Православный праздник Дмитриевская родительская суббота — 7 ноября 2022 года

Поминовение усопших – важная часть христианской культуры, Никео-Константинопольский Символ веры, один из основополагающих богословских текстов христианства, который содержит главные догматы религии, определяет церковь как единую, святую, соборную и апостольскую. Из этих определений «соборность» выражает единство всех членов христианской общины, живых и умерших, в лоне церкви, которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с богом. Однако после смерти человек теряет способность творить благие поступки, а его мольбы о прощении не могут искупить плохие поступки, которые он совершил на земле. Только молитвы живых христиан способны облегчить его мучения или заслужить ему избавление от страданий. В свою очередь, пребывая у божьего престола в раю, умершие праведники молятся за спасение живых.

По этой причине церковью были выделены особые поминальные дни, чтобы вся община могла вместе помолиться за усопших. Эти дни в православной традиции называются родительскими субботами. Православный богослужебный устав признает 5 родительских суббот: Мясопустную и Троицкую вселенские субботы, а также три субботы Великого поста (2-ую, 3-ью и 4-ую). Кроме того, существуют и малые родительские дни, когда всеобщее поминовение умерших совершается даже несмотря на то, что в богослужебном уставе день не отмечается как заупокойный. К ним, в частности, относится Дмитриевская родительская суббота.

Когда отмечается Дмитриевская суббота?

У Дмитриевской родительской субботы в церковном календаре нет постоянной даты. Она приходится на субботний день перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского, который, в свою очередь, традиционно отмечается 26 октября в Греческой или 8 ноября – в Русской, Сербской и Болгарской православных церквях. В 2022 году она пройдет 7 ноября.

Дмитриевская родительская суббота – последний поминальный день в православном богослужении, когда в церквях совершают особую панихиду по всем православным христианам, когда-либо жившим на земле.

Когда в 2022 году родительские субботы

Согласно православному календарю 2022 года, РПЦ установила дни поминовения:

  • 26 февраля 2022 г. Вселенская мясопустная суббота.
  • 19 и 26 марта и 02 апреля 2022 г. Родительские субботы Великого поста.
  • 03 мая 2022 г. Родительский день Радоница — вторник 2-й седьмицы по Пасхе.
  • 09 мая 2022 г. День особого поминовения усопших воинов.
  • 11 июня 2022 г. Троицкая родительская суббота перед Троицей.
  • 08 октября 2022 г. Покровская суббота.
  • 05 ноября 2022 г. Дмитриевская родительская суббота.

Подробнее: Календарь родительских суббот 2022 г.

Изготовление памятников на могилу

Заказать

Консультация

История возникновения Дмитриевской субботы

Православная литература связывает начало традиции поминовения усопших перед Дмитриевым днем с именем князя Дмитрия Донского и его победой над Мамаем в знаменитом сражении на Куликовом поле. В том бою, по оценкам историков, русское войско потеряло от 10 до 30 тысяч человек, а золотоордынская армия была полностью разбита. Убитых было так много, что хоронили их на протяжении целой недели, с 9 по 16 сентября (по юлианскому календарю).

Одержав победу столь дорогой ценой и лишь чудом не погибнув в бою, князь вернулся в Москву и сразу же отправился к преподобному Сергию Радонежскому в Троице-Сергиев монастырь. Помолившись и поблагодарив братию за их молитвы, Дмитрий Иоаннович наказал отслужить заупокойную панихиду по всем убитым в бою ратникам. Среди них были и два инока, которых игумен Радонежский отправил вместе с ним к Мамаю: Александр Пересвет и Родиона Ослябя. Оба монаха-воина пали на Куликовом поле и были вместе погребены в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

Впоследствии Иван Грозный закрепил указ своего прапрапрадеда, повелев в субботу накануне дня памяти великомученика Димитрия Солунского «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». Этот обычай сохранился и в последующие века и дошел до наших дней в своем первоначальном значении.

Победа на Куликовом поле

И была сеча лютая и великая, и битва жестокая, и грохот страшный; от сотворения мира не было такой битвы у русских великих князей, как при этом великом князе всея Руси. Когда бились они, от шестого часа до девятого, словно дождь из тучи, лилась кровь и русских сынов, и поганых, и бесчисленное множество пало мертвыми с обеих сторон… И воздвиг Бог десницу нашего князя на одоление иноплеменников. А Мамай, в страхе затрепетав и громко восстенав, воскликнул: «Велик Бог христианский и велика сила Его! Братья измаиловичи, беззаконные агаряне, бегите неготовыми дорогами!» И сам, повернув назад, быстро побежал к себе в Орду».

(Мамай бежал в Крым и там был убит)

Куликовская битва, художник Павел Рыженко

Преподобный Сергий в часы сражения молился с братией у себя в церкви. Говорил о ходе боя. Называл павших и молился об их упокоении. А в конце сказал: «Мы победили».

Потери русских войск были неисчислимы: берега Дона и Непрядвы были усеяны телами погибших. Как сообщает летописец, «страшно, братья, зреть тогда, и жалостно видеть, и горько взглянуть на человеческое кровопролитие: как морское пространство, а трупов человеческих — как сенные стога: быстрый конь не может скакать, и в крови по колено брели, а реки три дня кровью текли». Русские потеряли около половины своего войска. Восемь дней собирали и хоронили убитых.

Великий князь, прозванный за эту победу Донским, возвратился в Москву и почти весь октябрь провел в Троицкой обители, поминая усопших.

Языческие корни православного праздника

Первые письменные упоминания Дмитриевской родительской субботы как поминального дня относятся к XV веку, однако, по всей вероятности, обычай совершать в этот день поминовение восходит еще к языческим поверьям. Древние славяне отмечали Дмитриев день как переход от летнего к зимнему полугодию, и приурочивали к этому важному событию последние, «прощальные», поминки по усопшим предкам. В октябре на Дмитриевскую субботу в народе издревле было принято посещать кладбища, накрывать богатые столы с выпивкой и угощениями, устраивать пляски и игрища. Считалось, что чем обильнее еда и возлияния, тем «веселее» будет зимовать покойникам. По всей вероятности, с распространением христианства христианское вероучение наложилось на языческие традиции, создав своеобразный религиозный сплав.

Необходимы ли наши молитвы за усопших?

Необходимы ли наши молитвы за усопших? Да, необходимы, потому что оказывают им весьма большое благодеяние. Дело в том, что после смерти есть две вечности: или вечное блаженство праведников, или вечное мучение грешников. Известно также и то, что нет на земле человека, который бы пожил и не согрешил. Так что верно утверждение, что во грехах мы рождаемся, во грехах проводим жизнь, во грехах и оканчиваем свое земное существование. Но все ли согрешившие приносят полное и искреннее раскаяние перед смертью? Ведь иногда смерть настигает человека, находящегося в состоянии такой тяжкой болезни, когда у него и память теряется, и душевные силы приходят в полное изнеможение. И ясно, что в таком состоянии человек не может припомнить своих проступков и раскаяться в них, — и он умирает со грехами. Часто смерть поражает человека внезапно, и он, не принеся никакого покаяния, также отходит со грехами. Сам он уже не может помочь себе никакими средствами. Изменить свою участь человек может только, когда он жив, творя добрые дела и моля о своем спасении ко Господу. Вот в таких-то случаях молитва за усопших весьма необходима и доставляет им величайшее благодеяние. Многих наших присных уже давно нет на земле, однако любящее сердце не может забыть их, рвется к ним, даже, быть может, больше, чем к живым. Подобным образом и усопшие смотрят из потустороннего мира в нашу сторону, горя любовью к тем, кто здесь их сердцу был особенно близок. Если же кто из умерших достиг оправдания перед Богом, то он, отвечая на нашу любовь взаимной любовью, ниспосылает нам свыше небесную помощь; а тому, кто еще не достиг оправдания, в облегчении его загробной участи может очень помочь наша молитва.

//www.youtube.com/watch?v=uejv8SA80BA

Будем внимательны, потому что мы знаем, что всем нам без исключения рано или поздно придется расстаться с этой земной жизнью. И мы предстанем перед своим Творцом и Создателем с ответом о том, как мы жили, что совершали в своей земной жизни, достойны ли были Своего Небесного Отца. Это очень важно всем нам сегодня вспомнить и подумать об этом, и попросить у Бога, чтобы Господь простил нам наши согрешения, вольные или невольные. И вместе с тем приложить все усилия для того, чтобы не возвращаться к грехам, а совершать богоугодную, святую и достойную жизнь. А для этого у нас есть все: у нас есть Святая Церковь с ее Святыми Христовыми Таинствами и помощь всех святых подвижников веры и благочестия, и прежде всего — Самой Царицы Небесной, Которая готова всегда протянуть нам руку Своей материнской помощи. Вот, братья и сестры, те уроки, которые все мы должны извлечь из сегодняшнего дня, который именуется Димитриевской родительской субботой. Царствие Небесное и вечный покой всем от века почившим отцам, братиям, сестрам и прочим сродникам нашим. Дай Бог, чтобы все мы с вами, достойно совершая молитву о всех от века почивших православных христианах, вместе с тем достойно совершали и свой жизненный путь.

//www.youtube.com/watch?v=BUf7CFkHsZk

Традиции Дмитриевской субботы

Церковные богослужения

Согласно христианскому учению, молитвенное поминовение намного важнее для усопших, чем посещение могилы, а поэтому священники рекомендуют всем, кто желает помянуть почивших родственников, посетить храм и помолиться за них. По церковным канонам, поминальные богослужения начинаются в пятницу вечером накануне родительской субботы, когда в храме служат парастас – великую панихиду по всем усопшим православным христианам. Все тропари, стихиры и песнопения парастаса посвящаются молитве за благополучие умерших. На следующий день утром после Литургии служится и обычная панихида.

В Дмитриевскую субботу прихожане могут подать священникам заупокойные записки с именами усопших и поставить свечку за их упокоение. Кроме того, принято приносить в храм пожертвования в виде продуктов и даров для храма. Для этого рядом с каноном устанавливают специальный «канонный» стол.

Обратите внимание! Коронавирусная пандемия еще очень нескоро ослабит свою хватку, поэтому при посещении общественных мест, в том числе храмов, соблюдайте необходимые меры безопасности: используйте средства индивидуальной защиты, сохраняйте дистанцию в 1,5 метра, регулярно мойте руки и избегайте касаться лица. В случае недомогания или при подозрении на простуду, лучше останьтесь дома и помолитесь перед иконами – таким образом вы позаботитесь не только о мертвых, но и о живых братьях и сестрах по вере.

Посещение кладбищ

Посещение кладбищ в родительскую субботу – обычай настолько же древний, насколько распространенный. Его практиковали как на Руси, так и в современной России. Возрождению традиции способствовал запрет на совершение религиозных обрядов в Советском союзе. Не имея возможности собраться в храме, христиане стали навещать кладбища – одно из немногих мест, где у них оставалась возможность встретиться с братьями по вере и вместе вознести поминальные молитвы.

Несмотря на то, что эти непростые времена остались в прошлом, как верующие христиане, так и атеисты стараются в родительскую субботу посетить могилу любимого человека и привести ее в порядок. Хотя формально церковь этого не запрещает, священники рекомендуют в этот день первым делом посетить литургию и только потом отправляться на кладбище.

Поминальные трапезы

Подобно тому, как поминальной трапезой поминают усопшего на третины, девятины и сороковины после смерти, так и в родительскую субботу принято накрывать стол и собираться в кругу семьи. На стол по традиции ставят народные поминальные угощения: кутью, блины, кисель, пироги с самыми разнообразными начинками. Кроме того, можно приготовить любимую еду почившего родственника – это напомнит о нем собравшимся и даст повод вспомнить, каким он был человеком и какую жизнь провел. Рекомендуется воздержаться в этот день от употребления спиртного и просмотра увеселительных передач.

27 октября 2020

Возможно, вам будет интересно:

  • Родительская суббота – все дни поминовения в православном календаре
  • Троицкая Родительская суббота
  • Покровская Родительская суббота в 2022 году

У Бога все живы

Что там — за порогом смерти? Верит ли человечество в воскресение умерших или не верит, как это было во времена земной жизни Спасителя, в глубине души своей оно не может не задаваться этим мучительным вопросом. Мы же, христиане, призваны видеть в смерти торжество жизни. И святая Церковь еще здесь, на земле, благодатью Христовой дает нам узнать, что жизнь будущего века совершенно отличается от нынешнего. «В ней не женятся, не умирают и не могут умереть, — говорит Христос. — Там люди будут во всем подобны ангелам, сынам Божиим». Сам Бог, явившись Моисею в огненной купине, называет Себя Богом Авраама, Богом Исаака, Богом Иакова. Богом не мертвых, но Богом живых. «Ибо у Бога все живы», — говорит Христос.

Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского. Художник священник Сергий Симаков

3 ноября в церковном календаре — особая дата: Дмитриевская родительская суббота, последний день в году, когда соборно поминают усопших.

В храме Святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове было совершено заупокойное Богослужение.

Считается, что этот день поминовения ввел князь Дмитрий Донской, который желал почтить память павших в Куликовской битве.

Позже поминать стали воинов, отдавших жизни за Отечество во все времена, а затем и вообще всех усопших христиан.

Установление

Предание гласит: поминальный день 7 ноября установил князь Дмитрий Донской, когда одержал победу на Куликовом поле. Святитель Димитрий Ростовский так пишет об этом событии: после битвы князь возвратился в Москву «с величайшей радостью» и немедленно отправился к преподобному Сергию Радонежскому. Прибыв в обитель, он благодарил святого игумена и братию за молитвы и помощь, рассказывал преподобному подробно о битве, а в конце встречи повелел служить заупокойные литургии и панихиды за всех воинов, на Куликовом поле убиенных.

Почему именно этот день, 7 ноября, был выбран для поминовения воинов, неизвестно. Куликовская битва произошла двумя месяцами ранее, 8 сентября. «Возможно, день поминовения определился первою удобностию по возвращении князя из похода», — писал святитель Филарет Дроздов, богослов XIX века. Или же — как гласит другая версия — князь хотел приурочить поминовение ко дню своего тезоименитства: на следующий день после Дмитриевской субботы Православная церковь чтит память великомученика Димитрия Солунского — римского христианина, пострадавшего за веру в 306 году.

Память великомученика издревле связывалась с защитой родины, воинским подвигом и патриотизмом. Имя этого святого открывает страницы русской летописи: когда в 907 году князь Олег Вещий одержал победу над греками под Константинополем, греки согласно летописи «убоялись» — они решили, что это не Олег, но святой Димитрий послан на них Богом в наказание за их грехи. Храм во имя великомученика Димитрия стал первым каменным храмом в Московском Кремле, а, например, князь Александр Невский назвал в честь святого своего сына.

Житие Дмитрия Донского говорит: победитель Мамая чтил солунского великомученика, возможно, даже более других святых. Известно, что в 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из владимирского Димитриевского собора в Москву икону великомученика. Поэтому вполне вероятно, что именно канун дня его памяти был выбран князем как день поминовения павших воинов.

Версии

Впрочем, ряд историков Церкви полагают, что связь Дмитриевской субботы с поминовением воинов, принявших смерть на Куликовом поле, оформилась позднее: не раньше конца XVII — начала XVIII века. Говоря об этом, исследователи приводят такой аргумент: в исторических документах и рукописях Дмитриевская суббота упоминается редко — чаще все о ней говорят так называемые монастырские обиходники, календари, где прописывали порядок богослужений. Так, обиходник Троицкой лавры XVI века говорит о Дмитриевской субботе как о дне поминовения исключительно усопшей братии монастыря, не связывая его с Куликовской битвой. То же отмечают уставы волоколамского и тихвинских монастырей.

Вне монастырских обителей этот день воспринимали как день памяти обо всех усопших христианах. Известно, что царь Иоанн Грозный приказал в этот день давать милостыню, кормить нищих, а в церквях петь панихиды.

В XVII веке о панихиде в честь воинов упоминает святитель Димитрий Ростовский, а в XVIII–XIX веке появляются духовные стихи, где уже прямо говорится об установлении дня поминовения Дмитрием Донским. В одном из этих стихов есть рассказ о видении князя во время литургии — он вновь видит павших воинов и тогда решает установить в их память особый день.

В 1903 году императорский указ предписал совершать в Дмитриевскую субботу панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество на поле брани живот свой положившим». Этот указ окончательно закрепил за днем связь с Куликовской битвой.

Традиции

Дмитриевская суббота — последний поминальный день в году. На Руси к нему относились очень ответственно: к этому дню готовили обильные поминальные кушанья, убирались в доме, чтобы встретить день в чистоте.

В канун поминального дня шли мыться в бане — причем часто оставляли в предбаннике одно или несколько банных полотенец, чтобы души умерших тоже могли помыться. То же самое производили и за трапезой: ставили отдельные приборы для усопших родственников и откладывали порцию еды. До трапезы обязательно посещали кладбище.

В период между праздником Казанской иконы Божией Матери (4 ноября) и Дмитриевской субботой прекращали играть свадьбы — боялись, что брачные союзы, заключенные в это время, будут неудачными.

Как провести этот день

Православные христиане в этот день идут в храм на богослужение. В храме в этот день ставят свечи за упокой усопших и подают поминальные записки с их именами. После службы посещают кладбище: убираются на могилах перед долгой зимой. За трапезу садятся к вечеру и стараются провести ее за воспоминаниями об ушедших родных.

https://rusplt.ru/society/dmitrievskaya-subbota-istoriya-traditsii-znachenie-19592.html

Традиции и молитвы родительской субботы 6 ноября

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

В этот день, как и в другие родительские дни православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще и отдельный особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб и пострадал за отчизну православную веру.

Господи, услышь наши мольбы о родителях, что покинули эту землю и отправились в Царствие Твоё, где жизнь вечная. Лишь Ты способен утешить души наши скорбящие. Прошу, отпусти все грехи ушедшего и подари ему жизнь в радости и счастье на Небесах. Плачу я и молюсь за душу раба Божьего (имя) с верою и надеждою на утешение. Не оставь меня одного в печали скорбящей, помоги пережить утрату. Отпусти ему все грехи, позволь душе упокоиться и обрести жизнь вечную. Помолюсь же я за него и восславлю имя Твое, Господь наш! Ибо ты Отец наш, и лишь ты знаешь, когда пробьет последний час наш на земле, чтобы забрать после души наши в Царствие Небесное. Да обретем мы вечность рядом с тобой. Во веки веков. Аминь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: