Симеон Богоприимец — житие, о чем молятся и в чем помогает икона


Прав. Симеон Богоприимец

Симеон Богоприимец
(IV в. до н.э. — в.), праведный Память 3 февраля, 1 декабря — перенесение мощей в 351 году (Греч.) [1])

Был, по свидетельству святого евангелиста Луки, одним из избранников Божиих, ожидавших утешения Израилева, и Дух Святой пребывал на нем (Лк. 2, 25). Ему было возведено от Бога, что он не умрет до того времени, пока в мир не придет обещанный Мессия — Христос Господь.

Древние историки сообщают, что египетский царь Птоломей II Филадельф (285-247 до рождества Христова) пожелал пополнить свою знаменитую александрийскую библиотеку текстами Священных книг. Он пригласил из Иерусалима книжников. Синедрион послал своих мудрецов. Среди 72 ученых прибывших в Александрию для перевода Священного Писания на греческий язык, был приглашен и праведный Симеон. (Работа была выполнена и получила название «Перевод 72-х толковников». Именно с него в дальнейшем Ветхий Завет был переведен на славянский язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей.)

Праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии. Прочтя в подлиннике слова «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7, 14), он решил, что слово «Дева» здесь употреблено ошибочно, вместо слова «Жена», и хотел исправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его руку, говоря: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». С того дня праведный Симеон стал ожидать пришествия Обетованного Мессии.

И вот однажды праведный Симеон, ведомый Духом Божиим, пришел в Иерусалимский храм. Это было в тот самый день (сороковой по Рождестве Христовом), когда Пречистая Дева Мария и Ее Обручник Иосиф пришли туда, чтобы совершить обряд, положенный по иудейскому закону, — представить пред Господом своего Божественного Первенца и принести положенную жертву. Как только праведный Симеон увидел пришедших, Дух Святой открыл ему, что Богомладенец, Которого держала Пречистая Дева Мария, и есть ожидаемый Мессия, Спаситель мира.

Старец принял на свои руки Младенца Христа и произнес свои пророческие слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля».

Он благословил Пречистую Деву и праведного Иосифа и, обращаясь к Богородице, сказал:
«Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — И Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец»
(Лк. 2, 22-35).

О святом и праведном Симеоне Богоприимце известно, что он скончался, прожив 360 лет.

В веке святые мощи его были перенесены из Иерусалима в Константинополь. В 1200 году его гроб видел русский паломник святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский (1212-1220; + 1232).

В XIII веке, после IV крестового похода и разгрома западными рыцарями Константинополя, мощи св. Симеона в числе множества других реликвий были увезены на Запад. Считают, что святыня предназначалась для дальнейшего перенесения в Венецию, но шторм на Адриатическом море привел к отклонению судна от курса и его прибытию к побережью, которое ныне входит в состав Хорватии. Мощи св. Симеона с этого времени оставались в Задаре, который в те времена принадлежал Венеции.

В 2007 г., во время паломничества в Святую землю, римо-католический архиепископ Задарский Иван Прендя встретился с православным Патриархом Иерусалимским Феофилом III. В ходе беседы прелат согласился возвратить мощи св. Симеона в Иерусалим, в православный монастырь, посвященный этому святому. Архиепископ Прендя умер в январе 2010 года, но его преемник, архиепископ Зелимир Пулич, выполнил обещание, которое дал его предшественник на кафедре. В октябре 2010 года в Задаре прошла церемония, в ходе которой мощи св. Симеона Богоприимца были переданы представителям Иерусалимского Патриархата.

О памяти перенесения мощей

«Палестино-грузинский календарь» X века и родственные ему грузинские манускрипты сохранили традицию праздновать перенесение мощей апостола Иакова, брата Господня, праведных Симеона Богоприимца и Захарии, отца Предтечи, 1 декабря, а их обретение — 25 мая 351 года. Они основываются на дошедшем до нас в нескольких грузинских рукописях письме некоего Иоанна, которое содержит повествование об этих событиях. Один латинский документ X века (BHL 4099) подтверждает указанную дату, отождествляя при этом Симеона и Захарию с двумя иудейскими священниками, которые, присутствуя при мученичестве святого Иакова, обличили своих единоверцев за это деяние и сами подверглись той же участи [2].

Прав. Симеон Богоприимец. Русская икона

Житие Симеона Богоприимца

Сведения о святом скудны.

Мы узнаем, что в годы правления царя Птолемея II он в числе других переводчиков был приглашен ко двору, чтобы переложить текст Библии с древнееврейского языка на греческий. Значение труда, который выполнял Симеон и еще 70 ученых мужей, огромно, ведь именно с этого перевода потом делались переложения Священного Писания на славянский, сербский и болгарский языки.

В процессе перевода Симеон Богоприимец встречает фразу, которая кажется ему ошибочной, о том, что Дева понесет и родит Сына. Образованный переводчик хочет вместо «Дева» написать «жена», но происходит важнейшее в его жизни знамение: сам Ангел, представший перед ним, требует верить написанному и дает ему пророчество, что он не умрет, пока не увидит собственными глазами пришедшего в мир Спасителя.

Икона святого Симеона Богоприимца

С таким своеобразным недоверием Симеона связано еще одно предание. Возвращаясь из Александрии в Палестину и переходя водный поток, Симеон бросает в него драгоценный перстень, говоря, что он поверит словам пророка, если перстень вскоре найдется. И происходит, казалось бы, невероятное: в купленной им к ужину рыбе старец обнаруживает свой перстень.

Всё в этом предании полно глубокого религиозного символизма: желая получить разрешение мучающих его сомнений, Симеон без колебаний расстается с драгоценностью, то есть показывает свое равнодушие к земным, временным богатствам; перстень не просто нашелся, а был именно в рыбе, являющейся у христиан символом Иисуса Христа. Таким образом, словно сам Господь дает ответ на волновавший старца вопрос.

Симеон Богоприимец прожил необыкновенно долгую жизнь. По тому, как называют его в текстах Священного Писания, можно предположить, что он был священником. Однажды придя в Иерусалимский храм, он встречает на его ступенях деву Марию с Иосифом, которые, согласно традиции, на сороковой день от рождения принесли в храм младенца Христа. Старец берет дитя на руки и понимает, что держит именно того младенца, о рождении которого задолго до этого твердили пророки.

Икона святого Симеона Богоприимца

Симеон произносит слова о том, что теперь он может покинуть этот мир, ведь сбылось данное ему пророчество, и он увидел своими глазами того, кто пришел спасти человечество от греха. Также он говорит Марии, что рожденный ею ребенок изменит весь мир, а судьба его принесет ей, матери, немало боли и страданий.

Момент этой встречи, или по-церковнославянски, сретения ветхозаветного старца и пришедшего в мир Спасителя, прошлого и будущего, момент, когда сбылось пророчество и над миром засиял свет надежды, празднует православная церковь, отмечая праздник Сретения Господня.

Симеон Богоприимец скончался в возрасте 360 лет.

Видео: Житие Симеона Богоприимца

Как помолиться о здоровье ребенка?

Конечно же, когда дети болеют, все родители ждут помощи от врачей. Однако не нужно забывать и о силе веры в Господа. Не так уж и редки случаи необъяснимых, с точки зрения медиков, исцелений от самых тяжелых и безнадежных болезней.

Образ святого Симеона с младенцем

Молитва Симеону Богоприимцу о здравии детей может быть разной. Вот один из примеров:

«Святой Симеон, младенца Иисуса на руки принявший! Не оставь без заступничества своего пред Господом в час испытания тяжкого. Помоги, умоли Господа исцелить от недуга дите мое (имя ребенка). Укрепи дух мой, придай сил и кротости, не дозволь роптать, наполни душу мою смирением. Дай сил вынести испытание тяжкое, как мне, так и дитю (имя ребенка). Забери у него страдания и одари здоровьем дите мое. Аминь».

Икона святого Симеона Богоприимца

На святых иконах иконописцы чаще изображают праведника старцем с седыми волосами и бородой, который держит на руках младенца Иисуса. Симеон Богоприимец одет в черное или синее монашеское одеяние.

С огромной любовью приник он щекой к богомладенцу, взгляд святого задумчиво устремлен вдаль. Он понимает, что сбылось пророчество, данное ему Богом, и теперь он может умереть. Но вместе с тем он знает и о полной испытаний судьбе Христа, о его миссии спасения человечества.

Икона святого Симеона Богоприимца

Мудростью и любовью дышит изображение святого старца. В руке святого свиток, на котором можно рассмотреть слова «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,…». Изображение святого с книгой или свитком говорит о том, что в земной жизни он был священником, проповедовал слово Божие. Это в полной мере относится и к Симеону Богоприимцу.

Также праведный Симеон Богоприимец и пророчица Анна изображаются на иконе Сретения в тот момент, когда Богородица передает младенца на руки старцу, а он необычайно трепетно принимает его.

О чем принято молится святому?

Исторически сложилось так, что молитва Симеону Богоприимцу помогает справиться:

  • с недугами, как телесными, так и духовными;
  • с кознями недоброжелателей, порчей или сглазом;
  • с трудностями нахождения в неволе;
  • с одолевающими греховными мыслями.

Старинная икона Симеона Благочестивого

Просят святого не только о помощи в исцелении от недугов, но и о возможности избежать их.

Церковные песнопения в честь святого Симеона Богоприимца

Молитва святому Симеону Богоприимцу

К святому Симеону, как и другим святым, православные обращаются за помощью и поддержкой в трудные минуты жизни, благодарят за покровительство и надеются на милость Божью. В молитве Симеону Богоприимцу есть слова «Ныне отпущаеши..».

Молитва святому Симеону Богоприимцу

Возможно, поэтому верующие часто молятся этому святому о судьбе заключённых, о мире и благополучии в семье, о здоровье детей и заступничестве за них перед Господом, об освобождении от тяжёлых мыслей и грешных подозрений, помыслов, о том, чтобы святой помог им отыскать свой единственный путь в жизни.

Видео: Молитва святому Симеону

Песнь Симеона Богоприимца в богослужении православной церкви

Слова святого старца «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…», приводимые в одном из евангельских текстов, принято называть песнью Симеона Богоприимца. В ней святой благодарит создателя за возможность увидеть пришедшего в мир Христа.

Она сохранилась и поныне в вечернем богослужении и в числе благодарственных молитв, следующих за причащением. Также она исполняется в момент крещения детей мужского пола, при внесении их в алтарь.

Видео: Песнь Симеона на богослужении

Тропари и канон в честь святого

Тропарь представляет собой краткое песнопение, в котором отражена главная суть праздника, события. Канон является более крупным произведением церковной поэзии, состоит из 9 песен. В них прославляется праздник или святой.

Первоначально считалось обязательным в каноне обнаружить связь данного события или праздника с событиями Ветхого Завета, однако сейчас это требование редко соблюдается. Песнопения тропарного склада и канон в честь Симеона Богоприимца исполняются в православных храмах в день памяти святого.

Короткая жизнь праведника – служителя Богу

Симеон Верхотурский родился в богатой дворянской семье в европейской части России. Решив служить Богу, юноша покинул свой дом, ушел далеко за Урал. Он скрыл свое благородное происхождение, вел жизнь отшельника и проповедовал коренным народам Сибири, не имеющим даже письменности, веру в Христа.

Подвижник Симеон укреплял в вере недавно крещенных жителей Сибири, проповедовал безгрешную жизнь и веру в истинного Бога иноверцам, постепенно приведя многих в христианство.

Летом просветитель жил в тайге, ловил для пропитания рыбу. Зимой квартировал у своих заказчиков, он хорошо умел шить шубы. Сохранилось предание, что подвижник не хотел брать деньги за свою работу, поэтому оставлял немного недошитой шубу и тайком уходил. Его за это даже избивали.

Симеон Верхотурский большую часть времени проводил в девственной тайге, предавался Богомыслию и молению. Иногда он приходил в церковь и молился в ней. Чаще всего это было село Меркушено на берегу реки Туры. Там же блаженного и похоронили, на погосте в 1642 году.

Мощи пророка

Как уже говорилось, святой Симеон прожил 360 лет. О месте его захоронения точных данных нет. В Иерусалиме указывают на могильную яму в одном из приделов греческой церкви как на возможное место погребения святого. Согласно другим источникам, Симеон Богоприимец был убит во время избиения младенцев, когда стражники царя

Ирода допрашивали его, пытаясь узнать о месте нахождения Иисуса. Как утверждают апокрифические сказания, после воскресения Христа Симеон, как и другие праведники, воскрес в жизнь вечную.

Мощи Симеона Богоприимца

В шестом веке мощи его были перенесены в Константинополь в Халкопратийский храм, расположенный у Медных ворот столицы Византии. О поклонении его гробу в 1200г. сообщает святитель Антоний Новгородский, совершавший паломничество на Святую Землю.

В настоящее время в германском городе Ахен в специальном ларце реликварии хранится десница (правая рука) святого. Поклониться святыне можно только раз в семь лет, когда ее выставляют для паломников.

Реликварий, сделанный искусными древними мастерами, представляет собой небольшой ларец, украшенный драгоценными камнями, со скульптурами Богородицы и святого Симеона, принимающего в свои руки младенца Спасителя.

Сами мощи появились в 1243 году в хорватском городе Зара (Задар), где они находятся в специальном саркофаге в церкви святого Симеона.

Как помолиться о детях?

Молитва Симеону Богоприимцу, новорожденных сохраняющая от всяческого зла, болезней и дурного глаза, издревле была распространена на Руси. Для того чтобы попросить у святого покровительства и защиты для малыша, вовсе не обязательно использовать готовые тексты из молитвословов. Все они составлялись людьми, соответственно, нет никаких препятствий для того, чтобы молиться собственными словами.

Икона Симеона Богоприимца в раме

Горячим, наполненным искренней заботой и, конечно же, верой, словам, обязательно внемлет Симеон Богоприимец. Молитва о детях, недавно увидевших свет, можно сформулировать своими словами. Также можно использовать готовый текст. Например:

«Богоприимец, старец святой, Симеон! Услышь меня, рабу Божию (имя собственное), удели мне своих милостей. Прошу тебя о покрове младенца моего (имя ребенка), об убережении его от всяческого зла. Защити от людей дурных и от хворей, от напастей всех. Даруй ему житие тихое и безбедное, долгое и в добром здравии. Сбереги от печалей и тягостей, но надели радостями и благами земными. Аминь»

Храмы и монастыри, освященные в честь святого Симеона Богоприимца

Православные церкви, монастыри, соборы в честь памяти святого Симеона Богоприимца действуют в разных городах России: в Москве и Петербурге, Великом Новгороде и Тюмени. Женский монастырь, освященный в честь святых Симеона и Анны, есть в Челябинской области в селе Кизильское.

Храм святого Симеона Богоприимца в Тюмени

Храм в городе на Неве является наиболее древним сооружением с интересной историей. Построенный в начале XVIII века по проекту архитектора Земцова в стиле классицизма, он долгое время был придворным храмом, затем в XIX веке переходит с разряд епархиальных церквей. В 1938 году в его помещениях советская власть открывает склад, а чуть позже метеорологический музей. Церковь была возвращена верующим лишь в 1991 году.

Есть такой храм и в Иерусалиме, там, где жил когда-то святой старец. В Катамоне, одном из районов города, сохранилось и место захоронения святого, над его могилой белая мраморная плита и иконы, рассказывающие об эпизодах его земного пути.

Церковные православные праздники 16 февраля

Сегодня, 12 февраля церковь также почитает православных святых, это день памяти:

Попразднство Сретения Господня

Воскресным 16 февраля днем православные верующие продолжают отмечать Сретение Господне. Принято посещать церковные богослужения, а также читать молитвы.

Благоверного Романа Угличского

16 февраля церковь почитает князя Романа, угличского правителя. После смерти своего отца Владимира, князя Углича, а также брата Андрея в возрасте 26 лет заступил на трон. Правил хорошо, устраивал богадельни, где принимал бедных и убогих со всего княжества. При нем было построено 15 православных храмов. Князь Роман ежедневно принимал участие в богослужении, не гнушался задушевных бесед с благочестивыми иноками. Когда в 1280 году умерла супруга, Роман сосредоточился на службе Господу, постил, читал молитвы и активно участвовал в благотворительности. Воздвиг на Волге град Романов (нынче – Тутаев). Умер в 1285 году, статус святого получил через 300 лет после смерти.

Равноапостольного Николая Японского

С именем святителя Николая, архиепископа Японского, связано утверждение православной веры в Японии. Родился в 1836 году в Смоленской губернии. Отец был местным диаконом. Окончил Бельское духовное училище, а затем духовную академию в Санкт-Петербурге. По своему желанию отправился в Японию, чтобы распространять в этой стране Православие. Служил в консульском храме, расположенном в городе Хакодатэ. За полувековой апостольский подвиг Священный Синод в 1970 году постановил причислить Николая Японского к лику святых, присвоив звание «равноапостольный» князь.

Бог из книжки

– В праздник Сретенье мы вспоминаем, как старец Симеон встретил живого Бога. Сегодня у нас очень много знаний «про Бога» – книги, комментарии о том, как жить христианину. И возникает малоуловимая подмена: читаешь книжки «про Бога», и кажется, что «встретился». Что делать с этим зазором между «богом из книжки» и тем Богом, которого встретил Симеон?

– А что сам читающий ищет в книге? Руководство к действию или «сделайте мне духовно»? Знание из книжки – как зерно в Евангельской притче о Сеятеле, – засыхает, если нет питательной среды – опыта, делания.

Книги, неправильно прочитанные, могут стать эрзацем. Как эрзац чего-то, они некоторым образом гасят жажду познания, и на какой-то момент чувство внутреннего голода притупляется.

Но это лишь дает подобие насыщения, потому и возникает ощущение подмены, самообмана. Если я, не практикуя первое, берусь за второе, третье, пятое, то весь мой опыт «Бога» остается исключительно фантазией и умозрением и лишь отдаляет от встречи.

Иногда жажда познания «через чтение» парадоксально свидетельствует не о поиске Бога, а о закрытии вопроса о Боге.

Я готов читать «про Бога» и восхищаться. Я не готов где-то смиряться, а где-то, наоборот, – дерзать, да просто молиться не готов – времени-то нет. А почитал – вроде как что-то «сделал», приобрел некоторую порцию духовности и свободен, гештальт закрыт.

И не факт, что эта проблема как-то системно осознается человеком.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: