Как правильно писать и подавать записки о здравии в церкви

Порой человек, только недавно начавший ходить в храм и желающий помолиться о своих родных и близких, теряется в различных наименованиях церковных записок: о здравии, об упокоении, на проскомидию, сорокоуст, молебен, панихида, акафист… Как правильно их написать, а главное, зачем? Неужели недостаточно просто поставить свечу и помолиться за близких своими словами? Почему за молитву взимается пожертвование? Об этом рассказывает клирик Свято-Троицкого собора г. Покровска (Энгельса) священник Алексий Савин.

Молитва за ближних, живых и усопших, является долгом и обязанностью каждого христианина. С древности в благочестивых семьях, где с уважением относились к христианским традициям, заводили помянник — особую книжечку, в которую записывали не только имена живых и усопших сродников, но и даты их рождения, дни, а порой и обстоятельства их кончины. Таким образом, помянник становился своеобразной летописью семьи, передавался из поколения в поколение. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги.

Свои помянники, или синодики, существуют в монастырях и храмах, в них записывают имена священнослужителей, насельников обителей, ктиторов, прихожан. Церковная записка, подаваемая нами в храме о здравии или об упокоении, в сущности является разовым помянником. Помянники и записки как по своему внешнему виду, так и по употреблению могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом.

В древности православные христиане приносили в храм хлеб, вино, свечи, масло для совершения богослужения. Сегодня мы пишем записки и вносим за них небольшое, скромное пожертвование, подавая которое помогаем приобрести все необходимое для совершения богослужения.

«На проскомидию»

Записки «О здравии», «Об упокоении» читают священнослужители в алтаре на проскомидии — первой части Божественной литургии, во время которой приготовляют Святые Дары для Таинства Евхаристии. Во время проскомидии за тех людей, имена которых написаны в записке, священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Совершением этого священнодействия душам поминаемых по запискам людей подается благодать Святого Духа.

В это время в храме чтец читает 3 и 6 часы. Верующие должны понимать, насколько важный момент происходит в это время в алтаре, стараться внимательно молиться, поминая своих живых и усопших сродников.

Иногда в храме можно встретить отдельно записки на проскомидию, отдельно «обедню». Обедней в народе называют Литургию. Заказной обедней называют поминовение по запискам во время Литургии. Такие записки прочитываются на проскомидии, на ектении и на молебне (или панихиде).

Вопрос и ответ

Может ли некрещёный подать записку об упокоении умершего православного?
Подать записку может. Необходимо только, чтобы тот, чьё имя в неё вписано, был крещён в православии.

Как быть, если точно не известно, был ли умерший крещён?

В подобных сложных случаях лучше всего посоветоваться с батюшкой.

Можно ли вообще молиться об упокоении некрещёных?

Такая молитва дозволяется, но исключительно в частном порядке, келейно.

«О здравии»

Понятие «здравие» включает не только физическое, но и духовное состояние человека. В эту записку следует записать имена крещеных людей, которым мы желаем здравия, спасения и благоденствия.

Первым нужно написать имя Святейшего Патриарха, а за ним правящего архиерея, заботящегося о врученной ему пастве и приносящего за нее Господу молитвы. Затем пишется имя духовного отца, священника, у которого человек исповедуется. Тем самым мы исполняем завет: Поминайте наставников ваших (Евр. 13, 7). Затем пишутся имена родителей, собственное имя, имена членов семьи, близких и родных.

Наконец, если у человека есть недоброжелатель, обидчик или даже враг, можно вписать его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44). Поминовение на Литургии помогает достичь мира и понимания с этим человеком.

«Об упокоении»

В ней мы пишем имена наших усопших родных, знакомых, всех, кто нам дорог. Мы называем наших покойных усопшими (уснувшими), а не умершими, потому что в конце времен, по учению Церкви, они встанут из гробов, воскреснут из мертвых.

Общаясь с живыми, мы постоянно помним о них, а усопшего мы помним только в первое время после смерти, а позже… Постепенно чувство скорби, острота разлуки ослабевают, и мы начинаем забывать своих близких. А между тем усопшие ждут наших молитв, во время которых особенно чувствуется наше единство с ними. Молитвенное поминовение производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая этим действительное общение с душами умерших. Усердно поминая своих родных и знакомых, мы надеемся, что и нас, когда нам настанет час покинуть этот мир, будут поминать в своих молитвах оставшиеся на этом свете люди.

Как правильно подавать записки в храме

Церковная молитва за живых и усопших

Церковная записка, подаваемая «О здравии» или «О упокоении», наравне со свечой является наиболее массовым церковным обращением людей к Господу, Богородице, святым угодникам.

Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения. Между тем записки могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают крест, их вносят в алтарь, читают во время Божественной литургии перед Святым Престолом.

В записках, подаваемых для поминовения, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви. Вверху изображают восьмиконечный крест.

Записки с именами подают в «свечной ящик», оттуда их несут в алтарь вместе с просфорами. Священник читает записки и вынимает «поминальные частицы» из просфор. В конце Литургии просфоры возвращают в «ящик», где их можно получить после службы.

Записка «о здравии»

Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, его материальное благополучие, но прежде всего его духовное состояние. В эту записку следует вписать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного». Если хотите помянуть духовное лицо, то его имя пишется первым.

Если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения по заповеди Господа: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Молитва за врагов — великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за своих врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии — и вражда прекращалась.

Записка «о упокоении»

В ней мы пишем имена наших усопших родных, знакомых, всех, кто нам дорог. Мы называем наших покойных усопшими (уснувшими), а не умершими, потому что в конце времен они встанут из гроба, воскреснут из мертвых.

Самое важное поминовение о живых и усопших — это проскомидия. На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки. Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя.

В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор. Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута. Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.

Памятка для желающего подать записку о живых или усопших

  1. Записки надо подавать до начала Литургии или еще лучше вечером накануне.
  2. Вписывая имена живых и усопших, от чистого сердца поминайте их с искренним желанием им блага, стараясь подумать о каждом из тех, чьи имена вписываете.
  3. Записка должна содержать не более 5–10 имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких — подайте несколько записок.
  4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?», например: Алексея, Варвару).
  5. При написании имен священников и архиереев указывается их сан — например, о здравии (или о упокоении) епископа Тихона, иерея (священника) Ярослава.
  6. Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия, Иоанна, а не Ивана) и полностью (Александра, Николая, но не Саши, Коли).
  7. В записках не указывают фамилии, отчества, степени родства.
  8. Ребенок до семи лет в записке упоминается как младенец, например, младенца Петра.
  9. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного».
  10. В записках о упокоении усопший в течение сорока дней после кончины именуется «новопреставленный». Допускается в записках о упокоении написание перед именем слов «убиенный», «воин», «приснопамятный» (в день смерти или день именин усопшего).
  11. Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания Литургии, подаются отдельно.

Что такое заказная записка

В некоторых храмах кроме обычных записок о здравии и упокоении принимают заказные записки.

Заказная записка отличается от обычного поминовения тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся, а затем эти имена повторяет священник перед престолом.

После окончания Литургии по заказной записке о здравии возносится молитва на молебне.

По заказной записке о упокоении по окончании Литургии служится панихида.

Сорокоуст

Это поминовение, которое совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры за поминающегося.

Как правило, сорокоуст об упокоении заказывается в первые же дни по смерти христианина, часто даже в самый день отпевания. Это церковное поминовение облегчает душе проходить мытарства (суд) после отшествия из тела.

«Сорокоусты, — писал святой Симеон Солунский, — совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу. — Ред.) Судии, был восхищен на облащех, и так был всегда с Господом».

Сорокоусты заказываются не только об упокоении, но и о здравии, особенно тяжелобольных.

Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, полугодие, на год. В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение.

Кроме литургического поминовения, есть другие церковные виды молитвы за близких:

  1. Молитвы за живых или молебен, к которому по просьбе верующего могут быть добавлены водоосвящение или чтение акафиста. Желающие отслужить молебен обращаются до Литургии в «свечной ящик».
  2. Молитва об умерших или панихида служится перед крестом, стоящим на панихидном столике (кануне). Издревле существовал обычай устраивать в память усопших трапезу. На нее приглашались люди, которых просили молиться за умерших. Этот обычай особо соблюдается в «родительские» (поминальные) дни.
  3. Молитвы, которые поют и читают перед погребением умершего, называют отпеванием.

Молебен

Молебен — это особое богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются, как правило, после Литургии, а также после утрени и вечерни. Молебен — это усиленное моление о живых людях. Молебны бывают общественные и частные.

Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учебного года, при стихийных бедствиях, при эпидемиях, в засуху и т. д.

Другие молебны относятся к частному богослужению и совершаются по просьбам и нуждам верующих. В разных церквях существуют определенные дни, когда совершаются молебны, в том числе и водосвятные.

На водосвятном молебне можно освятить крестик, икону, свечи. По окончании водосвятного молебна верующие с благоговением и молитвой берут святую воду и ежедневно натощак ее принимают.

Записка на молебен о здравии начинается начертанием восьмиконечного креста с указанием, какому святому возносится молебен. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.

Когда будете подавать записку на молебен, скажите служителю, заказываете ли вы водосвятный молебен или же обычный, без водосвятия.

Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога.

Панихида

К частному богослужению относится и панихида — заупокойная служба, богослужение по усопшим. Обычно она совершается после молебнов. Панихиды совершаются по заказным запискам об упокоении. Панихиды совершают над еще не погребенными усопшими. Принято их совершать на третий, девятый и сороковой день после смерти, в дни рождения усопшего, дни именин, смерти и в другие дни.

Совершая панихиду, Святая Церковь сосредотачивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом.

«Упокой» — поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полного покоя для усопшего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение.

Если вы заказали молебен или панихиду, вам необходимо самим присутствовать во время их служения и усердно молиться вместе со священником, особенно в тот момент, когда священник читает вашу записку с именами тех, о ком вы молитесь.

Отпевание усопших

Разделяя с верующими все печальные и радостные события земной жизни, Святая Церковь проникновенно и торжественно провожает своих чад в загробную жизнь

Обычно усопшего обмывают дома, одевают во все чистое и, полагая во гроб, складывают руки на груди крестообразно, в свидетельство веры в распятого Господа нашего Иисуса Христа. Усопшего покрывают специальным покрывалом в знак того, что он находится под благодатным покровом Церкви. На лоб покойному возлагают венчик с изображением Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи — в образ того венца спасения, который мы чаем получить в вечной жизни, а в руки дают иконку Спасителя или Божией Матери.

По древнему благочестивому обычаю гроб везут в храм, ставят лицом к алтарю, возжигают свечи, которые напоминают о переходе усопшего из темного жития земного к Свету истинному. По желанию родственников или они сами, или чтецы всю ночь читают над усопшим Псалтирь, чтобы отогнать бесовские силы.

Утром, после заупокойной Литургии, совершается отпевание. Служба состоит из песнопений, в которых изображается судьба человека: за преступление заповеди он возвращается на землю, из которой вышел, однако не переставая быть образом славы Божией. Поэтому после чтения Апостола и Евангелия, где говорится о будущем воскресении мертвых, священник читает разрешительную молитву, в которой Церковь молит Господа простить усопшему грехи и удостоить Царства Небесного. Текст молитвы влагают в руку покойного. Так любящая Мать-Церковь прощается со своим чадом — прощая ему сама и с молитвой предавая в руки милосердного Господа.

К сожалению, сегодня часто отпевают усопших заочно. Конечно, так проще. Однако, ни по пользе для души усопшего, ни по силе воздействия на живых такое отпевание не может сравниться с очным.

Дни, в которые особенно необходимо поминать усопших, — третий, девятый, когда, по учению Церкви, душа предстает небесному Престолу, сороковой, когда Господь выносит временный приговор, где будет находиться душа до Страшного Суда, годовой. Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин.

Почему надо молиться об усопших

Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную.

Как мы молимся за живых, так должны молиться и за умерших. Усопшие, хотя и отошли от нас, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими. Так, сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы».

Единство и общение наше с усопшими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

Вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», писал святитель Иоанн Златоуст.

Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

Многие перед смертью не успели сподобиться таинства покаяния и святого причащения, умерли неожиданно или насильственной смертью. Усопшие уже не могут покаяться. Только молитвы Церкви, принесение за них Бескровной Жертвы, милостыня и благие дела за них могут облегчить их загробную участь.

Святые Отцы и учители Церкви признают возможность и для грешников освобождения от мучений и благотворное значение в этом отношении молитв и милостыни. Особенно церковных молитв, и преимущественно бескровной жертвы — то есть поминовения на Литургии (проскомидии). «Когда весь народ и Священный Собор, — говорит святой Иоанн Златоуст, — стоят с простертыми к небу руками и когда предлежит страшная жертва, как не умилостивим мы Бога, молясь за умерших?»

Он же советует: «Почти умершего милостынями и благотворениями: ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук». А по словам преподобной Афанасии, «если грешны души усопших, то за благотворения живых в память их приемлют от Бога отпущение грехов, если праведны, то благотворительность за них служит к спасению самим благотворителям».

Дни особого поминовения усопших

Особую силу имеют общие поминовения усопших, которые в Русской Православной Церкви совершаются несколько раз в году— так называемые Родительские субботы.

В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века почивших христиан.

Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни Вселенскими родительскими субботами. Почти все из них не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.

Суббота мясопустная (за восемь дней до начала Великого Поста).

Родительские субботы на второй, третьей и четвертой седмице (неделе) Великого поста.

Радоница — (через 9 дней после Пасхи — вторник Светлой седмицы).

Троицкая родительская суббота — накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.

Дмитриевская родительская суббота — день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября, — дню памяти великомученика Димитрия Солунского.

Поминовение усопших воинов 9 мая в праздник Победы над фашистской Германией.

Воины, на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября).

«Есть особые дни в году, когда вся Церковь с благоговением и любовью молитвенно вспоминает всех «от века», то есть во все времена умерших своих собратьев по вере. По Уставу Православной Церкви такое поминовение усопших совершается по субботам. И это не случайно. Мы знаем, что именно в Великую Субботу, накануне Своего Воскресения, Господь Иисус Христос мертвый пребывал во гробе.

Этот трогательный обычай коренится в глубокой вере православных христиан в то, что человек бессмертен и душа его, однажды родившись, будет жить вечно, что видимая нами смерть — это временный сон, сон для плоти и время ликования для освобожденной души. Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход, преставление из этого мира в мир иной…

Зная о вечном бытии души человеческой «за гранью смерти зримой», мы молимся с надеждой и верой, что молитвы наши помогут душе в ее загробном странствии, укрепят ее в момент страшного последнего выбора между светом и тьмой, защитят от нападения злых сил…

В дни поминовения усопших православные христиане передают в храм записки с именами своих почивших родственников. При этом нужно помнить, что в эти записки можно заносить имена только тех умерших, которые при жизни были крещены, то есть являлись членами Церкви. О некрещеных же можно молиться дома или над их могилой на кладбище.

В дни поминовения верующие приносят в храм угощение для неимущих. Это угощение освящается во время богослужения и потом раздается всем, кто пожелает. Мы знаем и верим, что человек, получивший это угощение, перед трапезой помолится «о всех зде ныне поминаемых», и к молитве каждого из нас присоединится его благодарная молитва. С этим обычаем связан и другой, подобный ему: подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

В последнее время распространилось мнение, что нищие, просящие милостыню, чуть ли не самые богатые из всех нас. Что же, если кого-то это смущает, можно без труда найти среди своих знакомых или соседей человека больного, слабого, одинокого, да еще и живущего на одну убогую пенсию. Может быть, стоит в память о своих умерших родителях принести такому человеку сумку картошки с рынка… Бог примет нашу молитву и в такой форме. Только была бы она теплой и искренней.

…Смерть таинственна. Каждая пережитая нами смерть близких — тоненькая ниточка от нас в мир иной, к Богу. Подумаем о любимых людях, которые ушли от нас в вечность. Они ушли, а любовь к ним, и нежность, и благодарность — остались. Не значит ли это, что души их не исчезли, не растворились в небытии? Что они знают, помнят и слышат нас? Что они нуждаются в нас?.. Подумаем об этом и помолимся о них».

Священник Сергий Ганъковский

Тульская и Белевская епархия.

Россия, 300000, Тула, ул. Жуковского,61

К сожалению, сайт-первоисточник переехал, и в новом варианте сайта этой статьи нет.

Правила написания записок о живых и усопших

Лучше всего записки о поминовении подать вечером или рано утром, до начала Литургии. Нельзя вписывать имена живых и усопших механически, нужно проявлять сердечное участие о поминаемых, стараться в этот момент молиться о них.

В записках пишут имена только крещеных православных христиан. Ведь это соборная молитва всей Церкви о ее чадах. Об упокоении не поминают самоубийц, так как своим отказом от жизни они добровольно поставили себя вне Церкви.

Если записка пишется на специальном бланке, не стоит вписывать в нее имен больше, чем отведено строк, тем более не стоит писать имена с обратной стороны. Если же нужно помянуть многих родных и близких, лучше подать несколько записок. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»). Следует писать имя, которое было дано человеку при Крещении, полностью (например, Георгия, а не Юрия, Ксении, а не Оксаны, Александра, а не Саши).

В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства. В записках о здравии перед именем можно указать: «младенца» (ребенка до 7 лет), отрока (подростка до 15 лет), «болящего», «воина», «путешествующего», хотя подобные уточнения уместны в небольшом храме, где священник лично знает всех прихожан, и подобные дополнения помогут ему понять, о ком именно идет речь в записке. Господь же и без уточнений знает обстоятельства жизни каждого из нас. Не пишут в записках «озлобленного», «заблудшего», так как мы тем самым, вместо того чтобы молиться, осуждаем человека.

В записках «Об упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется как «новопреставленный». Допускается в записках «Об упокоении» написать перед именем «убиенный», «приснопамятный» (в день смерти, день именин усопшего). За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно — они сами молятся за нас у Небесного Престола Божия.

В монастырях и храмах принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик, и братия обители или храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках.

Почему важно чтобы молитва читалась именно в церкви?

Молитвы, которые произносят в церкви намного сильнее, чем тем которые вы читаете у себя дома. Если такие слова произносит более одного человека, то они приобретают особую силу, а если в этом принимает участие священник — сила молитвы возрастает еще больше.

Также и записки которые будут прочтены в церкви или храме — усилят молитву многократно.

Правильность написания записок в церкви очень важна. Вы сами можете решить, кого вы ходите указать в списке, однако если вы чтите своих предков, то заведите дома Памятку. Это специальный список, где указаны все имена Ваших умерших родственников. Как правило, памятки выглядят как небольшие записные книжки. Вы можете купить такую книжку во время любой службы в церкви.

Также есть аналогичные книжечки Памятки, куда вносят имена всех живых родственников, тех, кого важно помнить и вспоминать добрым словом. Место этой книги возле икон дома. Ее можно отнести в церковь на алтарь и священник прочтет ее во время службы вместо записки.

Частные требы

Кроме Литургии, вечерни, утрени в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об усопших). Они совершаются обычно по окончании Литургии.

Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком. Во многих монастырях существует особая треба: поминовение живых и усопших во время чтения Псалтири (читается насельниками обители ежедневно, часто по очереди на протяжении всех суток — так называемая неусыпаемая Псалтирь).

В храмах или монастырях, где есть чтимые святыни (иконы, мощи святых), существует традиция читать перед ними акафист. На поминовение во время этого чтения также принимаются записки.

Общая молитва верующих имеет особую благодатную силу. О церковной молитве Господь сказал: ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия и молиться за людей.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), это подать записку о поминовении на Литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

Записки за упокой – на 3-й, 9-й и 40-й дни

Традиционно за душу усопшего следует особо ревностно молиться на 3-й, 9-й и 40-й дни по уходу из жизни. Расчёт проводится с учётом дня смерти – он считается первым, даже если человек скончался за полчаса до полуночи. В эти дни при посещении храма подают записки на ближайшую Литургию. Слова священнослужителя за почившего произнесённые под сводами Церкви имеют особое значение и большую силу.

В первые три дня душа пребывает на земле. Она прощается с прежде посещаемыми местами, памятками, родными людьми. Восхождение на Небеса происходит на третий день. Молитвы ближних помогают преодолеть этот путь.

Следующие 6 дней душа следует чертогами Рая. Ей уготовано лицезреть, как проводят свои дни праведники, насладиться небесной обителью. На 9-й день она второй раз предстаёт перед ликом Божьим. И чтобы помочь сохранить достойный вид родственники на земле молятся за усопшего.

Религиозный обряд прощания

Оставшиеся 30 дней душа следует по Аду в сопровождении своего Ангела-хранителя. Ей предстоит преодолеть 20 препятствий – мытарств. Если в своей земной жизни человек допустил прегрешения, то его благие дела должны покрыть их. Также возносимые молитвы за упокой помогают преодолеть столь суровые препятствия.

На 40-й день решается окончательно, где будет пребывать душа до наступления Судного Дня. Молитвы возносимые в этот день самые важные.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: