- 705
- 10-09-2018
- Автор: Команда Mysekret
- 0
Правило «Не хлебом единым…» часто забывается, особенно, если речь идет о молитве перед приемом пищи. Но большинство религий мира включает необходимость произнесения молитвословия до и после еды. Так подчеркивается уважение к высшим силам за ниспосланную благодать и отрицается чревоугодие.
Что дает православная молитва перед и после еды?
На вопрос христиан о том, что дает молитва перед едой, ответил святой старец Серафим Вырицкий. Он говорил, что человек думать о необходимости молитвы склонен, когда заболевает. А зря – молитва нам необходима каждый день. Ведь мы часто еду не сами готовим, а покупаем уже готовую. А как она приготовлена была, никто не знает. Возможно, у повара или хлебопека было плохое настроение, он ругался и говорил проклятья, и все это передается с едой тем, кто ее съел. А с молитвой проклятья не действуют.
После еды молитва нужна, чтобы поблагодарить Господа за посланную вам пищу.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), насельник Спасо-Преображенского монастыря г. Саратова
Что такое артос и как его следует употреблять?
Артос — это особым образом приготовленный церковный хлеб, внешне похожий на большую просфору. Значение этого хлеба для христиан определяется самим чином его освящения. По окончании ночной Пасхальной службы перед царскими вратами полагается артос, совершается каждение, священник читает особую молитву на освящение артоса и окропляет его святой водой «в честь, и славу, и в воспоминание Воскресения» Господа нашего Иисуса Христа.
Артос не просто посвящается Господу, но знаменует собой невидимое присутствие среди молящихся Самого Христа. Этот обычай сохраняется в Церкви от апостольских времен, когда после Вознесения Иисуса Христа апостолы, собираясь на общую трапезу, оставляли центральное место незанятым и полагали перед ним хлеб, ясно выражая веру в слова Спасителя: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).
Также в молитве на освящение артоса священник, призывая благословение Божие на артос, просит Господа об исцелении недугов, о даровании здравия вкушающим святой артос. В течение всей Светлой Седмицы артос пребывает напротив Царских врат алтаря и ежедневно износится на Пасхальные крестные ходы. В Светлую субботу, а также в первое воскресенье после Пасхи, которое называется Антипасха, после литургии артос раздробляют и раздают верующим.
Употребление артоса, который является символом самого насущного для нас хлеба — Христа Спасителя, должно быть для христианина правилом благочестия. Артос — святыня, и наряду с крещенской водой — агиасмой, является благодатной помощью во время телесных и душевных недугов. Принеся артос домой, нужно хранить его с благоговением так же, как и просфоры: подсушив, положить в коробочку или банку, поставить под иконами или в чистом месте и вкушать по необходимости натощак, запивая святой водой.
Надо только помнить о том, что самое главное в жизни христианина — причащение Святых Христовых Тайн — ни артос, ни крещенская вода заменить не могут.
Правда ли, что на Светлой седмице не читают утренние и вечерние молитвы (и когда следует снова их читать)? Как на Светлой готовиться ко Причастию? Можно ли причащаться ежедневно?
Светлая седмица — совершенно особое время в богослужебной жизни Церкви, а также в обыденной жизни христиан. Многократное повторение на службах слов о победе Христа над смертью как бы погружает человека в состояние радостного возбуждения, которое в каком-то смысле даже мешает сосредоточиться на чем-либо другом. «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь восстание Христово, в немже утверждается»,— это тропарь Пасхального канона, который каждый вечер поется в течение Светлой седмицы.
Читаемые христианами в течение всего года утренние и вечерние молитвы наполнены более покаянными чувствами, прошениями о прощении грехов и ниспослании сил для ежедневной борьбы со страстями и искушениями. Эти чувства, обычные для тех, кто старается жить духовной жизнью, на Пасху никуда не исчезают, но свет Воскресения Христова заполняет собой все — «и небо, и землю, и преисподнюю». Поэтому-то Церковь отлагает на время эти покаянные молитвословия и предлагает христианам и в домашней молитве совершать прославление Христовой победы над смертью.
Начиная с понедельника Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно вместо вечерних и утренних молитв читаются «Часы Пасхи», а вместо правила ко причастию — Пасхальный канон и стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию). Если же человек хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.
Что касается поста перед причащением на Светлой седмице, то, несмотря на уставные указания о его отмене, общепринятая практика все же рекомендует поститься один день. Это не является нарушением устава, но необходимой подготовительной аскетической мерой, особенно для тех, кто причащается нерегулярно.
Относительно ежедневного причащения на Светлой седмице, каждый должен решить этот вопрос со своим духовником. Это зависит от степени воцерковленности человека, образа его жизни и многих других причин. Причаститься на Светлой седмице за литургией, совершаемой по пасхальному чину, было бы полезно для теснейшего приобщения к Пасхальной радости.
Почему после Пасхи не читаются молитвы «Царю Небесный» и «Достойно есть»? И какие молитвы надо читать перед едой?
Светлая седмица вносит изменения во внешние правила благочестия, не умаляя их, но как бы давая нам возможность хоть немного прочувствовать слова Христа: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15, 15). Например, отменяются вообще все земные поклоны, как в храме, так и во время домашней молитвы. Это вовсе не означает, что мы не готовы приклониться перед Господом, но напоминает нам о том, к какому общению с Ним мы призваны.
В начале всех молитвословий в период до отдания Пасхи молитва «Царю Небесный» заменяется на троектратное «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Это связано с тем, что, начиная со Страстной седмицы, мы следуем за евангельским повествованием и сопереживаем апостолам, ученикам Христовым. По Воскресении Он многократно являлся ученикам, беседовал с ними и давал наставления, одно из которых звучит так: надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк. 24, 46-49). Здесь Господь говорит о грядущем сошествии Духа Святого на апостолов и рождении Церкви Христовой. Поэтому в период до Троицы мы, вместе с апостолами, не призываем Духа Святого: «прииди и вселися в ны»,— но находимся, по слову Господа, в ожидании «облечения силою свыше».
По окончании всех молитв, как и положено в большие праздники, вместо «Достойно есть» читается или поется задостойник, который на Пасху является ирмосом девятой песни пасхального канона: «Светися, светися новый Иерусалиме…». Также и обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи соответственно.
Какую православную молитву читать на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня?
В этот день, 27 сентября, православная церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Что это значит? Через 300 с лишним лет после мученической смерти Иисуса Христа, с помощью раскопок, возглавляемых императрицей Еленой, был найден крест, на котором принял смерть Христос.
В молитве перед едой на Воздвижение вспоминаем данный факт:
О необходимости молитвы
Молитвословие перед употреблением пищи расставляет в человеческом сознании правильные приоритеты – в начале духовное, а телесное уже потом. Начиная трапезу таким образом, человек защищает себя от чрезмерного аппетита и приводит в порядок мысли. Благоприятное расположение духа способствует хорошему усвоению пищи, что было доказано научными работниками.
Молитвословие перед едой убережет человека от негативных последствий. Это простое действо дисциплинирует, приучает к благодарности, одухотворяет материю, воплощая замыслы Духа.
Какую православную молитву читать на Сретение Господне?
По закону того времени, родители должны были приносить своих сыновей-первенцев на 40-й день после рождения в церковь, чтобы посвятить их Богу. Иосиф и Мария принесли своего младенца из Вифлеема в Иерусалимский храм. Кроме ребенка нужно было принести жертву, которой стали 2 голубя. Здесь, в храме, старец Симеон, которому было 300 лет, рассказал родителям Христа дальнейшую его судьбу.
Молитва перед едой на Сретение Господне, 15 февраля:
Молитва перед едой – фарисейство или исповедование веры?
В жизни каждого православного христианина рано или поздно возникнет вопрос, как молиться перед едой, если вокруг находятся незнакомые люди, возможно далекие от христианства? Каждый решает эту проблему по-своему. Кто-то молится про себя, мысленно крестя пищу, кто-то молится шепотом, крестя еду мелким крестом, кто-то не молится вовсе…
Многим знакомо чувство смущения внутри, когда пытаешься прочитать молитву перед едой в общественном месте. Необходимо разобраться, а откуда же это смущение и кого же мы боимся смутить своей молитвой? Ответ напрашивается сам собой – молитва к Богу может смущать только бесов и демонов. Они и искушают окружающих людей, подталкивая их на насмешки и негодование, если вы попытаетесь прочитать молитву в общественном месте.
«Молитва — жизнь человеческой души, её воздух и пища. … Необходимые предпосылки для чистой молитвы — это любовь, незлобивое сердце, собранный ум, искренность и последовательность. Через молитву человек приобщается Божественной благодати, просвещается Светом. Молитва — искусство, требующая труда, понуждения себя, терпения, настойчивости» (преподобный Паисий Святогорец).
Какую православную молитву читать на Пасху?
По церковному обычаю, в субботу вечером, православные люди идут в храм, взяв с собой испеченные днем куличи, крашенные в красный цвет яйца, и другое праздничное кушанье, чтобы посвятить. Пасхальная служба длится всю ночь. Утром свяченую снедь православные несут домой, чтобы дома съесть, после длительного поста. Садясь за стол, христиане вспоминают ту пасхальную вечерю, которую посетил сам Христос за 1 день до своей смерти, и просят Его благословить еду.
Молитва перед едой на Пасху с пасхальными куличами и изобилием другой снеди:
А если у вас денег нет, чтобы накрыть праздничный стол, скромную еду, ту, что у вас есть, также нужно посвятить в церкви, а затем дома прочитать молитву.
Молитва перед едой на Пасху, если трапеза скудная:
Христианская молитва Ефрема Сирина в Великий пост
Среди прочих молитв Великого поста молитва Ефрема Сирина известнее других и произносятся ежедневно, за исключением воскресного и субботнего дней. Эта покаянная молитва читается как на богослужениях, так и дома. В нескольких коротких строчках обращения к Богу верующий просят искоренить в них дух праздности и празднословия и даровать им терпение, целомудрие и любовь.
Когда и как читается молитва Ефрема Сирина в пост
Начинать читать молитву Ефрема Сирина следует вечером Прощеного Воскресения перед Великим постом. После прошений молитвы воцерковленные люди кланяются и зачитывают двенадцать раз молитву «Боже, очисти мя, грешнаго». В храмах молитва Ефрема Сирина читается на Сырную неделю в среду и пятницу, в Святую Четыредесятницу и на Страстную седмицу, в первые три дня. Последний раз в Великий пост эта молитва произносится в Великую среду, за четыре дня до наступления Пасхи.
Молитва Ефрема Сирина
Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь.
Какую православную молитву читать после еды?
Если идем в церковь, то мы привыкли просить у Бога что-либо: здоровья, достатка, счастливой жизни. А благодарить за то, что нам дает Господь мы забываем. А ведь истинный христианин должен каждый раз, когда встает, наевшись из-за стола, благодарить Бога.
И нужно-то всего, прочитать небольшую молитву после еды:
Итак, теперь мы знаем, какие молитвы нужно читать перед и после еды, в будние дни, и в большие праздники.
Зачем освящать еду перед употреблением?
Церковь учит, что прихожанин, относящий себя к числу истинно верующих, обязан сесть за трапезный стол и встать из-за него, дважды помолившись. Слова благодарения, произносимые до и после употребления продуктов, являются вспомогательными, чтобы правильно принять жертвенность ангельской любви, которую символизирует пища. Для того чтобы подчеркнуть сакральность момента и наполнить его религиозным смыслом, читается молитва перед едой.
Обращение к высшим силам во время трапезы подразделяется на:
Смотрите еще…
✅ Заклинание на похудение
✅ Молитва перед вкушением просфоры и святой воды
✅ Заговор на красоту перед зеркалом
✅ Таро прогноз на март 2021
- Моление перед едой – вычитывается «Отче наш», также можно прочитать «Богородице Дево, радуйся…»;
- Молитва для благословения находящихся на столе продуктов;
- Молитвословие, произносимое по окончанию трапезы.
Как известно, еда – источник жизни, но она таит в себе ряд опасностей. Легче всего поддаться греху чревоугодия. Если вы воспринимаете пищу только как средство получения удовольствия, максимальной пользы она не принесет. Испорченные или нездоровые продукты также вредят телу и угнетают дух. Вот почему важно молиться перед едой, прося у Всевышнего, чтобы пища шла на пользу, восстанавливая не только бренную оболочку, но и духовное содержимое.
Если человек по-настоящему благодарен за посланную еду, он произносит молитву с усердием и не воспринимает ее в качестве повинности. Освященная пища усваивается лучше и приобретает более насыщенный вкус для того, кто считает ее Божьим даром.
Когда вы осеняете еду крестным знамением, вы подаете сигнал небесам, что нуждаетесь в благословении. Креститься нужно на себя, слева направо. Производить осенение следует сверху и снизу стола, а также по левой и правой стороне.
Некоторые верующие молятся дополнительно перед приготовлением пищи. Достаточно короткой молитвы, такой как:
«Творче и Создателю всяческих Боже, дела рук наших, к славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякого зла избави, яко Един Всесилен и Человеколюбец».
Если в процессе готовки вы хотите обезопасить себя от несдержанности, произнесите следующую молитву:
«Господи Иисусе Христе, Единородный Сын Безначального Отца! Ты рекл еси пречистыми Твоими усты, яко без Мене не можете творити ничегоже. Сего ради припадая к Твоей благости просим и молим Тя рабом Твоим (имя) и всем зде престоящим и молящимся Тебе, помози во всех благих их делах, начинании их и намерении их. Яко Твоя держава, царство и сила, от Тебе помощь вси приемлем, на Тя уповаем и Тебе славу возсылаем, со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь!»
Видео: Как молиться перед едой, если рядом люди неверующие?
О религиозных праздниках советуем почитать:
- Даты Православной и Католической Пасхи 2022 — 2025 годы
- «Проводки» или поминальные дни у православных христиан
- Календарь постов, родительских суббот и сплошных седмиц в 2021 году
- Масленица — праздник блинов: традиции и обряды с блинами
- Во сколько начинается и заканчивается утренняя, вечерняя, субботняя, воскресная и ночная служба в церкви в будние и праздничные дни
Светлая неделя. Событие праздника
Церковная традиция празднования Светлой Пасхи в течение семи дней установлена еще с апостольских времен. Вся Светлая неделя считается «как день един». В Светлую седмицу каждый день, и утром и вечером, в церкви положено совершать богослужения: верующие не должны в это время заниматься обычными житейскими хлопотами, но с усердием пребывать на молитве в храме Божьем, о чем дается особое указание в 66-м правиле 6-го Вселенского Собора:
От Святаго Воскресения Христа Бога нашего дне, до Новыя недели, всю неделю во святых церквах пребывати подобает, нескудно верным, псалмы и хвалами и песньми духовными веселящеся празднующе, и Божественнаго Писания почитание внемлюще, и Святых Таин наслаждающеся. Будем бо сице со Христом совоскресше же и вознесшеся. Ни какоже убо в предлежащия дни конная уристания да не будут, или ин людский позор да не творят (Лист 229, об). (1).
Светлая неделя. Иллюстрация Павла Варунина
Праздничное богослужение в дни Светлой недели совершается при открытых царских вратах: открытый алтарь символизирует в этом случае образ Гроба Господня, от которого ангел отвалил камень, а также открывшийся вход в Царствие Небесное, который обретаем благодаря Искупительной Жертве и Воскресению Христову. Всю неделю совершается праздничный колокольный перезвон, причем на колокольню допускаются все желающие христиане и могут звонить в любое время, как пишет о том в своем «Уставе» свт. Арсений Уральский: «желающие звонят во всякое время, и кроме службы» (2).
В духовном смысле Светлая седмица является для нас прообразом будущего века и нескончаемой радости Общего Воскресения в Царствии Небесном, куда сможем войти, если достойно послужим здесь Христу Богу, как в молитвенном песнопении, так и в добрых делах по отношению к своим ближним, чтобы сбылось и на нас святое Евангельское обетование:
Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34).
Священный хлеб «артус»
С начала Светлой седмицы перед царскими вратами полагается священный хлеб, называемый «артус». Он символизирует «часть Господню», которую ставили на своей трапезе святые апостолы по Воскресении Христовом, веруя, что Господь всегда незримо присутствует посреди них. Апостолы оставляли незанятым центральное место за столом и клали перед ним свою часть хлеба. Позднее этот обычай вошел в церковное богослужение и был определен уставным порядком. По окончании литургии Светлой Субботы артус раздробляется и раздается на вкушение молящимся. В настоящее время этот обычай сохраняется в приходах, где есть епископская кафедра.
С артусом также соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба и для Пречистой Матери Господа, в напоминание постоянного общения с Ней, и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название «Чин о Панагии», то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах хлеб Богоматери вспоминается раз в году при раздроблении артуса.