Употребление Псалтыри
Псалмы, как священные песни, в большинстве своем были написаны для храмового богослужения в древнем Израиле. Каждый псалом имеет свою историю, свой особенный повод для написания. В христианской церкви Псалтырь также стала основной книгой богослужения, верующие люди по-новому поют и молятся читая псалмы, видя в них указание на любовь Бога, явленную через Иисуса Христа. Церковный опыт определяет для многих псалмов особенное молитвенное предназначение, в частности псалмы, читающиеся при болезни.
Подготовка к молитве
Псалтирь — это не просто священная книга. В ней собраны Божественные гимны. В самом названии сборника прослеживается его смысл. Гимн является нерушимой истиной, она помогает и позволяет понять истину. Каждая молитва — это путь к Богу и к самому себе.
По средствам чтения книги человек призывает к себе Ангелов. Почему так важно читать ее, когда душе плохо и когда ей хорошо:
- заглаживаются грехи человека;
- он получает шанс умиротвориться и находит гармонию;
- снижается тревожность;
- исчезают отрицательные мысли;
- человек обретает веру в лучшее, что бы ни происходило с ним в настоящем моменте.
Псалтырь напитывает душу, заряжает ее, связывает со Святым Духом. Даже страдающая душа не остается одна. У нее появляется поддержка, она получает уникальную возможность — проститься с бедой и выбрать путь духовного освобождения.
Подготовка к чтению псалмов состоит из нескольких этапов: сначала очищается тело и душа, потом читаются специальные молитвенные тексты — они готовят к чтению Псалтыря. Такая подготовка позволяет относиться к своеобразному ритуалу осознанно и без спешки. Когда душа очищается, она не требует суеты окружающего мира. Она свободна от всего, что волновало ее несколько минут назад.
Очистка души и тела
По поверьям, молитва, как псалмы, имеет более долгую историю, чем Иисусова молитва или чтение акафистов. До появления молитвы Иисуса монахи про себя повторяли Псалтырь. Уникальная история молитвенной книги — это мудрость, и принять ее способен не каждый человек.
Очистка души и тела каждый день по нескольким причинам.
- Чтение молитвы требует определенной концентрации. Человек не вправе приступить к обращению к Богу без подготовки. Он собрал за день негатив, чужие отрицательные мысли. Если человек зол или встревожен, он неспособен воспринимать новую информацию. Он закрыт.
- Очищение тела имеет особое значение. На подсознательном уровне человек ощущает, как освобождается от грязи. Он очищается, позволяет своему телу проститься с грузом ушедшего дня. С очисткой тела улучшается настроение, становится легче на душе.
- Очистка души предполагает отказ от всего, что было собрано за день. Человек прощается со страхами, тревогами и переживаниями. Он принимает тот факт, что не все прошло гладко, но он готов учиться на своих ошибках.
- Чтение молитвенных текстов проходит быстрее и результативнее, если использовать предварительную подготовку. Человек дает сигнал своему разуму, что он вскоре направит обращение к Богу. Он открывается, он готов слушать и принимать.
В душевном упокоении кроется еще одна задача — готовность принять помощь. Молитвы за здравие направлены на лечение. Болезни являются отражением внутреннего состояния. Если человек чувствует упадок сил, ему плохо или тяжело, он ослаблен духовно. Очистка души приводит к выздоровлению.
Чтение дополнительных молитв
Православная аскетичная практика очень разнообразна — она позволяет провести подготовку до основной молитвы. В большинстве случаев она включает прочтение специальных текстов. Они настраивают человека на нужный лад, дают ему время, чтобы успокоиться.
Для здоровья и освобождения от болезни используются такие подготовительные молитвы:
По окончании чтения первой молитвы на возвращение здоровья, не прерываясь, человек читает второй кафизм:
Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:
По его окончании молящийся человек бьет поклоны. Чем больше усилий со стороны верующего, тем больше сила в самой молитвы. В первых двух частях подготовительной молитвы упоминаются имена тех, кто нуждается в укреплении здоровья. Третья молитва упоминаются имена тех, кому необходимо успокоиться, найти в себе мир и гармонию.
