Эксперты, изучающие «Псалтырь», не смогли точно определить период написания псалма 28. Ими была проделана колоссальная работа по разбору текста, в котором большой акцент сделан на «исходе из скинии», что необходимо понимать, как выход души из тела, здесь автор провел параллель со священником, вышедшим из походного храма. Возвращаясь к теме души, необходимо отметить, что тело для нее является временным пристанищем, оставляя которое она наполняется добродетелями, дающими ей возможность стать частью вечной обители.
Текст молитвы псалом 28
На церковнославянском языке с ударениями
Псалом 28 читается во время богослужения в храме. Для этого используется церковнославянский (старославянский) язык, что позволяет приблизить слова молитвы к Господу, чтобы он услышал обращения молящихся.
Псалом Давиду, исхода скинии
1 Принеси́те Го́сподеви сы́нове Бо́жии, принеси́те Го́сподеви, сы́ны о́вни, принеси́те Го́сподеви сла́ву и честь.
2 Принеси́те Го́сподеви сла́ву и́мени Его, поклони́теся Го́сподеви во дворе́ святе́м Его.
3 Глас Госпо́день на вода́х, Бог сла́вы возгреме́, Госпо́дь на вода́х мно́гих.
4 Глас Госпо́день в кре́пости, глас Госпо́день в великоле́пии.
5 Глас Го́спода, сокруша́ющаго ке́дры, и стры́ет Госпо́дь ке́дры Лива́нския:
6 и истни́т я́ я́ко тельца́ Лива́нска, и возлю́бленный я́ко сын единоро́жь.
7 Глас Го́спода, пресеца́ющаго пла́мень огня́.
8 Глас Го́спода, стряса́ющаго пусты́ню, и стрясе́т Госпо́дь пусты́ню Кадди́йскую.
9 Глас Госпо́день сверша́ющий еле́ни, и откры́ет дубра́вы, и в хра́ме Его вся́кий глаго́лет сла́ву.
10 Госпо́дь пото́п населя́ет, и ся́дет Госпо́дь Царь в век.
11 Госпо́дь кре́пость лю́дем Свои́м даст, Госпо́дь благослови́т лю́ди Своя́ ми́ром.
На русском языке
Если верующий по каким-либо причинам не имеет возможности прийти на службу, попускается чтение молитвы в домашних условиях (келейно). На этот случай текст псалма 28 переведен на русский язык. Читать его нужно неспешно, вникая в каждое его слово, чтобы наполниться благодатью Божьей:
Псалом Давида. На исход скинии.
1 Принесите Господу, сыны Божии, принесите Господу молодых овнов. Принесите Господу славу и честь,
2 воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его.
3 Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими.
4 Глас Господа силен, глас Господа величествен.
5 Глас Господа сокрушает кедры; Господь сокрушает кедры Ливанские
6 и заставляет их скакать подобно тельцу, Ливан и Сирион, подобно молодому единорогу.
7 Глас Господа высекает пламень огня.
8 Глас Господа потрясает пустыню; потрясает Господь пустыню Кадес.
9 Голос Господа укрепляет оленей, и обнажит Он дубравы, и в храме Его всякий возглашает славу.
10 Господь восседал над потопом, и будет восседать Господь царем вовек.
11 Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром.
Текст псалма 28
Церковнославянский текст псалма 28 исполняют в ходе богослужений в храме. Старославянский, по мнению многих, максимально приближает молитвенное обращение к Богу, поэтому верующему не приходится сомневаться в том, что его просьбы будут услышаны.
С ударениями на церковнославянском языке
На русском языке
Иногда обстоятельства не позволяют христианам часто бывать в церкви, присутствовать на службах. В таком случае обращаться к Господу им рекомендуется келейно, то есть, в домашних условиях. Дома читать удобнее русский текст, современный перевод псалма 28. Произносят его строки неспешно, стараясь вникнуть в каждое слово, наполненное благодатью свыше.
Толкование
Для лучшего понимания содержания молитвы необходим разбор каждого стиха. С помощью такого толкования становится понятным, для чего читают Псалом 28.
- Стихи 1-2: Эмоционально окрашенные стихи, наполненные чувством преклонения перед Господом, усиленные троекратным повторением слова «Воздайте». Обращение адресовано к «сынам Божьим», которые в одних случаях воспринимаются как люди, а в других – как ангелы. Русский перевод более склонен к обращению сильных мира сего, кого Давид и называет сынами Божьими.
- Стихи 3-4: Голос Господа – в грозовых раскатах, которые раздаются на фоне разыгравшейся грозы.
- Стихи 5-7: в них дается описание грозы, когда ломаются и выворачиваются с корнем вековые кедры и скатываются по склонам гор. Под голосом Бога, высекающим пламя огня, подразумевается разряд молнии.
- Стихи 8-9: рассказывают, как животный мир реагирует на грозу. Одним из явлений, зафиксированных у испуганных грозой ланей, — это преждевременное разрешение от бремени.
- Стихи 10-11: Давид сравнивает сильную грозу с потопом, который Господь наслал на землю и наблюдал за ним. Этим еще раз подчеркивается величие Бога и его всевластие над миром. Последняя строка вселяет уверенность, что Бог не оставит своей милостью народ Израиля, благословит его и даст силу.
(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
История написания
Как уже говорилось выше, точное время сложения псалма 28 экспертам неизвестно, так как данное произведение сложно связать с определенными событиями в жизни автора, с обстоятельствами, вдохновившими его на эту работу. И все же некоторые предположения на этот счет историки и богословы выдвигают.
Они не исключают, что песнь была написана царем, когда он засвидетельствовал проявление силы Всевышнего. Таковым он считал сильнейшую грозу. Учитывая это, некоторые в своих толкованиях назвали произведение «Песней грозы».
Рекомендации
- Цитата из Чарльз Огастес Бриггс; Эмили Грейс Бриггс (1960) [1906]. Критический и экзегетический комментарий к книге псалмов
. Международный критический комментарий.
1
. Эдинбург: T&T Clark. п.245. - Для цитаты см. Чарльз Огастес Бриггс; Эмили Грейс Бриггс (1960) [1906]. Критический и экзегетический комментарий к книге псалмов
. Международный критический комментарий.
1
. Эдинбург: T&T Clark. п.246. - О дате изгнания см. Артур Дж. Беллинзони. Ветхий Завет: введение в библейское учение
. Книги Прометея, Издательства. п. 349. ISBN 978-1-61592-264-2 . - Сокровищница Давида, Чарльз Сперджен, Псалом 28, https://www.biblestudytools.com/commentaries/treasury-of-david/psalms-28-5.html
- «Теиллим — Псалмы — Глава 28». Chabad.org. 2022. Получено 24 сентября, 2022.
- The Complete Artscroll Siddur стр. 64
Ссылки [ править ]
- Цитата из Чарльза Августа Бриггса ; Эмили Грейс Бриггс (1960) [1906]. Критический и экзегетический комментарий к книге псалмов
. Международный критический комментарий.
1
. Эдинбург: T&T Clark. п. 245 . - Для цитаты см Чарльза Огастеса Бриггса; Эмили Грейс Бриггс (1960) [1906]. Критический и экзегетический комментарий к книге псалмов
. Международный критический комментарий.
1
. Эдинбург: T&T Clark. п. 246 . - О дате изгнания см. Артур Дж. Беллинзони. Ветхий Завет: введение в библейскую науку
. Книги Прометея, Издательства. п. 349. ISBN 978-1-61592-264-2 . - «Теиллим — Псалмы — Глава 28» . Chabad.org . 2022 . Проверено 24 сентября 2022 года .
- Сперджен, С., Сокровищница Давида: Псалом 28
- Полный Artscroll Сидур, 64 стр
В чем помощь для верующего 28 православного псалма
Комментариев нет
Толкование христианского 28 псалма свидетельствует о том, что эта песнь – призыв к единоверцам посетить святилище в честь Бога для прославления Его святого имени. Обстоятельства и причины написания псалма неизвестны, но как в славянской Псалтири, так и в еврейской книге псалмов Тегилим, он отмечен как песнь, воспеваемая после праздника кущей.
Текст 28 правослваного псалма наводит на предположения о том, что он был написан либо во время, либо поле грозы невиданной силы, которая сотрясла Израиль. Очевидно, что эта гроза до такой степени поразила псалмопевца, что он увидел в ней проявление Божией силы, которую пожелал восхвалить в своей песне. Описывая силу Господню, способную низводить на землю потоки воды, извергать молнии, срывать листву с деревьев, и даже сокрушать ливанские кедры, известные своей могучей крепостью, Давид завершает псалом заверением, что и свой народ, верующий в Него и приносящий Ему жертвы, Он не оставит во веки веков. В православной традиции слушать, читать и смотреть видео с текстом 28 псалма рекомендуется для защиты от шторма, ветра и грозы, особенно для моряков.
Читать текст на русском языке псалом 28
Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь, воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его. Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими. Глас Господа силен, глас Господа величествен. Глас Господа сокрушает кедры; Господь сокрушает кедры Ливанские и заставляет их скакать подобно тельцу, Ливан и Сирион, подобно молодому единорогу. Глас Господа высекает пламень огня. Глас Господа потрясает пустыню; потрясает Господь пустыню Кадес. Глас Господа разрешает от бремени ланей и обнажает леса; и во храме Его все возвещает о Его славе. Господь восседал над потопом, и будет восседать Господь царем вовек. Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром.
Православный Псалтырь, текст псалом 28 на церковно славянском языке
Принесите Господеви, сынове Божiи, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь; принесите Господеви славу имени eго; поклонитеся Господеви во дворе святем eго. Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости, глас Господень в великолепiи. Глас Господа, сокрушающаго кедры; и стрыет Господь кедры лiванскiя, и истнит я яко телца лiванска; и возлюбленный яко сын eдинорожь. Глас Господа, пресецающаго пламень oгня. Глас Господа, стрясающаго пустыню; и стрясет Господь пустыню каддiйскую. Глас Господень, свершающiй eлeни, и открыет дубравы; и в храме eго всякiй глаголет славу. Господь потоп населяет, и сядет Господь царь в век. Господь крепость людем своим даст, Господь благословит люди своя миром.
Человек – существо неблагодарное, забывчивое и злобное. Поэтому нам не помешает напомнить о том, что мы кое-что должны Благодетелю нашему, Богу. Немного. Но благодарить Его каждый день за всё, что имеем от руки Его – святая обязанность наша. Чтобы не превозносились в мыслях своих и не думали, что «мы сами – с усами» и себе все благополучия добываем: даже утром проснуться и видеть солнечный свет — не в нашей власти. Давид напоминает об этом всем, кто читает его ещё с тех пор и до сего дня. И кто желает радовать Иегову.
28:3-6 Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими. 4 Глас Господа силен, глас Господа величествен. 5 Глас Господа сокрушает кедры; Господь сокрушает кедры Ливанские 6 и заставляет их скакать подобно тельцу, Ливан и Сирион, подобно молодому единорогу.
О силе и величии гласа Господа: кто станет в этом сомневаться? Ибо скажет Господь и СТАНЕТ ТАК, как он скажет гласом Своим. А надо будет – и кедры Ливанские в пляс от гласа Его пойдут. Или с корнем выдраны будут эти могучие деревья: всё по гласу Всевышнего происходит, что происходить должно, ибо Он — ДАЮЩИЙ СТАТЬ всему, что по Его мнению должно СТАТЬ (состояться).
28:7-9 Глас Господа высекает пламень огня. 8 Глас Господа потрясает пустыню; потрясает Господь пустыню Кадес. 9 Глас Господа разрешает от бремени ланей и обнажает леса;
Надо будет – и огнём возгорится вся земля по гласу Творца, и пустыня трястись начнёт (хотя, по идее, не горная местность, но ежели понадобится Господу – то и она вулканом станет). И лес облысеет, и лань детёнышей на свет приведёт – всё на этой земле по гласу Иеговы свершается. И людям неплохо было бы об этом помнить всю жизнь.
и во храме Его все возвещает о [Его] славе.
Интересно, здесь сказано, что во храме Его – ВСЁ возвещает о Нём. Но не о здании храма речь: о всей земле, где признаки присутствия Бога – куда ни глянь, и в пустыне, и в кедрах, и в лани. Ибо храм Бога – это место обитания Его, а Он – вездесущ. Потому-то Иисус и сказал, что если к Отцу хочешь обратиться – нет нужды сотни километров ногами «наматывать» в поисках храмов рукотворных. В любом месте земли, там, где стоишь во времени и пространстве – дерзай к Богу тянуться. И будешь услышан (Матф. 6:6).
28:10,11 Господь восседал над потопом, и будет восседать Господь царем вовек. 11 Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром.
Бог восседает над всем, что происходит на земле и над землёю, как аквариумист – над аквариумом. А человеки у Него – как рыбки в аквариуме. Ни спрятаться, ни скрыться . И Царём над землёю – восседать Ему вовек, ибо однажды, после правления Христа над землёю, будет Бог – ВСЁ и во ВСЁМ (1 Кор. 15:28). И все жители земли, кто останется в Его «аквариуме» для вечности — благословлены будут миром вовеки.
Толкование на псалмы. Изъяснение псалма 28-го.
Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.)
Толкованіе на псалмы.
Изъясненіе псалма 28-го.
Псаломъ Давиду, исхода скиніи. Настоящій псаломъ поется по отверженіи израильтянъ и по введеніи на мѣсто ихъ язычниковъ. Это показываетъ и надписаніе: исхода скиніи, ясно указывающее намъ на исшествіе израильтянъ.
(1). Принесите Господеви сынове Божіи. Сынами Божіими именуетъ святыхъ Апостоловъ, потому что научилъ ихъ говорить: Отче нашъ, Иже еси на небесѣхъ (Матѳ. 6, 9). Принесите Господеви сыны овни. Подъ именемъ сыновъ овнихъ разумѣетъ тѣхъ, которые Апостолами изъ народа іудейскаго призваны къ вѣрѣ въ Господа, или тѣхъ, которые увѣровали изъ язычниковъ, такъ какъ рождены они отъ отцевъ неразумныхъ. Принесите Господеви славу и честь. Славу приноситъ Господу, кто благотворитъ, по сказанному: яко да видятъ ваша добрая дѣла, и прославятъ Отца вашего (Матѳ. 5, 16); а также приноситъ честь, кто упражняется въ добрыхъ дѣлахъ, по сказанному: чти Господа отъ праведныхъ твоихъ трудовъ (Прит. 3, 9).
(2). Поклонитеся Господеви во дворѣ святѣмъ Его. Этимъ дается намъ ясное повелѣніе, что не должно покланяться внѣ Церкви; сказано же это по причинѣ иномысленныхъ сборищъ. Итакъ, поклоненіе должно быть не внѣ Церкви, но въ самомъ дворѣ Божіемъ. Не вымышляйте себѣ, говоритъ, особенныхъ дворовъ и собраній. Одинъ есть святый Божій дворъ. Подъ именемъ двора можно еще разумѣть восшедшихъ въ небесное жительство.
(3). Гласъ Господень на водахъ. Водами называетъ множество спасаемыхъ водами. Воды суть святые, потому что рѣки истекутъ изъ чрева ихъ (Іоан. 7, 38), т. е. духовное ученіе, которымъ напояютъ они слушающихъ. На таковыхъ-то водахъ Господь. Но, по сказанію исторіи, и Илія послѣ бездождія слышалъ гласъ водъ многихъ. Разумѣетъ же и гласъ Бога и Отца на Іорданѣ вѣщающій: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный (Матѳ. 3, 17), и сей-то гласъ уподобляетъ грому.
(5). Гласъ Господа сокрушающаго кедры. Кедрами въ этихъ словахъ обозначаетъ сопротивныя силы. И стрыетъ Господь кедры Ливанскія. Кедрами Ливанскими называетъ именитыхъ въ народѣ іудейскомъ; потому что въ божественномъ Писаніи Ливаномъ часто называется Іерусалимъ.
(6). И истнитъ я яко тельца Ливанска. Телецъ означаетъ жертвенникъ. И возлюбленный яко сынъ единорожь. Возлюбленный сонмъ Апостоловъ сдѣлался сыномъ единороговъ. Единороги суть святые пророки и патріархи, а сыны ихъ — святые Апостолы; потому что въ единомъ Богѣ имѣли рогъ и силу.
(7). Гласъ Господа пресѣцающаго пламень огня. Разумѣетъ то обѣтованіе, какое далъ святымъ, говоря: аще сквозѣ огнь пройдеши, пламень не опалитъ тебе (Ис. 43, 2).
(8). Гласъ Господа стрясающаго пустыню. Сотрясающимъ и здѣсь названо повсюду слышимое, какъ и въ словахъ: вшедшу Іисусу потрясеся весь градъ (Матѳ. 21, 10). Пустынею же именуетъ Церковь изъ язычниковъ, которая не имѣла древле вѣдѣнія о Богѣ. И стрясетъ Господь пустыню Каддійскую. Кадисъ толкуется: святая; разумѣется же святая Христова Церковь.
(9). Гласъ Господень свершающій елени, и открыетъ дубравы. Елени суть святые; а свершающій значитъ пріуготовляющій; потому что Онъ уготовалъ и послалъ святыхъ Апостоловъ, по сказанному: шедше научите вся языки (Матѳ. 28, 19). Дубравами именуетъ Церковь, потому что древле была матерью древъ безплодныхъ. И въ храмѣ Его всякій глаголетъ славу Господь уготовалъ и послалъ святыхъ Апостоловъ, чтобы обратили въ бѣгство демоновъ и привели язычниковъ къ познанію Бога.
(10). Господь потопъ населяетъ. Потопомъ называетъ множество увѣровавшихъ, по сказанному: наполнится вся земля вѣдѣнія Господня, якоже вода многа въ мори покрыетъ (Авв. 2, 14). И сядетъ Господь Царь во вѣкъ. Это подобно сказанному: поклонится всяко колѣно (Ис. 45, 23).
(11). Господь крѣпость людемъ своимъ дастъ. И это подобно сказанному: вся могу о укрѣпляющемъ мя Христѣ (Флп. 4, 13). Господь благословитъ люди Своя миромъ. А это подобно сказанному: миръ Мой даю вамъ, миръ Мой оставляю вамъ (Іоан. 14, 27).
Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Аѳанасія Великаго, Архіепископа Александрійскаго. Часть четвертая. / Изданіе второе исправленное и дополненное. — СТСЛ.: Собственная типографія, 1903. — С. 107-109.