В каком веке появился ислам: история возникновения веры


На вопрос, в каком веке появился ислам, многие отвечают, что это одна из самых молодых религий, зародившаяся в шестом веке нашей эры.

В мире существуют три религии с общими корнями. Речь идет об иудаизме, христианстве и мусульманстве — именно в такой последовательности они и явились миру.

Иудаизм зародился в Палестине среди евреев еще до эры рождения Христа, самое начало его было положено в 3-м тысячелетии. Ислам как религия появился намного позже, спустя несколько веков, сформировавшись на западе аравийского полуострова. Учение же Христа возникло между ними как своеобразное ответвление иудаизма, в рамках которого для общения с Богом не нужны были храмы, священники и иконы. Каждый мог напрямую обращаться к Господу с просьбой, что фактически означало равенство людей перед Всевышним, вне зависимости от их национальности, рода занятий или классовой принадлежности. Это было удобно для многих пленных евреев и невольников и, как лучик надежды, освещало их сердца, измученные рабством.

Как появился ислам: краткое содержание истории возникновения религии

Слово «ислам» в переводе с арабского означает покорность и подчинение законам Аллаха. Слово «мусульмане», которым называют приверженцев этой религии, в переводе с арабского означает «последователи ислама». Город Мекка — центр паломничества всех мусульман мира.

когда появился ислам как религия и где

В каком году появилась религия ислам? Когда к пророку Мухаммеду, жившему в Мекке с 571 по 632 год, явился ангел Джабраил, посланный Богом в 610 году, тогда и было положено начало возникновения этой религии, которая невероятно сильно повлияла на всю мировую историю человечества. Пророку — мужчине сорокалетнего возраста — была ниспослана важнейшая миссия на земле самим Аллахом — распространение ислама, были продиктованы первые постулаты Священного Писания — Корана.

Мухаммед тайно начал распространять среди людей высшую истину, поведанную Господом. В 613 году он в первый раз публично выступил перед жителями Мекки. Все, что новое, вызывает порицание, многие не просто невзлюбили Мухаммеда, а запланировали его убийство.

Обратимся к историческим событиям, которые описывают, где и как появился ислам. Краткий рассказ следует начать с описания арабов, населявших эти земли, а также об истории их происхождения.

Мусульмане до начала пророческой миссии Пророка Мухаммада ﷺ

Первые мусульмане – это посланники и пророки, упомянутые в Священной Книге Коран, и последователи этих пророков.

В 52 аяте третьей суры Корана, которая называется «Аль-Имран», приводятся слова апостолов пророка Исы, с которыми они обращались к пророку: «Мы — помощники Аллаха. Мы уверовали в Аллаха. Будь же свидетелем того, что мы являемся мусульманами!» Это означает, что мусульманами были и первые последователи пророка Исы.

До того, как был ниспослан Коран, мусульмане молились и совершали религиозные практики, следуя Торе (Таурату), Псалтирю (Забуру), Евангелию (Инджилю), которые были ниспосланы пророку Моисею (Мусе), Давиду (Давуду) и Иисусу (Исе).

Возможно вам будет интересно прочитать, можно ли мусульманину ходить в церковь?

Арабы — кто они

В древности Аравийский полуостров был населен разными племенами. Согласно легенде, своим происхождением они обязаны Измаилу – сыну Агари, наложницы Авраама. В XVIII веке до н. э. Авраам, послушав свою жену Сарру, которая плела интриги против девушки, выгнал несчастную Агарь вместе с сыном прямо в пустыню. Измаил нашел воду, мать с сыном остались в живых, и именно Авраам явился родоначальником всех арабов.

Арабы, помня о кознях Сарры и о том, что ее дети воспользовались богатым наследством Авраама, долгое время тихо ненавидели иудеев, не забывая и о том, что Агарь и Измаил оказались брошенными в пустыне на верную погибель. Но при этом, желая отомстить, жили спокойно даже там, где появился ислам, никому не досаждая, и так продолжалось до седьмого века нашей эры.

Распространение ислама

Всего за 23 года благодаря пророческой деятельности Мухаммеда ﷺ новая вера ислам быстро распространилась на территории Аравийского полуострова.

Существует предание, по которому Пророк Мухаммед ﷺ отправил письмо с призывом принять ислам тогдашним правителям Византии, Персии (Ирана), Эфиопии и Египта. Все, кроме царя Персии, приняли послов благосклонно: иранский же царь письмо разорвал, но вскоре после этого события иранский царь Хосров Парвиз умер.

Пророк Мухаммад ﷺ умер в 632 году, и к этому году почти все племена арабов приняли ислам.

Успех в распространении ислама во многом был обусловлен тем, что учение Мухаммада ﷺ осуждало неравенство между людьми, ростовщичество, несло справедливость и развитие.

Когда же мусульмане в 630 году завоевали Мекку, ислам стал общей религией всех арабов, а сама Мекка стала центром ислама. В период с пятого по седьмой века древние государства Киндитов, Гассанидов и Лахмидов, Пальмира, Саба, Химьяр и Набатея пришли в упадок и распались, и этот процесс способствовал активной исламизации региона.

География

Аравию по географическому признаку можно поделить на три части.

Первая — это береговая линия вдоль Красного моря — каменистая местность с огромным количеством подземных источников, возле каждого из которых разбит оазис и, соответственно, созданы предпосылки для возникновения города. Здесь были финиковые пальмы и трава, которой можно было кормить скот, жили люди довольно бедно, но придумали способы, как подработать. Пути караванов из Византии в Индию всегда лежали через каменистую Аравию, и местные нанимались караванщиками, а также создавали караван-сараи, где продавали финики и свежую воду по высоким ценам. Купцам некуда было деваться, и они приобретали товары.

Вторая, самая большая часть Аравии — это пустыня с растущими кустарниками, отделенными друг от друга сухой землей. По сути, эта земля — степь, окруженная с трех сторон морями. Здесь идут дожди, а воздух влажный.

Третья, южная часть полуострова, в древности называлась Счастливой Аравией. Сегодня это территория Йемена, богатая тропической растительностью. Местное население когда-то выращивало здесь мокко — кофе, считавшимся лучшим в мире, затем его завезли в Бразилию. Там он, к сожалению, стал хуже по качеству. Люди, населявшие эту территорию, были счастливы, но всю картину портили соседи — абиссинцы-эфиопы и персы. Они постоянно воевали между собой, тогда как арабы старались сохранять нейтралитет и жить мирно, наблюдая, как те уничтожают друг друга.

Среди христиан, населявших Аравию, были православные и несториане, яковиты и монофизиты, а также савеллиане. При этом все жили мирно, никаких разногласий на почве религии не было. Люди жили и зарабатывали себе на пропитание, им некогда было отвлекаться на что-то еще.

Происхождение и жизнь Мухаммеда (Магомета)

Пророк Мухаммед был рожден в 571 году в Мекке, родом он был из могущественного мекканского племени Курайш, внук Абу ал-Мутталиба, главы рода Хашим, сын Абдуллаха.

В возрасте шести лет Мухаммед, к сожалению, лишился матери. Дядя Абу-Талиб был назначен опекуном того, кто стал основателем ислама. Когда появился его — Мухаммеда — настоящий «опекун» — сам Всевышний, Магомету было уже за сорок.

По многочисленным данным, Мухаммед был болен эпилепсией, не был образован, не умел читать и писать. Но пытливый ум и незаурядные способности молодого человека выгодно отличали его от других. Мухаммед гонял караван, а в возрасте 25 лет его полюбила богатая 40-летняя вдова по имени Хадидже. Он женился в 595 году.

Противостояние распространению Ислама

Но мекканская знать не поддержала идеи Мохаммеда ﷺ и встретила его пророческую проповедническую деятельность враждебно. История возникновения Ислама рассказывает о тех тяжелых испытаниях, которые испытывал Пророк Мухаммад ﷺ поначалу, ведь очень немногие люди приняли для себя новую веру с самого начала: только сам Пророк Мухаммад ﷺ и его жена Хадиджа приняли ислам, а также его двоюродный брат Али ибн Абу Талиб, которого он взял на воспитание, в возрасте 9 лет. Также к числу первых мусульман присоединился Абу Бакр, который был богатым купцом, а также еще сорок человек, среди которых были богатые и бедные люди преимущественно в молодом возрасте, которые впоследствии стали первыми сподвижниками Пророка Мухаммада ﷺ.

От преследований соотечественников многобожников Пророк Мухаммед ﷺ вынужден был спасаться бегством в сопровождении своих последователей.

Проповедник

когда появился ислам кто стал его основателем

Пророком Мухаммед стал пятнадцать лет спустя. Провозгласил он об этом в Мекке, заявил, что призвание его состоит в том, чтобы исправить все пороки и грехи этого мира. При этом он напоминал людям, что до него миру являлись и другие пророки, начиная с Адама и Ноя, Соломона и Давида и заканчивая Иисусом Христом. По словам Мухаммеда, люди забыли все правильные слова, произнесенными ими. Единственный Бог — Аллах — послал людям его, Мухаммеда, чтобы вразумить всех людей мира, сбившихся с пути истинного.

Новую религию, проповедуемую мужчиной, приняли сначала только шестеро. Прочие жители Мекки отмахивались от новоиспеченного учителя. Благодаря своему дару убеждения и способностям Мухаммед постепенно сплотил вокруг себя десятки единомышленников разных сословий и материального достатка с большой силой воли и отважными характерами. Среди них были храбрый Али, добродушный Усман и справедливый Умар, а также непреклонный и даже жестокий Абу Бакр.

Искренне уверовав в новое учение, они поддерживали своего пророка, который без устали проповедовал. Это вызвало огромное недовольство у населения Мекки, и его попросту решили уничтожить. Мухаммед бежал в город Медину. Здесь все жили по национальному признаку в сформировавшихся общинах: в абиссинской и еврейской, в негритянской и персидской. Мухаммед со своими учениками образовал новую общину — мусульманскую, которая начала проповедовать ислам.

Надо сказать, что община стала весьма популярной в городе, так как, по заверениям ее участников, мусульманин, вступивший в ее ряды, переставал быть рабом и не мог им быть вообще. Любой произносящий «Ля иляха иляЛЛах, Мухаммадун расуляЛЛах» («Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник его») сразу становился свободным. Это был мудрый ход.

В общину потянулись бедуины и негры — те, кто раньше были угнетенными. Они поверили в истинность ислама, стали агитировать других на вступление в общину и принятие новой веры. Их, вновь примкнувших, называли ансарами.

Спустя какое-то время община Мухаммеда приобрела статус самой сильной и многочисленной, стала наводить порядок, расправившись с язычниками, убивая их. Христиане не остались в стороне, их также либо убивали, или обращали в ислам насильственным способом. Уничтожали иудеев. Кто мог — бежал в Сирию.

Воодушевленное войско мусульман отправилось в Мекку, но было разбито. Последователи ислама силой заставили бедуинов принять их веру, силы сторонников Аллаха увеличились, армия захватила аравийский район Гадрамаут — благодатные земли южного побережья, — установив там ислам. Затем снова двинулись к Мекке.

Жители Мекки предложили главнокомандующему не конфликтовать, а решить все мирным путем, признав наряду с Аллахом богов Зухру и Лату, и заключить мир. Но предложение не было принято, так как Аллах един, иных богов нет. Горожане согласились с этой сурой (пророчеством).

Мусульмане и их религиозные обязанности

Мусульманином становится человек, произнесший шахаду или формулу Единобожия. Шахада звучит так: «Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — Посланник Аллаха». Мусульманином может стать человек любой национальности, поэтому среди новообращенных, в настоящее время, встречается много русских мусульман.

Целью религии ислам является формирование человека здорового, честного, праведного, стремящегося создать счастливую семью и стать частью порядочного общества, придерживающегося правил и норм шариата.

Мусульмане отвергают безбрачие. Жизни мусульман построены на любви и здоровой семье, живущей так, как предписывает религия.

Узнайте, зачем мусульмане делают обрезание?

Арабы были согласны

ислам как религия появился в 3 тысячелетии

Когда появился ислам в мире, его проповедники не пытались извлечь из этого никакой корысти или личной выгоды. Они несли в массы принципы, выдуманные ими самими. С точки зрения богословия религия не содержала в себе ничего такого, что бы отличалось от других религиозных течений Ближнего Востока.

Арабы были правы, агрессивно настроенные мусульмане не стоили того, чтобы с ними спорить. Арабы отказались от привычных культов, произнесли формулу ислама и… зажили, как привыкли, по-прежнему.

Но пророк скорректировал поведение новообращенных в ислам, например, тем, что мусульманину грешно иметь более четырех жен, арабы не стали спорить с этим, хотя ранее 4 жены — это был минимум. Они молча содержали наложниц, которых могло быть сколько угодно.

Когда появился ислам как религия, пророк Мухаммед, страдающий эпилепсией, запретил вино, заявив, что первая капля этого напитка губит человека. Хитрые арабы, любившие выпить, садились в тихом закрытом дворике, ставили перед собой чан с вином. Каждый опускал палец, стряхивал на землю первую каплю. Раз уж она губит человека, то ее и не употребляли, про остальное пророк ничего не наказывал, поэтому они спокойно пили все, что не было первой каплей.

Религиозная и историческая ситуация в Аравии накануне зарождения Ислама

В преддверии возникновения ислама на Аравийском полуострове господствовала ханифия или автохтонный аравийский монотеизм, уходящий своими корнями к пророку Аврааму (Ибрахиму). Современная концепция указывает на наличие в тот период двух относительно независимых монотеистических традиций, которые в итоге объединились в аравийское пророческое движение. В период, когда возник ислам, то есть до момента прихода к пророческой миссии Мухаммеда ﷺ, в Аравии уже действовали несколько авраамических пророков, но именно на Мухаммеда ﷺ была возложена Богом миссия распространения Ислама. Пророка Мухаммед ﷺ существенно отличался от остальных пророков, как с политической, так и с идейной точки зрения, что явилось одной из главных составляющих успеха ислама.

Частично население Аравийского полуострова в этот период времени приняли иудаизм, частично – приняли христианство, а в некоторых государствах, таких, как Йемен и Бахрейн, проповедовали зороастризм. Аравийский полуостров в этот исторический период делили между собой княжество Лахмидов, которое являлось союзником с Ираном, где правили Сасаниды, и княжество Гассанидов, которое являлось вассалом Византии.

Центральная же Аравия осталась свободной после того, как на Мекку совершил поход эфиопский царь, и чудесным образом мекканцам удалось спастись, а армия царя и сам эфиопский царь были уничтожены раскаленными камнями, которые скидывали на них прилетевшие с неба птицы. Данное событие было известно арабскими и мекканскими современниками и описывается в суре Корана «Слон».

Саудовская Аравия в эпоху зарождения Ислама

История черного камня

когда появилась вера ислам

В Каабе — мечети города Мекки — расположен таинственный черный камень, говорят когда-то «упавший» с неба, не уточняется, в каком веке. Появился ислам, новая община думала, как с ним поступить, и вот почему. Камень считался божественным, ниспосланный Аллахом, а вера не предусматривает извлечения какой-то материальной выгоды из того, что даровано Всевышним. Камень приносил городу прибыль: сотни паломников посещали его, держа путь через базар, где покупали товары у жителей города: Божий дар обогащал жителей. Пророк Мухаммед согласился не убирать этот священный камень во благо города, несмотря на то, что тонкий вопрос об извлечении выгоды из веры вставал довольно явно.

Зарождение Ислама

Точный год возникновения ислама определить нельзя: зарождение ислама связывают с городом Меккой в Западной Аравии и началом седьмого века. В этот период истории господствующей религией было язычество, и каждое племя почитало своих богов, идолы которых были установлены в Мекке. На этом отрезке истории началось постепенное разрушение родоплеменного патриархального строя, и общество начинает разделяться на классы, в результате чего должно было появиться нечто, что объединило бы людей духовно.

В этих условиях и возникает Ислам, который является религией авраамической, как иудаизм и христианство, которые также восходят своими корнями к самым древним формам монотеизма, то есть все эти религии объединяет с исламом принципиально единая картина мира, и относится к богооткровенной или ревелятивной традиции.

Осознание монотеизма происходило на самых ранних этапах зарождения ислама, и это было выражено в проповедях, с которыми обращался к своей умме Пророк Мухаммед ﷺ, главной идеей которых была мысль о необходимости очищения единобожия или таухида от тех искажений, которые были внесены многобожниками, христианами и иудеями.

Учение

После смерти пророк Мухаммед оставил людям слово Божье — учение, изложенное в Коране. Образцом того, как надо себя вести и кому подражать, являлся он сам, его поступки и поведение, за которыми наблюдали и которые хорошо запомнили его сподвижники, были эталоном жизни настоящего мусульманина. «Предания о словах и действиях» (так называемые хадисы) формируют Сунну — своего рода сборник, на которой, равно как и на Коране основан закон ислама — шариат. Религия ислама очень проста, здесь нет таинств, не предусмотрено монашество. Следуя догматам, мусульманин понимает, во что ему надо верить, а шариат определяет нормы поведения: что можно, что нельзя.

История развития ислама после смерти Пророка Мухаммеда ﷺ: Праведный халифат

Появление ислама кардинально изменило всю политическую, социальную, экономическую, бытовую жизнь многих народов от Испании до берегов Индонезии.

После кончины Пророка Мухаммада ﷺ образовалось первое мусульманское государство Халифат, в котором власть, как светская, так и духовная, была сосредоточена в руках халифа. Первыми халифами государства были Абу Бакр, а затем Умар, Усман, Али, после них к власти пришла династия Омейядов, а затем их сменила династия Аббасидов. В результате проводимых Халифатом завоевательных войн в течение седьмого и восьмого веков ислам распространился на Среднюю и Переднюю Азию, а также на Северную Африку, Закавказье, Индию, а затем на Балканский полуостров через Турцию.

Правление Абу Бакра ас-Сиддыка

После смерти Пророка Мухаммада ﷺ, когда встал вопрос о том, что следует избрать халифа, то есть его «заместителя», был избран на эту должность Абу Бакр. Ему удалось пробыть у власти всего два года, после чего он умер, но даже за эти два года он успел убедить племена, которые отвернулись от Ислама, чтобы они вновь вернулись в религию.

История ислама гласит, что Абу Бакр сделал многое для распространения ислама: успел начать боевые действия против Персии и Византии, которые в то время были самыми могущественными империями. Накануне своей кончины Абу Бакр назначил Умара (Омара) своим преемником.

Правление Умара ибн аль-Хаттаба

Омар (Умар) стал вторым халифом исламского государства, и он, продолжив военные походы на Византию, отвоевав Сирию, а также захватив Египет, Палестину, частично Магриб, который располагался на территории Северной Африки.

При халифе Умаре мусульмане вели военные действия и против династии Сисанидов, правившей в Персидской империи: в битве при Кадисии и Нихавенде он нанесли армии Ирана тяжелые поражения, а вскоре и заняли столицу государства Сисанидов Ктесифон, который находился неподалеку от Багдада. Мусульмане также заняли Армению, Азербайджан, Ирак, Мазендаран, Хузестан и часть Фарса, что составляло основные территории Ирана.

Во время правления Омара были проведены реформы, которые заложили основы мусульманской государственности: был определен порядок налогообложения, установлены законы. На покоренных территориях халиф Омар придерживался политики веротерпимости, христианам и иудеям была предоставлена защита и свободное вероисповедание своей религии.

Праведный Халифат

Правление Усмана ибн Афвана

Следующий халифом избрали Османа (Усмана), в тот период Усман был самым достойным титула халифа человеком, и выбор членов совета был верным и справедливым.

При нем все ключевые посты в государстве занимали его родственники Омеяды, по этой причине в сторону Усмана (Османа) поступало много критики, в результате поднялся бунт, в ходе которого мятежники убили халифа. Осман сделал важный шаг в дальнейшем развитии ислама и создании основ религии – во время его правления был составлен полный канонический текст Священной Книги Коран. До этого момента текст Корана существовал только в памяти хафизов – людей, заучивших текст Священной Книги Коран наизусть в момент, когда появлялся каждый аят, будучи ниспослан Посланнику Аллаха ﷺ еще при жизни Пророка Мухаммада ﷺ. Осман отдал приказ собрать весь Коран и записать его тогда, когда сразу семьдесят хафизов погибло в одном из воинских сражений.

Правление Али ибн Абу Талиба

Следующим халифом стал Али ибн Абу Талиб, который прославился как мужественный, справедливый халиф, который внес огромный вклад в становление ислама и чьи заслуги перед исламом огромны. Во время правления халифа Али была развернута борьба с коррупцией, халиф стремился распределить государственные доходы так, чтобы разрыв между богатыми и бедными гражданами государства сократился максимально.

Четыре первые халифа вошли в историю ислама как Праведные халифы, а государство, во главе которого они стояли, получило название Праведный халифат.

Развитие Халифата

Первые три века существования ислама, когда он зародился и распространился, вошли в историю как золотой период арабской культуры – были сформированы первые мусульманские религиозные школы, сформулированы этические, философские и правовые положения, а также сформированы правила арабского языка, было положено начало таким наукам, как литература, химия, география и медицина.

История ислама продолжилась в феодальном государстве, которое стало преемником Праведного халифата – Омейядском халифате или Дамасском халифате, во главе которого стояла династия Омеядов. Во время существования этого государства исламский мир распространился на Северную Африку, частично Пиренейский полуостров — Андалусию, а также на Табаристан, Синд, Джурджан, Среднюю Азию, Юго-Восточную Азию, включая Малайзию и Индонезию.

Ислам в современном мире играет в жизни верующих большую и важную роль: это не только религиозная идеология, дошедшая со времени возникновения ислама до наших дней, но и идеология, определяющая светскую жизнь мусульман, мерило их гражданского поведения, системы ценностей. Исламская религия, мусульманство оказывает большое влияние на все сферы жизни мусульман.

История исламского мира является отдельным направлением для многих историков и исследователей, охватывая более 14 веков жизни человечества, именно, благодаря мусульманским ученым удалось сохранить научное наследие предыдущих цивилизаций и развить новые направления в науке, культуре и искусстве.

Конец жизни Мухаммеда

В последние годы жизни пророка ислам приняли все западные и юго-западные районы Аравийского полуострова, а также государство Оман в восточной части. Незадолго до своей смерти Мухаммед продиктовал письма византийскому императору и персидскому шаху с требованиями признать и принять ислам. Первый оставил письмо без ответа, второй отказал.

Пророк решил вести священную войну, но умер, а затем большая часть Аравии отказалась от ислама и перестала подчиняться наместнику — халифу Абу Бекру. Два года велась кровопролитная война на всей аравийской территории. Те, кому удалось выжить, окончательно признали ислам. На этих землях образовался Арабский халифат. Халифы начали реализовывать то, что не успел пророк — насаждать религию по всем миру, в том числе путем войн.

Причина битв Пророка ﷺ

Пророк Мухаммад ﷺ оправдал надежды мединцев и прекратил конфликты, которые происходили внутри, но мекканские многобожники все еще притесняли мусульман из Мекки, и с 623 года начали происходить военные столкновения мединцев и мекканцев. В 624 году произошла битва при Бадре, которая закончилась поражением мекканцев, хотя их количество превышало количество мусульман в три раза. Многие мекканцы были захвачены в плен, Пророк Мухаммад ﷺ предложил, чтобы пленные обучали грамоте детей мединцев в обмен на их свободу.

Позже в 625 году состоялась битва при Ухуде, в которой верх взяли уже мекканцы. Через год войско из Мекки совместно с племенами Аравийского полуострова пришло к городу Медине, чтобы покончить с исламом раз и навсегда. Мекканским многобожникам также помогало иудейское племя в Медине, нарушившее договор с Мухаммедом ﷺ о взаимопомощи и ненападении. Мусульмане, обладавшие армией в четыре раза меньше, но будучи более мудрыми в тактике и стратегии, сумели противостоять мекканцам, которые вынуждены были вернуться домой ни с чем.

Мухаммад ﷺ покорил Мекку в 630 году, уже установив контроль над большей частью Аравии.

Пять столпов веры

Когда в мире появился ислам, у каждого мусульманина возникло пять основных обязанностей, так называемый «аркан». Первый столп (символ веры) – «шахада». Второй – «салят» – поклонение, которое надлежит делать пять раз в день. Третья обязанность связана со священным месяцем рамадан — тот период, когда верующий от восхода до заката неукоснительно соблюдает пост и воздержание (не ест, не пьет, не позволяет себе никаких развлечений). Четвертый «столп» – выплата налога («закят»), которым богатые обязаны помогать беднякам. Пятый – обязательный хадж, паломничество в Мекку, которое каждый добропорядочный мусульманин обязан выполнить хотя бы раз в жизни.

откуда появился ислам

Исламская история в хронологическом порядке

История самой молодой религии в мире изобилует большим количеством событий, которые представляют интерес для современных мусульман. Они проливают свет на процессы, определившие нынешнее состояние уммы. Наша своеобразная «шпаргалка» кратко освещает ключевые даты в развитии ислама.

Как известно, мусульманский календарь отличается от христианского, который используется сейчас повсеместно, включая исламские страны. Последователи ислама начинают летоисчисление с момента переселения Заключительного посланника Всевышнего, Пророка Мухаммада (с.г.в.) и его сподвижников из Мекки в Йасриб (впоследствии – Медину). Поэтому в этом материале мы используем оба календаря, но в описании событий до Хиджры приводится дата только по Милади, т.е. григорианскому летоисчислению.

570 год по Милади

либо 571 г. (20 или 22 апреля) – рождение Пророка Мухаммада (с.г.в.). Ключевое событие в развитии исламской религии. Оно произошло в Мекке, расположенной на территории современной Саудовской Аравии. Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) родился в семье Абдуллаха ибн ‘Абд аль-Муталлиба и Амины бинт Вахб, которая относилась к роду Хашим, примыкавшему, в свою очередь, к племени Курайш.

595 г.

– женитьба Мухаммада (с.г.в.) на Хадидже (р.а.). Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) впервые сочетался браком в 25-летнем возрасте, тогда как его жене было на тот момент 40 лет. Она была единственной супругой Мухаммада (с.г.в.) вплоть до своей смерти, наступившей в 619 г. За это время у пары родились двое сыновей, умершие во младенческом возрасте, а также четыре дочери: Зайнаб, Рукайа, Фатима, Умм-Кульсум (р.а.). Фатима (р.а.) впоследствии стала женой Али (р.а.) – четвертого праведного халифа. Их потомство, продолженное сыновьями Хасаном и Хусейном, почитается в мусульманской умме больше всего. Умм-Кульсум и Рукайа вышли замуж за третьего праведного халифа Усмана (р.а.).

610 г.

– начало пророческой миссии Мухаммада (с.г.в.). Милость миров (с.г.в.) любил проводить время в размышлениях о жизни и смысле бытия в этом мире в пещере Хира на горе Ан-Нур, расположенной неподалёку от Мекки. Во время одного из таких посещений этого места к Мухаммаду (с.г.в.) явился ангел Джабраил (а.с.), который объяснил ему важность миссии, возложенной на него Всевышним Творцом. Первыми людьми, кто принял проповедь Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) и принял ислам, стали его жена Хадиджа (р.а.), близкий друг Абу Бакр (р.а.), 10-летний двоюродный брат Али (р.а.) и приёмный сын, которого Мухаммад (с.г.в.) освободил от рабства, Зайд ибн Харис (р.а.).

615 г.

– первые мусульмане отправляются в Эфиопию. Начавшаяся миссия Пророка Мухаммада (с.г.в.) встретила озлобленность со стороны мекканцев. Но это не помешало формированию вокруг Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) группы сподвижников (по-арабски – сахабов), которая медленно, но верно пополнялась. Тем не менее, данный факт не спасал первых мусульман от жестоких гонений со стороны мекканских язычников. В итоге было принято решение, что часть мусульманской общины совершит переселение в Эфиопию, так как местный правитель Негус конфликтовал с мекканцами. Около 80 верующих, среди которых были Усман ибн ‘Аффан (р.а.), дочь Пророка Рукайа (р.а.), прибыла на африканскую землю, где их встретили гостеприимно. Сам Заключительный посланник (с.г.в.) остался в Мекке, дабы продолжить донесение своей миссии до жителей города.

616 г.

– принятие ислама Умаром (р.а.). В первые годы пророческой миссии он, будучи одним из самых уважаемых мекканцев, был яростным противником мусульман. Суровый нрав являлся причиной внезапных вспышек гнева, от которых не были застрахованы даже его родственники. Так, например, произошло, когда он узнал о принятии ислама его сестрой и её мужем, после чего избил обоих. Нелюбовь к последователям ислама была связана с тем, что Умару (р.а.) не нравилось, что Милость миров Мухаммад (с.г.в.) призывает своих соплеменников отказаться от религиозных убеждений предков. В какой-то момент Умар (р.а.) даже задумался убить Посланника (с.г.в.). Но, к счастью, сценарий пошёл по совершенно иному пути. Сам Пророк (с.г.в.) часто обращался к Аллаху с просьбой даровать мусульманской общине в качестве верного последователя и неотъемлемой части Умара (р.а.). В итоге мольба была принята. После принятия ислама Умаром (с.г.в.) мусульмане стали активнее и более открыто рассказывать о своей религии.

619 г.

– смерть жены Пророка (с.г.в.) Хадиджи (р.а.), Абу Талиба, неудача в Таифе и ночное вознесение. Этот год выдался крайне событийным не сколько для Милости миров Мухаммада (с.г.в.), сколько для всей истории ислама. Первоначально Пророку (с.г.в.) пришлось столкнуться со смертью любимой жены. Характер личных отношений с Хадиджей (р.а.) показывает один примечательный факт – все дети Заключительного посланника (с.г.в.), за исключением Ибрахима, были рождены только ею. Матерью Ибрахима была другая жена – Мария аль-Кибтия.

Смерть дяди Пророка (с.г.в.) Абу Талиба стало большой политической потерей, ведь несмотря на отказ от принятия ислама, он всегда занимал сторону Мухаммада (с.г.в.) и защищал его от агрессии, исходившей от особо яростных мекканцев. Абу Ляхаб, занявший место главы рода Хашим после смерти Абу Талиба, относился к Пророку Мухаммаду (с.г.в.) плохо.

Поездка Милости миров (с.г.в.) вместе со своим приёмным сыном Зайдом ибн Харисом (р.а.) в Таиф была сопряжена с ожиданиями найти новых последователей, которые внемлют его призыву. Однако всё сложилось диаметрально противоположным образом – толпа прогнала их. Лишь один человек поверил Мухаммаду (с.г.в.) – это был христианин из сирийской Ниневии.

В этом же году состоялось эпохальное событие ночное путешествие в Иерусалим и вознесение Пророка (с.г.в.) на небеса. В мечети аль-Акса он прочитал коллективный намаз, который проходил под его руководством. При этом джамаат составили пророки и посланники предыдущих эпох. Далее Мухаммад (с.г.в.) вознёсся на Небеса, где Всевышний поручил ему и его последователям читать намаз пять раз в день.

620 г.

– женитьба на Айше (р.а.). Дочь Абу Бакра (р.а.) сыграла важную роль в передаче новым поколениям мусульман Пречистой сунны Заключительного посланника (с.г.в.).

622 г. по Милади (1-й год по Хиджре)

– переселение мусульман из Мекки в Медину. Призыв Мухаммада (с.г.в.) стал находить сторонников и за пределами Мекки. Так, группа жителей города Ясриб, расположенного в 400 км от родины Посланника (с.г.в.), приняла ислам и, видя, с какими препятствиями сталкивается Милость миров (с.г.в.), предложили ему и мекканцам-мусульманам перебраться в их город.

Посланник Всевышнего (с.г.в.) совершил переезд (Хиджру) вместе со своим верным другом Абу Бакром (р.а.). Их поездка была полна опасностей, но Всевышний Аллах сделал так, чтобы Пророк (с.г.в.) и его верный сподвижник остались в сохранности. После того, как мусульманская община обосновалась в Ясрибе, его стали называть Мадинатун-Наби (город Пророка) либо просто Мадина (Медина – в русскоязычной традиции).

624 г. (2-й год по Хиджре)

– битва при Бадре и изменение направления для молитв. Переезд мусульман в Медину был вынужденным шагом. Последователи ислама оставили в Мекке своё имущество, которым завладели их противники из числа курайшитов-многобожников. Возникла необходимость ответить за этот существенный удар. В итоге Пророк Мухаммад (с.г.в.) и его сподвижники решили организовать набег на торговый караван курайшитов, следовавший из Сирии в Мекку. Столкновение между войсками мусульман и язычников произошло у местечка Бадр. Победу одержали последователи ислама, несмотря на троекратное численное превосходство мекканцев. Это сражение моментально стало знаковым в истории мусульманской уммы, потому как мусульмане поняли, что они становятся важной силой. О важности события свидетельствует хотя бы тот факт, что упоминание битвы есть даже в Священном Коране:

«Всевышний оказал помощь вам во время битвы у Бадра. Проявляйте по отношению к Аллаху богобоязненность…» (3:123)

В этом же году Мухаммад (с.г.в.) поменял направление молитвы с Иерусалима (Мечеть аль-Акса) на Мекку (Кааба).

625 г. (3-й год по Хиджре)

– битва при горе Ухуд. Униженные возле Бадры многобожники поставили перед собой цель взять реванш у мусульман. В течение года они собирались с силами, чтобы начать военный поход на Медину. В течение этого срока удалось подготовить войско, численность которого составила 3 тыс. человек. Мусульмане, в свою очередь, не могли и мечтать о таком количестве бойцов в своих рядах. Мухаммаду (с.г.в.) удалось собрать только 700 воинов. Однако даже несмотря на такой численный дисбаланс, первоначально перевес был на стороне мусульман. Битва, вероятно, закончилась бы их победой, но лучники, которые должны были отвечать за тыл мединского войска, покинули свои позиции, боясь, что им не достанется ничего из военных трофеев. Халид ибн Валид, который впоследствии станет выдающимся мусульманским полководцем, увидев эту фатальную ошибку, приказал многобожникам нанести удар в тыл мусульман. Поражению мединцев поспособствовало и то, что в этой битве ранение получил Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.). Это внесло сумятицу в организацию войска мусульман.

627 г. (5 год по Хиджре)

– битва у Рва. Мекканцы решили добить своего противника, собрав армию, которую доселе ещё не видел Аравийский полуостров, – 10 тыс. человек. Основу его составили многобожники из Мекки и бедуинские племена. Кроме того, противникам мусульман удалось заключить тайный договор с мединским племенем курайза, которое должно было ударить по тылу войска Мухаммада (с.г.в.). Последователи ислама понимали, что битвы не избежать, а потому по совету сподвижника Салмана аль-Фариси принялись рыть ров вокруг города. Это значительно усложнило мекканцам возможность совершить успешный штурм города. Вкупе с плохой погодой, отсутствием продовольственных ресурсов и уверенности в прочности союза с бану курайза вера в итоговый успех у многобожников стремительно падала. В итоге сражения в прямом смысле этого слова не состоялось, но удар по морально-психологическому настрою мекканцы получили весьма серьёзный. Позиции Пророка Мухаммада (с.г.в.), напротив, окрепли. Он фактически превратился во влиятельнейшего политического лидера.

628 г. (6 год по Хиджре)

– пакт при Худайбии. Мусульмане, чувствуя нарастающие возможности, которые стали перед ними открываться, решили выдвинуться в Мекку для совершения паломничества. Группа верующих под руководством Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) составляла порядка 1600 человек. Но последователям ислама не удалось совершить хадж. Они подписали пакт с курайшитами о том, что паломничество будет разрешено в следующем году. Несмотря на то, что изначальное намерение совершить поклонение Аллаху посредством хаджа не было реализовано, мусульмане и здесь одержали моральную победу. Не даром именно после подписания пакта при Худайбии Пророку Мухаммаду (с.г.в.) был ниспослан первый аят суры «Аль-Фатх / Победа»:

«Поистине, Мы подарили тебе очевидную победу» (48:1)

После этого ислам приняли видные мекканские военачальники, которые впоследствии стали знаменитыми мусульманскими полководцами, – Халид ибн Валид и Амр ибн Аль-Ас (р.а.). Увидев, что число мусульман увеличивается, Пророк Мухаммад (с.г.в.) принимает решение послать своих послов правителям Византии, Персии, Эфиопии, Бахрейна, Омана, Египта, Йемена, Сирии с предложением принять ислам. Кто-то внял этому призыву (например, правители Омана), кто-то в уважительной форме отказался (византийский самодержец Ираклий, повелитель египетских коптов), но также были те, кто вероломно убил мусульманского посла (персидский царь).

629 г. (7 год по Хиджре)

– умра Пророка Мухаммада (с.г.в.). В этом году произошла реализация пункта из договора при Худайбии. Заключительный посланник (с.г.в.) и его сподвижники совершили умру. Тогда же дядя Пророка (с.г.в.) Аббас принял ислам. Его потомки впоследствии образовали династию Аббасидов.

630 г. (8 год по Хиджре)

– взятие мусульманами Мекки. Пророк Мухаммад (с.г.в.), собрав 10-тысячное войска, взял родной город практически без боя, так как Мекка пришла в упадок. Он не стал наказывать своих противников, которые ранее издевались над ним и его сподвижниками. Пророк (с.г.в.) всех простил и этим продемонстрировал моральное превосходство ислама над многобожниками. Тогда же многие мекканцы приняли исламское вероисповедание.

632 г. (10 год по Хиджре)

– смерть Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.). К этому времени он успешно поборол поклонение арабов бессмысленным идолам. Апофеозом победного шествия пророческого призыва стал хадж Мухаммада (с.г.в.), на котором его сопровождало 90 тысяч человек. Милость миров (с.г.в.) прочитал свою знаменитую проповедь, во время которой Всевышний Аллах ниспослал третий аят суры «Аль-Маида»:

«В этот день завершено для вас ниспослание религии Ислам…» (5:3)

В этот же год Абу Бакр (р.а.) становится первым праведным халифом. Ближайшему сподвижнику Пророка пришлось столкнуться с непростой ситуацией, когда бедуинские племена перестали признавать власть халифа и стали выдвигать из своих рядов лжепророков. Этот мятеж Абу Бакру (р.а.) удалось успешно подавить.

634 г. (12 год по Хиджре)

– халифом становится Умар (р.а.), который занял этот пост согласно распоряжению, оставленному перед смертью Абу Бакром (р.а.). Период 10-летнего правления Умара (р.а.) считается «золотым веком» исламского халифата. Это касается не только территориальных завоеваний, которые происходили в это время, но и стиля правления халифа. Он вёл очень аскетичный образ жизни, ставя во главу угла принцип справедливости при разрешении межличностных и общественных конфликтных ситуаций. Территориально исламское государство во время правления второго халифа обогатилось Сирией, Ираком, Курсом (Иерусалимом), Палестиной, Египтом.

639-640 гг. (17-18 годы по Хиджре) –

Умаром (р.а.) принято решение ввести мусульманский календарь, состоящий из 12 месяцев. Начальной отметкой летоисчисления назначена дата первого дня переселения Посланника Всевышнего (с.г.в.) в Медину.

644
г. (23 год по Хиджре)
– убийство Умара (р.а.). Покушение на убийство произошло во время обхода им Мединской мечети для совершения утренней молитвы. На него напал Абу Лулу, выходец из Персии. Историки считают, что причиной нападения на второго праведного халифа стала его политика в отношении Персии, а именно – завоевание этой территории. Примечательно в данной связи то, как он отреагировал на смертном одре на сообщение о национальной принадлежности убийцы. Умар ибн Хаттаб (р.а.) произнёс примерно следующее: «Как же хорошо, что Всевышним мне уготована судьба умереть не от рук мусульманина». Перед смертью он также успел назначить шестерых человек, которые должны были решить, кто станет следующим правителем мусульман.

В состав выборного совета вошли Али ибн Абу Талиб, Зубайр ибн аль-‘Аууам, Тальха ибн ‘Убайдуллах, Усман ибн ‘Аффан, Са’д ибн Абу Ваккас и Абдур-Рахман ибн Ауф (да будет доволен Аллах всеми ими). Они путём голосования в качестве следующего халифа определили Усмана ибн Аффана (р.а.). Он был одним из первых мекканцев, которые откликнулись на призыв Пророка Мухаммада (с.г.в.) принять новое вероисповедание. Также он известен тем, что был женат на двух дочерях Заключительного посланника (с.г.в.) – Рукайе и Умм Кульсум (р.а.), вследствие чего получил прозвище «Зин-Нурайни» (обладатель двух лучей). Первые годы правления Усмана (р.а.) характеризовались как чрезвычайно успешные, так как мусульманские войска продолжали наступления и завоёвывали новые земли – продвижение дальше на север Африки, победа на византийскими войсками, завоевание Дербента (современный российский Дагестан), появление у мусульман собственного флота, овладение Кипром. Однако вскоре этот процесс приостановился, и начались проблемы. Дело в том, что период стремительного роста халифата стал временем, когда в мусульманском обществе стало быстро нарастать имущественное неравенство. Кто-то получал очень многое от завоевательных походов, в то время как другие были вынуждены довольствоваться малым достатком, считая, что ислам осуждает стремление к наживе. Закономерно эти две тенденции столкнулись, вызвав общественные брожения. Кроме того, многие критиковали Усмана (р.а.) за то, что он стал продвигать на ключевые позиции в государстве своих родственников и членов клана Умайя, из которого он происходил. Ещё в доисламские времена этот клан конкурировал с хашимитами, представителем которых был Мухаммад (с.г.в.).

650-652 гг. (29-31 годы по Хиджре)

– составление письменного свода Священного Корана. Пожалуй, главный и лучший итог правления Усмана (р.а.) является сбор и сведение коранического текста, которым мусульмане пользуются по сей день и будут, с соизволения Всевышнего, делать это вплоть до Судного дня. Отметим, что во времена Пророка (с.г.в.) текст Книги Аллаха передавался из уст в уста. Работа по сведению его в один сборник, по сути, началась в период правления Абу Бакра (р.а.), но доведена до логического завершения только спустя почти 20 лет.

656 г. (34 год по Хиджре)

– убийство Усмана (р.а.). За те 12 лет, что правил третий праведный халиф (р.а.), социально-политическое напряжение в разных частях государства неизменно нарастало. В итоге это вылилось в убийство правителя, которое совершили мятежники, приехавшие из Египта и Ирака.

656 г. (36 год по Хиджре)

– халифом становится Али ибн Абу Талиб (р.а.). Убийство Усмана (р.а.) повергло всех в шок. Растущий кризис в исламском государстве необходимо было как-то разрешить. В этих условиях Али (р.а.) принял-таки предложение мединцев, египтян и иракцев возглавить халифат. Но это не позволило решить политические проблемы. Против Али (р.а.) выступили Зубайр ибн аль-‘Аууам, Тальха ибн ‘Убайдуллах (р.а.), которым Посланник Всевышнего (с.г.в.) ещё при жизни обещал попадание в Райскую обитель, и Аиша (р.а) – жена Пророка Мухаммада (с.г.в.). Квинтэссенцией противостояния стала так называемая «Верблюжья битва», в которой по разные стороны схлестнулись лучшие сахабы. В итоге победа была одержана сторонниками Али, а Зубайр и Тальха (да будет доволен ими Всевышний) погибли. В период правления Али (р.а.) исламское государство оказалось в тяжёлом кризисе, обусловленном особенностями политико-управленческого процесса в предыдущие этапы развития халифата. О завоевании новых территорий не было и речи.

661 г. (41 год по Хиджре)

– убийство Али (р.а.). Напряжение в стране нарастало, появлялись новые группы мятежников. Некоторые из них решили убить Али (р.а.), Муавию и Амра ибн аль-Аса, посчитав, что все проблемы в государстве возникают из-за их спора. В итоге задумка реализовалась только в отношении четвёртого праведного халифа, которого лишили жизни в мечети города Куфы.

В том же году был основан Омейядский халифат. Родственник Усмана (р.а.) Муавия давно проявлял властные амбиции. Смерть Али (р.а.) открыла перед ним новые возможности. Хасан – сын четвёртого праведного халифа – отказался от прав на престол, не желая усугублять распри в мусульманской умме и думая, что сможет стать халифом после Муавии. В итоге столица государства была перенесена в Дамаск. Но Хасан после смерти Муавии не стал правителем. Вместо этого начался затяжной конфликт между суннитами и шиитами, который даёт знать о себе по сей день.

678 г. (58 год по Хиджре)

– смерть Айши (р.а.). После «Верблюжьей битвы» жена Пророка (с.г.в.) перестала заниматься политическими делами, обосновавшись в Медине и передавая новым поколениям мусульман Пречистую сунну Посланника Всевышнего (с.г.в.).

699 г. (80 год по Хиджре)

– рождение Абу Ханифы – выдающегося исламского богослова, основателя ханафитского мазхаба, распространившегося активно и на постсоветском пространстве. Умер факих в 767 г. по Милади (150 год по Хджре).

711
г. (92 год по Хиджре)
– мусульмане продолжают территориальную экспансию. Войска последователей ислама добрались до Испании на западе и до Индии – на востоке. Если Иберийский полуостров практически полностью оказался во власти мусульман, то с Индией всё было не так просто, а потому походы на восток продолжались и в последующие века.

717 г. (99 год по Хиджре)

– рождение Малика ибн Анаса. Основатель маликитского мазхаба практически всю свою жизнь прожил в Медине, что не помешало его трактовке шариата распространиться далеко за пределы Аравийского полуострова. Он умер в 803 г. по Милади (некоторые источники сообщают о 795 году), что по мусульманскому календарю приходится на 179 год.

718 г. (100 год по Хиджре)

– Кордоба – новый центр мусульманской Испании вместо Севильи. Европейские походы мусульман становятся всё более масштабными, они добираются до Франции.

750 г. (133 год по Хиджре)

– конец правления династии Омейядов, переход власти в руки аббасидских правителей. Омейядский халифат менее чем за сто лет расширил территорию мусульманского влияния настолько, что под контроль попали часть европейского континента, весь север Африки, Центральная Азия. На смену Омейядскому халифату пришёл Аббасидский, который продлился целых 5 веков (750-1258 гг. по Милади).

767 г. (150 год по Хиджре)

– рождение Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии. Созданная этим учёным богословско-правовая школа популярна в самых разных уголках земного шара, в том числе и на Северном Кавказе. Умер имам аш-Шафии в 820 г. (205 год по Хиджре).

780 г. (163 год по Хиджре)

– рождение Ахмада ибн Ханбала. Богослов сформулировал своё видение исламского права, будучи в жёсткой оппозиции движению мутазилизма, которое делало акцент на рациональной трактовке источников ислама. В связи с этим мазхаб Ахмада ибн Ханбала отличает откровенный буквализм. Умер факих в 855 г по Милади (241 год по Хиджре).

827 г. (212 год по Хиджре)

– мусульмане завоёвывают Сицилию (современная Италия).

830-833 гг. (215-218 годы по Хиджре)

– основание в Багдаде Дома мудрости, главная задача которого заключалась в наращении интеллектуального багажа исламского государства и распространении знаний.

922 г. (310 год по Хиджре)

– принятие ислама в качестве государственной религии в Волжской Булгарии. Мусульманское вероисповедание установилось на берегах Волги не путём завоеваний, а через проповедь исламских ценностей.

970 г. (359 год по Хиджре)

– основание в Каире мечети Аль-Азхар, которая станет впоследствии главным религиозным университетом в исламском мире.

987 г. (377 год по Хиджре)

– послы из мусульманской Волжской Булгарии на приёме у князя Владимира. Киевская Русь находилась в поисках государственной религии, которая позволила бы получить союзников. С этой целью киевский князь Владимир организовал приём послов из разных стран, исповедующих три разные авраамические религии – христианство (православное и католическое), иудаизм и ислам. С ценностями ислама киевского государя ознакомили люди из Волжской Булгарии, которая официально приняла эту религию в 922 г.

1299 г. (698 год по Хиджре)

– основание Османского халифата. Государство турков-османов на последующие 6 веков станет главным действующим лицом на глобальной арене, с которым будет ассоциироваться ислам. Османская империя будет контролировать территории не только на Ближнем Востоке и Северной Африке, но и продвинется вглубь европейского континента через Балканский полуостров.

1922 г. (1341 год по Хиджре)

– упразднение Османской империи. Это событие дало старт образованию множества национальных государств на карте мира, в которых большинство населения составляли мусульмане.

1932 г. по Милади (1351 год по Хиджре)

– образование Королевства Саудовская Аравия. До этого династия Саудов дважды пыталась создать собственное государство, однако обе попытки обернулись неудачей. К 1932 году Абдул-Азиз ибн Абдур-Рахман Ас-Сауд подчинил себе практически всю территорию Аравийского полуострова. Спустя несколько лет в стране обнаружили огромные нефтяные залежи, ставшие основой благосостояния государства. Правитель КСА автоматически получил официальный статус «Хранителя двух мусульманских святынь».

Догматы

С того момента, когда появилась вера ислам, возникли и правила, в рамках которых должен держать себя каждый мусульманин. Они легки к выполнению и совсем немногочисленны. Основной – вера в то, что Бог един, и имя ему Аллах («таухид» – догмат о единобожии). Следующий – вера в ангелов, в частности в Джабраила (в христианстве архангел Гавриил), вестника Бога и его повелений, а также в ангелов Михаила и Исрафила. Каждый человек имеет двух ангелов-хранителей. Мусульманин обязан верить в страшный суд, по результатам которого богобоязненные и благочестивые мусульмане попадут в Рай, а неверующие и грешники – в Ад.

Что касается социальных отношений, в первую очередь мусульманин должен исполнить свой главный долг – жениться, создать семью.

В тех землях, откуда появился ислам, мужчина может иметь до четырех жен, но при условии материального достатка и справедливом отношении ко всем жёнам (т. е. если сможет обеспечить всем необходимым и содержать на должном уровне). В противном случае жениться более, чем на одной женщине, крайне нежелательно.

Воры наказываются очень жестко. Согласно Корану, стяжателю надлежит отсечь кисть руки. Тем не менее это наказание применяется очень редко. Добропорядочный мусульманин не имеет права есть свинину и пить вино, при этом последний догмат также соблюдался не всегда.

Малочисленные исламские направления

Шиизм и суннизм – не единственные современные течения ислама. Существует целый ряд других направлений, некоторые из которых вызывают серьезные споры как у самих идейных вдохновителей религии, так и у этнографов-исследователей. Стоит упомянуть друзов, которые изначально относились к шиитской ветви, но постепенно отходили от ее моральных и духовных ценностей.

Это вероучение зародилось в 11 веке. В настоящее время друзы называют себя единобожниками и верят в переселение душ. Они весьма специфически относятся к такому вопросу, как обман и притворство в вере, и считают, что друз, попав в окружение людей, исповедующих другую веру, может с легкостью сделать вид, что принимает ее. Это отступлением от истинной веры не считается. Кроме того, принять веру друзов, отказавшись от другой веры, невозможно – правил такого перехода не существует.

Кроме мирных направлений, имеются и радикальные течения в исламе, которые осуждаются самими мусульманами. К таким течениям можно отнести хариджизм. Его приверженцы отличаются нетерпимостью к представителям иных конфессий и, в основном, проживают в Омане. Кстати, так широко известное понятие «исламизм» не является течением. Это идеология, направленная не только на шариатское регулирование жизни мусульман, но и на установление шариатских норм во всех странах.

Шариат — одинаковы ли законы?

Когда появился ислам как религия, каждый уверовавший мусульманин должен был согласиться на образ жизни, продиктованный законами шариата. Слово «шариат» произошло от арабского «шариа», что в переводе означало «верный путь» и представлял собой перечень правил поведения, определенных авторитетами мусульманства. Письменная форма шариата — книги, как и устная форма в виде проповедей, обязательны к выполнению. Эти законы касаются всех жизненных аспектов — юридических, бытовых и моральных.

Ислам появился в веке, когда людям было необходима свобода и четкое понимание, кто есть Бог. Поскольку эта религия провозглашала каждого своего последователя-мусульманина свободным человеком и реализовывала принцип единобожия, в ее ряды вступили очень многие. Разные народы, разные языки, разный менталитет… Коран и Сунна, на которых зиждется ислам, должны были быть истолкованными, и эти толкования рознились. Мусульмане во все времена, имея один Коран и одну Сунну, могли следовать множеству шариатов, в которых имелось и что-то общее, но были и различия. Таким образом, когда появился ислам, в разных странах шариаты провозглашали не одинаковые правила поведения. К тому же в разное время в одной и той же стране через шариат могли быть провозглашены различные нормы. Все верно — время разное, и законы жизни с течением времени могут меняться.

В качестве примера можно привести Афганистан. При шариате 80-х годов 20 века женщинам можно было не закрывать лица чадрой, а для мужчин не было необходимостью отращивать бороды. Спустя десять лет в 90-х годах шариатом этой же страны женщинам категорически стало воспрещено появляться в общественных местах с открытыми лицами, а мужчинам стало предписываться в обязательном порядке носить бороду. Наличие разных требований в шариатах различных стран приводит к спорам, и людям уже не столь важно, как и откуда появился ислам, здесь уже остро встает вопрос, кто исповедует истинную религию. Отсюда и войны.

Запрещены ли в исламе изображения

Широко распространено убеждение, что в исламе запрещены изображения людей и животных. Однако в самом Коране такого запрета нет. Правда, в ха­дисах сказано, что ангелы не заходят в дом, где есть подобные изображения, а Бог называет грешником того, кто пытается творить, уподобляясь Всевыш­нему: «Воистину, те, кто изображают, будут испытывать мучения в Судный день. Сказано будет им: „Оживите то, что вы сотворили“». В одной мусуль­манской притче говорится, что мудрец Ибн Аббас на вопрос «Могу ли я рисовать животных?» ответил: «Можно, но лиши их головы, чтобы они не походили на живые существа, или старайся, чтобы они напоминали цветы».

Мир Сеид Али. Фронтиспис к «Хамсе» Низами Гянджеви. 1539–1543 годы© President and Fellows of Harvard College
В некоторых исламских регионах — Иране, Средней Азии — людей и животных традиционно изображали на книжных миниатюрах, иллюстрировавших из­вестные поэтические произведения или исторические труды. Яркий пример тому — персидская миниатюра, на которой можно увидеть изображения не только простых смертных, но даже и самого пророка Мухаммеда. Такие миниатюры считались достаточно условными для того, чтобы не противоре­чить запрету на реалистичные изображения.

В арабских же странах, где запрет на изображение обычно интерпрети­ровался более строго, процветала главным образом каллиграфия — каллиграфические изобра­жения украшают стены мечетей и страницы книг. Тем не менее до нас дошли и немногочисленные иллюстрированные арабские рукописи с изобра­жением живых существ.

Что касается фотографий, то большинство мусульманских богословов разре­шают фотографироваться в случае необходимости — например на паспорт. Насчет любительских фото единого мнения нет, однако даже либеральные духовные авторитеты рекомендуют хранить фотографии членов семьи в альбомах, а не держать на виду.

Еда

В рамках шариата подразумеваются определенные запреты, касающиеся пищи. В этом вопросе не было компромиссов. Неважно, в каком веке появилась религия ислам, вопрос, касающийся принятия еды и напитков, был определен сразу и ничего не менялось. Ни в одной мусульманской стране жителям нельзя употреблять свинину, мясо акул, раков и крабов, а также хищных животных. Недопустимо распитие спиртных напитков. Конечно, современность вносит определенные поправки в жизнь, и многие мусульмане сегодня не соблюдают эти предписания.

Джихад

Настоящий мусульманин имеет еще одно важное обязательство — борьба за веру — «джихад» (в переводе — «усилие», «старание»). Различают четыре его разновидности.

  1. В шестом веке появился ислам. И проповедники религии всегда пропагандировали джихад меча. Иными словами — вооруженную борьбу с неверными. Это такой процесс, когда страна, в которой проживают мусульмане, участвует в каких-либо военных действиях против неверных, объявляя им джихад. Например, с 1980 года Иран и Ирак находились в состоянии войны. Обе мусульманские страны с преобладанием шиитов (в Иране их было больше) считали что мусульмане соседней страны — «неверные», взаимный джихад привел к восьмилетней войне.
  2. Джихад руки. Это дисциплинарные меры относительно преступников и нарушителей нравственных норм. В семье он тоже действует: старшие ее члены могут наказывать младших.
  3. Джихад языка. Верующий обязан высказывать поощрение окружающим, когда они совершают угодные Аллаху поступки, и наоборот, порицать за нарушение догм шариата.
  4. Джихад сердца — это борьба каждого с собственными пороками.

Сегодня

как появился ислам краткое содержание

Все больше людей в мире становятся приверженцами этой религии, люди учат арабский язык, изучают Коран, читают молитвы — мода появилась на ислам! В каком веке мы бы ни жили, необходимо знать особенности людей, живущих рядом. Мусульманство распространено в 120 странах мира, около полутора миллиардов человек являются мусульманами, и это число растет. А вместе с ним растет и количество желающих узнать, в каком веке появился ислам. Самая молодая религия стала одной из самых популярных в мире.

Мусульманские народы России

Данные переписи населения гласят, что традиционно последователи мусульманской религии на территории Российской Федерации составляют 16-20 миллионов человек, что составляет 15 % всего населения России. Большинство мусульман сосредоточено на Кавказе. Народы, исповедующие ислам и проживающие на территории России — это чеченцы, абазины, цахуры, аварцы, узбеки, агулы, туркмены, адыги, турки-месхетицы, азербайджанцы, татары, балкарцы, таджики, башкиры, табасараны, даргинцы, рутульцы, ингуши, ногайцы, казахи, лезгины, карачаевцы, лакцы, кумыки, киргизы и другие.

В данной статье можно узнать какие мусульманские народы и сколько мусульман живут в России?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: