Святой Виктор. Как он сотворил чудо на глазах у всех

Однажды палачи императора пытались заставить святого Виктора съесть отравленное мясо. Но Виктор лишь перекрестил его, и съел. Это случилось на глазах у многих людей. Все увидели, что он остался совсем невредимым. Когда это увидел колдун, он был сильно удивлен увиденному чуду, что уверовал во Христа.

Святой Виктор — это раннехристианский святой, который почитается Русской православной церковью. День памяти святого Виктора отмечается 11 мая.

Святой Виктор Дамасскин был воином при императоре Марке

Святой мученик Виктор Дамасский служил воином при императоре Марке Аврелии

Святой мученик Виктор Дамасский служил воином при императоре Марке Аврелии. Это был 161 год. Сам Виктор был родом из самой Италии. Когда император приказал своим воинам преследовать всех православных христиан, все стали требовать от Виктора отречения от Господа. А также его просили принести жертву идолу.

Император твердил ему, что он должен исполнять все его приказания, так как он воин царя. Но Виктор не хотел приносить жертву языческим богам, а уж и тем более отрекаться от Господа. Тогда Виктор сказал императору, что теперь он воин Небесного Царя, и будет служить только ему. Но воевода Севастиан не стал это слушать, он предал Виктора на мучения.

Гонения на христиан в Древнем Риме при Марке Аврелии

Сначала палачи переломали ему все пальцы на руках и ногах, а затем вывернули его суставы. Во время своих страшных пыток, великомученик Виктор молился Господу, и мужественно старался переносить все страдания.

После палачи пытались заставить Виктора съесть отравленное мясо. Но Виктор лишь перекрестил мясо, проглотил его. Это случилось на глазах у многих людей. Все увидели, что он остался совсем невредимым. Когда это увидел колдун, который отравил это мясо, он был сильно удивлен увиденному чуду.

Он никак не мог поверить, что Виктор нисколько не пострадал от отравы. После чего он уверовал во Христа — Истиннаго Бога. Ведь он лучше всех понимал, что никакая земная сила не смогла бы обезвредить такую сильную отраву.

На глазах у всех святой Виктор совершил чудо, после которого даже колдун принял веру во Христа

Мученик Ви́ктор и мученица Стефани́да

Краткое житие мученика Виктора Дамасского

Свя­той му­че­ник Вик­тор был во­и­ном во вре­мя цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра Мар­ка Авре­лия Фило­со­фа (161–180). Ко­гда им­пе­ра­тор на­чал го­не­ние на хри­сти­ан, Вик­тор от­ка­зал­ся при­не­сти жерт­ву бо­гам. Та­кое обя­за­тель­ное жерт­во­при­но­ше­ние яв­ля­лось про­вер­кой пре­дан­но­сти во­и­на бо­гам, им­пе­ра­то­ру и оте­че­ству. Свя­той пре­дан был на му­че­ния, но про­шел сквозь все пыт­ки невре­ди­мым. Си­лой мо­лит­вы он по­бе­дил ча­ро­дея, ко­то­рый с тех пор от­ка­зал­ся от волх­во­ва­ний и стал хри­сти­а­ни­ном. По мо­лит­ве свя­то­го про­зре­ли вне­зап­но ослеп­шие во­и­ны. Ви­дя чу­де­са, яв­лен­ные Гос­по­дом через свя­то­го Вик­то­ра, мо­ло­дая бла­го­че­сти­вая су­пру­га од­но­го из му­чи­те­лей, Сте­фа­ни­да, от­кры­то про­сла­ви­ла Хри­ста, за что бы­ла пре­да­на лю­той каз­ни: ее при­вя­за­ли к двум со­гну­тым паль­мам, ко­то­рые, рас­пря­мив­шись, разо­рва­ли му­че­ни­цу. Свя­то­го му­че­ни­ка Вик­то­ра обез­гла­ви­ли. Му­че­ни­ки по­стра­да­ли в Да­мас­ке во II ве­ке, где и пре­да­ны по­гре­бе­нию их чест­ные остан­ки.

Полное житие мученика Виктора Дамасского

Во вре­ме­на им­пе­ра­то­ра Мар­ка Авре­лия (он же Ан­то­нин, 161–180 гг.), в го­ро­де Да­мас­ке (Си­рия) слу­жил во­и­ном хри­сти­а­нин Вик­тор, ро­дом из Ита­лии. Ко­гда им­пе­ра­тор при­ка­зал пре­сле­до­вать хри­сти­ан, во­е­во­да Се­ва­сти­ан по­тре­бо­вал от Вик­то­ра, чтобы он от­рек­ся от Хри­ста и при­нес жерт­ву идо­лам. «Ты во­ин на­ше­го ца­ря, и обя­зан ис­пол­нить его при­ка­за­ние», – за­явил Се­ва­сти­ан. «Нет, – от­ве­тил Вик­тор, – те­перь я во­ин Небес­но­го Ца­ря, и Ему од­но­му бу­ду слу­жить, а мерз­ких идо­лов я пре­зи­раю!» То­гда Се­ва­сти­ан пре­дал Вик­то­ра раз­лич­ным му­че­ни­ям. Па­ла­чи пе­ре­ло­ма­ли Вик­то­ру паль­цы на ру­ках и но­гах и вы­вер­ну­ли их из су­ста­вов. Во вре­мя пы­ток свя­той Вик­тор мо­лил­ся Бо­гу и му­же­ствен­но пе­ре­но­сил стра­да­ния.

По­том па­ла­чи ста­ли при­нуж­дать Вик­то­ра про­гло­тить мя­со, отрав­лен­ное кол­ду­ном. По­мо­лив­шись и пе­ре­кре­стив мя­со, му­че­ник Вик­тор про­гло­тил его. На гла­зах у всех про­изо­шло яв­ное чу­до: Вик­тор остал­ся невре­дим. Слу­чи­лось то, что Гос­подь неко­гда обе­щал Сво­им уче­ни­кам: «Ес­ли что смерт­но вы­пьют, не по­вре­дит им» (Мк.16:18). Кол­дун, уви­дев, что Вик­тор ни­сколь­ко не по­стра­дал от его отра­вы, уве­ро­вал во Хри­ста. Он луч­ше дру­гих по­ни­мал, что ни­ка­кая зем­ная си­ла не мог­ла обез­вре­дить его страш­ней­ший яд.

То­гда свя­то­го Вик­то­ра под­верг­ли еще бо­лее тяж­ким пыт­кам. Сте­фа­ни­да, же­на од­но­го из во­и­нов, му­чив­ших Вик­то­ра, не мог­ла боль­ше смот­реть на тя­же­лые и со­вер­шен­но невин­ные стра­да­ния, ко­то­рым под­вер­га­ли му­че­ни­ка Хри­сто­ва и за­сту­пи­лась за него. Обе­зу­мев­шие от кро­ви па­ла­чи, вме­сто то­го, чтобы оста­но­вить­ся, озло­би­лись на Сте­фа­ни­ду и уви­де­ли в ней свою но­вую жерт­ву. Они при­вя­за­ли ее к двум на­кло­нен­ным паль­мам и разо­рва­ли на ча­сти. Так умер­ла Сте­фа­ни­да, бу­дучи еще со­всем мо­ло­дой: ей бы­ло толь­ко 15 лет. Убив Сте­фа­ни­ду, му­чи­те­ли воз­вра­ти­лись к ис­тя­за­ни­ям Вик­то­ра и обез­гла­ви­ли его. Свя­тые му­че­ни­ки Вик­тор и Сте­фа­ни­да по­стра­да­ли за Хри­ста в 175-ом го­ду.

Пе­ред сво­ей смер­тью му­че­ник Вик­тор пред­ска­зал па­ла­чам, что они умрут через 12 дней, а во­е­во­да через 24 дня бу­дет взят в плен. Так все и слу­чи­лось.

Из кни­ги еп. Алек­сандра (Ми­ле­ан­та) «Из­бран­ные Жи­тия свя­тых»

См. так­же: «Стра­да­ние свя­тых му­че­ни­ков Вик­то­ра и Сте­фа­ни­ды» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Житие святого Виктора гласит, что однажды за него заступилась одна женщина

Но на этом все не закончилось. Житие святого Виктора гласит, что он был предан новым мучениям. Жена одного из воинов, не могла больше видеть, как над Виктором издеваются, и что ему приходиться терпеть. Она стала заступаться за святого.

Но палачи настолько сильно разозлились, что видели врага и в жене своего же товарища. Они настолько обезумели от крови, что схватили женщину и привязали ее к двум пальмам, после чего разорвали на части. Девушке было всего лишь пятнадцать лет, она была еще совсем юной. Именно так она закончила свою земную жизнь.

После убийства девушки, воины перешли к Виктору. Решив, что никакие пытки не помогут избавиться от святого, они обезглавили его. Перед своей смертью, Виктор предсказал палачам скорую кончину. А также и воеводе он предсказал смерть через 24 дня. Так все и произошло.

Икона Виктор Коринфский

Виктор Коринфский был в числе 23 учеников отшельника Кодрата, пострадавших за веру. Жил Виктор в III веке в городе Коринфе. Узнав о том, что неподалеку от города проповедует христианин Кодрат, выросший и повзрослевший в глуши в одиночестве, Виктор поспешил на встречу с ним. Там он крестился и уверовал в христианское вероучение. К этому времени об их местонахождении узнал местный правитель, распорядившийся арестовать и заточить в темницу Кодрата и его учеников, среди которых был Виктор. В темнице Кодрата и его последователей нещадно пытали, принуждая отказаться от веры. И ни один из его последователей не отрекся. Тогда правитель приказал бросить Виктора и других учеников Кодрата в яму к голодным зверям. Животные не тронули их. Уязвленный правитель повелел привязать христиан к колесницам и волочить по городу до тех пор, пока они не откажутся от Христа. Вера Виктора и других христиан была сильна: никто из них не отрекся. Тогда взбесившийся правитель приказал отсечь им головы.

У святого Виктора Дамасскина есть икона

У Виктора Дамасскина есть икона. На ней Виктор изображен молодым. На его лице можно увидеть небольшую округлую бородку и темные волосы. Одет святой в хитон и плащ. В левой руке своей он держит меч, а в другой крест.

Икона святого Виктора

Есть и другие варианты икон. На некоторых иконах святой Виктор изображен с крестом в одной руке, а другая его рука находится у груди.

Икона святого Виктора Дамасского

Виктор Дамасский считается у православных верующих покровителем и заступником. Его образу молятся в надежде на исцеление от различных заболеваний. Икона является оберегом мужчин с именем Виктор и защищает от опасностей.

Православная церковь знает множество святых мучеников, которые отдали жизни во славу Христа. Виктор Дамасский не был исключением. Он доказал, что сила молитвы способна защитить от любого зла. Верующие приходят к лику святого, чтобы попросить защиты и покровительства для своих близких. Военнослужащим принято дарить небольшие нательные иконки с изображением Виктора Дамасского. Дарят образы и новорожденным, которых крестят под именем великого воина.

История и описание иконы святого Виктора Дамасского

Мученик Виктор Дамасский служил воином во времена правления императора Марка Аврелия. Он был православным христианином и свято верил в покровительство Высших Сил. Когда император начал гонения на христиан, святой воин отказался предавать свою веру и прошел через все пытки. Господь не оставил его, и Виктор стойко перенес истязания. Наблюдая за мучениями Виктора, жена одного из мучителей свято уверовала в Божественные Силы и прославила Господа во всеуслышание. За предательство женщина была жестоко казнена, а Виктору отсекли голову. Перед кончиной святой воин предсказал гибель своим мучителям ровно через 12 дней, а воеводу предупредил о том, что его захватят в плен через 24 дня. Так и случилось.

На православной иконе Виктор изображается молодым, с короткой округлой бородой и темными волосами. Он одет в хитон и плащ, а в руке держит меч, знамя, пальмовую или оливковую ветвь.

В чем помогает образ Виктора Дамасского

Перед иконой Виктора Дамасского к святому обращаются с разными просьбами:

  • об исцелении от заболеваний рук и кожи;
  • об отведении бед от семьи;
  • о защите воинов;
  • о защите от врагов;
  • об успехах в поиске спутника жизни;
  • о помощи в обретении истинной веры.

Каждая искренняя молитва, идущая от сердца, помогает верующим отказаться от греховной жизни и встать на путь исправления. Святой особо ратует за жизни воинов и мужчин с таким же именем, поэтому иконы часто дарят военнослужащим и детям, нареченным именем Виктор.

Где находится чудотворный образ

Одна из первых икон была нанесена на стену храма в Кипре и датируется 1192 годом. В православной религии Виктор Дамасский почитается особо, поэтому иконы с его изображением есть в большинстве храмов и церквей по всей России. Известная икона есть в церкви имени святого мученика в городе Котельники Московской области. В украинском городе Харьков, в Преображенской церкви, помимо иконы святого есть частица мощей Виктора Дамасского.

Дата почитания

Дата почитания святого мученика установлена церковью 24 ноября (11 ноября по старому стилю). В этот день в церкви проводят молебен, верующие обращаются к Виктору с просьбой защитить мужчин во время своей службы, отвести от них неприятности и врагов. Страждущие обращаются с просьбами исцелить болезни.

Молитва перед иконой Виктора Дамасского

«Святой угодник Господа, Виктор. К тебе обращаемся с молитвами искренними. Прими наши раскаяния в прегрешениях да не остави в час трудный. Исцели все наши болезни, помоги справиться с горестями. Отведи от нас беды да скорби, не дай пойти по дороге, дьяволом проложенной. Защитников Отечества сохрани в здравии, отведи от них врагов лютых, пули шальные да напасти всякие. Аминь».

Святая икона особо помогает маленьким детям, нареченным именем Виктор. Она охраняет их от всего зла и болезней. Воинов икона уберегает от внезапной смерти от вражеских нападений. Молитвы перед образом дают сильную защиту и помогают укрепиться в православной вере. Счастья вам и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Правды Божия поборниче и расколов обличителю, исповедниче Христов святителю Викторе, яко пресветлое светило добродетельми просиявый и изгнание претерпевый, упасл еси паству твою в православии и благочестии. Радуется днесь земля Вятская, в нюже восхотел еси возвратитися цельбоносными мощами твоими, празднующи любовию святую память твою. Моли о нас Бога, с верою к предстательству твоему прибегающих.

Кондак, глас 8

Победе тезоименитый, святителю преславне Викторе, победил еси гонителей твоих немощную ярость. Разум имея богопросвященный, хитросплетения ложная обличал еси, овец твоих в ограде церковной соблюдая. Темже увенчался еси от Бога венцем драгоценным. Не престай моляся спастися душам нашим.

Священномученик Виктор Европейцев

ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВИКТОРА ЕВРОПЕЙЦЕВА (1885 -1931)

Священномученик Виктор родился в 1885 году в селе Хлыстовка[1] в Мордовии в семье священника Андрея Европейцева. После окончания Пензенской Духовной семинарии он в 1906 году был рукоположен во священника ко храму Космы и Дамиана в родном селе. Жена отца Виктора Варвара Михайловна была дочкой священника, она окончила епархиальное училище и стала работать учительницей в местной школе.

Желая уничтожить Русскую Православную Церковь, безбожные власти в конце 1920-х годов начали новую волну кровавых гонений на священнослужителей и верующих. Повсеместно шли аресты, которые нередко заканчивались расстрелом, заключением в лагерь или ссылкой. Используя самые незначительные предлоги, власти закрывали храмы.

В ноябре 1929 года в дом священника явились представители властей и потребовали, чтобы семья отца Виктора вместе с ним покинула село в течение 24 часов. Варвара Михайловна в это время тяжело болела, она лежала в постели с высокой температурой. Не дожидаясь окончания ими же выдвинутого срока, представители властей принялись грабить имущество, при этом то, что на их взгляд не представляло особой ценности, они рвали или ломали. Все это сопровождалось оскорблениями, руганью и угрозами.

За неуплату сельскохозяйственного налога имущество отца Виктора было распродано, и он вместе с семьей оказался на улице. В таких крайних для себя обстоятельствах священник был вынужден выехать в расположенный недалеко от села Хлыстовка город Краснослободск. В ноябре 1929 года власти приняли решение храм в селе закрыть, что и было ими сделано в начале 1930 года. Наступил Великий пост, приближался праздник Пасхи. Верующие в апреле 1930 года выступили за открытие церкви, но их просьбы властями были оставлены без внимания.

Несмотря на то, что проживать в селе он не мог, отец Виктор посещал односельчан, где продолжал духовно их опекать. По обвинению в сопротивлении организации в селе колхоза священник Виктор Европейцев был арестован сотрудниками ОГПУ 22 ноября 1930 года в городе Краснослободске и заключен под стражу в местном арестном доме.

24 ноября отец Виктор был допрошен. На вопросы следователя он ответил: «В селе Хлыстовка за время моей службы в качестве священника с 1906 по 1929 год я среди прихожан никакой антисоветской агитации не вел. Когда проходило массовое выступление женщин, я в это время в селе нe был, связи с кулаками никакой не имел. когда проживал в селе Хлыстовка, мое внимание специально было сосредоточено к религии как священника, а если когда и происходили какие-то собрания в селе, то я про них совершенно не знал. Ко мне со стороны крестьян, мужчины и женщины, никогда не приходили, и я никому советов не давал… За время моей службы в 1929 году на Пасху я по селу ходил с молебнами. Ходя по домам, я никакой пропаганды о том, что советская власть скоро рухнет, не вел».

5 декабря отец Виктор был допрошен последний раз. «В объявленном мне обвинении, — сказал во время допроса священник, — виновным себя не признаю, так как за время моей службы в селе Хлыстовка в качестве священника я все время был занят религиозными вопросами, а на проводимые государственной властью кампании внимания не обращал, никакой агитации среди крестьян не вел. Наложенные на меня различные налоги выполнял аккуратно… Когда в селе проходило массовое выступление женщин, я про это совершенно не знал и находился в это время в городе Краснослободске. Во время Пасхи в апреле 1930 года меня крестьяне попросили отслужить им обедню. Я согласился. После ходил с молебном по домам, но антисоветской агитации о падении советской власти я не вел… Во время коллективизации в селе Хлыстовка я находился в Краснослободске…».

Из Краснослободской тюрьмы отец Виктор этапом был переведен в тюрьму в городе Саранск. С юных лет он плохо видел, в тюрьме очки разбились, других у него не было. По этой причине условия содержания в тюрьме и на этапе оказались для него еще более тяжелыми.

10 января 1931 года состоялось заседание тройки ОГПУ, на котором во внесудебном порядке было рассмотрено дело по обвинению священника Виктора Европейцева. Власти планировали приговорить его к десяти годам заключения в концлагерь. Однако во время заседания приговор был изменен на высшую меру наказания. Священник Виктор Европейцев был расстрелян 30 января 1931 года в Саранской тюрьме и погребен в общей безвестной могиле.

Память священномученика Виктора совершается 17 (30) января, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если этот день не совпадет с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).

Священномучениче Викторе, моли Бога о нас!

Источники, использованные при составлении жития:

Архив УФСБ Республики Мордовия. Д. № 8312-е. Священник Виктор Европейцев реабилитирован 25 июля 1989 года.

[1] Теперь это селение называется Краснополье

Святая Стефанида

Говоря о Святом Викторе, нельзя не рассказать о еще одной святой. Казнь Виктора стала началом ее мученичества.

Молодая девушка по имени Стефанида была христианкой. Несмотря на совсем юный возраст (15 лет) она больше года была замужем за одним из воинов Севастиана. На казни Виктора Стефаниде было видение. С неба спустились два ангела с двумя мученическими венцами. Один побольше для Виктора, а второй — поменьше. Он предназначался для Стефаниды.

Увидев это, девушка начала громким голосом прославлять мученика Виктора. Ее слова дошли до воеводы. Он повелел привести Стефаниду. И начал уговаривать отречься от Христа, пожалеть свою молодость и красоту, принести жертву языческим богам ради своего помилования.

Мученица Стефанида

Стефанида была непреклонна. Она открыто свидетельствовала перед воеводой о своей вере, обличая языческих богов. И тогда Севастиан приказал казнить девушку. Способ казни был страшен. Ее привязали к двум склоненным пальмам. Одну ногу к одной, вторую — к другой. И отпустили пальмы. Стефаниду разорвало надвое. Так получила юная мученица свой венец, пострадав за веру.

ВИКТОР

[лат. Victor; греч. Βίκτωρ] (II в.), мч. (пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая). Воин-христианин В. служил в рим. армии под начальством дукса (или комита) Севастиана. Когда начались гонения на христиан, его призвали к военачальнику и велели принести жертвы языческим богам. В. отказался и был подвергнут пыткам, его бросили в раскаленную печь и оставили в ней в течение 3 дней, но мученик остался невредимым. Затем его заставили съесть отравленное мясо, но яд не подействовал, а чародей, приготовивший зелье, уверовал во Христа. После этого В. предали еще большим мучениям: ему вытягивали жилы, бросили в котел с кипящим маслом, повесили на дереве и опаляли тело свечами, вливали в уста мученика прах, смешанный с уксусом. Затем ему выкололи глаза и повесили вниз головой, при этом ослепившие его воины сами потеряли зрение, но впосл. исцелились по молитве святого. Узнав об этом, Севастиан велел содрать с него кожу. Присутствовавшая при его страданиях христианка по имени Стефанида увидела 2 лучезарных венца, спускающихся с неба, и открыто исповедала Христа. Она была казнена по приказу военачальника, а В. отсекли голову. Перед смертью В. предсказал гибель, ожидающую его мучителей, что вскоре сбылось. Когда В. был обезглавлен, произошло чудо: из его тела потекли кровь и молоко.

Мч. Виктор. Роспись собора Св. Софии в Киеве. 1-я пол. XI в. Мч. Виктор. Роспись собора Св. Софии в Киеве. 1-я пол. XI в.

Житие В. сохранилось на греч., лат., копт. языках. Тексты содержат значительные расхождения относительно времени жизни и места кончины мученика. Согласно лат. источникам (BHL, N 8559-8563), В. происходил из Киликии (М. Азия), по греч. версии (BHG, N 1864) — он был родом из Италии. По лат. и греч. житиям, В. пострадал в царствование имп. Антонина Пия (138-161), по копт. житиям — в гонения имп. Диоклетиана (BHO, N 1242-1244), по мнению большинства историков, при имп. Марке Аврелии (161-180).

Местом мученической кончины пространные греч. жития считают Дамаск, а краткие синаксарные — Италию (Минологий Василия II — PG. 117. Col. 154), копт.- Антиохию в Сирии или Антиною Египетскую, большинство лат. источников — Александрию, нек-рые позднейшие из них — Сицилию или Марсель (смешивая В. с Виктором, мч. Марсельским).

Мч. Виктор. Роспись ц. Панагии Аракос на Кипре. 1192 г.

Нек-рые исследователи предполагают, что существовало 2 одноименных мученика, один пострадал в Сирии, др.- в Египте, и что на определенном этапе произошло слияние культа В. и Виктора, егип. мч. Др. ученые считают, что В. принял мученическую кончину в Египте, но его почитание было настолько распространено в Антиохии, что возникла легенда о его сир. происхождении. Существует также мнение, что в основе др. версий лежит греч. житие (BHG, N 1864) или его прототип, составленный в III-IV вв., согласно к-рому В. претерпел мучение в Сирии (Lucchesi. Col. 1291-1292).

Память В. отмечается в греч. календарях 11 нояб. (в ряде визант. синаксарей 10 или 12 нояб.), в лат. памятниках кроме общепринятого праздника 14 мая, также 24 апр. (BHL, N 8559), 11 янв., 20 февр., 23 апр. и 8 мая (MartHieron. P. 36, 106, 169, 205-206, 240, 253, 289), 1 апр. (MartRom. P. 120, 188).

Сведения относительно мощей В. также разноречивы. В Александрийском Cинаксаре под 23 нояб. сообщается об освящении в Антиохии церкви, построенной в честь В., на месте, где было похоронено его тело (Syn Alex. 1922. T. 18. Fasc. 1. P. 157-159). В XII в. в к-польской ц. вмч. Мины, около Манган, хранились мощи мучеников В. и Викентия (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 443). В Риме часть мощей В. хранилась в ц. св. Панкратия, в 1697 г. они были перенесены в кармелитский мон-рь Санта-Лучия алле Боттеге Оскуре, а затем в ц. святых Марцеллина и Петра. С 1906 г. мощи В. находятся в Фано, в Италии.

Ист.: BHL, N 8559-8563; BHG, N 1251-1252, 1864-1865; BHO, N 1242-1244; ActaSS. Apr. T. 3. P. 265; ActaSS. Mai. T. 3. P. 266-268; PG. 115. Col. 257-268 [греч. житие В.]; ЖСв. Ноябрь. С. 217-222; Budge E. A. Coptic Martyrdoms. L., 1914. P. 1-45 [копт. мучение В.]; Мартирий св. Виктора // Изречения египетских отцов: Памятники лит-ры на копт. языке. СПб., 2001. С. 263-286.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 465; Delehaye H. Les Martyrs d’Égypte // AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 32-34, 67, 70, 96, 98, 118-119, 121, 123, 151; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 897; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).

῾Αγιολόγιον. Σ. 81; Sauget J.-M. Vittore il Generale // BiblSS. Vol. 12. Col. 1258-1260; Lucchesi G. Vittore e Corona // Ibid. Col. 1290-1292; Keller K. Victor der Sieger: Zur Verehrung von frühchristl. Märtyrern mit Namen Victor // Hermeneia. 1996. N 12.

Иконография

В памятниках визант. круга представлен юным темноволосым мучеником или средовеком с короткой округлой бородой; облачен в хитон и плащ; в руке держит крест. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., о В. сказано: «Юный без бороды» (Ч. 3. § 10. № 10). Как юный мученик В. представлен: в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме (Каппадокия), кон. X в.; в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 174, 976-1025 гг.); в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас (в наосе, где в XIX в. на месте утраченного образа был написан новый). Как средовек: в ц. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, XI в.; в Палатинской капелле в Палермо, в Сицилии, 50-60-е гг. XII в.; в Чефалу, в Сицилии, ок. 1148 г.; в мон-ре Хора (Кахрие-джами), в К-поле, ок. 1316-1321 гг.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 57, 94, XV в.). Обычно изображался в мучении, или единолично в рост, или в паре с мучениками Викентием и Миной Египетским (см. ст. Викентий, мч.).

В западнохрист. искусстве В. представлен, как правило, юным мучеником: напр., деревянная скульптура мастера Франческо ди Вальдамбрино, Сиена, XV в.; миниатюра Сано ди Пьетро (XV в., Сиена, б-ка Пикколомини) — с пальмовой ветвью и знаменем; полиптих работы Пьетро да Монтепульчано (1418, собор в Озимо, Италия) — с пальмовой ветвью и мечом; картина худож. Л. Мемми из Сиенского собора (1333, Нац. музей, Копенгаген) — с мечом и ветвью оливы, и др.

Лит.: Jerphanion G., de. Les églises rupestres de Cappadoce: Une nouvelles province de l’art byzantin. P., 1928. vol. 2. p. 340; Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. L., 1949. p. 14, 39, 80, 115; Restle M. Byzantine Wall Painting in Asia Minor. Recklinghausen, 1967. Bd. 2. Pl. 10. № 115-116; Underwood P. The Kariye Djami. L., 1967. vol. 1. P. 153, 156-159. Pl. 164. vol. 2. P. 163; Chatzidakis M. et al. Naxos. Athens, 1989. P. 69-70. Pl. 1; Connor J. L. Art and Miracles in Medieval Byzantium: The Crypt at Hosios Loukas and Its Frescoes. Princeton, 1991. p. 17; Jolivet-Levy C. Les églises byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l’abside et de ses abords. P., 1991. p. 93. Remarq. 79; P. 116. Remarq. 266, 269; Chadzidakis M., Bitha I. Corpus de la peinture monumentale byzantine de la Grèce: L’Ile de Cythére. Athènes, 1997. p. 61. Pl. 5; Евсеева. Афонская книга. С. 217, 251.

Н. В. Герасименко, Э. П. А.

Гимнография

Память В. с кратким указанием «Вся [служба] — святым» присутствует в иерусалимском Лекционарии VII-VIII вв. (Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. [Pars. 1.] P. 62; [Pars. 2.] P. 50). В Типиконе Великой ц. память В. есть, но без богослужебного последования. По студийским и иерусалимским Типиконам, включая совр., последование 11 нояб. не содержит больших различий и посвящено в основном мч. Мине с упоминанием в нек-рых песнопениях имени В.

В греч. рукописях сохранились также общие каноны В. и мц. Стефаниде (AHG. T. 3. P. 288-298), а также 2 общих канона Мине, В. и Викентию (AHG. T. 3. P. 299-317) и 3 общих канона Мине, В., Викентию и мц. Стефаниде (AHG. T. 3. 318-330; Ταμεῖον. Σ. 91) (см. также ст. Мина, мч., Стефанида, мц.).

О чем молятся Виктору Матвееву

Житие Виктора Матвеева говорит о нем, как о рассудительном и спокойном человеке. Мученик считал, что молитва может во всех бедах. При жизни он пользовался уважением среди местных людей, характеризовался выносливостью, мог покорять больше горы. Именно поэтому с Виктором символизируют спокойствие и умиротворение.

По воспоминаниям местных жителей, которые жили некоторое время в келье, Виктор ходил молится в небольшую яму неподалеку от жилья. Некоторые из его гостей наблюдали за тем, как мученик во время молитвы как бы парил в воздухе.

Молятся Виктору Матвееву в сложных жизненных ситуациях, когда эмоции и мысли не дают возможности сосредоточиться на решении проблемы. У Виктора Матвеева просят спокойствия мыслей, рассудительности и подсказки в правильном решении.

Храм

Где можно помолиться своему святому покровителю Виктору? В Котельниках (Московская область) десять лет назад был построен храм в честь мученика. В нем совершаются богослужения, сам храм открыт ежедневно. Главная святыня — это частица мощей мученика Виктора.

Находится храм по адресу: Котельники, микрорайон Белая Дача, 1-й Покровский проезд, строение 8.

Воскресная литургия в храме начинается в 8 часов. Исповедь — в 7 часов 30 минут.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: