Книги Нового Завета
Новый Завет содержит 27 книг. Главными книгами Нового Завета являются Евангелия
от
Матфея, Марка, Луки и Иоанна,
составляющие Четвероевангелие.
Евангелие
(euaggelion) в переводе с греческого языка значит «Благовестие, Благая (радостная) весть» и подразумевает весть о пришествии на землю Спасителя — Иисуса Христа. Книги Четвероевангелия были написаны в I веке по Р. X., причём первые три — не позднее 60-х годов, а Евангелие от Иоанна — не позднее конца I века.
Сходные между собой первые три Евангелия отличаются от Евангелия Иоанна Богослова порядком и характером изложения. Они передают сведения о жизни Христа в последовательном порядке и называются синоптическими
(греч. «synopsis» — «обозрение»).
Евангелист Иоанн не придерживается такого порядка. Ничего не говоря об истории рождения Иисуса Христа, он прямо начинает благовествовать о Его Божестве:
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан,
чтобы свидетельствовать о Свете.
Был Свет истинный. Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:1—14).
Кроме Четвероевангелия в Новый Завет входят: Деяния святых апостолов, Послания святых апостолов. Апокалипсис, или Откровение св. Иоанна Богослова.
1. Книга «Деяния святых апостолов»
является как бы продолжением Евангелия. Как видно из первых строк повествования, она написана евангелистом Лукою и продолжает содержание последней главы Евангелия от Луки. Книга Деяний апостольских рассказывает о делах апостолов: о сошествии Святого Духа на апостолов, об их проповеднических трудах после воскресения Христова, о возникновении и жизни первых христианских общин, о первых мучениках за Христа, о быстром распространении христианства среди израильтян и язычников. В Деяниях святых апостолов рассказывается о чудесном обращении
Савла (апостола Павла)
ко Христу, о его трудах, миссионерских путешествиях и страданиях. Савл искренне любил Бога, но, являясь верным иудеем, был гонителем христиан. Считая верующих во Христа опасными смутьянами, был убеждён, что совершает богоугодное дело, уничтожая их.
За
такую духовную слепоту он был ослеплён в прямом смысле, но после обращения ко Христу исцелился и был призван к апостольскому служению. Об этих событиях, а также о миссионерской деятельности Павла и других апостолов, о подвигах и страданиях, принятых ими за Христа, рассказывается в Деяниях апостолов.
2. Послания святых апостолов
— это письма апостолов к первым христианским общинам, к Церкви, к отдельным лицам. Послания содержат много подробностей о жизни первых христиан, разъясняют учение Христа, рассказывают о миссионерских путешествиях апостолов Павла, Петра, Варнавы и других, о распространении христианства в древнем мире, о судьбах мира, о воскресении и вечной жизни. Послания включают 21 книгу, из них семь соборных посланий (обращённых ко всем христианам) и четырнадцать посланий апостола Павла. Соборные послания:
• Соборное Послание апостола Иакова;
• 1 и 2-е Послания апостола Петра;
• 1, 2 и 3-е Соборные Послания апостола Иоанна Богослова;
• Соборное Послание апостола Иуды.
• Четырнадцать Посланий апостола Павла
(к Римлянам, 1 и 2-е к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, 1 и 2-е Послания к Фессалоникийцам, 1 и 2-е к Тимофею, к Титу, к Филимону и к Евреям).
.Этими трудами апостолов христиане руководствуются с древнейших времён до наших дней. Содержание этих посланий, а также Священное Предание охватывают все области духовной и практической жизни Церкви Христовой.
3. Апокалипсис, или Откровение св. Иоанна Богослова.
Эта таинственная книга в символической форме раскрывает грядущие судьбы мира, предсказывает конец всемирной истории. Божий Суд над людьми, приход на землю антихриста (антипод, противоположность Христу), гибель антихриста. Второе Пришествие Христа, воскресение мёртвых, полное и окончательное торжество Христовой Церкви. Откровение было получено апостолом и евангелистом Иоанном Богословом на острове Патмос, куда он был сослан за проповедь слова Божия.
«Библия принадлежит всем, атеистам и верующим равно. Это книга человечества» Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ
Структура Библии
Священное Писание делится на две составляющие:
- Ветхий Завет — те книги, что были написаны до явления в мир Иисуса Христа.
- Новый Завет — был записан святыми апостолами после пришествия Спасителя.
Само слово «завет» дословно переводится как «наказ», «поучение», «наставление». Символическое его значение состоит в создании незримого союза между Богом и человеком. Обе эти части равноценны и вместе складываются в единое Священное Писание.
Ветхий Завет, являя собой более древний союз Бога с человеком, был создан сразу после грехопадения прародителей человечества. Здесь Бог дал им обетование о том, что в мир должен прийти Спаситель.
Священное Писание Нового Завета основано на том, что обещанный Господом Спаситель явился миру, приняв человеческую природу, стал во всём подобным людям. Всей своей короткой жизнью Иисус Христос показал, что она может быть свободной от греха. Воскреснув, даровал людям великую благодать обновления и освящения Духом Святым для продолжения жизни в Царстве Божием.
Благая весть Деве Марии (Лк.1:26-38)
Бог послал Архангела Гавриила
в город
Назарет к Деве Марии,
обручённой с
Иосифом,
потомком царя Давида. Ангел сказал Марии: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».
Дева Мария смутилась от этих слов и размышляла, что они могут означать. Ангел сказал: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. У Тебя родится Сын, и Ты дашь Ему имя Иисус. Он будет велик, ибо Он — Сын Бога Всевышнего».
Дева Мария недоумевала: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел отвечал: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Тогда Мария отвечала: «Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
Мария посещает Елизавету (Л к. 1:39-56)
В горах Иудеи жил пожилой священник Захария
со своею женой
Елизаветой,
доводившейся Деве Марии родственницей. Это были очень благочестивые люди. Елизавета в то время ждала ребёнка, будущего Крестителя Господа.
Дева Мария отправилась к ней, чтобы оказать помощь. Когда Она вошла в дом Захарии, Елизавета исполнилась Святого Духа и приветствовала Её словами: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» Пресвятая Дева отвечала: «Величит (славит) душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды».
Дева Мария оставалась у Елизаветы три месяца, пока не родился Иоанн,
которому суждено было стать
Предтечею и Крестителем Господа.
СТРАДАНИЯ. СМЕРТЬ И ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА
***
Распятие Господа Иисуса Христа (Мф. 27:1-54; Лк. 23:1-49;
Ин. 18:12-40, 19:1-37)
Иудеи привели Господа к римскому правителю Понтию Пилату, требуя смертной казни Христа. Пилат, не находя в нем никакой вины, приказал воинам Его бичевать, надеясь, что иудеи будут удовлетворены. Издеваясь над Христом, воины надели на Него терновый венок,
били и насмехались над ним, а потом бичевали.
Но иудеи не унимались и продолжали настаивать на казни Христа. Они подговорили народ, чтобы он требовал распятия Христа. И те же люди, которые несколько дней тому назад кричали Христу: «Осанна», — теперь вопили: «Распни Его!» Причиной было то, что этот народ думал о земном:
о своей независимости, власти над другими народами и о земном благополучии, поэтому идея вечной жизни через спасение от грехов, страстей и зла была непонятна ему. Слова «царь» и «Царствие Божие» иудеи понимали и принимали в смысле земного царствования и господства избранного Богом народа.
Как известно, корысть и эгоизм любую идею превращают во зло, ослепляют людей, лишают их жизнь духовного смысла, а деятельность их наполняют ложью, ненавистью, алчностью и преступлениями.
По требованию иудеев Пилат приговорил Спасителя к смертной казни на кресте (несмотря даже на то, что жена Пилата просила его не причинять Ему никакого зла). Измученный Христос должен был Сам нести Свой крест на Голгофу, место казни. Так было принято в те времена. Христа распяли вместе с двумя разбойниками, кресты которых на Голгофе находились справа и слева от Него. Один из них глумился над Христом, а тот, который был справа, унимал разбойника: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, ибо достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». Потом он сказал Христу: «Помяни меня. Господи, когда придешь во Царство Твое». Христос отвечал: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».
У креста стояли Мать и Иоанн, которым Он заповедовал стать матерью и сыном друг другу. С этого времени Иоанн взял Богоматерь к себе. А Матерь Божия через Иоанна усыновила весь род людской.
Около шести часов дня наступила тьма, продолжавшаяся до девятого часа. Вдруг потряслась земля, померкло солнце, и завеса в иерусалимском храме разорвалась надвое. В девятом часу возопил Сын Божий громким голосом: «Элои, Элои! ламма савахфани?» (что значит: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»). После этого Христос испустил дух.
Воскресение Христово (Мф. 28:1-8; Мк. 16:1-7; Лк. 24:1-7)
Двое благочестивых людей: Иосиф Аримафейский
и
Никодим —
сняли с креста Тело Господа, завернули в Плащаницу (чистое белое полотно) и положили во гроб (гробом служила пещера, высеченная в скале).
По требованию иудейских первосвященников у гроба была поставлена стража, а к камню, закрывающему вход в пещеру, приложили печать, чтобы Тело Христа никто не мог выкрасть. Но на третий день произошло величайшее чудо, о котором повествует Евангелие и свидетельствует Туринская Плащаница. Христос воскрес и вышел из Плащаницы, не развернув её, и 40 дней пребывал на земле, а потом на глазах учеников вознёсся на небо.
Первыми узнали о воскресении Христа три женщины, которые пришли в сад, где был гроб Его, чтобы помазать принесёнными ими ароматными маслами Его Тело. Подходя к гробу, они увидели, что камень отвален, а в пещере был ангел, который сообщил им о воскресении Христа и послал их рассказать обо всём увиденном и услышанном ученикам Его.
Имена этих женщин, называемых теперь мироносицами
(миро — благовонное масло):
Саломия —
мать Иоанна и Иакова Зеведеевых, Мария — мать Иакова Алфеева, и
Мария Магдалина.
Использованы материалы кн.:
А.В. Бородина Основы православной культуры, Москва, «покров», 2003
Православные иконы:
| А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш-Щ | Э | Ю | Я |
Все религиозные термины:
Молитвы, совершаемые перед и после чтения Евангелия
Краткая молитва перед чтением Евангелия
Го́споди Иису́се Христе́! Отве́рзи мои́ о́чи серде́чные, что́бы услышать мне́ сло́во Твое́ и уразуметь его́ и исполнить во́лю Твою́.
Молитва иная
Возсия́й в сердца́х на́ших, Человеколю́бче Го́споди, Твоего́ богове́дения нетле́нный све́т, и мы́сленная на́ша отве́рзи о́чи во ева́нгельских Твои́х пропове́даний разуме́ние, вложи́ в на́с и блаже́нных Твои́х за́поведей стра́х, да плотски́я по́хоти вся́ попра́вше, духо́вное жи́тельство про́йдем, вся́ я́же ко благоугожде́нию Твоему́ и му́дрствующе и де́юще. Ты́ бо еси́ просвеще́ние ду́ш и теле́с на́ших, Христе́ Бо́же, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Всесвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Богодухновенность Священного Писания
Книги, которые все вместе образуют Священное Писание Ветхого и Нового Завета, называются богодухновенными, поскольку написаны они внушением Духа Святого. Иными словами, можно сказать, что их единственным и настоящим автором является не кто иной, как сам Господь Бог. Именно он, определяя их в нравственном и догматическом смысле, даёт возможность человеку творческим трудом реализовать Божий замысел.
Именно поэтому Священное Писание имеет две составляющие: божественную и человеческую. Первая заключает в себе открытую самим Богом Истину. Вторая выражает её на языке людей, живших в одну из эпох и принадлежавших к определённой культуре. Человек, который создан по образу и подобию Божию, наделён уникальной возможностью входить в непосредственное общение с Создателем. Бог, будучи премудрым и всемогущим, владеет всеми средствами для сообщения людям своего откровения.
Лже-мессии в истории еврейского народа [↑]
Вера в приход Мессии всегда была важной составной частью еврейской доктрины. Еврейский законоучитель (Рамбам) включил эту веру в число 13-ти основных принципов иудаизма.
Машиах — это еврейский лидер, человек из плоти и крови, обладающий исключительной мудростью, твёрдостью и силой духа. Именно он принесёт полное — физическое и духовное — избавление еврейскому народу и установит на всей земле вечный мир, любовь, процветание и нравственное совершенство.
Рамбам в своем фундаментальном труде “Яд Хазака” пишет: “Если же он преуспел в своих начинаниях и победил все окружающие народы, и построил Храм в предназначенном для него месте, и собрал евреев из стран рассеяния — это, несомненно, Машиах”. Если же всего этого не произошло, то, “очевидно, что это не был тот, появление которого обещано Торой, а просто один из царей династии Давида, праведных и достойных, которые скончались. А появление его Вс-вышний сделал испытанием для народа”. И таких испытаний в истории еврейского народа было несколько.
В один из тяжелых периодов, когда Храм уже более 60-ти лет лежал в развалинах, а большинство евреев находились в галуте — Изгнании, разбросанные по всей территории Римской империи, римский император Адриан решил на месте Иерусалима построить крепость и заселить ее язычниками.
Человек невиданной отваги и бесстрашия Шимон Бар Козева встал во главе евреев на восстание против римлян и вскоре очистил от римлян почти весь Эрец Исраэль
. Раби Акива и другие мудрецы того поколения считали, что в Бар Козеве может быть потенциал стать долгожданным Машиахом. Потому его стали называть
Бар Кохба
— дословно:
“сын Звезды”
. Раби Акива считал, что именно о нем говорится в стихе: “Взошла звезда от Яакова”. Однако после того как Бар Козева был убит римлянами, стало ясно, что он не был
Машиахом
, которого все так ждали.
Другой известный псевдо-мессия Шабтай Цви родился в Османской империи в 1626 году. Из одного отрывка книги Зоар был сделан вывод, что Машиах придёт в 5408
году от сотворения мира (1648 г). Шабтай Цви, который был экзальтированным изучающим каббалу аскетом, поверил, что Машиах — это он сам. За Шабтаем стали ходить толпы восторженных евреев, количество их все росло. Саббатианское движение из Турции разнеслось по всей Европе. Евреи были сломлены страшной трагедией на Украине в 1648 году — геноцидом Хмельницкого, убийством сотен тысяч невинных людей — и непрекращающимися страданиями, поэтому они с воодушевлением приняли весть о “скором избавлении”.
Большинство раввинов того времени не приняло Шабтая как Машиаха, но не объявляли об этом в надежде, что раскаяние, исправление и совершение мицвот
не пропадут для евреев даром, даже если Машиах и не придёт. Другие молчали ради сохранения мира, во избежание конфликтов. И только раввин общины Гамбурга рав Яаков Саспортас (Саспуртс) неутомимо писал письма раввинам и руководителям общин других городов, утверждая, что Шабтай Цви — лжемессия. Но лишь после того, как Шабтай принял ислам, евреям пришлось взглянуть правде в глаза, хотя саббатианство как секта продолжало существовать вплоть до 19-го века.
Ровно через сто лет после рождения Шабтая Цви — в 1726-м году — родился в южной Галиции Яков Лейбович Франк. Познакомившись с турецкими саббатианцами и став одним из членов секты, Франк стал развивать теорию о переселении души Машиаха из тела одного человека в тело другого. Вскоре Франку удалось убедить некоторое число евреев в том, что сейчас душа Машиаха находится в его теле. Но и этот “Машиах” лишь увел своих последователей-евреев из иудаизма, оказавшись лже-пророком.
Как видим, Иисус из Назарета не был единственным человеком, которого евреи считали Машиахом. Да и в наше время в Иерусалиме время от времени возникают люди, провозглашающие себя Спасителями. (В иерусалимской психиатрической больнице Гиват Шауль есть целое отделение для “машиахов”, и это массовое явление даже описывается как “иерусалимский синдром машихизма”).
Толкование Библии
Очевидно, что толкование Священного Писания — дело сложное и под силу далеко не каждому. Знакомство с учением такого уровня требует от человека особой сосредоточенности. Поскольку Бог может не открыть смысла, заложенного в той или иной главе.
Есть несколько основных правил, которым нужно следовать, толкуя положения Священного Писания:
- Рассматривать все описанные события не изолированно, а в контексте того времени, когда они произошли.
- Подходить к процессу с должным благоговением и смирением, чтобы Бог позволил открыть смысл библейских книг.
- Всегда помнить о том, кто является автором Священного Писания, и при возникновении противоречий толковать его, исходя из контекста всего послания в целом. Здесь важным будет понимание того, что в Библии не может быть противоречий, поскольку она цельна и автор её — сам Господь.
Рамбам — о поддельных религиях
Какую опасность для еврейского народа несет Новый завет? В письме Рамбама (Маймонида) “Послание в Йемен, или Врата Надежды”, направленном им в Йемен из Каира в 1172 году, подробно объясняется, в чем состоит вредоносная суть поддельных религий.
“А потом возникла новая секта… она вознамерилась извести наш народ новым способом. Злоумышленник этот был Йешуа из Нацрата — еврей. Он выдавал себя за посланца Божьего, который явился, чтобы разъяснить неясности в Торе, утверждая, что он Машиах, обещанный нам всеми пророками. Его истолкование Торы, в полном соответствии с его замыслом, вело к упразднению ее и всех ее заповедей и допускало нарушение всех ее предостережений. Спустя немалое время после его смерти возникла религия, основоположником которой его считают. Она распространилась среди сынов Эйсава, об обращении которых он сам и не помышлял.
Оба они (Ешу и Мухамед) страстно желали уподобить свою ложь Божественному закону. Но созданное человеком может уподобиться созданному Всевышним разве что в глазах ничего не разумеющего ребенка…
Даниэль разъясняет нам, что намерение того (лжепророка) будет подорвать и аннулировать, подменить Тору, которая в руках наших, как сказано: “И возмечтает он изменить (урочные) времена (праздников их) и их закон, и будут они отданы в руки его на срок, и сроки, и полсрока” (Даниэль 7:25
)”.