Какого числа празднуют день иконы Казанской Божьей матери, церковные и народные традиции

Праздник Казанской иконы Божьей Матери считается одним из самых значимых в церковном календаре, что подчеркивает неимоверную значимость этого образа для всего православного мира. Этой иконе молились цари и великие полководцы, с ней освобождали русские земли, она вела первопроходцев на освоение Сибири и исцеляла больных.

Обратимся к краткой истории этого образа и посмотрим, сколько чудес он успел сотворить со времени своего появления на Руси. После знакомства с ней наверняка станет понятным, почему медальоны и браслеты с Казанской Богоматерью столь популярны среди православных россиян.

История образа

История явления иконы, запечатлевшей Богородицу и Иисуса Христа в младенчестве, относится к середине XVI века. Казанское ханство было присоединено к государству Российскому в результате 3-его похода Ивана Грозного с целью расширения территории в июне – октябре 1952 г. С этого времени началось насильственное крещение коренного населения и искоренения мусульманства среди татар.

Большой пожар 1579 г. уничтожил 1/3 Казани и унес жизни многих горожан. Десятилетней девочке (дочери купца Данилы Онучина) по имени Матрона трижды являлось видение, в котором Богоматерь указывала ей дорогу к пепелищу дома, где находилась уцелевшая икона с просьбой найти ее и явить Миру. Мать с дочерью исполнили наказ и откопали из пепла в целости и сохранности святой образ, хранимый православными хозяевами.

Икону поместили в Никольский храм, где она стала проявлять чудеса исцеления, исполнения желаний, предзнаменований. На месте явления образа построили Казанский Богородицкий женский монастырь, в котором находился образ Божьей матери до его исчезновения (по одной из версий исследователей).

Точно установленных сведений о судьбе и местонахождении явленной иконы не существует. В 1904 г. икона была похищена крестьянином Варфоломеем Чайкиным. На дознаниях он излагал версии от продажи до уничтожения. Существовало предание о подмене оригинала на копию служительницей монастыря и перемещении ее в другом храме, но это не нашло подтверждения.

казанская божья матерь

По одному из вариантов образ был вывезен за границу. В 2004 г. из Ватикана в Москву делегацией под предводительством кардинала был ввезен список с Казанской Богоматери (выдававшийся за оригинал), который в настоящее время находится в Казанском Богородицком монастыре. Подлинная судьба святого образа в наши дни остается неизвестной.

Икона Божией Матери Казанская

Празднование 8/21 июля, 22 октября / 4 ноября

У Казанской Божьей Матери Дивно светел вечный взгляд, Жены, дочери и матери Перед ней с мольбой стоят. С. М. Городецкий

Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.

Ныне в Москве на Красной площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, разрушенный в середине 1930-х и возрожденный уже в наши дни по чертежам, сохраненным замечательным реставратором Петром Дмитриевичем Барановским. Вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы молитвы.

Возвращен Церкви и Казанский собор в Санкт-Петербурге, в котором покоится прах фельдмаршала М. И. Кутузова, отстоявшего Россию два века спустя.

Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы.

В 1552 году, на следующий день после взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича, монаршим повелением заложен был собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а спустя год учреждена Казанская епархия и прислан первый Казанский владыка, святитель Гурий. Но спустя четверть с лишним века, в 1579 году, страшный пожар опустошил половину Казанского кремля с прилегающей к нему частью города. И магометане заговорили, будто это русский Бог немилостив к людям и пожаром показал Свой гнев на них. «Вера Христова, — замечал летописец, — стала притчею и поруганием». Именно тогда и явил Господь милосердие Свое. Девятилетней девочке, стрелецкой дочери Матрене, явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону. Девочке долго не верили, но вот 8 июля (по старому стилю), устав от бесплодных хождений по градским властям, мать Матрены сама взяла заступ и нашла на указанном Царицей Небесной месте икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана.

Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Гермоген, погибший от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых. Будущий святитель и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.

Царь Иван Грозный повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь; отроковица Матрена вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители пострижение. В 1594 году здесь был заложен Казанской обширный собор. В обитель делались обильные вклады утварью, образами, ризами; чудотворная была обложена царскими дарами — золотом, драгоценными камнями, жемчугом. Спустя два века императрица Екатерина II подарила Казанской новую ризу, главным украшением которой стала бриллиантовая корона, снятая с себя земной властительницей ради Царицы Небесной. В 1798 году для Казанской был заложен, а в 1808 году освящен новый обширный собор, разрушенный вместе со всем Богородицким монастырем уже в 1930-х. Но к тому времени иконы здесь уже не было.

Божиим Промыслом явление Казанской иконы знаменовало при царе Иоанне Васильевиче начало многовекового продвижения России на восток. Через открытое взятием Казани окно в Азию Православие просветило всю Сибирь и дошло, вместе с государством Российским, до берегов Тихого океана. Как будто на всем этом движении лежало особое благословение Пречистой чрез Казанскую Ее икону.

В ночь на 29 июня 1904 года несколько святотатцев-грабителей во главе с некиим В. А. Стояном-Чайкиным забрались в собор, привлеченные драгоценными украшениями ризы. Когда святотатцев поймали, ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было. Главный грабитель не раз уверял, будто ризу они распилили и продали ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле она чудотворная. Было это в доме купца Шевлягина в Академической слободке Казани. Многолетнее следствие и сопоставление противоречивых показаний святотатцев тогда ни к чему не привело.

Говорили, будто икона в действительности была куплена Шевлягиным, после революции уехавшим в Англию и продавшим ее там в частные руки. В 1960-х на Западе действительно появилась Казанская икона в драгоценной ризе. Образ этот оказался мастерски исполненным уже в XX столетии списком; но вот риза на нем, судя по всем свидетельствам, подлинная — та самая, что была на пропавшей в 1904 году чудотворной. Православные американцы пытались было выкупить этот образ, он даже выставлялся для молебна в бостонском православном храме, где его видели тысячи людей, но собрать средства не удалось. В итоге эта Казанская вместе с украшающей ее ризой была куплена в 1970 году католиками, долгое время хранилась в португальском городе Фатима, а с 1982 года находится в Ватикане.

Но если так, если не была распилена подлинная риза, то мог сохраниться и первый чудотворный образ Казанской, во что верили и продолжают верить тысячи православных людей. Кто знает, о чем думал Чайкин, многие годы медленно угасавший в одиночной камере Шлиссельбурга, о чем он лгал, а о чем говорил правду? Трудно представить себе злодейство более страшное, нежели сожжение в печи образа, к которому веками припадали мириады паломников, к которому обращались самые горячие мольбы всей России…

Доподлинно же известно другое. Все время, пока образ Казанской красовался в соборе Богородицкого монастыря, России ничто не угрожало с востока. А как только пропала Заступница, страну постигло поражение в Русско-японской войне 1905 года, которая стала одним из первых ударов, за двенадцать последующих лет расшатавших и разрушивших великую империю. Но любые смутные времена по милости Божией кончаются. Кончилась та смута, кончится и нынешняя, и, быть может, чудотворная еще вернется к нам. Когда пресеклась благочестивая династия Рюриковичей, наступило междуцарствие, сопровождавшееся насилиями, расхищением казны, распадом государственности и многими иными бедами. И когда, уповая на Господа и молитвы Его Матери, русские люди взялись спасать Россию, то земская рать несла с собой список с иконы Казанской Богородицы. 22 октября 1612 года православное воинство вошло в Московский Кремль, и этот день также посвящен Казанской иконе.

Устрашенные ополчением Минина и Пожарского, поляки бежали из Москвы. В первый же воскресный день земская рать и все обитатели столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с Казанской иконой, в чьей чудотворной силе они убедились воочию.

Для нее и был выстроен на Красной площади Казанский собор. По размеру московская Казанская заметно меньше пребывавшего в Казани образа. Когда в 1930 году был закрыт только что отреставрированный П. Д. Барановским на средства прихожан собор на Красной площади (в 1936-м его разрушат), эту Казанскую перенесли в ставший кафедральным собором града Москвы храм Богоявления в Дорогомилове, у Киевского вокзала (после осквернения храма Христа Спасителя еретиками-обновленцами). Но и он к концу 1930-х был закрыт и снесен, после чего следы этой Казанской затерялись в музейных запасниках. А когда после Великой Отечественной войны патриаршим собором был сделан тоже Богоявленский храм, что в Елохове, то благочестивые христиане принесли туда еще один список с Казанской, пребывающий там и поныне. Предание гласит, что и он тоже сопровождал ополчение 1612 года, но то был не чудотворный образ из собора на Красной площади. Поэтому когда этот собор был воссоздан, образ Казанской для него заново написали мастера-реставраторы Центра имени Грабаря. И не умолкают перед ним слова народной молитвы…

Несомненно промыслительной стала судьба третьего по времени обретения чудотворного образа Казанской — петербургского. Он появился в северной столице в 1710-х и был, скорее всего, привезен на берега Невы благочестивой царицей Параскевой Федоровной, вдовой царя Иоанна Алексеевича. Уже в 1730-х петербургская Казанская неоднократно совершала многообразные чудеса и стала заветнейшей и любимейшей святынею града святого Петра. С 1737 года она пребывала в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте; к 1811 году на его месте был выстроен новый Казанский собор. Спустя год разразилась Отечественная война. Когда Александр I назначил главнокомандующим М. И. Кутузова, фельдмаршал перед отъездом в действующую армию специально отправился помолиться в Казанский собор перед чудотворной. Народ взывал к полководцу: «Прогони французов!» Богородица не отвергла возложенного на Нее старым солдатом упования, и фельдмаршал вернулся к Ее образу на вечное упокоение в том же Казанском соборе.

А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской — в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью: «Усердное приношение Донского войска». Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты монументы М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. 17 марта 1922 года этот иконостас был разобран, большевики забрали сто двадцать девять пудов серебра и более тридцати семи фунтов золота; в конце 1922 года были отобраны и проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы.

Спустя год, в 1923-м, обновленцы, умевшие выпрашивать у безбожных властей самые обширные и величественные храмы, захватили и Казанский собор. Но чудотворная была спасена от них, оказавшись сначала в церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова, а с 1940-го — у правого клироса Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день.

Эта икона московского письма конца XVI столетия, близкая по времени к первому образу из Казани, явила в годы Великой Отечественной войны еще одно чудо. Престарелый митрополит Гор Ливанских Илия Салиб имел видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлевским властителям Свою волю: обойти с чудотворным образом Казанской иконы окруженные фашистами города. По преданию, перепуганные военными неудачами властители-богоборцы не посмели перечить. Доподлинно известно, что когда в 1947 году Илия Салиб посетил город на Неве, его по указанию властей встречали с поистине царскими почестями (многие из горожан решили по обилию машин и стражи, что к ним приехал Сталин), а самой Казанской иконе этот благочестивый восточный архиерей подарил новый золотой венчик.

Давно уже возвращен Церкви и Казанский собор на Невском, но вернется ли туда чудотворная, зависит лишь от воли Самой Царицы Небесной.

Общецерковным почитанием пользуются еще несколько списков Казанской: Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская; местночтимых же Казанских по русским градам и весям, по приходам и семьям православных христиан такое множество, что и не перечислить.

Тропарь, глас 4

Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и в скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Молитва

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь Свою Святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти: даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Дни празднования

Указ о праздновании Казанской Божьей матери издал государь Алексей Михайлович в 1649 г. С тех пор Церковь и верующие чествуют явление иконы, молясь и воздавая хвалу в дни ее явления народу и изгнания польских захватчиков с земли Русской.

21 Июля

Летнее празднование Казанской Божьей матери связано с нахождением явного образа на Казанской земле и приходится на 21 число июля месяца. Принято считать, что обращение к Святому лику именно в эту дату доходит до Богородицы и верующим дается исцеление от болезней и чудодейственные исполнения желаний.

казанская божья матерь

4 ноября

Церковное осеннее празднование явленного образа проводят в честь освобождения Москвы 4 ноября 1612 года от иноземных завоевателей народным ополчением под предводительством Минина и Пожарского. Во время сборов и перед походом ополченцы молились Богородице в церкви с просьбой оказать помощь в освобождении земли Русской.

В наше время 4 ноября отмечают, как День народного единства, прославляющего силу и мощь русского народа в исторической победе над польскими захватчиками.

Помощь защитникам Отечества

Летом 1611 года ополченцы перенесли список с явленной иконы из Казани в Москву. Осенью того же года образ пребывал в Ярославле. Именно этот список находился во Втором ополчении 1611-1612 годов, и, как считается помог ополченцам во главе с Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским освободить Москву от польских интервентов и восстановить российскую государственность. В современной России 4 ноября — день освобождения российской столицы и окончания «смутного времени» — также является светским государственным праздником.

После этой победы народных ополченцев икона стала особенно почитаема в России. Чудотворному образу в 1709 году молился Петр I перед Полтавской битвой. Икону почитал полководец Александр Суворов. О даровании побед в сражениях с французскими войсками перед иконой молились во время Отечественной войны 1812 года.

Церковное Богослужение

Каждого человека в жизни посещают минуты духовного просветления в радости, горе. В это время общение с Господом происходит через молитву, пробуждая душу, помыслы. Церковное Богослужение – это торжественное действо, посредством которого священнослужители через песнопения, символы создают атмосферу общения верующих с Богом, снисхождения Благодати на человека через Таинства Причащения, Покаяния, Елеосвящения. Церковные Богослужения в честь Казанской Божьей матери проводятся в дни ее празднования. В молитвах верующие просят здоровья близким людям, мира на земле, благополучия в семье.

праздник в церкви

Тропарь

Церковное Богослужение сопровождается песнопениями, которые распевают священнослужители в один голос, с хором, вместе со всеми прихожанами. Тропарь – это короткая песня, в которой раскрывается суть религиозного праздника или прославляется святой.

Текст:

«Засту́пнице усе́рдная,/ Ма́ти Го́спода Вы́шняго,/ за всех мо́лиши Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего,/ и всем твори́ши спасти́ся,/ в держа́вный Твой покро́в прибега́ющим./ Всех нас заступи́, о Госпоже́ Цари́це и Влады́чице,/ и́же в напа́стех и в ско́рбех, и в боле́знех обремене́нных грехи́ мно́гими,/ предстоя́щих и моля́щихся Тебе́ умиле́нною душе́ю/ и сокруше́нным се́рдцем,/ пред пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми,/ и невозвра́тно наде́жду иму́щих на Тя,/ избавле́ния всех зол,/ всем поле́зная да́руй,/ и вся спаси́, Богоро́дице Де́во: // Ты бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м».

В церкви установлен и строго соблюдается порядок ведения Богослужения и песнопений, которые разделяются по темам и собраны в Тропарионе.

Кондак

Кондак прославляет святого или празднование в его честь в стихотворной форме, который исполняется после тропаря и раскрывает события в широком смысле, отражая его детали и подробности.

свеча и книга

Текст:

«Притеце́м, лю́дие, к ти́хому сему́ и до́брому приста́нищу,/ ско́рой Помо́щнице, гото́вому и те́плому спасе́нию, покро́ву Де́вы,/ ускори́м на моли́тву и потщи́мся на покая́ние:/ источа́ет бо нам неоску́дныя ми́лости Пречи́стая Богоро́дица,/ предваря́ет на по́мощь, и избавля́ет от вели́ких бед и зол // благонра́вныя и богобоя́щияся рабы́ Своя́».

Тропарь и кондак исполняются один раз в конце службы (исключение Пасха).

Песнопения можно исполнять в домашних условиях в конце молитвы (кроме Литургии).

Написаны и исполняются в церкви тропарь и кондак в честь иконы Казанской Божьей матери, которые распеваются при завершении Богослужения в дни празднования Святого образа.

Народные и православные традиции

Православные сохранили народные традиции празднования Казанской Божьей матери. Существуют определенные правила разрешающего и запрещающего действия. В праздничные дни не рекомендуется выполнять тяжелую работу. Церковные каноны предписывают посещение утренней, дневной или вечерней службы в церкви и обращения верующих с молитвой к Богу и Богоматери с благодарностью, воздавая им почести за добрые дела.

казанская божья матерь

Священнослужители разрешают работать (при необходимости) после совершения молитвы или посещения церкви. В старые времена молодежь устраивала гулянья и празднества на природе.

До наших дней сохранились предания о нанесении физических травм, материального ущерба при несоблюдении правил поведения в церковные праздники. Так при косьбе внезапно налетала буря с молниями, сжигая хозяйские постройки. Женщины не ходили на реку стирать белье, опасаясь быть затянутыми в омут Водяным.

В наши дни, занимаясь хозяйственными работами в православные праздники, люди сталкиваются с поломкой техники, нанесении легких телесных повреждений в виде ушибов, порезов, ожогов. Иконой с изображением Казанской Божьей матери родители благословляют новобрачных на долгую, счастливую жизнь.

Храмы

В честь Казанской Божьей матери на Руси и в зарубежных странах создавали храмы и церкви, которые называли ее именем (более 1800):

  • Собор Казанской иконы Божией Матери в Москве;
  • Казанский кафедральный собор в Санкт – Петербурге;
  • Казанский Богородицкий монастырь в Казане;
  • Собор Казанской иконы Божьей Матери в Ярославле.

красивый храм

Храмы и соборы, носящие имя Богородицы находятся на просторах России в городах: Гагарин, Тамбов, Волгоград, Яропольц, на Ставрополье, в Иркутской и Калининградской областях.

Все храмы действуют, обладают историческими ценностями, их посещают верующие прихожане, воздают молитвы Богоматери и Иисусу Христу.

Приметы, традиции и поверья на 4 ноября

В ранней языческой традиции сегодня был день молодых незамужних девушек. Возможно, у него было какое-то своё название, но до наших дней оно не дошло. По традиции в этот день девушки проводили специальный обряд на то, чтобы выйти удачно замуж. После 1612 года этот день приобрёл христианское значение и получил устойчивое народное название «Осенняя Казанская». Возможно, языческий контекст праздника не был полностью забыт и Казанскую икону Божьей Матери стали называть в народе «бабья заступница».
Другие названия дня:

Зимняя Казанская, Казанская Богородица, Матерь Казанская, Бабья Заступница, Божье наказание, Казанская Пречистая, Друга Покрова, Деды Казанские.

Что принято делать в этот день:

  • В этот день принято было ходить в храм и ставить свечи перед иконой Казанской Божьей Матери, прося у неё здоровья и благополучия для себя и своих близких. Считается, что именно сегодня нужно молиться об исцелении болезней глаз.
  • По традиции сегодня был день окончания сезонных строительных работ. Хозяева рассчитывали всех наёмных работников: плотников, каменщиков и т. п.
  • В этот день мужчины возвращались с сезонных заработков, в связи с чем принято было устраивать пышные застолья. Несмотря на возврат мужчин в дом, праздник считался женским.
  • Если утром удавалось собрать росу, то её можно было использовать для лечения глазных и кожных болезней.
  • На Казанскую было принято свататься. Была даже специальная поговорка: «Те, кто на казанскую женихается — никогда не раскается».

Что запрещено было делать в этот день:

  • Ругать и злословить женщин.
  • Продолжать наружные строительные работы.
  • Оставаться в долгу перед наёмными работниками.

Обряды и ритуалы этого дня

Мечтая об удачном замужестве, девушки прибегали как к молитвам, так и к обрядам.

Обряд на красоту.

Если девушка считала, что не может найти жениха из-за того, что некрасива, на Казанскую ей нужно было провести такой ритуал:

  • Встать пораньше и отправиться в ближайшую берёзовую рощу.
  • Найти берёзовый лист, полностью покрытый инеем.
  • Посмотреться в него как зеркало.

Считалось, что после проведения этого ритуала всю неказистость как рукой снимет.

Ритуал на сватовство любимого.

В народе считалось, что после проведения такого ритуала к девушке непременно посватается любимый.

  • Утром 4 ноября нужно пойти в храм и отстоять праздничную службу.
  • Купить две больших свечи и поставить их перед иконой Казанской Божьей Матери.
  • Попросить у неё уговорить любимого посвататься.
  • После молитвы нужно три раза перекреститься, сделать поясной поклон иконе.
  • После этого идти домой, не заговорив ни с кем по пути.

Поговорки этого дня

«Выезжаешь на колёсах, приезжаешь на полозьях».

«Терпи, батрак, скоро Казанская будет».

«На Осеннюю Казанскую всегда дождь идёт».

«На Зимнюю Казанскую Богородица за каждого молится».

«На Казанскую Богородица за нас у Господа прощение вымаливает».

Приметы о погоде

  1. Если на осеннюю Казанскую нет дождя – это считалось плохим знаком и знаменовало серьёзные проблемы с погодой в следующем году.
  2. Если в этот день идёт сильный ливень – такая погода будет стоять ещё неделю.
  3. Утром стоит туман – скоро наступит сильная оттепель.
  4. Если сегодня хорошая тёплая погода, значит, скоро наступит сильное похолодание.
  5. Вороны греются возле печных труб – жди похолодания.
  6. Ночью на небе много звёзд – следующий день будет холодным.
  7. Утром дует сильный ветер – несколько последующих дней будет стоять тёплая погода.

Старообрядческие храмы

Раскол Русской Православной Церкви произошел в середине 50-х годов 17 века во время правления Алексея Михайловича. Реформы начал патриарх Никон с целью сближения с Греческой церковью. Несогласные с новыми канонами верующие и священнослужители были преданы анафеме. Старообрядческая РПЦ испытала сильные притеснения. Старообрядцы переселялись в глухие места Сибири, чтобы сохранить веру.

В 1971 г. Собор РПЦ принял решение о разрешении и признании Старообрядческой РПЦ, но это не привело к взаимопониманию и сближению церквей. Существуют старообрядческие храмы, возведенные в честь иконы Казанской Божьей матери и названы ее именем:

  • кафедральный храм Казанской иконы Пресвятыя Богородицы в Казане, сооружен в 1912 г., реставрирован в 1988 г., ныне действующий;
  • деревянный старообрядческий храм Пресвятыя Богородицы Казанския в г. Бийск, строительство велось поэтапно параллельно с ведением служб и обрядов с 1990 г. по 2022 г.;
  • старообрядческий храм во имя Казанской иконы Пресвятыя Богородицы в г. Самаре, возведен в период 1913 – 1916 гг.

старинный храм

В настоящее время в Москве и Санкт – Петербурге Старообрядческих РПЦ освященных во имя иконы Казанской Божьей матери не существует.

Чудеса

Чудотворные проявления образа Казанской Божьей матери начались с первых дней ее обнаружения. Первое богослужение у иконы провел Ермоген, вскоре получивший чин патриарха. Чудеса прозрения проявились у слепцов Никиты и Фомы в первые дни явления Святой иконы. Исцелялись маленькие дети и взрослые: начинали видеть белый свет, вставать на ноги.

Икона оказывала чудотворные влияния на многие исторические события:

  • помощь в освобождении от польских захватчиков;
  • изгнание французских войск в 1812 г. (образу молился М.И. Кутузов с офицерами и солдатами);
  • помощь в победе над фашистами в период Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 г. г.
  • (молились за снятие блокады Ленинграда, перед Сталинградской битвой, за Москву).

чеовек и небо

Чудеса иконы Казанской Богоматери

В храмовых книгах есть много записей священнослужителей о случаях чудесного исцеления болящих.

  • Так, одна из историй повествует о том, что некий человек по имени Никита, три года не мог видеть. Он припал к иконе с горячей молитвой и прозрел. Простояв на молебне, он с большой радостью вернулся домой, славя имя Христа и Пречистой Девы Марии.
  • Особенно трогательна история прозрения младенца. Мать принесла своё дитя в храм и долго молилась с ним на руках у образа Богородицы. Когда присутствующие заметили, как малыш начал касаться лица матери, перед его лицом подержали яблоко. Дитя к нему потянулось и все поняли, что младенец прозрел.
  • Известен случай, когда по милости Богоматери получил исцеление молодой человек, страдавший расслаблением. Он не мог двигать конечностями, что доставляло много страданий. Узнав о чудотворной иконе, парень, которого звали Исаак, попросил мать отслужить перед образом молебен. Сам же дома он непрестанно просил Богородицу дать ему возможность увидеть святыню своими глазами. Внезапно парень почувствовал облегчение, и даже смог сам встать на ноги. Взяв две палицы, он направился к монастырю, где пребывал образ, и вместе с матерью припал к лику, благодаря за помощь.

Перечислять можно ещё очень много.

Важно! Милость Господа и Девы Марии безгранична. В этом убедились тысячи людей, побывавших у образа Казанской Богоматери.

Народные приметы

Народные приметы в дни летнего празднования Казанской Божьей матери распространяются на погоду в оставшееся лето, начало созревания и сбора урожая, после 21 июля:

  • устанавливалась жаркая погода, поспевала рожь и начиналась жатва;
  • поспевали вишня, черника, из ягод варили варенье;
  • появлялись черные грузди, их собирали и солили на зиму;
  • дождь в этот день предвещал длительное ненастье;
  • солнечный день до обеда прогнозировал жаркую погоду до середины августа;
  • зарождение месяца ковшиком вниз предсказывал сухой август.

Иконы

Существует большое количество образов с Казанской Божьей матери. Они находятся в простых церквях и больших соборах, почитаются православными верующими людьми. Чудодейственные способности икон не раз помогали нуждающимся людям исцелить физические недуги, утешить душевные муки, покарать зло и оказать помощь в добрых делах.

казанская божья матерь

Первый список с образа был отправлен в Москву Ивану Грозному с описанием чудес. Его почитают за пособничество народному ополчению в изгнании польских захватчиков. Второй исторически значимый список находится в Санкт – Петербурге, со времен Петра I. Он помогал обрести духовную силу верующим в борьбе с французскими и фашистскими захватчиками.

«Ватиканский» список был сделан в XVIII веке, вывезен в Европу в годы Великой Октябрьской Социалистической Революции и возвращен на родину в 2004 г.

Все списки в разные исторические времена оказывали чудесные воздействия на реальные события и людские судьбы. Замечательной историей создания и чудесами обладают списки Казанской иконы, находящиеся в церквях городов: Шлиссельбург, Москва (Высоко-Петровский монастырь), Табынск (Башкирия), Суздаль, Арзамас, Витебск, Вологда.

икона казанская божья матерь

Списки святого образа

Праздник Казанской иконы Божией Матери 2022: даты, когда будет, в чем помогает, молитвы

В начале 20-го века чудотворная икона, явившаяся в Казани, была похищена грабителями, драгоценный оклад был разграблен, сама святыня исчезла без следа. За весь период поклонения святому образу с него было сделано немало списков, которые также прославились как чудотворные.

После страшной революционной смуты 1917 года эти списки разошлись по всему миру, и уже весь мир поверил в чудеса, которые творит молитва перед иконой Казанской Божией Матери.

Сегодня Русская Православная Церковь прилагает максимум усилий для возвращения святынь на землю русскую, самый древний список с Казанской иконы можно увидеть в Третьяковской галерее.

Еще одна новая фаза истории иконы Пресвятой Богородицы в Казани произошла в 2004 году. Святейший Патриарх Алексий связался с Папой Иоанном Павлом II, чтобы обсудить икону, обнаруженную в папском суде в 1993 году. Известно, что такой поступок Папы был еще одним шагом в разрешении христианских конфликтов между конфессиями. Но, независимо от его мотивов, он возвратил в нашу страну давно потерянное святилище. Позже выяснилось, что это была не оригинальная икона, которая появилась в Казани, но это был очень древний список, вероятно, из оригинала. Икона, принятая в 2004 году, теперь хранится в Казани в церкви Св. Воздвижение бывшего монастыря Божией Матери, где была потеряна первая икона.

Особенно прославились списки с чудотворной иконы исцелениями от слепоты и глазных болезней. Незаменимой помощницей эта икона считается также в трудные и военные времена.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: