Когда Иисус Христос был распят, вместе с ним казнили двух разбойников. Их звали Гестас и Дисмас. В истории наиболее известен преступник Варрава, которого тоже следовало казнить в этот день, но Понтий Пилат помиловал его по случаю Пасхи. А вот погибшие рядом со Спасителем бандиты малоизвестны.
Фото: School.orthpatr.ru
За какое преступление был распят Благоразумный разбойник
Слово разбойник, употреблённое в Синодальном переводе Священного Писания, имеет и такое значение, как мятежник (террорист). Учитывая, что Иудея в то время была оккупирована Римской империей, уместен и такой перевод, как партизан.
В те времена, воровство распятием не наказывалось, поэтому можно предполагать, что разбойники, распятые рядом со Христом-Спасителем, вели вооружённую борьбу с оккупантами, а не промышляли разбоем.
Лопухин А.П.
Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его
(Мк. 15:32). Показания Матфея и Марка здесь сходны: Христа поносили оба разбойника. Но у Луки (23:39 сл.) говорится только об одном разбойнике, который поносил, а другой унимал его
Эта разница обращала на себя внимание издавна. Ориген, Златоуст, Феофилакт, Евфимий Зигабен и другие полагали, что вначале хулили Христа оба разбойника, потом один из них, видя долготерпение Христа, раскаялся, начал унимать другого, и наконец, произнес свои слова (Лк
23:42). Но Иероним говорит, что здесь оборот речи, называемый по-гречески σύλληψις — слово, которое значит “схватывание,” здесь же можно его перевести сокращение, соединение — pro uno latrone uterque inducitur blaspemasse (вместо одного разбойника евангелист заставляет обоих злословить). Августин говорит, что Матфей здесь, рассказывая кратко, поставил множественное число вместо единственного. Мейер называет это множественным “родовым,” которое имеет необходимое отношение к ст. 38. С этими толкованиями можно согласиться и допустить, что Матфей и Марк, которые не говорят о раскаявшемся разбойнике, хотели вообще показать, что ругательства слышались вначале не только из среды народа (не всего), первосвященников, старейшин и книжников, но и со стороны разбойников. Лука замечает еще, что они слышались и со стороны воинов (23:36, 37), чего нет у Матфея и Марка. Тут была масса поношений и богохульства, и, собственно, трудно было даже и разобрать, откуда они слышались. Если Лука выделяет из этой массы хулителей одного разбойника, то этим, конечно, нисколько не противоречит ни Матфею, ни Марку. То αυτό не значит, “таким же образом,” но “то же самое,” т.е. насмешки и хулы, согласно конструкции όνειδίζειν τινά τι — порицать кого за что. У Иоанна здесь введен рассказ о женщинах, стоявших при кресте, и поручении Богоматери Иоанну.
Толковая Библия.
О смысле покаянного подвига Благоразумного разбойника
cвященник Афанасий Гумеров:
В душе разбойника произошла великая перемена. Он оказался достойным рая. Исцелила его благодать Божия, но мы не должны умалять и личной его заслуги. Обратившийся разбойник совершил три подвига. Прежде всего, подвиг веры. Книжники и фарисеи, знавшие все пророчества о Мессии и видевшие многочисленные чудеса и знамения, совершаемые Иисусом Христом, оказались слепыми и приговорили Спасителя к смерти. Разбойник смог в прикованном, как и он, к кресту и обреченном на смерть человеке увидеть воплотившегося Бога. Какая изумительная сила веры. Он совершил и подвиг любви. Умирал в страданиях. Когда человек мучим нестерпимой болью, он весь сосредоточен на себе. Бывший разбойник, находясь в таком состоянии, оказался способным проявить сострадание к Иисусу. Когда другой разбойник злословил Его, он унимал его и говорил: «Он ничего худого не сделал» (Лк.23:41). Есть ли столько любви к Иисусу Христу у нас, получающих столько благодеяний от Бога? Благоразумный разбойник совершил третий подвиг – подвиг надежды. Несмотря на такое мрачное прошлое, он не отчаялся в своем спасении, хотя, казалось, уже не было время для исправления и плодов покаяния.
Крестный путь Иисуса Христа
О крестном пути
и страданиях Христа рассказывает каждый их четырех Евангелистов
.
В Претории
с Христа срывают
багряницу
и облекают в его одежды. Спаситель берет свой
крест,
начинается
крестный путь
.
За Христом шло «великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о нем»(Лк. 23:27). Также вели осужденных на смерть двух разбойников.
Приведя на Голгофу, приговоренным к казни давали пить вино, смешанное со смирной (смолой), но Иисус его не принял.
После распятия римские солдаты делили одежду Христа, бросали жребий, кому достанется хитон. А рядом «при кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина». (Ин. 15:25)
Кто помогал Спасителю нести Крест
О том, кто помогал Иисусу Христу, рассказывает евангелист Лука:
Киринея — город в Ливии.Этот эпизод имеет большое символическое значение. Так, Господу служит не израильтянин, а чужой по рождению человек. Таинство ветхозаветных жертвоприношений больше не действует, Крест Христов предназначен всему миру, всем народам.
Предания о встрече Благоразумного разбойника со Святым семейством
Существует позднее народное предание, что именно благоразумный разбойник спас жизнь Богоматери и Младенцу Иисусу по дороге в Египет, когда слуги Ирода убивали всех младенцев в Иудее. На дороге в город Мисир на Святое семейство напали грабители, имея намерение поживиться. Но праведный Иосиф имел только осла, на котором сидела Пресвятая Богородица с Сыном; возможная нажива разбойников была невелика. Один из них уже схватился за осла, но, увидев Младенца Христа, удивился необычайной красоте ребенка и воскликнул: «Если бы Бог взял Себе тело человеческое, то не был бы красивее, чем это дитя!» И повелел этот разбойник своим сотоварищам пощадить путников. И тогда Пресвятая Дева сказала столь великодушному разбойнику: «Знай, что этот младенец наградит тебя хорошо, за то, что ты его сохранил сегодня». Этим грабителем был Рах.
Другое предание иначе передает встречу благоразумного разбойника со Святым семейством. У Е. Поселянина это описано так: «Схваченные разбойниками, путники были приведены в их притон. Там лежала больная жена одного из разбойников, имевшая грудного младенца. Болезнь матери тяжело отзывалась на ребенке. Тщетно силился он высосать каплю молока из ее истощенной груди. Богоматерь увидела страдания ребенка, терзания несчастной матери. Она подошла к ней, взяла младенца к себе на руки и приложила его к своей груди. И от таинственной капли, проникшей в увядающий телесный состав, мгновенно жизнь вернулась в зачахшего ребенка. Щеки оживились румянцем, глаза заблестели, полутрупик превратился опять в веселого цветущего мальчика. Таково было действие таинственной капли. И в этом мальчике осталось на всю жизнь воспоминание о чудной Жене, у персей которой он, умирающий, исцелился. Жизнь не была к нему добра; он пошел проторенной его родителями дорогой преступления, но жажда духовная, стремление к лучшему никогда не оставляло эту загубленную жизнь. (Поселянин Е. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон). Разумеется, этим младенцем оказался Рах.
Распятие
Казнь
через Распятие была не только мучительной, но и позорной в древнем мире. По закону иудейскому казненный так считался проклятым, именно поэтому первосвященники обрекли на такую смерть того, кого называли
Царем Иудейским
.
Медленная казнь сопровождалась неимоверными страданиями. Даже в те жестокие времена распятым старались облегчить муки, давая питье, притупляющее сознание. Но Христос отказался, его страдание было добровольным, искупительной жертвой за грехи
человечества.
Евангелист Лука приводит первые слова Спасителя, произнесенные с креста: «Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят» (Лк. 23:34).
Евангелисты также рассказывают нам о насмешках, которым подвергался Христос на кресте. Римские воины, фарисеи и книжники и даже разбойники, распятые рядом с Иисусом Христом, предлагали ему сойти с креста, явить чудо.
Но настоящим чудом стало покаяние благоразумного разбойника. Признав свои грехи, признав в Христе Мессию, разбойник обратился к нему со словами покаяния:
Смерти Господа на кресте предшествовала тьма, которая покрыла землю от полудня до трех часов. Последними словами Спасителя стали: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46). В момент его смерти надвое разодралась храмовая завеса, отделявшая Святая Святых. Новый Завет открыл человечеству вход в Царствие Небесное.
Языческий храм Венеры
То, что современная Голгофа находится в центре Старого города, результат римской перепланировки, начало которой положено спустя всего несколько лет после Распятия Христа. Иерусалим был разрушен римскими императорами Веспасианом и Адрианом. Римляне заложили новый город Элия Капитолина не над старым Иерусалимом, а к северу от него.
Советуем изучить Кто такие Каин и Авель?
Скалы были засыпаны грунтом, на выровненной площадке возвели Капитолий и прилегающий к нему священный храмовый участок (теменос). Была засыпана и гробница Христа. На месте Голгофы возвели храм языческой богини Венеры.
Только 320-х гг. император Константин Великий приказал снести римские постройки и открыл гробницу Спасителя. Мать императора, равноапостольная царица Елена, в 326 г. обрела Честной Крест Спасителя. Были найдены три креста. Чтобы узнать, какой из них Животворящий Крест, ко всем трем приложили недавно умершего. Крест Спасителя воскресил его.
В каком смысле употребляют выражение «восходить на Голгофу»
Выражение «восходить на Голгофу»сегодня употребляется редко. Люди вспоминают эти слова в моменты страданий и сильных потрясений, ведь это выражение означает «подвергаться тяжелым физическим и нравственным испытаниям, идти на страдание».
Распятие Господа Иисуса Христа с предстоящими
Сегодня Голгофа – одна из двух величайших святынь
христианства (наряду с Гробом Господним, где произошло В
оскресение
Спасителя).
К сожалению, не все паломники могут побывать в Иерусалиме. Но к счастью, частицы Животворящего Креста хранятся в некоторых храмах и монастырях России:
- Александро-Свирский монастырь в Ленинградской области;
- Благовещенский и Крестовоздвиженский монастыри в Нижнем Новгороде;
- Богоявленский Елоховский собор в Москве;
- Фёдоровский монастырь в Ивановской области;
- Крестовоздвиженский монастырь в Екатеринбурге;
- Покровский Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге;
- Троицкий собор Троице- Сергиевой Лавры.
1
Апреля 2016 года
Частица Животворящего Креста Господня была передана Крестовоздвиженскому подворью Александро-Свирского монастыря, которое находится в Санкт-Петербурге.
Марина Рогова
О Крещении Благоразумного разбойника
«…разбойник получил окропление отпущения грехов через таинство воды и Крови, истекших из бока Христа» (преп. Ефрем Сирин, Творения, т. 4, с. 434).
«…в чем же заключалось оправдание разбойника? Он вошел в рай за то, что с верою коснулся креста. Что же последовало дальше? Разбойнику было обещано Спасителем спасение; между тем ему времени не было и не удалось осуществить свою веру и просветиться (крещением), а ведь было сказано: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5), Не было ни случая, ни возможности, не было для разбойника и времени креститься, потому что он висел тогда на кресте. Спаситель однако нашел выход из этого безвыходного положения. Так как уверовал в Спасителя человек, оскверненный грехами, и нужно было ему очиститься, то Христос устроил так, что после страданий один из воинов копьем пронзил ребро Господа и из него истекла кровь и вода; из ребра Его, говорит евангелист, «тотчас истекла кровь и вода» (Ин.19:34), в подтверждение истинности Его смерти и в прообразование таинств. И вышла кровь и вода – не просто вытекла, но с шумом, так что брызнула на тело разбойника; ведь, когда вода выходит с шумом, она производит брызги, а когда вытекает медленно, то идет тихо и спокойно. Но из ребра кровь и вода вышли с шумом, так что брызнули на разбойника и этим окроплением он был крещен, как говорит и апостол: мы приступили к «к горе Сиону и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр.12:22,24)» (свт.Иоанн Златоуст, Полное собрание творений в 12-ти тт, т.8, с.694–695).
«Послушаем святого Анастасия Синаита, который о благоразумном разбойнике, для коего вода, истекшая из ребер Христовых стала водою крещения, говорит: «К оным птицам (то есть к небесным духам) отлетел из животворной воды, истекшей из всех птиц, святой разбойник, воспаряя по воздуху в рое птиц вместе с царем – Христом» (свт. Димитрий Ростовский, Жития святых, том январь, кн.1‑я, Память 6 января, Слово на Богоявление Господне, с.224).
«Итак, не сомневайся возлюбленный: благодать Божия совершенна; место не препятствует, здесь ли ты крестился, или на корабле, или на пути. Филипп крестил во время пути, Павел – в узах; Христос крестил разбойника на кресте из своей раны, и он тотчас удостоился отверзть двери рая» (свт. Иоанн Златоуст. Т. 3, Кн. 2. 4. Слово о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь).
Имена разбойников
Имена Благоразумного и Безумного разбойников известны из апокрифов, которые, впрочем, называют их по-разному
«Благоразумный разбойник Рах»
. Икона московской школы, XVI в. Рах представлен в раю, о чём свидетельствуют райские деревца на фоне иконы
- Дижман
и
Геста
(«Евангелие от Никодима») — наиболее распространённая версия на западе. - Дизмас
и
Гевьста
(«Слово о страданиях и крестной смерти Христа» по рукописям XVI—XVII веков) - Благоразумный разбойник Рах
(в надписях на православных иконах) - Тит
и
Думах
(арабское «Евангелие детства Спасителя») - Фесда-иерихонец
и
Дима-галилеянин
(Ерминия Дионисия Фурноаграфиота) - Араг
и
Геста
(рукопись XVI века, библиотека новгородской Софии) - Дижмон
и
Эста
(лицевые подлинники, посвящённые страстям Господним) - Благоразумный разбойник Варвар
(в иконописных подлинниках XVI века). Так как его часто путали с одноимённым мучеником-разбойником времён Юлиана Отступника, происходившим из Фракии, часто он изображался во фракийских одеждах. - Варах
Благоразумный разбойник Дисмас
Дижман и Геста
(в западной версии —Дисмас и Гестас
(
Dismas и Gestas
)) — самая распространённая форма имён разбойников в католичестве. Имя «Дисмас» производят от греч. слова «закат» или «смерть». Варианты написания — Dysmas, Dimas и даже Dumas (Дюма ). День памяти святого Дисмаса отмечается 25 марта. В честь него назван город в Калифорнии — Сан-Димас. Святой Дисмас является покровителем заключённых, ему посвящены многие тюремные капеллы
Благоразумный разбойник Рах
«Рах»
— имя разбойника, чаще всего встречающееся в православной иконописи. Отечественные исследователи не могут найти литературных источников происхождения этого имени. Возможно, эволюция имениВарвар—Варах—Рах
. Икона с его изображением размещалась на северных алтарных дверях иконостаса .
Почитание
Благоразумный разбойник почитается как пример истинного покаяния. Традиционно считается, что он стал первым спасённым человеком из всех уверовавших во Христа. В Западной Европе широкое почитание Благоразумного разбойника началось с конца XI века, когда после первого крестового похода одним из мест паломничества стала деревня Латрун, которая, из-за созвучия с латинским словом latro,
считалась его родным селением, а в средневековых свидетельствах паломников она называется «замок доброго разбойника» (Castrum boni latronis
). Крест Благоразумного разбойника находился на Кипре, откуда он в XIV веке был перенесён в Болонью, в церковь святых Виталия и Агриколы.
Имя Дисмас в почитании Благоразумного разбойника на Западе закрепилось благодаря употреблению в «Каталоге святых» Петра Наталиса (XIV век), популярном в Позднем Средневековье. Кардинал Цезарь Бароний в конце XVI века писал о широком распространении почитания Дисмаса, во имя которого были освящены многие алтари. В XVI веке наметилась тенденция отказа от употребления имени Дисмас ввиду его апокрифического происхождения. Службы в честь Дисмаса изымались из бревиариев. Бароний в конце XVI века внёс память Доброго разбойника в Римский мартиролог под 25 марта, но уже без имени. Несмотря на это, имя Дисмас всё равно было распространено среди верующих.
Привилегию литургического чествования Доброго разбойника (без имени) Папа Сикст V даровал ордену мерседариев. Такое же право в 1724 году было дано Конгрегацией богослужения монашеской Конгрегации благочестивых работников сельских катехизаторов (итал.)русск., особым покровителем которой считался Добрый разбойник. В настоящее время почитание Дисмаса сохраняется в формах народного благочестия на юге Италии, например, в городе Галлиполи, где Доброго разбойника считают своим небесным покровителем.
В православной церкви, несмотря на историческое почитание Благоразумного разбойника, формально он не канонизирован, более того, среди духовенства нет единого мнения и относительно его святости. Официальное мнение Церкви по этому вопросу отсутствует, однако его поминают на каждой литургии и ежегодно в службе Великой пятницы. По всей видимости, на Руси Благоразумный разбойник был почитаем в Средние века, но к XIX веку его образ потерял свою актуальность. Между тем в настоящее время списки алтарных дверей вешаются в некоторых храмах как самостоятельные поклонные образы. В 2004 году митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней в Селидовской колонии строгого режима в Донецкой области освятил первый православный храм во имя Благоразумного разбойника Раха.
Иконография
Лоно Авраамово и Благоразумный разбойник (в центре с крестом). Деталь иконы «Страшный суд», XVI век Благоразумный разбойник, фреска собора Снетогорского монастыря. 1313 год. Древняя традиция написания икон Благоразумного разбойника приводится в качестве одного из свидетельств почитания Благоразумного разбойника в Средние века. В византийской иконографии Дисмас представлен в композициях «Распятие», дополненных изображением казни двух разбойников, и «Страшный Суд», где изображён в раю возле восседающей на троне Богоматери. В древнерусском искусстве, кроме того, получили распространение расширенные композиции «Воскресение — Сошествие во ад», описывающие пребывание Дисмаса в раю. Широкое распространение на Руси получила традиция помещать образ Благоразумного разбойника на северных дверях иконостаса, что обусловлено с символическим пониманием восточной части храма как рая, а также преданием о том, что Дисмас был распят по правую руку от Христа. Белый фон дверей или атрибуты райского сада (цветы, птицы, растительные побеги) служат указанием на пребывание Благоразумного разбойника в раю.
Советуем изучить Молитва святой Фотинии
Изображается обнажённым по пояс с препоясанием на чреслах, голову окружает нимб. Обязательным атрибутом является орудие мученичества — крест. На заре христианства, когда ещё были актуальны античные понятия о красоте, Благоразумного разбойника писали без бороды; с развитием же христианского мировоззрения, борода становилась одним из немаловажных признаков образа Христа в человеке, и Дисмас стал изображаться уже с бородой.
Дисмас (благоразумный разбойник)
Фото: Ru.wikipedia.org
Этот преступник известен как Добрый или Благоразумный разбойник. В отличие от Гестаса, он раскаялся в своих проступках, поверил в Спасителя, получив от него прощение и обещание стать первым человеком, душа которого будет спасена.
В каноническом Евангелии биографии разбойников не упоминаются, как и их имена. Отыскать информацию о них удается в многочисленных апокрифах. В этих текстах утверждается, что Дисмас родился в семье разбойника, жившего в Египте. После его появления на свет мать сильно заболела, поэтому не могла кормить младенца. Когда Иосиф и Мария бежали в Египет, их захватил отец Дисмаса. Дева Мария кормила новорожденного своей грудью 6 дней.
На Голгофе Дисмас был распят справа от Спасителя. Подробнее всего о распятии разбойников пишет Лука. Он отмечает, что по христианскому обычаю, попасть в рай невозможно, не приняв крещение. Поэтому принято считать, что Дисмас был крещен, приняв кровь Спасителя вместе с водой после того, как воин Лонгин пронзил Иисуса копьем.
У Никодима приводится подробное описание посещения Иисусом ада после распятия на кресте. В этом тексте утверждается, что после распятия Христос спустился в Преисподнюю, сокрушив ее ворота, чтобы освободить души, которые были заключены в аду дьяволом. После этого Спаситель вернулся в рай, где его встретили пророк Илия, Енох и Дисмас.
Почитание
Фото: Afanasiy.net
При этом в православии он так и не был официально канонизирован, а среди богословов до сих пор даже ведутся дискуссии по поводу его истинной святости. Официальная церковь своей позиции по этому вопросу не формулировала, однако имя Дисмаса непременно звучит на литургиях. Историки считают, что образ Благоразумного разбойника на Руси почитался в Средневековье, а с XIX столетия утратил свою актуальность.
В 2004 году в Донецкой области митрополит Ириней освятил храм во имя Раха на территории местной колонии строгого режима. Рах – имя Дисмаса в древнерусской традиции. По одной из версий, это прозвище разбойника, которое означает «распятый», по другой – эволюция имени Варвар.
Свидетельством того, что Рах действительно почитался в Средневековье, служат его изображения на иконах. В частности, его можно увидеть на фреске XIV века в Снетогорском монастыре, на многих иконах, посвященных распятию Спасителя.
«Разбойника благоразумнаго» — слушать:
«Разбойника благоразумнаго» — музыка М. Старицкого, переложение арх. Матфея Мормыля:
Исполняет хор Сретенского монастыря
«Разбойника благоразумнаго» Павла Чеснокова:
Исполняет мужской хор МИФИ, дирижёр — Надежда Малявина:
Павел Григорьевич Чесноков (1877-1944) — виднейший деятель хорового и регентского искусства конца XIX-начала XX веков, автор множества духовных сочинений. Его произведениям присуща молитвенность и искренность, строгость, свойственная древним напевам, и душевные переживания. Эта двуплановость слышна в хоровом сопровождении и яркой партии солиста.
«Разбойника благоразумнаго» Александра Гречанинова:
А. Гречанинов, из цикла «Страстная седмица», исполняет Государственная академическая Симфоническая капелла России, дирижёр — Валерий Полянский:
Александр Тихонович Гречанинов — композитор-современник Чеснокова, так же автор множества духовной музыки. Крупный и малоизвестный цикл «Страстная седмица» отличается богатым хоровым звучанием и своей необычной потрясающей музыкой.