Третья часть подготовительной молитвы:
В середину молитвы вставляется список имен. Его подготавливают заранее. В конце бьют поклоны. Заключительная часть молитв, как подготовки к обращению к основной книге для православных, состоит из простой фразы:
Теперь человек готов для прочтения псалмов. Он продолжает чтение молитвенных слов в прежнем порядке и с прежним темпом. После последней молитвы используются тропари или дополнительные тексты, если человек ощущает остатки тревоги или неуверенности в себе.
Универсальный метод успокоения — прочтение «Господи, помилуй» ровно 40 раз. Для концентрации внимания используются четки или пальцы. В некоторых случаях, когда верующих изъявляет такое желание, в середине 40 повторений «Господи, помилуй» человек вставляет личную молитву. В ней упоминаются все родные и любимые люди. Им нужна защита и о ней просит молящийся.
Псалмы об исцелении
Самым известным псалмом из всех читаемых в церкви и относящимся к телесному выздоровлению является Псалом 102. Общая мысль этого псалма, начинающегося словами «благослови душа моя Господа», состоит в том, что человек провозглашает величие Бога и его милость и щедрость ко всем сферам человеческой жизни. В частности, в псалме имеются следующие строки: «прощает Он все грехи твои, исцеляет все недуги твои, спасает от гибели жизнь твою, милостью и щедротами окружает тебя!» (Пс.102:3-4). Подобные слова есть и в Псалме 146: «Господь лечит сокрушенных сердцем, перевязывает их раны» (Пс.146:3). Очень важно молиться псалмами вслух, потому что молитва это прежде всего переживание тех чувств, которые были у авторов псалмов, молящихся под вдохновением Бога.
Другие псалмы-моления
Ниже приведены номера псалмов, которые так же имеют в себе строки, представляющие собой моления к Господу об исцелении от болезней. Это Пс.12 («дай глазам увидеть свет, сном смерти не дай уснуть»); Пс.27; Пс.28; Пс.37 (во время сильных болей); Пс.38; Пс.40 («на одре болезни Господь даст ему силы — ложе больного Ты преобразишь!»); Пс.48 («но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня»); Пс.90 («ни ужас ночной не страшен тебе, ни днем пущенная стрела, ни чума, крадущаяся в ночи, ни мор среди бела дня»); Пс.114 (моление в особо трудных, предсмертных болях); Пс.140; Пс.141 (при боли и страхе); Пс.142 (при боли и унынии).
Православная Жизнь
Толкование 6-го псалма. 10 строк, меняющих жизнь.
6-й псалом – это Книга Иова в миниатюре, он учит нас правильному отношению к страданиям.
Иов, человек состоятельный, праведной жизни, пользующийся огромным уважением, «знаменитее всех сынов Востока», вдруг лишается за считанные часы всего своего огромного имущества, десятерых детей, которые погибли во время пира под развалинами, и здоровья.
Страдая невыносимо физически и нравственно, он ищет поддержки и утешения у близких, но, увы, не находит содействия ни в лице жены, которая оставила его, посоветовав «хулить Бога и умереть», ни в своих друзьях, обличавших его и срамивших вместо слов утешения.
Иов на какой-то миг решил, будто и Сам Бог отвернулся от него, забыл о его существовании, страданиях, глух к его мольбам. Он не понимал, почему такое горе обрушилось на него: был человеком непорочным, справедливым и богобоязненным, удалялся от зла. В чем его вина, чем провинился перед Богом?!
Какой повод Иову для обиды за незаслуженные страдания…
Строки 6-го псалма как будто вторят страдальческим стенаниям Иова:
«Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня. Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены; и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе? Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей, ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя? Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою. Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих».
Эти строки – крик от боли, вопль души. Они исходят из сокрушенного, подавленного сердца, которое испытывает ужас, смятение и страшные страдания.
И как Иов не предал Бога, не начал хулить Его, так и наша душа должна прорваться через мрак, боль, мучения и скорбь в самые страшные минуты и возродиться, выйти к свету и несокрушимой вере в Господа.
Любому человеку невероятно трудно постигнуть смысл страданий, особенно незаслуженных. До конца мы никогда не разгадаем эту тайну. Но слегка приоткрыть её помогает история, случившаяся с Иовом, которая показывает, что Господь попускает испытания не только за грех, у Него есть также другие причины и цели (в случае с Иовом Господь попустил сатане искусить праведника). Так страстотерпцы и исповедники подвергались страданиям и истязаниям, чтобы еще более укрепиться в вере, не предать Того, Кто избрал их, доверив нести мученические венцы.
Опыт праведного Иова напоминает нам, верующим, что какие бы ни были испытания, насколько бы незаслуженными они нам ни казались, мы не должны отрекаться от Бога. Можно вопрошать, как Иов, но никоим образом не роптать и хулить, а всецело доверять Богу, Его воле, уповать на Него. Тогда Господь оправдает нас, как оправдал Иова.
Завершающие строки 6-го псалма говорят об этом:
«Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего, услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою. Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно».
10 строк псалма. В них умещена вся жизнь: все наши сомнения и страхи, ропот и обиды, горести и сожаления. 10 шагов – от неверия к вере, от смерти к жизни, от небытия к вечности.
Каждая строка как выстрел, быстрый и мощный, точно достигающий цели. В этом коротком совершенном псалме удивительно показана глубина смирения души перед красотой и величием Бога.
Мы все дети Иова Многострадального. Взрослеем, строим планы, пируем, а в следующее мгновение уже погибаем под развалинами своих страстей. Но праведный Иов был оправдан и спасен, а хватит ли у нас духа и веры?
Записала Наталья Горошкова
Практическая важность чтения Псалтыри
В доме каждого верующего христианина должна быть книга Псалтырь. Очень важно практически ежедневно читать псалмы. Молитвенное чтение псалмов можно совершать не только за себя, но и за членов семьи, за нуждающихся близких людей. Псалмы следует читать с искренним сердцем и верой, читать псалмы полностью, или, если нет возможности, повторять за читающим. И главное помнить известное библейское наставление апостола Иакова: многое может усиленная молитва праведника!
Чтение по соглашению
В православии есть отдельное правило чтения Псалтыря. Из-за его большого размера допускается совместное чтение молитвенных слов. Люди собираются вместе и одновременно перечитывают псалмы от болезни и любой беды со здоровьем. Такая процедура называется чтение по соглашению. Она эффективная, как и самостоятельное прочтение молитвенных слов.
Для совместного чтения собирается группа верующих. Люди согласны выполнять условия такого чтения и искренне верить в каждое произнесенное слово.
Участники договариваются поочередно читать весь Псалтырь — за сутки им удается прочесть всю книгу. Каждому верующему отведен один псалом. Он читает его дома, оказавшись в полном уединении.
Кафизмы читаются дома, но в них упоминаются имена всех, входящих в группу совместного прочтения. На следующий день церковный ритуал повторяется. Верующие снова читают Псалтырь от начала и до его конца.
Если человеку из группы не удалось прочитать отведенную ему кафизму, она читается на следующий день — 2 раза вместо одного. Если верующий читает молитву, на следующий день он берется читать следующий по порядку текст об исцелении души и тела.
Практика используется во время Великого Поста. Псалтырь читается 40 дней подряд. С помощью такой методики молитвы о здравии получают невероятную силу. Они укреплены мыслями десятка верующих одновременно. Одному человеку совершить такой ритуал самостоятельно очень трудно. Неусыпаемая молитва из уст разных людей остается эффективной и мощной.