Разбойники, распятые рядом с Христом: кем они были?

Когда Иисус Христос был распят, вместе с ним казнили двух разбойников. Их звали Гестас и Дисмас. В истории наиболее известен преступник Варрава, которого тоже следовало казнить в этот день, но Понтий Пилат помиловал его по случаю Пасхи. А вот погибшие рядом со Спасителем бандиты малоизвестны.

Распятые рядом с Христом разбойники: кто они?

Фото: School.orthpatr.ru

За какое пре­ступ­ле­ние был распят Бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник

Слово раз­бой­ник, упо­треб­лён­ное в Сино­даль­ном пере­воде Свя­щен­ного Писа­ния, имеет и такое зна­че­ние, как мятеж­ник (тер­ро­рист). Учи­ты­вая, что Иудея в то время была окку­пи­ро­вана Рим­ской импе­рией, уме­стен и такой пере­вод, как пар­ти­зан.

В те вре­мена, воров­ство рас­пя­тием не нака­зы­ва­лось, поэтому можно пред­по­ла­гать, что раз­бой­ники, рас­пя­тые рядом со Хри­стом-Спа­си­те­лем, вели воору­жён­ную борьбу с окку­пан­тами, а не про­мыш­ляли раз­боем.

Лопухин А.П.

Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его

(Мк. 15:32). Показания Матфея и Марка здесь сходны: Христа поносили оба разбойника. Но у Луки (23:39 сл.) говорится только об одном разбойнике, который поносил, а другой унимал его

Эта разница обращала на себя внимание издавна. Ориген, Златоуст, Феофилакт, Евфимий Зигабен и другие полагали, что вначале хулили Христа оба разбойника, потом один из них, видя долготерпение Христа, раскаялся, начал унимать другого, и наконец, произнес свои слова (Лк

23:42). Но Иероним говорит, что здесь оборот речи, называемый по-гречески σύλληψις — слово, которое значит “схватывание,” здесь же можно его перевести сокращение, соединение — pro uno latrone uterque inducitur blaspemasse (вместо одного разбойника евангелист заставляет обоих злословить). Августин говорит, что Матфей здесь, рассказывая кратко, поставил множественное число вместо единственного. Мейер называет это множественным “родовым,” которое имеет необходимое отношение к ст. 38. С этими толкованиями можно согласиться и допустить, что Матфей и Марк, которые не говорят о раскаявшемся разбойнике, хотели вообще показать, что ругательства слышались вначале не только из среды народа (не всего), первосвященников, старейшин и книжников, но и со стороны разбойников. Лука замечает еще, что они слышались и со стороны воинов (23:36, 37), чего нет у Матфея и Марка. Тут была масса поношений и богохульства, и, собственно, трудно было даже и разобрать, откуда они слышались. Если Лука выделяет из этой массы хулителей одного разбойника, то этим, конечно, нисколько не противоречит ни Матфею, ни Марку. То αυτό не значит, “таким же образом,” но “то же самое,” т.е. насмешки и хулы, согласно конструкции όνειδίζειν τινά τι — порицать кого за что. У Иоанна здесь введен рассказ о женщинах, стоявших при кресте, и поручении Богоматери Иоанну.

Толковая Библия.

О смысле пока­ян­ного подвига Бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника

cвя­щен­ник Афа­на­сий Гуме­ров:

В душе раз­бой­ника про­изо­шла вели­кая пере­мена. Он ока­зался достой­ным рая. Исце­лила его бла­го­дать Божия, но мы не должны ума­лять и личной его заслуги. Обра­тив­шийся раз­бой­ник совер­шил три подвига. Прежде всего, подвиг веры. Книж­ники и фари­сеи, знав­шие все про­ро­че­ства о Мессии и видев­шие мно­го­чис­лен­ные чудеса и зна­ме­ния, совер­ша­е­мые Иису­сом Хри­стом, ока­за­лись сле­пыми и при­го­во­рили Спа­си­теля к смерти. Раз­бой­ник смог в при­ко­ван­ном, как и он, к кресту и обре­чен­ном на смерть чело­веке уви­деть вопло­тив­ше­гося Бога. Какая изу­ми­тель­ная сила веры. Он совер­шил и подвиг любви. Умирал в стра­да­ниях. Когда чело­век мучим нестер­пи­мой болью, он весь сосре­до­то­чен на себе. Бывший раз­бой­ник, нахо­дясь в таком состо­я­нии, ока­зался спо­соб­ным про­явить состра­да­ние к Иисусу. Когда другой раз­бой­ник зло­сло­вил Его, он унимал его и гово­рил: «Он ничего худого не сделал» (Лк.23:41). Есть ли столько любви к Иисусу Христу у нас, полу­ча­ю­щих столько бла­го­де­я­ний от Бога? Бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник совер­шил третий подвиг – подвиг надежды. Несмотря на такое мрач­ное про­шлое, он не отча­ялся в своем спа­се­нии, хотя, каза­лось, уже не было время для исправ­ле­ния и плодов пока­я­ния.

Крестный путь Иисуса Христа

О крестном пути
и страданиях Христа рассказывает каждый их четырех Евангелистов
.
В Претории

с Христа срывают
багряницу
и облекают в его одежды. Спаситель берет свой
крест,
начинается
крестный путь
.

За Христом шло «великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о нем»(Лк. 23:27). Также вели осужденных на смерть двух разбойников.

Приведя на Голгофу, приговоренным к казни давали пить вино, смешанное со смирной (смолой), но Иисус его не принял.

После распятия римские солдаты делили одежду Христа, бросали жребий, кому достанется хитон. А рядом «при кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина». (Ин. 15:25)

Кто помогал Спасителю нести Крест

О том, кто помогал Иисусу Христу, рассказывает евангелист Лука:

Киринея — город в Ливии.Этот эпизод имеет большое символическое значение. Так, Господу служит не израильтянин, а чужой по рождению человек. Таинство ветхозаветных жертвоприношений больше не действует, Крест Христов предназначен всему миру, всем народам.

Пре­да­ния о встрече Бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника со Святым семей­ством

Суще­ствует позд­нее народ­ное пре­да­ние, что именно бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник спас жизнь Бого­ма­тери и Мла­денцу Иисусу по дороге в Египет, когда слуги Ирода уби­вали всех мла­ден­цев в Иудее. На дороге в город Мисир на Святое семей­ство напали гра­би­тели, имея наме­ре­ние пожи­виться. Но пра­вед­ный Иосиф имел только осла, на кото­ром сидела Пре­свя­тая Бого­ро­дица с Сыном; воз­мож­ная нажива раз­бой­ни­ков была неве­лика. Один из них уже схва­тился за осла, но, увидев Мла­денца Христа, уди­вился необы­чай­ной кра­соте ребенка и вос­клик­нул: «Если бы Бог взял Себе тело чело­ве­че­ское, то не был бы кра­си­вее, чем это дитя!» И пове­лел этот раз­бой­ник своим сото­ва­ри­щам поща­дить пут­ни­ков. И тогда Пре­свя­тая Дева ска­зала столь вели­ко­душ­ному раз­бой­нику: «Знай, что этот мла­де­нец награ­дит тебя хорошо, за то, что ты его сохра­нил сего­дня». Этим гра­би­те­лем был Рах.

Другое пре­да­ние иначе пере­дает встречу бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника со Святым семей­ством. У Е. Посе­ля­нина это опи­сано так: «Схва­чен­ные раз­бой­ни­ками, пут­ники были при­ве­дены в их притон. Там лежала боль­ная жена одного из раз­бой­ни­ков, имев­шая груд­ного мла­денца. Болезнь матери тяжело отзы­ва­лась на ребенке. Тщетно силился он высо­сать каплю молока из ее исто­щен­ной груди. Бого­ма­терь уви­дела стра­да­ния ребенка, тер­за­ния несчаст­ной матери. Она подо­шла к ней, взяла мла­денца к себе на руки и при­ло­жила его к своей груди. И от таин­ствен­ной капли, про­ник­шей в увя­да­ю­щий телес­ный состав, мгно­венно жизнь вер­ну­лась в зачах­шего ребенка. Щеки ожи­ви­лись румян­цем, глаза забле­стели, полутру­пик пре­вра­тился опять в весе­лого цве­ту­щего маль­чика. Таково было дей­ствие таин­ствен­ной капли. И в этом маль­чике оста­лось на всю жизнь вос­по­ми­на­ние о чудной Жене, у персей кото­рой он, уми­ра­ю­щий, исце­лился. Жизнь не была к нему добра; он пошел про­то­рен­ной его роди­те­лями доро­гой пре­ступ­ле­ния, но жажда духов­ная, стрем­ле­ние к луч­шему нико­гда не остав­ляло эту загуб­лен­ную жизнь. (Посе­ля­нин Е. Бого­ма­терь. Опи­са­ние Ее земной жизни и чудо­твор­ных икон). Разу­ме­ется, этим мла­ден­цем ока­зался Рах.

Распятие

Казнь

через Распятие была не только мучительной, но и позорной в древнем мире. По закону иудейскому казненный так считался проклятым, именно поэтому первосвященники обрекли на такую смерть того, кого называли
Царем Иудейским
.

Медленная казнь сопровождалась неимоверными страданиями. Даже в те жестокие времена распятым старались облегчить муки, давая питье, притупляющее сознание. Но Христос отказался, его страдание было добровольным, искупительной жертвой за грехи

человечества.


Евангелист Лука приводит первые слова Спасителя, произнесенные с креста: «Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят» (Лк. 23:34).

Евангелисты также рассказывают нам о насмешках, которым подвергался Христос на кресте. Римские воины, фарисеи и книжники и даже разбойники, распятые рядом с Иисусом Христом, предлагали ему сойти с креста, явить чудо.

Но настоящим чудом стало покаяние благоразумного разбойника. Признав свои грехи, признав в Христе Мессию, разбойник обратился к нему со словами покаяния:

Смерти Господа на кресте предшествовала тьма, которая покрыла землю от полудня до трех часов. Последними словами Спасителя стали: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46). В момент его смерти надвое разодралась храмовая завеса, отделявшая Святая Святых. Новый Завет открыл человечеству вход в Царствие Небесное.

Языческий храм Венеры

То, что современная Голгофа находится в центре Старого города, результат римской перепланировки, начало которой положено спустя всего несколько лет после Распятия Христа. Иерусалим был разрушен римскими императорами Веспасианом и Адрианом. Римляне заложили новый город Элия Капитолина не над старым Иерусалимом, а к северу от него.

Советуем изучить Кто такие Каин и Авель?

Скалы были засыпаны грунтом, на выровненной площадке возвели Капитолий и прилегающий к нему священный храмовый участок (теменос). Была засыпана и гробница Христа. На месте Голгофы возвели храм языческой богини Венеры.

Только 320-х гг. император Константин Великий приказал снести римские постройки и открыл гробницу Спасителя. Мать императора, равноапостольная царица Елена, в 326 г. обрела Честной Крест Спасителя. Были найдены три креста. Чтобы узнать, какой из них Животворящий Крест, ко всем трем приложили недавно умершего. Крест Спасителя воскресил его.

В каком смысле употребляют выражение «восходить на Голгофу»

Выражение «восходить на Голгофу»сегодня употребляется редко. Люди вспоминают эти слова в моменты страданий и сильных потрясений, ведь это выражение означает «подвергаться тяжелым физическим и нравственным испытаниям, идти на страдание».

Распятие Господа Иисуса Христа с предстоящими

Сегодня Голгофа – одна из двух величайших святынь

христианства (наряду с Гробом Господним, где произошло В
оскресение
Спасителя).

К сожалению, не все паломники могут побывать в Иерусалиме. Но к счастью, частицы Животворящего Креста хранятся в некоторых храмах и монастырях России:

  • Александро-Свирский монастырь в Ленинградской области;
  • Благовещенский и Крестовоздвиженский монастыри в Нижнем Новгороде;
  • Богоявленский Елоховский собор в Москве;
  • Фёдоровский монастырь в Ивановской области;
  • Крестовоздвиженский монастырь в Екатеринбурге;
  • Покровский Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге;
  • Троицкий собор Троице- Сергиевой Лавры.

1

Апреля 2016 года

Частица Животворящего Креста Господня была передана Крестовоздвиженскому подворью Александро-Свирского монастыря, которое находится в Санкт-Петербурге.

Марина Рогова

О Кре­ще­нии Бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника

«…раз­бой­ник полу­чил окроп­ле­ние отпу­ще­ния грехов через таин­ство воды и Крови, истек­ших из бока Христа» (преп. Ефрем Сирин, Тво­ре­ния, т. 4, с. 434).

«…в чем же заклю­ча­лось оправ­да­ние раз­бой­ника? Он вошел в рай за то, что с верою кос­нулся креста. Что же после­до­вало дальше? Раз­бой­нику было обе­щано Спа­си­те­лем спа­се­ние; между тем ему вре­мени не было и не уда­лось осу­ще­ствить свою веру и про­све­титься (кре­ще­нием), а ведь было ска­зано: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар­ствие Божие» (Ин.3:5), Не было ни случая, ни воз­мож­но­сти, не было для раз­бой­ника и вре­мени кре­ститься, потому что он висел тогда на кресте. Спа­си­тель однако нашел выход из этого без­вы­ход­ного поло­же­ния. Так как уве­ро­вал в Спа­си­теля чело­век, осквер­нен­ный гре­хами, и нужно было ему очи­ститься, то Хри­стос устроил так, что после стра­да­ний один из воинов копьем прон­зил ребро Гос­пода и из него истекла кровь и вода; из ребра Его, гово­рит еван­ге­лист, «тотчас истекла кровь и вода» (Ин.19:34), в под­твер­жде­ние истин­но­сти Его смерти и в про­об­ра­зо­ва­ние таинств. И вышла кровь и вода – не просто вытекла, но с шумом, так что брыз­нула на тело раз­бой­ника; ведь, когда вода выхо­дит с шумом, она про­из­во­дит брызги, а когда выте­кает мед­ленно, то идет тихо и спо­койно. Но из ребра кровь и вода вышли с шумом, так что брыз­нули на раз­бой­ника и этим окроп­ле­нием он был крещен, как гово­рит и апо­стол: мы при­сту­пили к «к горе Сиону и к Крови кроп­ле­ния, гово­ря­щей лучше, нежели Аве­лева» (Евр.12:22,24)» (свт.Иоанн Зла­то­уст, Полное собра­ние тво­ре­ний в 12-ти тт, т.8, с.694–695).

«Послу­шаем свя­того Ана­ста­сия Сина­ита, кото­рый о бла­го­ра­зум­ном раз­бой­нике, для коего вода, истек­шая из ребер Хри­сто­вых стала водою кре­ще­ния, гово­рит: «К оным птицам (то есть к небес­ным духам) отле­тел из живо­твор­ной воды, истек­шей из всех птиц, святой раз­бой­ник, вос­па­ряя по воз­духу в рое птиц вместе с царем – Хри­стом» (свт. Димит­рий Ростов­ский, Жития святых, том январь, кн.1‑я, Память 6 января, Слово на Бого­яв­ле­ние Гос­подне, с.224).

«Итак, не сомне­вайся воз­люб­лен­ный: бла­го­дать Божия совер­шенна; место не пре­пят­ствует, здесь ли ты кре­стился, или на корабле, или на пути. Филипп кре­стил во время пути, Павел – в узах; Хри­стос кре­стил раз­бой­ника на кресте из своей раны, и он тотчас удо­сто­ился отверзть двери рая» (свт. Иоанн Зла­то­уст. Т. 3, Кн. 2. 4. Слово о воз­вра­ще­нии св. Иоанна из Азии в Кон­стан­ти­но­поль).

Имена разбойников

Имена Благоразумного и Безумного разбойников известны из апокрифов, которые, впрочем, называют их по-разному

«Благоразумный разбойник Рах»

. Икона московской школы, XVI в. Рах представлен в раю, о чём свидетельствуют райские деревца на фоне иконы

  • Дижман
    и
    Геста
    («Евангелие от Никодима») — наиболее распространённая версия на западе.
  • Дизмас
    и
    Гевьста
    («Слово о страданиях и крестной смерти Христа» по рукописям XVI—XVII веков)
  • Благоразумный разбойник Рах
    (в надписях на православных иконах)
  • Тит
    и
    Думах
    (арабское «Евангелие детства Спасителя»)
  • Фесда-иерихонец
    и
    Дима-галилеянин
    (Ерминия Дионисия Фурноаграфиота)
  • Араг
    и
    Геста
    (рукопись XVI века, библиотека новгородской Софии)
  • Дижмон
    и
    Эста
    (лицевые подлинники, посвящённые страстям Господним)
  • Благоразумный разбойник Варвар
    (в иконописных подлинниках XVI века). Так как его часто путали с одноимённым мучеником-разбойником времён Юлиана Отступника, происходившим из Фракии, часто он изображался во фракийских одеждах.
  • Варах

Благоразумный разбойник Дисмас

Дижман и Геста

(в западной версии —Дисмас и Гестас

(
Dismas и Gestas
)) — самая распространённая форма имён разбойников в католичестве. Имя «Дисмас» производят от греч. слова «закат» или «смерть». Варианты написания — Dysmas, Dimas и даже Dumas (Дюма ). День памяти святого Дисмаса отмечается 25 марта. В честь него назван город в Калифорнии — Сан-Димас. Святой Дисмас является покровителем заключённых, ему посвящены многие тюремные капеллы

Благоразумный разбойник Рах

«Рах»

— имя разбойника, чаще всего встречающееся в православной иконописи. Отечественные исследователи не могут найти литературных источников происхождения этого имени. Возможно, эволюция имениВарвар—Варах—Рах

. Икона с его изображением размещалась на северных алтарных дверях иконостаса .

Почитание

Благоразумный разбойник почитается как пример истинного покаяния. Традиционно считается, что он стал первым спасённым человеком из всех уверовавших во Христа. В Западной Европе широкое почитание Благоразумного разбойника началось с конца XI века, когда после первого крестового похода одним из мест паломничества стала деревня Латрун, которая, из-за созвучия с латинским словом latro,

считалась его родным селением, а в средневековых свидетельствах паломников она называется «замок доброго разбойника» (Castrum boni latronis

). Крест Благоразумного разбойника находился на Кипре, откуда он в XIV веке был перенесён в Болонью, в церковь святых Виталия и Агриколы.

Имя Дисмас в почитании Благоразумного разбойника на Западе закрепилось благодаря употреблению в «Каталоге святых» Петра Наталиса (XIV век), популярном в Позднем Средневековье. Кардинал Цезарь Бароний в конце XVI века писал о широком распространении почитания Дисмаса, во имя которого были освящены многие алтари. В XVI веке наметилась тенденция отказа от употребления имени Дисмас ввиду его апокрифического происхождения. Службы в честь Дисмаса изымались из бревиариев. Бароний в конце XVI века внёс память Доброго разбойника в Римский мартиролог под 25 марта, но уже без имени. Несмотря на это, имя Дисмас всё равно было распространено среди верующих.

Привилегию литургического чествования Доброго разбойника (без имени) Папа Сикст V даровал ордену мерседариев. Такое же право в 1724 году было дано Конгрегацией богослужения монашеской Конгрегации благочестивых работников сельских катехизаторов (итал.)русск., особым покровителем которой считался Добрый разбойник. В настоящее время почитание Дисмаса сохраняется в формах народного благочестия на юге Италии, например, в городе Галлиполи, где Доброго разбойника считают своим небесным покровителем.

В православной церкви, несмотря на историческое почитание Благоразумного разбойника, формально он не канонизирован, более того, среди духовенства нет единого мнения и относительно его святости. Официальное мнение Церкви по этому вопросу отсутствует, однако его поминают на каждой литургии и ежегодно в службе Великой пятницы. По всей видимости, на Руси Благоразумный разбойник был почитаем в Средние века, но к XIX веку его образ потерял свою актуальность. Между тем в настоящее время списки алтарных дверей вешаются в некоторых храмах как самостоятельные поклонные образы. В 2004 году митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней в Селидовской колонии строгого режима в Донецкой области освятил первый православный храм во имя Благоразумного разбойника Раха.

Иконография

Лоно Авраамово и Благоразумный разбойник (в центре с крестом). Деталь иконы «Страшный суд», XVI век Благоразумный разбойник, фреска собора Снетогорского монастыря. 1313 год. Древняя традиция написания икон Благоразумного разбойника приводится в качестве одного из свидетельств почитания Благоразумного разбойника в Средние века. В византийской иконографии Дисмас представлен в композициях «Распятие», дополненных изображением казни двух разбойников, и «Страшный Суд», где изображён в раю возле восседающей на троне Богоматери. В древнерусском искусстве, кроме того, получили распространение расширенные композиции «Воскресение — Сошествие во ад», описывающие пребывание Дисмаса в раю. Широкое распространение на Руси получила традиция помещать образ Благоразумного разбойника на северных дверях иконостаса, что обусловлено с символическим пониманием восточной части храма как рая, а также преданием о том, что Дисмас был распят по правую руку от Христа. Белый фон дверей или атрибуты райского сада (цветы, птицы, растительные побеги) служат указанием на пребывание Благоразумного разбойника в раю.

Советуем изучить Молитва святой Фотинии

Изображается обнажённым по пояс с препоясанием на чреслах, голову окружает нимб. Обязательным атрибутом является орудие мученичества — крест. На заре христианства, когда ещё были актуальны античные понятия о красоте, Благоразумного разбойника писали без бороды; с развитием же христианского мировоззрения, борода становилась одним из немаловажных признаков образа Христа в человеке, и Дисмас стал изображаться уже с бородой.

Дисмас (благоразумный разбойник)

Фото: Ru.wikipedia.org

Этот преступник известен как Добрый или Благоразумный разбойник. В отличие от Гестаса, он раскаялся в своих проступках, поверил в Спасителя, получив от него прощение и обещание стать первым человеком, душа которого будет спасена.

В каноническом Евангелии биографии разбойников не упоминаются, как и их имена. Отыскать информацию о них удается в многочисленных апокрифах. В этих текстах утверждается, что Дисмас родился в семье разбойника, жившего в Египте. После его появления на свет мать сильно заболела, поэтому не могла кормить младенца. Когда Иосиф и Мария бежали в Египет, их захватил отец Дисмаса. Дева Мария кормила новорожденного своей грудью 6 дней.

На Голгофе Дисмас был распят справа от Спасителя. Подробнее всего о распятии разбойников пишет Лука. Он отмечает, что по христианскому обычаю, попасть в рай невозможно, не приняв крещение. Поэтому принято считать, что Дисмас был крещен, приняв кровь Спасителя вместе с водой после того, как воин Лонгин пронзил Иисуса копьем.

У Никодима приводится подробное описание посещения Иисусом ада после распятия на кресте. В этом тексте утверждается, что после распятия Христос спустился в Преисподнюю, сокрушив ее ворота, чтобы освободить души, которые были заключены в аду дьяволом. После этого Спаситель вернулся в рай, где его встретили пророк Илия, Енох и Дисмас.

Почитание

Фото: Afanasiy.net

При этом в православии он так и не был официально канонизирован, а среди богословов до сих пор даже ведутся дискуссии по поводу его истинной святости. Официальная церковь своей позиции по этому вопросу не формулировала, однако имя Дисмаса непременно звучит на литургиях. Историки считают, что образ Благоразумного разбойника на Руси почитался в Средневековье, а с XIX столетия утратил свою актуальность.

В 2004 году в Донецкой области митрополит Ириней освятил храм во имя Раха на территории местной колонии строгого режима. Рах – имя Дисмаса в древнерусской традиции. По одной из версий, это прозвище разбойника, которое означает «распятый», по другой – эволюция имени Варвар.

Свидетельством того, что Рах действительно почитался в Средневековье, служат его изображения на иконах. В частности, его можно увидеть на фреске XIV века в Снетогорском монастыре, на многих иконах, посвященных распятию Спасителя.

«Разбойника благоразумнаго» — слушать:

«Разбойника благоразумнаго» — музыка М. Старицкого, переложение арх. Матфея Мормыля:

Исполняет хор Сретенского монастыря

«Разбойника благоразумнаго» Павла Чеснокова:

Исполняет мужской хор МИФИ, дирижёр — Надежда Малявина:

Павел Григорьевич Чесноков (1877-1944) — виднейший деятель хорового и регентского искусства конца XIX-начала XX веков, автор множества духовных сочинений. Его произведениям присуща молитвенность и искренность, строгость, свойственная древним напевам, и душевные переживания. Эта двуплановость слышна в хоровом сопровождении и яркой партии солиста.

«Разбойника благоразумнаго» Александра Гречанинова:

А. Гречанинов, из цикла «Страстная седмица», исполняет Государственная академическая Симфоническая капелла России, дирижёр — Валерий Полянский:

Александр Тихонович Гречанинов — композитор-современник Чеснокова, так же автор множества духовной музыки. Крупный и малоизвестный цикл «Страстная седмица» отличается богатым хоровым звучанием и своей необычной потрясающей музыкой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: