Прав. Симеон Богоприимец |
Симеон Богоприимец
(IV в. до н.э. — в.), праведный Память 3 февраля, 1 декабря — перенесение мощей в 351 году (Греч.) [1])
Был, по свидетельству святого евангелиста Луки, одним из избранников Божиих, ожидавших утешения Израилева, и Дух Святой пребывал на нем (Лк. 2, 25). Ему было возведено от Бога, что он не умрет до того времени, пока в мир не придет обещанный Мессия — Христос Господь.
Древние историки сообщают, что египетский царь Птоломей II Филадельф (285-247 до рождества Христова) пожелал пополнить свою знаменитую александрийскую библиотеку текстами Священных книг. Он пригласил из Иерусалима книжников. Синедрион послал своих мудрецов. Среди 72 ученых прибывших в Александрию для перевода Священного Писания на греческий язык, был приглашен и праведный Симеон. (Работа была выполнена и получила название «Перевод 72-х толковников». Именно с него в дальнейшем Ветхий Завет был переведен на славянский язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей.)
Праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии. Прочтя в подлиннике слова «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7, 14), он решил, что слово «Дева» здесь употреблено ошибочно, вместо слова «Жена», и хотел исправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его руку, говоря: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». С того дня праведный Симеон стал ожидать пришествия Обетованного Мессии.
И вот однажды праведный Симеон, ведомый Духом Божиим, пришел в Иерусалимский храм. Это было в тот самый день (сороковой по Рождестве Христовом), когда Пречистая Дева Мария и Ее Обручник Иосиф пришли туда, чтобы совершить обряд, положенный по иудейскому закону, — представить пред Господом своего Божественного Первенца и принести положенную жертву. Как только праведный Симеон увидел пришедших, Дух Святой открыл ему, что Богомладенец, Которого держала Пречистая Дева Мария, и есть ожидаемый Мессия, Спаситель мира.
Старец принял на свои руки Младенца Христа и произнес свои пророческие слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля».
Он благословил Пречистую Деву и праведного Иосифа и, обращаясь к Богородице, сказал:
«Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — И Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец»
(Лк. 2, 22-35).
О святом и праведном Симеоне Богоприимце известно, что он скончался, прожив 360 лет.
В веке святые мощи его были перенесены из Иерусалима в Константинополь. В 1200 году его гроб видел русский паломник святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский (1212-1220; + 1232).
В XIII веке, после IV крестового похода и разгрома западными рыцарями Константинополя, мощи св. Симеона в числе множества других реликвий были увезены на Запад. Считают, что святыня предназначалась для дальнейшего перенесения в Венецию, но шторм на Адриатическом море привел к отклонению судна от курса и его прибытию к побережью, которое ныне входит в состав Хорватии. Мощи св. Симеона с этого времени оставались в Задаре, который в те времена принадлежал Венеции.
В 2007 г., во время паломничества в Святую землю, римо-католический архиепископ Задарский Иван Прендя встретился с православным Патриархом Иерусалимским Феофилом III. В ходе беседы прелат согласился возвратить мощи св. Симеона в Иерусалим, в православный монастырь, посвященный этому святому. Архиепископ Прендя умер в январе 2010 года, но его преемник, архиепископ Зелимир Пулич, выполнил обещание, которое дал его предшественник на кафедре. В октябре 2010 года в Задаре прошла церемония, в ходе которой мощи св. Симеона Богоприимца были переданы представителям Иерусалимского Патриархата.
О памяти перенесения мощей
«Палестино-грузинский календарь» X века и родственные ему грузинские манускрипты сохранили традицию праздновать перенесение мощей апостола Иакова, брата Господня, праведных Симеона Богоприимца и Захарии, отца Предтечи, 1 декабря, а их обретение — 25 мая 351 года. Они основываются на дошедшем до нас в нескольких грузинских рукописях письме некоего Иоанна, которое содержит повествование об этих событиях. Один латинский документ X века (BHL 4099) подтверждает указанную дату, отождествляя при этом Симеона и Захарию с двумя иудейскими священниками, которые, присутствуя при мученичестве святого Иакова, обличили своих единоверцев за это деяние и сами подверглись той же участи [2].
Прав. Симеон Богоприимец. Русская икона |
Житие Симеона Богоприимца
Сведения о святом скудны.
Мы узнаем, что в годы правления царя Птолемея II он в числе других переводчиков был приглашен ко двору, чтобы переложить текст Библии с древнееврейского языка на греческий. Значение труда, который выполнял Симеон и еще 70 ученых мужей, огромно, ведь именно с этого перевода потом делались переложения Священного Писания на славянский, сербский и болгарский языки.
В процессе перевода Симеон Богоприимец встречает фразу, которая кажется ему ошибочной, о том, что Дева понесет и родит Сына. Образованный переводчик хочет вместо «Дева» написать «жена», но происходит важнейшее в его жизни знамение: сам Ангел, представший перед ним, требует верить написанному и дает ему пророчество, что он не умрет, пока не увидит собственными глазами пришедшего в мир Спасителя.
С таким своеобразным недоверием Симеона связано еще одно предание. Возвращаясь из Александрии в Палестину и переходя водный поток, Симеон бросает в него драгоценный перстень, говоря, что он поверит словам пророка, если перстень вскоре найдется. И происходит, казалось бы, невероятное: в купленной им к ужину рыбе старец обнаруживает свой перстень.
Всё в этом предании полно глубокого религиозного символизма: желая получить разрешение мучающих его сомнений, Симеон без колебаний расстается с драгоценностью, то есть показывает свое равнодушие к земным, временным богатствам; перстень не просто нашелся, а был именно в рыбе, являющейся у христиан символом Иисуса Христа. Таким образом, словно сам Господь дает ответ на волновавший старца вопрос.
Симеон Богоприимец прожил необыкновенно долгую жизнь. По тому, как называют его в текстах Священного Писания, можно предположить, что он был священником. Однажды придя в Иерусалимский храм, он встречает на его ступенях деву Марию с Иосифом, которые, согласно традиции, на сороковой день от рождения принесли в храм младенца Христа. Старец берет дитя на руки и понимает, что держит именно того младенца, о рождении которого задолго до этого твердили пророки.
Симеон произносит слова о том, что теперь он может покинуть этот мир, ведь сбылось данное ему пророчество, и он увидел своими глазами того, кто пришел спасти человечество от греха. Также он говорит Марии, что рожденный ею ребенок изменит весь мир, а судьба его принесет ей, матери, немало боли и страданий.
Момент этой встречи, или по-церковнославянски, сретения ветхозаветного старца и пришедшего в мир Спасителя, прошлого и будущего, момент, когда сбылось пророчество и над миром засиял свет надежды, празднует православная церковь, отмечая праздник Сретения Господня.
Симеон Богоприимец скончался в возрасте 360 лет.
Видео: Житие Симеона Богоприимца
Как помолиться о здоровье ребенка?
Конечно же, когда дети болеют, все родители ждут помощи от врачей. Однако не нужно забывать и о силе веры в Господа. Не так уж и редки случаи необъяснимых, с точки зрения медиков, исцелений от самых тяжелых и безнадежных болезней.
Молитва Симеону Богоприимцу о здравии детей может быть разной. Вот один из примеров:
«Святой Симеон, младенца Иисуса на руки принявший! Не оставь без заступничества своего пред Господом в час испытания тяжкого. Помоги, умоли Господа исцелить от недуга дите мое (имя ребенка). Укрепи дух мой, придай сил и кротости, не дозволь роптать, наполни душу мою смирением. Дай сил вынести испытание тяжкое, как мне, так и дитю (имя ребенка). Забери у него страдания и одари здоровьем дите мое. Аминь».
Икона святого Симеона Богоприимца
На святых иконах иконописцы чаще изображают праведника старцем с седыми волосами и бородой, который держит на руках младенца Иисуса. Симеон Богоприимец одет в черное или синее монашеское одеяние.
С огромной любовью приник он щекой к богомладенцу, взгляд святого задумчиво устремлен вдаль. Он понимает, что сбылось пророчество, данное ему Богом, и теперь он может умереть. Но вместе с тем он знает и о полной испытаний судьбе Христа, о его миссии спасения человечества.
Мудростью и любовью дышит изображение святого старца. В руке святого свиток, на котором можно рассмотреть слова «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,…». Изображение святого с книгой или свитком говорит о том, что в земной жизни он был священником, проповедовал слово Божие. Это в полной мере относится и к Симеону Богоприимцу.
Также праведный Симеон Богоприимец и пророчица Анна изображаются на иконе Сретения в тот момент, когда Богородица передает младенца на руки старцу, а он необычайно трепетно принимает его.
О чем принято молится святому?
Исторически сложилось так, что молитва Симеону Богоприимцу помогает справиться:
- с недугами, как телесными, так и духовными;
- с кознями недоброжелателей, порчей или сглазом;
- с трудностями нахождения в неволе;
- с одолевающими греховными мыслями.
Просят святого не только о помощи в исцелении от недугов, но и о возможности избежать их.
Церковные песнопения в честь святого Симеона Богоприимца
Молитва святому Симеону Богоприимцу
К святому Симеону, как и другим святым, православные обращаются за помощью и поддержкой в трудные минуты жизни, благодарят за покровительство и надеются на милость Божью. В молитве Симеону Богоприимцу есть слова «Ныне отпущаеши..».
Возможно, поэтому верующие часто молятся этому святому о судьбе заключённых, о мире и благополучии в семье, о здоровье детей и заступничестве за них перед Господом, об освобождении от тяжёлых мыслей и грешных подозрений, помыслов, о том, чтобы святой помог им отыскать свой единственный путь в жизни.
Видео: Молитва святому Симеону
Песнь Симеона Богоприимца в богослужении православной церкви
Слова святого старца «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…», приводимые в одном из евангельских текстов, принято называть песнью Симеона Богоприимца. В ней святой благодарит создателя за возможность увидеть пришедшего в мир Христа.
Она сохранилась и поныне в вечернем богослужении и в числе благодарственных молитв, следующих за причащением. Также она исполняется в момент крещения детей мужского пола, при внесении их в алтарь.
Видео: Песнь Симеона на богослужении
Тропари и канон в честь святого
Тропарь представляет собой краткое песнопение, в котором отражена главная суть праздника, события. Канон является более крупным произведением церковной поэзии, состоит из 9 песен. В них прославляется праздник или святой.
Первоначально считалось обязательным в каноне обнаружить связь данного события или праздника с событиями Ветхого Завета, однако сейчас это требование редко соблюдается. Песнопения тропарного склада и канон в честь Симеона Богоприимца исполняются в православных храмах в день памяти святого.
Короткая жизнь праведника – служителя Богу
Симеон Верхотурский родился в богатой дворянской семье в европейской части России. Решив служить Богу, юноша покинул свой дом, ушел далеко за Урал. Он скрыл свое благородное происхождение, вел жизнь отшельника и проповедовал коренным народам Сибири, не имеющим даже письменности, веру в Христа.
Подвижник Симеон укреплял в вере недавно крещенных жителей Сибири, проповедовал безгрешную жизнь и веру в истинного Бога иноверцам, постепенно приведя многих в христианство.
Летом просветитель жил в тайге, ловил для пропитания рыбу. Зимой квартировал у своих заказчиков, он хорошо умел шить шубы. Сохранилось предание, что подвижник не хотел брать деньги за свою работу, поэтому оставлял немного недошитой шубу и тайком уходил. Его за это даже избивали.
Симеон Верхотурский большую часть времени проводил в девственной тайге, предавался Богомыслию и молению. Иногда он приходил в церковь и молился в ней. Чаще всего это было село Меркушено на берегу реки Туры. Там же блаженного и похоронили, на погосте в 1642 году.
Мощи пророка
Как уже говорилось, святой Симеон прожил 360 лет. О месте его захоронения точных данных нет. В Иерусалиме указывают на могильную яму в одном из приделов греческой церкви как на возможное место погребения святого. Согласно другим источникам, Симеон Богоприимец был убит во время избиения младенцев, когда стражники царя
Ирода допрашивали его, пытаясь узнать о месте нахождения Иисуса. Как утверждают апокрифические сказания, после воскресения Христа Симеон, как и другие праведники, воскрес в жизнь вечную.
В шестом веке мощи его были перенесены в Константинополь в Халкопратийский храм, расположенный у Медных ворот столицы Византии. О поклонении его гробу в 1200г. сообщает святитель Антоний Новгородский, совершавший паломничество на Святую Землю.
В настоящее время в германском городе Ахен в специальном ларце реликварии хранится десница (правая рука) святого. Поклониться святыне можно только раз в семь лет, когда ее выставляют для паломников.
Реликварий, сделанный искусными древними мастерами, представляет собой небольшой ларец, украшенный драгоценными камнями, со скульптурами Богородицы и святого Симеона, принимающего в свои руки младенца Спасителя.
Сами мощи появились в 1243 году в хорватском городе Зара (Задар), где они находятся в специальном саркофаге в церкви святого Симеона.
Как помолиться о детях?
Молитва Симеону Богоприимцу, новорожденных сохраняющая от всяческого зла, болезней и дурного глаза, издревле была распространена на Руси. Для того чтобы попросить у святого покровительства и защиты для малыша, вовсе не обязательно использовать готовые тексты из молитвословов. Все они составлялись людьми, соответственно, нет никаких препятствий для того, чтобы молиться собственными словами.
Горячим, наполненным искренней заботой и, конечно же, верой, словам, обязательно внемлет Симеон Богоприимец. Молитва о детях, недавно увидевших свет, можно сформулировать своими словами. Также можно использовать готовый текст. Например:
«Богоприимец, старец святой, Симеон! Услышь меня, рабу Божию (имя собственное), удели мне своих милостей. Прошу тебя о покрове младенца моего (имя ребенка), об убережении его от всяческого зла. Защити от людей дурных и от хворей, от напастей всех. Даруй ему житие тихое и безбедное, долгое и в добром здравии. Сбереги от печалей и тягостей, но надели радостями и благами земными. Аминь»
Храмы и монастыри, освященные в честь святого Симеона Богоприимца
Православные церкви, монастыри, соборы в честь памяти святого Симеона Богоприимца действуют в разных городах России: в Москве и Петербурге, Великом Новгороде и Тюмени. Женский монастырь, освященный в честь святых Симеона и Анны, есть в Челябинской области в селе Кизильское.
Храм в городе на Неве является наиболее древним сооружением с интересной историей. Построенный в начале XVIII века по проекту архитектора Земцова в стиле классицизма, он долгое время был придворным храмом, затем в XIX веке переходит с разряд епархиальных церквей. В 1938 году в его помещениях советская власть открывает склад, а чуть позже метеорологический музей. Церковь была возвращена верующим лишь в 1991 году.
Есть такой храм и в Иерусалиме, там, где жил когда-то святой старец. В Катамоне, одном из районов города, сохранилось и место захоронения святого, над его могилой белая мраморная плита и иконы, рассказывающие об эпизодах его земного пути.
Церковные православные праздники 16 февраля
Сегодня, 12 февраля церковь также почитает православных святых, это день памяти:
Попразднство Сретения Господня
Воскресным 16 февраля днем православные верующие продолжают отмечать Сретение Господне. Принято посещать церковные богослужения, а также читать молитвы.
Благоверного Романа Угличского
16 февраля церковь почитает князя Романа, угличского правителя. После смерти своего отца Владимира, князя Углича, а также брата Андрея в возрасте 26 лет заступил на трон. Правил хорошо, устраивал богадельни, где принимал бедных и убогих со всего княжества. При нем было построено 15 православных храмов. Князь Роман ежедневно принимал участие в богослужении, не гнушался задушевных бесед с благочестивыми иноками. Когда в 1280 году умерла супруга, Роман сосредоточился на службе Господу, постил, читал молитвы и активно участвовал в благотворительности. Воздвиг на Волге град Романов (нынче – Тутаев). Умер в 1285 году, статус святого получил через 300 лет после смерти.
Равноапостольного Николая Японского
С именем святителя Николая, архиепископа Японского, связано утверждение православной веры в Японии. Родился в 1836 году в Смоленской губернии. Отец был местным диаконом. Окончил Бельское духовное училище, а затем духовную академию в Санкт-Петербурге. По своему желанию отправился в Японию, чтобы распространять в этой стране Православие. Служил в консульском храме, расположенном в городе Хакодатэ. За полувековой апостольский подвиг Священный Синод в 1970 году постановил причислить Николая Японского к лику святых, присвоив звание «равноапостольный» князь.
Бог из книжки
– В праздник Сретенье мы вспоминаем, как старец Симеон встретил живого Бога. Сегодня у нас очень много знаний «про Бога» – книги, комментарии о том, как жить христианину. И возникает малоуловимая подмена: читаешь книжки «про Бога», и кажется, что «встретился». Что делать с этим зазором между «богом из книжки» и тем Богом, которого встретил Симеон?
– А что сам читающий ищет в книге? Руководство к действию или «сделайте мне духовно»? Знание из книжки – как зерно в Евангельской притче о Сеятеле, – засыхает, если нет питательной среды – опыта, делания.
Книги, неправильно прочитанные, могут стать эрзацем. Как эрзац чего-то, они некоторым образом гасят жажду познания, и на какой-то момент чувство внутреннего голода притупляется.
Но это лишь дает подобие насыщения, потому и возникает ощущение подмены, самообмана. Если я, не практикуя первое, берусь за второе, третье, пятое, то весь мой опыт «Бога» остается исключительно фантазией и умозрением и лишь отдаляет от встречи.
Иногда жажда познания «через чтение» парадоксально свидетельствует не о поиске Бога, а о закрытии вопроса о Боге.
Я готов читать «про Бога» и восхищаться. Я не готов где-то смиряться, а где-то, наоборот, – дерзать, да просто молиться не готов – времени-то нет. А почитал – вроде как что-то «сделал», приобрел некоторую порцию духовности и свободен, гештальт закрыт.
И не факт, что эта проблема как-то системно осознается человеком.