лица. Поэтому трудитесь сегодня, но не рвите себе душу тяжкими мыслями о будущем, освободите ее для общения с Богом. Вот как пишет об этом блаженный Феофилакт: «Под заботой дня Господь разумеет сокрушение и грусть. Достаточно для тебя, что ты сокрушался о нынешнем дне. Если же станешь заботиться и о завтрашнем, то, непрерывно заботясь о себе самом из-за телесного, когда будешь иметь досуг для Бога?»

Без нас не получится

Так какими же качествами должен обладать человек, наследующий Царство Божие? Если исходить из рассмотренных выше фрагментов Евангелия, получится примерно следующий психологический портрет: это человек, не стремящийся к власти над окружающими, честно зарабатывающий свое пропитание и уверенно смотрящий в завтрашний день, способный на критичное отношение к себе, и, самое главное — призывающий Бога, готовый жить по Его правде. Наверное, это и в самом деле не очень типичный образ, но в инфантильности такого человека упрекнуть вряд ли возможно. Хотя некоторая беззаботность в нем все же прослеживается. Но объясняется она вовсе не безответственностью, свойственной инфантильным людям. Просто такой человек знает, что Бог его любит, и поэтому доверяется Богу, просит Его о помощи, полагается на Него и благодарит за полученные блага. Но в то же время он всегда помнит, что и сам тоже должен поучаствовать в собственном спасении. Уповая на Бога, он изо всех сил старается жить по Его заповедям. Потому что, как сказал блаженный Августин, — Бог спасает нас не без нас.

Напоминаем нашим читателям, что непосредственно через наш сайт, можно:

за одну-две минуты оформить подписку на бумажные выпускижурнала, а также помочь с подпиской на «Фому» малоимущим людям или поддержать иные наши начинания.

Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!

Господь грядет !

Уча Своих учеников практическим навыкам духовной жизни, вере в Бога и условиям, благодаря, которым человек может стать наследником спасения от вечной гибели, Иисус Христос поставил в пример детей: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Матф.18:2-4). Как ни странно, взрослым у детей можно многому научиться. Ведь жесткие реалии жизни грешной земли заставили взрослых оставить немало ценных качеств в своем детстве. Иисус, указывая на детей косвенно возвращает память взрослых в лучшие годы своей жизни. Он проводит параллели между отношением детей к своим родителям и отношением людей к своему Богу Творцу.

Чему могут нас научить дети? Вера и доверие Посмотрите на веру детей. Дети, в отличие от взрослых, склонны легко поверить на слово. Сказать, что малые дети более доверчивы родителям, чем взрослые, это ничего не сказать. Как правило, изначально дети верят своим родителям на все 100%. Попробуйте серьезно сказать своему провинившемуся маленькому ребенку: «Так, сейчас буду лечить тебя от непослушания. Буду делать тебе укол». Вы увидите, сколько веры будет в его испуганных глазах. Он в страхе, со слезами будет громко просить вас этого не делать, хотя вы просто его припугнули. Кстати, подобными запугиваниями с целью добиться послушания родители постепенно ослабляют доверие своих маленьких детей. Когда мы что-то хорошее обещаем детям, то они этого с нетерпением ждут так, как будто обещанное находится уже в их руках. Если обещание не исполнено, они в недоумении на своем уровне переживают ужасное разочарование. В отличие от взрослых, дети не страдают скептицизмом. Они склонны верить чудесам. У них нет приземленного ограниченного опыта, который якобы доказывает, что чудес не существует. Используя пример абсолютного доверия детей, Иисус учит людей также доверять Богу и Его Слову. Однажды ангел Гавриил, сообщая Марии о чудесном рождении Спасителя, утвердительно сказал: «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Луки 1:37). Откровенность и искренность В отличие от взрослых, малые дети весьма откровенны и искренни. Они не так лицемерны и лукавы. Они без всяких комплексов выдадут дяде Пете и тете Люсе все, что папа и мама говорили о них на кухне. Перед Богом наша жизнь как открытая книга. Он лично не нуждается в дополнительной информации о нас. То, что видит Он, является абсолютной правдой. От него невозможно что-либо скрыть. Тем не менее Господь ценит нашу искренность и откровенность. Ведь искренне и откровенно о себе, своих мыслях и чувствах мы говорим только с самыми близкими – теми, кому мы доверяем. Когда мы с искренностью изливаем душу в молитве Богу, Он нас слышит. Библия именно к этому и призывает: «Надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище» (Псал.61:9). Дети не злопамятны Малые дети быстро забывают обиды. Когда их наказывают родители, они не ожесточаются, как взрослые дети, а после этого способны проявлять еще больше любви. Они понимают, что родители, которые их наказывают, любят их и без них они не представляют себе жизни. Малые дети не обвиняют родителей во всех своих проблемах. Когда им плохо, они не убегают от них, а наоборот, сразу же просят у них помощи. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю», – однажды сказал Спаситель. Также и по отношению к сверстникам, они те держат зла и обид. При встрече после любой ссоры они не вспоминают и не требуют «справедливости», главное чтоб у них было общее занятие- в песочнице или с велосипедом… Привязанность и покровительство Малые дети, в отличие от взрослых, чрезвычайно привязаны к своим родителям. Они не мыслят себе даже и дня без мамы и папы. Они знают, что их папа и мама самые лучшие. Когда ребенок в толпе теряет из виду своих родителей, он сразу начинает паниковать и искать их испуганным взглядом. Дети не стесняются признавать свои слабости. Они поэтому и обращаются за помощью к ним. О Своей родительской любви Бог говорит: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Исаия 49:15). Обратитесь Иисус Христос не только приводит детей в пример Своим ученикам. Он прямо их призывает: «Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное». Кажется, кто-кто, а ученики Иисуса уж точно должны были полностью соответствовать ожиданиям Спасителя. Тем не менее Иисус призывал их обратиться по-настоящему. Как оказалось, тогда они еще не верили Иисусу на все 100%. Они не воспринимали серьезно Его предсказания о Своей смерти и воскресении. Только когда это произошло, ученики были потрясены до глубины души. Только тогда они осознали – оказывается, Иисус был всегда прав. Он никогда не ошибался. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу верил, что Он есть и ищущим Его воздает» (Евр.11:6). Обратиться – покаяться, означает перемена образа жизни. Взрослые люди гордятся пережитым опытом: военными действиями, трудовыми заслугами, рожденными детьми, образованием и др. Поэтому им трудно признать что жизнь без послушания Богу не заслуживает спасения и обречена на погибель. Чтоб обратиться и покаяться необходимо в полном смирении не только прийти к «нолю» своей жизни, но и осознать свое испорченное, обреченное состояние без Бога. И только глубокая вера, как у детей даст силы склониться пред Христом и принять Его как искупителя от погибели и подчинить Ему дальнейшую свою жизнь. «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10:9,10). Вот почему подавляющее большинство приходят к Богу, обращаются в молодые годы.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Помимо времени, когда мы становимся на молитву для того, чтобы попытаться обратиться к Господу, есть другое время ― когда не мы говорим с Богом, а, напротив, Он говорит с нами. Когда? Когда мы читаем Его слово, живое, обращенное ко всем людям и вместе с тем к каждому из нас лично. А в том, что это беседа действительно таинственная, глубоко личная, сокровенная, уверяет самый опыт: ведь слово Божие нередко открывается нам совершенно неожиданным образом, так, словно мы читаем его впервые.

Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3).
Эта заповедь Спасителя запоминается чаще всего именно в таком варианте: Будьте как дети… И как-то ускользает порой от нашего внимания, что в Евангелии она звучит гораздо строже, гораздо бескомпромиссней: Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3).

Этим подчеркивается ее важность для нашего спасения. В ней запечатлен целостный образ того, каким Господь хочет видеть человека перед Лицом Своим. Эта, казалось бы, незамысловатая заповедь исполнена глубокого богословского смысла, потому что открывает великую Тайну отношений человека и Бога…

Чего же хочет Господь от нас?

Бывает так, что посреди самых прозаических вещей мы вдруг находим ключик к пониманию вещей духовных. Посреди вседневной суеты вдруг охватит какая-то свежая волна, которая заставляет мыслить в иных категориях и делает нас созерцателями.

Вот я держу на руках крохотного младенца, грудничка. Мне вдруг приходит в голову мысль, что это беспомощное существо полностью предано мне, полностью зависит от меня. Оно доверчиво и кротко прижалось к моей груди и не ждет от меня никакого зла. Оно нуждается в моем тепле, в моей заботе. Оно стремится к общению со мной, плачет, если я отойду. Оно не сможет прожить без меня, и потому — я отвечаю за его жизнь.

Так и человек в руках Божиих. Бог сотворил его, чтобы заключить в Свои объятия. Он хочет, чтобы мы сделались в его руках беспомощными, бессловесными, во всем зависимыми от Него. Зачем? Для чего? Чтобы явить нам свою Отеческую любовь, чтобы для беспомощных стать Помощником, для бессловесных — Услышателем, для ничего не могущих и не имеющих упования — Единой Надеждой и Прибежищем, для во всем зависимых от Него — любящим Отцом и Владыкой.

Как я бережно держала младенца, с нежностью и любовью, так Господь держит своих детей, которые чают в Нем своего Отца. Может ли Он бросить их оземь, вынести их на мороз, оставить голодными? Если мы, будучи злы, умеем даяния благие давать детям нашим, кольми паче Отец наш Небесный…(ср.: Мф. 7, 11).

Почему же так часто бывает с нами, что Бог представляется нам равнодушной к нам Личностью, а иной раз чуть ли не тираном? Может, причина кроется в нас самих? Может, это мы ведем себя так, как будто не нуждаемся в Отце, как будто Его для нас не существует? Мы не хотим быть зависимыми от Него, ничего не значащими без Него. И, сами того не понимая, отказываемся от того блаженства, которое дает ощущение своей зависимости от Него…

Один горящий любовью к Богу человек, священник, как-то поделился необыкновенным переживанием, бывшим с ним на литургии. Совершая Бескровную Жертву, в какой-то момент он вдруг почувствовал себя младенцем в объятиях Божественной любви и ощутил какую-то блаженную беспомощность: «Господи, я ничего не стою, меня нет, только Ты один!».

Одни люди переживают это как состояние, а святые подвижники имели это своим устроением.

Духовный сын старца Порфирия в своей книге «Идеже хощет Бог» описывает, как старец служил Божественную литургию: «…я видел Батюшку, который, словно маленький ребенок, воздевал святые свои руки к Небесному Отцу!».

В этих словах — все «простецкое богословие» замечательного греческого подвижника, которого не поняли ученые богословы. Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам (Лк. 10, 21)…

Господь хочет, чтобы мы взыскивали Его как Отца, чтобы в младенческой беспомощности простирали к Нему свои руки, чтобы верили в Его Отеческую любовь, чтобы во всякое время и на всяком месте взывали к Нему «Авва, Отче!». Потому что Царство Небесное для младенцев, для их блаженного устроения…

Православная Жизнь

ФОМА

В редакцию «Фомы» пришел вопрос от читательницы: «Здравствуйте! Я не совсем понимаю смысл фразы, которую произносит Иисус Христос: “Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное”. Мы должны быть беззаботны? И как это совмещается с трезвым взглядом на жизнь?»

О том, что вложено в эти слова Христа, и как отличить настоящую евангельскую детскость от инфантилизма, мы поговорили с протоиереем Владимиром Зелинским, настоятелем храма «Всех скорбящих Радость» в городе Брешия (Италия) и автором книги «Будьте как дети. Теофания детства».

— Отец Владимир, Вы посвятили исследованию этой фразы Христа о детях целую книгу. Расскажите, почему она Вас так заинтересовала?

— Когда-то меня приковали эти слова из 18-й главы Евангелия от Матфея. Они перекликались с другими словами о том, что, принимая дитя, мы принимаем самого Христа (Мк 9:36–37; Лк 9:47–48). Они звучали и поныне звучат твердо и недвусмысленно, даже категорично, и вместе с тем, как мне казалось, по сравнению с другими заповедями, не привлекали столь пристального внимания комментаторов.

В евангельском, Христовом «дитя» меня поманила какая-то тайна, то есть нечто большее, чем назидательный пример хорошего поведения для взрослых. Я попытался разгадать ее. Не для того разгадать, чтобы объяснить, что мы что-то должны — книга «Будьте как дети» как раз ставила своей целью уйти от моралистического понимания детства как некоего долга, который нужно исполнить. Ее целью было найти другое, неожиданное измерение младенчества. И если мы что-то должны, то прежде всего тому ребенку, который еще живет в нас. Мы должны его найти. Должны открыть заново собственное детство с его опытом, пусть и неосознанным, присутствия Божия. В устах Христа, смею думать, это и означало «быть как дети». Впрочем, не столько должны, сколько призваны. Призваны осуществить замысел о каждом из нас: быть с Богом.

— А как можно его осуществить?

— Для начала, скажем, удивиться тому, что Бог решил подарить нам жизнь. Вот лично каждому. Он захотел, чтоб мы были, вложил в это решение Свою мысль, Свою любовь. Свидетельства этой любви мы не раз находим в Библии, особенно в изумительном 138-м псалме. Попробуем вслушаться:

Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был втайне, образуем во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.

Псалмопевец Давид ничего здесь не изобретает, но как бы «вспоминает» себя во взгляде Божьем. «Вспоминает» все свое существо — от формирования костей до дней предназначенной ему жизни, записанных в книгу Божьей памяти. «Вспоминает» себя как тело и себя как личность. Наука давно разгадала тайну возникновения человека как живого организма, но едва ли будет разгадана тайна возникновения личности. Потому что личность берет свое начало от замысла Божия о человеке даже и тогда, когда человек от этого замысла отступает.

И вот этот замысел приоткрывается в раннем детстве. Именно в раннем, пока змей еще не внушил нашему растущему «я» главную свою заповедь: будете как боги, знающие добро и зло… В раннем детстве мы еще не «боги», мы то, что недавно сотворил Бог при участии наших родителей, Им созданных.

Ребенок хранит в себе чудо шестого дня творения, когда человек явился в мир из Его деяния. «Быть как дети», «стать как дети» — значит отправиться на поиски этого чуда. Не в сентиментальном смысле, совсем нет, но в изначально религиозном, связующем нас с Творцом.

— В Евангелии мы не один раз встречаем мысль о том, что Царствие Небесное будет открыто младенцам, а не «мудрым и разумным». Разве мудрость и разумность — порок? Как нам следует это понимать?

— Попробуем задуматься: а что открыто младенцам? Им открыта — на каком-то доразумном, дорациональном уровне — любовь Божия. Она тайно светит в творении мира, в воздухе, которым дышим, в самом нашем существовании. В любви родителей, когда они есть. В природе, пока она не разрушена. В цветах, облаках, домашних животных. И вот когда человек ставит любовь в центр своей жизни, разум и мудрость повинуются ей, живут в гармонии с ней. Так возникают святые.

Или же разум становится господином нашего суверенного «я» и его страстей, которых это «я», даже очень религиозное и церковное, часто в себе не видит: гордыни, самолюбия, эгоцентризма. Отсюда вырастает ответ на вопрос: что делать? Не один ответ, а много, потому что мы свободны и можем выбирать разные пути.

И если мы что-то должны, если уж мы непременно хотим повернуть на мораль, то только одно: повиноваться любви. Нести ее в мир. Начав хотя бы с детей, со служения им. С их охраны, ограждения от зла.

Вообще, когда Вы открываете в себе любовь Божию, а это важнейшее открытие нашей жизни, столь редко сознаваемое, то не должны относиться к ней как к своему достоянию, к тому, что вам по праву принадлежит. Нет, любовь обнаруживает себя лишь тогда, когда вы бескорыстно ею делитесь. Мне приходилось читать о семьях, которые усыновляют больных сирот. Любовь Божия становится в них видимой, светящейся. Януш Корчак (ничего не знаю о его религиозных взглядах), который добровольно вошел с обреченными детьми в газовую камеру, до конца исполнил заповедь Христову: «стал как дети».

— Что скрывается за тем определением ребенка, младенца, которое дает Господь?

— Господь не дает в данном случае определений. Он загадывает загадку, которую мы должны разгадывать. Не умом разгадывать, не богословием, но сердцем, соучаствующим в любви Божией. То есть являть ее делом, делясь любовью, «становясь как дети».

Человек находит, определяет себя в ребенке. Из такого самоопределения, на мой взгляд, рождается и подлинное искусство. Я привожу в пример некоторых поэтов, особенно Хлебникова, у которого нахожу абсолютно младенческое, почти недоступное нам восприятие вещей в их первозданности, откровении первого безгрешного дня творения. Вот гениальный образ кузнечика: «крылышкуя золотописьмом точайших жил…» Поэт воспроизводит свой первый, еще доразумный взгляд на мелькнувшего кузнечика, тот мгновенный снимок младенческого восприятия, который теряется в памяти, но поэт способен его извлечь, а потом запечатлеть в слове. Настоящее творчество для меня — это освобождение в себе исчезнувшего ребенка.

— Встречали ли Вы людей, которые этому определению детскости соответствуют? Расскажите, когда, где, при каких условиях?

— Мне приходилось встречать людей, в которых как бы проявлялась эта «святая детскость» и становилась очевидной. Она, как ни странно, часто дает о себе знать в старости после долгой молитвенной жизни. Детство и старость Василий Розанов называл метафизическим возрастом. Но дело здесь не в какой-то философии, но в обретении однажды отпущенного, утраченного и вновь обретенного дара. Потому что детство — это дар, который нами потом тратится, стирается, теряется, но никогда не пропадает целиком, до самого конца. Вернуться к нему, обрести вновь, может быть, легче в старости, когда отодвигаются земные дела, слабеет их напор, но лишь в старости просветленной, вернувшейся к своему детскому началу в Боге.

В своей книге я упоминаю об особом выражении взгляда новорожденного, о котором пишет отец Павел Флоренский, и не только он. Иногда в этом взгляде приоткрывается какая-то бездонная мудрость, мелькает лишь на мгновенье, потом исчезает. Многим родителям случалось встретиться с этим удивительным взглядом своего ребенка, потом они забывали о нем. Почему я вдруг вспоминаю об этом? Потому что иногда он просыпается в людях, вновь достигших детскости. Встречаясь взглядом с другим человеком, мы чаще чувствуем в нем чужого, от которого хочется укрыться. Но вот от взгляда ребенка — никогда. И если взгляд ребенка просыпается во взрослом, то взгляд становится взглядом друга, сочувствующего, ближнего, но не взглядом соглядатая. Таков взгляд старца, настоящего духовника. Когда встречаешься с ним хоть один раз, потом не забываешь.

— Некоторые считают, что «быть как дети» — значит смотреть на все через розовые очки…

— Слова Христа если не обратитесь и не станете как дети обращены ко взрослым. Они давно не дети, они отягощены всем прожитым своим «я», всем накопленным, взрослым, неизбежно греховным опытом. И Христос вовсе не советует им «впадать в детство» и надевать розовые очки, которых, впрочем, тогда не было. Он зовет их к преодолению самих себя. К перемене ума. К внутренней работе, особой аскезе. Такая аскеза требует рассудительности, которая считается одной из главных монашеских добродетелей.

В своей книге я пытаюсь найти связующую цепочку между обращением в ребенка и становлением святого через покаяние и аскезу, через внутреннее очищение. То есть через борьбу со своим «я», желающим утвердить себя в этом мире, «разбогатеть» в нем, но не Богом разбогатеть, а самим собой, своими приобретениями в жизни, своими имениями, пусть даже имениями ума.

Для меня самого это было открытием: связь детства со святостью, причем, святостью стяжаемой, приобретаемой молитвой и постом. Наша греховная взрослость, то есть заложенная в нас воля к власти, накоплению, обладанию, служению себе, возвышению над другими, удобному устроению себя в этом мире за счет других и т. п. побеждается, преображается усилием сознательного «обращения в ребенка».

— Некоторые неверующие считают, что православные люди часто инфантильны и несамостоятельны, и аргументируют это мнение той же цитатой Христа. В чем они не правы?

— Не правы они прежде всего в том, что хотят спародировать Откровение. Люди, не уважающие веру других, сознательно, а иногда почти инстинктивно, хотят довести ее до нелепости, до пародии. Инфантильность — это и есть пародия на детскость. Как розовые очки — карикатура на младенческий взгляд.

— А как «детскость» христианина должна совмещаться с трезвым взглядом на жизнь?

— «Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершенолетни» (1 Кор 14:20). Ум, о котором говорит апостол Павел, — это ум, обращенный к Богу и вместе с тем сохраняющий трезвость в делах практических. Посмотрите, как Христос решает проблему налогов: какая бы ни была власть, налоги надо платить. Но деньги на них Он находит как бы играя — ну хоть в рыбной пасти. Он показывает: пусть это не будет вашей заботой, ищите прежде всего Царства Божия, остальное… ну, пусть оно идет своим чередом.

И с Закхеем, заведомым жуликом, обращается как с возлюбленным чадом Божиим, ибо и он — сын Авраама. Как — духовно — и мы все. Закхей по-ребячески лезет на дерево, чтобы посмотреть на Иисуса, и, откликаясь на этот порыв, Иисус тотчас узнает в нем ребенка и говорит: «Приду к тебе». И вот ребенок, внезапно пробудившийся в сборщике налогов, раздает немыслимые обещания, не задумываясь, в силах ли он их выполнить. Шутка ли: «половину имения моего отдам нищим» — разве может такое сказать человек, привыкший считать деньги? Мы слышим здесь поистине детский лепет на пороге уже открывающегося Царства Божия. Это первые попавшиеся примеры, которых в Евангелии можно найти множество.

— Если перейти в практическую плоскость: что должен делать христианин, чтобы откликнуться на призыв Христа быть как дети?

— У меня нет готового списка практических рекомендаций. Для начала нужно найти ребенка в себе, чтобы суметь ощутить его в другом и полюбить его, как бывшего когда-то ребенка. Любовь научит и напомнит в каждой конкретной ситуации, как поступать, будучи младенцами на злое и совершеннолетними умом, перефразируя апостола Павла.

В своей книге я пишу о «цивилизации ребенка», которая должна стоять под знаком Христовой заповеди «принять дитя». Она могла бы научить нас сопротивлению той цивилизации аппаратов и умных («умнее» нас) машин, которая на нас надвигается. Ибо человек однажды, даже не заметив этого, может оказаться во власти своих собственных изобретений и оживших фантазий. А мудрость детства в Христовом его видении тогда вдруг окажется нашим убежищем.

Что значит быть ребенком в жизни? Бросить свои рыбацкие, свои житейские сети и следовать за Христом, как апостолы. Если Он зовет тебя, идти к Нему по воде, как Петр. Узнать Его мгновенно и исповедать, как тот евангельский Нафанаил, в котором нет лукавства. Вскрикнуть от радости как Мария Магдалина, встретив Его у пустого гроба.

Все эти случаи историчны, но вместе с тем они стали языком, точнее, метаязыком нашей веры. Каждый, если захочет того, может перевести этот образный язык в контекст житейских ситуаций, своего жизненного пути. Христос редко говорит ученикам: делай то, а того не делай, Он не руководит каждым нашим шагом. Он открывает истину — в том ребенке, которым мы были сотворены и которого можем узнать в других. Вот за этой истиной следует нам идти, помня слова: «сыны свободны» (Мф 17:26).

Беседовала Анастасия Спирина

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: