К имени архимандрита Тихона (Шевкунова) постоянно приковано внимание политической прессы России. Одни считают его чуть ли не «серым кардиналом», диктующим свою волю Владимиру Путину, другие полагают, что Президенту РФ достаточно постоянного общения с Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом, мудро мыслящим православным духовником.
Однако, возвращаясь к имени православного проповедника архимандрита Тихона (Шевкунова), хочется непременно отметить, что это очень умный и прозорливый современный человек, который остро чувствует ответственность за судьбу своего народа и Отечества, монах, который взял на себя очень серьезные обязательства перед Богом.
История возникновения монашества
Христианское монашество представляет собой общинную жизнь, которая начинается с того момента, когда человек по собственной воле отказывается от всех мирских благ и начинает жить по определенным уставам, где всегда соблюдается обет целомудрия, скромности и полного послушания.
Первым христианским монахом стал св. Антоний Великий, который жил в Древнем Египте в 356 году до н. э. Это был человек небедный, однако он продал все свое имущество и раздал деньги нищим. А потом поселился недалеко от своего дома и стал вести отшельнический образ жизни, проводя все время в неустанной молитве Богу и чтении Св. Писания. Это послужило примером для других отшельников, которые начали селиться в своих кельях поблизости от него. Со временем такого рода общины стали появляться практически по всему Среднему и Северному Египту.
Архимандрит Тихон (Шевкунов). Биография. Путь к монашеству
До принятия монашества он был Григорием Александровичем Шевкуновым. Будущий архимандрит родился в семье медиков в Москве летом 1958 года. Будучи уже взрослым, он поступил во ВГИК на сценарно-киноведческий факультет, который успешно окончил в 1982 году. После окончания института он становится послушником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, где в дальнейшем на его судьбу самым решающим образом повлияли подвижники-монахи и, безусловно, добрейший и святейший духовник монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
В 1986 году Григорий начинает свой творческий путь с работы в отделе Издательства Московской Патриархии, которой руководил митрополит Питирим (Нечаев). Именно в эти годы он трудится над изучением всех исторических фактов и документов о возникновении христианского православия и жизни святых людей. К тысячелетию Крещения Руси Григорий подготовил огромное количество фильмов религиозно-просветительского плана, где сам выступал и как автор, и как консультант. Таким образом, в атеистической жизни советских граждан набирает оборот новый виток, ведущий к познанию истинных канонов христианского православия. И в это же время будущий архимандрит занимается переизданием Древнего Патерика и других святоотеческих книг.
Детство и юность
Тихон (до пострига – Георгий) Александрович Шевкунов – православный делатель культуры, сценарист, писатель, епископ Русской Православной Церкви. Родился 2 июля 1958 г. в семье москвичей. Отца мальчик никогда не видел. Мать работала микробиологом и воспитывала сына в одиночку.
В 1977 г. юноша решил связать свою жизнь с кинематографом и поступил на сценарный факультет ВГИКа. Будучи студентом, Георгий пришел к вере и начал воцерковляться. Друзья молодого человека посоветовали ему побывать в Псково-Печерском монастыре. Поездка в обитель кардинально изменила мировоззрение и планы юноши.
В молодости
Принятие монашества
Летом 1991 года Григорий Шевкунов принимает монашество в Донском монастыре города Москвы, где его и окрестили Тихоном. В период своего служения в монастыре он принимает участие в обретении мощей святителя Тихона, которые были погребены в Донском соборе в 1925 году. И вскоре становится настоятелем подворья Псково-Печерского монастыря, расположившегося в зданиях древнего Сретенского монастыря в Москве. Обязательно стоит отметить одну особенность, которую имеет архимандрит Тихон (Шевкунов): где служит он, там всегда чувствуется его истинное предназначение и твердость убеждений.
Биография
Родился будущий монах в семье советской интеллигенции, в 1958 году. Его мать была медиком, уважаемым советскими гражданином и семья не была верующей и воцерковленной. Рос Георгий Шевкунов (так в миру звали будущего монаха) вполне обычным советским ребенком, не выказывая в детстве каких-либо особых духовных дарований или стремлений.
Митрополит Тихон Шевкунов
Когда пришло время выбора профессии, творческий юноша поступает в знаменитый ВГИК, на факультет сценографии. Именно студенческий возраст стал переломным для духовного состояния молодого человека. Он стал бунтовать против серых советских устоев, искать нечто большее, задумываться о смысле и цели человеческой жизни.
Окончание ВУЗа ознаменовалось еще одним важнейшим событием в жизни Георгия — он принимает Святое Крещение. Сразу после этого молодой человек уезжает послушником в Псково-Печерский мужской монастырь, где ему Промыслом Божиим посчастливилось стать духовным чадом известного старца Иоанна Крестьянкина.
Конечно же, знакомство и духовное окормление у отца Иоанна сыграло важнейшую роль в становлении веры Георгия Шевкунова. Человеку, который вырос среди советской интеллигенции, получил престижное мирское образование, да еще и в сфере культуры, нужно было очень многое преодолеть в себе, чтобы встать на путь следования за Господом.
Интересно! Имея необходимые навыки литературной работы, послушника берут трудится в издательский совет Московского патриархата. Тут очень пригодилось его умение писать тексты и работать со словом.
Тут же будущий монах знакомится с митрополитом Питиримом (Нечаевым), который поразил молодого человека своей самоотверженной работой на благо Церкви. И вот, пройдя некоторый путь простого послушничества и потрудившись для Церкви, в 1991 году Георгий Шевкунов сподобился пострижения в монахи.
Хиротония архимандрита Тихона во епископа Егорьевского
Это знаменательное событие произошло в Донском монастыре города Москвы, который только-только был восстановлен. Георгий Шевкунов был пострижен под именем Тихон, в честь святого патриарха Тихона. В скором времени правящим патриархом был рукоположен в более высшие монашеские чины — иеродиакона, а затем и иеромонаха. Остался служить в том же монастыре.
Известность в православных кругах приобрел в 1993 году, когда в Донском монастыре были обретены святые нетленные мощи патриарха Тихона. Через 2 года после этого события он был назначен главой подворья Псково-Печерского монастыря в Москве.
Поскольку в первые годы после развала Союза активно восстанавливались храмы и монастыри, внутри Церкви остро стоял вопрос кадровой иерархии. И отца Тихона в 1995 году назначают наместником Сретенского монастыря, где вскоре патриархом Алексием II он будет возведен в сан архимандрита.
На базе монастыря появляется Сретенское духовное училище, которое уже в 2002 году получает статус духовной академии. Отец Тихон трудится тут на должности ректора. Будучи уже известной персоной, отец Тихон знакомится и с главой государства Владимиром Владимировичем Путиным.
Митрополит Тихон с Владимиром Путиным и патриархом Кириллом
Архимандрит сопровождает президента в его поездке в Псково-Печерский монастырь, а позже — и во время визита в США. Недоброжелатели окутали эти поездку большим количеством сплетен и слухов, отца Тихона стали называть агентом президента. Тем не менее, архимандрит продолжал свои труды на благо Церкви.
В 2004 году будущий епископ оканчивает Сретенскую духовную семинарию экстерном, официально получив документ о духовном образовании.
Активно участвует в движении по воссоединению единства Русской Православной Церкви Московского патриархата и Православной Церкви Запада. Именно его трудами мы сегодня имеем единство со многими нашими братьями по вере, живущими за рубежом.
Важно! В 2012 году в главном храме Сретенского монастыря, на величественной архиерейской службе, патриарх Кирилл торжественно возглашает отца Тихона игуменом монастыря и вручает ему специальный игуменский посох.
Отец Тихон активно занимается многими вопросами внутренней церковной жизни. Так, он становится секретарем совета по культуре при Патриархе, а также входит в состав высшего церковного совета РПЦ.
Жизнь архимандрита
В 1995 году монаха посвящают в сан игумена, а в 1998 году — в сан архимандрита. Через год он становится ректором Сретенского высшего православного монастырского училища, которое потом было преобразовано в духовную семинарию. Про Сретенский монастырь архимандрит Тихон (Шевкунов) всегда говорит с большой любовью и благодарностью.
Дальше вместе с братией с 1998 по 2001 год он неоднократно посещает Чеченскую республику, куда привозит гуманитарную помощь. А также активно принимает участие в воссоединительном процессе Русской Православной Церкви (РПЦ) с Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ). С 2003 по 2006 год архимандрит Тихон (Шевкунов) являлся членом комиссии по подготовке диалога и акта о каноническом обращении. Потом он получает пост секретаря Патриаршего совета по культуре и становится руководителем комиссии по взаимодействию РПЦ с музейным сообществом.
В 2011 году архимандрит Тихон — уже член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, а также член Попечительного совета благотворительного фонда Святителя Василия Великого, академик РАЕН и постоянный член Изборского клуба.
Архимандрит обладает рядом церковных наград, в их числе Орден Дружбы за сохранение духовных и культурных ценностей, врученный ему в 2007 году. Его творческими работами можно восхищаться. А беседы с архимандритом Тихоном (Шевкуновым) всегда проходят очень живо, интересно и понятно для любого человека.
«Отец Владыка»: Митрополиту Псковскому и Порховскому Тихону – 60 лет
Юбилей владыки Тихона (Шевкунова) — не только личная дата в жизни этого архипастыря, но и серьезная веха в новейшей церковной истории
Архипастырь Русской Церкви и… председатель колхоза. Автор главного православного бестселлера, вышедшего миллионными тиражами на разных языках мира, и… любимый ректор, выпустивший из стен созданной им семинарии множество священнослужителей. Церковный «министр культуры» и… прораб. В последнем нет ни тени иронии: именно так владыка Тихон не раз называл себя сам. Со столь присущим ему улыбчивым прищуром, который, однако, не означал несерьезности сказанного.
Наверное, каждый служитель Церкви в юности мечтает о том, что весь его путь будет состоять из духовной брани и духовных же побед, мало задумываясь о том, что любой настоятель, наместник и даже архиерей — это самый настоящий прораб. Человек, которому суждено не только предстоять в храме за богослужениями перед Престолом Божиим, но и зачастую возрождать, созидать эти самые храмы и монастыри. Нередко своими собственными руками. В строительных перчатках и без.
С рабочими в возрождающемся Сретенском монастыре. Фото: pravoslavie.ru
Нет, конечно, не каждый священнослужитель вместе с благодатью рукоположения обретает дар «крепкого хозяйственника», но в некоторых этот дар возникает совершенно неожиданно. Так это и случилось с Георгием Шевкуновым, молодым московским интеллектуалом (каковых тогда было немало среди любителей «толстых книжек»), выпускником ВГИКа, крестившимся лишь в 24-летнем возрасте, а уже в свой 33-й день рождения ставшим монахом, тем самым всецело посвятив себя Церкви Христовой. Причем, принимая это решение, определив дальнейший путь не только 33-летнего молодого человека, но и того, кем владыка Тихон, избери он другую дорогу, мог стать десятилетия спустя.
В начале поприща. Фото: pravoslavie.ru
От студенца-вгиковца к послушнику Церкви Христовой
Если когда-нибудь в популярной «молодогвардейской» серии ЖЗЛ будет поставлена задача издать томик о владыке Тихоне, автору придется изрядно потрудиться. И даже не потому, что сам владыка — человек скрытный. Напротив, и в личных беседах, и в упомянутом бестселлере «Несвятые святые» он нередко обращается к воспоминаниям. Сложнее в них не запутаться, как это, к примеру, сделали либеральные журналисты, снявшие «разоблачительный» фильм «Духовник», где вольно и невольно переврали практически всё, что смогли. Вплоть до, казалось бы, самых элементарных википедийных сведений.
Архимандрит Тихон (Шевкунов) на презентации книги «Несвятые святые» в рамках XXIV Московской международной книжной выставки-ярмарки на ВВЦ, 2011 год. Фото: Максим Шеметов/ТАСС
Не будем повторять многократно сказанное, но основные вехи этого пути пройти стоит. Хотя бы даже для наглядной иллюстрации того, как юноша из нецерковной семьи в годы, когда за веру уже не расстреливали, но вполне можно было вылететь из комсомола, а при должном рвении оказаться в местах разной степени отдаленности от родительского дома, стал… Сначала послушником Псково-Печерской обители. Затем — сотрудником Издательского совета Московского Патриархата. Потом — монахом московского Донского монастыря, воссоздателем и многолетним наместником монастыря Сретенского (и ректором Сретенской семинарии). И, наконец, вновь оказавшись в родных ему Печорах, и тоже в качестве послушника, только это церковное послушание стало иным. Позавчерашний Георгий Шевкунов вошел в эти стены как их священноархимандрит — Митрополит всей Псковской земли.
Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Лавр (Шкурла) совершает проскомидию. Слева от владыки Лавра архимандрит Тихон (Шевкунов), 2007 год. Фото: pravoslavie.ru
Однако вернемся в 1980-е, годы духовного рождения будущего владыки Тихона.
Вот как описывает сам момент этого рождения автор «Несвятых святых»:
Я крестился сразу после окончания института, в 1982 году. К тому времени мне исполнилось двадцать четыре года. Крещен ли я был в детстве, никто не знал. В те годы подобное случалось нередко: бабушки и тетушки часто крестили ребенка втайне от неверующих родителей. В таких случаях, совершая таинство, священник произносит: «Аще не крещен, крещается», то есть «если не крещен, крестится раб Божий такой-то». К вере я, как и многие мои друзья, пришел в институте. Во ВГИКе было немало прекрасных преподавателей. Они давали нам серьезное гуманитарное образование, заставляли задумываться над главными вопросами жизни».
Архимандрит Тихон (Шевкунов) на открытии выставки «Андрей Рублев», 2010 год. Фото: Александра Мудрац/ТАСС
Впереди годы становления нового христианина. А пока, в день Святого Крещения, как рассказывал будущий архипастырь, его крестная, простая русская женщина, уборщица московского храма Святителя Николы в Кузнецах, попросив молитв новокрещенного, посоветовала рабу Божию Георгию:
Помолись, пожалуйста, обо мне. У тебя, пока не растеряешь, будет очень действенная молитва… Если сможешь, поезжай обязательно в Псково-Печерский монастырь. Там есть старец Иоанн по фамилии Крестьянкин. Тебе бы хорошо с ним встретиться. Он все объяснит, ответит на твои вопросы».
Отец Иоанн (Крестьянкин). Имя этого человека известно практически каждому верующему. Отца Иоанна, еще при жизни совершавшего подлинные чудеса, нередко именовали и именуют «старцем». Хотя сам он смиренно отвечал своим восторженным почитателям: «Какие старцы?! Мы в лучшем случае опытные старички». Таким старичком он при первой встрече и показался юному Георгию Шевкунову, принявшему совет крестной и вскоре после крестин отправившемуся в Печоры.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (в центре), архимандрит Тихон (слева) и архимандрит Анастасий (справа). Фото: pravoslavie.ru
Я впервые увидел архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в 1982 году, когда приехал в Псково–Печерский монастырь. Тогда, кажется, он не произвел на меня особого впечатления: такой очень добрый старичок, весьма крепкий (в ту пору ему было только семьдесят два года), вечно куда–то спешащий, даже суетливый, неизменно окруженный толпой паломников. Другие насельники монастыря выглядели гораздо строже, аскетичнее и даже солиднее. Пока со временем до нас не стало доходить, что отец Иоанн на самом деле — один из очень немногих людей на земле, для которых раздвигаются границы пространства и времени, и Господь дает им видеть прошлое и будущее, как настоящее…»
Сложно сказать, видел ли старец Иоанн будущее юного послушника, но то, что во многом предопределил его — несомненно. После нескольких лет послушаний в Псковских Печорах будущий владыка возвращается в родную Москву, где оказывается в послушании у главы Издательского совета Московского Патриархата, митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева), одного из самых влиятельных архипастырей Русской Церкви, взявшего духовное (и не только) попечение о многих православных молодых людях. Из числа рядовых сотрудников Издательского совета последних советских десятилетий вышло немало известных клириков. И одним из них стал владыка Тихон, который в октябре 2015-го, в день своего епископского рукоположения, особо вспомнит и митрополита Питирима.
28 мая 1988 года. Глава Издательского совета Московского Патриархата, митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) (справа) с митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (будущим Патриархом Московским и всея Руси) на праздновании 1100-летия славянской азбуки. Фото: Александр Овчинников/ТАСС
Я хотел бы вспомнить и поблагодарить митрополита Питирима (Нечаева), под руководством которого Господь судил мне продолжать церковное послушание. Он открыл для меня совершенно новую московскую церковную жизнь, где в храмах и в казенных кабинетах синодальных учреждений мне посчастливилось встретить удивительных самоотверженных и скромных тружеников Церкви, которые в самые сложные богоборческие десятилетия нашей истории жертвенно служили делу сохранения в народе слова Божиего».
«В годину тяжкую Богом избранный»
Слова, вынесенные в подзаголовок, посвящены еще одному человеку, сыгравшему в жизни владыки Тихона (Шевкунова) особую роль. Это — первая строка тропаря (молитвенного славословия) Святителю Тихону, Патриарху Московскому, ставшему Предстоятелем в кровавые дни большевистского переворота и сделавшему все, чтобы в этих страшных условиях сберечь Русскую Церковь, но вместе с тем избежать компромиссов с богоборцами. В честь именно этого святого в стенах московского Донского монастыря 2 июля 1991 года получил монашеское имя вчерашний раб Божий Георгий.
Обретение мощей Святителя Тихона, Патриарха Московского, Донской монастырь, 1992 год. Фото: pravoslavie.ru
Не пройдет и года, как в феврале 1992-го молодой иеромонах Тихон (Шевкунов) примет участие в обретении мощей Святителя. Будущий владыка не раз с искренним воодушевлением рассказывал (в том числе и автору этих строк), какие чувства испытал, когда неожиданно взял за руку святого, чье имя получил при монашеском постриге. Не знаю, корректно ли такое сравнение, но можно предположить, что именно тогда 33-летний батюшка получил благословение своего Небесного покровителя на святительское служение.
Следующая станция — «Лубянка»
«Еще в девяностые он получит прозвище «лубянский батюшка» — за духовное окормление чекистов».
Пожалуй, именно в этих словах либеральных журналистов квинтэссенция отношения ненавистников Русской Церкви к владыке Тихону, который в 1993 году получил новое послушание — назначение настоятелем Московского подворья Псково-Печерского монастыря, основанного в стенах бывшей Сретенской обители, что на Большой Лубянке (в дальнейшем подворье станет полноценным монастырем, возрожденным практически из небытия). Впрочем, сам он нисколько не чуждался этого прозвища. Да, батюшка. Да, с Лубянки. И таки да, духовно окормлял чекистов. Не знаю, многие ли офицеры Федеральной службы безопасности воцерковились благодаря «лубянскому батюшке», но даже единичные факты не могут не радовать и не обнадеживать.
К слову, именно тогда будущему владыке впервые пришлось столкнуться с серьезным внутрицерковным противостоянием. В святых стенах древнего Сретенского монастыря к тому времени уже обосновалась община небезызвестного священника Георгия Кочеткова, небесталанного проповедника, отличающегося радикальным модернизмом. «Православные либералы», несмотря на указания священноначалия (и непосредственное благословение архимандрита Иоанна (Крестьянкина), чтобы отец Тихон возродил монашескую жизнь в монастырских стенах), долго не желали покидать Сретенскую обитель.
Москва. 29 ноября 2006 года. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и архимандрит Тихон (Шевкунов) (слева направо) во время торжественной церемонии передачи патриарху посоха, богослужебного облачения и части личного архива бывшего главы Русской Православной Церкви за границей митрополита Филарета (Вознесенского). Фото: Григорий Сысоев/ТАСС
Этот конфликт затянулся и мог закончиться серьезным информационным ударом по Церкви, но Святейший Патриарх Алексий II мудро разрубил «гордиев узел», запретив в служении неугомонного отца Георгия. С тех пор либералы восприняли будущего владыку Тихона личным врагом и вплоть до сегодняшнего дня на информационном поле делают все, чтобы досадить ему и любым его начинаниям. Впрочем, как говорится в восточной мудрости, которую очень любит наш сегодняшний Предстоятель, Святейший Патриарх Кирилл: камни кидают только в то дерево, которое приносит плоды.
А плоды в деятельности владыки Тихона налицо, даже для людей, мало знакомых с новейшей церковной историей. И возрожденная Сретенская обитель со своим рязанским скитом — колхозом-миллионером «Воскресение», — а также основанная Сретенская духовная семинария, одно из лучших учебных заведений Русской Церкви, — лишь самые заметные звенья в цепи этих дел, одним из важнейших среди которых стало непосредственное участие будущего владыки в процессе воссоединения Московского Патриархата с Русской Зарубежной Церковью. Деле, которое в 2007 году поставило точку в многолетнем разделении русских православных людей на «белых» и «красных».
Псково-Печерская Лавра. Фото: www.globallookpress.com
Псков. Конечная?
Сегодня очень многие (в основном, нецерковные) «диванные аналитики» пытаются рассуждать: что же стоит за возвращением владыки Тихона в Псковскую землю? Что это: «ссылка» или, напротив, «трамплин» для дальнейшей церковной карьеры? Точнее всего на подобные вопросы ответил сам владыка: это исполнение его многолетних молитв. Ведь, несмотря на то, что стены Сретенской обители стали для него более чем просто родными, духовная родина митрополита Тихона именно здесь, в Псково-Печерском монастыре. Ну и, конечно, это — очередное церковное послушание, каковых у владыки за три с половиной десятилетия его жизни в Церкви было (и, уверен, еще будет) очень много.
Москва. Сретенский монастырь. Проводы митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) в Псков. 20 мая 2022 года. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Автору этих строк неоднократно посчастливилось общаться с владыкой, но спустя уже пару лет после его архиерейского рукоположения как-то по привычке обратился, как к священнику: «Отец Тихон». И сразу смутился. На что владыка улыбнулся и сказал: «Да я и сам так больше привык». И действительно, очень многие до сих пор обращаются к владыке именно так. Некоторые же шутливо добавляют: «Отец Владыка». Наверное, именно в этом весь митрополит Тихон.
Осмотр выставки «Романовы» Святейшим Патриархом Кириллом и президентом России Владимиром Путиным (справа Владыка Тихон). Фото: pravoslavie.ru
Завершить же хочется словами древнерусского поздравления, которые веками адресовали архипастырям в дни их личных торжеств:
«Много лет ти, святыи владыко!»
Фильм «Монастырь. Псково-Печерская обитель»
Невозможно обойти вниманием удивительную и уникальную в своем роде работу, которая носит название «Монастырь. Псково-Печерская обитель». Этот фильм Григорий Шевкунов снял в 1986 году любительской камерой, когда еще не был архимандритом Тихоном, а был всего лишь выпускником ВГИКа. По окончании вуза он ушел в Псково-Печерский монастырь, где провел 9-летнее послушничество у старца Иона (Крестьянкина) и в дальнейшем принял монашеский постриг.
Главная тема фильма посвящена Псково-Печерскому монастырю, который известен русской церкви тем, что сохранил старчество. Это единственный монастырь, который никогда не закрывался, причем даже в советское время. До 30-х годов он находился на территории Эстонии, поэтому большевики не успели его разорить, а потом наступила война. Кстати, многие старцы и служители этого монастыря были на фронте.
Много насобирал в своем архиве тогда еще будущий архимандрит Тихон (Шевкунов) фото- и видеоматериалов монастырской жизни братии. В фильме он показывает самые дорогие и значимые для сердца монаха места, одним из которых является особое чудо, созданное Богом, — пещеры, в которых за все время существования монастыря похоронено 14 тысяч человек. Когда заходишь в эти пещеры, удивляет то, что там абсолютно не чувствуется никакого запаха тления. Как только человек умирает, после трех дней этот запах появляется, но после того, как тело вносят в пещеры, он улетучивается. Этот феномен до сих пор никто не может объяснить, даже ученые. В этом чувствуется духовная особенность монастырских стен.
Становление епископства
Продолжая служение на благо Русской Православной Церкви, отец Тихон в 2015 году в монастыре Оптина Пустынь нарекается епископом Егорьевским. В сан возводит его патриарх Кирилл. Соединяет эту должность отец Тихон со званием патриаршего викария.
Спустя год владыка Тихон назначается настоятелем храма Живоначальной Троицы в городе Москве, у Салтыкова моста.
Стремительная карьера в церковной иерархии владыки Тихона дала повод к распространению слухов, что он является наставником и преемником ныне действующего патриарха Кирилла. Эта тема неоднократно обсуждалась в СМИ, и, в частности, на радиостанции «Эхо Москвы».
Отец Тихон на богослужении в Свято-Троицком соборе Пскова
Сам отец Тихон никак не подтверждал подобные слухи, ссылаясь на то, что патриархом может быть выбран только тот епископ, который много лет (не менее 5) самостоятельно управлять целой епархией. Отец же Тихон является патриаршим викарием, поэтому полностью управлением вверенной ему епархии не занимался.
С 2022 года владыка Тихон является правящим архиереем в Псковской епархии. В этом же году он был снят с должности ректора и игумена Сретенского монастыря, где его заменили клирики из самой обители. На прощание отец Тихон отслужил последнюю торжественную Литургию, где простился со своей московской паствой, после чего уехал в Псков.
С лета 2022 года занимает должность игумена Псково-Печерского монастыря.
Любовь к Псково-Печерской братии
Поражает история жизни старца Мельхисидека, одного из самых удивительных сподвижников монастыря, о котором рассказывает Григорий Шевкунов. Вглядываясь в его глаза, понимаешь, что это настоящий аскет, духовник и молитвенник, который был на войне, после пришел в монастырь и работал токарем. Он собственными руками делал аналои, кивоты и кресты. Но однажды у него случился инсульт, и врач констатировал смерть. Но Иоан (Крестьянкин), который был духовным отцом всей братии и о котором тоже очень много писал в своих рассказах архимандрит Тихон, стал молиться за отца Мельхисидека, и чудо случилось. Через некоторое время старец ожил и заплакал. После этого он принял чин пострижения в схиму и стал еще усиленнее молиться Богу.
Архимандрит Тихон (Шевкунов) позже вспоминал, что однажды сам поинтересовался у старца Мельхисидека о том, что он видел, когда был мертвым. Тот рассказал, что оказался на лугу возле рва, в котором находилось все, что он делал своими руками, — это были кивоты, аналои и кресты. А потом он почувствовал, что за ним стоит Богородица, которая сказала ему: «Мы ждали от тебя молитвы и покаяния, а ты вот что принес нам». После этого Господь опять вернул его к жизни.
В своей картине будущий архимандрит Тихон (Шевкунов) показывает и замечательного старца Феофана, который тоже был на войне и там потерял руку. Он рассказывал, что всегда выполнял приказы своего командира, но убивать людей ему, Слава Богу, не пришлось. У него есть множество наград и орденов. Теперь он — сама кротость, обаяние и любовь.
Такого рода историй в монастыре не перечесть. Когда сморишь на скромный быт и постоянную работу монахов, все кажется очень мрачным и невеселым, однако поражает их доброе отношение и забота о каждом человеке, больном или здоровом, молодом или старом. После фильма остается очень теплое и светлое чувство умиротворения и спокойствия.
Книга «Несвятые святые»
Архимандрит Тихон (Шевкунов) «Несвятые святые» посвятил великим подвижникам, с которыми ему пришлось жить и общаться в монастырях. С какой любовью и заботой он пишет обо всех, открыто, без лжи и без приукрашиваний, с юмором и добротой… Особенно трогательно описывает своего наставника Иона архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» содержат рассказ о том, как к духовнику за исцелением души и тела обращалось огромное количество прихожан, и для всех он всегда находил слова успокоения, всем вселял надежды, многих молил поберечься, а некоторых предупреждал об опасностях. В советские годы он много лет провел в тюрьме и ссылках, но ничто не смогло сломить его божьей веры и радости жизни на Земле.
Предисловие
ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!
Перед Вашим взором лежит очень небольшая по объему и замечательная по содержанию книга. В свое время она поддержала многих людей и помогла им обрести смысл жизни и потерянную веру.
Книга написана на рубеже XIX и XX веков. К удивлению читателя почти ничего не изменилось в духовно‑нравственном плане в сегодняшней России. Такая же вековечная тоска по счастью, повальное пьянство и всеобщая парализованная воля – давно знакомые картины российской действительности.
Невзирая на схожесть духовно‑нравственных проблем той и другой эпохи, читатель открывает для себя вместе с героями книги давно забытый путь.
Многие читающие это произведение нередко пытаются найти исторический прототип главного героя книги – православного архиерея, но этот образ остается таинственной загадкой.
Неординарные решения, сокровенная жизнь персонажей, талантливо изображенные автором книги, решают сложную проблему преодоления социального зла, тем самым побуждая читателя задуматься над современным положением православия в России.
Настоятель Свято-Троицкой Сергиевой пустыни игумен Николай (Парамонов).
Фильм «Гибель империи. Византийский урок»
Документальное кино «Гибель империи» архимандрит Тихон (Шевкунов) посвятил 555-летию падения Византии и Константинополя.
Это не просто история средневековой Византийской империи, здесь проводится абсолютно четкая параллель проблем Византии и современной России. Империи могут быть разные, а проблемы зачастую одинаковые. Что же смогло развалить такую могущественную и культурно-развитую Византию? Как оказалось, главной глобальной проблемой стала частая смена политических направленностей, отсутствие преемственности и стабильности государственной власти. Часто меняющиеся императоры начинали вести свою новую политику, которая зачастую выматывала народ и ослабляла экономику страны. В фильме автор описывает это просто блестяще, и в таком таланте надо отдать ему должное. По этому поводу есть и довольно интересные проповеди архимандрита Тихона (Шевкунова), которые он читает перед молодыми семинаристами и прихожанами.
О Путине
Как бы там ни было, но сегодня, по словам архимандрита Тихона, Россия переживает свое новое перерождение, она может даже погибнуть, вполне возможно создать мощную процветающую империю, прежде всего, империю духа и патриотизма.
С одной стороны, ей постоянно угрожает исламский терроризм, с другой — кто-то всеми силами пытается навязать ей и всему миру тотальную американскую гегемонию с их собственными законами.
Архимандрит Тихон (Шевкунов) о Путине говорит так: «Тот, кто по-настоящему любит Россию, может только молиться на Владимира Владимировича, промыслом Божиим поставленного во главе России…»