Протоирей Валерий Духанин: биография, борьба с раком и служба в церкви


Детство Валерия

В детстве Валерий часто заходил в заброшенную старую церковь в деревне. И хотя мальчик тогда был неверующим, он ощущал таинственность этого места.

Происхождение и рождение

Духанин Валерий Николаевич, в биографии которого есть удивительный момент обретения веры, рос в обычной советской семье. Родился он 28 мая 1976 года в городе Оренбурге.

Семья

Родители Валерия относились к категории служащих. Они были неверующими людьми. О Боге в семье не разговаривали.

Каждое лето мальчик с родной сестрой проводил в деревне у бабушки. В ее доме на стене висели иконы. Однажды ночью Валерий увидел, как бабушка молилась перед ними на коленях. Незадолго до этого она чуть не погибла от удара молнией — та прошла в землю совсем рядом.

Когда бабушка предлагала внукам креститься, они отказывались. Тогда у Валерия не было веры, он был равнодушен к разговорам о Боге.

протоиерей

Юношеские годы и молодость

В 13 лет Валерий вместе с сестрой крестился. Он не мог себе объяснить, почему возникло это решение. Во время совершения Таинства Крещения юноша почувствовал перемену в своей душе. Его охватили радость и легкость. И уже не существовало никаких сомнений в том, что Бог есть.

Духовное образование

Отец Валерий всю молодость посвятил повышению уровня своего духовного образования.

Этапы:

  1. В 1992 году юноша становится пономарем и чтецом в Покровской церкви в родном городе.
  2. Позже он переезжает в столицу.
  3. В 1996 году оканчивает Московскую духовную семинарию. В расположенном при ней храме молодой человек нес послушание.
  4. В 2000 году будущий священнослужитель получает диплом об окончании Московской духовной академии (МДА). В период обучения там он занимался миссионерской и социальной работой. Часто посещал подследственных в СИЗО, разговаривал с ними о православной вере. Также занимался организацией сбора вещей и продуктов заключенным.
  5. Еще учась в МДА, будущий священник работал помощником проректора по воспитательной части.

Он являлся сотрудником Академического Миссионерского отдела. Также на открытых при МДА богословских курсах занимался преподаванием.

Работа в семинарии

В 2003 году Валерий Николаевич поступает на работу в Николо-Угрешскую семинарию Московской патриархии, которая находится в городе Дзержинском Московской области. Там он становится проректором по учебной работе.

Также священник занимает должность преподавателя византологии, апологетики, патрологии, основы и методики катехизации.

священник валерий духанин служит в храме

№34 (883) / 6 сентября ‘16

Беседы с батюшкой

В этой теме:

Беседы с батюшкой

Протоиерей Олег Стеняев: Мученики – всегда победители

Беседы с батюшкой

Игумен Петр (Еремеев): Первый московский святой (6 сентября – память святителя Петра, митрополита Московского)

Отец Валерий, Вы пришли к нам в первый раз, мы очень рады видеть Вас в нашей московской студии. Тема сегодняшней передачи «Радость или уныние». И прежде чем мы перейдем к нашему диалогу, давайте проясним, что же такое уныние и о какой радости мы сегодня поговорим?

– Мне хотелось бы, наверное, неформально говорить по этим вопросам, не углубляясь в какие-то сложные вещи. Я считаю, что радость вообще должна быть основной чертой христианина. Почему? Расскажу мой личный опыт соприкосновения с Церковью. Я крестился, когда мои родители даже еще не были верующими, еще не ходили в храм. И однажды я, а также сестра, двоюродная сестра и ее муж пошли просто из интереса принять таинство Крещения, даже не задумываясь о вере.

Мне было тринадцать лет. Как сейчас помню, когда совершалось это таинство, я не понимал ни одного слова из того, что батюшка произносил, не понимал ни одного обряда. Но внутри появилось четкое ощущение, что Господь Бог действительно есть, и какое-то непередаваемое словами ощущение радости и свободы. Как будто кто-то вынул из тебя всю грязь; появилась удивительная радость, что-то внутри засияло. Вот это было мое соприкосновение с Церковью, с Христом. После этого я понимаю, что подлинная духовная жизнь должна быть пронизана радостью.

С чего начинается собственно Евангелие? Когда ангелы благовествуют, они являются при рождении Христа пастухам и говорят, что «ныне радость всему миру, потому что родился Младенец Христос». Подсчитано, что слово «радость» или заповедь «радоваться» упоминается в Евангелии несколько сотен раз. Но мы не встретим ни одной заповеди, чтобы человек унывал, был хмурым, печальным, горевал. То есть радость – тот свет, то сияние, которое наполняет сердце, и то, что тебе вообще дает вдохновение.

