Владыка Алексий (Симанский) в осаждённом Ленинграде

Патриарх Алексий I — в миру именованный Сергей Владимирович Симанский — родился в 1877 году (скончался в 1977), был православным священником, членом Священного cинода, доктором богословских и юридических наук.

Отличился самым долгим сроком пребывания на должности Патриарха Московского и всея Руси. Кроме службы прославился как великолепный педагог.

Патриарх родился в зажиточной семье и получил хорошее образование

Будущий патриарх Алексий родился в семье камердинера императорского двора и дочери известного дворянина. По дореволюционным традициям всех зажиточных семейств мальчик получил начальное домашнее образование.

Позже поступил в Институт восточных языков, где учился с 1888 по 1891 годы. В этом учебном заведении имелась стандартная гимназия с пятилетним сроком обучения, но также имелся вариант трехлетнего курса с углубленным изучением языков, стран Ближнего Востока.

Начиная с 1891 получает образование в Московском лицее Цесаревича Николая, наравне с другими аристократами.

Лицей повлиял на неокрепший ум юноши.

Он увлекся промонархическими движениями.

В 1908 году Алексий стал председателем отделения Союза русского народа в Тульской губернии.

Эта организация была контрреволюционной, монархической, в составе — много духовенства.

В 1896 году с отличием закончил лицей и поступил на юридический факультет при Московском университете. Однако, жил на территории предыдущего места обучения. Через три года закончил обучение, защитил ученую степень кандидата права. Тема дипломной работы: «Комбатанты и не комбатанты во время войны».

Епископ Техвинский Алексий. Патриарх получил этот сан в 1913

Повинуясь все тем же аристократическим традициям, прошел добровольную военную службу в гренадерском полку. Провел в армии 2 года (1889 — 1900), после чего отправился в запас со званием прапорщика. Почти сразу поступил на второе высшее образование в Московскую духовную академию.

Учился в ней четыре года, после чего защитил кандидатскую на тему «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия» перед митрополитом Филаретом. Получил звание кандидата богословия.

Смотрите также статью Священник Алексей Мороз

Монашество и просветительская деятельность

1902, 2 февраляПострижен в монахи епископом Арсением. Все произошло в Троицко-Сергиевой Лавре
1902, 17 мартаПринял рукоположение до иеродиакона
1903, 21 декабряПовышен до иеромонаха
1904 – 1906Занимает должность инспектора Псковской духовной семинарии. При этом преподает там же Священное Писание
1906Повышен до ранга архимандрита, поставлен во главу Тульской духовной семинарии
1911, 6 октябряЗанимает пост ректора Новгородской духовной семинарии. По совместительству становится настоятелем Антониева монастыря. Его покровитель Арсений получил повышение и проявил инициативу в продвижении Алексия
1913, 28 мартаПосле доклада Священного синода императору Николаю II, Алексий получает должность епископа Тихвинском и вторым Викарием Новгородской епархии. Наречение состоялось 28 апреля этого же года
1913, 27 апреляИзбран председателем НЕУС — Новгородского епархиального учебного совета

Образование и военная служба[править | править код]

Начальное образование получил дома. С 1888 до 1891 гг. обучался в Лазаревском институте восточных языков, состоявшем тогда из пятиклассной гимназии и специальных классов с трёхлетним сроком обучения арабскому, персидскому, турецкому языкам, а также истории, языкам и культуре стран Востока и Закавказья.

В 1891 г. был переведён в аристократическое учебное заведение — Катковский лицей (с 1893 г. Императорский лицей памяти Цесаревича Николая), который окончил в 1896 г.

В 1896 г. поступил на юридический факультет Императорского Московского университета, продолжая жить в лицее. Закончил полный курс в три года и получил учёную степень кандидата прав за своё сочинение Комбатанты и некомбатанты во время войны

.

В 1899—1900 гг. находился на военной службе в качестве вольноопределяющегося в 7-м гренадерском Самогитском полку. Вышел в запас в чине прапорщика.

В 1900 г. поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1904 г. со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета»). Значительное влияние на него оказал тогдашний ректор академии епископ (затем митрополит) Арсений (Стадницкий); инспектором Академии был архимандрит Евдоким (Мещерский).

После Великой Октябрьской революции

Приход к власти большевиков многими считается началом краха Русской православной церкви. И если посмотреть на факты, то это мнение только подтверждается. При этом также считается, что РПЦ всемирно поддерживала императора Николая II. Однако, этот факт также весьма сомнителен.

Ведь после отречения монарха Священный синод помогал временному правительству.

Причина —в указе Петра Великого о создании Священного Синода. В указе говорилось, что церковь не может влиять на светскую власть, у нее отбирали часть земель, но главное — она полностью подчинялась монарху.

Епископ Ямбургский Алексий

Поэтому, когда совершилась Февральская революция церковные мужи восприняли это как выгодную возможность и тут же объявили указ Петра недействительным. Однако, такая свобода церкви продолжалась недолго.

Уже в октябре 1917 года Россию потрясла новая революция, навсегда изменившая облик нашей страны. К власти пришла партия большевиков. Новая доктрина управления страной нравилась не всей аристократии и части церковной верхушки.

Начиная с 1920 года начался так называемый «Красный террор». Этот период истории воспринимается негативно по отношению к большевикам. Однако, стоит учесть, что это была вынужденная мера.

Активно набирало силу промонархическое «белое» движение, состоялась интервенция со стороны государств Антанты.

В эти годы народ разделился на несколько лагерей и церковь как часть народа тоже разделилась.

Поэтому, гонения на священников можно логично объяснить простой борьбой с противостоящим коммунистам враждебными силам. Лояльные «красным» служители церкви почти не пострадали.

Успенский собор в Москве: Именно тут покоится Алексий I

Вот в такое непростое время жил и работал Алексий I. Он постоянно пропадал в кабинетах Чрезвычайного комитета. Первый раз удалось отделаться условным сроком, второй — ссылкой. При этом карьерный путь будущего патриарха оказался тернист и непредсказуем.

В частности, в 1941 году он работал архиепископом в Ленинграде. Провел в городе Петра всю блокаду. Организовывал благотворительные мероприятия, выбивал дополнительные пайки своей пастве и оказывал всякой содействие властям.

1941

Алексий I работает археипископом в Ленинграде, где и проведет всю блокаду

В 1943 году Алексия вместе с митрополитом Сергием и Николаем оказались приглашены на встречу со Сталиным в Генштабе, расположенным в Москве.

Результатом встречи стала резолюция о разрешении открытия новых духовных училищ и предложение о выборе патриарха.

В том же 1943 году осенью избрали нового патриарха — Сергия.

АЛЕКСИЙ I

После стабилизации государственно-церковных отношений в 1943 г. начался рост числа действующих храмов: в 1944 г. открылось 208 храмов, в 1945 г.- 510. К нач. 1946 г. общее число правосл. церквей вместе с ранее действовавшими и вновь открытыми составило 10547, в т. ч.: на Украине — 6007, в РСФСР — 2816, в Белоруссии — 621, в Молдавии — 582, в Прибалтике — 343; в 1958 г. действовало уже 13414 церквей. Отмечалось резкое увеличение числа молящихся в храмах. Возрождались старые и учреждались новые епархии, к нач. 1958 г. в РПЦ было 73 епархии. Число архиереев с 61 чел. в 1946 г. возросло до 73 — в 1958 г. Всего в 1945-1971 гг. совершено было 129 епископских хиротоний, из к-рых 59 возглавил Патриарх. Увеличилось и количество приходского духовенства: с 9254 чел. в 1946 г. до 12288 — к нач. 1958 г. В 1948 г. для обеспечения духовенства и др. церковных работников, выходивших за штат по старости и болезни, Синод учредил Пенсионный комитет, его фонды составлялись из пенсионных отчислений епархий. Улучшилось финансовое положение Церкви: в 1948 г. оборот церковных средств составил 180 млн. р., в 1957 г.- 667 млн. р.

Патриаршее богослужение в кафедральном Богоявленском соборе. 1946 г. Москва Патриаршее богослужение в кафедральном Богоявленском соборе. 1946 г. Москва

16 июля 1947 г. по просьбе А. в Патриарший Богоявленский собор были переданы из музейного хранения мощи святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, в этом же году по благословению Святейшего Патриарха перенесенные в Вильнюс. В 1947 г. торжественно отмечалось 800-летие Москвы. В ознаменование этой даты, также по просьбе А., из Успенского собора Кремля в день церковного празднования юбилея — 18 окт. в Богоявленский собор были перенесены мощи свт. Московского Алексия. В последующее десятилетие по просьбам Патриарха и правящих архиереев в правосл. храмы из запасников музеев в отдельных случаях возвращались святые мощи, чудотворные иконы и др. святыни.

Началось восстановление монашеской жизни. Усилиями А. ТСЛ была передана Церкви. В пасхальные дни 1946 г., после 25-летнего перерыва, в ней возобновились богослужения, братии мон-ря были переданы мощи прп. Сергия Радонежского. А. сам составил устав для братии обители, об устроении к-рой он заботился до самой смерти. Тогда же начались восстановительные работы в лавре, продолжавшиеся во все время Патриаршества А. Общее число мон-рей в 1946 г. достигло 75, к нач. 1958 г. их насчитывалось 69.

В 1946 г., в праздник Благовещения, А. обратился с посланием к настоятелям храмов Москвы об основах совершения богослужения. Он резко осудил «исполнение церковных песнопений в крикливом тоне светских романсиков или страстных оперных арий», обращая внимание на то, что характерные для того времени «концерты» очень далеки от «соборной молитвы народа Божия», к-рая должна возноситься в храме. И в последующее время вопросы богослужебного устава и церковного пения всегда были важны для А.

Продолжалось начатое еще в период Местоблюстительства А. восстановление духовных учебных заведений. Современники отмечали особую любовь и внимание Святейшего Патриарха к духовным школам. Все обращения А. к учащимся представляли собой серьезные богословские поучения — не отвлеченного свойства, но обращенные к самым насущным духовным проблемам, что было характерно для столь почитавшегося Патриархом свт. Филарета (Дроздова). Примером богословствования в поучении служит речь А. в ЛДА 6 дек. 1949 г., в день памяти св. блгв. кн. Александра Невского: «Православный народ истомился в искании истинных добрых духовных пастырей. Их, верим, немало и теперь, но далеко не так много, как бы хотел православный русский народ и сколько их нужно для блага и процветания нашей православной Церкви. Поэтому, молясь здесь вместе с теми, которые со временем будут пастырями, которые теперь готовятся быть пастырями, русский народ с особой любовью смотрит на них как на будущую надежду Церкви, как на будущих пастырей, чуждых того соблазна, который в недавнее время, как ураган, ворвался в нашу Церковь и которому были, к сожалению, причастны многие и многие пастыри. Православный русский народ очень тонко умеет узнавать и ценить истинного пастыря. Его не соблазняют и не вводят в заблуждение драгоценные камни, сияющие на митрах и крестах многих нынешних священников; он желает видеть сияние души пастыря, он желает видеть пастыря — человека высоких духовных достоинств; русский народ желает видеть пастыря-отца, который приникает любовью своей к нуждам паствы; он идет к священнику и ждет услышать от него слово спасения: как спасти душу, как направить свою жизнь, чтобы привлечь на себя благодать Господню, как преодолевать жизненные трудности, как справляться со своими скорбями, недугами, как уберечься от падений греховных. Вот что желает он получить от пастыря. Он не верит громким словам иного пастыря-проповедника, словам, в которых не слышно голоса Священного Писания и святых отцов, но в которых обильно рассыпаны земные слова земных художников слова. Речи таких проповедников не проникают в сердце русского православного человека. Он ищет у пастыря разъяснения слова Божия, ждет, чтобы в проповеди своей указал ему путь, по которому ему надлежит идти; и тогда такому пастырю открывается его сердце» (цит. по: НКС. М., 1997. Т. 1. С. 719-720). По ходатайствам Патриарха к нач. 1958 г. в Советском Союзе были открыты и действовали 2 ДА и 8 ДС.

В 1942 г., после 24-летнего перерыва, было возобновлено издание церковной лит-ры. В Патриаршество А. вышли в свет 2 изд. Библии (1956, 1968), Новый Завет (1956), Типикон (1954), 2 изд. Молитвослова (1955, 1970), Требник (1956), Служебник (1958), Минея общая (1962), Минея праздничная (1970), Октоих (1962-1964, 2 ч.), Часослов (1964), Псалтирь следованная (1954), ежегодные богослужебные указания (1948-1957). Издавались: ежемесячный орган РПЦ — ЖМП (с 1943), ежегодник БТ (с 1959), журналы «Православний вiсник» (на укр. яз., Киев, с 1946), «Вестник Восточноазиатского экзархата Московской Патриархии» (Харбин, с 1947), «Вестник Православного экзархата Московской Патриархии в Чехословакии» (Прага, 1948-1951), «Вестник русского Западноевропейского Патриаршего экзархата» (на рус. и франц. яз., Париж, с 1950), «Вестник Православия» (Роттердам, с 1951), «Stimme der Orthodoxie» (Голос Православия, на нем. яз., Берлин, с 1952). «Egyházy krónika» (Церковная летопись, на венг. яз., Будапешт, с 1953). Выпущены были 4 тома «Слов, речей, посланий, обращений» А. (1948-1963), книги: «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война» (1943), «Духовное наследие Патриарха Сергия» (1947), «Деяния Совещания Глав и представителей автокефальных православных Церквей» (2 т., на рус. и франц. яз., 1949), «Русская Православная Церковь: Устройство, положение, деятельность» (1958), «Слова и речи» митр. Крутицкого и Коломенского Николая (4 т., 1947-1957) и др.

Годы Патриаршества А. стали временем настойчивых усилий священноначалия по уврачеванию внутренних и внешних расколов в РПЦ. В 1943 г., после избрания митр. Сергия Патриархом Московским и всея Руси, начался распад обновленческих общин, в Патриаршую Церковь возвращались обновленческие епископы и приходы со своими священниками. В 1944-1945 гг. этот процесс принял необратимый характер. В ведении обновленческого «митрополита» А. Введенского остался лишь его собор — храм Пимена Великого в Москве. Летом 1945 г. Введенский обратился к Святейшему Патриарху с просьбой о принятии его в клир РПЦ в сане пресвитера, каким он был до учиненного им раскола. А. предложил Введенскому возвратиться в правосл. Церковь в достоинстве мирянина, от этого Введенский отказался. После смерти Введенского 8 авг. 1946 г. обновленчество прекратило свое существование.

Под омофор Святейшего Патриарха вернулись многие из тех, кто отделился от Московской Патриархии после опубликования «Декларации» 1927 г. В частности, еп. Афанасий (Сахаров), имевший особенно высокий авторитет среди оставшихся в живых «непоминающих», т. е. архиереев и священников, не возносивших за богослужением имени Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия. Избрание А. Патриархом на Поместном Соборе и крах обновленчества показали безосновательность опасений оппозиционеров, что конечным результатом деятельности митр. Сергия будут замена Патриаршего управления синодальным и союз с обновленцами. Духовный авторитет и способность А. объединить вокруг себя духовенство и верующих в исключительно трудных условиях убеждали в том, что для Церкви нет иного пути, кроме проложенного Патриархией. В послевоенные годы из прежних «непоминающих» в отделении от Церкви осталось неск. малочисленных подпольных общин, называвших себя «истинно православными христианами», гл. обр. в Воронежской и Тамбовской епархиях, на Сев. Кавказе и в Казахстане, а также отдельные священнослужители. Среди оставшихся в оппозиции возобладал дух сектантского обособления.

Особое значение в 40-х гг. имело упорядочение внутрицерковной жизни на территориях, присоединенных к СССР в 1939-1940 гг., а также на оккупированных нем. войсками территориях — в Прибалтике, Молдавии, Зап. Украине, Зап. Белоруссии. В марте 1945 г. А. возложил на архиеп. Псковского и Порховского Григория (Чукова) снятие схизмы, в к-рой с авг. 1941 г. находились члены Синода Эстонской Апостольской Православной Церкви и группа эст. и рус. приходов со своим духовенством, вторично объявивших себя во время нем. оккупации в юрисдикции К-польского Патриархата. 6 марта архиеп. Григорий в Николаевском храме Таллина принял покаяние пребывавших в схизме и восстановил церковное единство Эстонской епархии.

Вскоре после своего избрания на Патриарший престол А. обратился к пастырям и пастве греко-католической (униатской) Церкви, проживавшим в зап. областях Украины с призывом возвратиться к Матери — Русской Церкви. В 3 зап. областях Украины — Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской (исторической Галиции), вошедших в нояб. 1939 г. в Советский Союз, бо́льшая часть населения принадлежала к греко-католич. Церкви. Галичане, в массе своей на протяжении веков находясь в пределах католич. гос-в, хранили, передавая от поколения к поколению, любовь к прадедной России и к Матери — Русской Церкви. Ярким приверженцем Православия был на протяжении всей своей жизни протопр. Гавриил Костельник, одаренный пастырь, прекрасный проповедник и богослов. В мае 1945 г. прот. Гавриил Костельник, настоятель Преображенского собора Львова, создал инициативную группу по воссоединению греко-католич. Церкви с РПЦ. Первыми его помощниками были генеральный викарий Перемышльской епархии свящ. Михаил Мельник и декан Гусятинского деканата (благочиния) Станиславской епархии свящ. Антоний Пельвецкий. Деятельность инициативной группы была поддержана Патриархом и органами гос. власти. 8 и 9 марта 1946 г. в соборе св. Юра (Георгия)во Львове проходил Собор униатской Церкви (см. Львовский Собор), постановивший «отменить решения Брестского Собора 1596 г., ликвидировать унию… и возвратиться в нашу отеческую святую православную веру». 5 апр. 1946 г. А. принял в Москве делегацию участников Собора во главе с прот. Гавриилом Костельником, к-рого возвел в сан протопресвитера. Святейший Патриарх служил с прибывшим духовенством в Патриаршем Богоявленском соборе. 28 авг. 1949 г. в Ужгороде произошло воссоединение с Матерью — Русской Православной Церковью униатов Закарпатья. В 1945-1949 гг. более 3 тыс. униатских приходов на Украине возвратились в лоно св. Православия.

После победы СССР в Великой Отечественной войне авторитет Советского гос-ва и Русской Церкви на международной арене был необыкновенно высок. Следствием этого явилось воссоединение многих правосл. епархий и приходов рус. диаспоры с Русской Церковью. Забота о восстановлении церковного единства в рус. диаспоре была одной из основных задач Патриарха на всем протяжении его Первосвятительского служения. 10 авг. 1945 г. Святейший Патриарх обратился с посланием к архипастырям и клиру Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), призывая их вернуться в спасительное лоно Матери-Церкви. По благословению А. 24 авг.- 5 сент. 1945 г. в Париже состоялись встречи митр. Крутицкого Николая с находившимся с 1931 г. в юрисдикции К-польского Патриарха митр. Евлогием (Георгиевским). Митр. Евлогий, возглавлявший церковный округ с 75 приходами во Франции и др. странах Зап. Европы и Сев. Африки, возвратился в лоно Матери-Церкви. Одновременно такое же решение принял пребывавший в Париже митр. Серафим (Лукьянов), возглавлявший в то время Западноевропейскую епархию РПЦЗ, в состав к-рой входили 30 приходов. Синод РПЦ на заседании 7 сент. 1945 г. по докладу митр. Николая утвердил эти воссоединения.

В июле 1945 г. иерархи РПЦЗ митр. Харбинский Мелетий (Зборовский), архиеп. Хайларский Димитрий (Вознесенский) и еп. Цицикарский Ювеналий (Килин) направили А. телеграмму с просьбой о принятии их в его Первосвятительское окормление. 26 окт.- 14 нояб. в Харбине находился еп. Ростовский и Таганрогский Елевферий (Воронцов), к-рый воссоединил иерархов с РПЦ. Воссоединен был также и архиеп. Камчатский Нестор (Анисимов), не входивший в состав епископата РПЦЗ, но и не находившийся в общении с Патриаршей Церковью. В тот же период возвратился из РПЦЗ в ограду Церкви-Матери архиеп. Китайский и Пекинский Виктор (Святин), начальник 20-й Русской духовной миссии в Китае, и с ним состав этой миссии.

В 1-й пол. окт. 1945 г. по благословению А. в Германию прибыла церковная делегация в составе протопр. Николая Колчицкого, настоятеля Богоявленского собора и управляющего делами Свящ. Синода, и благочинного Москвы прот. Феодора Казанского. Ими были воссоединены с РПЦ приходы Берлина, Потсдама, Дрездена и Лейпцига, ранее входившие в РПЦЗ. Эти деяния венчал молитвой архиеп. Брюссельский и Бельгийский Александр (Немоловский), уже воссоединенный своим непосредственным старшим иерархом митр. Евлогием в Париже в авг. того же года.

Во 2-й пол. 1945 г. Патриархом был направлен в США архиеп. Ярославский и Ростовский Алексий (Сергеев) с поручением начать обсуждение с архиепископом Сан-Францисским, митр. всей Америки и Канады Феофилом (Пашковским), возглавлявшим Митрополичий округ в Америке, вопроса о возобновлении канонической связи со священноначалием РПЦ. Хотя эта встреча и не была успешной, как и последующее, в июле 1947 г., посещение Митрополичьего округа по поручению А. митр. Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым), все же эти визиты и встречи были не напрасными. Постепенно процесс переговоров становился все более конструктивным и в конце концов привел к подписанию Святейшим Патриархом томоса об автокефалии Православной Церкви в Америке 10 апр. 1970 г. Это событие произошло за неделю до кончины Предстоятеля Русской Церкви.

В нояб. 1948 г. правительство провозглашенного в мае этого же года гос-ва Израиль передало во владение РПЦ часть недвижимого имущества Русской духовной миссии в Иерусалиме, с 20-х гг. находившегося в ведении РПЦЗ. А. направил в Иерусалим для принятия имущества миссии архим. Леонида (Лобачёва), назначенного начальником миссии, и московского прот. Владимира Елховского, назначенного членом миссии. Владения миссии, находившиеся на территории, контролируемой Иорданией, остались под управлением РПЦЗ.

Патриаршее богослужение в кафедральном Богоявленском соборе. 60-е гг. XX в. Москва

Патриаршее богослужение в кафедральном Богоявленском соборе. 60-е гг. XX в. Москва

4 апр. 1946 г. по предложению А. Свящ. Синодом был учрежден Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС), задачами к-рого были осуществление связи высшей церковной власти с учреждениями РПЦ за пределами СССР, поддержание и развитие братских отношений с поместными Церквами и инославными Церквами и религ. объединениями, связь с деятелями нехрист. религий по интересующим стороны вопросам, взаимоотношения с межхрист. и межгос. орг-циями. Председателем ОВЦС стал митр. Николай (Ярушевич), 21 июня 1960 г. на этот пост был назначен Никодим (Ротов), вскоре хиротонисанный во епископа Подольского.

Во второй период Патриаршества А., после начала в 1958 г. адм. и экономических репрессий со стороны гос-ва, положение Церкви стало крайне тяжелым: количество храмов в 1958-1964 гг. сократилось почти наполовину: с 13 324 до 7873, соответственно уменьшилось и число служащих священников и диаконов: к 1961 г. оставалось лишь 8252 священника и 809 диаконов. Количество духовных учебных заведений уменьшилось с 10 до 5 (5 семинарий: Ставропольская, Саратовская, Киевская, Луцкая, Жировицкая — были закрыты), сократился прием в духовные семинарии. По всей стране под разными предлогами происходило закрытие церквей. В Кировской епархии из 75 правосл. приходов, существовавших в 1959 г., к 1964 г. осталось всего 35; 7 деревянных церквей было разобрано, одна каменная в кафедральном городе — взорвана, в остальных 32 богослужебные книги и иконы были сожжены, сами храмы разорены дотла. В Московской епархии в 1959-1963 гг. было закрыто более половины церквей. Особенно сильно пострадали Белоруссия, Украина, Молдавия. В Днепропетровской епархии в 1959 г. было 285 приходов, а к 1961 г. осталось всего 49. В Киеве у Церкви был отобран Андреевский собор.

Сократилось число епископов РПЦ, многими епархиями стали управлять архиереи, занимавшие соседние кафедры. Эта участь постигла Новгородскую, Ульяновскую, Днепропетровскую, Сумскую, Донецкую епархии. Количество мон-рей в 1958-1964 гг. уменьшилось с 69 до 16, число монашествующих сократилось с 3 тыс. примерно до 1,5 тыс. Особенно тяжелым ударом для Церкви явилось закрытие в 1963 г. древней святыни Руси — Киево-Печерской лавры. Лавра была временно закрыта на ремонт, но реставрацию не начинали, храмы и пещеры оказались в угрожающем состоянии как раз после прекращения в ней богослужений и ухода монахов. Предпринята была попытка закрыть и почаевскую Успенскую лавру, но насельники во главе с настоятелем архим. Севастианом сумели ее отстоять.

Негативное влияние на церковную жизнь оказало принятое под давлением гос. власти на Архиерейском Соборе 18-19 июля 1961 г. решение о внесении изменений в IV раздел «Положения об управлении Русской Православной Церкви», в соответствии с к-рым руководство хозяйственно-финансовой жизнью прихода должен был осуществлять исполнительный орган приходской общины верующих, тогда как на настоятеля и др. священников прихода возлагалось только духовное руководство прихожанами (ЖМП. 1961. № 8. С. 9-11, 15-17). Устранение настоятелей и клириков от административно-хозяйственных дел ставило их в ложное положение, затрудняло и духовное окормление паствы, порождало конфликтные ситуации между духовенством и получившими большие права старостами, кандидатуры к-рых нередко определялись местными уполномоченными. Летом 1965 г. архиеп. Калужский Ермоген (Голубев) составил проект петиции на имя Святейшего Патриарха с предложением внести поправки в ту редакцию «Положения об управлении Русской Православной Церкви», к-рая была принята Архиерейским Собором. В этом проекте предлагалось ввести настоятелей приходов в состав приходского собрания («двадцатки») и приходского совета в качестве председателя. Документ, подписанный помимо архиеп. Ермогена еще неск. архиереями, был передан А. 23-24 июня, во время его пребывания в Одессе. Однако Патриарх, учитывая реальное положение Церкви, не счел возможным последовать рекомендациям, содержавшимся в петиции. Архиерейский Собор 1961 г. поддержал и принял рекомендацию Святейшего Патриарха об увеличении числа постоянных членов Синода на 2 иерарха.

После прекращения прямых репрессий Церковь еще долгое время ощущала их тяжелые последствия: возможности для открытия новых приходов в городах, население к-рых стремительно росло, оставались крайне затруднительными, в то же время из-за массового оттока сельского населения в города нек-рые сельские приходы теряли прихожан и закрывались. За 2-ю пол. 60-х гг. число правосл. приходов убавилось с 7523 в 1966 г. до 7274 в 1971 г. Однако Церковь медленно преодолевала последствия церковной политики Хрущёва. В сер. 60-х гг. резко изменился состав епископата: сократилось число архиереев, родившихся в XIX в. и хиротонисанных в довоенные и военные годы. На смену им пришли архиереи, родившиеся в ХХ в. и хиротонисанные в послевоенные годы. Одним из ближайших помощников А. в эти годы был митр. Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер) (с 1990 г. Патриарх Алексий II), ставший в дек. 1964 г. постоянным членом Свящ. Синода и управляющим делами Московской Патриархии.

После Великой Отечественной войны

Второго февраля 1945 года Алексия назначили Патриархом Московским и всея Руси.

Так у него появилось больше возможностей для работы — особенно на фоне благосклонного отношения Сталина к Русской православной церкви.

2 февраля 1945

Алексия назначают Патриархом Московским и всея Руси

Иосиф Виссарионович разрешил основать несколько новых храмов и множество духовных учебных заведений.

Период сталинского правления можно назвать «оттепелью», ведь было разрешено не только основывать новые заведения, но и расширять состав священнослужителей и, даже экономические послабления, в виде снижения налогов.

события

  • Прием И.В. Сталиным иерархов Русской Православной Церкви (4 сентября 1943)
  • Поместный собор Русской Православной Церкви 1945 года (31 января 1945)
  • Празднование семидесятилетия И. В. Сталина (21 декабря 1949)
  • III Всесоюзная конференция сторонников мира (27 ноября 1951)
  • Первая конференция всех Церквей и религиозных объединений в СССР (9 мая 1952)
  • Конференция представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами (1 июля 1969)

Во времена Хрущева

Но такое положительное отношение к РПЦ продолжалось недолго.

Со смертью Сталина и приходом к власти Никиты Хрущева партия взяла курс на атеистическое воспитание народа.

При этом церкви отводилась незначительная роль и власти всячески стремились ограничить ее влияние.

Одновременно с этим стартовала программа по снижению финансового обеспечения церквей и сокращению духовных заведений.

Патриарх Алексий, несмотря на все свое влияние, не мог достучаться до верховной власти. Даже разрешенные Хрущевым инициативы Алексия не выполнялись.

Но даже в таких трудных условиях патриарх стремился проповедовать православное учение. Негласно Алексий разрешает священникам проводить службы.

За подобные деяния пострадали несколько батюшек: на них завели уголовные дела. В режиме постоянного противостояния власти и завершилась карьера Алексия 14 феврали 1970 года.

17 апреля 1970

Алексий I умер в Переделкино от сердечной недостаточности

патологическая речь

Мастер патологической речи.

Жанры: модернистская проповедь.

Патриарх Алексий (Симанский) снимает вопрос о совместимости или несовместимости Христианства и коммунизма:

Христианская религия и коммунизм — совершенно различные категории; христианская религия установлена Христом Спасителем, Который созидал Церковь, а не государство. Силою внутреннего благодатного закона христианская религия благоустрояет внутреннюю и внешнюю жизнь людей. Государство имеет свои правила, и силою внешнего закона охраняет в порядке общественную жизнь государства. Посему говорить о совместимости или несовместимости христианской религии с той или иной формой государственного устройства значит сравнивать и смешивать понятия несовместимые[5].

штампы

духовные ценности

Отношения православных христиан со всеми христианами, в том числе и с католиками, а также с верующими, исповедующими и нехристианские религии, в нашей стране являются дружескими. Всех верующих нашей страны объединяет совместное участие в созидании духовных ценностей для человечества

[6].

взаимопонимание

  • Книга («Русская Православная Церковь», 1958) «послужит великому делу сближения народов в духе мира и взаимопонимания
    »[7].

ответственность

Будем пробуждать в людях сознание ответственности за судьбы мира[8].

Иосиф Сталин
Верховный Вождь[9] • Верховный Вождь русского народа[10] • Мудрый Вождь[11] • Гениальный Вождь[12] • Великий Вождь[13] • Великий и мудрый Вождь[14] • Великий Глава нашего государства[15] • Мудрый строитель нашего блага[16] • Великий строитель народного счастья[17].

приемы патологической речи

прямая ложь
О храме Покрова Божией Матери в МДА, обновленном в 1913 году и в 1919 разрушенном большевиками[18]:

Как и все временное на земле, и храм этот постигла участь разрушения. И наряду с разрушением храма стало постепенно разрушаться и само здание, заключавшее в себе этот храм[19].

О поддержке советской внешней политики:

Русская Православная Церковь «всецело поддерживает миролюбивую внешнюю политику нашего Правительства не потому, что, как говорят наши недруги, она якобы несвободна, а потому что эта политика справедлива и соответствует христианским идеалам, проповедуемым учением Церкви»[20].

инверсия

  • Упразднилась сила великая, нравственная, общественная; сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он (Сталин. — Ред.) руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет[21].

прописная вместо строчной

  • Великого Вождя
    нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало[21].

патологический словарный запас

Благословенный мир, Братство, Великий, Взаимопонимание, Вождь, Всеобщий, Всеобщий мир, Всё, Дух времени, Международные отношения, Мир, Мир во всем мире, Миролюбивые силы, Напряженность, Народ, Ответственность, Путь, Созидательный, Сосуществование, Сплочение, Укрепление мира, Ценности, Человечество

сочинения

  • Алексий (Симанский), Патриарх
    Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи: В 4-х т. — М.: Моск. патриархия, 1948-1964.
  • Письма Патриарха Алексия своему духовнику. — М.: Псково-Печ. Усп. монастырь: Моск. Срет. монастырь, 2000.
  • Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров — Совете Министров СССР, 1945-1970 гг.: в 2 т. — М.: РОССПЭН, 2010.
  • Алексий (Симанский), Патриарх.
    Речь перед панихидой по И. В. Сталине, сказанная в Патриаршем соборе в день его похорон 9 марта 1953 года // Журнал Московской Патриархии. — 1953. — № 4. — С. 3-4.

Происхождение

Патриарх Алексий Второй, биография которого в нескольких поколениях связана с Русской православной церковью, появился на свет 23 февраля 1929 года в очень необычной семье в городе Таллине. Предок будущего священника во времена правления Екатерины Второй принял православие с именем Федор Васильевич. Он был генералом, выдающимся общественным деятелем и полководцем. От этого героя войны 1812 года и пошел русский род Ридигеров.

Дед будущего патриарха смог вывезти свою семью в горячие времена революции из Петербурга в Эстонию. Отец Алексия учился в престижном Императорском училище правоведения, но окончил учебу уже в Эстонии. Затем работал судебным следователем в Таллине, женился на дочери полковника царской армии. В семье царила православная атмосфера, родители Алексия были членами прогрессивного движения РСХД (Русское студенческое христианское движение). Они участвовали в религиозных диспутах, посещали монастыри, ходили на службы в храм. Когда Алексий был совсем маленьким, его отец начал учиться на пастырских курсах, там он познакомился с отцом Иоанном, который позже стал духовником мальчика.

У семьи были традиции проводить летние каникулы в паломнических поездках в разные монастыри. Именно тогда Алексий на всю жизнь полюбил Пюхтицкую обитель. В 1940 году отец Алексия был рукоположен диаконом. С 1942 года он служил в Казанском храме Таллина и в течение 20 лет помогал людям обрести Бога.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: