Долгие ли службы в православных храмах?
В праздничные дни даже самые маленькие храмы и часовни открывают свои двери для верующих. Службы, с небольшими перерывами, идут одна за другой. Начинаются они подчас совсем рано, ещё до семи утра, а заканчиваются заполночь. Людей полным-полно. Непривычному человеку провести в церкви целый день очень тяжело. Даже воцерковленные, и те не всегда отстаивают все службы. А ведь византийская традиция предполагала круглосуточное служение Богу, без перерывов. Долгое время на Руси сохранялись чины литургий, длившиеся по 8-10 часов. Постепенно чтения молитв, канонов и Священного Писания значительно сократились, теперь даже самая длинная служба не длится дольше трёх-пяти часов. После неё делается перерыв, за которым следует очередная, положенная по правилу.
Как всё успеть?
Многие крещёные люди в суете повседневных дел редко посещают церковь, однако они всегда стремятся попасть в неё хотя бы в основные и самые важные дни – на Рождество, Пасху, Троицу, Благовещение, Успение, Крещение, Воздвижение, Сретение и др.
Если со всеми остальными праздниками ясно, на какой день планировать поход в церковь, то накануне Рождества Христова у тех, кто редко посещает храмы, возникает вопрос: когда ходят в церковь на Рождество? 6 января – праздник не переходящий. По светскому календарю это обычный рабочий день. Как его планировать? Для многих каждый год – это решение непростого ребуса. Есть нельзя до первой звезды, то есть часов до шести вечера. В этот день нужно успеть приготовить 12 ритуальных блюд, отработать на основном рабочем месте и посетить храм. В церковь неприлично забежать на минутку. Если пришёл, значит, должен отстоять всю службу. Господь обычно поддерживает и даёт в этот день сил больше, чем обычно. Главное — не запаниковать раньше времени.
Если день рабочий, то можно поступить так. В один из длинных новогодних выходных, в период предпразднования Рождества, нужно посетить церковь, спокойно исповедаться, причаститься Святых Даров и испросить у батюшки благословения на посещение самых главных рождественских богослужений.
В Рождественский Сочельник все ждут восхода звезды, ничего не едят, готовят 12 ритуальных кушаний, читают или слушают молитвы.
Праздник Рождества, выходной день, по календарю приходится на 7 января, а звезду, возвещающую приход в мир Спасителя, все ищут на небе вечером 6-го. В этом есть какой-то странный парадокс и некоторое неудобство.
Как встречать Рождество правильно: Десять советов епископа
06 января 2022 15:22
Уже вот-вот грядет праздник Рождества. Как настроить себя на длительную службу и провести время в храме достойно? Советует епископ Обуховский Иона (Черепанов).
По возможности посетите все уставные праздничные богослужения.
Хочу подчеркнуть, что на праздничном Всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется Родившийся в Вифлееме Христос. Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками, а основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.
Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше — в Рождественский Сочельник. Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром — вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января.
Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого.
Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков – древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию.
Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать.
В афонских монастырях, в частности в Дохиаре, игумен монастыря архимандрит Григорий всегда говорит, что лучше ненадолго сомкнуть глаза в храме, если совсем сморил сон, чем удаляться для отдыха в келлию, покидая, таким образом, богослужение.
Вы знаете, что в храмах на Святой горе расставлены специальные деревянные стулья с подлокотниками – стасидии, на которых можно сидеть или стоять, откинув сидение и оперевшись на специальные поручни. Также нужно сказать, что на Афоне во всех монастырях братия в полном составе обязательно присутствует на всех богослужениях суточного круга. Отсутствие на службе является достаточно серьезным отступлением от правил. Поэтому и покинуть храм во время службы можно только в крайнем случае.
В наших реалиях в храме не поспишь, но в этом и нет необходимости. На Афоне все службы начинаются ночью – в 2, 3 или 4 часа. А в наших храмах службы не ежедневные, литургии ночью — вообще редкость. Поэтому к тому, чтобы выйти на ночную молитву, можно подготовиться совершенно обычными житейскими способами.
Например, обязательно поспать накануне перед службой. Пока позволяет евхаристический пост, выпить кофе. Раз Господь дал нам такие плоды, которые бодрят, то нужно ими пользоваться.
Но если во время ночной службы начинает одолевать сон, думаю, правильнее будет выйти, сделать несколько кругов вокруг храма с Иисусовой молитвой. Эта небольшая прогулка обязательно освежит и даст силы и дальше находиться во внимании.
Поститесь правильно. «До первой звезды» означает не голодать, а присутствовать на богослужении.
Откуда взялся обычай не вкушать пищи в Рождественский Сочельник, 6 января, «до первой звезды»? Как я уже говорил, раньше рождественская вечерня начиналась в послеобеденное время, переходила в Литургию Василия Великого, которая заканчивалась тогда, когда на небе, действительно, уже появлялись звездочки. После Литургии уставом разрешалось вкушение трапезы. То есть, «до первой звезды» означало, фактически — до окончания Литургии.
Но со временем, когда богослужебный круг был вычленен из жизни христиан, когда люди стали относиться к богослужению достаточно поверхностно, это переросло в какой-то совершенно оторванный от практики и реальности обычай. Люди и на службу не идут, и не причащаются 6 января, но при этом голодают.
Когда меня спрашивают, как поститься в Рождественский сочельник, я обычно говорю так: если вы присутствовали утром на Рождественской вечерне и на Литургии Василия Великого, то благословляется вкушать пищу, как положено по уставу, после окончания Литургии. То есть, днем.
Но если этот день вы решили посвятить уборке помещений, приготовлению 12 блюд и так далее, тогда уже, будьте добры, вкушайте после «первой звезды». Раз не несли молитвенный подвиг, хотя бы понесите подвиг поста.
Относительно того, как поститься перед Причастием, если оно будет на ночном богослужении, то по существующей практике, литургический пост (то есть, полное воздержание от пищи и воды) в таком случае составляет 6 часов. Но это нигде прямо не сформулировано, и нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть.
В обычный воскресный день, когда человек готовится к Причастию, то принято не вкушать пищи после полуночи. Но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то правильно будет не вкушать пищу где-то после 21.00.
В любом случае этот вопрос лучше согласовать с духовником.
О дате и времени исповеди узнайте и договоритесь заранее. Чтобы не провести в очереди всю праздничную службу.
Вопрос исповеди на рождественской службе сугубо индивидуальный, потому что в каждом храме есть свои обычаи, традиции. Легко говорить об исповеди в монастырях или тех храмах, где большое количество служащих священников. Но если в церкви служит один батюшка, а таких большинство, то лучше всего, конечно, договориться со священником заранее, когда ему будет удобно вас поисповедовать. Лучше исповедоваться накануне Рождественского богослужения, чтобы на службе думать не о том, успеете или не успеете поисповедоваться, а о том, как действительно достойно встретить пришествие в мир Христа Спасителя.
Не променяйте богослужение и молитву на 12 постных блюд. Это традиция не евангельская и не литургическая.
Меня часто спрашивают о том, как увязать присутствие на службах в Сочельник и Рождество с традицией застолья в Навечерие Рождества, когда специально готовится 12 постных блюд. Скажу сразу, что традиция «12 страв» для меня несколько загадочна. Рождественский, как и Крещенский Сочельник, является днем постным, причем днем строгого поста. По уставу в этот день положена вареная пища без масла и вино. Каким образом можно приготовить 12 разнообразных постных блюд без использования масла — для меня загадка.
По моему мнению, «12 страв» – это народный обычай, ничего общего не имеющий ни с Евангелием, ни с богослужебным уставом, ни с литургической традицией Православной Церкви. К сожалению, в СМИ накануне Рождества в большом количестве появляются материалы, в которых внимание концентрируется на каких-то сомнительных предрождественских и построждественских традициях, вкушении тех или иных блюд, гаданиях, гуляниях, колядованиях и так далее – всей той шелухе, которая зачастую очень далека от истинного значения великого праздника пришествия в мир нашего Искупителя.
Меня всегда очень ранит профанация праздников, когда их смысл и значение сводятся к тем или иным обрядам, сложившимся в той или иной местности. Приходится слышать, что такие вещи, как традиции, нужны для людей пока еще не особо воцерковленных, чтобы их как-то заинтересовать. Но знаете, в христианстве все-таки лучше людям давать сразу доброкачественную пищу, а не фаст-фуд. Все-таки лучше, чтобы человек узнавал христианство сразу с евангельской, с традиционной святоотеческой православной позиции, чем по каким-то «комиксам», пусть даже освященным народными обычаями.
На мой взгляд, многие народные обряды, связанные с тем или иным праздником, это и есть комиксы на тему православия. Ни к смыслу праздника, ни к евангельскому событию они практически никакого отношения не имеют.
Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Этот день — прежде всего, духовная радость. И для здоровья неполезно выходить из поста обильным застольем.
Опять-таки, все дело в приоритетах. Если для кого-то приоритетно посидеть за богатым столом, то весь день накануне праздника, в том числе, и когда уже совершается праздничная вечерня, человек занимается приготовлением различных мяс, салатов оливье и прочих пышных блюд.
Если для человека важнее встретить родившегося Христа, то он, прежде всего, идет на богослужение, а уже в свободное время готовит то, на что у него хватит времени.
Вообще странно, что считается обязательным в день праздника сидеть и поглощать разнообразные обильные яства. Это ни с медицинской точки зрения неполезно, ни с духовной. Получается, мы весь пост постились, пропустили Рождественскую вечерню и Литургию Василия Великого – и все это ради того, чтобы просто сесть и наесться. Это ведь можно сделать в любое другое время…
Скажу, как готовится праздничная трапеза в нашем монастыре. Обычно по окончании ночных служб (на Пасху и на Рождество) братии предлагается небольшое разговение. Как правило, это сыр, творог, горячее молоко. То есть, то, что не требует особенных усилий при приготовлении. А уже днем готовится трапеза более праздничная.
Пойте Богу разумно. Подготовьтесь к богослужению — почитайте о нем, найдите перевод, тексты псалмов.
Есть такое выражение: знание – сила. И, действительно, знание придает силы не только в морально-нравственном отношении, но и буквально — в физическом. Если человек в свое время потрудился над тем, чтобы изучить православное богослужение, вникнуть в его суть, если он знает, что в данный момент происходит в храме, то для него вопрос длительного стояния, усталости не стоит. Он живет духом богослужения, знает, что за чем следует. Для него служба не разделяется на две части, как это бывает: «Что сейчас на службе?» — «Ну, поют». — «А сейчас?» — «Ну, читают». У большинства людей, к сожалению, служба делится на две части: когда поют и когда читают.
Знание службы дает понимание, что в определенный момент богослужения можно присесть и сидя внимать тому, что поется и читается. Богослужебный устав в некоторых случаях разрешает, а в некоторых даже предписывает сидеть. Это, в частности, время чтения псалмов, часов, кафизм, стихиры на «Господи, воззвах». То есть, много моментов службы, когда сидеть можно. А, по выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах.
Многие верующие поступают очень практично, беря с собой легенькие раскладные скамейки. Действительно, чтобы в нужный момент не бросаться к лавочкам занимать места, или не «оккупировать» сидячие места, стоя возле них всю службу, лучше будет взять с собой специальную скамеечку и в нужный момент на нее присаживаться.
Не стоит смущаться сидения во время службы. Суббота для человека, а не человек для субботы. Все-таки в какие-то моменты лучше присесть, особенно, если болят ноги, и сидя внимательно слушать богослужение, чем страдать, мучиться и смотреть на часы, когда же все это закончится.
Кроме заботы о ногах, позаботьтесь заранее о пище для ума. Можно купить специальные книжки или в интернете найти и распечатать материалы о праздничном богослужении — толкование и тексты с переводами.
Обязательно рекомендую также найти Псалтырь в переводе на ваш родной язык. Чтение псалмов является неотъемлемой частью любого православного богослужения, а псалмы очень красивы как мелодически, так и стилистически. В храме они читаются на церковнославянском языке, но даже воцерковленному человеку сложно на слух воспринять всю их красоту. Поэтому чтобы понимать, о чем поется в данный момент, можно заранее, до службы, узнать, какие псалмы будут читаться во время этого богослужения. Это действительно нужно делать, чтобы «петь Богу разумно», чтобы почувствовать всю красоту псалмопения.
Многие считают, что нельзя в храме следить за Литургией по книжке — нужно молиться вместе со всеми. Но одно не исключает другого: следить по книжке и молиться, на мой взгляд, это одно и то же. Поэтому не смущайтесь брать с собой литературу на службу. Можно заранее взять на это благословение у священника, чтобы отсечь ненужные вопросы и замечания.
В праздники храмы переполнены. Пожалейте ближнего — поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз.
Многие, приходя в храм, считают, что поставить свечу – это обязанность каждого христианина, та жертва Богу, которую обязательно нужно принести. Но поскольку Рождественское богослужение намного более многолюдно, чем обычная служба, то с постановкой свечей возникает некая трудность, в том числе потому, что подсвечники переполнены.
Традиция принесения в храм свечей имеет древние корни. Раньше, как мы знаем, все необходимое для Литургии христиане брали из дому с собой: хлеб, вино, свечи для освещения храма. И это, действительно, являлось их посильной жертвой.
Сейчас ситуация изменилась и постановка свечей утратила свое первоначальное значение. Для нас это больше напоминание о первых веках христианства.
Свеча — это наша видимая жертва Богу. У нее есть символическое значение: мы должны перед Богом, как вот эта свеча, гореть ровным, ярким, бездымным пламенем.
Это также и наша жертва на храм, потому что мы знаем — из Ветхого Завета, что люди в древние времена обязательно вносили десятину на содержание Храма и священников, служащих при нем. И в новозаветной Церкви эта традиция была продолжена. Мы знаем слова апостола, что служащие алтарю от алтаря питаются. И те деньги, которые мы оставляем, приобретая свечу, это и есть наша жертва.
Но в таких случаях, когда храмы переполнены, когда на подсвечниках горят целые факелы свечей, а их всё передают и передают, возможно, правильнее будет ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, положить в ящик для пожертвований, чем стеснять манипуляциями со свечами братьев и сестер, молящихся рядом.
Приводя на ночную службу детей, обязательно спросите у них, хотят ли они быть сейчас в храме.
Если у вас маленькие дети или престарелые родственники, то пойдите с ними на Литургию утром.
В нашем монастыре сложилась такая практика. Ночью в 23:00 начинается Великое повечерие, за ним утреня, которая переходит в Литургию. Литургия оканчивается где-то к половине пятого утра – таким образом, служба длится около пяти с половиной часов. Это не так много – обычное всенощное бдение каждую субботу продолжается 4 часа – с 16.00 до 20.00.
И наши прихожане, имеющие маленьких детей или престарелых родственников, молятся ночью на повечерии и на утрени, после утрени разъезжаются по домам, отдыхают, спят, а утром приходят на Литургию к 9.00 с маленькими детьми или с теми людьми, которые по состоянию здоровья не могли присутствовать на ночной службе.
Если же вы решили привести детей в храм ночью, то, как мне кажется, главным критерием посещения таких длительных служб должно быть желание самих детей прийти на эту службу. Недопустимо никакое насилие и принуждение!
Знаете, есть для ребенка вещи статусные, которые являются для него критериями взрослости. Такие, например, как первая исповедь, первое посещение ночного богослужения. Если он очень просит, чтобы взрослые взяли его с собой, то в данном случае это нужно сделать.
Понятно, что ребенок всю службу внимательно простоять не сможет. Для этого возьмите для него какую-то мягкую подстилочку, чтобы, когда он утомится, можно было положить его в уголок поспать и разбудить уже перед причастием. Но чтобы ребенок не был лишен этой радости ночной службы.
Очень трогательно видеть, когда дети приходят с родителями на службу, стоят радостные, со сверкающими глазами, ведь ночная служба для них – это очень значимо и необычно. Потом постепенно они стихают, скисают. И вот уже проходя через боковой придел, видишь лежащих вповалку детей, погруженных в так называемый «литургический» сон.
Сколько ребенок выдержит — столько выдержит. Но лишать его такой радости не стоит. Однако, повторю еще раз, попасть на эту службу должно быть желанием самого ребенка. Чтобы Рождество было связано для него только с любовью, только с радостью о родившемся младенце Христе.
Причаститесь обязательно!
Приходя в храм, мы часто переживаем, что не успели свечки поставить или к иконе какой-то не приложились. Но не об этом нужно думать. Переживать нужно о том, часто ли мы соединяемся со Христом.
Наша обязанность на богослужении — внимательно молиться и максимально часто, насколько это возможно, причащаться Святых Христовых Таин. Храм, в первую очередь, – это место, где мы причащаемся Тела и Крови Христовой. Это мы обязаны делать.
И, действительно, посещение Литургии без причащения лишено смысла. Христос призывает: «Примите, ядите», а мы отворачиваемся и уходим. Господь говорит: «Пейте от Чаши Жизни все», и мы не хотим. А разве у слова «все» есть иное значение? Господь не говорит: пейте от меня 10%, — те, которые готовились. Он говорит: пейте от меня все! Если мы приходим на Литургию и не причащаемся, то это является литургическим нарушением.
Как быть, если хочется привести на праздничную службу ребёнка?
Когда ходят в церковь (на Рождество или какой-либо другой светлый праздник), то замечают, что все службы, хоть и долгие, но очень красивые и торжественные. Людей в храмах много, бывает душно, а ведь пойти хочется всей семьёй, с детьми. Если взрослый человек может сделать над собой усилие и принести Господу хотя бы такую жертву, то детям это не по силам. Да и нужно ли, чтобы у них от соблюдения православных традиций остались неприятные ощущения? Хорошие родители хотят, чтобы христианские праздники и посещение храмов для их детей стали самыми приятными днями. А если малышам приходится часами простаивать на ногах в толчее и густом скоплении народа?
Во время службы не принято ходить, разговаривать и заниматься посторонними делами. Нужно стоять, опустив голову и слушать церковные тексты. Кроме того, к посещению храма следует особым образом готовиться. Очень важно все правильно планировать и приучать детей к посещению церкви в большой праздник. Если вы видите, что ребёнок не выдерживает, тихонько выйдите с ним на улицу. Пусть не воспринимает посещение храма как неприятную обязанность. Он не настолько грешен, чтобы приносить такую тяжёлую жертву, которая и взрослым-то не всем по силам.
Главное, чтобы дети понимали, с какой целью и к Кому они приходят, когда идут в храм.
Рождественская ночная служба
Дорогие братья и сестры, Рождественский сочельник (шестое января) и праздничное богослужение (с шестого на седьмое января) – это очень значимые события для верующих людей. Сегодня мы поговорим о Рождественской ночной службе.
Ожидаем рождение Иисуса Христа
Заканчивается пост, предваряющий праздник Рождества, мы ожидаем рождение Иисуса Христа. Ждём «первую звезду», возвестившую миру о Мессии. А какая она, эта «первая звезда»? Кто-то считает, что «первая звезда» – это некое очень яркое небесное светило, которое появилось на небосводе и вело мудрецов к яслям новорождённого Младенца.
В Православной Церкви символом «первой звезды» является большая свеча, которая выносится в центр храма после утренней службы шестого января. Перед ней поётся тропарь Рождеству. По окончании службы, придя домой, можно покушать. Поскольку пост ещё не закончился, вкушают только сочиво и готовятся к праздничной ночной службе.
Всенощное бдение
Конечно, каждый решает сам для себя, нужно ли идти на ночное богослужение, или остаться дома, насколько важна человеку встреча с Богом. Если вы всё же решили пойти в храм и вместе со всем православным миром радоваться родившемуся Спасителю, позаботьтесь о том, чтобы вам хватило сил выстоять ночную службу.
В каждом приходе богослужение проходит по-своему. В некоторых храмах службы совершаются в течение двух дней, а есть храмы, где служатся сразу две службы, вечерняя переходит после полуночи в Божественную литургию.
Наверное, не нужно рассказывать, насколько красивы Рождественские службы. Чтобы понять это в полном объёме, нужно просто прийти, увидеть, услышать, и самим принять в них участие. Ведь Рождественская ночь – это не только память о событиях того времени, когда Господь облёкся человеческой плотью и пришёл в наш мир ради спасения людей.
Сама вечность раскрывается перед нами, и всё, что мы знаем, обретает новый смысл. Время останавливается, и мы становимся причастными другой реальности, того, другого Мира, который теперь для нас открыт. Наша теперешняя, суетная и пыльная жизнь, словно распадается на молекулы. Это трудно, а порой и невозможно объяснить. И лишь в храме, прикоснувшись к великому таинству, понимаешь, насколько велика к нам, грешным, любовь Творца.
Святая ночь
Рождественская ночная служба, святая ночь – это удивительное таинство, важное событие в жизни каждого из нас. Это встреча, которую нужно постараться не проспать. И не только в переносном, но и в прямом смысле. Постарайтесь днём найти время для отдыха, чтобы полностью погрузиться в богослужение.
Многие из нас приходят в храм на праздничное ночное богослужение отдавая дань традициям, моде, или «чтоб люди не осудили». В этом случае человек лишён понимания, что же происходит, о чём поют, о чём читают. И присутствует он, как говорят, галочки ради. И служба не в радость, а в наказание. И ноги вдруг начинают болеть, и спина, и прочие части тела. Соответственно, и мысли не о Боге, а о том, как скоро всё закончится. Вот и подумайте, какую радость о родившемся Христе мы унесём из храма.
Как правильно подготовиться к ночной службе?
Как правило, слово «праздник» у нас ассоциируется с обильным застольем. Если это касается светских праздников, вопросы отпадают сами собой. А вот православные праздники – это уже совсем другая тема. И здесь первостепенными являются молитва, пост, исповедь, причастие, участие в службах и так далее.
Чтобы понять смысл Рождественской службы, нужно задуматься о том, Кто такой Иисус Христос, и для чего Он вообще пришёл в наш мир. Кто-то из мудрых сказал: «Бог стал человеком, чтобы мы стали богами». Если это правильно понимать, то наша котячья жизнь обретает сразу другой смысл. И все эти мелочи, такие как праздничный стол, какие-то обновки, увеселительные мероприятия, банкеты и прочее – ни что иное, как пыль и шелуха.
Мы получили возможность стать богом по благодати Творца. Тот, Кто сотворил всё сущее, Кто повелевает вселенной, создавший человека и всех тварей земных, Он пришёл в наш мир маленьким, беззащитным Младенцем, облёкся в плоть и кровь. И ради чего? Да чтобы по Своей Великой Любви спасти наш гибнущий мир, каждого из нас! Чтобы открыть нам двери в Небесный Дом! Чтобы снять с нас тот, первородный грех! Какие ещё нам нужны слова и доводы, чтобы вскочить и бежать на встречу со Спасителем?
А вот для того, чтобы во всём этом разобраться, правильно подготовиться к ночной службе, нужно читать. Попросить у батюшки духовную литературу, которая поможет разобраться в текстах, читаемых на службе. Тогда всё станет понятно, вы будете следить за ходом службы, исчезнет неразбериха в голове.
Наверное, каждый из нас посещал какие-то лекции, семинары, да просто рабочие собрания. Если мы в теме, время проходит незаметно, нам всё понятно, о чём говорят с трибуны. А вот если нет интереса или понимания темы, сидим как на иголках, скорей бы всё закончилось. Вот так и с церковными службами.
Хочется и ещё кое о чём напомнить. На ночном Рождественском богослужении принято причащаться, чтобы встретить Богомладенца в чистоте. А поскольку на Рождество в храмах много народа, исповедайтесь заранее, согласовав это со священником. Будет неправильно, если вы вместо того, чтобы следить за ходом службы, будете переживать, успеете или нет исповедаться.
Уже многие храмы начинают наряжаться, ожидая праздник. Очень скоро тоненькими струйками станут стекаться на Рождественскую ночную службу верующие, чтобы стать полноводной рекой. Сын Божий придёт в наш мир, чтобы для каждого из нас открыть другой Мир. Не проспите это чудо, это счастье быть сопричастными Богу.
С праздником, дорогие братья и сестры! С Рождеством Христовым!
Рождественский Сочельник
Посещение храмов невоцерковленными христианами
Невоцерковленные люди, когда ходят в церковь на Рождество, относятся к этому событию особенно трепетно. Многие даже отказывают себе в участии в христианском празднике, если накануне осквернили себя скоромной пищей или состояние здоровья предписывает запрет на посещение Обители Святого Духа. Многих останавливает страх осуждения за то, что они не знают текста молитв или не умеют правильно себя вести в церкви. Это ведь целая наука. А в большой праздник храмы заполняются самыми разными людьми, и можно не опасаться, что самые ревностные и фанатичные верующие их прогонят или осудят. Ни для кого ведь не секрет, что в обычные дни, когда в церкви мало людей, такое бывает.
КУТЬЯ. Рецепты кутьи. Приготовление кутьи. ТРАДИЦИОННАЯ РУССКАЯ…
А вот на само Рождество Христово (7 января)
готовят большой семейный ужин. Всей семьей накрывают на стол.
На столе должна быть солома (или сено, в память о вертепе и яслях),
а на соломе – белоснежная скатерть.
Понятно, что в современные квартиры сено не принесешь, да и достать его в городах не так просто.
Но в последнее время в магазинах появились красивые рождественские скатерти с рисунками из еловых лап и колокольчиков.
Они тоже очень украсят ваш стол.
В центре ставится кутья.
Затем другие блюда: блины, рыба, заливное, студень, молочный поросенок, свиная голова с хреном, домашняя колбаса, жаркое, медовые пряники, ломанцы с маком и медом, узвар.
К этому набору прилагались еще и напитки, что уже зависело сугубо от вкуса и возможностей хозяина.
Как узнать расписание богослужений
Если невоцерковленный человек спросит в храме: «Когда ходят в церковь на Рождество — 6 или 7 января?», — ему могут и не дать определённого ответа. Ведь те, кто служит в храме, в этот день присутствуют на всех службах. У них в это время других забот особенно много. Ведь надо и за свечным ящиком расторопно поворачиваться, и чистоту в Доме Божием поддерживать, да и других, чаще всего добровольных, обязанностей полно. Те люди, которые трудятся в храме, за свою работу зарплату не получают. Соответственно, требовать от них прихожане ничего не могут. Так что, если вам попадётся толковый и свободный человек, трудящийся в храме и таким способом приносящий свою жертву Богу, считайте, что вам повезло.
Если прийти в Храм накануне и поинтересоваться заранее о порядке богослужений, спросить, когда ходят в церковь на Рождество с 6 на 7, то вам, опять-таки, могут не ответить, ведь обычно расписание появляется не более чем за несколько дней до праздника, а начинаются службы во всех храмах не одновременно.
В постсоветские времена действующих церквей было мало, и трудностей с тем, чтобы поучаствовать в праздничных службах было значительно больше, чем теперь, когда храмов, больших и малых, а также часовень стало так много, что не нужно ехать через весь город, чтобы отстоять праздничную обедню.
Во сколько начинается Рождественская служба в храмах
Когда начинается Рождественская служба в московских храмах
Храм Христа Спасителя. 6 января: исповедь начнется в 8 утра, начало первого всенощного бдения состоится в 17 часов, начало второго всенощного бдения — в 23 часа, по окончании всенощного бдения состоится ночная литургия Василия Великого.
7 января в Преображенской церкви в 9 утра состоится вторая литургия.
Храм Святителя Николая в Хамовниках. 6 января в 17 часов состоится всенощное бдение. 7 января в 00.00 часов состоится торжественная литургия и исповедь.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. 6 января в 17 часов состоится всенощное бдение. 7 января в 00.00 часов состоится божественная литургия, в 7 утра — ранняя литургия, в 10 утра — поздняя литургия.
Храм Преображения Господня в Тушине. 6 января в 17 часов состоится всенощное бдение, исповедь начнется в 23 часа. 7 января в 00.00 часов состоится начало литургии, в 8.40 состоится поздняя литургия.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе (Литовский бульвар, дом 7а). 6 января в 17 часов состоится начало всенощного бдения, правило ко Святому Причащению — в 23 часа. 7 января в 00.00 часов состоится начало праздничной литургии, поздняя литургия начнется в 8.40.
Когда идти в церковь на Рождество, во сколько?
Русская православная церковь отмечает Рождество Христово в ночь с 6 на 7 января. Рождество второй по значимости после Пасхи великий двунадесятый праздник.
В эту ночь патриарх Московский и всея Руси Кирилл обычно возглавляет праздничное Рождественское богослужение в кафедральном соборном храме Христа Спасителя, где соберутся тысячи верующих.
Праздник Рождества, по учению Церкви, символизирует примирение человека с Богом. Рождество предвозвещает искупительный подвиг Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей.
Рождественская служба
Рождественская служба начинается в Рождественский Сочельник. Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром — вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались.
После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января.
Рождественская служба в церкви в ночь на 7 января
По уставу Русской православной церкви, празднику предшествует многодневный Рождественский пост, который начинается 28 ноября и длится 40 дней — по 6 января включительно.
В Рождественский сочельник, 6 января, многие благочестивые верующие вообще не вкушают пищи, а к 22.00 идут в храм, где служатся повечерие, утреня и Божественная литургия.
Лишь при появлении первой звезды — символа звезды Вифлеемской — можно отведать сочиво (постное блюдо, которое чаще всего готовится из пшеницы или риса с медом и фруктами). Отсюда и название этого дня — сочельник.
Что можно приготовить на Рождество
Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Этот день — прежде всего, духовная радость. И для здоровья неполезно выходить из поста обильным застольем.
Опять-таки, все дело в приоритетах. Если для кого-то приоритетно посидеть за богатым столом, то весь день накануне праздника, в том числе, и когда уже совершается праздничная вечерня, человек занимается приготовлением различных мяс, салатов оливье и прочих пышных блюд.
Если для человека важнее встретить родившегося Христа, то он, прежде всего, идет на богослужение, а уже в свободное время готовит то, на что у него хватит времени.
Вообще странно, что считается обязательным в день праздника сидеть и поглощать разнообразные обильные яства. Это ни с медицинской точки зрения неполезно, ни с духовной. Получается, мы весь пост постились, пропустили Рождественскую вечерню и Литургию Василия Великого – и все это ради того, чтобы просто сесть и наесться. Это ведь можно сделать в любое другое время…
Скажу, как готовится праздничная трапеза в нашем монастыре. Обычно по окончании ночных служб (на Пасху и на Рождество) братии предлагается небольшое разговение. Как правило, это сыр, творог, горячее молоко. То есть, то, что не требует особенных усилий при приготовлении. А уже днем готовится трапеза более праздничная.
Новости МирТесен
Что влияет на продолжительность службы?
От чего зависит начало торжественной службы? Например, от такого фактора, как таинство исповеди. Перед праздничными службами, дабы прихожане приступили к ним очищенными, священники проводят исповедь. Сколько людей будет в ней участвовать, и как долго будут каяться, предсказать невозможно. На продолжительность и время начала очередной службы влияет и количество причастников. Обычно, когда на Рождество ходят в церковь, стараются в этот день и исповедаться, и причаститься. Чтобы праздник принёс радость от приобщения к великому таинству, мир душе и благополучие семье, нужно готовиться к нему заранее.
Чтобы понять, когда на Рождество ходят в церковь, нужно узнать, какие службы в это время проводятся. Причём узнать это раз и навсегда невозможно, потому что праздник этот переходящий, и случиться он может в любой из дней недели.
Цвета Рождественских одеяний
В годовом круге самых главных христианских праздников существует определённая система и иерархия. Все они делятся на Господние, то есть более всего относящиеся к Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные его Пречистой Матери. Господние являются наиглавнейшими.
Одеяния священников, сшитые из жёлтой парчи, украшенные золотой вышивкой и тесьмой, вызывают ассоциацию с властью и могуществом и символизируют Бога. Православные, когда ходят в церковь на Рождество с 6 на 7 января, отмечают, что праздничное облачение священников окрашено в цвета Девы Марии, символизирующие чистоту и непорочность – белый и голубой. Хотя этот праздник Господний. Он является вторым по значимости. Первый – Пасха. Воскресенье Христово – главный праздник, а Рождество – самый большой по количеству дней, в течение которых проходят праздничные службы.
Попразднество
На следующий день совершается празднование Собора Пресвятой Богородицы. Соединяя рождественские гимны с песнопениями, прославляющими Матерь Божию, Церковь указывает на Марию как на того человека, благодаря которому стало возможным Боговоплощение. Человечество Христа – конкретно и исторически – есть то человечество, которое Он воспринял от Марии. Его Тело – это прежде всего Ее тело, Его жизнь – это Ее жизнь. Праздник Собора Пресвятой Богородицы, вероятно, является в христианской традиции наиболее древним праздником в честь Девы Марии, началом Ее церковного почитания.
Шесть дней попразднества продолжаются до 13 января и завершают рождественский период. В течение этих дней на богослужениях Церковь повторяет гимны и песнопения, прославляющие воплощение Христа, напоминая, что источник и основание нашего спасения можно отыскать только в Том, Кто, будучи предвечным Богом, ради нас пришел в мир и родился как маленький Младенец.
Присутствие в храме в ночь с 6 на 7 января — дело индивидуальное. Некоторые семьи приходят в храм вместе с маленькими детьми, испытывая особый трепет и уважение к великому празднику. Кто–то, в силу своего здоровья просто не может посетить службу и наблюдает за всем происходящим по телевизору. Благо, в наши дни не запрещены трансляции из храмов, которые идут в прямом эфире. Поэтому если есть желание принять участие в службе, но нет возможности посетить храм, то это можно осуществить заочно, используя телевизионную трансляцию.
Самый длинный праздник
К великим праздникам церковь и весь православный народ готовятся задолго, принося жертву постами, очищая душу покаянием и молитвами. Радостное событие также не заканчивается в один день. После самых значительных дат отменяются посты, обязательные по средам и пятницам, разрешаются увеселительные мероприятия. Не случайно на это время всегда планируются свадьбы.
По количеству дней, когда чествуют великое событие, двунадесятые праздники также различаются. Рождество Иисуса Христа – самый длинный из всех. Каждое празднование делится на три этапа – предпраздненство, попраздненство и отдание. Всё вместе продолжается в течение почти двух недель.
Предпразднование Рождества длится пять дней. В церковь на Рождество ходят и в преддверии Великого события, и 6 числа, и 7-го, и всю следующую неделю. Попраздненство длится от одного дня до восьми, в зависимости от близости к постам или следующему празднику, и заканчивается отданием.
Это самая торжественная служба. На ней вспоминаются все самые значительные обстоятельства отмечаемого события.
Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) — ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ
В 1 часе из обычных псалмов остается только 5-й. В особом 44 псалме изображается красота и величие Мессии, в 45 псалме – спасительное заступление Богом Его града. Стихиры изображают приготовление Вифлеема к великому событию, которое должно произойти в нем, и смущение праведного Иосифа при виде Пресвятой Девы непраздной. Прокимен 1 часа говорит о превечном усыновлении и облечении властью Мессии (Пс. 2, 7–8). Апостол повествует о величии и превосходстве Сына Божия перед Ангелами (Евр. 1,1–10), Евангелие – об обстоятельствах, непосредственно предшествовавших Рождеству Христову, и о самом событии Рождества (Мф. 1, 18–25).
В 3 часе к псалму 50-му присоединяется псалом 66, изображающий грядущее спасение всех познавших Бога, и псалом 86 – о славе Сиона, сообщенной ему явлением в нем Мессии. Первые две стихиры изображают уничижение, которое принял на Себя Сын Божий через Свое рождение на земле; в последней стихире, как продолжении стихир 1 часа, говорится о том, как праведный Иосиф верою преодолел свое недоумение относительно непразднства своей святой Обручницы. Прокимен говорит о самом рождении Мессии (Пс. 9, 6). Паремия возвещает пророчество о явлении Бога на земле (Вар. 3,36–39). Апостол повествует о пришествии веры, о усыновлении верою Богу и о соединении со Христом (Гал. 3,23–29). Евангелие содержит более подробное, чем на первом часе повествование о самом событии Рождества (Лк. 2, 1–9).
В 6 часе оставляется 90 псалом, к которому присоединяются следующие псалмы: 71 – изображающий Мессию как Превечного царя, Его царственное достоинство найдет признание со стороны языческих народов (пророчество о поклонении волхвов), и псалом 131, изображающий благоволение Божие к роду Давидову, которое выразится в сохранении за ним на веки Престола и в избрании Сиона для пребывания Божия. Стихиры призывают всю вселенную к достойному принятию грядущего Господа. Прокимен – о предвечном рождении Мессии и Его седении одесную Бога (Пс. 109,3). Паремия – пророчество Исайи о рождении Мессии от Девы (Ис. 7:10–16, 8:1–5, 8–10); Апостол – о предвечности бытия Сына Божия (Евр. 1,10–2,3). Евангелие продолжает описание обстоятельств рождения Спасителя, повествуя о поклонении волхвов (Мф. 2, 1–12).
В 9 часе к 85 псалму присоединяются псалмы 109 и 110. В первом из них изображается предвечное рождение Мессии, Его седение одесную Бога и священническое достоинство, в другом – избавление Богом верующих в Него людей Его и заключение Завета с ними.
В первой стихире описывается горе матерей после убиения Иродом младенцев; во второй – содержится ответ Пресвятой Девы Марии на недоумение Иосифа о Ее непраздности. В третьей заключительной стихире освещается событие Рождества в свете явленного в нем истощания Христова. Стихира заканчивается призывом к поклонению Рождеству и молитвой о грядущем Богоявлении. Прокимен указывает на духовное многочадие Сиона (Пс. 86,5). Паремия представляет всестороннюю картину служения Мессии, ибо оно определялось Его Богосыновством (Ис. 9, 6–7). Апостол повествует о главной цели вочеловечения Сына Божия – Его первосвященническом служении (Евр. 2, 11–18). Евангелие, как и Апостол, говорит об избиении младенцев, которое было предвозвещением крестного страдания и смерти «Младенца Мариина» (Мф. 2, 13–23).
Когда лучше ходить в храм – до или после восхода Вифлеемской звезды?
Ходят ли в церковь на Рождество после появления на небе звезды, возвестившей рождение Младенца Христа? Этот вопрос не имеет смысла. Конечно же ходят. Посещение храмов в дни Рождества – это как посещение близкой родственницы в роддоме, благополучно произведшей или собирающейся произвести на свет ребёнка. Если позволительно провести такую параллель.
Приход каждого из нас в храм – выражение благодарность Создателю за то, что в этот день Он подарил всем нам, всему человечеству, во спасение нас от смерти в геенне огненной Своего Единородного Сына. А на вопрос о том, ходят ли в церковь на Рождество до звезды, и если ходят, то в чём смысл посещения храма до рождения Богомладенца, можно ответить следующее.
Готовясь к любому празднику, мы выбираем себе нарядную одежду, делаем красивую причёску и т. д. Ожидая прихода на землю непорочного дитя (будущей жертвы за наши грехи), мы стараемся максимально очиститься от своих прегрешений, надеясь, что чем менее порочными мы будем, чем чище душой, тем меньше страданий испытает Спаситель в Своём земном воплощении.
Таким образом, вопрос «когда ходят в церковь на Рождество: 6 или 7-го» не может считаться существенным.
Царские часы Рождества Христова
В Рождественский сочельник, 6 января, совершаются так называемые Великие, или, по-другому, Царские часы. Они представляют собой соединение всех четырех – 1-го, 3-го, 6-го и 9-го – часов. К ним также присоединяется и служба Изобразительных.
Изначально час – богослужение, которое предназначено к совершению в определенное время суток. Как утреня должна совершаться ранним утром, а вечерня вечером, так и 1-й час приурочен к 7 утра, 3-й – к 9 часам, 6-й – к 12, а 9-й – к 15 часам дня. В нашем богослужении часто это время сдвигается, часы читаются обычно следующим образом: 1-й час присоединяется к утрене, 3-й и 6-й часы читаются перед Литургией, а 9-й присоединяется к вечерне.
Однако в Сочельник Рождества Христова, в Сочельник Богоявления Господня и в Великую пятницу они все соединяются в некую особую службу. Почему это происходит? Постараемся заглянуть в историю этого богослужения.
Изначально Царские часы появляются в Великую пятницу. Это было дневное богослужение в воспоминание Страданий Христовых. В древнем иерусалимском богослужении оно начиналось после полудня и называлось Службой Чтений. Она совершалась на открытой площади храма Воскресения Христова. Во время нее читали пророчества о Страстях Господних из псалмов и других книг Ветхого и Нового Завета, читались страстные Евангелия. Между ними пелись специальные гимны и читались молитвы. По воспоминаниям паломницы по святым местам IV века Эгерии, во время этой службы многие люди плакали.
Изначально Царские часы появляются в Великую пятницу
В дальнейшем в богослужении палестинских и студийских монастырей Последование, состоящее из пения 12 тропарей-самогласных и чтения библейских пророчеств, Апостола и Евангелия, стало совершаться в составе суточных служб – часов. В Византии, а потом и на Руси на этой службе присутствовал император или царь, в связи с чем их стали называть иногда «царскими».
Так как богослужения Страстной седмицы являются необычными и торжественными, некоторые его элементы перешли и в празднования Рождества Христова и Богоявления. Так, в течение нескольких дней предпразднства этих праздников на малом повечерии читаются двупеснец, трипеснцы и каноны, которые подражают канонам, написанным для Страстной седмицы. Таким же образом составлены и Великие часы для Рождества Христова и Богоявления. Тем более что изначально эти два события праздновались в один день – 6 (19) января.
В настоящее время структура такого часа состоит из следующих элементов.
- Священник с диаконом выносят на центр храма Евангелие, в начале каждого часа совершается полное (на 1-м и 9-м часах) или малое (на 3-м и 6-м часах) каждение храма.
- Читаются три псалма, однако вместо двух обычных псалмов часа читаются псалмы, подобранные по тематике праздника.
- Затем поется тропарь предпразднства, а в Великую пятницу тропари этого дня.
- После этого исполняются три специальных тропаря, авторство которых надписано Софронием, патриархом Иерусалимским. Они перемежаются стихами из псалмов, подобранных по тематике праздника. Причем некоторые из них на Рождество и Крещение подражают тропарям Великой пятницы.
- Затем исполняется прокимен, читается паремия (отрывок из ветхозаветного пророчества о Христе), Апостольское и Евангельское чтения.
- После этого продолжается чтение часа, кондак читается также предпразднства или Великой пятницы.
- В конце 9-го часа Евангелие заносится в алтарь.
Теперь обратимся более подробно к тематике часов навечерия Рождества Христова. На 1-м часе
из обычных псалмов остается только 5-й («Глаголы моя внуши, Господи»), к нему добавляются 44-й («Отрыгну сердце мое») и 45-й («Бог нам Прибежище и Сила»). 44-й показывает красоту юного Мессии – Иисуса Христа, а 45-й изображает пришествие и поселение Бога в Его граде.
На всех часах навечерия поется тропарь:
«Написовашеся иногда со старцем Иосифом,/ яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам,/ чревоносящи безсеменное Рождение./ Наста же время рождества,/ и место ни единоже бе обиталищу,/ но якоже красная палата вертеп Царице показашеся./ Христос раждается прежде падший воскресити образ».
В нем говорится о приходе Иосифа и Девы Марии в Вифлеем для того, чтобы участвовать в переписи населения. Но когда Они пришли, то оказалось, что Им не было места для того, чтобы остановиться, поэтому пещера стала для Них прекрасной палатой.
Затем поются две стихиры, в которых говорится о приготовлении Вифлеема к тому великому событию, что в нем произойдет. Третья составлена по образцу тропарей Великой пятницы, однако выражает недоумение Иосифа, когда он увидел, что Богородица непраздна.
Прокимен взят из 2-го псалма и говорит о предвечном усыновлении и облечении властью Мессии: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя».
Паремия читается из книги пророка Михея про то, что небольшой город Вифлеем станет местом рождения Мессии. Апостольское чтение из послания к Евреям говорит о том, что Сын Божий выше и величественнее ангелов. Евангелие, которое кроме 1-го часа читается также в Неделю святых отец и на утрене праздника, говорит о событиях перед Рождеством Христовым (о том, что Иосиф, узнав о непраздности Девы Марии, хотел Ее отпустить, но получил во сне указание от Ангела, что Она родит Спасителя мира).
Кондак на всех часах поется следующий:
«Дева днесь Превечное Слово/ в вертепе грядет родити неизреченно:/ ликуй, вселенная, услышавши,/ прослави со Ангелы и пастырьми/ хотящаго явитися Отроча младо, Превечнаго Бога».
На 3-м часе
кроме обычного 50-го псалма читаются 66-й («Боже, ущедри ны») и 86-й («Основания его на горах»). Первый из них говорит о том, что Бог дает нам путь спасения, а мы принимаем это и веселимся; второй описывает славу Сиона, которая состоит в том, что в нем явится Мессия.
Две стихиры, которые поются тут, говорят о том, что Единородный Сын Божий умалился здесь на земле – возлег в убогих яслях, а третья стихира продолжает тему одной из стихир 1-го часа, где говорилось о смущении Иосифа. Здесь Иосиф уже отвечает, что он проверил у пророков и принял весть от ангела, что Мария родит Бога.
Прокимен «Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам» взят из книги пророка Исаии о рождении Мессии. Паремия из книги пророка Варуха повествует о явлении Бога на земле и призывает уверовать в это. Апостольское чтение читается из послания к Галатам, где говорится о пришествии веры, законе, усыновлении Богу, объединении во Христе всех (нет ни иудея, ни эллина, ни раба, ни свободного, ни мужского, ни женского полов). Также читается Евангельское чтение от Луки о Рождестве Христовом (о путешествии Иосифа и Марии на перепись в Вифлеем, о Рождении Богомладенца, положении Его в ясли, о том, как пастырям ангелы сообщили о рождении Мессии и они пошли поклониться Ему).
На 6-м часе
из обычных псалмов остается только 90-й, а добавляются два псалма – 71-й («Боже, суд Твой цареви даждь»), который показывает Мессию как Сына царя, Которому поклонятся язычники (пророчество о поклонении волхвов), и 131-й («Помяни, Господи, Давида»), где говорится об обетовании роду Давида, что за ним сохранится навеки царский престол и что Сион избран для вселения Божия.
Первая из стихир этого часа говорит о том, как нам нужно встречать Мессию – очистившись умом, принести добродетели; вторая стихира призывает задуматься, что произошло величайшее событие – Бог стал плотью. Третья также призывает нас увидеть чудо, однако снова обращает внимание на Иосифа, который восхищается происходящими событиями.
Прокимен этого часа «Из чрева прежде денницы родих Тя. Клятся Господь и не раскается» взят из 109-го псалма о предвечном рождении Мессии. После этого читается паремия из книги пророка Исаии о рождении Мессии, где находится главное пророчество: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына». Апостольское чтение из послания к Евреям о предвечности и неизменяемости Сына Божия, а Евангельское чтение от Матфея передает рассказ о поклонении волхвов.
На 9-м часе
сохраняется только его обычный 85-й псалом, а добавляются 109-й («Рече Господь Господеви»), один из центральных псалмов службы Рождества из-за своего мессианского содержания о предвечном Рождении Сына Божия и о победе Мессии, и 110-й («Исповемся Тебе, Господи») про избавление людей Богом и завете с Ним.
Первый особый тропарь последования на этом часе говорит о гневе Ирода и наполнен печалью об избитых им младенцах, второй содержит ответ Богородицы Иосифу на его недоумения по поводу Нее. Третья стихира построена по образцу известной стихиры Великой пятницы «Днесь висит на древе» – «Днесь раждается от Девы». Она подробно рассказывает о событии воплощения Христа, а заканчивается фразой: «Покланяемся Рождеству Твоему, Христе», произносимой трижды, и просьбой: «Покажи нам и Божественная Твоя Богоявления». Ввиду особой важности данной стихиры ее должен исполнять канонарх посередине храма.
Стихира построена по образцу известной стихиры Великой пятницы «Днесь висит на древе» – «Днесь раждается от Девы»
После этого устав предписывает в соборных храмах и по желанию в других произнести многолетие, что является остатком от присутствия в храме царских особ. После произнесения многолетия теперь уже хор должен исполнить еще раз стихиру «Днесь раждается от Девы».
Прокимен на 9-м часе «Мати Сион речет: человек, и человек родися в нем» взят из 86-го псалма и указывает на духовное многочадие Сиона из-за рождения в нем Мессии. Следующая за ним паремия из пророчества Исаии говорит о служении Мессии после Его рождения. Апостольское чтение из послания к Евреям говорит о главной цели служения Иисуса Христа – первосвященническом служении. Евангельское чтение же рассказывает про избиение младенцев и бегство Святого Семейства в Египет.
Затем совершается обычное последование изобразительных с кондаком предпразднства. После этого, согласно логике устава, должен быть расход, а около 13–14 часов люди собираются для Рождественской вечерни с Литургией святителя Василия Великого. На практике же эта вечерня совершается сразу же после последования Царских часов.
Итак, нынешнее последование часов навечерия Рождества Христова берет свое начало от царских часов Великой пятницы, которые изначально представляли собой дневное последование с пением 12 тропарей, посвященных Страданиям Иисуса Христа, и чтением пророчеств, Апостольских и Евангельских чтений о происходящих событиях. В настоящее время это последование включено в службу часов, в каком виде оно и стало служиться в Сочельник Рождества Христова в качестве уподобления службам Страстной седмицы для большего внимания в подготовке к величайшему празднику – приходу на землю Спасителя мира. Важнейшая тема Рождественских Царских часов – показать осуществление пророчеств о рождении ожидаемого еврейским народом Мессии в лице Иисуса Христа и Его значение не только для иудеев, но и для всего мира, так как Он Тот Самый ожидаемый всеми Избавитель людей от греха и смерти.
Используемая литература:
- Диаковский Е.П. Царские часы Рождества Христова и Богоявления. Киев, 1908.
- Скабалланович М.Н. Христианские праздники. Всестороннее освещение каждого из великих праздников со всем его богослужением. Кн. 4. Рождество Христово. New York, 1979.
- Желтов М.С., Ткаченко А.А. Великая пятница // Православная энциклопедия. Т. 7. С. 416–430.
- Чиженко А., иерей. Что такое царские (великие) часы в канун Рождества Христова // https://pravlife.org/ru/content/chto-takoe-velikie-carskie-chasy-v-kanun-rozhdestva-hristova/.
- Шапиро И., иерей. Великие, они же Царские часы // https://azbyka.ru/velikie-oni-zhe-carskie-chasy.
- Janeras S. Le vendredi-Saint dans la tradition liturgique Byzantine: structure et histoire de ses offices. Roma, 1988.
Господь сильнее, добрее и умнее, чем мы думаем
Безусловно, этот день окутан множеством тайн, суеверий и примет. В этом проявляется наша духовная незрелость. Господь видит душу каждого из нас в отдельности. И Он видит, пришли ли мы в храм для встречи и общения с Ним, или потому, что кто-то сказал, будто бы в этот день все желания посетивших церковь непременно исполняются. А может быть, это и в самом деле правда? Ведь милосердие Божие так велико!
Когда ходят в церковь на Рождество 6 января утром, то ничего не едят и не пьют до исповеди. Получив отпущение грехов и благословение ко Причастию, прихожане участвуют в великой вечерне и литургии святого Василия Великого. До причащения ничего в рот нельзя брать, даже воду. Если не причащаться в этот день, то до восхода первой звезды на небе разрешается пить только воду.
Напоследок заметим, что многие предписания оглашаются священником, окормляющим храм, по окончании проповеди. Нужно только внимательно слушать.
Сочельник
Сочельник — кульминация сорокадневного Рождественского поста. День самого строгого поста. Верующие не вкушают пищу до первой звезды, появившейся на небе, которая напоминает нам о пришествии в мир Спасителя.
В этот момент в православных храмах совершается Вечерня, после которой служится Всенощное бдение и Литургия Василия Великого. Священнослужители читают отрывки из Ветхого Завета, указывая особо о пришествии Господа нашего Иисуса Христа на землю, как нашего Спасителя. После проведения службы в центр храма вносится символическое изображение Вифлеемской звезды, взошедшей на небо во время рождения Сына Божьего.
Всенощное бдение состоит из Великого Повечерия и Утрени. Первая часть длится более 60 минут и делится на 3 части. На службе поются песнопения особенные, праздничные. Затем бдение плавно переходит в Утреню.