Как заканчивается служба в храме


Молитва и ее значение в православии

Православная традиция наделяет молитву важной добродетелью — бесстрастностью. Перечитайте Евангелие, в котором звучит важная мысль Сына Божия. Эта мысль сводится к отстранению всего суетного на периферию человеческого сознания.

Во время чтения молитв из разума изгоняются:

  • блуд;
  • кражи;
  • убийства;
  • любые нечистоты.

Эмоциональные всплески мешают осознанности, четкому пониманию роли храма в нашей жизни. Подобную ошибку уже совершали коринфские христиане, пытавшиеся изливать чувства на нескольких языках и заниматься пророчествами. Этих людей призывал к благоразумию апостол Павел. Святой рекомендовал читать молитвенные тексты с умом, контролируя свои действия.

служба в храме

Значение молитв в православии очень велико. Хвалы Господу возносятся утром и вечером, совместно и поодиночке. Когда мы поем совместно с церковным хором или возносим благодарственные речи Отцу и Сыну, то очищаемся внутреннее, готовимся стойко переносить любые испытания. Обращали внимание, что диакон размеренно читает святые тексты? Подобное занятие не терпит суеты, чрезмерных восторгов или пролитий слез. Господь даровал вам разум, пользуйтесь им.

Совместные молитвы в храме

В храмах совместной молитве придается особое значение. Церковь — это не сборище одиноких верующих, это единый организм, действующий в общем духовном порыве. Совместная молитва — это инструмент единения с Богом, который незримо присутствует в любом храме.

Помните, что существуют церковные таинства, проводить которые может лишь священнослужитель. Чтением молитв подобные таинства не ограничиваются.

Общая молитва наиболее актуальна во время великих богослужений. Верующие поклоняются не только Иисусу Христу, но и Богородице, а также известным святым, внесшим существенный вклад в развитие христианства. Если кто-то из прихожан отвлекается от службы, остальные продолжают молиться. И в этом кроется сила коллективных песнопений Богородице и другим святым.

Вот основные моменты в церковных службах, на которые стоит обратить внимание:

  1. Восхваления Святому Духу возносят священник и диакон (второй выступает в роли помощника).
  2. Молитву произносят специально подготовленные люди — чтецы.
  3. Пение также присутствует в православной традиции.
  4. Если Богородицу славят не совсем понятными для вас словами — проявите терпение и внимательность. Вскоре смысл дойдет до вас.
  5. Подпевать хору не возбраняется, только старайтесь не мешать остальной пастве.
  6. Известен также мирянский чин — служба суточного круга (здесь участие священника не требуется).

Богослужебные молитвы

Существуют молитвенные действия двух типов. К первому относятся службы, проводимые внутри храмов только священнослужителями. Молитва, которую читают прихожане со своим пастырем, относится к числу совместных богослужений. Текст должен произноситься без ошибок, так что постарайтесь выучить его наизусть. Среди подобных молитв стоит отметить:

  • «Отче наш…»;
  • Символ Веры;
  • обращение к причастному стиху;
  • песнь о Воскресении Христовом;
  • возгласы на службах во время Пасхи.

К категории богослужебных молитв относятся тропари, стихиры и кондаки. Подобные тексты можно читать и в домашних условиях, но лучше делать это, присоединившись к верующим в храме.

А знаете ли вы, какими молитвами занимается только священник? Вот их перечень:

  • светильничные;
  • для осуществления треб либо таинств;
  • Ефрема Сирина;
  • Евхаристическая.

Значение служения в храме

Молиться Богородице можно и дома — тогда не придется ждать конца богослужения. Так почему же совместными молитвами интересуется столь огромное количество верующих людей?

Икона «Царь Славы».

Всё просто — Господь рассматривает Церковь как единый организм. Иисус и Богородица завещали нам любить ближних, а ближние собираются в храме. Православных христиан молитва сближает, настраивает на общий лад. Кроме того, совместные устремления позволяют сделать службу более эффективной.

Духовные наставники рекомендуют следить за временем, поскольку дьявол искушает нас иллюзиями «чрезмерной продолжительности» служб. В среднем, молитвами мы занимаемся не более 8-10 минут ежедневно. Кто-то славит Богородицу, кто-то — святого покровителя. Важно держать эти действия под контролем, даже если вы отправились на службу в церковь.

Вот еще несколько причин, по которым стоит находиться в храме:

  1. Чувство единения с Богом и другими людьми.
  2. Возможность пообщаться со священником и другими прихожанами (когда служба закончится).
  3. Близость к священным реликвиям.
  4. Приятная умиротворяющая атмосфера.

Порядок проведения богослужений

Совместная молитва в храме читается по распорядку, в строго отведенное время. Регламентирует службу церковный устав. В церквях и монастырях много молитв, и читаются они ежедневно.

День в храме условно делится на три части:

  1. Утренняя служба.
  2. Божественная литургия (основная часть).
  3. Вечернее богослужение (то, которое начинается в районе 18.00-19.00).

Стоит отметить, что четких хронологических границ на службах не существует. Всё зависит от текущего времени суток, а вот продолжительность мероприятия канонами не ограничивается. Поэтому не стоит интересоваться у прихожан концами богослужений — четких ответов вы не получите. Лучше подумайте о Богородице или жертве Иисуса, пострадавшего за наши грехи — вот кто действительно умел терпеть. Если же вы хотите представить приблизительные границы служб, то ориентируйтесь на полтора-два часа. В ряде случаев молитва может растянуться на три часа.

Попав в храм, вы должны различать службу годичную, седмичную и суточную. Во всех случаях священники читают молитву той же Богородице неоднократно. Суточные богослужения замыкаются в кольцо на протяжении суток, аналогичная картина повторяется с седмичными и годичными циклами. В ежедневных мероприятиях существует базовая основа, регламентированный порядок действий. Прочие ритуалы строго не оговариваются.

Интересуясь молитвами, обратите внимание на следующие детали:

  1. Суточный круг. События из биографии Спасителя соответствуют каждому часу цикла. Приближаясь к храму, вы должны хоть немного разбираться в жизненном пути Иисуса. Также стоит поинтересоваться Богородицей.
  2. Седмичный круг. Здесь Священная История связывается с определенными днями недели, и эта связь отражается на каждой прочитанной молитве.
  3. Годовой круг. Здесь стоит рассматривать не только жизнь самого Иисуса, но и биографии его сподвижников (апостолов), а также святых. Важная роль отводится и Богородице. Каждое событие связывается с конкретным днем года.

Интересуясь православным храмом, учитывайте важную деталь — здесь существует понятие богослужебных суток.

Любую молитву начинают произносить вечером — такой порядок именуется вечерней службой. Следующий этап — утреня, после чего наступает время Божественной Литургии. В воскресные и праздничные дни все компоненты объединяются, и прихожане участвуют во всенощном бдении.

Особое внимание стоит уделить Литургии, в рамках которой проводится одно из ключевых православных таинств — Евхаристия. Тут молитвой дело не ограничивается, поскольку священник организует сложный ритуал, наполненный глубоким символизмом. Речь идет о Причащении. Верующие вкушают хлеб и вино — эти продукты ассоциируются с плотью и кровью Спасителя.

Евхаристия. Таинство причастия.

В Литургии можно выделить три главных компонента:

  1. Проскомидия (Святые Дары должны быть подготовлены к освящению).
  2. Литургия оглашенных (на данном этапе поются псалмы, люди славят Иисуса и Богородицу, озвучиваются выдержки из Писания, поминаются молитвами усопшие родственники).
  3. Литургия верных (Дары подвергаются освящению, происходит само таинство, верующие причащаются).

Молитвы для проведения службы

Важное место в Литургии занимает Евхаристическая молитва. Текст, именуемый анафорой, произносится священником над Дарами — делается это в пределах алтаря тайно. Современные храмы не позволяют полностью скрыть происходящее, поэтому некоторые возгласы служителя достигают ушей прихожан. В самом начале действа зажигается свет, а по окончании таинства свечи должны быть погашены.

служба в храме тайная молитва

Стоит отметить, что молитв в православии очень много, и перечислять их тексты можно до бесконечности. Верующие преклоняются перед Богородицей, апостолами и значимыми фигурами святых. Так, на всенощном бдении читаются следующие тексты (приведены лишь некоторые):

  • «Девятый час»;
  • «Малая вечерня»;
  • «Великая ектения»;
  • «Лития»;
  • «Благословение хлебов».

Есть свои особенности и в утренней молитве. Тут может восславляться Богородица, Иисус либо кто-то из апостолов, но существует определенный набор текстов, без которых не обойтись. Вот лишь некоторые примеры:

  • «Шестопсалмие»;
  • «Великая ектения»;
  • «Всякое дыхание»;
  • «Воскресение Христово»;
  • «Канон».

Помимо всего перечисленного в утренних службах участвуют стихиры и выдержки из тропаря. Ныне и присно будет существовать молитва «Окончание утрени», известная как «Великий отпуст». Помимо этого используются кондаки для первого молитвенного часа.

Чем завершается служба

После вечери, прославления Иисуса и Богородицы, в православных храмах отправляется повечерие. Суть этого мероприятия сводится к общественным молитвенным действиям, напоминающим пастве о сошествии Иисуса в ад. Здесь важно вспомнить, что человек освободился от власти Сатаны и теперь должен почитать Господа.

чем завершается служба 1

С наступлением полуночи начинается так называемая полуношница — третье богослужение суточного цикла. А вот утреня служится непосредственно перед рассветом и плавно перетекает в часы, коих насчитывается шесть. Все перечисленные процессы имеют строгую последовательность и собственные окончания. Чтобы разобраться в нюансах, посещайте церковь, читайте духовную литературу и разговаривайте со священниками.

Как вести себя на литургии

Литур­гия есть не обыч­ное бого­слу­же­ние, а таин­ство, то есть такое свя­щен­но­дей­ствие, в кото­ром веру­ю­щим пода­ет­ся освя­ща­ю­щая их бла­го­дать Свя­то­го Духа.

На этом осо­бом бого­слу­же­нии воз­но­сят­ся молит­вы и пес­но­пе­ния Богу, а так­же при­но­сит­ся таин­ствен­ная Бес­кров­ная Жерт­ва за спа­се­ние людей. Под видом хле­ба и вина, пре­по­да­ет­ся пра­во­слав­ным истин­ное Тело и истин­ная Кровь Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. Вот поче­му литур­гия име­ет пре­иму­ще­ство перед дру­ги­ми службами.

На Боже­ствен­ной литур­гии, или Евха­ри­стии, вспо­ми­на­ет­ся вся зем­ная жизнь Гос­по­да наше­го Иису­са Христа.

Услов­но, литур­гия раз­де­ля­ет­ся на три части: про­ско­ми­дия, литур­гия огла­шен­ных и литур­гия верных.
Про­ско­ми­дия Про­ско­ми­дия совер­ша­ет­ся обыч­но во вре­мя чте­ния 3‑го и 6‑го часов или перед ними.
На про­ско­ми­дии поми­на­ют­ся живые и почив­шие чле­ны Церк­ви. Люди, кото­рые зака­зы­ва­ют про­ско­ми­дию, пере­да­ют в алтарь запис­ки с име­на­ми и просфо­ры, при­об­ре­тен­ные в цер­ков­ной лав­ке. Свя­щен­ник вытя­ги­ва­ет частич­ки из просфор и поми­на­ет о здра­вии или за упо­кой пода­ва­е­мых. На про­ско­ми­дию мож­но пода­вать толь­ко име­на кре­щен­ных при­ча­ща­ю­щих­ся людей.

Вели­кая отра­да быва­ет душам усоп­ших от поми­но­ве­ния их на проскомидии.

По окон­ча­нии про­ско­ми­дии свя­щен­ник кадит весь храм. В это вре­мя чтец закан­чи­ва­ет читать часы. Начи­на­ет­ся литур­гия оглашенных.
Литур­гия огла­шен­ных Огла­шен­ны­ми назы­ва­ют­ся люди, кото­рые не при­ня­ли таин­ство кре­ще­ния, то есть не кре­щен­ные или нахо­дят­ся под свя­щен­ни­че­ским запре­том, епитимией.
Далее раз­бе­рем как вести себя на литур­гии оглашенных.

1. Литур­гия огла­шен­ных начи­на­ет­ся сло­ва­ми: «Бла­го­сло­вен­но Цар­ство, все­гда, ныне и прис­но и во веки веков». Хор поет: «Аминь». Осе­ня­ем себя крест­ным знамением.

2. Начи­на­ет­ся вели­кая екте­ния. Екте­ния – это осо­бые про­ше­ния, про­из­но­си­мые свя­щен­но­слу­жи­те­лем, на кото­рые хор отве­ча­ет пени­ем: «Гос­по­ди, поми­луй». На каж­дом про­из­но­си­мом про­ше­нии екте­нии необ­хо­ди­мо креститься.

3. По окон­ча­нии екте­нии, хор начи­на­ет петь так назы­ва­е­мые изоб­ра­зи­тель­ные анти­фо­ны. Их все­го три, в честь Свя­той Тро­и­цы. Они поют­ся под­ряд и раз­де­ля­ют­ся меж­ду собой малы­ми ектениями.

4. После вто­ро­го изоб­ра­зи­тель­но анти­фо­на хор поет песнь Гос­по­ду Иису­су Хри­сту: «Еди­но­род­ный Сыне…», в кото­рой мы слы­шим о вопло­ще­нии Бога в чело­ве­ка для того, что­бы изба­вить людей от греха.

5. Малая екте­ния – кре­стим­ся на каж­дом прошении.

6. И поет­ся тре­тий анти­фон, кото­рый начи­на­ет­ся сло­ва­ми рас­пя­то­го с Гос­по­дом на кре­сте раз­бой­ни­ка: «Во Цар­ствии Тво­ем помя­ни нас, Гос­по­ди…». Нуж­но вни­ма­тель­но слу­шать это пес­но­пе­ние. В нем зало­жен глу­бо­кий смысл. Ведь мы пом­ним, что Иисус Хри­стос ска­зал это­му раз­бой­ни­ку: «Истин­но гово­рю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Тре­тий анти­фон – это некие запо­ве­ди, пови­ну­ясь кото­рым чело­век при­дет к Цар­ствию Небесному.

7. Во вре­мя пения тре­тье­го анти­фо­на совер­ша­ет­ся малый вход. Свя­щен­но­слу­жи­те­ли выхо­дят из алта­ря неся све­чу, кади­ло и Еван­ге­лие. Это дей­ствие сим­во­ли­зи­ру­ет шествие Гос­по­да с сон­мом ангелов.

8. После вхо­да поют­ся тро­па­ри и конда­ки, кото­рые отра­жа­ют свя­щен­ные собы­тия празд­ни­ка. На каж­дой пес­ни крестимся.

9. Далее поет­ся ангель­ская песнь «Свя­тый Боже, Свя­тый Креп­кий, Свя­тый Без­смерт­ный, поми­луй нас». На каж­дом пении осе­ня­ем себя крест­ным знамением.

В это вре­мя, свя­щен­ник в тай­ной молит­ве про­сит Отца Небес­но­го, что­бы Он при­нял Три­свя­тую песнь и про­стил наши гре­хи воль­ные и невольные.

10. Далее сле­ду­ет чте­ние Апо­сто­ла. Это кни­га, в кото­рой собра­ны дея­ния и посла­ния свя­тых апо­сто­лов к тем или иным наро­дам. Во вре­мя чте­ния Апо­сто­ла, диа­кон кадит, на его каж­де­ние над­ле­жит отве­чать накло­не­ни­ем головы.

11. После чте­ния Апо­сто­ла хор поет «Алли­лу­иа» три­жды. Три раза кре­стим­ся с поклонами.

12. Свя­щен­ник воз­гла­ша­ет: «Пре­муд­рость, про­сти, услы­шим свя­та­го Еван­ге­лия. Мир всем» — нуж­но накло­нить голо­ву при­ни­мая благословение.

13. Во вре­мя чте­ния Еван­ге­лия, как бы вни­мая Само­му Гос­по­ду Иису­су Хри­сту, сле­ду­ет сто­ять с пре­кло­нен­ной головой.

14. По про­чте­нии Еван­ге­лия сле­ду­ет екте­ния: «Помо­ли­те­ся, огла­ше­нии Гос­по­де­ви… Вер­нии, о огла­шен­ных помо­лим­ся, да Гос­подь поми­лу­ет их… Огла­сит их сло­вом исти­ны… Откры­ет им Еван­ге­лие прав­ды…» — как видим, про­ше­ния свя­за­ны с огла­шен­ны­ми, людь­ми не нахо­дя­щи­ми­ся еще в лоне церк­ви, то есть не кре­щен­ны­ми, или нахо­дя­щи­ми­ся под запре­том, епитимией.

15. На вто­рой екте­нии свя­щен­ник воз­гла­ша­ет: «Ели­цы, огла­ше­нии, изы­ди­те, огла­ше­нии изы­ди­те, да никто от огла­шен­ных ели­цы вер­нии, паки и паки, миром Гос­по­ду помо­лим­ся». Из этих слов понят­но, что огла­шен­ным нуж­но вый­ти из хра­ма до кон­ца литур­гии. Объ­яс­ня­ет­ся это тем, что нерас­ка­ян­ный в гре­хах чело­век или не при­над­ле­жа­щий к вер­ным церк­ви (кре­щен­ным), не может при­сут­ство­вать на Евха­ри­стии. Евха­ри­стия – самое вели­чай­шее таин­ство церк­ви, когда вино и хлеб пре­тво­ря­ют­ся в Тело и Кровь Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. В Таин­стве При­ча­стия все вер­ные чада соеди­ня­ют­ся со Христом.
Литур­гия вер­ных Раз­бе­рем, как вести себя на литур­гии верных.
Вер­ные хри­сти­ане состав­ля­ют Цер­ковь Хри­сто­ву и толь­ко они могут сослу­жить свя­щен­ни­ку в таин­стве Евхаристии.

1. По окон­ча­нии екте­ний поет­ся Херу­вим­ская песнь.

Если пере­ве­сти ее с цер­ков­но­сла­вян­ско­го язы­ка на рус­ский, озна­ча­ет сле­ду­ю­щее: «Мы, таин­ствен­но изоб­ра­жая херу­ви­мов и вос­пе­вая три­свя­тую песнь Тро­и­це, даю­щей жизнь, оста­вим теперь забо­ту о всем житей­ском, что­бы нам про­сла­вить Царя всех, Кото­ро­го неви­ди­мо носят и про­слав­ля­ют ангель­ские силы».

Эта молит­ва напо­ми­на­ет нам, как ангель­ские силы на небе слу­жат у пре­сто­ла Божия и осно­ва­на на виде­ни­ях про­ро­ков Иса­ии, Иезекииля.

Делая вывод над выше­ска­зан­ным, как же себя вести на Херу­вим­ской пес­ни? Ответ прост! Так, как вели бы себя, если бы нахо­ди­лись перед Пре­сто­лом Бога.

Еще, во вре­мя пения Херу­вим­ской пес­ни реко­мен­ду­ют читать мыс­лен­но пса­лом 50: «Поми­луй мя, Боже, по вели­цей мило­сти Тво­ей…». Его мож­но най­ти в молитвослове.

2. Вели­кий вход – это когда свя­щен­но­слу­жи­те­ли выхо­дят из алта­ря неся Чашу с вином и дис­кос (спе­ци­аль­ная бого­слу­жеб­ная посу­да) с Агн­цем. Они ста­но­вят­ся на амвоне и поми­на­ют Пат­ри­ар­ха, епар­хи­аль­но­го епи­ско­па, всех бла­го­де­те­лей, пред­сто­я­щих в хра­ме и моля­щих­ся, всех пра­во­слав­ных хри­сти­ан. Это дела­ет­ся для того, что­бы пока­зать, что Свя­тые дары будут при­не­се­ны в Жерт­ву Богу о спа­се­нии всех поминаемых.

Вели­кий вход сим­во­ли­зи­ру­ет шествие Гос­по­да Иису­са Хри­ста на воль­ные стра­да­ния для спа­се­ния мира.

3. Далее сле­ду­ет про­си­тель­ная екте­ния, в кото­рой свя­щен­ник молит­ся о пере­не­сен­ных на пре­стол Дарах, о даро­ва­нии спа­си­тель­ных благ всем про­ся­щим. (кре­стим­ся на каж­дом воз­гла­ша­е­мом прошении).

4. Диа­кон воз­гла­ша­ет: «Две­ри, две­ри, пре­муд­ро­стию вон­мем». Сло­ва «Две­ри, две­ри» в древ­но­сти отно­си­лись к при­врат­ни­кам, чобы они не впус­ка­ли в храм огла­шен­ных или языч­ни­ков при совер­ше­нии таин­ства Свя­той Евха­ри­стии. Сло­ва: Пре­муд­ро­стию вон­мем (будем вни­мать) при­зы­ва­ют вни­ма­ние веру­ю­щих к спа­си­тель­но­му уче­нию Пра­во­слав­ной Церк­ви, изло­жен­но­му в Сим­во­ле веры.

5. Хор поет Сим­вол веры. В нача­ле Сим­во­ла веры сле­ду­ет совер­шить крест­ное знамение.

Сим­вол веры был состав­лен по изво­ле­нию Свя­то­го Духа свя­ты­ми отца­ми 1 и 2 Все­лен­ских Собо­ров. Он явля­ет­ся неиз­мен­ным руко­вод­ством для всех пра­во­слав­ных хри­сти­ан в их духов­ной жизни.

Сим­вол веры – это крат­кое изло­же­ние нашей веры.

«Верую» раз­ре­ша­ет­ся петь вме­сте с хором.

6. Диа­кон или свя­щен­ник воз­гла­ша­ют: «Ста­нем доб­ре, ста­нем со стра­хом, вон­мем, свя­тое воз­но­ше­ние в мире при­но­си­ти». Эти­ми сло­ва­ми при­зы­ва­ют­ся веру­ю­щие к собран­но­сти духа и ума перед пред­сто­я­щим священнодействием.

Начи­на­ет­ся Евха­ри­сти­че­ский канон. Хор поет песнь «Милость мира…».

3. Поче­му нуж­но собра­но вести себя при дан­ном пес­но­пе­нии? Пото­му что, при пении слов «Тебе поем, Тебе бла­го­сло­вим, Тебе бла­го­да­рим…» совер­ша­ет­ся самая вели­кая тай­на – свя­щен­ник про­сит Бога нис­по­слать Свя­то­го Духа на моля­щих­ся и Дары. Соше­ствие Свя­то­го Духа на Дары пре­тво­ря­ет Их в Тело и Кровь Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. Во вре­мя Свя­той Евха­ри­стии молить­ся над­ле­жит с осо­бым вни­ма­ни­ем. Важ­ность этой мину­ты так вели­ка, что с ней не может срав­нить­ся ни одна мину­та нашей жиз­ни. В этой свя­щен­ной мину­те заклю­ча­ют­ся все наше спа­се­ние и любовь Божия к роду чело­ве­че­ско­му, ибо Бог явил­ся во плоти.

4. Во вре­мя пения Достой­но есть (или дру­гой свя­щен­ной пес­ни в честь Бого­ро­ди­цы — задо­стой­ни­ка) свя­щен­ник молит­ся о живых и усоп­ших, поми­ная их по име­нам, в осо­бен­но­сти тех, за кото­рых совер­ша­ет­ся Боже­ствен­ная литур­гия. И при­сут­ству­ю­щие в хра­ме долж­ны в это вре­мя помя­нуть поимен­но сво­их близ­ких, живых и умерших.

5. После Достой­но есть или заме­ня­ю­ще­го его задо­стой­ни­ка — зем­ной поклон. При сло­вах: И всех, и вся — совер­ша­ет­ся пояс­ной поклон.

6. В нача­ле обще­на­род­но­го пения Молит­вы Гос­под­ней — Отче наш — сле­ду­ет изоб­ра­зить на себе крест­ное зна­ме­ние и поло­жить зем­ной поклон.

7. При воз­гла­се свя­щен­ни­ка: “Свя­тая — свя­тым” зем­ной поклон пола­га­ет­ся ради воз­но­ше­ния Свя­то­го Агн­ца перед Его раз­дроб­ле­ни­ем. В это вре­мя над­ле­жит вспо­ми­нать Тай­ную вече­рю и послед­нюю бесе­ду Гос­по­да Иису­са Хри­ста с уче­ни­ка­ми, Его крест­ные стра­да­ния, смерть и погребение.

8. По откры­тии цар­ских врат и выне­се­нии Свя­тых Даров, озна­ча­ю­щем явле­ние Гос­по­да Иису­са Хри­ста по Вос­кре­се­нии, при воз­гла­ше­нии: “Со стра­хом Божи­им и верою при­сту­пи­те!” — пола­га­ет­ся зем­ной поклон.

9. При­сту­пая к при­ня­тию Свя­тых Тайн Тела и Кро­ви Хри­сто­вых после того, как свя­щен­ник про­чи­та­ет молит­вы пред при­ча­ще­ни­ем, над­ле­жит поло­жить зем­ной поклон, сло­жить руки на гру­ди кре­сто­об­раз­но (ни в коем слу­чае не кре­стить­ся, дабы не толк­нуть неча­ян­но и не про­лить Свя­тую Чашу, — кре­сто­об­раз­но сло­жен­ные руки заме­ня­ют в это вре­мя крест­ное зна­ме­ние) и не спе­ша, бла­го­го­вей­но, со стра­хом Божи­им под­хо­дить к Свя­той Чаше, назвав свое имя, а по при­ня­тии Свя­тых Тайн поце­ло­вать ниж­нюю часть Чаши, как само пре­чи­стое реб­ро Хри­сто­во, и затем отой­ти в сто­ро­ну спо­кой­но, не тво­ря крест­но­го зна­ме­ния и покло­нов до при­ня­тия теп­ло­ты. Над­ле­жит осо­бен­но воз­бла­го­да­рить Гос­по­да за Его вели­кую милость, за бла­го­дат­ный дар Свя­то­го При­ча­ще­ния: Сла­ва Тебе, Боже! Сла­ва Тебе, Боже! Сла­ва Тебе, Боже! Зем­ные покло­ны в этот день не совер­ша­ют­ся при­част­ни­ка­ми до вече­ра. Те, кто не при­ча­ща­ет­ся за Боже­ствен­ной литур­ги­ей, в свя­тые мину­ты при­ча­стия долж­ны сто­ять в хра­ме с бла­го­го­вей­ной молит­вой, не помыш­ляя о зем­ном, не выхо­дя в это вре­мя из хра­ма, дабы не оскор­бить Свя­ты­ни Гос­под­ней и не нару­шить бла­го­чи­ния церковного.

10.При сло­вах свя­щен­ни­ка: «Все­гда, ныне и прис­но и во веки веков», при послед­нем явле­нии Свя­тых Даров, изоб­ра­жа­ю­щем Воз­не­се­ние Гос­по­да Иису­са Хри­ста на Небо, пола­га­ет­ся зем­ной поклон с крест­ным зна­ме­ни­ем для тех, кто не спо­до­бил­ся Свя­тых Тайн, а для при­част­ни­ков — пояс­ной поклон с крест­ным зна­ме­ни­ем. Кто не успел еще к это­му вре­ме­ни при­нять теп­ло­ты, дол­жен обра­тить­ся лицом к Свя­той Чаше, выра­жая этим бла­го­го­ве­ние к вели­кой Святыне.

11.Святой анти­дор (с греч. — вме­сто дара) раз­да­ет­ся при­сут­ству­ю­щим после Боже­ствен­ной литур­гии для бла­го­сло­ве­ния и освя­ще­ния души и тела, дабы те, кто не при­об­ща­лись Свя­тых Таин, вку­си­ли освя­щен­но­го хле­ба. Цер­ков­ный Устав ука­зы­ва­ет, что анти­дор мож­но при­ни­мать лишь нато­щак — ниче­го не евшим и не пившим.

Анти­дор долж­но при­ни­мать бла­го­го­вей­но, сло­жив ладо­ни кре­сто­об­раз­но, пра­вую на левую, и целуя пода­ю­щую этот дар руку священника.

12.В кон­це литур­гии свя­щен­ник поми­на­ет име­на свя­тых, память кото­рых празд­ну­ет­ся в этот день и твор­ца литур­гии (напри­мер, Иоан­на Зла­то­уста, напи­сав­ше­го литур­гию назван­ною литур­ги­ей Иоан­на Златоуста).

Хор поет мно­го­ле­тие, где поми­на­ют­ся пат­ри­арх, епар­хи­аль­ный архи­ерей, при­хо­жане хра­ма и все пра­во­слав­ные христиане.

13.Все молив­ши­е­ся под­хо­дят ко Кре­сту, кото­рый дает цело­вать священник.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: