Ап. Филипп от 12. Икона 2-й пол. X в. Синайский Екатерининский монастырь |
Филипп
(+ ), апостол от 12 Память 14 ноября и в Соборе 12 апостолов
Уроженец города Вифсаиды в Галилее, Филипп был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. Согласно Клименту Александрийскому и Евсевию Кесарийскому Филипп был женат и имел дочерей. По призыву Спасителя (Ин. 1, 43) он пошел за Ним. Об апостоле Филиппе несколько раз говорится в Святом Евангелии: он привел ко Христу апостола Нафанаила (Ин. 1, 46); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба 5-ти тысячам человек (Ин. 6, 7); он привел эллинов, желавших увидеть Христа (Ин. 12, 21-22); наконец, он во время Тайной Вечери спрашивал Христа о Боге Отце (Ин. 14, 8).
После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Так, он воскресил младенца, умершего на руках у матери. Из Галилеи он направился в Грецию и проповедовал среди переселившихся туда иудеев. Некоторые из них сообщили в Иерусалим о проповеди апостола, и тогда из Иерусалима в Элладу прибыли книжники во главе с первосвященником для обвинения апостола Филиппа. Апостол Филипп обличил ложь первосвященника, говорившего, что ученики Христовы похитили и скрыли тело Господа, рассказав, как фарисеи подкупили воинов стражи, распустивших этот слух. Когда же иудейский первосвященник и его спутники стали хулить Господа и набросились на апостола Филиппа, они внезапно ослепли. По молитве апостола все прозрели, и, видя это чудо, многие уверовали во Христа. Апостол Филипп поставил им епископа, святого Наркисса, причтенного к лику 70 апостолов.
Из Эллады апостол Филипп отправился в Парфы, а затем в город Азот (ныне Ашдод), где исцелил больные глаза дочери местного жителя Никоклида, принявшего его в свой дом и затем крестившегося со всем семейством.
Развалины Иерапольского храма-мартирия ап. Филиппа (ныне Памуккале, Турция) |
Из Азота апостол Филипп отправился в Иераполь Сирийский, где, подстрекаемые фарисеями, иудеи подожгли дом Ира, принявшего к себе апостола Филиппа, а апостола хотели убить. Но, видя чудеса, совершенные апостолом: исцеление высохшей руки начальника города Аристарха, хотевшего ударить апостола, а также воскрешение умершего отрока, — раскаялись и многие приняли святое крещение. Поставив Ира епископом в Иераполь, апостол прошел Сирию, Малую Азию, Лидию, Мисию, всюду проповедуя Евангелие и перенося страдания. Его и сопутствовавшую ему сестру Мариамну побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений.
Базилика-гробница над могилой ап. Филиппа в Иераполе (Памуккале) |
Затем апостол прибыл во Фригию, в город Иераполь Фригийский, где было много языческих храмов, в том числе храм, посвященный змеям, где обитала огромная ехидна. Апостол Филипп силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была жена правителя города Анфипата, принявшая Христианство. Узнав об этом, правитель Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними апостола Варфоломея. По наущению жрецов храма ехидны Анфипат приказал распять святых апостолов Филиппа и Варфоломея. В это время началось землетрясение, и всех присутствовавших на судилище засыпало землей. Висящий на кресте у храма ехидны апостол Филипп молился о спасении распявших его от последствий землетрясения. Видя происходившее, народ уверовал во Христа и стал требовать снятия с креста апостолов. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив и, получив освобождение, крестил всех уверовавших и поставил им епископа, но апостол Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, остались живы, скончался на кресте.
Мощи апостола Филиппа. Крипта базилики Двенадцати Апостолов. Рим. |
Мощи и почитание
Сестра апостола Филиппа Мариамна погребла его тело и вместе с апостолом Варфоломеем направилась с проповедью в Армению. В первой половине столетия на месте мученичества апостола был воздвигнут величественный храм-мартирий. В 40 метрах от мартирия над могилой святого Филиппа была возведена гробница-базилика [1]. По состоянию на 2010-е годы храм был разрушен, сохранился только квадратный фундамент 20×20 м. Мартирий являлся местом поклонения православных паломников, годовщина мученичества апостола Филиппа отмечалась молитвенными шествиями [2].
Часть главы святого апостола Филиппа от 12-ти. Монастырь Святого Креста. Кипр. Деревня Омодос. |
Около 560 года мощи святого апостола были перенесены в Рим [3], где в крипте базилики Двенадцати апостолов часть его мощей находятся и поныне [4].
Череп апостола Филиппа хранился в Контантинополе, но после захвата города крестоносцами в 1204 году святыня была укрыта в деревне Арсиноя близ города Паф на острове Кипр. Не позднее 1788 года святыня была помещена в близлежащий монастырь Честного и Животворящего Креста в деревне Омодос.
На начало XXI века было известно две части честной главы апостола Филиппа. Одна хранилась в обители Честного Креста на Кипре в покрытом золотом и серебром ящике в форме пирамиды; подлинность реликвии подтверждалась печатями императоров Феодосия Великого и Ираклия I. Другая часть пребывала в Метеорском Троицком монастыре.
Часть главы апостола Филиппа (от 12-ти). Метеоры. Монастырь Святой Троицы. |
Житие апостола
Ближайших учеников у Иисуса Христа было числом двенадцать, апостол Филипп был одним из них. Он прошел долгий путь от сомнений и исканий до абсолютной веры в учение Христа и повторил страшную судьбу Учителя, умерев за Него распятым.
Не следует путать апостола Филиппа с другим библейским святым – Филиппом Диаконом, которого также называют апостолом от семидесяти. Последних сам Иисус избрал в числе своих учеников, но они не входили в Его ближний круг.
Встреча Иисуса с Филиппом произошла в рыбацкой деревушке Вифсаида. Здесь же жили и три других будущих апостола – братья-рыбаки Андрей и Петр, а также Варфоломей. Селение то было совсем крошечным, и все здесь знали друг друга.
Но вряд ли Филипп был близко знаком с рыбаками, так как сам происходил из более зажиточной семьи. Он обучался грамоте и с детства изучал Пятикнижие. И его другом и напарником в изучении и толковании Торы был Варфоломей, носивший тогда другое имя – Нафанаил. Это была известная традиция – объединяться по двое, чтобы вести беседы на религиозные темы.
Когда Спаситель вошел в селение, Филипп стал третьим, кто уверовал в Него, и привел своего друга. С тех пор он всюду следовал за Учителем, прошел с Ним долгий путь и присутствовал на Тайной Вечере.
После Распятия и Воскресения Иисуса Христа апостол Филипп, как и другие его братья по вере, продолжил дело Христа. Он отправился в языческие земли, чтобы нести свет христианского учения тем, кто до сих пор пребывал во мраке. Он нашел смерть в Малой Азии, где был подвергнут жестокой казни.
Что о нем говорит Евангелие?
В Евангелии о жизни и деяниях Филиппа записано не так много. О некоторых эпизодах, связанных с ним, упоминает только Иоанн Богослов. В каноническом тексте любимый ученик Иисуса говорит о Филиппе четырежды.
Впервые его имя упоминается в связи с Варфоломеем:
На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. (Ин 1:43-51)
Этот отрывок показателен: Нафанаил сомневается в словах своего друга, но Филипп верит истинно. Ведь он с ранних лет искал и ожидал Пришествия. Впрочем, Иисус испытывал его веру на крепость, о чем можно судить по их краткому разговору перед Нагорной Проповедью:
Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. (Ин 6:5-7)
Двести динариев – это была большая сумма для того времени. И очевидно, что Филипп готов был отдать ее, дабы люди, собравшиеся слушать Учителя, не страдали от голода.
Однако вера его действительно подвергается суровому испытанию. Апостол еще не готов уверовать в то, что Иисус является истинным Богом. Об этом же говорит и последнее упоминание, относящееся к Тайной Вечере:
Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? (Ин 14:8-9)
Тем не менее, именно к Филиппу, а не к кому-либо другому из двенадцати обращаются эллины, прося показать им Спасителя:
Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. (Ин 12:20-22)
Богословы спорят, почему эллины обращаются к Филиппу, а не к Иоанну, например, который был к Христу ближе всех. Но есть версия, что под эллинами здесь подразумеваются греки. Имя же Филипп – греческое, а не еврейское. Возможно, поэтому он вызвал у просителей больше доверия.
Больше упоминаний о Филиппе в Новом Завете не встречается, за исключением тех случаев, когда другие евангелисты – Марк, Лука и Матфей упоминают его в числе прочих учеников.
Проповедь
После Распятия Учителя на Кресте апостол Филипп отправился в дальние земли. Он обратил многих, проповедуя христианское учение в Греции, а также в азиатских странах. В конце концов, добрался он и до берегов Турции, где повстречал свою родную сестру Мариамну и друга, которого некогда привел к Христу – Варфоломея. Некоторое время они путешествовали и занимались миссионерством вместе.
У апостола Филиппа был дар к целительству. И он не только исцелял болящих, но даже порой поднимал мертвых. Но именно этот дар стал причиной мученической смерти одного из двенадцати.
Смерть от рук язычников
Это случилось в 86-м году, во Фригии, в городе Иераполе (современный Памуккале, Турция). Люди в этом городе были язычниками и поклонялись они огромной змее, которая жила в священной пещере. А правил городом жестокий проконсул.
Филипп, Варфоломей и Мариамна вошли в Иераполь и начали проповедовать. Язычники, разумеется, не хотели их слушать. И тогда апостол Филипп обратился к Господу с молитвой, и случилось так, что огромная змея издохла на глазах у разгневанных жрецов. Однако погиб святой не поэтому.
Как раз в это время супруга правителя, женщина молодая и красивая, лежала при смерти, так как ее (вряд ли по случайному совпадению) укусила гадюка. Филипп подошел к ее постели и исцелил женщину, после чего она обратилась в христианство. И это стало последней каплей для ее мужа, который и так был недоволен смертью священной ехидны.
Всех троих бросили в темницу, и поскольку жрецы требовали казнить тех, кто посягнул на их культ, проконсул удовлетворил их желание. Апостолов и Мариамну распяли вниз головой на деревьях, растущих у входа в змеиное капище. Но даже будучи распятым, Филипп продолжал проповедовать. Чувствуя, что смерть его близка, он взмолился Господу. И тогда произошло сильное землетрясение. Своды пещеры не выдержали и рухнули, как и многие здания. Погибли жрецы и сам правитель города.
Испугавшись, язычники принялись отвязывать казненных, но было слишком поздно. Филипп уже погиб. Варфоломей и Мариамна достойно похоронили его и отправились дальше со скорбью в сердце, но храня в душе свет Христа.
Молитвы
Тропарь, глас 3
Благоукраша́ется вселе́нная,/ Ефио́пия ликовству́ет,/ я́ко венце́м красу́ема,/ тобо́ю просвети́вшися,/ све́тло торжеству́ет па́мять твою́,/ Богоглаго́ливе Фили́ппе,/ вся бо ве́ровати Христу́ научи́л еси́/ и тече́ние соверши́л досто́йно Ева́нгелия./ Тем дерзнове́нно вари́т Ефио́пская рука́ к Бо́гу,/ Его́же моли́ дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 8.
Учени́к, и друг Твой, и подража́тель стра́сти Твоея́/ вселе́нней Бо́га Тя пропове́да Богоглаго́ливый Фили́пп;/ того́ моли́твами от враго́в пребеззако́нных/ Це́рковь Твою́ и всяк град Твой/ Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
Икона святого
Иконописцы изображали апостола молодым, безбородым человеком в традиционном для его времени облачении. Последнее на разных иконах отличается, так же, как и цвета. В левой руке апостол держит Евангелие или просто свиток.
Самое раннее из сохранившихся изображений хранится на Синайском полуострове, в обители Св. Екатерины. Икона датируется приблизительно X веком. Дошла до наших дней и миниатюра с распятым вниз головой апостолом, ее авторство приписывают Василию II.
В иконографии Руси образ появился намного позже, чем за рубежом. В Новгородском Музее представлена икона «Симеон Столпник, Иоанн Богослов, апостол Филипп» XV века. Также лик апостола присутствует в одной из 16 клейм «Николы Зарайского». Но искусствоведы имеют основание полагать, что образ Филиппа был дописан позже.
Смерть Филиппа
Градоначальник, вернувшийся домой, был разъярен тем известием, что его жена приняла веру чужестранцев, и приказал бросить их в темницу. На следующее утро был учинен суд над апостолами, которых обвинили в колдовстве. На судилище пришли все жрецы заброшенных языческих капищ, один за другим они обвиняли чужестранцев в том, что их вера – это настоящее колдовство, и необходимо найти предметы, помогающие совершать чудеса. Филиппа и Варфоломея насильно раздели, но ничего не нашли. А вот сестру Филиппа стражам лишить одежды не удалось. Господь защитил девушку огненной стеной, от которой в ужасе отпрянули все присутствующие. Однако градоначальник все же принял подлое решение и приказал казнить апостолов. Их жестоко избили, а на следующее утро повели к капищу ехидны, где и вознамерились умертвить арестантов.
Первым муку принял Филипп, стражники сделали ему проколы в ступнях и продернули через них веревку. Затем мученика распяли вниз головой, следом этой же пытке воины подвергли других осужденных.
Народ, собравшийся на площади, наслаждался видом мучений чужестранцев и кидал в них камнями. Филипп, испытывая нестерпимые муки, взмолился к Господу и вскоре умер. Однако в ту же секунду земля на площади задрожала и разверзлась. В огромную расщелину провалилась большая часть горожан, а оставшиеся в живых упали на колени и начали молиться. Они сняли с креста выживших пленных и приняли христианство через крещение Варфоломеем. Сам он поставил в городе епископа и, похоронив Филиппа, продолжил свой путь, проповедуя слово Божье.
Интересно, что через три дня на месте смерти апостола вырос виноград. Он был напитан кровью мученика и символизировал не напрасную смерть Филиппа. Ведь свою жизнь он отдал за праведное дело и попал на небо к столь возлюбленному им всей душой Господу.
Память апостола Филиппа чтится православной и католической церквями. В свое время он был канонизирован, иконы с его ликом можно встретить во многих храмах и даже небольших церквях.
У католиков день апостола Филиппа – это третье мая. Православные вспоминают о святом двадцать седьмого ноября, в связи с этим даже последующий пост, длящийся вплоть до Рождества, назван в его честь.
Путешествия в Грецию
На всей эвлиинской земле он долго странствовал. Его деяниями были не только проповеди. Не раз приходилось воскрешать людей или просто лечить их. В скоре вести разнеслись по всей Греции, и дошли до священнослужителей в город Иерусалим. Тогда разгневанные на апостола они пришли к нему, требуя ответа. Но в момент, когда пришлось ученикам мессии держать ответ, вместо них говорил святой дух.
Он рассказал все, начиняя от неподъемный камней у гробницы и велики деяниями. После его слов даже у самих священников не осталось ни единого вопроса! Но главный архиерей не захотел принимать истину. Он набросился на Филиппа и захотел его задушить. В тот же миг он стал весь черный и полностью потерял зрение.
Изображение апостола во время странствования в Грецию
Странствия апостола после казни учителя.
Как и все остальные ученики, Филипп получил право на исповедь. Именно им и предназначалось нести истинную веру в господа по всему свету. После трагической гибели Иисуса он отправился в город Галилея. Там долго он бродил по его пустынным и простым улочкам.
В один момент, даже немного отчаявшись, он увидел девушку, у которой на руках был мертвый младенец. Она постоянно плакала о своей утрате. Ей было очень жаль своего сына. И тут наступило первое чудо, из всех деяний этого апостола.
Он подошел к ней и именем господа нашего поднес свою руку к ее ребенку. Тот через несколько секунд ожил.
Этим поступком он не просто помог ей, но и обратил в правильную веру. В его жизни было много чудес. Но злые люди стараются их преподнести, как обычное деяние человека, обладающего книжными знаниями. В любом случае, сколько людей, столько и мнений.