Что такое грех?
Грех – слово греческого происхождения и буквально переводится как «промах», «мимо цели». Бог, создавая человека, приготовил для всех нас чудесный план, но люди не попали в цель, а промахнулись мимо мишени. Если буквально переводить с иврита, языка, на котором написан Ветхий Завет, то смысловое слово, которое тождественно греху, означает «недостача», «нехватка». Первым людям не хватило доверия Богу, внутренней силы, преданности, чтобы осуществить задуманный Творцом план касательно участия человека в мироздании.
Если говорить правовым языком, грех – это нарушение нормы, то есть обязательных правил поведения. Нормы делятся на два вида: моральные (общественные) и государственные.
Когда в гостях мы сидим за столом, принято не чавкать, не отрыгивать пищу. За это не выгонят и не накажут, но есть правила, которые не допускают таких поступков за столом. Во многих случаях моральное (психологическое) осуждение намного тяжелей перенести, чем официальное, публичное.
Есть правила поведения, которые устанавливает государство. За кражу, хулиганство, оскорбление, клевету может последовать не только осуждение обществом, но и большие денежные штрафы, обязательные общественные работы и даже лишение свободы.
Бог установил правила поведения, чтобы люди были счастливы, соблюдая их. Но люди захотели жить по-своему, и не пожелали исполнять божественные нормы. Это и есть грех (неповиновение, непослушание).
Грех может совершиться непроизвольно, по слабости, или осознанно и специально (беззаконие). Это две разновидности греха, но за каждую человек будет нести ответственность перед Богом.
Если грех делается специально, намеренно, тогда это беззаконие. Если говорить в христианском ключе, беззаконие – это целенаправленное нарушение правил поведения, установленных Богом.
Беззаконие – тяжкая форма греха. Если из-за своей греховной природы человек не специально совершает проступок перед Богом, то беззаконие – грех, который может доставить человеку удовольствие, и он совершает его, зная о последствиях. Это бунт, несогласие, гордость.
(см. «СУД», «ОВОЗМЕЗДИЕ», «ВОЗДАЯНИЕ», «ИСТРЕБЛЕНИЕ»)
Содержание:
1. Быт.4:13,14 («И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно;…»)
2. 2Пет.3:5-7 («Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: 6 потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. 7.А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.»)
3. Иер.46:28 («Не бойся, раб Мой Иаков, говорит Господь:…а тебя не истреблю, а только накажу тебя в мере;»)
4. Иов.5:17 («Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителя не отвергай»)
5. Иов.31:23 («…ибо страшно для меня наказание от Бога: пред величием Его не устоял бы я.»)
6. Лев.26:18 («Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши,..»)
7. Евр.12:4-10 («Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. 7 Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами.»)
8. Иез.39:23 («…за то, что они («Дом Израилев») поступали вероломно предо Мною, Я сокрыл от них лице Мое и отдал их в руки врагов их…»)
9. Иер.2:19 («Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя»
Пс.39:13
(«Ибо окружили меня беды неисчислимые: постигли меня беззакония мои,…»)
10. Пр.19:18
(«Наказывай сына своего, доколе есть надежда и не возмущайся криком его»)
11. Пр.10:9 («Кто превращает пути свои, тот будет наказан»)
12. 2Фес.1:6-10 («Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, …которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,..»)
13. Тим.4:14 («Александр Медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его»)
14. Ис.35:3,4 («Вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие:…»)
15. Рим.2:6-8 («Который воздаст каждому по делам его:…»)
16. Рим.6:23 («…возмездие за грех – смерть»)
17. Ис.59:18 («По мере возмездия, по этой мере Он воздаст противникам Своим — яростью, врагам Своим — местью, островам воздаст должное»)
18. Прем.Сол.11:17 («Чтобы они познали, что чем кто согрешил, тем и наказывается»)
19. Зах.11:6,7 («Я предам людей, каждого в руки ближнего его и в руки царя его, и они будут поражать землю, и Я не избавлю от рук их. 7 …И возьму Себе два жезла, и назову один — благоволением, другой — узами, и ими буду пасти овец.»)
20. Евр.10:29 («Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия…?»)
21. Исх.20:5-7 («Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.»)
22. Исх.34:6,7 («Бог…7 не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода.»)
23. Ис.13:11 («Я накажу мир за зло, и нечестивых — за беззакония их,..»)
24. 2Кор.10:4-6 («Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: …и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.»)
25. Иер.10:24 («Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем, чтобы не умалить меня.»)
26. Прит.13:25 («Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.»)
27. Прем.Сол.1:6 («Человеколюбивый дух — премудрость, но не оставит безнаказанным богохульствующего устами,..»)
28. 2Пет.2:9 («знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,..»)
«Наказание» Божье — это настигающие человека последствия (страдания, беды) совершенного им зла, нарушений установленных Богом Законов и Заповедей.
«Наказание» Божье всегда справедливо, поучительно, соразмерно тяжести совершенного человеком беззакония, отступничества, преступления, извращения Его Воли.
Избегать, не испытывать «Наказание» Божье возможно познанием и исполнением Его Воли, не совершая нравственного и духовного нечестия, беззакония.
«Наказание» Божье, т.е. истребление последствиями своих злодеяний, испытали те народы, которые полностью отвергали, нарушали Божьи Заповеди.
1. «И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; 14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.» Быт.4:13,14
Мера «Наказания» Божьего всегда соизмерима и соответствует мере их нарушений. В этом проявляется высшая справедливость, благодатность, истинность Божьей Воли.
«…наказание мое больше, нежели снести можно…» — это образное выражение осознания человеком меры всей тяжести последствий его отверждения, нарушения Воли Бога. (см. «Воля Бога»)
Это выражение указывает также на то, что человек не сможет бесконечно долго совершать преступление Воли Бога, нарушать постоянно Божьи Заповеди, и на то, что избежать наказания — невозможно.
2. «Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: 6 потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. 7. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.» 2Пет.3:5-7
«…потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою» — первая цивилизация, отвергнув Божьи Заветы, выработала множество различных лживых религиозных и разрушительных политических и иных «Вод» учений, которые своим пагубным воздействием «потопили», разрушили эту цивилизацию, привели ее к полному краху. (см. «Вода», «Учение»)
Материалистическая система жизни, тотальный нравственный и духовный разврат народов, отвратившихся от Воли Бога, был разрушен «Водою» разбушевавшихся стихий различных губительный идеологий, растлевающих лжеучений и их последствий. (см. «Потоп»)
«…нынешние небеса и земля…содержимые тем же Словом…» — «нынешние небеса» т.е. современные религиозные, идеологические, философские направления лжеучений и «земля», т.е. следующие им народы, «содержимые тем же Словом», т.е. подлежащие неизменным Божьим Закономерностям, неизбежно будут подвергнуты саморазрушению и уйдут в небытие. (см. «Небо, Небеса», «Земля», «Слово»)
«…нынешние небеса и земля сберегаются огню на день суда и погибели…» — Нынешние «Небеса», т.е. греховные идеологические системы правления мира беззакония и «Земля», т.е. народы, введенные ими в различные заблуждения, в опустошительные кризисные состояния, «сберегаются», т.е. определены Божественной Закономерностью на вечное осуждение и «погибель», исчезновение. (см. «Погибель, Пагуба»)
Греховные идеологии и народы, их исповедующие, также ввергаются в «огонь» зла, ненависти, антагонистических противостояний, разрушительных войн. Все последствия нарушения Божьих Заповедей обрушатся на народы и заставят их остановиться перед угрожающей им гибелью. Такое состояние мира станет очевидной причиной предстать народам перед «Огнем» Суда Вечных Истин Божиих, открытых в Его духовных Законах. (см. «Небо», «Суд», «Погибель», «Огонь)
3. «Не бойся, раб Мой Иаков, говорит Господь: ибо Я с тобою; Я истреблю все народы, к которым Я изгнал тебя, а тебя не истреблю, а только накажу тебя в мере; ненаказанным же не оставлю тебя.»» Иер.46:28
«…раб Мой Иаков…только накажу тебя в мере; ненаказанным же не оставлю тебя.» — народ исполняющий Волю Бога, даже в трудных условиях ее частого нарушения, тем не менее был защищен Законами Бога.
Народы же, которые полностью отвергали Божьи Заповеди, нарушали их во всем и постоянно, были истреблены последствиями своих злодеяний, что образно выражено словами «Я истреблю все народы…». (см. «Истребление», «Бог», раздел «Действия Бога»)
Мера «Наказания» Божьего всегда соизмерима мере свершенного зла. В этом проявляется высшая Божья Справедливость.
4. «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай…» Иов.5:17
Не отвергать наказания Божьего означает — принимать во внимание, делать выводы из последствий своего греха.
Избегать, не испытывать «Наказание» Божье возможно познанием и исполнением Его Воли, не совершая нечестия, беззаконий.
(«Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.» Иак.1:12)
5. «…ибо страшно для меня наказание от Бога: пред величием Его не устоял бы я.» Иов.31:23
«…страшно для меня наказание от Бога…» — человек, который осознает губительность последствий его нарушения Воли Божьей, поэтому имеет «страх» Господень, т.е. умудряясь познанием Воли Божьей и ее исполнением, всячески избегает соделания греха. (см. «Бог», «Страх»)
6. «Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание загрехи ваши,..» Лев.26:18
«Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши,..» — по установленной Богом Закономерности, чем больше народы умножают нарушения Его Законов и Заповедей, тем больше увеличиваются и их «наказание», т.е. усугубляется тяжесть последствий этих нарушений, которые достигнут меры своей полноты, что образно выражено словом «всемеро». (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Число 7»)
7. «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, 5 и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. 6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. 7 Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? 8 Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. 9 Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? 10 Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.» Евр.12:4-10
Только те люди осознают причину наказаний Божиих, которые знают Божьи Заповеди, осознают свои заблуждения, раскаиваются в них, и так находятся в единении с Его Словом.
«5…сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.» — «пренебрежение наказанием Господним» — это, не выяснение человеком причины нарушения Божьих Заповедей, непризнание своей вины (см. «Обличение»)
«6 Господь, кого любит, того наказывает…» — Кто принимает Любовь Божью, — Его вразумляющее, обличающее Слово Истины Его Заповедей, тот ощущает последствия своих грехов, и воспринимает их как справедливое наказание Божье. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Любовь»)
«7 Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами.» — если человек, знающий Волю Божью и в чем то нарушил ее и потому «терпит наказание», т.е. ощущает и осознает за что постигают его различные трудности жизни, то это означает, что Бог воспитывает, определяет его Своим духовным «сыном», т.е. человеком, духовно рождённым от познания Его Воли. (см. «Воля Бога», «Сын»)
«Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.» — наказание человека человеком всегда осуществляется по его собственному «произволу», т.е. исходя из собственного суждения, не основанного на Воле Божьей. Божье же «Наказание» всегда оправданно и справедливо, соразмерно мере нарушения Его Воли. Оно всегда осуществляется в такой мере и форме, которые способствует духовной «пользе» человеку, открывая ему причину страданий и умудряя его «иметь участие в святости», т.е. в приобщении к нравственному и духовному отделению, очищению мировоззрения и образа жизни от греха, согласно Божьей Воле, Его Заповедям. (см. «Святость», «Святой»)
8. «…за то, что они поступали вероломно предо Мною, Я сокрыл от них лице Мое и отдал их в руки врагов их…» Иез.39:23
«…Я сокрыл от них («Дом Израилев») лице Мое…» — когда люди, знающие Божьи Заповеди, отвергают, вероломно нарушают их, тогда Бог «скрывает» от них Свое «Лицо», т.е. такие люди теряют возможность видеть Волю Божью, руководствоваться ею и потому совершают беззакония, которые наказывают их своими последствиями. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Лицо»)
«Я…отдал их («Дом Израилев») в руки врагов их» — Чем больше человек нарушает Волю Бога, обращается к «лжебогам», тем больше Воля Бога от него отдаляется и становится для него непонятной, неприемлемой, чуждой, т.е. «сокрытой». Установив такую Закономерность, Бог, таким образом, «скрывает» Свое «Лицо» от людей, сознательно отдаляющихся от Его Воли, и тем самым приближающихся к жизни во грехах, т.е. к тому, что способно их погубить («отдал их в руки врагов»). Это является изначально заложенной Богом Закономерностью, извечной взаимосвязью поступков и их последствий. (см. «Враг»)
9. «Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя…» Иер.2:19
«…окружили меня беды неисчислимые: постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более нежели волос на голове моей.» Пс.39:13
«Накажет тебя нечестие твое…» — Наказание всегда навлекает сам на себя человек. Человек, совершающий нечестие, беззаконие, живущий вопреки Божьим Заповедям неминуемо ввергает себя в различные беды, страдание, горе и смерть. (см. «Нечестие, Нечестивый», «Беззаконник, Беззаконие»)
(«…суд над согрешающими следует всегда за преступлением неправедных.» Прем.Сол.14:31)
10. «Наказывай сына своего, доколе есть надежда и не возмущайся криком его.» Пр.19:18
Наказание в Библейском понимании имеет два значения: физическое и психологическое.
«Наказывай сына своего…» — Христианское Учение, отрицая любое физическое насилие, утверждает, что «наказание» должно быть выражено средствами духовного воздействия на душу и сознание человека и прежде всего, необходимо обращаться к его совести и разуму, открывая последствия нарушения мудрых Законов Бога. Если же верующие люди прибегают к физическому наказанию своих детей, то это свидетельствует об их духовном несовершенстве, об их ошибочном восприятии Слова Божьих Заповедей, о заблуждениях. (см. «Заповедь»)
11. «Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.» Прит.10:9
«Кто превращает пути свои, тот будет наказан.» — Бог определил человеку «пути» его: дал ему совесть, разум, которые должны стоять на страже «путей» человека, т.е. направлять его к исполнению Воли Божией, выраженной в Его Заповедях. (см. «Путь», «Воля Бога»)
Но если человек заглушает совесть, голос разума и поступает вопреки им, то это называется «извращением» путей своих. Человек, «превращающий» «пути свои», т.е. живущий вопреки Божьим Заповедям, «будет наказан», т.е. неминуемо испытает «Наказание» последствиями своего зла, — так навлекая на себя беды, страдание, горе и смерть.
(«…суд над согрешающими следует всегда за преступлением неправедных.» Прем.Сол.14:31)
12. «Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, 7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, 8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, 10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.» 2Фесс.1:6-10
Различные человеческие страдания, беды – это следствие нарушения Божественных Законов, выраженных в Десяти Заповедях. Закономерное, неизбежное самонаказание человека происходит от неисполнения им Божьих Заповедей и принципов жизни по ним. Божие «Наказание» — это самонаказание человека его отступничеством, преступлением Воли Бога. (см. «Воля Бога»)
(Например — вредные привычки (курение, алкоголь и т.д.) ведут к неизбежному разрушению здоровья, т.е. к самонаказанию.
Отступление от Божьих Заповедей неминуемо порождает различные социальные беды (войны, преступность, национальная вражда, разводы и т.д.)
«8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога…» — Учение Иисуса Христа будет неизбежно осознанно грешниками тогда, когда «Огонь» осуждающей их Истины Слова Божьего, и установленные Богом Закономерности, приведут к трагическим последствиям совершаемого ими греха. (см. «Христос», «Огонь»)
Божье «Наказание», «отмщение» состоит в том, что последствия нарушения Божьих Заветов, по установленной Богом Закономерности, неизбежно обрушатся на преступников Воли Бога и поэтому бесконечное продолжение греховного рода, нарушающего жизнеутверждающую Волю Бога, станет невозможным.
«совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, подвергнутся наказанию, вечной погибели,..» — это действие «Наказания» Божьего, «Отмщения» происходящего согласно Божественных Законов истинной Жизни, — как высшая мера наказания человека последствиями совершенных им грехов. Такой человек испытает «Наказание» Божье -уходит из жизни в «вечную погибель», вечное небытие, осужденный Светом возвещенной ему, но отвергнутой им Божественной Истины, потеряв свое великое предназначение пребывать в блаженстве Жизни Вечной. (см. «Погибель»)
13. «Александр Медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его.»Тим.4:14
«…воздаст ему Господь по делам его» — Дальнейшее совершение зла, нарушение Воли Бога человеком, обязательно приведет его к «наказанию» Законами Бога, что равнозначно наказанию Самим Богом. (см. «Бог», раздел «Действия Бога»)
14. «Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; 4 скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас.» Ис.35:3,4
«…придет отмщение, воздаяние Божие» — выражение «воздаяние» понимается в двух значениях: «воздаяния» за добрые поступки как благо для человека и «отмщение» наказанием, как следствие за греховные поступки. (см. «Бог», раздел «Действия Бога»)
15. «Который воздаст каждому по делам его: 7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; 8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев.» Рим.2:6-8
«Который воздаст каждому по делам его,..» — Божье «воздаяние» является следствием либо исполнения Воли Бога, или ее нарушения. «Воздаяние» Божье выражается в получении человеком разнообразных благ или в его наказании последствиям совершенных беззаконий. (см. «Бог», раздел «Действия Бога»)
«…воздаст…тем, которые постоянством в добром деле ищут…бессмертия» — «бессмертие» можно найти только «постоянством» в любом «добром деле», т.е. поступками, которые не противоречат Воле Бога, Его Заповедям. (см. «Заповедь»)
Те люди, которые постоянно следуют Божьим Заповедям, приобретают Его духовный «Образ» и «Подобие», так «ищут» и находят «Жизнь Вечную. (см. «Жизнь»)
16. «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.» Рим.6:23
«…возмездие за грех – смерть..» — человек, совершающий «грех», т.е. вступающий в противоборство с Законами и Заповедями Бога, нарушающий их, по установленным Богом Закономерностям, навлекает на себя «возмездие», «наказание» — ввергает себя в нравственное и духовное растление, ведущее к деградации, к физическому разрушению, вырождению — к смерти. (см. «Грех», «Смерть», «Возмездные»)
17. «По мере возмездия, по этой мере Он воздаст противникам Своим — яростью, врагам Своим — местью, островам воздаст должное.» Ис.59:18
По мере совершенных человеком преступлений, беззаконий, Богом ему будет отмерена и такая же мера наказания последствиями свершенного зла. (см. «Бог», раздел «Действия Бога»)
18. «Чтобы они познали, что чем кто согрешил, тем и наказывается.» Прем. Сол.11:17
Здесь раскрывается закон причинно-следственной связи соделанного человеком греха и «Наказания» Божьего, — его высшую справедливость. (см. «Закон»)
(« …ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить.» Матф.7:2)
19. «Ибо Я не буду более миловать жителей земли сей, говорит Господь; и вот, Я предам людей, каждого в руки ближнего его и в руки царя его, и они будут поражать землю, и Я не избавлю от рук их. 7 И буду пасти овец, обреченных на заклание, овец поистине бедных. И возьму Себе два жезла, и назову один — благоволением, другой — узами, и ими буду пасти овец.» Зах.11:6,7
«Я предам людей, каждого в руки ближнего его и в руки царя его» — Как поступает человек со своим ближним, так и ближний будет поступать с ним. (см. «Ближний»)
(«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.» Лук.6:31)
Каких люди избирают себе «царей», в такие руки они и будут отданы, будут терпеть их власть. (см. «Царь»)
Какие грехи «царствуют», господствуют над человеком, от таких грехов он и потерпит их последствия. (см. «Грех», «Бог», раздел «Действия Бога»,)
«…два жезла и назову один — благоволением, другой — узами,..» — на людей, исполняющих Волю Бога, обязательно действует Благодать Его Заповедей («один – благоволением»), создающая нового, праведного человека.
На людей же, не исполняющих Божьи Заповеди, следующих псевдорелигиям, лжеучениям оскверняющих себя идолами и пороками, действуют Божественные Закономерности, разрушающие лжеучения, наказующие народы последствиями («другой – узами») совершенных ими беззаконий. (см. «Число 2», «Жезл»)
Слово «Узы» здесь воспринимается в значении «Наказания». (см. «Узы»)
20. «Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» Евр.10:29
«…отвергшийся закона Моисеева,.. наказывается смертью…» — Тот человек, который отверг «Закон Моисеев», т.е. Божий Закон Заповедей, переданный народам Моисеем, нарушал Божьи Заповеди, «накажется смертью», т.е. такой человек станет духовно-мертвым, и в своем нераскаянии потеряет Жизнь Вечную. (см. «Смерть», «Закон», «Моисей»)
Грехи человека приводят его к наказанию их последствиями. (см. «Грех»)
21. «…не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, 6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.» Исх.20:5-7
«Бог…наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» — В созданной гармонии всего Бытия и осуществлении Божьих Законов проявляется незыблемая Закономерность и Его высшая Справедливость в продолжительности наказания за любое нарушение Его Воли. (см. «Воля Бога»)
Грех не всегда можно остановить резко, в одночасье, он генетически-инерционно передается до третьего и четвертого рода. Родственные связи греховно живущих родителей, передающих через воспитание грех своим детям, могут полностью изжиться ими только через определенное время. (см. «Отец», «Дети»)
«…Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» — человек, знающий Волю Бога, считающий себя последователем веры Авраама, Иисуса Христа, говорящий об «Имени» Бога, т.е. о Его Воле, но нарушающий ее, не будет оставлен без «наказания», т.е. без последствий своих нарушений Его Воли. (см. «Имя»)
Ни одно нарушение Законов Бога и Его Заповедей, не проходит для человека безнаказанно.
22. «…6…Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,7 сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода.» Исх.34:6,7
«…Господь, Бог…сохраняющий милость в тысячи [родов],..» — Блага от исполнения Воли Бога распространяются на бесчисленное число родов. То, основное знание о Воле Единого Бога Иеговы, которое изначально передают праведные родители своим детям, не проходит бесследно, но в различной силе и форме передается многим потомкам. (см. «Бог», раздел «Действия Бога»)
«Бог…прощающий вину и преступление и грех,…» — «Вина» человека – это осознание им своего неправомыслия и неверности поступков посредством «голоса» совести проявляющегося чувством психологической некомфортности, неспокойствия. Часто это неосознанное чувство тревоги, морального груза, тяжести, душевного смятения. (см. «Вина»)
«Преступлением» также является уклонение человека от соблюдения Божьего Закона, стремление его обойти через свои оправдания. (см. «Преступление»)
«Грех» — это жизнь в противоборстве Воле Божией, совершение беззакония, зла, осознанное, постоянное, намеренное преступление Его Заповедей. (см. «Грех», «Воля Бога», «Заповедь»)
Когда человек прекращает совершать нарушение Законов Божьих и с раскаянием обращается к исполнению Его Заповедей, тогда наступает его «прощение», и человек избегает наказания последствием греха.
(«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.» 1Иоан.1:9)
«Бог…не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода.» — Когда человек продолжает совершать нарушение установленных Богом нравственных и духовных Законов, тогда неминуемо наступает «Наказание», т.е. последствия его нарушения Воли Божьей. (см. «Воля Бога»)
По установленной Богом Закономерности вина отцов в нарушении Воли Божьей передается последующим поколениям. Эта Закономерность состоит в том, что воспитывая в греховном мировоззрении и образе жизни своего ребенка, родители, тем самым, передают ему и его потомкам неправомыслие и греховный образ жизни, который неминуемо приведет к печальным последствиям, т.е. вызовет «Наказание» Божье. (см. «Отец», «Дети»)
23. «Я накажу мир за зло, и нечестивых — за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей;..» Ис.13:11
«Я накажу мир за зло, и нечестивых — за беззакония их…» — «Наказание» Богом «мира», это приведение в действие Его Законов, которые наказывают последствиями их нарушений нечестиво живущие народы, совершающие «зло», т.е. дела беззакония. (см. «Мир», «Зло», «Беззаконие», «Нечестие, Нечестивый»)
24. «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы 5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, 6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.» 2Кор.10:4-6
«…Оружие воинствования нашего…готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.» — «Оружие», т.е. обличающая сила Слова Правды разоблачает и наказывает любое нарушение Заповедей Бога. (см. «Заповедь», «Оружие»)
Когда человек исполняет «послушание», подчинение Воле Божьей, руководствуется во всех вопросах своей жизни Божьими Заповедями, тогда он овладевает Божьим «Оружием», т.е. Словом Божьим для «наказания», разоблачения всякого «непослушания» людей Богу, Его Законам, Заповедям.
25. «Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем, чтобы не умалить меня.» Иер.10:24
«Наказывай меня, Господи, но по правде…» — относительно той Правды Воли Бога которую мог знать и знал человек, он пожнет и такую меру последствий ее нарушения. (см. «Правда»)
«Наказывай меня,…не во гневе Твоем,..» — наказывай так, чтобы те последствия, которые постигают из-за нарушения Воли Бога, не стали для праведника фатальными, безвыходными, из которых не было бы выхода, которые нельзя было бы ему исправить. (см. «Гнев»)
«Наказывай меня, Господи, но…чтобы не умалить меня.» — праведник всегда стремится получать «наказание», т.е. обличение Бога, но так, чтобы он не испытал духовного падения и позора перед грешниками, но сам сделал вывод из последствий его ошибок и грехов. (см. «Бог», раздел «Действия Бога»)
26. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.» Прит.13:25
«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына;» — «розга» и «наказание», здесь не означает физические побои, причинение физической боли ребенку, но «наказание» его обличительным Словом Правды Божьих Заповедей разоблачающей, объясняющей его проступки. (см. «Сын», «Заповедь»)
«…сына;…кто любит, тот с детства наказывает его.» — Когда родители с детства приучают детей жить по Божьим Заповедям и «наказывают» их разоблачением и осуждением их проступков, обращаясь к их чувствам и разуму, так они проявляют к своим детям истинную заботу и любовь. (см. «Любовь»)
27. «Человеколюбивый дух — премудрость, но не оставит безнаказанным богохульствующего устами, потому что Бог есть свидетель внутренних чувств его и истинный зритель сердца его, и слышатель языка его.» Прем.Сол.1:6
«…не оставит безнаказанным богохульствующего устами,..» — «богохульствующий устами», — это человек, выражающий пренебрежительное, злобное, циничное, умышленно оскорбительное отношение к Богу, к Творцу Человека, клевещущий, распространяющий ложь о Боге, о несвойственных Ему качествах и действиях, искажающих их истинное значение.
Такой, нравственно оскверненный, морально ущербный человек, совершающий грех богохульства, будет непременно действующими Законами Бога наказан последствиями его злодеяний. (см. «Богохульство»)
28. «…знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,..» 2Пет.2:9
«…беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,..» — «День Суда», — это последний день физической жизни человека, когда перед его сознанием предстанут все его сознательно совершенные преступления Божьих Заповедей, все злодеяния, беззакония. (см. «День», «Суд», «Беззаконников»)
(«Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.» Иоан.12:48)
«Наказание» в «День Суда» — это также период окончательного осуждения греховной системы мира, когда все нарушения Воли Божьей приведут человечество к трагическим последствиям. (см. «Воля Бога»)
Как грех пришел в мир
Бог сотворил Адама и Еву, имея определенные виды на первых людей. Одной из важных функций, которую Творец возложил на человека, была забота о мире, который Он сотворил в Эдеме. Творец поместил людей в идеальные условия, и дал одну заповедь (закон), чтобы человек не ел с дерева познания добра и зла. В Бытие 2: 16,17 читаем:
И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
В Эдеме появился дьявол. Он не захотел, чтобы у человека были идеальные отношения с Богом, и поэтому стал искушать Еву. Он утверждал, что, вкусив запретный плод, люди станут, как боги и будут различать, что есть добро, а что зло. Адаму и Еве это показалось интересным: быть Богом и не зависеть ни от кого — это мечта человечества с древних времен. Ева знала о запрете есть с дерева, где находился плод, и знала, что Бог говорил Адаму: если они попробуют плод, то смертью умрут. Но несмотря на такие жесткие предупреждения Бога, люди проявили свободу выбора и захотели стать равными Творцу.
Адам и Ева не послушались Бога, нарушили закон и грех, через это неповиновение пришел в мир. А на уровне генетики и мы рождаемся уже грешными.
Можно сделать вывод, что грех сидит в людях с момента зачатия, сидит в наших клетках, венах, крови. Во всем нашем существе. Потому что мы — потомки Адама и Евы.
«О НАКАЗАНИИ БОЖИЕМ В БИБЛИИ ГОВОРИТСЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЛИШЬ ЗАПУГАТЬ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ЕГО ИСПРАВЛЕНИЯ»
Ответ: Подобного рода заявление выставляет Бога лжецом. Получается, что Он угрожает, а своих слов не выполняет. Мы верим в Истинного Бога, в Единственного, в Коем нет ни тени лжи и лукавства. «Слышал я, как некоторые грехолюбцы говорят, что для острастки людям угрожал Бог геенной, так как будто бы невозможно, чтобы Он, будучи милосердым, наказал кого-нибудь, в особенности того, кто Его не знает. Скажите же мне вы, выставляющие Бога обманщиком, кто во дни Ноя излил волны на всю вселенную, произвел то ужасное кораблекрушение и устроил гибель всего нашего рода?» — справедливо возмущается святой учитель Церкви Златоуст.
Первые последствия греха
Когда Адам и Ева были изгнаны из Рая за нарушение заповеди Бога, у них родились дети – Каин и Авель. Старший сын, Каин, был хорошим земледельцем, а младший, Авель, скотоводом. Случилось однажды им принести жертву Богу. Авель принес самого лучшего мяса, а Каин самых лучших и спелых овощей и других плодов земли.
Богу понравилось подношение Авеля, а дары Каина Он отверг. Творец увидел печальное сердце Каина и мысли его, и сказал Каину (Бытие 4:7):
если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
Грех, словно магнит, тянет людей к себе, чтобы мы совершали плохие поступки, но мы можем иметь над ним власть. Однако Каин не смог победить грех в своем сердце. Греховная природа родила в Каине зависть, а зависть побудила его убить родного брата. И он осуществил намерения сердца своего: Каин вывел брата в поле и там расправился с Авелем.
Таким было первое последствие греха – зависть и убийство.
Литература:
1. Блж .Августин,«О Граде Божием», кн.15, гл.25, источник: О Граде Божием. — Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, с.762 2. Прп. Феодосий Печерский. «Поучение о казнях Божиих» 3. Свт. Иоанн Златоуст. (Беседа, когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен, https://ispovednik.ru/zlatoust/Z03_2/Z03_2_02.htm 4. Свт. Иоанн Златоуст. На Послание Св. Ап. Павла к Римлянам, беседа 5, п.2, https://orthlib.ru/John_Chrysostom/riml05.html) 5. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин.дСоч., кн. 8 «О духе гнева», гл.4, источник: Писания преподобного отца Иоанна Кассиана Римлянина. Изд. 2-е Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. М., 1892 — Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, с. 125) 6. Свмщ.Ириней Лионский. «Пять книг против ересей» 7. Свт.Иоанн Златоуст. Толкование на Мф. 5:22 8. Сайт «Україна Православна»,01.09.2010 archive, Вестник №108 9. Свт. Игнатий Брянчанинов. Поучения в неделю о расслабленном. О наказаниях Божиих. 10. Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). «О НАКАЗАНИЯХ БОЖИИХ».Проповеди. Том 3 11. Св. прав.Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе. 12. Митрополит Московский Филарет Московский. Катехизис. 13. Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея 14. Свт.Феофан. Наставления в духовной жизни 15.Свт. Василий Великий. Творения, Ч. 5. О подвижничестве / О Суде Божием, https://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=podvig Некот. цитаты из Св. Писания приведены по Синодальному переводу) 16. Преп. Амвросий Оптинский. Умудряйся и смиряйся: Сб. писем / Сост. В. В. Кашириной. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. — 416 с.: ил. — (Письма о духовной жизни). 17. Свт. Феофан.Толкование на Послание Св. апостола Павла к Римлянам, 1:18; https://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=rimlaf) 18. Свт. Тихон Задонский. Письма келейные. 19. Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь. 20. Свт. Иоанн Златоуст. Слово 25-е. О будущем Суде
Какие грехи существуют
Греховных поступков в жизни очень много, одни из них встречаются редко, а другие часть нашего естества:
- Зависть. «Ненавижу коллегу по работе, он все время счастлив, а моя жизнь — сплошные проблемы!» Это чувство грызет вас, пока вы, наконец, не выплескиваете всю злобу на человеке. Ярким примером зависти служит описанная выше история Каина и Авеля.
- Гордость. Очень часто слышим такие восклицания «Где твоя гордость!», «У меня тоже гордость есть». В этом контексте многие путают гордость с силой воли, твердостью. Гордость — ужасный грех, и означает, что в центре всего у человека стоит собственное «Я». «Я хочу», «ты должен сделать это, потому что я хочу».
- Блуд и прелюбодеяние. Блуд – половые отношения до брака, прелюбодеяние – это измена супругу или супругу в браке. Прелюбодеяние описано в Ветхом Завете как тяжкий грех. Когда Бог давал Моисею заповеди на горе Синай, одно из постановлений было «не прелюбодействуй».
- Убийство. Бог дает жизнь человеку, и только Он может эту жизнь забрать. Когда один человек насильно лишает жизни другого человека – это один из страшных грехов человечества.
- Сребролюбие. Буквальный перевод — «любить серебро». Типичный грех мира, в котором мы живем. Деньги важны в жизни, но если они начинают занимать все наши помыслы – это приводит к рабству и зависимости от греха.
- Идолопоклонство. Один из самых незаметных и еле уловимых грехов современной цивилизации. Если что-то в нашей жизни занимает главенствующее положение, а не Бог, то это идол. Например, телевизор, книги, деньги притягивают нас к себе, и мы все время тратим на них, забывая посвятить Богу хотя бы час в течение дня.
Божие наказание
священник Алексий Потокин
– Фактически это вопрос о том, как Бог относится к нам. Бога мы находим душой. Она чувствует в Нем свое, родственное. Начальные слова Священного Писания подтверждают это: Господь сотворил человека по образу и подобию Своему. Подобное радуется подобному. Благодаря нашей соприродности Творцу, мы ищем Его и не можем быть счастливы без Него.
В природе человека заложена некая неполнота. С одной стороны, мы созданы для блаженства – совершенно такого же, каким живет Господь.
– А с другой?
– Человек должен искать Его, выбрать. На свете много кумиров, соблазнов. Найти самое-самое – нелегко.
Признаком здоровья человека является алкание и жажда.
– Алкание – голод. Хочешь есть и пить – значит, здоров.
– Когда душа желает полной взаимности, совершенства – это вечное алкание и жажда. Если они благочестны, то душа насыщается. Даже больше, чем мы ждем.
– Слово «благочестие» встречается в книгах афонского старца Паисия. Но точный смысл его мне не ясен.
– Это понятие высокое. Но я его немножечко приземлю. Есть лукавые, хитрые пути. Есть нетвердые, неверные, с изменой. Можно добиваться чего-то, употребляя некое насилие.
А Евангелие указывает нам путь просьбы. Ни в коем случае – не требования. И он должен сопровождаться уважением свободы другого, желанием благодарить, забывать себя. Если эти условия хоть в малейшем не соблюдаются, то полноты и совершенства не будет.
– Таков благочестный путь?
– Да. Наша жизнь – это поиск забытых, утраченных возможностей находиться в Раю. Немыслимо быть в Царстве Небесном, если душа живет только земным, правда?
– Безусловно.
– Даже в хороших условиях человек испытывает некое томление. И когда совершает ошибки, переживает их как боль, утрату. Если душа жива, путь благочестен, то совесть подсказывает: никто меня не мучает специально, я сам виноват в том, что утратил благо.
– Все так. Но и внешние причины тут тоже бывают. От близких запросто услышишь: «Отстань!»
– Конечно, люди могут болеть и внешне толкаться. И ребенок бьет мать ножками, но при этом душа его просит: «Возьми меня, будь со мной!» И любой человек по существу всегда говорит: «Господи, хочу быть с Тобой! Хочу быть с другими!» Но часто его внутреннее желание не согласуется с его внешним поведением. Об этой утрате мы и говорим – об утрате целомудрия.
– Внутренней цельности?
– При которой душа, тело и ум хотят одного и того же, а не разрываются в разные стороны.
Кстати, в болезненных состояниях мы и сами отталкиваем Бога: «Уйди! Хочу жить без Тебя!» И Он нас предоставляем самим себе.
– Но не оставляет?
– Не оставляет Своей надеждой, упованием. Не вмешивается в нашу жизнь, не решает за нас ничего. Но готов поддержать нас, когда это будет возможно. И ждет единения.
– Так что же получается? Мы сами себя наказываем?
– Нет, мучаем. Любой грех сразу становится болезнью. Разрешил телу попраздновать, а обратно оно уже не хочет. Душа просит: «Дай слово сказать!» А оно: «Нет!»
Превратиться в тело, в организм для человека по-настоящему мучительно. А кто виноват? Бог? Нет, сам захотел.
Причина многих неустройств кроется в нас. Но не только. Мы связаны друг с другом. И если близкая мне душа отвергла Бога, то я чувствую ее терзания. Господь меня наказывает? Нет. Это я сам выбираю путь сотрудничества.
– Да, общего жизненного труда и сострадания.
– Нам, эгоистам, конечно, больно класть душу за близкого человека. А Христу радостно было душу Свою положить за всех нас. Странно прозвучал бы вопрос: кто наказал Его? Ведь Он говорил: «Как бы Я хотел, чтобы этот огонь уже возгорелся».
Ему было и больно, и трудно, и тяжко. Но когда апостол Петр стал просить, чтобы Он не шел крестным путем, Господь сказал: «Отойди от Меня, сатана!» Это значит: «Ты отнимаешь у Меня то, чем Я живу. Это Мои дети. Как Мне за них не отдать Себя?»
Одна из лукавых черт человека – самому себя мучить, а вину сваливать на другого. Это же клевета, что Господь нас обижает, наказывает. Бесчинников, деток, которые все время на Небо плюют, враждуют, бьются, требуют своего, Он только жалеет, только милует. Чудом, постоянной жертвой, умалением Себя дает возможность продолжаться жизни на земле.
– Мы живем за Его счет?
– Именно так. Если бы Бог дал каждому из нас выполнить все наши желания, жизнь прекратилась бы. Даже если не брать таких вещей, когда кто-то кому-то не нравится.
– Значит, Бог не воздает нам по нашим делам – и в этом смысле относится к людям несправедливо?
– Да, Он относится к нам милостиво. Человеческая несправедливость – убивает. А Его – животворит. За зло Он воздает благом.
Перед каждым из нас встает вопрос о путях Божией милости. Даже не в духовной, а в нашей земной жизни. Но тут важно, хочет ли сам человек знать, что он умрет, что будет с ним происходить дальше.
Мне кажется, в наше время большинство людей предпочитает жить как бы в забвении, не сообразуясь с реальностью. Не думая о многих вещах, прячась от них.
Но некоторые все-таки хотят знать правду.
– И потому приходят в Церковь.
– Это дает им совершенно иные силы для жизни. Отсекаются лишние, ненужные вещи. Все незначительное теряет смысл. А подлинное, настоящее (даже малое!) становится необыкновенно значимым.
Конечно, на этом пути теряются друзья, которые только казались друзьями. Иногда остаешься совсем один. Но это не конец, а только начало. И можно сказать: «Господи, вот теперь я могу найти хотя бы одного настоящего друга!» Это касается любой дружбы – с Богом, людьми…
– И даже с нашими пристрастиями – столом, кошельком?
– Да-да, где обман заканчивается, происходит разочарование. Обычно это слово звучит для нас как-то грозно. Но на самом деле оно благодатно. Пропадает фальшь. Через ее утрату человек открывает живую Истину.
– Неужели это и есть Божие наказание?!
– Да, в самом настоящем смысле. Господь открывает нам нашу жизнь. Слово «наказание» происходит от глагола «казать», «показывать». Но опять же: если ты ищешь, тебе откроется. А если знать не хочешь, никто тебе ничего открывать не будет.
И когда приходит наказание (откровение о мире), можно спросить себя: разве ты этого не хотел? Разве друг – тот, кто тебе льстит и принимает твою лесть? Не лучше ли честное отношение?
Современная культура дает ничтожное количество примеров подлинной жизни. Вместо нее нам предлагают нечто похожее на жизнь.
– Вкусовые добавки, «идентичные натуральным».
– Количество подмен, обманов, лукавства, лицемерия, лжи в этом смысле – колоссальное. Все кризисы – от этого. В переводе с греческого языка «кризис» – суд. Судится наше восприятие мира. Об этом Господь говорил: «Смотрите, как вы слушаете. У кого око чисто, у того чисты и сердце, и жизнь».
– В каком смысле чисты?
– Не в том, что я не различаю хорошего и плохого. А в том, что вижу все как есть.
Какие-то вещи проще заметить в окружающих, чем в себе. Но те ошибки, которые мы видим вокруг, начинаются внутри нас. И нужно настоящее мужество, чтобы понять это. Нет ничего больнее, чем узнавать правду о себе. Поэтому слово «наказание» для нас непременно связано с болью.
Чтобы добиться в жизни чего-то достойного, всегда требуются мучения. Хотите ли вы учиться, иметь друга, семью, Родину, веру. Еще в Ветхом Завете сказано: «Где много мудрости, там много печали. Кто умножает премудрость, умножает скорбь».
Вот и нам нужно увидеть: мир наш – гибнущий. Это ад, в котором распяли Бога. Как мы еще живем? Непонятно. Потому-то наши времена называются последними.
– Впервые эти слова прозвучали из уст апостолов, переживших распятие Христа.
– У людей уже просто нет никакой иной возможности жить, как только Воскресением Господа, Его силой и милостью. Наивно ожидать, что на земле будет хорошо. Здесь происходит свободный суд души. Мы решаем, что для каждого из нас лучше: иметь хоть малую причастность к Богу (и тогда все неустройство мира – ничто!) или проклясть эту жизнь, от которой нечего ждать, и успеть схватить, потребить побольше.
– Потому и общество – потребления…
– Мы рождаемся несовершенными. И если начинаем сравнивать себя с другими, которые чего-то в жизни добились, нам наше состояние тоже представляется наказанием.
– Зависть – наказание?
– Да. А ведь никакие возможности не закрыты от человека. Другой вопрос – как их открыть.
В Евангелии рассказывается о слепом. Господа спросили, кто виноват в его слепоте – он сам или родители. Христос сказал: «Никто. Это для того, чтобы открылась слава Божия».
Бог из небытия создает человека, Свое дыхание в него вкладывает. Растит, учит дорожить миром, беречь его. И глаза дает не за то, что человек хорошо или плохо поступает.
Часто причины нашего нынешнего состояния мы ищем в прошлом. Это верно только отчасти. Потому что прошлую жизнь и даже ее смысл можно изменить.
– Как?
– Так же, как это делали люди прежде. Они ведь тоже ошибались, падали. И мы вслед за ними можем сказать: «Господи, прости! И нас, и наших близких, которые нам нужны и для нас важны!» И само существо жизни будет меняться.
Жить и считать, будто мне плохо, потому что я расплачиваюсь за грехи предков, – это эгоизм. А потерпеть, принести себя хоть в малую жертву ради другого, порадоваться ему – уже по-христиански.
Нам кажется, что наказание – это всегда плохо.
– Но, оказывается, это всегда хорошо.
– И святые люди благодарили: «Господи, Ты мне даешь потрудиться вместе с Тобой! Какое блаженство!»
Мы привыкли считать удачей, когда удается улизнуть от труда. Но это глупо. Лучше самому ходить на ногах, чем смотреть по телевизору, как кто-то бегает.
Потерпеть, чтобы жизнь дальше раскрылась – это дело именно Божие. У Бога цели и причины – в будущем. А у нас чаще всего – наоборот. Поэтому для нас наказание – удар, окрик, мучение. А для человека любящего – открытие возможностей.
– Значит, болезни, моры, войны – совсем не наказание Божие?
– Нет, это последствия нашей жизни. Мы отходим от Бога – и начинаем уничтожать сами себя, утверждаться за счет других. Надо удивляться тому, что войн и моров мало.
Земля – ад. Превратить ее в рай не получится. Но смягчить боль, страдания друг друга можно. И не надо ждать от своих близких великих подвигов. Если человек хоть чуть-чуть сдержался, тебя обидел, да не так сильно, как мог бы, – это уже труд. Мы его обычно не замечаем – и очень зря. А ведь сами-то чувствуем, когда нас не понимают именно в этом.
Скрытые грехи
Люди сами не замечают, как порой совершают грех. Нам кажется, что мы совершаем правильные поступки или вполне нормальные для человека действия. Обычно такие дела называются в современном мире «природными порывами», «ну я такая, какая есть», «вот такой я человек», «мне сложно измениться, да и кто из нас без греха». Люди констатируют факты, но противостоять или бороться с грехом никак не желают.
К грехам относятся также следующие проявления нашей плоти и мыслей, которые незаметно обнаруживаются в нашей жизни. Среди них такие грехи, как:
- Злость.
- Ссоры.
- Ненависть.
- Обман.
- Клевета.
- Сквернословие.
- Корыстолюбие.
Для части человечества совершать такие грехи — норма, но следует помнить, что дела плоти ведут к осуждению Богом. Необходимо следить за своими поступками, делами, языком и сердцем.
До Христа и после
Логично, что если есть проступок, то за ним последует наказание. В Ветхом Завете наказанием за смертный грех была смерть. Смертными грехами в те времена считались ворожба, половое совокупление с животными, прелюбодеяние, убийство, применение физической силы к своим родителями, продажа человека в рабство, идолопоклонство. Грешника выводили за город и сбрасывали с горы или побивали камнями.
Существовали такие грехи, которые Бог прощал, если человек приносил в жертву животное. В основном это были грехи, совершенные случайно, по ошибке или незнанию, например, несоблюдение заповедей. В книге Левит 4:27-28 читаем, что Бог позволял в данной ситуации заколоть молодую козу без порока и принести ее в жертву. Тогда грех человеческий прощался. Грешный человек приводил к левиту (священнику) чистое животное, а левит совершал жертвоприношение, и грех «омывался» Богом.
Господь воплотился в человеческое тело, родился от женщины и умер на кресте, пролив кровь. Он принес себя в жертву, заклан был вместо агнца (овцы), чтобы человечество имело возможность жить без греха, если люди поверят и примут Бога в свою жизнь. И наказание за смертные грехи не вспомнится Богом, если люди примут Иисуса Христа и будут следовать заповедям Божьим.
«БОГ ЛЮБИТ ВСЕХ ОДИНАКОВО»
Ответ: Библия показывает обратное: «Очи Господни [обращены] на праведников, и уши Его — к воплю их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них» (Пс.33:16-17). Да и слова пятого псалма говорят о неодинаковом отношении Бога к разным людям: «Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие» (ст.6). Конечно, Бог помогает и мусульманам и язычникам, чтобы те в День Суда не упрекнули бы Творца в том, что, Солнце светило лишь христианам. Преп. Амвросий Оптинский: «Всем здраво рассуждающим известно, что дух христианский и вместе дух Христов заключается в соблюдении заповедей Христовых. А брат ваш измыслил какой-то иной дух христианский. Да как же это может быть дух христианский без Христа, и без соблюдения учения Христова? Это какой-то дух самоизмышленный и, так сказать, самодельный, и никак не достоин называться христианским именем, потому что думает любить всех безразлично, как христиан, так равно и турок и язычников. Христос же Господь в учении Своем положил в этом различие, говоря во Евангелии: аще кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь (см.: Мф. 18, 17). Да и Сам Всеблагий Господь праведных любит, а грешных только милует. И истинные христиане, подражая Господу, так же поступают: оказывая милость и снисхождение всем безразлично, являют полную любовь только правоверующим» (16). Для всех Бог творит милости, но благословение Божие пребывает на Его народе (которым является Церковь Православная): «Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое» (Пс.3:9). На тех, кто вне Церкви пребывает наказание Божие. Причём, не за то, что они некрещеные, а за их злые дела. Об этом подробно повествуется в первой главе Павлова послания к Римлянам. О неоднотонности Божией любви говорят и следующие строки: «Как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел (Мал.1:2-3). Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак».(Рим.9:13). Если даже среди учеников у Христа был особенно возлюбленный (Ин.13:23;19:26;20:2;21:7,20), то что и говорить о тех, которые укоренились во зле? Неужели они претендуют на ту же любовь, что Иисус оказывал Своей Матери и Иоанну Богослову? Тогда и уточнения об апостоле Иоанне — «которого любил Иисус», становятся бессмысленными вставками в Евангелие, но Бог учит, что «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим.3:16). Если бы Бог любил всех одинаково, то, и наказание было равное. Но, мы уже приводили слова святителя Тихона о том, что существует два разных вида наказания – для праведников и для нечестивцев. Подчёркивает это и святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Скажите, разве все наказания, которые терпят люди от людей, одинаковы? Нет, не одинаковы .Когда отец с любовью наказывает своего сына, то это делает он для того, чтобы исправить его, для того, чтобы был он чистым, добрым и святым. А когда власть имущие наказывают тяжких преступников, осужденных на тюремное заключение и даже на смертную казнь, то это совсем другое: здесь уже не преследуются цели исправления, а только наказания, потому что заслужившие эти страшные кары признаны неисправимыми»(10).
Возмездие за грех – смерть
Если человек живет и радуется жизни, но не задумывается о жизни вечной и не пытается изменить в своей греховной природе ничего, тогда после смерти его ждет вторая гибель – духовная смерть. Тогда Бог людей накажет за грехи адом, где будет «скрежет» зубов и муки вечные. В послании к римлянам 6:23 читаем:
Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Каждый человек умирает, так определил Бог из-за нашего грехопадения. Но очень страшно, если в вечности нас ждет не жизнь вечная с Иисусом Христом, а муки и боль.
Через Библию Господь говорит нам, что все люди согрешили и лишены славы Божьей, то есть человечество не может жить в присутствии Бога, если мы грешны. А за грех Бог еще в Эдеме определил наказание человеку — смерть физическую, боль и страдания. Обращаясь к Адаму, творец говорит ему, что если он не послушается наказов Господа, то смертью умрет. Но физическая смерть — не самое страшное наказание за грехи. Страшно то, что ожидает людей после смерти.
Греховная жизнь ведет людей не только к духовной смерти, но и физической. Чем больше греха в жизни, тем быстрее может наступить финал. Согласно Писанию, наказание за грех — ад после физической смерти. Если человек не одумается и не встанет на праведный путь, не примет Господа в свою жизнь.
Духовная смерть, или вторая смерть – самое главное наказание Бога за грех.
Если Бог есть любовь, то как он может наказывать человека?
«Бог есть любовь» (1Ин.4:8). Эта истина никогда не ставилась Православною Церковью под сомнение. Любовь Божья проявляется как во внутренней жизни Отца и Сына и Святого Духа, так и в Промыслительной деятельности. В отношении же человека Бог — человеколюбив. Имея это ввиду, многие недоумевают, мол, почему, если Бог отличается человеколюбием, Он подвергает людей столь тяжким наказаниям, таким, например, как истребление почти всех жителей земли водами потопа или истребление жителей Содома и Гоморры огнём?
Многие задаются вопросом, не противоречат ли наказания Божьи Божественной любви? Священное Писание даёт ответ на этот вопрос: «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр.12:6). Понимать это библейское свидетельство нужно следующим образом. Наказание Божье не есть действие мстительности или слепой ярости со стороны Бога. Наказания Господни имеют причину в Божественной благости, премудрости, любви, милосердии, справедливости. Как правило, они служат средством ограничения зла, а также средством вразумления и исправления грешников. Даже и те наказания, результатом которых бывает смерть беззаконников, могут пойти им на пользу, так как с физической смертью для них прекращается возможность коснеть во зле и, стало быть, усугублять свою посмертную участь.
Заметим, что во времена Ветхого Завета даже и наказание сына отцом могло служить показателем любви: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч.13:25). В этой связи отцам не только не воспрещалось, но и предписывалось наказывать детей: «Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им» (Сир.30:1).
Болезни и грех
Человек несовершенен, и на жизненном пути даже верующие люди совершают ошибки, промахи. Какие наказания за грехи может использовать в нашей земной жизни Бог? Самое главное наказание – смерть. Однако в редких случаях Бог использует болезни как форму наказания. Божье наказание за грехи болезнью Творец осуществляет, когда хочет остановить человека от необдуманных поступков, или чтобы люди задумались о своем поведении в жизни.
Жил в Иудее царь Езекия, который любил Бога. Однажды Езекия заболел, и пророки объявили, что он не поправится. К Езекии пришел знаменитый пророк Исая, он посоветовал царю приготовить завещание, чтобы оставить потомкам власть, так как время его жизни на исходе. Но Езекия не стал торопится, он отвернулся от него и в слезах помолился Богу. Творец внял молитве царя и благословил его здоровьем еще на пятнадцать лет. Эту историю можно прочитать в 4 книге Царств, 20 главе. Здесь мы видим, что болезнь — это последствие греховной природы человека. Бог не хотел, чтобы царь Езекия умер, но болезнь свойственна всем людям, и никто не может от нее убежать.
Через болезни Бог не наказывает людей, как думают многие. «Вот грешен я, Господь и дал болезнь». Нет. Болезнь – это проявления греха, греховного тела человека, которое мы имеем с самого момента рождения и соответственно изначально подвержены болезням.
В Библии встречаются случаи, когда Бог наказывает болезнями за грехи. Например, сестра Моисея Мириам покрылась проказой. Мириам упрекнула Моисея за его жену, и за это покрылась проказой, белой как снег стала кожа на ее лице. Моисей пожалел сестру, и по его молитве Бог исцелил Мириам
Но в современном мире Бог чаще использует наказание за грехи людей – смерть, а болезни как испытание или возможность человеку через недуги увидеть Божье исцеление и поверить в существование Творца.
«БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, ПОЭТОМУ ОН НЕ МОЖЕТ НАКАЗЫВАТЬ»
Ответ: Любовь не отменяет справедливости. Кто дал право превратно толковать прямые слова Господа: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр.3:19)? Да, праведников Бог наказывает по любви: «Благочестивым Бог посылает наказание от любви, а не от гнева… …И здесь правда Божия показывается, которая малых грехов не оставляет без наказания, хотя с милостью и человеколюбием соединена» (18). Но вот с беззаконниками Господь поступает иначе. Тот же святой продолжает: «На нечестивых изливает гнев ярости Своей, и истребит память их на земле, и, лишая временной жизни, лишает и вечной. Такое наказание постигло содомлян, при Ное живших, фараона и прочих». Очень актуальным оказывается и поучение святого Иринея Лионского, жившего в ||| веке. Великий православный апологет отвечает лжеучителям, проповедующим, что Бог — только Любовь: «…чтобы устранить от Отца власть карать и судить, почитая ее недостойною Бога, и думая, что они придумали Бога без гнева и благого, (еретики) говорили, что один судит, а другой спасает, неразумно отнимая у того и другого разум и правосудие. Ибо если судящий (Бог) вместе с сим не благ для того, чтобы оказывать милость тем, кому должно, а осуждать тех, кого следует, то он окажется несправедливым и немудрым судиею» (6). Слово Божие наставляет родителей наказывать своих чад для их вразумления: «Не оставляй юноши без наказания: если ты накажешь его розгою, он не умрёт; ты накажешь его розгою и спасёшь душу его от преисподней» (Притч.23:13). Здесь мы видим, что наказание является научением, следствием любви и неравнодушия. Поэтому любовь и наказание совместимы друг с другом. «Просвещаемые законом Божиим, мы научимся, что Бог, при неограниченной милости, и правосуден совершенно, что Он непременно воздаст за греховную жизнь соответствующим наказанием» (19). Если следовать абсурдной логике гуманистов, то, если мы увидим, как избивают беззащитного младенца, то нам не стоит надеяться на вмешательство Бога, ведь «Он только Любовь», и наказывать злодея не будет. А поскольку, мы должны Господу подражать, то тогда должны просто пройти мимо, не обращая внимания на зло… Именно такой равнодушной псевдолюбви учат модернисты. Но Бог ненавидит зло. «Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» (Зах.8:17). Бог не какое-то далёкое равнодушное существо, а Личность, Любящий нас Отец, защищающий слабых и бесстрастно мстящий тем, кто обижает беззащитных. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:18).
Покаяние и спасение
Все люди боятся смерти, все страшатся умереть. Но когда-нибудь всем надлежит явиться перед Богом. Кара за грехи – смерть, вечная смерть. Но есть единственная возможность получить прощение и избежать наказания за грех – это Иисус Христос.
Сам Господь, когда ходил по земле, говорил такие слова (Евангелие от Иоанна 14:16):
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
Господь – это единственный путь, чтобы увидеть Бога. Для этого, каждому человеку надо покаяться и разрешить Господу изменить сердце и жизнь. И тогда все грехи простятся.
А в знаменитых стихах того же евангелия от Иоанна 3:16,17 читаем:
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
Бог придумал удивительный план по спасению человечества. Он пожертвовал своим Сыном, чтобы каждый из нас был спасен и обрел жизнь вечную.
Спасение от греха заключено в Господе Иисусе Христе. Принимая в свою жизнь благую весть о том, что Бог спустился на землю и умер за грехи наши, мы обретаем спасение и прощение. Мы можем оступаться, но Бог окончательно прощает нам грех, и грех не имеет больше над нами власти.
Чтобы не зависеть от греха и греховных помыслов и жить в ожидании встречи с Богом, людям надо принять Иисуса Христа как личного спасителя, впустить Его в свою жизнь и полностью довериться Творцу. Для этого человеку надо встать на колени и попросить Бога войти в жизнь и изменить ее.
Единственное, чего Бог не простит, в соответствии с Библией, это если человек будет богохульствовать (хулить Бога); если при людях отречется от Иисуса Христа.
Как следует понимать наказания Божии?
То, что Бог наказывает людей, это несомненная истина, имеющая многочисленные подтверждения в Священном Писании. Наказание – мера воздействия, применяемая к кому-либо чему-либо (например, человеку, группе людей, народу и пр.) за проступок, преступление, грех. Грешник грешит – Бог определенным образом, с определенной целью воздействует на него. В наказаниях Божьих усматривается несколько аспектов, например, воспитательный / врачующий (воспитательная мера, направленная на исправление грешника), демонстрационно-воспитательный (воспитательная мера, направленная не только на грешника, но и на его окружение, на свидетелей греха и пр.), карающий, ограничивающий (когда наказание связано с ограничением грешника в возможности грешить).
Воспитательный аспект отражает отеческую заботу Создателя о людях. В этом отношении наказание Божие может рассматриваться, как мера, направленная на вразумление грешника, на пробуждение в нем чувства раскаяния о содеянном, на его исправление (1Кор.11:32). В аналогичном смысле можно рассматривать ниспосылаемые или попускаемые Богом особые искушения / скорби, которые, в ряде случаев, рассматриваются как особые формы наказания (1Петр. 1:6,7; Иак. 1:12). Апостол, вместе с Соломоном (Притч. 3:11), наставляет верных не пренебрегать наказаниями Божиими: «Сын мой! Не пренебрегай наказания Господня (παιδείας κυρίου), и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает (παιδεύει); бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:5-6). Посылая нам различные бедствия и скорби, Бог «подвигает нас к добру» (Прав. исповедание, Ч. 1, вопр. 26).
Демонстрационно-воспитательный аспект также обнаруживает Божественную заботу о людях. Тогда, когда Божественное наказание грешника бывает очевидным для прочих / для широкого круга людей, это может побудить задуматься и их, настроить их на правильный лад. Скажем, наказание Содома и Гоморры до сих пор оказывает воздействие на огромное количество людей, побуждая их помнить о пагубности содомского греха.
Рассматривая наказания как кару (рассматривая этот аспект), их связывают со свойством правосудия Божия, Который воздает каждому по делам его (Рим. 2:6). В Писании такое действие Божие обычно выражается при помощи образов гнева и ярости Божией. Проявление Божественного правосудия мы видим в истории грехопадения прародителей, которые были осуждены на временные бедствия и смерть (см. Простр. христ. катехизис. О вере, о третьем члене Символа веры). Апостол сообщает, что Бог и «ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2Пет. 2:4). Наказание Содома и Гоморры, всемирный потоп, поражение смертью нечестивых – это примеры проявления Божественного правосудия. Второе пришествие Спасителя, «в пламенеющем огне совершающего отмщение (διδόντος ἐκδίκησιν) не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» (2Фес.1:8), явит окончательное действие правосудия Божия, Которое предаст нераскаянных грешников нескончаемым мучениям (см. Прав. исповедание. Ч. 1, вопр. 63).
Как поясняет свт. Иннокентий Херсонский, Бог совершает Свои суды путем естественных и положительных наград и наказаний. То и другое устроено Богом, Который сделал так, «что добродетель сопровождается благом, а зло – злом.. Мы противополагаем их (положительные наказания и награды — прим. Админ.) естественным, между тем как они не противоположны им, ибо они должны быть в распорядке мира, хотя нам они неприметны, потому что глубоко в нем сокрыты. Например, будущее небо ново и земля нова – блага положительные, произойдут из сей натуры, следовательно, основание их положено в сотворении мира; равным образом и для наказаний основание лежит в природе; тот вечный огнь и теперь должен быть в природе, хотя мы его и не видим. Таким образом положительного – произвольного нет ничего, а все естественно. Положительное существует только для нас, не могущих обнять всего устройства мирового здания» (О Боге вообще – как Учредителе Царства Небесного // Сочинения. Т. 6. СПб., 1908. С. 690–691).
Иногда посредством наказания Бог ограничивает возможность грешника грешить так, как он грешил до наказания. Например, в результате наказания Богом царя Навуходоносора, тот был временно отлучен от управления царством: «и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него – как у птицы» (Дан.4:30).
***
«Очень часто употребляется такое понятие, как «наказание Божие». Оно означает не изменение неизменной любви Божией на гнев и применение кар к грешнику. Природа скорбей, по православному учению, совершенно иная. Первопричиной их всегда является сам человек, преступающий законы совести и Бога и тем ранящий свою душу и тело. Страсти в самих себе несут страдание («страсти» – слав. слово, означающее страдание). Бог и предупреждает человека об этом Своими заповедями. И не только предупреждает, но и оказывает каждому согрешающему (а согрешают все)максимальную помощь, не нарушая его свободы.
Эта помощь заключается в том, что Бог, пока человек не умер духовно, так устраивает все его жизненные пути, что его совесть постоянно оказывается перед выбором между добром и злом, поскольку лишь духовное САМОопределение человека решает проблему его греха. Бог не может спасти (исцелить от греха) человека без его воли, ибо спасение есть СВОБОДНО-личностное принятие Бога-Спасителя. Поэтому все действия Божий в принципе исключают какое-либо насилие над человеческой свободой. Человек сам, своими намерениями, мыслями, словами, делами определяет собственную судьбу не только в вечности, но и здесь в самом ее существе. Господь же Своей любовью постоянно делает все возможное человеку к его пользе, его спасению.
Здесь просматривается полная аналогия с врачебной деятельностью. Как врач не награждает тяжело больного, посылая его в санаторий, и не наказывает, выпрыгнувшего с третьего этажа, делая ему операцию, а поступает по любви к обоим, так и Господь не награждает за добродетели и не наказывает за грехи, но всех с равной любовью ставит в наилучшее, т.е. наиболее соответствующее свободному выбору Бога и достижению спасения.
«Наказание Божие», т. о. это один из антропоморфизмов, употребляемых в целях психологической помощи тем, кого свт. Иоанн Златоуст относит к категории «более грубых». Наказание же человек получает, но с другой стороны – от своих собственных страстей, восстающих против всех законов жизни: Божественных, тварных и человеческих. Однако и здесь Господь не оставляет Свой падший образ. Страждущему грехами, страстями и пороками человеку Он всегда с той же совершенной любовью ниспосылает до последней его возможности (ср.: «друг, для чего ты пришел»? – Мф.26;50) Свои промыслительные действия для его свободного обращения (покаяния) и спасения.
Отсюда становится понятной и вся нелепость вопроса: «За что Бог меня наказал?» Апостол Иаков прямо пишет: «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушает злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью”(Иак.1; 13-14). А преп. Марк Подвижник говорит: «Вина [причина] всякого скорбного случая, встречающегося с нами, суть помыслы каждого из нас» (Доброт.ТЛ, с.375). «Все злое и скорбное… приключается нам за возношение наше”(с.379)».
проф. А.И. Осипов
***
Ислам о грехе и наказании за грех
Ислам, как и христианство, тоже развивает мысль о грехе. Согласно Корану, самыми страшными и тяжелыми грехами считаются:
- Убийство.
- Колдовство.
- Прекращение исполнения намаза.
- Не соблюдать пост.
- Не слушаться и не подчиняться родителям.
- Не совершать обязательный хадж.
- Гомосексуализм.
- Измена в браке.
- Ложные свидетельства.
- Воровство.
- Ложь.
- Лицемерие.
- Проклинать ближнего.
- Спор.
- Нанесение вреда соседям.
Наказание Аллаха за грехи в исламе есть, но Всевышний прощает все грехи, кроме неверия, если верующий сам просит о прощении. Если человек согрешил, то, по исламу, ему просто надо искренне покаяться, и тогда Аллах простит его.
В исламе считается, что грех Адама не переходит на генетическом уровне, а каждый человек ответственен только за поступки, которые он совершил в течение земной жизни.
Ислам проповедует, что у человека есть свобода выбора, в соответствии с которой он делает решение: иметь спасение или жить в грехе. Если смертный человек живет и работает честно, но оступается и просит прощения у Аллаха, тогда он будет спасен и увидит Рай.