Псалом 76 читать:
1 В коне́ц, о Идифу́ме, псало́м Аса́фу
2 Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, гла́сом мои́м к Бо́гу, и внят ми. 3 В день ско́рби моея́ Бо́га взыска́х рука́ма мои́ма, но́щию пред Ним, и не прельще́н бых. Отве́ржеся уте́шитися душа́ моя́. 4 Помяну́х Бо́га и возвесели́хся, поглумля́хся и малоду́шествоваше дух мой. 5 Предвари́сте стражбы́ о́чи мои́: смято́хся и не глаго́лах. 6 Помы́слих дни пе́рвыя, и ле́та ве́чная помяну́х, и поуча́хся: 7 но́щию се́рдцем мои́м глумля́хся, и тужа́ше дух мой: 8 еда́ во ве́ки отри́нет Госпо́дь, и не приложи́т благоволи́ти па́ки? 9 Или́ до конца́ ми́лость Свою́ отсече́т, сконча́ глаго́л от ро́да в род? 10 Еда́ забу́дет уще́дрити Бог? Или́ удержи́т во гне́ве Свое́м щедро́ты Своя́? 11 И рех: ны́не нача́х, сия́ изме́на десни́цы Вы́шняго. 12 Помяну́х дела́ Госпо́дня, я́ко помяну́ от нача́ла чудеса́ Твоя́, 13 и поучу́ся во всех де́лех Твои́х, и в начина́ниих Твои́х поглумлю́ся. 14 Бо́же, во святе́м путь Твой: кто бог ве́лий я́ко Бог наш? 15 Ты еси́ Бог творя́й чудеса́: сказа́л еси́ в лю́дех си́лу Твою́, 16 изба́вил еси́ мы́шцею Твое́ю лю́ди Твоя́, сы́ны Иа́ковли и Ио́сифовы. 17 Ви́деша Тя во́ды, Бо́же, ви́деша Тя во́ды, и убоя́шася: смято́шася бе́здны, 18 мно́жество шу́ма вод, глас да́ша о́блацы, и́бо стре́лы Твоя́ прехо́дят. 19 Глас гро́ма Твоего́ в колеси́, освети́ша мо́лния Твоя́ вселе́нную: подви́жеся и тре́петна бысть земля́. 20 В мо́ри путие́ Твои́, и стези́ Твои́ в вода́х мно́гих, и следы́ Твоя́ не позна́ются. 21 Наста́вил еси́ я́ко о́вцы лю́ди Твоя́ руко́ю Моисе́овою и Ааро́нею.
«Исповемся Тебе, Господи…» Рукописная Псалтирь следованная. Собрание рукописных книг Д. В. Пискарева
использованная литература
- История Псалма 76
- «Теиллим — Псалмы — Глава 76». Chabad.org. 2022. Получено 26 января, 2022.
- ^ абc
Родд, С. С. (2007). «18. Псалтирь». В Бартон, Джон; Муддиман, Джон (ред.).
Оксфордский библейский комментарий
(первая (мягкая обложка) ред.). Издательство Оксфордского университета. п. 388. ISBN 978-0199277186 . Получено 6 февраля, 2019. - The Artscroll Tehillim стр. 329
Псалом 76 на русском:
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Асафа.
2 Глас мой к Богу, и я буду взывать; глас мой к Богу, и Он услышит меня.
3 В день скорби моей ищу Господа; рука моя простерта ночью и не опускается; душа моя отказывается от утешения.
4 Вспоминаю о Боге и трепещу; помышляю, и изнемогает дух мой.
5 Ты не даешь мне сомкнуть очей моих; я потрясен и не могу говорить.
6 Размышляю о днях древних, о летах веков минувших;
7 припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает:
8 неужели навсегда отринул Господь, и не будет более благоволить?
9 неужели навсегда престала милость Его, и пресеклось слово Его в род и род?
10 неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои?
11 И сказал я: «вот мое горе — изменение десницы Всевышнего».
12 Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних;
13 буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях.
14 Боже! свят путь Твой. Кто Бог так великий, как Бог [наш]!
15 Ты — Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Свое среди народов;
16 Ты избавил мышцею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа.
17 Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись, и вострепетали бездны.
18 Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали.
19 Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась.
20 Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы.
21 Как стадо, вел Ты народ Твой рукою Моисея и Аарона.
О ежедневном чтении Шестопсалмия
Рекомендуется ежедневное чтение шестопсалмия, то есть псалмов 3, 37, 62, 87, 102, 142.
Шестопсалмие (Екзапсалмы)
Шестопсалмие
– это шесть псалмов, которые читаются в начале утрени. Шестопсалмие начинается славословием:
Слава в вышних Богу,
и молитвою:
Господи, устне мои отверзеши.
Среди шестопсалмия и в конце его славословится Святая Троица троекратным
аллилуиа.
Псалмы, составляющие шесто-псалмие, столь умилительны, содержание их столь близко к нам (в них изображаются, с одной стороны, величие Бога и обилие Его благодеяний к человеку, с другой – ничтожество и греховность человека), что Святая Церковь обращает особое внимание наше на это чтение. В уставе сказано, что во время этого чтения «не имать кто власти шепты творити, ниже плюнути или хракнути (харкнуть); но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбенны к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу (опущены к земле), сердечными очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть, и будущую муку, и жизнь вечную»
Советуем изучить Псалом 45
Для возбуждения в молящихся большего внимания, при чтении шестоп-салмия устав повелевает погашать свечи и оставаться при свете лампад.
Псалом 3
Этот псалом – первый из так называемого шестопсалмия, входящего в состав утрени, своим назначением имеет воздать Богу благодарение за сохранение жизни в истекшую ночь с молитвой о ниспослании благополучия в наступающий день, с чем в согласии стоит этот псалом (Ложусь я, сплю, встаю… Возстань, Господи! Спаси меня
…)
Псалом 37
Этот псалом занимает в шестопсалмии второе место. Словами этого псалма каждый верующий приносит покаяние пред Богом в своей греховности с исповедованием полной покорности в преданности Его воле (ст. 16). Человек здесь выражает желание в наступающий день загладить сделанные им дурные поступки (ст. 19).
Псалом 62
Псалом 62 занимает третье место в шестопсалмии, составляя молитву к Богу при наступлении дня о том, чтобы она (молитва) была угодна Богу (ст. 6
) и чтобы Господь принял молящегося под «тень крил Своих» (ст.
8
) в продолжение наступающего дня.
Псалом 87
Это – четвертый псалом в шестопсалмии. Ночной мрак напоминает ад, сон – смерть. Назначением этого псалма в утреннем богослужении: перед наступлением дня Церковь напоминает человеку о необходимости усилий с его стороны, чтобы избежать отвержения от Бога, что возможно только при помощи Бога и молитвы к Нему (ст. 5, 14), чтобы не подвергнуться вечной ночи, вечной гибели.
Псалом 102
Пятый в шестопсалмии псалом показывает изображение милостивого отношения Бога к человеку и отличается необыкновенной трогательностью.
Псалом 142
Этот псалом последний в шесто-псалмии. Укрепив человека в надежде на получение спасения (пс. 102), Церковь от лица верующих молит Бога указать ему путь деятельности (ст. 8
), научить исполнять Его волю и удостоить его
земли правды
(ст.
10
).
Толкование
Псалмопевец возносит благотворение Богу от лица собравшейся для жертвоприношения общины верных людей. В тексте песни Господь превозносится как Избавитель.
В псалме 106 можно выделить четыре эпизода или части (стихи 4-9, 10-16, 17-22, 23-32). Они выстроены в единую композицию по образцу: наказание за грехи в виде страданий, молитвы о спасении, само спасение. Автор, создавший этот псалом, стремился донести до своих соотечественников мысль о необходимости возносить хвалу Господу и смиренно повиноваться Ему.
Для более подробного толкования псалма 106 следует рассмотреть его стихи по отдельности:
- Стихи 1-2 – автор обращается к Богу, восхваляет его.
- Стих 3 – псалмопевец рассказывает о Чермном море, через которое пришлось пройти еврейскому народу при выходе из Египта и о четырех сторонах света, откуда Господь снова собрал евреев в Благословенную Палестину.
- Стихи 4-7 – описывают картину нравственного угнетенного состояния евреев, их стремление к родной Палестине.
- Стихи 7-8 – автор говорит о том, что Господь указал еврейскому народу прямой путь для возвращения на родину.
- Стих 9-19 – в этих стихах описывается чувство радости людей при возвращении на Родину, говорится о том, что мольбы страждущих были услышаны.
- Стихи 19-22 – псалмопевец проводит сравнение между пребыванием в плену и нахождением в мрачной камере тюрьмы, в которой «заключенный» неизменно бы погиб, если бы не «слово Господа».
- Стихи 23-32 – в этих стихах описывается необеспеченная и бесправная жизнь евреев в плену, их спасение Господом.
- Стихи 33-34 – рисуют картину опустошенной войнами Палестины.
- Стихи 35-38 – псалмопевец с радостью говорит про то, что упорный труд еврейского народа преобразил Палестину, и Бог наградил людей, послав обильный урожай;
- Стихи 39-43 – автор рассказывает, что прежние поработители погибают, а еврейский народ восстанавливается.
В тексте псалма 106, рассказывающего историю пленения и исхода из него еврейского народа, ясно показывается рука Господа, оказывающего покровительство благочестивым людям и помогающего им.
История жизни Ефрема Сирина
Преподобный Ефрем Сирин известен православным, как выдающийся подвижник и авторитетный толкователь Священного Писания. Современники называли пророком Сирийским. Считается, что он родился в первые годы четвертого столетия в северо-восточной части Месопотамии, в городе Низибии или его окрестностей. Как рассказывал сам святой, его предки были очень бедными людьми и жили только с милостыни. Но уже деды и родители стали земледельцами и перестали бедствовать. Это был незнатный род, который был известен своими христианскими добродетелями. Дети в семье воспитывались в полном почтении к вере и страхе Божьем за грехи.
Господь Бог еще в первые годы жизни дитя показал его великое будущее в знаменательном видении родителям. Оно объясняло, само имя Ефрем, что в переводе значит плодоносный. В знамении было показано, что на языке мальчика выросло огромное виноградное дерево, которое своими ветвями закрыло всю землю. Причем, чем больше птицы съедали плодов, тем их становилось больше.
Но, несмотря на это, юность Ефрема была довольно бурной и совсем не благочестивой, он часто был близок к греховному падению. Причиной этого было его неверие в благой промысл Божий, который управляет всем в окружающем в мире. Все это привело к тому, что убежденность в случайности жизненных событий, чуть было не погубила будущего святого. Но Господь не бросил его и показал ему необычным образом, насколько сила Божьего промысла велика.
В определенный период своей жизни Ефрем решил отправиться в бесцельное путешествие, которое вполне можно приравнять к бродяжничеству. Во время этого ему пришлось заночевать в поле в гостях у гостеприимного пастуха, с которым они весело провели время, увлекшись большим количеством алкоголя. Когда они спали, овец утащили волки. Утром хозяева обвинили чужака-бродягу в воровстве и привели его к судье, хотя Ефрем пытался объяснить ситуацию. Но вслед за ним привели мужчину, пойманного на прелюбодеянии с женщиной. Поскольку у судьи было мало времени, он перенес рассмотрение дел на другой день и отослал обвиняемых в тюрьму. Там в это время находился еще один заключенный, подозреваемый в убийстве. Всех людей в темнице объединяло то, что все они были оговорены и не совершали преступлений.
Арестованные оставались в тюрьме долгое время и не имели возможности оправдаться. На восьмой день Ефрему во сне явилось видение.
Некто, явившись, поведал ему следующее:
«Стань благочестивым, и сможешь уразуметь Промысел. Подумай обо всем том, что и как ты совершал всю свою жизнь. Ты на своем примере поймешь, что все заключенные в темницу вместе с тобой страдают в настоящее время не несправедливо, хотя и вины на них нет в тех в преступлениях, которые им приписывают».
Проснувшись Ефрем стал вспоминать свою прожитую жизнь и понял, насколько много неблаговидных поступков он совершил. Одно из ярких воспоминаний было связано с тем, как он выгнал из загона корову бедного человека с целью подшутить над ним. Но она вынашивала теленка и очень быстро обессилила от ночного холода. А волки, воспользовавшись этим, растерзали ее.
Потрясенный своими размышлениями, Ефрем поделился ими с другими заключенными. Это также произвело на них большое впечатление. Каждый из них вспомнил в жизни свой проступок, который был связан с нынешними событиями. После того как все арестованные раскаялись, случилось так, что в суд попали истинные виновники тех преступлений, которые вменялись им. После разбирательства все они были оправданы и выпущены с тюрьмы, а настоящие виновные понесли наказание. Именно после этого Ефрем уверовал, что случайностей в жизни не бывает. На всю оставшуюся жизнь к нему пришло понимание того, что за каждый совершенный греховный поступок придется расплачиваться.
После этого Ефрем стал отшельником, поселившись в пустыне. Его духовным отцом, который помог ему постичь Промысел Божий, а также обрести смирение и покорность, стал известный епископ Низибийский святой Иаков. Позже Ефрем поселился в монастыре недалеко от города Едессы. Со временем он стал проповедником и духовным наставником для монахов. Все чаще к нему за советом стали также обращаться миряне, которым он никогда не отказывал в помощи. Прожил Ефрем Сирин более ста лет.
Умер святой в уединении, написав в собственном завещании следующее:
«У Ефрема при жизни никогда не было злата и серебра. Жил он, исполняя волю Учителя Христа, который заповедал: не приобретайте ничего на земле».
Толкование псалма 98
В тексте псалма 98 автор использует образы праотцов иудейского народа: Аарона, Моисея и пророка Самуила. Этих православных возносят как настоящих праведников, которым стоит подражать, ведь они всегда следовали Божьим заповедям, а в ответ получали его милость. По словам псалмопевца, каждый, кто станет благочестив в своей вере, получит долгожданную помощь. В христианской трактовке текста автор напоминает верующим, как может быть страшен и величественен Господь, ведь ему подвластны все силы на земле, он может создавать и разрушать жизни.
Верующие находят целый ряд причин, для чего читать псалом 98, одна из которых – помощь людям, решившимся посвятить свою жизнь служению Богу, дабы не склонил их дьявол с выбранного пути. Этот псалом принято читать на благословение верующим. Как правило, чтение псалмов происходит на церковнославянском языке, но в целях познания и изучения церковь разрешает читать псалом 98 и на русском языке.
Каждый стих псалма содержит в себе свой сакральный смысл, поэтому подробный пошаговый анализ позволит раскрыть истинную суть писания.
- Стих 1-2: в данном отрывке идет речь о благочестивых временах, когда Израиль был под опекой Господа Бога. Никто не мог нарушить границы государства или причинить им ущерб. Иудейский народ в свою очередь стал грозным соперником во всех столкновениях и получал все трофеи, на которые смел рассчитывать по воле Божьей.
- Стих 3: здесь автор говорит, что имя Иеговы должно прославляться каждым, кто хоть раз столкнулся с его могуществом и величием.
- Стих 4: царь Иегова заслужил свое могущество вовсе не силой и властью, а справедливым судом своим и праведностью. Суд над Иаковом трактуется как исполнение обетов Божьих и его помощь потомкам Авраама прийти на обетованную землю, приведя в ужас народы, населявшие ее.
- Стих 5: тут автор вновь говорит о том, что превозносить Бога и кланяться ему должны все народы, а место, где он находится (стоит) свято для каждого верующего.
- Стих 6: именно здесь псалмопевец перечисляет имена вождей Израиля: Моисея, Аарона и Самуила и показывает их, как пример истинной веры.
- Стих 7: важным отличием этих праведников было то, что заповеди Божьи они получили от него самого, увидев его сквозь облака. Они прожили весь свой жизненный путь, не отклоняясь от полученного устава.
- Стих 8: автора приводит в благоговейный восторг, как Бог был милостив к этим священникам, руководя их жизнями. Он давал им уроки, как прощать, наказывать или вразумлять, чтобы в дальнейшем они могли сами обучать свой народ, как стоит жить по заповедям.
- Стих 9: вновь и вновь звучит призыв преклоняться перед Богом и являться для этого на гору Сион (в Иерусалим). С древних времен иудеи знали, что Господь благоволит не только Израилю, но и каждому, кто готов преклонить перед ним колени, поверить и исполнять все его заповеди.
Советуем изучить Почему целуют руку священнику?
Толкование псалма 76
- Стихи 1-5. Эти строки имеют первостепенное значение для всего произведения. Здесь изливается вся боль автора и как следствие боль всего народа. Его молитва сродни крику, который пронзает небеса в надежде достигнуть Господа. Этот крик преследует одну цель – стать услышанным Богом и заручиться защитой для народа Израилева. Далее, сообщается, что молитва была услышана. После того как помощь Всевышнего пребудет, душа псалмопевца обретет долгожданный покой и умиротворение. В свою очередь, автор вспоминает, что еврейский народ находится в извечной войне с миром. Но мысли о Боге смягчают душу, делают ее менее подверженной ненависти, злу. Только так можно побороть внутренние страсти и достигнуть понимания мира.
- Стихи 6-10. На основе переосмысления прошлого автор осознает, за что и почему народ постигли времена боли и страдания. В свое время народ забыл о своем предназначении и перестал молиться Господу. Он, в свою очередь, дал ему шанс вернуться по его крыло. В страданиях и невзгодах израильтяне должны проложить дорогу к милости Господа. Именно в неверовании автор видит причину ужасного положения народа Его.
- Стихи 11-15. Здесь происходит признание всех прегрешений народа. Автору становится ясно, что, идя по пути греха, евреи никогда не смогут стать счастливее и вновь обрести благословение Господа. Тот, в свою очередь, любит их, но ему больно видеть их вдали от себя. Промысел Божий нельзя предсказать обычной логикой. Он непредсказуем, но всегда действует во благо людей.
- Стихи 16-20. Автор вспоминает детали прошлого и чудеса, связанные с Богом. В описание попадает даже маленький фрагмент из жизни Христа. Но все сводится к тому, что род человеческий не может жить счастливой жизнью без благодеяний Господа. Автор сравнивает людей с животными, которым нужен добрый пастырь. Появление чуда является центральным мотивом всей песни.
Советуем изучить Почему нельзя обращаться к целителям и гадалкам?
История написания
Давид не желал выступать против царя Саула. Будущий правитель был обыкновенным пастухом, пока случай не сделал его помазанником Божьим. Саул разгневался на Давида и решил уничтожить его. В этот момент он отвернулся от Бога, а бывшему пастуху не оставалось ничего другого, как бежать прочь из Иерусалима, в страхе потерять жизнь.
Псалом 53 повествует о событиях, когда Господь сообщил Давиду, что Саул стал безбожником и теперь желает уничтожить его. Будущий пророк не видит лучшего решения, чем бежать в пустыню Зиф, в надежде, что разгневанный иудейский царь не найдет его там.
Удача могла отвернуться от будущего правителя, если бы не счастливый случай. Когда войска Саула настигли беглеца, в этот момент явился гонец, сообщив, что филистимляне готовят новый более серьезный удар. Царю ничего не оставалось, как увести свои войска из пустыни, а Давид стал благодарить милость Всевышнего.
В минуты, когда казалось, что все предрешено, нельзя впадать в уныние и продолжать молиться Богу. Господь услышит трепетную и горячую просьбу и обязательно поможет. Именно этот смысл вкладывает автор в песнопение. Псалом 53 относится именно к тем молитвам, когда требуется помощь и поддержка Высших сил в борьбе с жизненными трудностями.