Самоубийство, отказ от великого дара Божьего – жизни, всегда считалось в Православной церкви великим грехом. Поэтому неудивительно, что людей, самостоятельно, по своей воле лишивших себя жизни, не отпевают, для них не заказывают никаких поминальных служб в храмах и монастырях. Нет никаких специальных дней, которые для этого строгого правила были бы исключением. Поминают самоубиенных только келейно. Только дома с благословения священника можно помолиться за их души. В память о них можно устраивать дома поминки и совершать различные благие дела, к примеру творить милостыню. При этом важно, чтобы жизнь самих родных и близких покойного была благочестивой. Кроме того, существуют специальные молитвы для поддержания скорбящих родственников самоубиенного.
Отношение православных к самоубийцам
Добровольное лишение себя жизни у христиан воспринимается как противление Божьей воле, отказ от веры в Него и спасения. Ведь никто не вправе прерывать путь, отмеренный Господом для каждого человека. Убивший себя лишается права наследовать Царствие Небесное, отрекается от спасения. Душа, покинувшая тело в момент совершения греха, не может обрести покой и умиротворение. Она отправляется в ад. Каждый человек в своей жизни получает испытания от Всевышнего. Получает он и поддержку от Бога для того, чтобы пройти их достойно. И только Господь волен решать вопросы жизни и смерти.
Кого православие относит к самоубийцам
У православных христиан к самоубийцам относят всех, кто сам лишил себя жизни, независимо от того, каким способом это было сделано. В прежние времена к самубиенным относили еще и погибших на дуэлях. Сейчас к ним относят тех, кто воспользовался эвтаназией, погиб во время разбоя, лишился жизни, занимаясь экстремальным спортом. Большим грехом является смерть из-за наркотиков и пьянства. Ведь даже если самоубийство могло быть совершено в состоянии беспамятства, эти пагубные, греховные пристрастия человек для себя выбирал в здравом уме и по доброй воле.
Факт самоубийства покойного ни в коем случае нельзя скрывать от священника, пытаться провести погребение по традиционному обряду. Нарушение церковных правил и запретов, касающихся покончивших с собой, может навлечь суровое наказание за грех на людей, скрывших факт самоубийства, и на священника, невольно нарушившего священные каноны. Ведь Бог видит все и обмануть его не получится.
Исключения из церковных правил
Каждый случай самоубийства индивидуален, поэтому и решение церкви по нему может быть разным. Исключением из правил зачастую становятся душевнобольные, лишившие себя жизни под влиянием своей болезни, не осознававшие, что творят в этот момент. Поминальные службы могут проводиться и по человеку, наложившему на себя руки под давлением тяжких обстоятельств. В христианских летописях можно отыскать упоминания о святых мученицах, совершивших акт смерти, чтобы предотвратить насильническое надругательство над своими телами. Смягчение возможно для тех, кто совершил самоубийство по неосторожности и перед кончиной успел раскаяться в нем.
Для принятия решения в таких случаях собирают документальные подтверждения о приведшей к самоубийству болезни. К примеру, медицинские справки о тяжком душевном заболевании. С ними нужно обратиться в епархиальное управление города, к правящему епархиальному архиерею. Не стоит пытаться подделать такие документы, пытаясь ввести в заблуждение церковные власти. Всевышнего невозможно обмануть. Такой обман лишь еще больше навредит душе самоубиенного и ввергнет в грех души людей, пытающихся обмануть Бога и церковь.
Эзотерическая психология, сексология
«Слышал истории как пытаются вымаливать самоубийц простые смертные женщины. Это жутко. Они там самоубийцы мучаются. Как бы застревают тут. Не живут и упокой не находят. Беспокоят живых, вампиря их. Одна женщина решила выполнить, но что тут началось… Ее жизнь стала разваливаться. Муж ушёл, сама стала выпивать (самоубийца пьяный повесился), дети заболели. И ей объяснили, что это от того, что вымолить такого может только святой отшельник, который поститься. И она бросила это дело».
Согласитесь, что довольно важную тему поднял мой подписчик. Давайте для себя как-то уясним данный вопрос, потому что, периодически всплывает разного рода информация, но конкретно мало кто пытался разобраться в этой теме.
Итак
Первое. «Женщины вымаливают – самоубийцы мучаются»…
В этом случае женщина отрабатывает сама для себя эту связь, т.е. ей тяжело, есть чувство вины, обида и т.д… Следовательно, ей же лучше, если она будет молиться о себе, и о нем, но не в церкви. Есть допущения для родственников самоубиц, и та же «Молитва Льва Оптинского о самоубиенных».
По этому поводу много информации в интернете, так как, есть и другие молитвы, рекомендованные на данный счет.
Как в этот момент самоубийце? – если связь для молящейся меняется (например, становится не так болезненна и более тонка), то на том конце будет соответствующий эффект. Умерший может «отвалиться».
Тут многое зависит от характера связи. Если он всю жизнь вампирил и жил, например, за счет жены, то самоубийце может и не понравится, что его вот так оторвали. От этого ему будет плохо. Умер криво, да еще и связи лишили: не от кого питаться. Вот и начинает его «корёжить».
Следующий вариант: самоубийцы — осознанные, сами по себе неплохие люди, быть может, попавшие «в тему» самоубийства по ошибке (часто не до конца понятно, что же произошло) – им энергии светлые только будут на пользу.
Когда человека поминают, то, как бы, дают ему некий энергетический посыл, что облегчает пребыванием …
Кстати, православие идеально заточено под это. Тут все отработано веками, доведено до абсолюта. Так что, если вы молитесь в личном формате, часто, и с внутренним посылом, то все будет работать только на пользу, как вам, так и умершему.
Второе. «Самоубийца, как бы застревает»…
Человек, который ушел из жизни в обычном варианте смерти — отработал свою карму, это во многом для него логический конец.
Самоубийца – проявил свою волю и сам себя «вырвал» из жизни. Просто так болтаться на тонком плане он не может, представьте, сколько бы их там было, если бы все шло как попало…
Конечно же, бывают какие-то исключительные случаи. Например: у него остались нерешенные дела, и ему дают возможность завершить это уже в варианте посмертия.
Но обычно, все умершие подчинены закону тонкого плана. Тут у нас с вами свои законы, там свои, быть может, даже более четкие и справедливые.
Соответственно (не вдаваясь в подробности, так как все индивидуально) – призрак может сопровождаться ангелами, или находиться под неким незримым контролем. Ему показывают что-то, что он должен знать.
Третье. «Он может досаждать живым».
Тут все зависит от кармы в аспекте связи. Кто прав/кто виноват/отчего и почему – можно понять только в индивидуальном формате. Поэтому, думать, что если у этих случилось так, у других будет тоже самое — не есть правильно.
Четвертое. «За самоубийц могут молиться только старцы, отшельники»
Если просто молятся, к примеру, родственники – то это будет больше неосознанная молитва, зато от души (без знания особенностей тонкого плана).
Молитва же отшельников и им подобных – это четкое движение в нужном направлении. Естественно, тут будет более глубокая сила, правильность и нужный посыл — что важно, тогда покойник примет более «правильную» позицию.
Не секрет: что профессионалы знают своё дело даже, в таком вот, варианте.
Это все, что стоило озвучить на этот раз.
Приглашаю вас подписываться на мой канал, ставить лайки и узнавать бесконечные тайны запредельного.
Традиции похорон самоубиенных
Чтобы не впасть в грех и не ввести в него священника, необходимо рассказать ему все обстоятельства смерти умершего. Батюшка поможет и подскажет, что нужно делать в конкретном случае. Самоубиенных не хоронят на освященной земле церковных кладбищ. Впрочем, в современном мире на общественных (не церковных) кладбищах хоронят всех.
Погребение должно быть проведено на 3-и сутки после смерти. При этом не проводится отпевание. На тело не кладут церковное покрывало и венчик. Ведь самим фактом самоубийства этот человек отказался от Бога и спасения. Для него нельзя заказывать сорокоуст и панихиду. Нельзя приглашать священника на дом для проведения поминальных служб по человеку, совершившему суицид. На могиле самоубиенного не устанавливают крест. Родственники часто пытаются достигнуть компромисса, помещая на надгробии рисунок креста. Но важно помнить, что человеку, добровольно отказавшемуся от жизни, нарисованный на надгробии крест не поможет. Помощь ему можно оказать только молитвой и добрыми делами.
О грехе самоубийства и самоубийцах
Из дневника архиепископа Никона (Рождественского)
Удивительное время мы переживаем! Поднимаются вопросы, тысячу лет назад уже решенные; переоцениваются ценности, веками оцененные; пересматриваются решения, от первых веков христианства состоявшиеся. И что особенно опасно: или забывают, или даже прямо не хотят справиться о том, как и на каких основаниях решала эти вопросы христианская древность, а иногда и сама Церковь, руководительница православной христианской мысли в те далекие от нас времена. Выходит, что наше поколение считает себя как бы умнее, талантливее и обильнее благодатными дарованиями, нежели великие мужи, носители духа христианского, жившие в веках, от нас отдаленных. Если такое самомнение сознательно, то оно преступно, оно свидетельствует об отступлении от Церкви, хотя пока в мысли, – но хочется думать, что больше творится все это бессознательно, как грех неведения, как последствие недостаточного воспитания в духе церковности…
В последние годы мутною, ядовитою волною разливается по родной Руси в разных видах неверие, и прежде всего – неверие в Церковь как живой организм любви, возглавляемый Христом Спасителем как воплощенною Любовью. И это неверие в Церковь иногда проявляется даже в тех, которые считают себя верующими в Бога. Для таких безразлично, как учит о том или ином предмете веры и жизни православная Церковь: они полагают, что вправе иметь о всем свое собственное суждение, не справляясь о том, что скажет св. Церковь. А таких вопросов современная жизнь выдвигает на каждом шагу множество. Вот тому пример: вследствие упадка веры вообще и озлобления как нравов, так и характеров умножилось число самоубийств. Убивают себя юноши, убивают себя 90-летние старики. Опустошается душа, расхищаются из сердца последние остатки веры, идеализма, стираются последние следы образа Божия, замирает дух, не остается никакой опоры для борьбы с искушением, и – человек решает: нет смысла больше жить и страдать, и в озлоблении на все, как мятежник, самовольно уходит из жизни. Такова психология большинства случаев самоубийств. В ее основе лежит неверие в промысел Божий, хула на благость Божию, отчаяние – смертные грехи, смертные потому, что не дают места покаянию, убивают дух, удаляют, гонят от человека спасающую Божию благодать. Человек добровольно и всецело отдает себя во власть врага рода человеческого, врага Божия, преграждает в себе все пути для благодати: как же возможно будет для него воздействие сей благодати?
Когда речь идет о спасении, мы должны всегда помнить, что Бог не спасает нас насильно: создать нас без нас Он мог, а спасти нас без нас – не хощет и, без нарушения правды Своей, потому – не может. Необходимо, чтобы человек при исходе из сей жизни имел бы хотя зачатки произволения ко спасению, чтобы, по крайней, мере, не отрицал возможности своего спасения, а следовательно, не терял надежды: мы молимся о тех, кто почил в надежде воскресения и жизни вечной, в ком осталась хотя бы искра надежды на Искупителя мира. Тогда Церковь молится и «о иже во аде держимых», по слову Василия Великого. Общий закон спасения выражен в словах Господа: «В чем застану, в том и сужу».
Таковы общие основания для суждения о том, можно ли молиться за души самоубийц. Но относительно самоубийц святой Тимофей, епископ Александрийский, на вопрос: «Аще кто, будучи вне себя, подымет на себя руки или повержет себя с высоты, за такового должно ли быти приношение (литургия) или нет?» – отвечает: «О таковом священнослужитель должен рассудити, подлинно ли будучи вне ума, соделал сие. Ибо часто близкие к пострадавшему от самого себя, желая достигнути, да будет приношение и молитва за него, неправдуют и глаголют, яко был вне себя. Может же быть, яко соделал сие от обиды человеческой, или по иному какому случаю от малодушия: и о таковом не подобает быти приношению, ибо есть самоубийца. Посему священнослужитель непременно должен со всяким тщанием испытывати, да не подпадет осуждению». Вот единственное исключение, допускающее молитву церковную за самоубийц! Человек совершил страшное преступление в состоянии невменяемости. Ясно, что нельзя его строго и судить за это. Бог в неисповедимых путях Своего промысла попустил такое несчастие, такое насилие со стороны врага рода человеческого в отношении к человеку, лишенному разума! Бог пусть и будет единственным его Судьею… Церковь, в смирении склоняясь пред непостижимыми судьбами Божиими, предает сего человека в руце милосердия Божия как лишенного возможности бороться с насилием диавольским. Впрочем, повторяю: в каждом отдельном случае вопрос о том, можно ли допускать церковное поминовение самоубийцы, должна решать церковная власть, которая берет на себя ответственность пред Богом за разрешение или запрещение такого поминовения. И это представляет тяжелое бремя для каждого епископа.
Самоубийства участились в последнее время до крайности, особенно среди молодежи. Полагаться на решение врачей, нередко и в Бога не верующих, нельзя: ведь такие врачи вовсе не обязаны входить в суждение по существу с духовной точки зрения о том, был ли самоубийца в состоянии острого помешательства и вне ума в момент совершения преступления; их забота хотя несколько успокоить живых, скорбящих родственников покойника, – и вот обычно они все самоубийства приписывают острому помешательству. А в глухом, отдаленном от епархиального города углу этот вопрос приходится решать местному священнику, у которого иногда и мужества не достает отказать в христианском погребении и поминовении самоубийцы ввиду возможных жалоб архиерею за отказ в этом со стороны родственников покойника. Ведь в наше время миряне забывают совсем церковное правило о подчинении своего смышления авторитету своего пастыря и духовного отца: они смотрят на него просто как на требоисправителя, который обязан непременно, без всяких рассуждений, исполнять их требование. Забывают известное еще в Ветхом Завете правило: послушание выше поста и молитвы, выше приношений и жертв (1Цар. 15:22). Когда им напоминают о церковных правилах, они обычно ссылаются на бывшие примеры разрешения и больше не хотят рассуждать… И совесть священника нередко насилуется мирянами, и священник вопреки совести, во избежание жалоб и дознаний, исполняет их требование.
Невольно думаешь: как же наша жизнь далеко уклонилась от того пути, какой ей указуется Церковью! Ведь выходит, что родственники самоубийцы как будто насильно, вопреки воле Самого Господа, который управляет Церковью и чрез иерархию указует ей правило жизни, хотят – да будет позволено так выразиться – втолкнуть несчастного в Царство Небесное!..
Есть еще одна сторона вопроса о молитве за самоубийц, которую обыкновенно упускают из виду, хотя она едва ли не важнее всех теоретических суждений, которые, может быть, так сказать, в самой основе-то своей на нее и опираются. Эта сторона, так сказать, мистическая.
Помнить надо: что такое Церковь в своей сущности? По учению великого апостола Павла, она есть живое тело Христа Спасителя, коего Он Сам и есть Глава, а все верующие – члены, так сказать, живые клеточки сего великого организма, одушевляемого Духом Божиим. Молитва, по выражению покойного А.С. Хомякова, есть кровь Церкви, своим обращением привлекающая благодатные силы к обновлению всего организма. Она есть и дыхание любви, объединяющей всех верующих со Христом и во Христе. Любовь движет молитву, приводит ее в действие. Любовь приводит в соприкосновение душу молящегося с душою того, за кого она молится. Но сие соприкосновение бывает целительно для последнего только тогда, когда он еще не умер для тела Христова, когда он составляет еще живую клеточку сего тела, то есть не потерял общения со Христом, хотя он и болеет, хотя и не очищен от греховной нечистоты, но ушел отсюда с верою в молитвы Церкви, с надеждою воскресения во Христе. Тогда молитва любви, восходя к Искупителю мира, несет от Него исцеляющую благодать душе почившего, благодать, изливаемую любовью Христовой к тому, кто не потерял еще веры в искупительную силу крови, пролиянной за него на Кресте. Такая молитва и Господу угодна, как жертва любви за почившего, и для молящегося полезна, как животворящее дело его любви, как исполнение заповеди Господней. Такая молитва сливается с молитвою самой Церкви, молитвою – дерзну сказать – Самого Господа, яко Ходатая Нового Завета, яко Главы Церкви. Соединенная с таинством Евхаристии, она проникает небеса и отверзает двери милосердия Божия к почившим в вере нашим братиям и кровию Господа омывает их грехи. Отмый, Господи, грех зде поминавшихся кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих
, молится Церковь, когда опускаются частицы, вынутые за живых и умерших, в кровь Господню. Теперь примените сию мысль к тому несчастному, кто отсечен от Церкви невидимым судом Божиим за смертный грех отчаяния, в каком он умер как самоубийца. Может ли принести пользу такому уже мертвому члену Церкви, уже отсеченному от нее, молитва за него, хотя бы это была молитва всей Церкви? Конечно, не может. И причина тому не вне сего несчастного, а в нем самом, в том настроении, в каком он перешел в другую жизнь… А перемена настроения… там, в другом мире, невозможна, если не было зачатка такой перемены в сей жизни.
Бог насильно не спасает. Это – первое. Второе: невыносим свет для глаз болеющих. Невыносимо приближение к Богу для души, умершей в грехе нераскаянном. Кто знает? Может быть, наша молитва о человеке, умершем в состоянии ожесточения, будет только еще больше тревожить и усиливать в нем враждебные чувства к Богу… По крайней мере, относительно злых духов известно, что и сих отверженцев Господь готов был бы принять, но они сами того не желают в ожесточении своей гордыни. Посему вместо пользы молитва за того, кто ушел отсюда в нераскаянном грехе отчаяния и хулы на Бога, может и ему принести вред, и тому, кто за него молится.
Вред такому молитвеннику возможен еще и с другой стороны. Молитва не есть простое словесное ходатайство за другого, как иногда это бывает между людьми. Нет. Когда мы молимся за ближнего, молимся не языком только, не словами, а и сердцем, то воспринимаем память о душе его в свою душу, в свое сердце; воспринимаем по любви к нему и те скорби, какими он отягощен, и, уже как бы от своего лица вознося их к Господу, умоляем Его благость о помиловании или ниспослании ему спасающей благодати. Чем сердечнее и искреннее такая молитва, тем большую милость Господню она может низвести душе того, за кого молимся. И чем ближе нам человек этот, чем больше питаем мы к нему чувства любви, тем сердечнее бывает и молитва наша о нем. И если он жил на земле благочестиво и богоугодно, то, воспоминая в молитве его душу, тесно соприкасаясь, объединяясь с нею, мы незаметно делаемся как бы причастниками и той благодати, какая присуща была этой душе при жизни на земле, и тем добрым свойствам, коими она была украшена.
Посему-то молитва за почивших праведных людей весьма душеполезна и для нас самих спасительна. Не столько они получают от нас пользы, сколько мы воспринимаем от них духовной отрады и утешения. Над ними сбывается слово Писания: молитва его в недра его возвратится
. С одной стороны, при одном простом воспоминании о лице, известном нам доброю жизнию, наша благоговейная мысль о нем уже услаждается красотою его духовного облика; с другой – он видит любовь нашу к себе и, конечно, в долгу у нас не остается: он, так сказать, показует Богу любовь нашу и по любви своей к нам приносит Богу теплую, чистую свою молитву за нас.
Но совсем другое дело, когда молишься за человека, который всю жизнь свою грешил тяжкими смертными грехами и не подумал об очищении их покаянием. Тут уже не отраду вливает молитва, а, напротив, сообщает молящемуся тягость, смущение, беспокойство. Да так оно и должно быть. Воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается его грехам, не очищенным покаянием, берет на себя и долю его душевных страданий.
И сие-то томление и страдание душою во время молитвы за умершего грешника, если он еще не погиб грехом отчаяния, доставляет ему отраду и облегчение, приклоняя к нему Божие милосердие молитвою любви. Но если его душа перешла в иной мир в настроении враждебном к Церкви, если она отвергла искупительные заслуги Господа Спасителя мира, то – как молиться за таких? Как можно допустить себя до некоторого прикосновения тому богоборному настроению, коим душа его была заражена? Как восприять в свою душу все те хулы и безумные речи и даже помыслы, коими была полна его душа, может быть, даже в самый момент смерти?.. Не значит ли это – подвергать свою душу опасности заражения таким настроением? Не напрасно же говорят, что самоубийство заразительно: при одном имени самоубийцы в душе возникает его образ, а с образом сим рисуется и то, как он окончил жизнь…
Как у человека, смотрящего вниз с вершины высокой скалы или колокольни, откуда-то появляется мимолетная мысль – броситься вниз, так нечто подобное бывает и при воспоминании о самоубийстве человека, особенно известного тому, кто вспоминает о нем и имел к нему отношение. Говорю о людях впечатлительных и слабых. А ведь в молитве, как я сказал, мы как бы соприкасаемся своею душою душе того, за кого молимся… Что если молитва о самоубийце, вообще Церковью воспрещенная, будет неугодна Богу?.. Если благодать Божия отступит от нас за нарушение заповеди о послушании Церкви? За то, что мы свое мнение ставим выше учения и правил Церкви?
О всем этом пусть подумают те, которые требуют от служителей Церкви молить об еретиках и самоубийцах.
А можно ли, скажут мне, молиться за самоубийц и еретиков на молитве домашней, частной, нецерковной? Отвечаю: молитва домашняя не может стоять в противоречии с церковною, тем более, что церковная молитва несравненно выше частной, домашней. Что такое моя одинокая, грешная, слабая молитва в сравнении с церковною?.. В церковной молитве моя немощная и, может быть, нечистая молитва очищается и несется к Богу на крыльях молитвы всей Церкви, всего сонма верующих, сонма всех святых Божиих. Не имею я дерзновения за премногие грехи мои к Господу Богу моему, тем паче дерзновения молиться о том, кто премного прогневал Его смертным грехом отчаяния; и как дерзну делать то, чего не дерзает делать Церковь? Ибо если бы она дерзала, то не воспрещала бы таковой молитвы…
Таково общее суждение о молитве частной, домашней.
Но мне скажут: как удержаться от такой молитвы особенно человеку, который был связан с самоубийцей узами кровного родства или был очень близок к нему по духу любви, – как удержаться от того, чтобы излить свою душу пред Отцом Небесным? Как не возвестить Ему печали своего сердца?..
Но это – совсем другое дело. Никто не может запретить лично каждому из нас «изливать свою душу» в молитве пред Господом, «поведать Ему печали свои»: это – не одно и то же с молитвенным ходатайством за покойника. Мудрые, духовно опытные и обладавшие даром рассуждения старцы-подвижники удовлетворительно дают на это ответ. Так, известный Оптинский старец Леонид, скончавшийся в 1841 году, дал такое наставление своему ученику (Павлу Тамбовцеву), обратившемуся к нему за утешением по случаю полученного им известия о смерти отца, последовавшей от самоубийства: «Вручай как себя, так и участь своего родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышнего судеб. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней».
– Но каким образом молиться за таковых? – спросил послушник.
– По духу добродетельных и мудрых так:
Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего и, аще возможно, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех сей молитвы, но да будет святая воля Твоя!
Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего: но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшей благостью – ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: «Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно». Справедливо. Но Бог без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?
Так учил и утешал богомудрый старец своего ученика, бывшего в печали и скорби великой.
В этом наставлении и для каждого христианина, находящегося в подобном положении, есть много утешительного, успокаивающего душу в предании и себя, и покойника в волю Божию, всегда благую и премудрую… И верный, смиренный сын Церкви не станет требовать от Церкви большего.
Поминовение самоубийц в православии
В поминальные дни родственники самоубиенного могут поучаствовать в утешительной молитве, проводимой в церкви. Чтобы ее провели, нужно попросить священника. Эта молитва не является панихидой. Это ни в коем случае не поминание умершего и не служба для его души. Это молебен в поддержку его горюющих родственников. Есть заблуждение, что в некоторые специальные дни года церковь позволяет поминать покончивших с собой, к примеру на Радоницу или в Родительскую субботу. Мнение это возникает оттого, что в эти дни поминают «змеями угрызенных», «с высоты упадших», «волнами поглощенных», «удушенных» и др. Но в этом перечне нет самоубийц, все эти случаи относятся к погибшим не по своей вине. Поминать самоубиенных, молиться о них можно только дома. В церкви нельзя ставить за них свечи, писать и подавать записки или заказывать еще какие-либо службы.
Как поминать самоубиенных дома
Церковь разрешает собрать поминальный стол и вспомнить добрым словом покойника в день его гибели, в день похорон и в другие поминальные дни. Можно сделать поминки на 9, 40 дней. Разрешается раздавать за него милостыню. Важно помнить, что молиться о самоубийце за поминальной трапезой можно только по благословению священника и только крещеным людям, ведущим благочестивую жизнь. Для этого можно воспользоваться специальным молитвенным чином или обратиться к Богу своими словами.
Можно ли облегчить участь души самоубийцы?
Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4
По церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли, преступники, убитые во время разбоя, люди настоявшие на эвтаназии) и даже подозреваемых в самоубийстве (не принято отпевать утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на церковных кладбищах.
Исключение делается только для самоубийц, страдающих явной психической патологией и состоящих на официальном психиатрическом учете. В таких случаях необходимо предоставить правящему архиерею вашей епархии справку из психиатрического учреждения, когда-то курировавшего этого несчастного, и написать соответствующее прошение с просьбой благословить церковное поминовение такого человека. Практически всегда такое благословение дается…
В известном дореволюционном «Руководстве для священнослужителей С.В.Булгакова» со ссылкой на постановление Священного Синода от 10 июля 1881 года указывается, что умершие от запоя (если не доказано, что те пили с целью отравить себя алкоголем), не причисляются к самоубийцам, на том основании, что «…ибо смерти от запоя предшествует помрачение рассудка, чего не бывает при употреблении других средств к сознательному самоубийству…»
. Хотя практически все пьяницы осознают, что чрезмерное употребление алкоголя смертельно для здоровья. Не все просто и в случаях смерти наркоманов от передозировки, поскольку непосредственно пред принятием наркотика наркоман, в отличие от запойного алкоголика, принимающего последние уже смертельные порции спирта явно в невменяемом состоянии, находится в сознании.
Кого обманываем — себя или Бога?
Однако, как показывает практика, народ наш, особенно из маловеров, церковных «захожан» придает чрезмерное и ложное значение церковному отпеванию как некоему магическому действию, после которого усопший автоматически попадает в рай.
Между тем, по учению Церкви, душа человека на третий день после смерти проходит страшные мытарства. В это время она имеет большую нужду в молитвенной помощи родственников и Церкви. Чтобы облегчить переход душе в другую жизнь, над гробом родственниками читается канон и псалтырь, а в храме совершается чин отпевания. Первейшее значение этой службы — утешение души усопшего
, и уже потом испрашивание милости у Господа для души, прошение грехов, которые, увы, автоматически абсолютно во всех случаях не прощаются.
Тяжко видеть с каким просто маниакальным упорством родители чуть ли не выбивают у священноначалия благословение на отпевание своих детей-самоубийц, которые никогда не страдали психическими расстройствами. Кого обманываем? Священник, обращаясь к Господу, поет: «…со святыми упокой…». Кого со святыми упокой?! Самоубийцу?! Который к тому же годами презирал Церковь Христову, равно как и его родители, начавшие креститься, только когда грянул страшный гром?
Святитель Иннокентий Иркутский, согласно, между прочим, апостольским правилам, спрашивал родственников, привозивших в церковь на отпевание покойников: «А когда он в последний раз был на службе?» — «Где-то полгода назад».- «Берите гроб. Мы таких отпевать не имеем права».
Церковь молится только о своих членах, но практически всегда до самоубийства доходят люди, давно самовольно отсекшие себя от тела Церкви. Господь говорил: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают»
(Ин.15:5-6) — в них и великое утешение для верных христиан, и страшное предупреждение для маловеров и отступников.
Вот два письма архимандрита Иоанна Крестьянкина, духовника Псковско-Печерского монастыря:
«Дорогая о Господе А.! Поминать и молиться в церкви о маме нельзя Вам, ибо есть каноны, которые преслушать нельзя. Преслушание повлечет за собой страшные для непокорного последствия. Он сам отдаст себя во власть врагу. А вот что возможно — об этом пишет владыка Вениамин. И мы посылаем Вам Канон о самовольно живот свой скончавшем. Почитайте дома 40 дней ежедневно этот канон, а молитву Льва Оптинского читайте о маме всю жизнь. Еще подавайте о маме милостыню нуждающимся. Больше ничего сделать нельзя. Если даже кто-то и даст Вам разрешение на молитву в церкви, то это будет во вред и маме и Вам самой,
ибо каноны Церкви никто отменять не может. А послушание им преклонит Господа на милость к Вам и к маме. Храни Вас Господь!».
«Раба Божия В.! Нельзя безнаказанно нарушать каноны церковные. О своем брате молиться в церкви Вы не можете. Зря хлопотали Вы о его отпевании, теперь хоть прекратите собирать себе на голову гнев Божий
. О самоубийцах молиться можно только дома, и никак нельзя подавать о них в церкви ни на Литургию, ни на панихиду. Господь им судья, а Вы страдаете на непослушание».
Маниакальное упорство сродников самоубийц нередко вызнано подсознательным желанием переложить всю ответственность за дальнейшую судьбу своего убившегося чада на Церковь. Между тем наибольшая вина лежит, прежде всего, на родителях, живущих в безверии, и не давших должную веру с малого возраста своему ребенку, на которую он мог бы легко опереться в трудную минуту.
Поэтому правильнее самим взять на себя ответственность, и самим келейно (в домашних условиях) взять на себя молитвенный подвиг (но не самочинно, а благословения и при определенных условиях)
, с верою, что Господь даст определенное облегчение душе самоубийце.
Однако здесь не все так просто…
Молитесь, но осторожно
В течение последних лет имеют хождение несколько брошюрок, в которых содержится поминовение на домашней молитве о самоубийцах с каноном «О самовольна живот свой скончавших» и молитвой преподобного Льва, старца Оптинского. Это издание некоего московского прихода (кстати, напечатанное без благословения Святейшего Патриарха); издание Свято-Успенского Псковско-Печерского монастыря (тоже без архипастырского благословения); этот канон и молитва вошли в книгу, изданную Сретенским монастырем — «Молитвы об усопших» (издание лично не видел, и благословлено ли оно Святейшим Патриархом, не знаю). Небольшая книжица «Как молиться о самоубийцах», которая является копией первых двух с рядом дополнений, издана в 2004 году по благословению архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона.
Несмотря на то, что создатель канона митрополит Вениамин (Федченков) был замечательным подвижником Православия XX века, в докладе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе в 1997 году https://www.sedmitza.ru/index.html?sid=50&did=40 говорится: «Необходим больший контроль за изданием и введением в употребление новых литургических текстов во избежание таких недоразумений, как издание одним московским приходом сомнительного с богословской и канонической точки зрения «Канона о самовольне живот свой скончавших»
. Действительно, обращает внимание на себя то, что все молитвенные последования о самоубийцах, которые ныне рекомендуются при определенных оговорках для келейного (домашнего) чтения относятся только к последнему столетию. В обстоятельном дореволюционном руководстве для священнослужителей того же С.В.Булгакова, к сожалению, нет разъяснений каким образом должно совершатся домашнее поминовение самоубийц, кроме разве:
«…Самарской духовной консисторией в 1894 году отказ одного из причтов в погребение по православному обряду женщины, удавившейся в пьяном виде, был признан правильным; причем местным Преосвященным на этом постановлении консистории была положена такая резолюция относительно означенной женщины «разрешаю лишь совершать поминовение, с милостынями в память ее
, а отпевание ее по чину православному не решаюсь разрешить».
Единого соборного церковного мнения о ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ молитвенного келейного (домашнего) поминовения душ самоубийц, для облегчения их состояния, а то и спасения НЕТ.
В одной из брошюр, в которых рассматривалось возможность поминовения самоубийц, приводился один дореволюционный рассказ.
«В городе Бузулуки, что около Оренбурга, одно время жил богатый человек. Был у него любимый сын. По тем временам нашли ему невесту, и она была ему не по душе. Хотели женить, и он от обиды повесился. Для родителей это был страшный удар. Они люди верующие, во многие храмы подавали и в монастыри — просили молиться. И все отказывались. Поехали во святой град Иерусалим, и там отказались. Святая гора Афон отказалась… Нашли одного затворника, который посоветовал им на свои средства на колокольном заводе отлить самый большой колокол и пожертвовать в церковь. Так и сделали. Когда епископ стал колокол освящать, ударил в него 12 раз, как положено, звук пошел тяжелый, заунывный, и епископ сказал: «нельзя звонить им ни в праздники, ни в пост, а только когда выносят покойника». Стенки колокольни часто запотевали, от этой влаги постоянно гнил пол на колокольне и его часто меняли. А потом пришло письмо со Святой Горы, в котором было написано: мы пытались молиться за самоубийцу, но Господь не принимает наших молитв, не принимает Он и колокольного звона… Колокол сняли и погребли в земле».
Юноша, покончивший с собой, был молод, крещен, думается, как и все тогда, куда чаще современных христиан-маловеров посещал богослужения, принимал Святое Причастие, постился, исповедовал свои грехи перед священником, да и, судя по тогдашним нравам, вряд ли он тяжко грешил. И что же, помилован был этот юноша? Это, увы, сейчас молодежь проходит к двадцати годам жизни все круги ада: безверие, ненависть к родителям, прелюбодеяние, аборты, зависть, ложь, наркотики, сквернословие, увлечение оккультизмом… А ведь с человеческой точки зрения даже такое невероятное усердие родителей — попробуйте в XIX веке объехать все Европу — уже, казалось бы, заслуживает внимание и снисхождение Бога. Однако Господь в чем застанет, о том и судит…
С другой стороны, архимандрит Иоанн (Крестьянкин),
духовник Псковско-Печерской обители, в одном из писем матери, чьей сын покончил собой писал:
«А вот о сыне молиться в церкви действительно нельзя — таково определение Священных Соборов святых Отцов, такова каноника. Молится же дома, всей душою скорбящей и израненной предстоит Богу, надо непременно. А ответ — дело Божие, мы его предугадать не можем и решить за Бога не можем. Сохранив послушание Церкви, оставьте в душе надежду на милость Божию к своей материнской молитве. Читайте Канон за самовольно жизнь свою прервавшего
(написанный митрополитом Вениамином —
прим. М.С.
),
по возможности и с желанием. Первый раз постарайтесь читать 40 дней ежедневно. А молитовка, которая есть в каноне, пусть утешает Вас ежедневно, и она поможет сыну. Хорошо подавать за сына милостыню нуждающимся. надежда с верой — светильники в жизни нашей. А Господь — милость и любовь. На это и надеемся».
Все эти поминовения, собранные в указанной брошюрке, являются лишь частным мнением отдельных членов Церкви. Их праведность и святость, увы, не является гарантией правильности их советов, согласованности с Божьей волей. К сожалению, у нас ныне полно людей, слепо отождествляющих мнение благочестивого старца или подвижника с мнением самого Бога, вроде «слова старца — это слова Бога».
Не всякая черная душа может отбелиться Божьей милостью и благодатью
Святой апостол Иоанн, апостол «любви», как его иногда называют в Церкви, заповедовал:
«Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти…», однако предупреждал тут же «…есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился»
(1Ин.5:16), то есть люди, находящиеся в таком падшем состоянии, что всякая молитва об их спасении
тщетна
.
Или вот — «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа»
(1Кор.16:22). Страшные слова!
Евангельские Писания и апостольские послания не дают основания считать, что Христос может спасать людей насильно, и души человека, который не позаботился очистить ее сам при жизни через покаяние и веру во Христа, вряд ли Господь может очистить, даже если об этом горячо молятся родственники.
Архимандрит Амвросий (Юрасов)
приводит такой рассказ:
«Господь не желает смерти грешника, и кто обратится к Нему — спасается. Он всех призывает к покаянию, Он всех любит и желает, чтобы ни одна душа не погибла. Недаром Сам Господь принял плоть человека, сошел на землю и пострадал за нас. Это означает, что Он пострадал за всех, сколько людей было, есть и будет в мире.
Но человеку дана свободная воля — покаяться, принять в себя живого Христа, или отвергнуть Его.
Когда я служил в Преображенском соборе, часто приходилось выезжать на требы по городу. Однажды поехал на один вызов; вхожу в квартиру, меня встречают, говорят: «Батюшка, вот здесь мужчина — ему 51 год, звать Анатолий — его надо бы и пособоровать, и причастить». Я зашел, смотрю: после операции лежит больной, ему кишку вывели в живот. Рядом бутылка с водой, на ней соска. Постоянно у него губы сохнут, он эту соску во рту держит. Спрашиваю:
— Анатолий, ты, когда исповедовался?
— Никогда.
— А желаешь поисповедоваться, причаститься?
— А мне не в чем каяться!
— Ну, как же? Ты же в церковь никогда в жизни не ходил, Богу не молился, матом ругался, пьянствовал, курил, дрался, жил невенчанный с женой. Вся жизнь — сплошной грех.
— Я в этом каяться не хочу!
А женщины, рядом стоявшие, говорят:
— Анатолий, как же?! Ведь ты же согласился, чтобы священника вызвать. Тебе надо покаяться — тебе сразу станет на душе хорошо.
— Не хочу каяться.
Я с ним беседовал, потратил 20 минут, говорю:
— Сейчас — представь себе — к тебе пришел Сам Христос в Святых Тайнах, ждет от тебя покаяния. Если ты не покаешься и не причастишься, умрешь — душу твою заберут злые духи. И рад бы потом покаяться, рад бы исправиться — а такой возможности у тебя уже не будет. Надо каяться, пока живой.
— Что заслужил — то и получу! — говорит.
Я беседовать закончил, стал одеваться. А женщины (соседки) стали убеждать его, говорят: «Анатолий, одумайся — что ты говоришь! Ведь так важно каждому человеку (особенно больному) покаяться перед смертью!» А он им говорит:
— Вы меня не уговаривайте.
Я оделся:
— Ну, до свидания. Если он пожелает исповедаться — дадите знать, мы приедем.
А одна из них подходит:
— Батюшка, в последний раз поговорите с ним: вдруг да согласится. Я подошел, сел около него:
— Ну, Анатолий, желаешь каяться или нет?
Он молчит. Смотрю, а у него глаза стекленеют. Я говорю:
— Да он умирает.
Женщины:
— Как? Он же чувствовал себя хорошо!
— Он умирает, — смотрю: он вздохнул три раза — и душа вышла. Конечно, эту нераскаянную душу забрали бесы. Вот где страх, ужас! Ведь человек ушел из этого мира в Вечность. Биллионы лет пройдет страданий в огне — это только начало, конца никогда не будет. А такая была прекрасная возможность покаяться! Не все люди сподобляются, чтобы к ним пришел священник, принес Святые Тайны — Тело и Кровь Христовы… Вот, такие страшные бывают смерти».
Может ли Бог спасти такого не желающего спастись человека?
И кто поручится, что самоубийца на момент смерти не имел такое же отношение к Богу и Его Церкви?
Некоторые могут резонно заметить: что тут разводить демагогию, полезно или неполезно молиться домашней молитвой за самоубийц, по христианскому милосердию и состраданию нужно обязательно молиться за таковых, а Господь рассудит.
По первому впечатлению такие суждения кажутся оправданными. Однако…
Молясь, готовься к серьезным искушениям
Настоящая молитва — это не экстатическая медитация, это труд, а молитва за самоубийц, некрещенных людей и великих грешников — это
тяжкий труд! Во время которого вы столкнетесь с сильными духовными искушениями и ухудшением здоровья не только самого молитвенника, но возможно всех членов его семьи.
Есть основания считать, что, воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается с его грехами, неочищенными покаянием.
Если усопший был православным христианином и когда-то в земной жизни обращался к Богу с молитвенной просьбой о милосердии и прощении, то молящийся о нем теми же молитвами преклоняет к нему Божие милосердие и прощение. А если душа перешла в иной мир в настроении, враждебном к Церкви? Как можно, молясь за некрещеного или крещенного, но отошедшего от веры, допустить себя до некоторого прикосновения к тому богоборческому настроению, которым душа их была заражена? Как воспринять в свою душу все те насмешки, хулы, безумные речи и помыслы, коими были полны их души? Не значит ли это — подвергать свою душу опасности заражения такими настроениями? Обо всем этом должны подумать те, кто упрекает Церковь в немилосердии.
Показателен случай из жития святого преподобного Серафима Саровского, он рассказывал, что ему удалось вымолить какого-то великого грешника, так вот, после этого, он — великий праведник, монах, тяжко проболел несколько месяцев.
Что же ожидает не столь праведных христиан, как св. Серафим Саровский, взявшихся своими молитвами «спасать» дорогого им родственника, убившего самого себя?! Большие искушения и проблемы со здоровьем.
Опыт свидетельствует, что с началом келейного молитвенного поминания даже не о самоубийце, а о некрещеных родителе, умершем, увы, в безверии, практически чуть не сразу накатывалась болезнь на молящегося, потом на жену (мужа), а далее — на детей. Господи, помилуй! Мне известна женщина, которая усердно молилась за своего некрещеного отца во время беременности, и дело закончилось выкидышем.
Один из уфимских священников мне рассказал случай, когда в уже далекие советские годы молодой человек, начавший усердно воцерковляться, по своему чрезмерному усердию, решил спасать души покойников, чьи тела лежат на кладбище около г. Уфы. Там он составил большой список с именами усопших, и молился об упокоении всех подряд. В семье начались скандалы между ним и женой, дело доходило до развода, его уже взрослые дети пустили во все тяжкие грехи; конечно, появились болезни, не в лучшую сторону изменилась духовная жизнь этого человека. Святой преподобный Моисей Уфимский, к которому этот христианин тогда обратился за советом, первым делом спросил его, за кого он молится. Когда тот рассказал о своем молитвенном «подвиге», первые слова преподобного были совсем не библейские: «Ты что, дурак?!», и после строго запретил ему это делать, указав на то, что там много тяжких грешников: самоубийц, безбожников, пьяниц и т.п.
Молиться о некрещенных в Православии родственниках тоже не просто
Разговор о некрещенных людях был начат не случайно. На практике оказывается, что человек не только самоубийца, но и нехристианин.
Хорошо известен канон к св. мученику Уару за некрещеных людей. Однако, мало кто внимательно прочитал сопровождающий этот канон рассказ о том, как по молитвам этого праведника был помилован один некрещеный юноша, и осмыслил рассказанное в житие.
Юноша-то этот, во-первых, был юношей, простите за каламбур, а значит, в силу своего возраста не успел нагрешить во множестве и тяжко; во-вторых, судя по всему, был благочестив; в-третьих, имел очень благочестивую мать-христианку (согласитесь, это немаловажно); в-четвертых, знал о Христе, и, видимо, готовился принять Святое Крещение, но не успел (раньше христиане ходили в оглашенных не неделю-другую, а месяцы, а то и годы); в-пятых, оглашенные в те времена обязательно искренне каялись в своих грехах, пусть даже и без исповеди священника, поэтому кто мне возразит, что такое искренне покаяние в грехах не душеполезно и бесполезно? К чему, я собственно, веду? Такового благочестивого юношу, сына благочестивой матери-христианки, уже благорасположенного ко Христу, святому Уару не стоило труда вымолить перед Богом.
Теперь представим, например, умершую в преклонном возрасте женщину, жившую в безверии, богохульничавшую, блудившую, делавшую аборты, приворовывающую (кто в советские времена не воровал?) и т.п., короче, с великим множеством всевозможных нераскаянных грехов. На что можно надеяться, пытаясь молиться об ее спасении к святому ходатаю Уару?!
Однако, душа родственников все же в отчаянии мятется, неужели совершенно нельзя спасти или улучшить положение, самоубийц, равно как и некрещенных сродников?
Если беременна супруга, если в семье есть грудные и малые дети — КАТЕГОРИЧЕСКИ ВОЗДЕРЖИТЕСЬ от домашней молитвы за самоубийц и некрещенных, тем более за некрещенных самоубийц во избежание проблем со здоровьем у малых членов семьи, беременных и кормящих женщин.
Если все выше указанные условия к вам не относятся, конечно, вы можете попробовать дерзнуть на этот домашний молитвенный подвиг. Однако ОБЯЗАТЕЛЬНО
возьмите благословение у священника, и если тот откажет, не бесчинствуйте — это добром не закончится, и помните «послушание больше поста и молитвы».
Лучше начать свой молитвенный подвиг, наложив на себя пост (обязательно по благословению!) или же во время многодневных постов, если течение непосредственно сорока дней после смерти келейно о таких покойниках никто не молился. Преподобный Нектарий Оптинский советовал молиться вместе одновременно как минимум сразу трем христианам. Перед и во время того, когда вы молитесь, исповедуйтесь и часто принимайте Святое Причастие, лучше даже еженедельно (опять же по благословению). Ежедневно вкушайте частицу просфоры и святую воду. Закажите сорокоуст о здравии себя и близких членов семьи. Помните, молитва о самоубийцах и великих грешниках — большой духовный подвиг, не творите его походя, от случая к случаю. Повторю, вполне возможно, воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается с его грехами, неочищенными покаянием. Естественно, ничего хорошего от этого нельзя ожидать. Даже такому великому подвижнику, как Серафиму Саровскому, тяжело обошелся молитвенный труд о каком-то тяжком грешнике.
Есть еще один, думается, очень благочестивый и правильный способ сникания милости у Бога за какого-либо человека. Читайте наравне с молитвами Евангелие о спасение его души по одной — две главе в день — «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия»
(Рим.10:17). Откуда возьмется спасительная вера во Христа у умершего некрещеного и маловера самоубийцы, если тот не знает
«слова Божия»
? Увы, это наша общая беда — многие православные христиане, даже бабушки, участвующие в богослужениях чуть ли не каждый день, не читают, или мало читают Священное Писание.
Если вы начали молиться, и у вас, у ваших близких, детей, начались серьезные проблемы со здоровьем, немедленно оставьте ваши старания и просто смиритесь, уповая на Божью милость об участи этого души человека.
«Правосудие Божие ошибки не совершит, и этим успокойте себя, елико это возможно» — мудро писал уже упоминаемый архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Смирившись
с фактом самоубийства близкого вам человека, живите достойно праведной христианской жизнью с верою во Христа Спасителя, так, чтобы ваша душа воссоединилась с Господом после смерти в раю, а там уж напрямую у Него Самого узнайте Божественную волю по этому случаю. Если будет определенная польза от ваших молитв самоубийце в аду, молитесь там усердно. Христиане просят праведных молитв у угодников Божьих, ныне предстоящих Ему в раю, о себе и умерших сродников. Так что же мешает христианину, оказавшемуся в раю, молиться самому о своей родне, находящейся в аду?
Спаситесь вы сами, и вокруг спасутся тысячи
— не забывайте эти слова преподобного Серафима Саровского.
Господи, помилуй и спаси нас
!
Максим Степаненко
, Руководитель Миссионерского отдела Уфимской епархии Русской Православной Церкви
P.S. Обсуждаемая в материале проблема является очень сложной и многогранной, поэтому надеюсь и на ваши советы и замечания, и на вопросы. Адрес: 450103, г. Уфа, ул. Сочинская 29, Уфимское епархиальное управление РПЦ, Степаненко М.В. e-mail
Молитва оптинских старцев за самоубийц и другие моления о них
Это одна из наиболее известных молитв, которыми можно молиться за висельников, утопленников или других самоубиенных. Оптинские старцы разрешили поминать самоубийц в домашней (келейной) молитве и творить за них милостыню. По свидетельству множества примеров, краткая молитва, переданная оптинским старцем Леонидом (в схиме – Лев) родственникам покончивших с собой, принесла им успокоение и утешение, оказалась очень действенной перед Всевышним. Конечно, возносить такие молитвы нужно с большой верой и надеждой.
Молитвой за самоубийц достигаются две важные цели. Для умершего это возможность вымолить у Господа прощение и упокоение. Церкви известны такие примеры. Для его живых родственников такие моления несут утешение, мир в душе и семье.
Кроме этого молитвенного правила, поминать самоубийц можно еще «Молитвой родителя за самоубиенное чадо», «Молитвой детей за самоубиенных родителей» и др. Любую из них можно читать каждый день при зажженной свече, но только обязательно по благословению священника. Ведь даже келейная молитва о самоубийцах может оказаться для возносящего ее небезопасной. Известно множество случаев, когда молившиеся без благословения родственники страдали от нападок демонов, становились наркоманами, пьяницами, игроманами, сами начинали стремиться к самоубийству. Поэтому людям, духовно слабым, священник не дает благословения на прочтение таких молитв. Если благословение на моления о самоубийце не было дано, можно творить милостыню и другие добрые дела во имя умершего. Например, бескорыстно помогать нуждающимся.
Молитва родственников о самоубиенном чрезвычайно важна. С ее помощью при необходимой стойкости и смирении, предав участь грешника безмерной милости Божией, можно вымолить ему прощение у Господа. Ведь он милосерден и великодушен. Если на прочтение таких молитв не было дано благословение, помочь неупокоенной душе самоубийцы родственники и близкие могут только собственной благочестивой жизнью и благими делами, творимыми во имя усопшего.
Православная Жизнь
ФОМА
Святые отцы признавали следующие этапы самоубийственной страсти (по возрастающей): уныние – отчаяние – самоубийство. Но, конечно же, есть и другая категория самоубийц.
Вопрос читателя:
Здравствуйте! Если самоубийцу отпели в церкви, можно ли за него подавать теперь записки о упокоении?
Отвечает иерей Виктор Никишов:
Бог да благословит Вас!
Обычно самоубийц на отвевают ни в церкви, ни на кладбище, ни дома. Практика эта древняя и зиждется на том, что самоубийство – тяжкий грех, в котором уже невозможно раскаяние. Суицид – это бунт против Бога. Он совершается не вдруг, не внезапно. Мысль о самоубийстве зреет в человеке продолжительное время. Святые отцы признавали следующие этапы самоубийственной страсти (по возрастающей): уныние – отчаяние – самоубийство.
Но, конечно же, есть и другая категория самоубийц. Это те, кто лишил себя жизни под влиянием тяжелой или хронической психической болезни. Например, шизофреник, страдающий галлюцинациями и не могущий понять, где реальность, а где его фантазия. Психическая болезнь или повреждение ума являются смягчающим обстоятельством, о чем пишет святитель Тимофей Александрийский в 14-м правиле. Потому, если человек, совершивший суицид, состоял на учете в психиатрической больнице, его родственники могут взять справку от соответствующего врача о психическом недуге и обратиться с нею к Правящему Архиерею, который может разрешить заочное отпевание покойного. Берется земля с могилы усопшего, и над нею священником проводится чин православного погребения, как над телом. Но все равно даже и такого самоубийцу в храме поминать нельзя. Церковная молитва за человека, совершившего суицид, запрещена, но келейная, то есть домашняя, молитва возможна. Родные и близкие могут взять на себя обязанность после смерти (имеется в виду самоубийство) родственника читать о нем келейно сорок дней (а можно и дольше, постоянно) молитву преподобного Льва Оптинского: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего или рабы Твоей (имя), аще возможно есть, помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя!».
Также существует Канон о самовольне жизнь свою скончавших, написанный митрополитом Вениамином (Федченковым). Он тоже читается келейно. Его можно скачать в интернете или купить в какой-нибудь церковной лавке. На чтение всех этих молитв нужно взять благословение у духовника, а за неимением его – у священника.
За самоубийцу можно и нужно творить дела милосердия: пожертвования нищим, бездомным и т. д. Только не просите людей поминать усопшего самоубийцу.
Также Священный Синод Русской Православной Церкви своим решением от 27 июля 2011 года установил особый Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго.
Это было сделано, потому что, как пишется в Постановлении Синода: «в настоящее время большая часть покончивших с собой — это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи “вне умаˮ, хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения».
Это не отпевание самоубийцы, а молебен, который служится в храме для родственников человека, совершившего суицид, чтобы они получили утешение. Чин может быть отслужен не один раз, а многократно по мере необходимости.
В вышеупомянутом Постановлении Синода РПЦ пишется и о том, что «Церковные каноны запрещают “приношение и молитвуˮ за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения».
Другое дело совсем, если священнику не сказали, что человек покончил жизнь самоубийством и произошло отпевание. Это «отпевание» силы иметь не будет, так как Бога невозможно обмануть. Невозможно вымолить прощение хитростью. Господь видит и знает все. В том числе и Ваши помыслы. Поэтому данный обман, даже если он произошел из-за ошибки, ничего не решает в посмертной участи самоубийцы.
Так что ответ зависит от того, о какой ситуации идет речь.
Храни Вас Господь!