Уныние – это порок нашего времени. Люди унывают, все время о чем-то переживают, говорят про депрессию. Кто-то из исследователей даже говорит, что депрессия – это рак XXI века, духовная онкология. Люди считают, что «все вокруг не так», «у меня ничего не получается», «я никому не нужен», «смысла нет». Человек все это вынашивает в себе, переживает, и у него внутри образуется болото: застой, бессилие, апатия и бессмысленность. Вот что такое уныние; это духовная пагуба, поразившая современных людей.

Именно поэтому его еще называют смертным грехом.

– Да. Почему такое название – «смертный грех»? Потому что он ведет к смерти души. И уныние очень это выражает. Уныние – такое состояние, при котором внутри у тебя нет никакой жизни: полная апатия, бессилие, ничего не хочется делать. И человек может так лежать, погрязнув в болоте своих внутренних апатичных чувств, не замечая ничего светлого вокруг. Такой грех действительно является смертным, потому что он означает, что человек находится без Бога. Бог есть жизнь, Бог есть свет, Бог есть любовь. А у унывающего человека внутри мрак, безрадостность, апатия.

Я бы даже еще сказал, что уныние – это диагноз эгоистичных людей, когда человек ориентирован на свои собственные греховные страсти: он хочет все только себе, он думает только о том, чтобы себе что-то заполучить, достичь какой-то выгоды. А поскольку это невозможно (мы всегда встречаем какие-то препятствия), то этот человек начинает унывать: там меня неправильно встретили, здесь не откликнулись, тут мне не помогли… И получается, что этот человек начинает видеть только плохое. А почему? Потому что заранее его внимание было обращено на свое «я», весь взор прикован к самому себе. И вот этот эгоизм, замыкание внутри самого себя оборачиваются в итоге внутренней пустотой. Он замкнут на себе, и поэтому ему становится просто тесно от этой внутренней скованности.

Как с этой пустотой бороться?

– Святые отцы, конечно, много говорили о том, как бороться с грехом уныния. Если этот вопрос объяснять аскетически, то греху уныния противопоставлена добродетель трезвения, то есть внутреннего бодрствования. Если уныние – это леность, апатичность и расслабленность, то трезвение – внутреннее бодрствование: организовать себя так, чтобы у тебя был четкий ритм. Например, о самом себе я замечаю, что унывать я начинаю тогда, когда я слишком долго отдыхаю. То есть когда я уезжаю из семинарии, вроде бы я отключаюсь от работы и должен отдохнуть, но вместо этого, когда я долго нахожусь без работы, без интенсивной жизни, у меня наступает какое-то уныние, сумрачное внутри состояние. А как только я возвращаюсь к активной деятельности, у меня уныние как рукой снимает и внутри начинает что-то сиять, появляется радость. То есть на самом деле человек унывает тогда, когда он просто не хочет трудиться, не хочет посвятить себя какому-то важному делу.

На эту тему вообще очень много можно говорить и сравнивать. Я недавно узнал про одного нашего современного подвижника схиигумена Евфимия. Он жил в Казахстане, прожил сто пять лет и почил совсем недавно. При этом за свою жизнь он трижды умирал и перенес огромную ссылку. С чем была связана его ссылка? Он родился в начале XX века в большой семье. Когда произошла революция, им предстояло раскулачивание.

Получилось так, что отец умер и должны были посадить мать. И братья попросили схиигумена Евфимия (тогда он был просто Иоанн): «Ты пойди и скажи, что не нашел, где находится мама. А мы ее спрячем». Он сказал представителям большевистской власти, что не смог найти маму, потому что она уехала. А перед этим у него страшно болела голова, разболелись ноги. И что происходит дальше? Большевики ему ответили: «Раз так, тогда мы тебя вместо твоей мамы и сошлем». И он рассказывал, какая радость у него появилась после этих слов! Тут же перестали болеть и голова, и ноги. Почему? Потому что он поступил жертвенно, и его душа в этом раскрылась.

Причина нашего уныния в том, что мы замыкаемся на себе. Когда человек замкнут на себе, ему всегда будет чего-то не хватать, он всегда будет унывать и испытывать внутри тесноту. Как только мы учимся жертвенности, мы раскрываем себя, и происходит как бы размыкание нашего кольца, той скорлупы, в которой мы были сомкнуты. Тогда уныние исчезает и внутри появляется радость. Так у схиигумена Евфимия тут же появились силы, он прошел ссылки и на протяжении всех этих тяжелейших лет, что провел в них, он испытывал радость.

Есть такие интересные наблюдения. Оказывается, от депрессии больше всего страдают богатые люди (миллионеры, миллиардеры), и у каждого пятого медицинский диагноз – депрессия, очень часто бывают даже случаи самоубийств. А если взять нищих или бомжей – у них практически нет самоубийств. Казалось бы, все наоборот: те преуспевают, купаются в благах и должны радоваться, а эти – в постоянных лишениях. В чем здесь секрет? В том, что преодоление лишений постоянно человека внутренне организует, и он находится в состоянии внутреннего бодрствования. Тогда как человек, который достиг каких-то благ, начинает успокаиваться, но внутри-то у него нет тишины, нет покоя и мира. И оказывается, что все блага и все земное веселье подлинной радости ему дать не могут.

Мы живем в обществе, и как много вокруг нас сварливых и обиженных людей. Обиженных на судьбу, на окружающий мир и так далее. Как нужно вести себя с этими людьми? Часто говорят: «Не общайся с ним, он обиженный, он противный человек…» Ведь таких людей много вокруг. Как им помочь?

– Мне вспоминается из патерика, как один ученик приходит к старцу и говорит: «Я никак не могу справиться с обидой. Что мне делать?» Он ему говорит: «Как только ты обидишься на кого-нибудь, положи себе картофелину за пазуху. Еще раз обидишься – еще положи». Он стал так поступать, и со временем у него набралось много картофелин, а потом они еще начали гнить. Он приходит к старцу и говорит: «Я не могу больше все это носить на самом себе». Старец говорит: «Видишь, как тебе неприятно. А ведь каждая обида – это то, что находится внутри тебя, и тоже гниет и мешает тебе».

От нас требуется, чтобы мы сами не обижались на других людей, чтобы мы не держали что-то внутри против кого-либо. Потому что каждая обида как затянутый узелочек: когда он затянут, он тебя сдавливает. А каждая преодоленная обида – это как развязывание этого узла, внутри сразу становится легче.

Как с ними общаться? Я думаю, что общаться надо с любыми людьми. Почему? Потому что во многом человек откликается на твое внутреннее состояние. Если ты сам человека не попрекаешь, не раздражаешься на него, то он начинает это улавливать. У него тоже может пройти агрессия; и обижаться он перестанет. Поэтому, я думаю, самое правильное решение – внутри относиться к любому человеку с миром, любовью, пониманием, и у него тоже прекратятся какие-то обиды.

Мы уже выяснили: чтобы преодолеть уныние, или, как мы еще называем, депрессию, нужно организовать свою жизнь как-то по-другому. То есть получается, нужно идти пробовать еще; если не берут на работу – нужно пытаться, как-то пробиваться, то есть преодолевать себя самого и делать через силу. Ведь так?

– Конечно, ведь Господь что от нас ждет? Господь ждет от нас активности. Каждому Господь дал и руки, и ноги. Для чего? Для того, чтобы мы ногами ходили, руками что-то делали. Господь дал нам голову для того, чтобы она тоже работала. И Господь не ждет, чтобы мы сидели дома и просили: «Подай мне с неба…», – мы должны себя проявлять. Поэтому в Православии есть такое понятие, как синергия, содействие, когда мы пытаемся лично, сами что-то делать и в то же время просим Господа нам в этом помочь. Я знаю очень много людей, у которых происходила какая-то безвыходная ситуация и непонятно было, что делать, но достаточно вместе, сообща помолиться от души (не сесть на диван, не раскиснуть, не опустить руки, а помолиться и предпринять какие-то усилия) – и все решается.

Просто наша беда в том, что мы заранее часто рисуем себе какую-то печальную перспективу жизни. На самом деле человек больше всего страдает не от того, что у него случилась какая-то неприятность, что его уволили, например, а страдает от того, что он начинает внутри себя пережевывать все это…

На Западе сейчас очень модно обращаться к помощи психологов для борьбы с депрессией. А какова роль священника в жизни людей, страдающих этим недугом?

– Конечно, вопрос очень непростой. Я сразу скажу, что обращение к психологам и психотерапевтам – это земное решение каких-то вопросов, проблем. Психология (какая она сейчас) знает какую-то свою логику, что надо вот так и вот так поступать, и психологи пытаются по-человечески, логически распутать какие-то ситуации, где есть свои закономерности. А дело в том, что Господь Бог часто поступает нелогично. Каким образом? Например, человек болен и должен умереть, но молится, и Господь исцеляет его от болезни. То есть логика естественной человеческой жизни нарушается, потому что когда мы обращаемся к Богу (а Господь – Царь нашей жизни, в Его руках жизнь и смерть человека), Он может снять с нас любую болезнь. Земная психология этого не знает, она говорит про какие-то закономерности, что если произошел стресс, то у тебя всплеск эмоций и это может повлечь за собой какие-то процессы; что в подавленном состоянии гормоны действуют не так и нужны препараты и психотерапия. Тогда как Божией благодатью может исцелиться любая болезнь.

Ответ здесь ясен. Когда человек был в раю, он не страдал никакими депрессиями и неврозами. Почему? Потому что была полная гармония внутри самого человека. Она была потому, что была гармония человека с Богом. И только когда прекращается гармония отношений человека с Богом, у человека внутри все «заваливается».

На самом деле из-за чего происходят неврозы, невротические состояния? Как правило, это происходит из-за внутренних противоречий. Человек был уверен, что у него, допустим, состоится семья. Он вступает в брак, и вдруг неожиданно все разваливается – вторая половина его подводит. Наступает внутреннее противоречие на основе его предшествующих надежд, чаяний (он души не чаял в этом человеке), а тот уходит; и полный обрыв… Или кто-то умирает из близких – то же самое. Или бывают другие ситуации, когда человек хочет чего-то достичь, но у него не получается. Вот эти внутренние противоречия и приводят к душевному слому.

Раньше таких противоречий было меньше, потому что жизнь была более цельной. Как мы читаем в произведении Шмелева «Лето Господне», где весь быт русского человека (имеются в виду простые русские крестьяне) был пронизан Евангелием, христианством, начиная с простой трапезы (плюшки, булочки) и до самого конца (работа, посещение храма), – все это было цельным.

А теперь что получается? Человек трудится на работе – там все цивильное и мирское. Потом он идет в храм – и все как бы меняется в противоположную сторону. Например, женщина при входе в храм надевает платок, потому что там другой этикет, а выходит из храма и опять перестраивается под мирской образ жизни, по-другому ведет себя в метро, лишний раз боится перекреститься. И мы наблюдаем противоречие, двойственность; ушла цельность. Из-за этого у человека внутри тоже может наступить слом, потому что у него нет цельности, его жизнь раздвоена.

Поэтому душевные сломы уходят тогда, когда человек обретает внутреннюю цельность. Но психологи и психотерапевты не могут вернуть человеку целостность. Они помогают снимать какие-то стрессы, помогают выйти из каких-то ситуаций, но спасти душу не могут. Психология даже не знает понятия души. Душу может спасти только Господь Своею благодатью, а встреча эта совершается в храме, и тут уже помогает духовник. Духовник – это тот человек, который не только своими словами утешает, успокаивает, подсказывает, он обращает человека к Богу, помогает человеку стяжать Божию благодать.

В этом отличие духовничества от психотерапии, где действуют просто земные слова. Это как, например, есть у вас хороший товарищ, который в беде может вас действительно поддержать, утешить, приободрить. То же самое делает психотерапевт, который может правильно все объяснить, снять стресс, но полностью вылечить он не может; наступит такой момент, когда душа опять даст лом. Вот почему на Западе появляются именно семейные психотерапевты, потребность в них оказывается постоянной, люди все время падают, скатываются в одну и ту же яму. И только Божия благодать может исцелить человека.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Екклесиаст говорил в своей книге, что на все должно быть свое время: собирать камни, разбрасывать их, плакать и веселиться. Но допустим, радоваться… Если человек потерял работу, или его обокрали, или он потерял близких и в этот момент начинает радоваться, как это воспримут окружающие, близкие родственники? Они подумают, что он сумасшедший. Объясните, пожалуйста».

– Большое спасибо за такой вопрос. Вот именно в этот момент он и должен порадоваться. Почему? Потому что всякая скорбь – это посещение Божие. И Господь именно тогда бывает близок к человеку, когда посылает такие испытания. Я приведу пример. У нас в семинарии есть эконом диакон Вадим. Его супруга Ксения ждала ребенка; они готовились к родам. И вдруг у нее обнаружилась какая-то страшная болезнь, подскочило давление, в итоге отказали почки. Ребеночек очень быстро погиб, а сама она была под угрозой смерти. В больнице отцу Вадиму сказали: «Супруга ваша умрет, так что даже не надейтесь».

О ней молился старец, схиархимандрит Илий. Я рассказываю историю людей, которых я знаю лично. Что произошло потом? Ксения выздоравливает, то есть она не умерла в тот момент, но была подсоединена к множеству катетеров, различных трубочек. Жидкость, которая собиралась в катетерах, была черной, потому что ее организм был отравлен. Отец Вадим принес ей крещенскую воду. Весь медперсонал возмутился: «Что вы принесли?!» И когда Ксения начала пить крещенскую воду, то у всех на глазах жидкость в катетере из черной стала светлеть, потому что чудесным образом ее организм стал очищаться от приобщения к святой воде. Но я говорю даже не об этом.

В то же самое время в соседней палате лежала молодая мама, родившая ребенка. Но к ней пришел ее супруг, который устроил скандал, сильно ударил ее и ушел. Женщина пребывала в сильном унынии. И Ксения, несмотря на то что ей нельзя было вставать, услышав, что женщина плачет, тут же откликнулась. Она отсоединила от себя все трубочки, все катетеры, встала, по стеночке дошла до нее и начала ее утешать. Это был роддом, и та женщина, не зная ничего о Ксении, сказала: «Тебе-то хорошо, ты родила ребенка, а меня муж бросил». Ксения ответила: «Я потеряла ребенка, а тебе Господь дал. Поэтому ты должна радоваться». Вот так Ксения поддержала женщину в беде. Врачи, увидев, что Ксения сама поднялась, были в шоке. И на их вопрос, почему она так поступила, она ответила: «Да, мне плохо, но ведь ей еще хуже».

Сама Ксения абсолютно не унывала, не впадала в депрессию, потому что она восприняла это как особое испытание. А каждое испытание нас укрепляет. Поэтому, я думаю, особенно тогда, когда нам подаются какие-то неприятности (что-то с работой или какие-то жизненные скорби), то это тот самый момент, когда мы должны сказать: «Слава Тебе, Господи, что Ты мне это послал». Именно в такой момент молитва человека бывает наиболее искренней, и Господь слышит такого человека.

Еще есть такое наблюдение: Господь одни двери затворяет, а другие – отворяет. То есть если ты уволен с какой-то работы, значит, прошел этот этап и для тебя начинается что-то новое, непременно тебе будет послано что-то еще. Не нужно впадать в уныние, нужно понимать, что всегда Господь рядом с нами, Он всегда что-то подаст, Он выведет из любой ситуации. А если нужно потерпеть что-то, то и это нужно принять как волю Божию.

Перед тем как человек впадает в уныние, ведь есть же какие-то симптомы, маленькие тревожные звоночки. Можно их перечислить, чтобы себя как-то предостеречь?

– Я думаю, каждый может за собой это вспомнить. Святитель Феофан Затворник писал, что уныние проявляется в скуке, когда мы начинаем скучать хоть от чего. Например, когда человек учится – ему скучно на уроках, если он работает – скучно на работе, скучно в храме, когда он туда приходит, скучно молиться и не хочется брать молитвослов в руки. То есть наступает внутреннее охлаждение, замирание процессов. Когда зимой мороз наступает, все живое замирает, и некоторые даже впадают в зимнюю спячку. Вот уныние – это такая зимняя спячка в духовном смысле. Все это важно заранее отследить и тут же организоваться, постараться противопоставить этому какое-то активное правило.

Например, когда я учился в лавре, мы могли специально вставать в пять утра и идти на братский молебен. Вроде бы и так тяжело, надо бы поспать, а оказывается, что когда ты рано встаешь, идешь на молебен преподобному Сергию, прикладываешься к святым мощам, то у тебя внутри все как-то перестраивается, все проясняется, ты становишься бодрым, активным. Я не знаю, как это объяснить естественными причинами, но в духовном смысле все это очень действует.

На что еще можно обратить внимание? Совершенно точно ты унываешь, когда считаешь, что тебя кто-то не понимает, кто-то не идет тебе навстречу, что у тебя ничего не получается. Если человек так думает, значит, он уже скатывается к унынию, впадает в печаль. А это ошибочное представление. Ведь Господь нам дал жизнь, мы сотворены по образу Божиему, и с этим ничто не сравнится. Душа бессмертна, и Господь призывает нас к бесконечной радости в вечном Царствии Божием. Что может быть выше этого? Нам обязательно что-то дается: близкие люди, с которыми мы можем общаться, они очень радуются нам. Есть люди, которые ждут от нас какой-то помощи, и оказывается, если мы начнем им помогать, нам и самим будет радостно от этого.

Отец Валерий, напоследок я прошу Вас благословить наших телезрителей.

– Дай Господь, чтобы все мы имели подлинную радость – радость от соприкосновения с Господом, чтобы мы ходили в храм и учились радовать друг друга, наших родных и близких. Храни всех Господь!

Записала: Нина Кирсанова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

В других номерах:

Зрелый возраст

Священнослужитель совмещает церковную деятельность, работу в семинарии и участие в телевизионных программах. В передачах он рассказывает о православии, что важно для верующих и для тех, кто только на пути к обретению веры.

Служба в церкви

2 марта 2014 года он принимает сан диакона. 8 октября того же года Святейший Патриарх Кирилл рукоположил его в пресвитера в Троице-Сергиевой Лавре.

Священник Валерий Духанин служит в храме Иконы Божией Матери Казанская и иногда в других церквях Николо-Угрешского монастыря. Там же он проводит свои проповеди.

Названия некоторых из них:

  • «О Богоявлении».
  • «Пагубность греха и его преодоление».
  • «Когда можно делать добро».

Иерей проводит беседы в православных гимназиях, воскресных школах, богословском кружке. Также он участвует во встречах, конференциях, посвященных духовной жизни.

О. Валерий женат, воспитывает троих детей.

священник валерий духанин служит в храме

Участие в телепередачах и на радио

Кроме церковной службы иерей в рамках миссионерства занимается телевизионной деятельностью.

Священник принимал участие в телепередачах:

  1. «Уроки православия».
  2. «Воскресная школа».
  3. «Свет Угреши».
  4. «СО-ВЫ».
  5. «Феномен веры».

В первой в списке программе, выходящей на телеканале «Союз», иерей проводил цикл уроков об аскетике и по трудам святителя Игнатия (Брянчанинова).

В передаче «Воскресная школа» ведущий о. Валерий вместе с детьми говорят о молитве, православных праздниках, святых, дружбе и о многом другом. Один из выпусков был посвящен каникулам, их проведению с пользой для школьников.

Батюшка несколько раз являлся гостем программы «Свет Угреши».

В проводимом на телеканале «Радость моя» молодежном клубе «СО-ВЫ» священник являлся экспертом с 2013 по 2014 год.

В рамках передачи «Феномен веры» он провел тридцать телевизионных лекций (2011—2012).

Названия некоторых тем:

  1. «Смысл страданий».
  2. «Суеверие».
  3. «Все ли религии ведут к одному богу».

Часто батюшка отвечает на вопросы телезрителей на телеканалах «Спас» и «Союз».

На радио «Радонеж» он ведет авторскую программу «Сокровенный мир православия», где затрагивает тему веры в современной жизни.

протоиерей

Борьба с болезнью

В июне 2022 года иерей был гостем передачи «Я очень хочу жить» на телеканале «Спас». Программа, ведущей которой является Дарья Донцова, посвящена опыту борьбы с онкологическими заболеваниями, его духовной составляющей. В марте 2022 года о. Валерий узнал о своем диагнозе. Священник рассказывает о пути преодоления болезни.

Верующие на православных ресурсах призывают к молитве о здоровье батюшки.

протоиерей

ПРЕДАТЕЛЬСТВА, ПАПИЗМ И МЫ

Священник Валерий Духанин

Статья написана как отклик на неожиданную поддержку украинских раскольников со стороны Александрийского Патриарха Феодора II.

Ослабленная Александрия уступила место городу тысячи минаретов – Каиру. И вот небольшая статистика. В Египте 90 % населения – мусульмане, а православных христиан – менее половины процента. В пределах канонической территории Александрийского Патриархата (то есть в пределах всей Африки) монофизиты превосходят православных численно более чем в десять раз.

Ныне жалкие отблески былого величия сохранились разве что в титуле Предстоятеля, названного, ни много ни мало, «тринадцатым апостолом и судиею Вселенной». Титул – в ярком контрасте с реальностью. Борьба за выживание, борьба с нищетой, борьба за возможность присутствовать в обществе – вот что характеризует Александрийский Патриархат в последние века его истории.

Османская империя довершила тот расклад, систему отношений греческих Предстоятелей, которую во многом мы наблюдаем теперь. Когда под натиском отчаянных османов пал царственный град Византии, султан Мехмед II предпринял по-своему мудрый шаг – над всеми православными христианами своего султаната он назначил главой Константинопольского Предстоятеля. Так Патриарх стал этнархом, вождем и представителем христианских народов перед лицом султана. Греция и Малая Азия, Сирия и Палестина, Египет и Северная Африка – православные жители всех этих мест подчинились Константинопольскому Патриарху как своему главе. Вот почему Предстоятели Александрии, Антиохии, Иерусалима, не говоря уже об остальных, рассматривались как на порядок низшие иерархи. Они включались в тот же султанат, но подчинялись Патриарху, жившему в Стамбуле. Он нес ответственность за поведение христиан и отвечал за их покорность. Одна за другой упразднялись автокефалии Поместных Церквей, в частности, Сербской, Болгарской – ведь их народы покорились османам. Россия – о чудо! – осталась единственной православной страной, не завоеванной гордыми османами. Для всех же христиан Османской империи главой считался Патриарх Константинополя. Он ставил, кого хотел, Предстоятелем на любую знаменитую кафедру, сам же Патриарх подчинялся султану.

Османская империя давно сошла со сцены. Не раз битые русским войском и флотом турки уступили место более сильным державам. Но как же трудно поменять сложившийся обычай! 400 лет обычая превратили его в неписаный закон. Как трудно более не считаться вождем и лидером, главой для всех! По сей день Константинопольский Патриарх именует себя, как сказано в томосе для украинских раскольников, главой для всех Патриархов и Предстоятелей, принимающим безапелляционные судебные решения для всех Поместных Церквей. Как трудно, находясь в Стамбуле, где проживает менее тысячи православных, где Патриарх не имеет власти поставить крест даже над собственным храмом, где пять раз на дню он слушает пение муэдзина, – не увлечься политикой, экуменизмом, интригами и попытками влиять на других. Чтобы влиять, используются связи сильных мира сего (таких, например, как Госдеп США), используются и разделения в государствах, народах и странах. Политика не знает верности. Она, словно блудница, путается там, где выгода видится на данный момент. И потому тот, кто в Церкви ставит политику выше догматов и канонов, непременно подведет, обманет, предаст.

Политика заводила Константинопольский Патриархат в тупик не один раз. Так было в Лионе в 1274-м году, на соборе, именуемом у католиков XIV-м Вселенским. Представители Константинопольского Патриархата признали главой Церкви Папу Римского, включили в символ веры «филиокве» и согласились с возможностью совершать Евхаристию на опресноках. Вскоре назначенный Константинопольским Патриархом Иоанн XI Векк всецело принял унию. Сторонники унии уступили политике императора Михаила VIII Палеолога, боявшегося военного вторжения со стороны сицилийского короля Карла Анжуйского и потому искавшего поддержки Папы Римского. Но в итоге Патриарх Константинополя пострадал сам. Через каких-то три года на местном Соборе в Фессалии Патриарх Иоанн Векк был низложен и лишен патриаршества. Церковный народ не принял унии. А в 1281-м году одумались и католики – новый Римский Папа Мартин IV разорвал унию с Константинополем. Так было и с печально известной Флорентийской унией в 1439-м году. Заключенная ради спасения Константинополя от надвигавшейся грозовой тучи османов, уния лишь усугубила раздоры, привела к расколу внутри церковного народа, а Константинополь так и не спасла.

Разве возможно считать кафедру, которая не раз предавала Православие, главой над другими Церквами, первой не только по статусу, но и по власти? Разве возможно признавать ее решения безапелляционно правильными?

Зависимые от Константинополя кафедры сдаются. В очевидном предательстве Александрийского Предстоятеля, в его очевидной измене его же прежней позиции проявляется очевидная слабость. Слабостью могут оказаться и деньги (точнее, очень большие деньги), и зависимость от сильных мира сего, и интриги, и так называемый этнофилетизм. Этнофилетизм – это предпочтение единства по крови единству в истине. При таком подходе для грека лучше свой, хотя и нечестный, нежели честный чужой. Слабой душе кажется, что на земле больше помогут политика, деньги, национальное родство, нежели Бог, Церковь, чистая вера. Вот подлинное лицо предательства.

И всё же дерзну сказать, что в самих предательствах ничего необычного нет. Как Адам предал Бога, а Иуда предал Христа, так и в нашем мире неизбежны обман и измена. Церковь в истории повторяет путь Самого Спасителя. Господь прошел через предательство близких. И потому христиане непременно будут кем-либо предаваться. «Преданы также будете… и братьями» (Лк. 21, 16) – предсказал Спаситель, но Он же добавил: «И волос с головы вашей не пропадет, – терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 18–19). Да, предательство – рана, но далеко не смертельная. Солнце не зайдет от чужого предательства. Не иссякнут источники вод, не увянут деревья и травы, и Православие на земле не лишится света и славы. Не пресекутся благословения и не оскудеют реки воды живой – Духа Святого, ибо врата преисподней не одолеют Царствия Божия, явленного на земле.

Увы, общение невозможно с тем, кто сам убежал, продав тебя за тридцать сребреников, кто поддержал самоназванных епископов, не имеющих апостольского преемства. И как невозможно общение с пьяным или объятым наркотическим дурманом, так невозможно церковное общение с тем, кто объят духом интриг и циничной измены.

И всё же всякого предателя жалко. Он отсек себя от единства и духовного родства, украдкой прячется во мраке своей слабости и корысти. Так некогда прятался от апостолов ушедший с Вечери любви мнимый брат, и он же сам ощутил бездну своего отсечения от Источника жизни.

Всё, попускаемое Богом, является уроком для каждого из нас. Ты видишь, как постыдно быть предателем – не предавай сам, не поступай подло и низко по отношению к ближним. Не изменяй своей собственной семье – и не станешь предателем Церкви, ибо семья – малая Церковь. Ты видишь, как постыдно поддерживать раскольников – не ругай священство родной тебе Церкви. Ты видишь, как подло поступают с нашим Предстоятелем – поддержи Патриарха своими молитвами. Ты видишь, насколько жалки чьи-то притязания на главенство в Церкви – яви в самом себе пример смирения.

Искушение папизмом есть искушение, по большому счету, для каждого из нас. Это искушение для всякого, кто обрел хотя бы малую власть над другими. Так, «папой римским» в миниатюре может стать любой руководитель любого коллектива. Это соблазн поступать исключительно из личных амбиций, шагая по всем остальным. «Римским папой» может стать глава семьи, решающий всё своим властным «я так сказал» и «я так хочу». В иных семьях подобный статус занимает, кстати, не обязательно муж. Вспомним главную героиню сказки Пушкина о рыбаке и рыбке. Согласно первой рукописной редакции сказки, старуха на пике своих властных мечтаний потребовала «быть римскою папой».

Папизм – построение вавилонской башни, но взбирающийся на нее никогда не будет доволен. Папизм несет в себе две странно сочетаемые вещи – гордыню и легкомысленность, а завершается непременно крахом, разбитым корытом, утраченным единством людей и порушенными судьбами.

И вот какие простые истины: Церковь – не империя, не султанат, не сфера для личных амбиций или лукавой политики. Церковь – Тело Христово, живая связь с Живым Христом. Глава Церкви – не Патриарх Вселенского престола, а Господь Иисус Христос (ср. Еф. 5, 23), отдавший Себя ради спасения нашего, пришедший, как Сам Он сказал, не для того, «чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 45). Служение Церкви может быть только по образу Христа – жертвенным, а не своекорыстным, рассудительным и смиренным, а не гордым и властным. «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9, 35).

Церковь не делится на греков, румын, грузин или русских. В Церкви все – Божии. Здесь все – свои, ибо все – Христовы. Все призваны наследовать воскресение, в котором «пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22, 30). У ангелов на Небесах нет национальности. И потому ангелы-хранители, опекая людей, не отдают предпочтения той или иной нации. Царствие Божие не делится на отделы по признаку земных разделений. Одна Божия любовь, одна благодать Святого Духа открыта всем, невзирая на место рождения или социальный статус христианина. Большей же славы достигает тот, кто ближе к Пресвятой Троице, имя Которой – Любовь. Все ли поймут это? Все, но не сразу! Кто-то поймет, лишь покинув земной мир с его глупой борьбой, с его иллюзорными статусами, званиями, национальными различиями. Нам же остается принять то, что попускается Господом. Не озлобляться, а молиться и жалеть тех, кто отпал. Бог ведет по пути испытаний. И непременно выведет. Так золото в горниле очищается.

Писательская деятельность

Священник известен своими публикациями и книгами. Его статьи и произведения часто затрагивают темы, посвященные жизни людей в современном мире с его искушениями.

Публикации

Начиная с 2004 года, опубликовано большое количество статей священнослужителя. Большинство из них — о жизни в современном мире.

Некоторые из его публикаций:

  1. В статье «О йоге и прочих восточных практиках» о. Валерий предостерегает о вреде для души занимающихся медитацией и йогой людей (сайт Православие.ру, 2014 год).
  2. В публикации «Чем опасны наши греховные страсти» («Православие.ру», 2016 год) он разъясняет, в какой неволе мы находимся.
  3. В статье «Почему христианину нельзя участвовать в Хэллоуине?» размещены три ответа священников: иерея Валерия Духанина, протоиереев Феодора Бородина и Андрея Ефанова («Православие.ру», 2018). Отец Валерий пишет, что Хэллоуин является «заигрыванием с темной силой». Всех, кто принимал участие в этом «празднике» он призывает исповедоваться.

Также часть статей посвящена недопустимости занятиями оккультизмом.

протоиерей

Книги

Кроме статей издано много книг протоиерея, которые рекомендованы Издательским Советом РПЦ. Большая часть из них посвящена Таинствам Русской Православной Церкви.

В книге «Сокровенный мир православия» (2006) о. Валерий размышляет о причинах неверия, о смысле заповедей Господа, о жизни в современном мире.

Произведения «Сокровенный дар» и «Как научиться правильной молитве» (2016) написаны по трудам свт. Игнатия (Брянчанинова). Двумя годами ранее вышла в свет книга «Жизнь святителя Игнатия (Брянчанинова)».

В своих книгах священник предостерегает от занятий оккультизмом, чтения эзотерических книг. Он приводит много примеров, когда, поддавшись греху, люди тяжело расплачивались за это.

В произведении «Огради нас, Господи, от суеверий, оккультизма, порчи» автор относит гипноз к оккультному методу. Человек, подвергшийся этому способу воздействия, становится более восприимчивым к влиянию темных сил. В книге рассказывается о последствиях увлечения оккультизмом, приводятся примеры.

Иерей предостерегает от обращения к целителям, которые «лечат» молитвой и крестом. Также священник затрагивает темы гадания, порчи, астрологии. Размышляет автор и о том, почему люди склонны к суевериям.

Священник пишет, что болезни и скорби, посылаемые нам Божьим Промыслом, способствуют спасению души.

Книги о. Валерия помогают православным христианам не сойти с правильного пути, а сомневающимся людям — обрести веру.

отец

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: