Казанская икона Божьей Матери: история и значение образа, в чем помогает верующим

Жизнь человеческая многим людям кажется результатом их действий и изредка вмешивающихся обстоятельств. Но в войнах, в стихийных бедствиях, неизлечимых болезнях люди всегда понимали: многие беды или радости объяснимы только волей Божией, уроками от Господа, Его наказанием. Именно поэтому многие уповают на Господа Бога и молятся особенно о защите Казанской иконе Божьей Матери!

Значение иконы Казанской Божией Матери

Икона Казанской Божией Матери прославилась также во время бедствия — Ее образ был найден на пепелище после страшного пожара 1579 года в Казани. Было уничтожено более половины города, и вот Сама Богородица явилась во сне маленькой девочке по имени Матроне, рассказав об иконе и обещав Свое покровительство всем, кто будет молиться перед ней.

Молитвенное обращение к Пресвятой Деве перед иконой Казанской Божьей Матери для многих людей стало выходом в тяжелейших жизненных ситуациях.

Икона принадлежит к одному из трех самых распространенных иконографических типов образов Богородицы «Одигитрия» — Путеводительница. (Считается, что три эти типа «изобрел» евангелист и иконописец Лука). Образ Богородицы написан по пояс, хотя обычно на иконах типа «Одигитрия» Она рукой указывает на Младенца — на Казанской иконе Божия Матерь показывает на Него лишь головой. Такой жест означает, что Дева Мария представляет всем людям Своего Сына как Путь, Истину и Жизнь. Дорогие друзья помните, что на наших страницах всегда можно купить Казанскую икону Божьей Матери недорого и быстро!

О чём молиться перед этим образом

От чего оберегает икона Казанской Божьей Матери? Православные верующие молятся перед этим образом в таких нуждах:

  • Болезни глаз.
  • Избавление от нашествия врагов.
  • Облегчение и придание сил в тяжёлые времена.
  • Житейские трудности.

Разумеется, этот список нельзя назвать исчерпывающим. Обратиться к Божией Матери можно в любой нужде, какая только может появиться. Разумеется, речь идёт лишь о помощи в благих делах. Кстати, перед святыней нужно не только просить заступничества Богородицы, но и благодарить Её за ходатайство. Не будьте неблагодарны!

Также, по старой традиции, этой иконой родители и другие старшие родственники благословляют вступающих в брак. Этот образ зачастую становится венчальным. Любопытно, что «Казанская» является самой популярной венчальной иконой в России.Поэтому нередко эта икона становится первой святыней молодой семьи.

День памяти и когда праздник

Чествуют память Казанской иконы дважды в году: 21 июля (8 июля по старому стилю) — память обретения девочкой Матроной чудотворного образа на пепелище. Этот праздник отмечает вся Русская Православная Церковь еще с XVI века; 4 ноября (22 октября по старому стилю) празднуется помощь Царицы Небесной народному ополчению князя Минина и Пожарского в победе на польско-литовскими интервентами.

Это также государственный праздник Дня народного единства в честь освобождения Москвы от поляков народным ополчением в 1612 году — этот день по всей России объявляется выходным. После революции 1918 года выходной 4 ноября был отменен, но по указу Президента России Путина его возобновили в 2005 году.

4 ноября и 21 июля совершается богослужение перед Казанским образом. В эти дни поют особый тропарь Казанской иконе Божией Матери и кондак — краткое песнопение в честь именно этого образа Богородицы: «Придем, люди, к тихой и доброй пристани, – скорой помощнице, готовому и теплому спасению, – к покрову Девы Марии. Постараемся в молитве и покаянии: ведь Пречистая Богородица подает нам бесконечные милости, подает помощь еще до нашей молитвы, избавляет от различных бед и зла стремящихся к благой жизни и боящихся Бога нас, Своих рабов».

Русская Православная Церковь

Празднование Божией Матери 8 июля (сегодня этому дню соответствует 21 июля по гражданскому календарю) в честь Ее Казанской иконы имеет своим началом чудесное явление ее в Казани в 1579 г. Через некоторое время после покорения Казани молодым царем Иваном Васильевичем Грозным, учреждения им Казанской епархии и успешного распространения христианства магометане стали оказывать сильное сопротивление. Пожар 1579 г., истребивший половину Казанского кремля и прилегавшую часть города, они расценили как гнев «русского Бога». Именно в это время для укрепления Православия в Казани была явлена милость Божия через чудесное обретение иконы Богоматери, получившей по этому случаю наименование Казанской.

Явление чудотворной иконы

Матроне, девятилетней дочери стрельца Онучина, вознамерившегося поставить себе новый дом на месте пожарища, во сне явилась Матерь Божия, повелевая сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ, указав и место на пепелище, где надо было копать.

Так как никто не обращал внимания на слова ребенка, Матерь Божия явилась вторично, а на третий раз девочка во сне увидела саму икону, от которой исходил грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Тогда мать испуганной девочки отвела дочь к воеводам и архиепископу Иеремии, но никто не поверил словам ребенка.

Наконец, 8 июля, мать с помощниками стала рыть по указанию дочери, но только, когда сама девочка взялась за заступ и стала копать около печи, появилась икона Богоматери, обернутая в ветхий суконный рукав. Лик иконы был ясный, будто только что написанный, нисколько не пострадавший от огня (иконография Казанского образа представляет собой разновидность Одигитрии-Путеводительницы). Узнав о чуде, архиепископ с градоначальниками торжественным крестным ходом пришли на место чудесного обретения иконы и перенесли ее в церковь Николы Тульского, затем после молебна — в Благовещенский собор.

События явления и перенесения образа описал священник Никольской церкви, Ермолай, будущий митрополит Казанский и затем патриарх Московский Ермоген, мученически пострадавший за Православие в смутное время. Ему принадлежит и служба в честь Казанского образа, включая общеизвестный тропарь: «Заступнице усердная…». Он также засвидетельствовал и первые чудеса, свершившиеся во время торжества: по дороге прозрел Иосиф, бывший слепым уже три года, в самом соборе исцелился другой слепец Никита. В последствии также была замечена особая милость Богоматери через Свой Казанский образ к страждущим глазами.

После того, как архиепископ с воеводами отправили царю подробное описание обретения иконы с точным ее списком, тот велел строить на месте явления женский монастырь. Первыми постриженицами обители стали отроковица Матрона и ее мать. В 1595 г. митр. Ермогеном был отстроен новый Успенский собор и штат монахинь увеличен до 64 человек; чудотворный образ был обложен царскими дарами — золотом, драгоценными камнями и жемчугом. В 1798 г. новые украшения были возложены императрицей Екатериной, и ею же были отпущены 25 тыс. руб. на строительство новой соборной монастырской церкви, освященной в 1808 г.

Почитаемые списки Казанской иконы

Русской Церковью особо почитались и два чудотворных списка с Казанского образа Божией Матери, дважды сопутствовавших русскому воинству в борьбе против иноплеменников: Московский и Санкт-Петербургский. Первый список, после тайного воззвания Патриарха Ермогена взятый казанской дружиной в поход в 1611 г., был передан дружинам северных городов под руководством князя Дм. Пожарского, шедшим на освобождение столицы от поляков.

После усердной молитвы русских воинов Богоматери перед Ее образом стало известно о видении прп. Сергия Радонежского греческому архиепископу Элассонскому Арсению, заточенному поляками в Кремле, объявившего ему о том, что заступничеством Царицы Небесной царствующий город освобождается от врагов.

Получив такую духовную поддержку Богоматери, 22 октября (сегодня этому дню соответствует 4 ноября по гражданскому календарю) русские выбили поляков из Китай-города, и затем сами захватчики сдали Кремль. Духовенство вышло навстречу русскому воинству с Московскими святынями, а впереди освободителей шествовала Сама Взбранная Воевода в Своем Казанском образе.

До новой революционной смуты эта икона оставалась в построенном для нее кн. Пожарским Казанском соборе на Красной площади. С 1649 г. по повелению царя Алексея Михайловича местные празднования — казанское 8 июля и московское 22 октября — стали общероссийскими, а Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых.

Второй чтимый список, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной главнейших святынь града св. Петра. В 1811 г. в честь этого образа был отстроен кафедральный Казанский собор.

В следующем 1812 г. М.И. Кутузов, назначенный императором Александром I главнокомандующим русской армии, перед отъездом в действующие войска молился перед Петербургской святыней и чрез возложение на него святой иконы получил благословение Матери Божией на святое дело борьбы с захватчиками.

Из награбленного французами серебра, отобранного казаками, в соборе Кутузовым был устроен серебряный иконостас — дар Божией Матери. Прах славного полководца, известного своим благочестием, упокоился под сводами Казанского собора рядом с чудотворным образом Богоматери, не отвергнувшей его молитв и даровавшей под его предводительством победу русскому воинству над армиями Наполеона.

В Великую Отечественную войну, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери, что несомненно добавило стойкости верующим горожанам и помогло им выстоять до конца. Чудом сохранившийся в революционное лихолетье, Петербургский список Казанской иконы хранится ныне в Князь-Владимирском соборе, дожидаясь возвращения на свое место в иконостасе Казанского собора после его восстановления.

История явленного чудотворного образа печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX в. В ночь на 29 июня 1904 собор Казанского монастыря был ограблен святотатцами; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. В тот же год русское воинство постигли неудачи на Дальнем Востоке.

Кроме этих трех икон множество других списков Казанской иконы Божией Матери в разных уголках нашей необъятной Родины прославилось чудесами исцелений и милостей Царицы Небесной к православному народу, за что русские люди весьма полюбили этот образ. В редком храме не встретишь Казанской иконы; ею же чаще всего благословляют молодых на семейную жизнь.

Возвращение чтимого списка из Ватикана

После революции 1917 г. богоборческий режим безжалостно расправлялся с духовным достоянием русского народа и последовательно уничтожал драгоценные для верующего сердца святыни. Многие иконы ради их древности и богатых окладов были пущены с молотка и попали в руки западных коллекционеров.

Один из списков Казанской иконы Божией матери, написанный в XVIII в. и украшенный драгоценным окладом и камнями, был продан за рубеж, а затем выкуплен и подарен папе Римскому Иоанну-Павлу II, в покоях которого икона находилась с 1993 г. По некоторым предположениям эта икона принадлежала основательнице Дивеевской общины схимонахине Александре (Мельгуновой) и в свое время хранилась в Казанской церкви села Дивеева.

Желание передать эту икону Русской Православной Церкви высказывалось папой уже очень давно. В 1997 г. условием передачи ставилась личная встреча главы Ватикана со Святейшим Патриархом Алексием II, что было неприемлемо для Русской Церкви в силу усложнившихся в последние годы отношений с Римом. В 2000 г. вопросом возвращения образа заинтересовались гражданские власти, и стал рассматриваться вариант передачи иконы папой Патриарху в Казани во время перелета понтифика в Монголию.

В 2003 г. смешанной комиссией была проведена искусствоведческая экспертиза, определившая, что икона не является ни одним из трех главнейших образов, но представляет собой копию XVIII в., выполненную под оклад (то есть хорошо прописаны только лики и руки) и, судя по окладу, принадлежавшую зажиточной семье.

После экспертизы католической администрацией снова было заявлено о возможности приезда Иоанна-Павла II в Россию для передачи иконы, на что последовала отрицательная реакция Синодального отдела внешних церковных связей. В ней указывалось на то, что передача иконы не является достаточным основанием для визита папы, а сам визит к тому времени даже не фигурировал в качестве предмета межцерковных переговоров (Церковный вестник, № 9-10 (262-263) май 2003 г.).

В следующем 2004 г. Католическая Церковь принимает решение передать список Казанской иконы без всяких условий. 25 августа в Риме прошло торжественное прощание с иконой, и в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15/28 августа 2004 г. за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля чтимый список был передан делегацией Римо-Католической Церкви во главе с кардиналом Вальтером Каспером, председателем Папского совета по содействию христианскому единству, Русской Православной Церкви в лице ее первосвятителя, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Возвращение Казанского образа Богоматери на Родину воспринимается, с одной стороны, как великая милость Божия к русскому народу, и — с другой, как свидетельство добрых намерений Ватикана возвратиться к искренним отношениям с Русской Православной Церковью, свободным от недоброго соперничества, которым они были омрачены в последнее десятилетие. До принятия решения о постоянном месте пребывания этого образа он хранится в домовом храме рабочей резиденции Святейшего Патриарха в г. Москве.

Диакон Михаил Асмус

В чем помогает

Существует множество образов Божией Матери, прославившихся своими чудесами: Казанская, Иверская, Тихвинская, Неувядаемый Цвет, Неупиваемая Чаша и многие другие. Считается, что через разные иконы Божия Матерь помогает в разных нуждах.

Молитва Богородице — просьба об исцелении телесном, душевном и духовном. Пресвятая Дева направит вас на истинный путь, нужно только чаще просить Ее о помощи, посещать храм, участвовать в Таинствах Церкви.

Казанская икона Божией Матери прославилась своей помощью в скором и счастливом замужестве. Многие девушки свидетельствовали, что по молитвам перед ней они чудесным образом, неожиданно для себя встречали своих будущих мужей. Русские художники XIX-XX даже создали ряд картин, где изображены девушки, молящиеся перед Казанской.

Одинокие люди могут считать Богородицу Своей Покровительницей и молиться о помощи Казанской иконе. Просите с доверием Богородице, особенно это важно, если ваш избранник или избранница не отвечает на любовь. Верьте, что Богородица укажет вам правильное решение, может быть, вы даже разочаруетесь в своем любимом, но это будет только к лучшему — значит, вас ждет другой человек, который подходит вам больше.

Где можно помолиться перед Казанским образом

  • В храмах столицы России, где расположены чтимые списки образа.
  • В любом храме, где есть копии святыни.
  • У себя дома – перед купленной в интернет-магазине или церковной лавке иконой.

К сожалению, оригинал чудотворной иконы, явленный в 1579 году, был похищен в 1904 г. Нам не известно, хранится ли он где-либо или был уничтожен. Если Господу будет угодно – православный мир снова обретет Казанскую икону. В любом случае, верующие имеют возможность поклоняться многочисленным спискам иконы.

Если у вас нет возможности отправиться в Москву, где расположен подлинник образа – то в этом нет никакого греха. Молитесь Богородице в ближайшем к вам храме или дома. Главное, чтобы молитва исходила от чистого сердца, а просьба к Пречистой Деве была направлена лишь на благое дело.

Искренне надеемся, что Пресвятая Богородица услышит ваши молитвы!

Как молиться Казанской иконе

Как мы общаемся с разными людьми по-разному, так и к Богу нужно обращаться иначе, чем к людям. • Не требуйте благ, ведь вы обращаетесь к Царице Небесной, но просите Ее с верой, прося как добрую Мать. • Слова молитвы должны читаться с пониманием. • Ваше обращение должно быть искренним, исходить из глубины души. • Стоит не требовать быстрого замужества или любви конкретного человека, но понимать, что Божией Матери виднее, чем вам, может быть, вас ждет совсем иное счастье — еще большее.

Не оставайтесь наедине с горем или трудностями, помните, что Господь всегда с нами, и молитву Богу или Пресвятой Деве Марии можно читать в любое время суток.

Храм, церковь Казанской Божьей Матери и собор

Первоначально обретенная маленькой девочкой икона была уничтожена в страшных войнах. В Москве, Петербурге и Казани существуют ее чудотворные списки. Наиболее ранний из них – образ 1606 г., который находится в в Третьяковской галерее столицы России.

Памятники М.Б. Барклаю де Толли и М.И. Кутузову у Казанского собора в Санкт-Петербурге

Все важные события в истории России были связаны с храмом. Отсюда после торжественного молебна уехал в действующую армию фельдмаршал М.И. Кутузов. И сюда же в июне 1813 года был доставлен прах великого полководца. Тело Кутузова было погребено в склепе, сооруженном в северном приделе храма. Рядом разместили трофейные знамена и ключи от городов, сдавшихся русской армии.

Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли органично вписались в архитектурно-скульптурный ансамбль храма. Фигуры полководцев были отлиты из бронзы по моделям скульптора Б. И. Орловского. Памятники идентичны: полководцы изображены во весь рост, на их плечи наброшены плащи. Но если фигура Барклая изображена в ожидании, то Кутузов как бы дает сигнал своим войскам к наступлению.

Молитву Казанской иконе Пресвятой Богородицы можно читать онлайн:

«О Великая и Пресвятая Госпожа всего мира, Владычица Богородица! С верой, любовью и трепетом стоя перед чудотворной иконой Твоей, мы умоляем Тебя: не отворачивайся от приходящих к Тебе, попроси, Милосердная Матерь Божия, Твоего Сына и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, чтобы Он сохранил нас от всякого зла, дал счастье в семейной жизни, уберег от войн и междоусобиц нашу страну, утвердил Свою Святую Церковь от религиозных войн, расколов и гонений.
Не имеем мы иной помощи, не имеем мы другой надежды, кроме Тебя, Чистая Дева, Матерь Божия: Ты Всесильная Помощница и Заступница всем христианам православным, всем верующим, молящимся Тебе.

Избавь всех нас, кто с верой и любовью к Тебе обращается, от грехопадений, от выбора пути неверного, от клеветы и интриг злых людей, от всех скорбей, от всякого горя, от внезапной гибели. Подай, Пресвятая Владычица, душам нашим покаяние, понимание и осознание грехов своих, терпение, смирение и чистоту помышлений! Помоги нам исправить нашу жизнь по заповедям Божиим, чтобы мы, чистым сердцем и трепетной душой благодарно воспевая Твое величие, сподобились Царствия Небесного, где со всеми святыми угодниками Божьими радовались и прославляли Тебя, Пресвятая Дева, вместе со Святой Троицей — Отцом, Сыном и Духом Святым. Аминь.»

Молитвами Небесной Владычицы Богородицы да хранит вас Господь! Также дорогие Друзья если Вы хотите заказать Казанскую икону Божьей Матери недорого и быстро, то это легко сделать у нас!

Глас народа

Особенность Казанской иконы Божией Матери в том, что ее прославление шло «снизу», от народа, а не от церковных властей и иерархов.
Хорошо известна эта история: в 1579 году в Казани, где только-только появилось христианство, девятилетней Матроне во сне явилась Матерь Божия и повелела «сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ», указав место, где надо искать.

Матрона все рассказала матери, но та и внимания не обратила ни в первый, ни во второй раз. На третий раз во сне девочке была явлена сама икона, и Богородица повторила свой наказ, предупредив, что если Ее словам не поверят, городу грозит беда.

Испуганная девочка упросила мать пойти к священникам. Мать отвела ребенка к архиепископу Иеремии, но и он не поверил странным словам девятилетнего ребенка. Ну а кто бы поверил?

Но девочка никак не хотела успокоиться. Наконец, мать сама стала раскапывать то место, где, по словам Матроны, находилась икона. Но только когда за раскопки взялся ребенок, появилась икона, обернутая в полотнище. Икона была совершенно «новой», как будто и не из-под земли.

Слухи о чуде быстро достигли архиепископских палат. Пораженный, архиепископ Иеремия с градоначальниками поспешили в дом к Матроне и торжественным крестным ходом, с молебствиями перенесли чудесно обретенный образ в Благовещенский собор города Казани.

У этого чудесного события есть свой документалист, прославленный во святых патриарх Гермоген, вдохновивший народ на борьбу за веру и страну в Смутное время и замученный голодом в тюремном подвале.

Во времена описываемых событий он служил простым священником в Никольской церкви Казани и звался отец Ермолай.

«Яви убо себе Богородицына икона сицевымъ образомъ, – писал о. Ермолай. – Не яви убо образа своего Владычица ни святителю града, ни начальнику властелинску, ниже вельможи или богату, ниже мудру старцу: но яви своё честное сокровище, источникъ неизсчерпаемый приходящимъ с вѣрою, чудный свой образъ, нѣкоего мужа от простыхъ, имуща мудрость на войнѣ стрелебную, сего дщи юнна, десяти лѣтъ суща, именемъ Матрона.

Сей бо дѣвицы явися чюдная она и пресвѣтлая икона Богородицына. И после убо пожара в томъ же лѣте и месяце, сице нача являтися дѣвицы оной, ей же имя преди рекохомъ, икона пресвѣтлая Божия Матери. И веляше ей поити во градъ и повѣдати про икону Богородицыну, ея же видѣ, архиепископу и воеводамъ, дабы шед выняли образъ Пречистые Богородицы от земленыхъ нѣдръ: и мѣсто повѣда ей, идѣже последи обрѣтоша драгаго бисера честное сокровище, чюдную икону Богородицыну».

Именно патриарх Гермоген написал службу в честь Казанской иконы и знаменитый тропарь: «Заступнице усердная…».

На месте обретения образа, по царскому указу (и со многими дарами) был построен женский монастырь, первыми его инокинями стала Матрона и ее мать.

В чем может быть смысл отраженного в записках свщмк. патриарха Гермогена некоего противопоставления власти, могущества, мудрости – и простоты ребенка?

Можно вспомнить слова Христа о ребенке, которого Он привел в пример, когда ученики начали спорить о том, кто больше в Царствии Небесном (Мф.18: 1-6) «Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном. Если не умалитесь как дети, не войдете в Царствие Божие».

«Дети — образ вновь родившихся в Царство Божие, родившихся от Духа, – говорит один из толкователей. – «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия», – говорит Христос Никодиму. (Ин. 3,3).

Дитя и есть такой образ возрожденного для Божия Царства, тот, кому больше не интересен вопрос: кто же больше, я или мой друг; кто ни себя, ни других уже не оценивает по характеристикам этого мира: власти, богатству, почету.

Дитя – тот, кто стал достаточно «мал», чтобы радостно нуждаться в Отце, во всем доверяя Ему, идя за Ним, куда бы Он не повел.

По Иерониму же Стридонскому, дитя здесь – Сам Христос: «Он поставил среди них Себя самого, как дитя, потому что Он пришел послужить, а не для того, чтобы Ему служили, так что Он подал им пример смирения».

«Такое дитя – и тот, кто с любовью относится к людям кротким и смиренным, похожим на детей, во имя Христово, то есть во исполнение заповеди о любви ко всем слабым и униженным, тот сделает это как самому Христу»,

– добавляет архиепископ Аверкий Таушев.

Часто, говоря о чудотворных иконах, люди спрашивают: а в чем она «помогает?» Когда Казанский образ перенесли в церковь, в первое же время прозрело два слепых человека (об этом тоже пишет Патриарх Гермоген). Так было замечено, что Божия Матерь Казанская помогает «глазам».

Но ведь человек состоит из тела и души. И не только физическое зрение укрепляет Божия Матерь Казанская, но и наше духовное зрение – способность видеть вещи в свете Христовом, то есть в Свете Истинном, просвещающим мир, – как видит ребенок, видеть в первую очередь доброе в себе, в другом, в жизни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: