Записи о живших на земле предках, которые оставляют на память потомству, называют помянниками. Церковная записка, по сути, является разовым помянником. Во многих российских семьях, где верят в Бога и чтят христианские традиции, обязательно имеется небольшая книжка, в которую вносятся имена живых и умерших родственников. Такие книжки-помянники продаются в магазинах православной книги и храмах.
Как составить записку «О упокоении»
Записки о упокоении обычно пишут и оставляют у свечного ящика при входе в помещение храма или в церковной лавке. Там, как правило, есть готовые листки, на которых вверху изображён восьмиконечный православный крест, под ним напечатано «О упокоении», а ниже обозначено от десяти до двенадцати строк, в которые вписывают имена поминаемых. Если готового листка нет, можно оформить записку самостоятельно: вверху обязательно начертить восьмиконечный крест, под ним написать «О упокоении», затем отдельными строками перечислить имена. Имя поминаемого пишут в родительном падеже (отвечая на вопрос: кого?), в той форме, которая была дана при крещении. Поэтому, например, светское имя Сергей следует заменить на Сергий, а Полину надо вписывать как Аполлинарию. Первыми идут имена поминаемых священнослужителей с указанием сана, иногда в сокращённой форме: протоиерея (прот.) Михаила, диакона (диак.) Иоанна. Перед именем нередко обозначают детский возраст: младенца (мл.) Илии, отрока (отр.) Владимира, а также род занятий: воина Димитрия, или обстоятельства смерти: убиенного (уб.) Василия. Если со времени кончины прошло не более 40 дней, перед именем поминаемого пишут «нов.» (новопреставленный).
Чтобы провести православные похороны, необходимо обеспечить должную подготовку к погребению, затем захоронение и поминовение в соответствии с традицией.
Православные похороны
Записки «простые» и «заказные». Как относиться к разным практикам?
У нас [в храме свт. Николая в Кузнецах — прим. ред] нет разницы между записками, все записки одинаковые. Я считаю, что коммерческий подход в Церкви — это очень опасная вещь. И в нашем храме все требы совершаются бесплатно — нет никакой платы ни за молебны, ни за отпевание, ни за венчание, ни за крестины, ни за поминовение на проскомидии. А прихожане могут жертвовать сколько хотят в копилку, которая стои́т в храме.
Мы, конечно, напоминаем прихожанам, что приходская жизнь — это наше общее дело, наша общая обязанность; что для того, чтобы приходская жизнь шла нужным образом, нужны средства, и эти средства могут пожертвовать только все вместе, собрать всей общиной. И прихожане жертвуют. Так что мы кое-как справляемся.
Но надо сказать, что, конечно, не получается никакого богатства, совершенно не остаётся каких-то излишек. Иногда бывает трудно. Но когда бывает что-то уж совсем трудное, Господь посылает нам помощь: приходит какой-то богатый человек и приносит нужные деньги. Так мы живём уже десятки лет, и Господь нас не оставляет. Я думаю, что Богу угодно наше желание исполнять заповедь Божию: «Туне приясте, туне дадите» (Матф. 10:8), без всякой коммерции. И, по-моему, это правильно.
Что касается записок, то это вопрос не такой уж и простой. Потому что, с одной стороны, с древности были известны диптихи. Диптих — это две дощечки; на одной написаны имена за здравие, а на другой — за упокой. Тех, кто жертвовал на Церковь, тоже записывали сюда, как бы воздавая им благодарность. Такие поминовения были в Церкви с древности, но всё-таки они никогда не носили характера товарно-денежных отношений. А потом постепенно диптихи приобретают характер записки, который можно подать за деньги. А значит, чем больше записок, чем они дороже, тем больше доход у храма. В России это развилось в особенности, поскольку в России храмы большие и прихожан всегда было много, то естественно, что в больших храмах записок очень много и прочитать их просто нереально.
Например, когда служил отец Иоанн Кронштадтский, то записок были такие горы, что он просто брал их все, приносил к Престолу и говорил: «Господи, помяни всех, кто здесь написан» — и не читал их. И просфоры он даже не все вынимал, а благословлял их, вынимал одну просфору и говорил: «Господи, помяни всех, за кого эти просфоры поданы». И по его молитве было множество исцелений тех, кто был в этих записках записан, хотя их никто и не читал.
А ведь чтение записок само по себе — это же не магия. Какая разница, кто прочитает: алтарник прочитает или священник пробубнит? Это же не волшебство, правда? Понятно, если священник молится от всего сердца: «Господи, исцели эту болящую, у которой сегодня будет тяжёлая операция» — то он может вложить в это своё сердечное участие; и когда мало имён, и маленькая община, и священнику говорят: «Батюшка, помолитесь за этого болящего» — тогда это имеет смысл. Когда его попросили, и он знает, о ком и о чём он молится. А когда горы записок, все имена подряд написаны, и не знаешь кто здесь кто — так ли важно, чтобы он пробубнил эти имена, или чтобы алтарник их пробежал глазами?
Мы прочитываем эти записки, чтобы не быть какими-то модернистами и обновленцами и не рушить традиции. Но, честно говоря, я не могу относиться к этому как к какому-то осмысленному действию. По-моему, когда произносится ектения, то все прихожане должны помянуть своих больных и усопших, потому что они знают, за кого они молятся. Можно дать священнику помолиться за тех, кого он знает, и сказать: «Батюшка, помолитесь за этих и за этих», но только так, чтобы он понимал, за кого он молится — тогда это имеет смысл.
А если просто прочитывать горы записок — то я не думаю, что имеется какая-то большая разница от того, как и кто их прочитает. «Заказные» они или «простые», каким цветом помечены или какая галочка проставлена — я думаю, от этого ничего не меняется.
Когда подать записку «О упокоении»?
В православии принято особо выделять третий, девятый и сороковой день после смерти. Важно учитывать, что первым считается день кончины, даже если она произошла незадолго до полуночи. На третий день проводятся похороны покойного. Поданная в это время записка о упокоении и молитва в церкви поможет душе усопшего покинуть земные пределы и вознестись для поклонения Богу и созерцания райских красот. В девятый день, когда перед душой, вновь поклонившейся Богу, предстают адские пространства, молитвенное поминание покойного в церкви послужит ей опорой. На сороковины, когда вершится частный суд и определяется временное пристанище души до Судного Дня, молитва священнослужителя о упокоении усопшего поможет его душе принять предназначенное ей место с миром. Кроме третьего, девятого и сорокового дня, записки о упокоении подают в день рождения и годовщину смерти покойного, а также в день его Ангела. Помимо этих частных поминальных дней, православной церковью установлены общие даты поминовения — Родительские субботы, Радоница и день поминовения усопших воинов. Подавать записки о упокоении лучше всего перед Божественной литургией, то есть, накануне вечером или рано утром. С Великого четверга Страстной недели до Радоницы поминальных служб в православных церквях не совершают.
Записки за упокой – 3-й, 9-й и 40-й дни
По традиции после смерти усопшего записки за упокой пишут на 3-й, 9-й и 40-й дни. Поэтому стоит каждый раз при посещении храма или церкви подавать записки об упокоении на ближайшую Литургию, так как таким образом “омываются грехи” умерших.
После смерти душа два дня находится на земле, вольна посещать дорогие ее сердцу места, а на третий день ей необходимо пройти двадцать воздушных мытарств, своеобразных проверок на тот или иной грех. Именно поэтому на 3-й день после смерти душа нуждается в особенной молитве. Подать записку о упокоении с именем покойного нужно, чтобы помочь душе почившего близкого.
С 3-го по 9-й день душа созерцает райские обители, а с 9-го по 40-й – ужасы ада. Поэтому молитва на 9-й день служит поддержкой для усопшего.
На 40-й день определяется участь души до Страшного Суда, но стоит помнить, что молитвой и милостыней еще можно изменить участь умерших. Для этого в том числе и подают записки об упокоении на Литургию.
Стоит напомнить, что для расчета определенного дня (3-го, 9-го, 40-го), день смерти необходимо считать за первый день, даже если человек умер около полуночи.
Гражданская панихида
Вопрос и ответ
Может ли некрещёный подать записку об упокоении умершего православного?
Подать записку может. Необходимо только, чтобы тот, чьё имя в неё вписано, был крещён в православии.
Как быть, если точно не известно, был ли умерший крещён?
В подобных сложных случаях лучше всего посоветоваться с батюшкой.
Можно ли вообще молиться об упокоении некрещёных?
Такая молитва дозволяется, но исключительно в частном порядке, келейно.
Церковная записка — такая простая и… непонятная?
Порой самыми сложными и непонятными в храме для нас оказываются самые простые вещи… Например, церковные записки. Для меня, как для человека проведшего в алтаре более 11 лет вопрос: «Чем отличается молебен от сорокоуста?» выглядел смешным. До тех пор, пока я не понял, что мои друзья и знакомые задают мне его слишком часто.
Тогда я решил провести небольшой опрос, чтобы понять, что именно в отношении церковных записок непонятно моим приятелям и коллегам и оказалось, что им непонятно буквально всё!
Одни недоумевали зачем пишутся записки, куда их потом уносят и что происходит далее с ними и с теми людьми, за кого они подавались.
Другие сталкивались с проблемой заполнения записки: Можно ли вносить имена всех или только крещёных? Что делать, если не помнишь крещального имени человека? Как правильно распределять вписываемых по категориям: «беременная», «воин», «учащийся», «иеромонах», да и надо ли?
Третьи пытались понять, в чём смысл разделения записок на заказные и простые, сорокоусты, молебны и панихиды?
Наконец, четвёртых волновал денежный вопрос. Что будет, если записка стоит 10 рублей, а в кармане нашлось только 8? Откажутся принимать и молиться? Или почему в одном храме деньги берут за записку, а в другом за каждое имя? Если у меня много родственников я должен экономить на их поминовении и подавать записки не за всех? Постараюсь рассказать обо всём.
1. Зачем пишутся записки и что с ними происходит потом?
Сам Спаситель Христос сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20).
Эти слова Господа говорят о том, что хотя домашняя молитва имеет огромную важность, но соборная молитва в храме всё же ценнее и сильнее, так что весьма правильно как можно чаще посещать его самим и молитвенно поминать своих близких именно там.
Когда записки написаны и отданы в церковную лавку, они ждут там прихода пономаря, который унесёт их в алтарь. Там они, если это так называемые «простые записки», будут поминаться дважды.
Вначале священник молитвенно помянет каждого из ваших близких во время проскомидии — особого священнодействия, когда просфоры и вино специальным образом подготавливаются к принесению за всех верующих Бескровной жертвы, во время которой Святой Дух таинственным образом прелагает их в Тело и Кровь Христовы.
На проскомидии священник особым ножом — «копием» вынет из малых просфор ровно такое количество частичек, сколько имён содержится в собранных к этой литургии записках, при этом помолившись за каждого из указанных людей. В больших соборах записок бывает очень много, поэтому поминовение на проскомидии может одновременно совершать несколько священников — каждый свою часть записок.
Второй раз ваши близкие будут помянуты по завершении Таинства Причащения, когда священник внесёт в алтарь Святую Чашу. Тогда он прочтёт молитву: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною, молитвами святых» и ссыпет в Чашу все частицы, вынутые за помянутых в этот день людей. Через соприкосновение с Телом и Кровью Христовыми все поминаемые получат особую божественную помощь к своему телесному и духовному выздоровлению и исправлению жизни.
Если же записки, которые вы будете подавать, будут «заказными», то за поминаемых вами дополнительно помолятся ещё три раза: диакон помянет их во время чтения им сугубой ектении, потом священник прочтёт молитву перед престолом, а потом, в зависимости от того «о здравии» эта записка или «об упокоении», её ещё раз с молитвой прочтут, соответственно, на молебне или на панихиде.
2. Кого можно и кого нельзя вносить в записки, когда их лучше подавать и как правильно оформить?
Подавать записки лучше всего на вечернем богослужении или в самом начале литургии, по крайней мере до чтения Евангелия, так как священник должен ещё успеть помянуть ваших близких, затем подготовить Святые Дары к переносу с жертвенника на престол и во время Великого входа переместить их туда, после чего частицы уже не вынимаются.
Церковь во время богослужения поминает всех людей в общих молитвословиях («…О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся…» и т.д.), но поминовение священником в алтаре оставляет для верных чад Церкви — то есть людей крещёных. Также, если говорить об усопших, не поминаются люди, сознательно лишившие себя жизни. Обо всех остальных Церковь молится.
Рекомендуется писать имена поминаемых в родительном падеже (о здравии/упокоении кого? — Николая, Елены, Павла,..) и полностью (Николая, а не «Коли», Петра, а не «Пети»). Также стоит стараться писать имена, принятые в церковной традиции (Елены, а не Алёны, Сергия, а не Сергея, Георгия, а не Жоры, Геры, Егора или Юрия). При этом указывается крещальное имя человека (у Владлена, Артура или Октябрины совершенно точно есть второе имя, данное при Крещении).
Теперь о титулах. Если говорить о наиболее давней традиции, то никакие титулы, кроме священного сана в записках не указывались. Все имена писались друг под другом, в столбик, и только у духовных особ перед именем стоял какой-либо префикс: «митр.» — митрополита, «еп.» — епископа, «иером.» — иеромонаха, «диак.» — диакона, «мон.» — монаха.
Несколько позже стали добавлять префиксы к именам людей, требующих особого молитвенного поминовения — «в.» перед именем воина в силу тяжести его служения, «мл.» — перед именем младенца из-за его нежного возраста и «бол.» — перед именем болящего, потому что в данный момент он борется с недугом.
Сейчас же многие верующие пытаются как-то выделить практически каждого и священник вынужден тратить много времени на разбор разнообразных фантазий вроде «уч.», «плодон.», «бер.», «отр.» и прочих. Это не является особенно доброй традицией и подобным образом оформлять записки не стоит.
Если вы всё же не помните или не знаете имени человека в крещении, но точно знаете, что крещён он был, пишите как есть — священник помянет его, а Господь итак точно знает, какое имя ему было дано. Но попытаться выяснить церковное имя близкого всё же постарайтесь!
3. В чём смысл разделения записок и какие виды записок бывают?
Записки прежде всего делятся на два вида — о живых и об усопших. На простые и заказные они делятся потому, что в храмах, особенно в больших соборах, записок может быть очень и очень много и поминать все их как заказные бывает очень долго, что затягивает богослужение и бывает физически тяжело для молящихся в храме верующих, которые всю службу проводят на ногах.
Поминовения также делятся на богослужебные и внебогослужебные, одноразовые и многоразовые.
На богослужении читаются только записки о здравии и об упокоении (простые и заказные) и храмовые помянники, куда вписаны родственники священников, церковнослужители, благотворители и т.п.
После богослужения может дополнительно служиться молебен (с водосвятием или без оного, Господу, Богородице или святому, на ту или иную потребность) либо панихида. Молебен служится о живых, панихида — об усопших. На молебне читаются заказные записки о здравии и записки на молебен (с надписью «молебен»), на панихиде — заказные записки об упокоении и записки на панихиду (с надписью «панихида»).
Также существуют и многоразовые поминовения, так называемые «сорокоусты». Они также бывают за живых или за усопших и поминаются в те же моменты богослужения и внебогослужебных молитв, что и заказные записки. Различаются сорокоусты только сроком поминовения — их можно подать на 40 дней (отсюда и название «сорокоуст»), на полгода или сразу на год.
В некоторых храмах и, особенно, в монастырях можно заказать «вечное поминовение» или чтение «Неусыпаемой Псалтири». Как за живых, так и за усопших. Но поскольку такое встречается не везде, эти поминовения мы рассматривать не будем.
4. Денежный вопрос
Как и свеча, записка — это форма нашей жертвы Богу и нашего вклада в содержание храма. В древние времена люди приносили с собой всё нужное для богослужения — хлеб, ладан, воск, масло, вино, сами строили церковь в своём селе и отдавали на её содержание десятую часть доходов.
Нынешнему менеджеру довольно трудно изготовить вино, а заводскому рабочему — насобирать воска из ульев… Поэтому мы приносим в храм деньги и поэтому в церковных лавках существует такая, на первый взгляд иезуитская формулировка, как «рекомендуемая форма пожертвования».
Если вам не будет хватать денег на крещение, или записку всё решается довольно просто — нужно всего лишь подойти к настоятелю храма, объяснить ситуацию и в абсолютном большинстве случаев он благословит вам подать столько, сколько можете и молитвенно помянет ваших родных так же, как и родных любого другого человека.
Наконец, по поводу записок и имён. Таким методом, как правило, пытаются регулировать количество записок в храмах, в которых очень мало священников и очень много прихожан. В храмах где всё сбалансировано сумму пожертвования обычно считают по количеству записок. Там же, где священник перегружен, устанавливают норму в именах. Тогда человек решает, кто для него действительно важен, а за кого он может помолиться и дома, а священник получает некоторое облегчение при поминовении тысяч и тысяч имён. О нём нам, верующим, тоже неплохо заботиться!
Послесловие
На этом ликбез, посвящённый церковным запискам считаю законченным. В случае, если вы считаете, что какой-либо важный вопрос обойдён вниманием и вы хотели бы разобрать и его, прошу писать в комментариях. В этом случае статья будет дополнена.
Дорогие братья и сёстры, надеюсь с ответом на часть ваших вопросов храм стал для вас чуточку понятнее и дружелюбнее! Приходите почаще в храм, чтобы молиться Господу в обществе единодушных вам православных христиан. Помните, что не только вы сами нуждаетесь в диалоге со Христом, но вашей молитвы также ждут ваши живые и усопшие близкие.
Андрей Сегеда
https://pravoslavie.fm/articles/tserkovnaya-zapiska-takaya-prostaya-i-neponyatnaya/
Отзывы
Читать все отзывы >>>
22 февраля 2022
Большая благодарность Яковлеву Артуру Дмитриевичу за хорошую организацию и тактичность в этот сложный для меня период.
Олег
19 февраля 2022
Большое спасибо Юрию Александровичу Пустоходу и команде Городской Ритуальной Службы. Мама умерла вечером 30 декабря. Я звонила в несколько служб. Многие просто не работали в предпраздничные дни…
Наталья
Оценить материал
Следующая >>
Раньше, когда люди приходили в храм, они приносили с собой какое-то приношение. Есть чин одной древней литургии, в котором указано, что дети, не могущие ничего принести, должны были приносить хотя бы простую воду. Верующие приносили с собой хлеб, приносили вино для совместной трапезы после литургии, приносили свечи, приносили масло, для того, чтобы зажигать его в лампадах. Никто не приходил на литургию с пустыми руками. Литургия называется еще «таинство приношения». Все эти дары были свидетельством того, что мы, как призывает нас во время ектеньи диакон, готовы сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу отдать Богу: «Сами себя и друг друга, и весь живот наш (всю жизнь нашу) Христу Богу предадим» — восклицает диакон в конце почти каждой ектеньи. Эти дары были свидетельством того, что мы свою жизнь приносим Богу, были знаком любви. Как юноша, когда идет на встречу со своей любимой, несет букет цветов, или коробку конфет.
Со временем христиане забыли об этом замечательном обычае и думают, что они в церкви что-то покупают: покупают молитвы, покупают свечи, покупают просфоры. Просфоры действительно стали покупать за деньги в какой-то момент истории, потому что не все люди могли испечь именно такой хлеб, который нужен для совершения евхаристии. А у просфорниц его можно было купить, чтобы на литургии передать священнику в алтарь вместе с книжечкой, в которой были написаны имена близких родственников (живых и успоших), чтобы он помолился. Иногда туда же вкладывали деньги или какой-то дар самому священнику, ведь он не работал нигде, только служил в церкви.
Но в огромных храмах каждый не может передать священнику свое приношение. Если сто, двести, триста человек, которые находятся в храме, будут передавать свои записки и просфоры священнику — это будет очень затруднительно для него. Он должен вынуть из каждого мешочка просфору, вынуть из нее частички, прочитать записки, положить обратно в мешочек и вернуть тому, кто ее передал. Хотя когда я начинал свое служение в сельском храме, этот обычай там еще сохранялся. Поэтому в храмах эти записки и просфоры, которые покупают уже не у просфорницы, а тут же за ящиком, передают в храм служители храма.
Иногда священник за каждое имя вынимает частичку из просфоры. Иногда вынимает частичку за всю записку. Иногда священник вынимает частички, а кто-то рядом читает ему записки вслух. Иногда, когда записок бывает много, скажем, в родительскую субботу, их читают все люди, кто служит в алтаре. Поэтому для тех, кто хочет, чтобы о нем или о его близких, помолились особенно есть возможность, заплатив больше денег, попросить, чтобы его записочку прочитали как-то особенным образом. Хотя я думаю, конечно, что это не совсем правильно. Получается, тот, кто больше заплатил, его на литургии помянули не один раз, а три: вынули частичку, прочитали записку и помолились во время ектеньи.
Если у вас есть какая-то особая просьба, то лучше подойти к знакомому священнику и попросить его помолиться особенно о близких вам людях. Вы скажете: а что делать, если священник незнакомый? Но, дорогие друзья, нельзя же так все время ходить к незнакомому священнику. Если вы только начинаете ходить в храм, конечно, вам там все незнакомы. Но надо найти того священника, которому вы доверяете, который станет вашим духовником, его можно будет просить помолиться. Когда меня кто-то просит помолиться (мне иногда присылают смс-ки, пишут на электронную почту) мне рассказывают об этом человеке. И когда я молюсь, я знаю кто просит, почему. И эта молитва для меня легче, чем просто перечислять какие-то имена незнакомых мне людей. Для святых, конечно, было не так. К святой праведный Иоанну Кронштадтскому приносили иногда горы записок, он клал руки на эти записки и говорил: «Господи! Помяни их всех!» По его молитвам совершались исцеления.
Так что, я думаю, не совсем правильно принимать записки по разным ценам. Конечно лучше бы брать их просто за пожертвования. Такое тоже бывает в некоторых храмах в нашей церкви. Но и это приводит иногда к очень неожиданным результатам. Например, в одном храме в Москве перестали брать определенные суммы за записки и не стали ограничивать число имен. Люди, узнав это, стали приносить целые простыни, исписанные мелким почерком. Кто хочет — рубль даст за записку, кто хочет — десять рублей, а кто не хочет — не даст ничего. И сестры в этом храме, и братия, и священники просто изнемогают, потому что записок стало огромное количество — люди пользуются тем, что бесплатно и пишут побольше. В больнице, я помню, когда приходишь к кому-то в палату, соседи видят, что священник исповедует и причащает, и спрашивают: «Батюшка, а сколько стоит?» Говорю: «Бесплатно» – «Бесплатно? О, ну я тогда тоже буду».
Существует такое понятие — жертвы. Добровольной, конечно, жертвы. Церковь должна на что-то существовать. Поэтому, конечно же, священникам нужно все делать бесплатно, а нам с вами жертвовать все-таки деньги в пользу храмов, в пользу священнослужителей, которые там работают, они тоже нуждаются в каком-то содержании.
Тэги:Литургия, священник