«Почтем Петра, каменя веры, и Павла, истиннаго учителя…»
Память святых верховных апостолов Петра и Павла — это великий праздник, совершаемый 12 июля (29 июня по старому стилю). В этот день заканчивается Петров пост.
История праздника в честь святых верховных апостолов Петра и Павла
Апостолы Петр и Павел были очень разными. Неученый Петр и получивший прекрасное образование Павел. Петр был ближайшим учеником Христа, а Павел — гонителем христиан. Петр был женат, а Павел — девственник. Но Церковь почитает их одинаково: «Святии славнии верховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас!» Апостолы Петр и Павел скончались мученически в один день — 29 июня по юлианскому календарю. Об этом говорится в Римском (IV в.) и Карфагенском (V в.) календарях, мартирологе (списке мучеников) блаженного Иеронима (IV в.) и сакраментарии (служебнике) папы Римского Григория Великого (VI в.). Апостола Петра распяли на кресте головой вниз, апостолу Павлу отсекли голову. По мнению некоторых церковных историков, апостол Павел скончался ровно через год после апостола Петра. Перенесение мощей святых апостолов произошло в 258 году, также 29 июня.
Праздник в честь верховных апостолов известен уже с первых веков христианства. Около 324 года, во время правления Константина Великого в Риме и Константинополе — двух столицах Римской империи, были построены первые храмы в честь апостолов Петра и Павла. С этого времени праздник стали отмечать еще торжественнее.
В чем помогает икона Петра и Павла
Перед апостолами Петром и Павлом на иконе молятся по большей части о делах, связанных с верой, ведь они были активными распространителями и проповедниками христианства. Даже теперь они могут помогать укрепляться в вере и становиться более праведными простым людям. Молитва может выполняться и к каждому святому по отдельности и к двоим сразу, если вы обращаетесь к кому-то одному в этом ничего ужасного, даже есть возможность более грамотно дифференцировать молитвы в зависимости от цели.
Если акцент делается на изображении иконе Петра и молитве этому апостолу, то к нему часто обращаются с просьбами утвердиться в вере, а также к нему обращаются рыбаки, которым святой содействует. В свою очередь святой Павел на иконе служит образом, к которому обращаются для того, чтобы получить благословение и помощь в учебе. Ведь Павел был глубоко образованной личностью и негласно считается помощником в различных делах связанных с учебой и образованием.
Как таковая икона Петра и Павла считается чудодейственной и может даровать исцеление. Искренняя вера способна делать чудеса, именно поэтому не следует чрезмерно строго ограничивать себя. Просить у иконы допустимо практически о чем угодно в рамках православной веры.
Жизнь апостола Петра
Простые галилейские рыбаки Симон и Андрей, услышав призыв Христа: «Идите за мной!», оставляют сети и становятся апостолами, «ловцами человеков». Симон был одним из ближайших учеников Господа. Свидетель многих чудес, задолго до Воскресения он говорит о своем вероисповедании: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» и слышит в ответ:
Ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 16-18).
Новыми именами Симона становятся Петр и Кифа — греческое и арамейское слова, обозначающие скалу.
Ближайшие ученики Спасителя — Петр, Иоанн и Иаков — видели его Преображение на Фаворской горе, вместе с ним пришли и в Гефсиманский сад и были свидетелями Его ареста. Петр даже отсек ухо одному из стражников. Искренне верующий, бывший свидетелем Божественного Преображения, Петр в ночь страстей Христовых трижды отрекся от своего Учителя, а затем «изшед вон, плакася горце» (Мф. 26, 75). Настолько искренним было его покаяние и горячей вера, что услышал он слова прощения от Господа после Воскресения:
Любиши ли мя?.. Паси овец моих (Ин.21, 15-17).
Именно апостол Петр произнес вдохновенную проповедь после сошествия Святаго Духа в день Пятидесятницы, после чего 3000 человек обратились ко Христу. Через несколько дней вторая его проповедь, после исцеления хромого, обратила к вере Христовой еще 5000 человек. Даже тень его исцеляла болящих (Деян. 5, 15).
Апостол Петр проповедовал в Иудее, странах Малой Азии, Италии. По мнению церковных историков, в Рим он пришел в 67 году. Когда император Нерон начал гонение на христиан, ученики уговорили апостола Петра скрыться. Но, выйдя из Рима, на Аппиевой дороге апостол увидел Христа: «Куда идешь, Господи?» Услышав ответ: «В Рим, чтобы снова распяться», апостол вернулся в город, был арестован и заключен в подземелье Мамертинской тюрьмы. На Ватиканском холме, где находился цирк Нерона, для апостола приготовили крест. Из смирения он просил, чтобы его распяли вниз головой. Здесь же, на холме, священномученик Климент Римский и другие ученики погребли тело апостола. Так исполнились слова Господа:
Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь (Ин. 21, 18).
Над могилой апостола Петра во II веке христиане воздвигли небольшую часовню. На этом же месте император Константин Великий построил большой храм, освященный в 329 году. Мощи апостола Петра находятся в подземелье базилики. Собор находится на территории государства Ватикан, которым управляет Римский папа — глава католической церкви.
Апостол Петр
До встречи с Христом, который назвал его Кифасом («камень», или по-гречески «петра»), святого Петра звали Симон. Он родился в Вифсаиде, в Галилее. Его отца звали Иона. У него был брат Андреас, первенец. Именно Андрей представил Петра Иисусу после того, как впервые сказал ему: «Мы нашли Мессию» (Иоанна 1:42) Симон Петр был женат и занимался рыбной ловлей — своим по-настоящему любимым делом. Это занятие помогло ему противостоять и житейским штормам, научило много работать, радоваться успехам и стойко переносить неудачи. У Симона был динамичный, спонтанный и легкий на подъем характер.
Встреча с Иисусом из Назарета изменила его жизнь навсегда, ведь из обычного рыбака Христос сделал его «рыбаком человеческим», то есть апостолом, собирающим вокруг себя людей для Царства Небесного, которое проповедовал святой Иоанн Креститель и затем Иисус, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 7).
Апостол Петр рос в иудейской вере? унаследованной от его семьи — в синагоге, в еврейской и немного эллинистической среде Галилеи, где сосуществовали разные вероисповедания. И все же Симон Петр был простым человеком, он не говорил по-гречески, а потому у него был ученик — Иоанн Марк, который, в качестве помощника, переводил для него с иврита на греческий.
Жизнь апостола Павла
До обращения ко Христу Павла звали Савл. Родился он в Тарсе, столице провинции Киликия в Малой Азии. Происходил из колена Вениаминова, как и царь Сеул, в честь которого получил имя. По рождению был он римским гражданином, что давало в те времена огромные привилегии, особенно в провинции. Римское имя Павл (лат. — малый), вероятно, также получил при рождении, но пользоваться им стал только после обращения ко Христу.
Будущий апостол Павел был ревностным фарисеем, учился в Иерусалиме у Гамалиила — самого авторитетного иудейского учителя того времени. Когда побивали камнями первомученика архидиакона Стефана, Савл стерег одежду мучителей. Он настолько ненавидел христиан, что преследовал их везде и всюду. По пути в Дамаск, куда он шел преследовать христиан, Господь чудесным образом призвал его на служение апостольское. Внезапно воссиял очень яркий свет и послышался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» Он ослеп и упал на землю. Спутники слышали только голос, но ничего не видели. Они под руки привели Савла в Дамаск, где Анания, один из семидесяти апостолов, научил его вере Христовой и крестил. Зрение вернулось во время погружения в воду.
Савл стал апостолом Павлом. Так же ревностно, как прежде гнал, теперь он проповедовал веру Христову в Аравии, Сирии, Палестине, Антиохии, на острове Кипр и в Афинах. Основал множество поместных церквей, которым направлял свои послания, составившие бо́льшую часть книги Апостол, читаемую за утренней службой в православных храмах.
Апостол Павел, в отличие от Петра, получил прекрасное образование. Он хорошо знал не только ветхозаветное писание, но и был знаком с греко-римской культурой того времени: философией, литературой, религией, владел приемами риторики. Все это позволило ему свободно полемизировать с греческими философами в Афинах. Проповедь апостола Павла была обращена прежде всего к язычникам.
Когда апостол Павел в очередной раз посетил Иерусалим, иудеи обвинили его в том, что он водит язычников в Храм Соломона. Суд синедриона не мог приговорить римского гражданина к смерти, поэтому его отправили в Кесарию, где находился римский прокуратор, управлявший провинцией. Воспользовавшись правом римского гражданина требовать суда самого императора, арестованный Павел в узах под конвоем едет в Рим. Разбирательство длилось еще около двух лет. Даже находясь в заключении, он имел возможность видеться с апостолом Петром и римскими христианами.
Изведение источника воды в Мамертинской темнице. Фреска в катакомбах святой Феклы. Вторая половина IV — первая половина V в. Рим
По преданию, последние дни перед казнью апостолы провели вместе в подземелье Мамертинской тюрьме. Там они крестили темничных стражей Прокесса и Мартиниана и еще 47 узников. Воды для крещения не было, но случилось чудо: забил источник.
На казнь апостолов повели вместе, они простились на Остийской дороге. Петра распяли на Ватиканском холме, Павла увели за город, на Сальвийские воды. Римского гражданина распинать на кресте не полагалось, поэтому ему отсекли голову мечом. На месте, где упала глава апостола, забили три источника, сохранившиеся и до нашего времени.
Тело апостола Павла погребли на том же месте. Император Константин Великий построил над гробницей церковь. В последующем базилику расширяли и украшали. Храм был разрушен при пожаре 1823 года. В 1854 году вновь был построен огромный собор длиной 120 метров.
Краткое житие апостолов
У обоих великомучеников были совершенно разные истории жизни, а потому трудно представить, что судьбы их смогли так тесно переплестись друг с другом.
Жизнь апостола Петра
До встречи с Иисусом мужчина вел жизнь обычного рыбака. Спаситель призвал его, когда он рыбачил на Генисаретском озере. Петр был первым среди учеников, который назвал Учителя Мессией. В благодарность за признание Господь дал обещание возвести церковь на великой вере Петровой.
После ареста Христа святого взяли под стражу, где тот три раза отрекся от Мессии. Однако потом он искренне покаялся, искупив свой грех – полностью посвятил себя учению Христову и стал нести его в народ. Так начала зарождаться христианская вера.
Погибель свою великомученик предсказал заранее. Вернувшись в Рим, он был арестован, а затем мученически казнен. По просьбе самого Петра его распяли вниз головой. Событие это датируется 67-м годом после рождения Христова.
Жизнь апостола Павла
В отличие от Петра, Савл (а именно так звали святого до принятия христианской веры), не был учеником Спасителя. Родом он был из Иерусалима, получив образование, собирался стать раввином. Тогда же указом местного правителя ему поручили совершать гонения христиан.
Вышедши из Палестины, Савлу явился Иисус, который велел направляться в Дамаск, где гонителя придали вере, а спустя три дня крестили. С тех пор бывший иудей стал рьяно проповедовать святое учение, отказавшись от прежней веры. Позже он познакомился с другими учениками Мессии. Первый его миссионерский путь длился 6 лет. Во время этого путешествия апостолу дали имя Павел.
За свою пламенную веру великомученик не единожды оказывался под стражей, пока по указу императора Нерона его не казнили. Случилось это в 67-м году после рождения Христа.
Так как Петр был свободным гражданином, его не распяли, а отрубили голову мечом.
Служба верховным апостолам Петру и Павлу
В настоящее время в Православии праздник Петра и Павла относится к числу великих, приравненных к двунадесятым. В этот день заканчивается Петров пост, начавшийся через неделю после праздника Троицы. Но если праздник приходится на среду или пятницу, то разрешается пища только с рыбой.
Стихеры для службы Петру и Павлу были написаны в VII–VIII веках константинопольским патриархом Германом, святителем Андреем Критским, преподобными Иоанном Дамаскиным, Козмой Маюмским и другими православными гимнографами.
Часть стихер обращена одновременно к Петру и Павлу:
Да́л еси́ утверже́ние Це́ркви Твое́й, Го́споди, Петро́ву тве́рдость, и Па́влов ра́зум, и све́тлую му́дрость, и обою́ богогла́сие и́стинное, е́ллинскую пре́лесть отгоня́щее. Те́мже та́йно науча́еми от обои́х, пое́м Тя́, Ису́се Всеси́льне, Спа́се душа́м на́шим.
Перевод: «Утверждение Твоей Церкви, Господи, Ты дал твердость Петра и Павла разум и светлую мудрость, и обоих истинную божественную проповедь, отгоняющую обман безбожия. Потому мы, научаемые ими обоими тайнам Божественным, поем Тя, Исусе всесильныи, Спасителю душ наших».
Другие стихеры обращены только к Петру:
Тре́тие вопроше́ние, е́же: Пе́тре, лю́биши ли Мя́? Тре́тияго отверже́ния Христо́с испра́вил е́сть. Те́мже и к Тайнове́дцу Си́мон: Го́споди, вся́ ве́си, вся́ зна́еши, Ты́ ве́си, я́ко люблю́ Тя́. Те́мже к нему́ Спа́с: паси́ о́вцы Моя́, паси́ избра́нныя Моя́, паси́ а́гнцы Моя́, я́же Свое́ю кро́вию снабде́х во спасе́ние. Того́ моли́, Богоблаже́нне апо́столе, дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.
Перевод: «Троекратным вопросом: «Петр, любишь ли ты Меня?» троекратное отречение Христос исправил. Потому и Ведающему тайное Симон ответил: «Господи, Ты все ведаешь, все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя!» Тогда Спаситель обратился к нему: «Паси овец Моих, паси избранных Моих, паси агнцев Моих, которых Своею кровию приобрел Я во спасение!» Его моли, Богоблаженныи апостоле, даровать нам великую милость».
Есть в службе и такие стихеры, которые обращены к одному Павлу:
Я́же по вся́ гра́ды у́зы и ско́рби твоя́, кто́ ска́жет, сла́вныи апо́столе Па́вле? Труды́, боле́зни и бде́ния, я́же во а́лчи и в жа́жди злостра́стия. Я́же в зиме́ и наготе́, ко́шницу и жезлы́ бие́ния. Ка́менное мета́ние и презре́ние. Глубины́ истопле́ния. Позо́р бы́сть А́нгелом и челове́ком. Вся́ у́бо претерпе́л еси́, о укрепля́ющем тя́ Христе́, да ми́р приобря́щеши, о Христе́ Ису́се, Го́споде свое́м. Те́мже мо́лим тя́, творя́щии па́мять твою́ ве́рно, непреста́нно моли́, спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: «Во всех городах узах и скорби твои кто перечислит, славный апостол Павел? Труды, борения, бдения, страдания голода и жажды, холода и наготы, корзину и удары палками, побивание камнями и презрение людей, глубину, в которой тонул при кораблекрушении. Зрелище ты стал для Ангелов и людей. Все ты претерпел за укрепляющего тебя Христа, чтобы весь мир приобрести, во Христе Исусе, Господе твоем. Потому мы просим тебя совершая память твою с верою: Непрестанно моли о спасении душ наших».
Величание святым апостолам:
Величаем вас апостоли Христовы Петре и Павле. Иже весь мiр ученьми своими просветивших, и вся концы ко Христу приведших.
За вечерней службой накануне праздника читаются паремии — отрывки из соборного послания апостола Петра. Поскольку читаются тексты новозаветной книги, молящиеся слушают их стоя (обычно на паремиях можно сидеть). На утрени читаются два канона, написанные преподобным Иоанном Дамаскиным (VIII век). Один канон обращен к апостолу Петру, другой — к Павлу.
Библиотека Русской веры Канон святым апостолам Петру и Павлу →
Читать онлайн
Богослужебные особенности
Праздник Петра и Павла относится к главным православным датам. В день памяти святых во всех храмах проходят торжественные службы, где прихожане проходят обряд причащения, исповедуются, а также возносят молитвы. Священнослужители во время богослужения надевают белые или желтые ризы.
Торжество начинается накануне 12 июля, когда читают паремии. Потом совершают утреннюю службу, где поют каноны великомученикам. В молитвенных речах духовники прославляют апостолов за твердость духа, великий ум, пламенную веру, распространение учения Христова среди народа. Так, церковь называет святых учителями, еще раз пересказывая их земное бытие на пути к Господу Богу. Обращаясь к Петру, просят об отпущении грехов, а молитвы к Павлу призваны на спасение всего человечества.
Праздник Петра и Павла относится к важнейшим православным датам
Народные традиции праздника Петра и Павла
День святых апостолов Петра и Павла в народе считается праздником рыбаков, так как апостол Петр повсюду был известен как покровитель рыбного промысла, а среди приречных и приозерных жителей носил даже название «рыболова». Петровым днем заканчивалась весенняя и начиналась летняя рыболовная пора: в этот день завершались расчеты по весеннему лову и заключались новые сделки на лето. Рыбаки молились апостолу Петру, служили молебны, а в некоторых местах установили даже обычай ежегодно, в день 29 июня, собирать «Петру-рыболову на мирскую свечу», которая и ставилась в храме перед его образом. У прочего же населения день св. апостолов не считался первостепенным и не связывался с какими-либо особыми религиозными обрядами.
В круговороте земледельческих работ Петров день считался началом покоса трав, хотя почти не связывался с какими-нибудь особыми приметами. Говорили только, что «с Петрова дня зарница хлеб зарит» и что «если просо в Петров день в ложку, то будет его и на ложку». «Ключарь-апостол», которому, по стародавнему преданию, передан Господом ключ от Царства Небесного, считался одним из самых надежных — после «Николы-Милосливого» — покровителей засеянных хлебом полей.
Деревенская молодежь еще с вечера накануне праздника уходила в поле и здесь, вдали от родительского надзора, проводила всю ночь, «карауля солнышко»: по народному понятию солнце в день Петра и Павла, как и в день Светлого Христова Воскресенья, играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся как радуга. В некоторых местностях сходились в Петров день на три ключа-родника, умывались «петровой водицею» и угощались при этом хмельными напитками. Устраивали Петровские хороводы, «гулянки-Петровки», в некоторых селах девушки ходили в лес «крестить кукушку».
В крестьянской среде Петровский пост соблюдали во всей строгости церковного устава, а дни «заговин» и «разговин» считались праздничными. Например, в Вологодской губернии существовал даже обычай общих разговин всем миром. Каждая семья заблаговременно готовилась к Петрову дню: пекли, жарили и варили, так как все имели в виду прием гостей и родственников, которые в Петров день приезжали даже из дальних деревень. Если же праздник попадал на среду или пятницу, то в народе говорилось, что «мясоед с постом побратался».
Народные традиции и приметы
Так как Петр до встречи с Иисусом Христом занимался рыбной ловлей, 12 июля считается праздником рыбаков. Эта дата знаменует закрытие весеннего сезона и начало летнего. Начиная с нее день становится жарче, а тепло держится еще полтора месяца. Также славяне верили, что начатый 12 июля покос травы защитит поля от напастей. Дождь, пошедший на праздничный день, сулил хороший урожай.
Среди молодежи было принято накануне празднества собираться на пашнях. Там они проводили веселые гуляния, а затем встречали рассвет. Молодые люди пели, танцевали, водили хороводы, пили хмель, а утром умывались «петровой» водой.
Сегодня праздник Петра и Павла отмечают несколько иначе. Верующие посещают торжественное богослужение, зажигают свечи перед ликами великомучеников, молятся за здравие, просят помощи у апостолов. Обычно к святым обращаются за удачей, благословением на новое дело или учебу. После выхода из храма принято раздавать милостыню, а также не отказывать нуждающимся, если те просят помощи.
Молитва Святым апостолам Петру и Павлу
По традиции великую дату справляют в семейном кругу, приглашая всех родственников. Так как с 4 мая длится Петров пост, 12 июля христиане разговляются. Крестные родители справляют визиты к своим крестникам, дарят детям пироги, а самих кумовьев приглашают к себе разделить вечернюю трапезу.
Среди праздничных яств на столе должна обязательно присутствовать рыба.
Полезная информация
Святые апостолы Петр и Павел. Иконы
Иконографическая традиция изображения святых апостолов Петра и Павла пришла на Русь из Византии.
Апостолы Петр и Павел. Донце поминального сосуда. Византия, IV в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Апостолы Петр и Павел. Фрески в катакомбах святой Феклы. Вторая половина IV — первая половина V в. Рим. Совмещенные фрагменты
Апостолы Петр и Павел. Иконы из деисусного чина Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Преподобный Андрей Рублев, 1425–1427 гг.
В Русском государстве она творчески перерабатывалась. Это привело к тому, что апостолы Петр и Павел на русских иконах (в отличие от большинства других апостолов) легко узнаваемы: в мозаиках Киевской Софии и на ранних новгородских иконах, в деисусном чине из Высоцкого монастыря, у преподобного Андрея Рублева, даже на миниатюре Хлудовской Псалтыри. Ярко выраженные портретные черты апостолов Петра и Павла прослеживаются уже в раннехристианской иконографии: в росписи римских катакомб III — начала IV вв. можно узнать апостола Петра с короткими седыми волосами и небольшой бородой и Павла с его характерной иудейской внешностью, высоким лбом и длинной темной бородой.
Лики апостолов Петра и Павла. Базилика Космы и Дамиана (Санти-Косма-э-Дамиано). Первая треть VI в.
Апостолы Петр и Павел. Деталь фрески. Монастырь Ватопед. Конец XII в.
Типичным для домонгольского периода является изображение святых апостолов Петра и Павла в полный рост, стоящих рядом. Именно так они изображены на древнейшей (XI в.) из дошедших до нас икон — из Софийского собора в Новгороде. Возможно, эту икону привез из Корсуни в Киев сам равноапостольный великий князь Владимир, а позднее она попала в Новгород. В настоящее время исследователи датируют ее серединой XI в. — возможно, это список более ранней Киевской иконы, переданный в Новгород. Икона почиталась как чудотворная, поэтому в XVI в. Иоанн IV вместе с другими чтимыми святынями вывез ее из Новгорода в Москву.
Икона верховных апостолов Петра и Павла из Новгородского Софийского собора. Середина XI в.
Позднее икону вернули в Новгород, и она находилась в Софийском соборе до середины XX в. Во время Великой Отечественной войны икона была вывезена немецкими оккупантами в Германию, но в начале 1950-х гг. ее вернули в Новгород. После реставрации, уже в XXI в., она вновь поступила в Новгородский музей-заповедник. В иконографии этой самой ранней нашей иконы апостолов присутствуют детали, ставшие каноническими для последующих времен. Это не только характерная внешность апостолов. Апостол Павел держит закрытую книгу в драгоценном окладе, у Петра — свернутый свиток — символ его апостольских писаний, длинный золотой посох (Ин. 21:15-17) и золотые ключи (Мф. 16:19). Между апостолами, чуть выше, словно в отдалении — оплечное изображение благословляющего Спасителя с Евангелием в левой руке.
Другая известная икона, парно изображающая первоверховных апостолов, происходит из церкви апостолов Петра и Павла в Белозерске, относится к концу XII — началу XIII вв. и находится в Государственном Русском музее. Она отличается от новгородской строгой лаконичностью: апостолы изображены рядом и обращены к зрителю, они вполне узнаваемы по портретному сходству с каноническими образцами, но руки их сложены почти в одинаковом благословляющем жесте, почти одинаково и расположение их писаний — книги у апостола Павла и свитка у Петра. Ни посоха, ни ключей у Петра нет. Этот иконографический тип также получил на Руси распространение: примером может служить икона XV в. из Петрозаводского музея изобразительных искусств.
Апостолы Петр и Павел. XII — первая половина XIII вв. Из Воскресенской церкви в Белозерске. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Апостолы Петр и Павел. Середина — вторая половина XV в. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
Изображение предельно упрощено; у апостолов в руках лишь их писания, причем Павел держит книгу обеими руками, а у Петра придерживающая свиток десница сложена для благословения. Портретное сходство заметно, но у апостола Павла борода не вполне темная. Примеров дальнейшего развития первого — «новгородского» иконографического типа парного изображения первоверховных апостолов немало. На иконе начала XVII в. из села Слудка (Пермская картинная галерея) портретное сходство неоспоримо, хотя у апостола Петра нет подчеркнутой седины в волосах, а у Павла борода не столь темная и длинная, как на ранних иконах. Они предстоят в молитве пред Спасителем, восседающим на Престоле на облацех в окружении Небесных сил бесплотных. Десницы апостолов изображены не в благословляющем жесте, а молитвенно простертыми ко Христу. На раскрытую ладонь Петра надета тонкая цепочка с изящным золотым ключом. Но большую часть сохранившихся изображений первоверховных апостолов составляют иконы деисусного чина. Они, в зависимости от принятой схемы, могут быть и поясными, как, например, находящийся в Государственной Третьяковской галерее знаменитый «Высоцкий» чин (из Высоцкого монастыря в Серпухове), и ростовыми. Замечательным примером поясного изображения может служить икона апостола Павла из Звенигородского чина, написанная преподобным Андреем Рублевым (ГТГ). До нашего времени дошли всего три иконы из деисусного чина, написанные преподобным Андреем, по-видимому, для московского Воскресенского «на Высоком» монастыря.
Апостол Петр. Конец XIV в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В Новгородском музее-заповеднике хранятся иконы начала XVI в. из деисусного чина Михаило-Архангельской церкви села Подчевары Кирилловского уезда Новгородской губернии (чин был вывезен к выставке XV Археологического съезда в Новгороде в 1911 г. и поступил в НГОМЗ из Новгородского епархиального древлехранилища).
Иконография апостолов Петра и Павла напоминает иконы деисусного чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря и Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Хочется обратить внимание на интересные детали: на перекинутой через ладонь цепочке у апостола Петра висит лишь связка ключей, но согнутая в локте рука, видимо, поддерживала свиток с писаниями апостола (изображение свитка не сохранилось). У апостола Павла — книга, которую он поддерживает левой рукой, а пальцами правой готовится перелистать.
Апостолы Петр и Павел. Из деисусного чина. Ок. 1497 г. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов
Иконы деисусного чина главного иконостаса Софийского собора Великого Новгорода, написанные иконописцами Андреем Лаврентьевым и Иваном Дермой Ярцевым, датируются 1509 г. (об этом имеется запись в Новгородской четвертой летописи: «В лето 7017. Повелением господина Преосвященного архиепископа Серапиона дописан бысть Деосус в Софеи святой сысполна, а мастеры писали Ондрей Лаврентьев да Дерма Ярцев сын» (ПСРЛ, т.4,ч. 1, с. 461). В 1537 г. иконы были украшены серебряными окладами с басмой, золочением и эмалью. Иконы деисусного чина из церкви св. Димитрия в Поле (Псковский музей) совмещены с праздничным чином: апостола Петра со Сретением Господним, а Петра — с Вознесением. Апостол Петр жестом правой руки словно указывает на свиток со своими писаниями, а Павел держит книгу обеими руками и словно подает ее зрителю для прочтения.
Апостол Петр. Из деисусного чина. Лаврентьев Андрей, Дерма Иван Ярцев. 1509 г. Собор Святой Софии, Новгород
На иконах середины XVI в. из деисусного чина Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле (они находятся в Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике) портретным сходством наделен только апостол Павел, причем иудейские черты лица у него минимизированы — это, скорее, монгольский тип лица. Апостол же Петр изображен довольно молодым и рыжеволосым; определить его можно, пожалуй, лишь по ключу, свисающему на красном шнурке с левой руки, которой он плотно держит свиток.
Апостол Павел. Первая половина — середина XVI в. Из деисусного чина иконостаса Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль
Достаточно редко встречаются изображения апостолов Петра и Павла на царских вратах; иконографически это все те же деисусные иконы — как, например, на царских вратах монастыря святого Павла на Афоне. Большой интерес представляют житийные иконы апостолов Петра и Павла. На новгородской иконе апостолов Петра и Павла с житием (XVI в.) обращают на себя внимание некоторые нетипичные детали. Апостол Петр облачен в гиматий золотистого цвета, а свиток в его левой руке веерообразно раскрыт (правая рука сложена в именословном благословении). Апостол Павел держит двумя руками книгу практически горизонтально; читать ее в таком положении затруднительно. В житийных клеймах приведены сцены из жития святых апостолов, в том числе и их мученическая кончина: распятие апостола Петра на кресте стремглав, т. е. вниз головой, и усекновение главы апостола Павла мечом.
Петр и Павел с житием. XVI в. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород
Таким образом, в древнерусских памятниках иконографии первоверховных апостолов Петра и Павла мы видим не только следование канону, но многообразие его трактовок, которое прослеживается уже в самых ранних изображениях.
Апостолы Петр и Павел. Середина XIV в. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет
Апостол Павел. Из деисусного чина. Вторая половина XVI в. Покровский собор Рогожского кладбища, Москва
Апостолы Петр и Павел, пророк Илия и св. Власий. Середина XVI в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Апостолы Петр и Павел. Последняя четверть XVII в. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Сын фарисея и трижды предатель: как Петр и Павел стали учениками Христа
Настоятель храма Двенадцати Апостолов рассказал, почему память апостолов Петра и Павла совершается в один день, кто такие первоверховные апостолы и как люди, гнавшие от себя Христа, стали самыми преданными его сподвижниками.
Середина июля для православных христиан ознаменована двумя большими праздниками. 12 июля Православная церковь отмечает День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, а 13 июля празднует Собор Двенадцати Апостолов.
Последний является одним из древнейших православных праздников, в честь которого было построено множество православных храмов. Самым первым из них стал храм, возведенный по приказу императора Константина Великого в Константинополе: это церковь Апостолов, ставшая императорской усыпальницей.
Храм Святых Апостолов. Миниатюра из Ватиканского кодекса
День апостолов Петра и Павла также весьма почитаемый праздник, поскольку именно эти двое считаются одними из главных сподвижников Иисуса Христа. Хотя есть между этими святыми и ряд различий. Так, Петр был одним из ближайших учеников Христа, а Павел вообще не являлся участником евангельских событий и проповедовать начал гораздо позже Петра. Впрочем, оба они доказали свою преданность Господу, пострадали за свою веру и вошли в число самых почитаемых святых как на Востоке, так и на Западе.
О том, что еще связывает этих святых, почему их принято изображать вместе на иконах, зачем Господь отдал Петру ключи от рая и что подвигло Павла проповедовать христианство, а Петра – пойти навстречу собственной смерти, в интервью порталу «История.РФ» рассказал настоятель храма Двенадцати Апостолов города Тулы, ректор Тульской православной классической гимназии протоиерей Лев Махно.
В. И. Суриков. Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста
Гонитель Христа и первый папа римский
– Отец Лев, в первую очередь хочу спросить вас вот о чем. Почему Петр и Павел почти на всех иконах изображаются вместе? И день памяти у них тоже приходится на одну и ту же дату. С чем это связано? В одних источниках сказано, что эти апостолы якобы умерли в один день, а где-то пишут, что Павел принял мученичество ровно через год после Петра. Чему верить?
– Первоверховные апостолы Петр и Павел совершенно по-разному трудились и в разное время. В то время, когда апостол Петр был со Христом, апостол Павел был Его гонителем. История о том, как и когда он обратился ко Христу, подробно описана в книге «Деяния святых апостолов». Первоверховным апостолом Павел стал потому, что заложил основы догматическо-нравственного учения Православной церкви. Поэтому Петра и Павла на иконах изображают вместе как двух первоверховных апостолов. Но это совершенно не значит, что они в одно время вместе трудились. В иконографии часто объединяют святых. Например, первый образ «О тебе радуется» был написан в XVI веке, а со временем в него добавляют новых святых. К примеру, совсем скоро, 1 августа, мы открываем часовню Параскевы Пятницы около храма Покрова, и там будет икона, к которой мы добавляем не только святых, которые были в XVI веке, но и наших, тульских святых, которые были замучены уже в период гонений на церковь в XX веке. У икон бывает разная композиция, они сами по себе очень многогранны и богаты по содержанию. Поэтому часто бывает так, что туда добавляются святые, которые не были никак связаны друг с другом при жизни. Это делается скорее по принципу их общего страдания, мученичества и подвига.
– Кстати, я читала, что именно в честь Петра и Павла в Риме были установлены первые христианские храмы, когда христианство стало там разрешенной религией. Это правда? И вообще, какое значение придается этим святым в западной, католической традиции?
– В Римско-католической церкви апостол Петр считается первым папой римским. И если вы возьмете учебник по истории западного христианства, то первым среди 266 римских пап будет стоять апостол Петр. Таким образом, он является основоположником иерархии западной церкви. И под собором Святого Петра в Ватикане есть крипта, где, как считается, был погребен апостол Петр. Там в подвале есть небольшая церквушка, где обыкновенно совершается литургия.
«На Петров день в деревнях совершаются бесчинства»
– Многие привыкли считать, что апостол Петр – это хранитель ключей от райских врат. Мы представляем себе, что именно этот апостол первым встречает души умерших у входа в Царство Небесное. Но откуда взялось это поверье? Об этом сказано в Библии? Кроме того, я читала, что в представлении славян в роли хранителей ключей от рая выступает как Петр, так и Павел… Как это может быть?
– Такие вопросы нужно всегда рассматривать в иконографическом аспекте. Образ апостола Петра, который держит ключи от рая, не в обиду католикам будет сказано, нарисовала именно Римская церковь. Ведь до 1054 года мы были вместе! Христианская церковь была едина почти до середины XI века, и православные и католики почитали одних и тех же святых. Но после того как произошло это разделение, католики стали изображать апостола Петра с ключами от рая, подчеркивая тем самым, что ключи от Царства Небесного в руках у основателя западной, а не восточной церкви. Кроме того, в Евангелии действительно есть такие слова, которые Христос говорит Петру: «…и дам тебе ключи Царства Небесного». Эти евангельские слова воплотились в иконографии апостолов в западной церкви. В данном случае Христос говорит о духовных ключах: Он прощает апостола за то, что тот отрекся от Него и дает ему право самому отпускать грехи другим людям. Иисус как бы говорит Петру: ты предал Меня, но за свою искренность и преданную любовь ты достоин спасения.
Рубенс. Апостол Петр
– В народном календаре славян день святых апостолов Петра и Павла называется Петровым днем. В этот день на Руси провожали весну и встречали лето, заканчивались «купальские празднования» и начинались летние свадьбы, а также первая прополка и подготовка к сенокосу. Интересно, как Православная церковь относится к таким традициям?
– Отрицательно, потому что Петров день на Руси сочетался с языческим праздником. Таким образом, в народе, принявшем христианскую веру, сохранялись языческие традиции, и из-за этого православные праздники отмечались вместе с языческими. Так же происходило и с Троицей, во время которой перепрыгивали через костры (День Святой Троицы в славянском народном календаре обозначается как Троицын день; этот праздник связан с большим количеством языческих обрядов и завершает весенний цикл праздников, знаменуя собой переход к лету. – Прим. ред.). И мы знаем, что в день святых апостолов Петра и Павла в деревнях иногда совершаются бесчинства и различные хулиганства. Поэтому церковь смотрит на это отрицательно – как и на птиц, которых выпускают на Благовещение (на Благовещение есть обычай выпускать на волю лесных птиц; к сожалению, каждый год праздник сопровождается гибелью тысяч птиц, которых барышники ловят и продают возле церквей. – Прим. ред.).
«Павел понял, что это не галлюцинация, а явление Христа»
– Хочу спросить вас еще об одном важном церковном празднике, который отмечается на следующий день после празднования памяти апостолов Петра и Павла. 13 июля Православная церковь празднует Собор Святых Двенадцати Апостолов. Я слышала, что это очень древний праздник и первые упоминания о нем якобы встречаются уже в документах IV века. Так ли это?
– Нет, первый Апостольский собор был гораздо раньше. Он произошел в 52 году в Иерусалиме. Апостолы и другие последователи Христа собрались и постановили, как необходимо вести себя язычникам, обращенным в христианство. В частности, на этом соборе решался вопрос об обрезании, и в итоге христиане отказались от необходимости соблюдения этого ритуала крещеными язычниками, а также от жертвоприношений животных и многих других обрядов, введенных книжниками и фарисеями в религиозную жизнь иудеев. Вот откуда начинается празднование Собора святых апостолов – с середины I века.
Собор Двенадцати Апостолов. Византийская икона начала XIV века
– Но единство это среди апостолов было достигнуто далеко не сразу. К примеру, Павел изначально был фарисеем и, еще будучи подростком, участвовал в гонениях на христиан. Что же в итоге побудило его обратиться в новую веру?
– Павел происходил из семьи высокообразованных людей, был членом иудейского синедриона. Он действительно принимал участие в гонениях на христиан. И однажды, когда Павел направлялся в Дамаск, он вдруг услышал голос: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» (Савл – имя, данное Павлу при рождении. – Прим. ред.). И, внезапно увидев в небе яркий свет, Павел ослеп на три дня. Это состояние слепоты привело его в отчаяние. В итоге исцелить Павла смог только живший в Дамаске христианин по имени Анания, который и крестил будущего апостола. Слепота была дана Павлу для того, чтобы он ощутил физический недостаток и понял, что это не галлюцинация, а явление самого Христа. И так из гонителя Павел сделался великим христианским проповедником.
Караваджо. Обращение Савла по дороге в Дамаск
«Христа ждали 700 лет, но боялись ошибиться»
– А Петр? Он ведь отрекся от Иисуса, причем трижды, как тот и предсказывал…
– Когда мы говорим об отречении апостола Петра, мы не должны забывать и о том, какой была его мученическая кончина. Апостол Петр всю свою жизнь страдал от этого отречения. Когда его хотели распять так же, как Христа, он попросил, чтобы его распяли вниз головой, потому что считал себя недостойным умереть смертью своего Господа. Я бы, кстати, посоветовал вам прочитать великолепный исторический роман «Камо грядеши» («Quo vadis») писателя Генрика Сенкевича. Там великолепно описана жизнь первых христиан в Риме, первые гонения на них и так далее. Особенно впечатляет концовка романа. Понимая, что ему грозит казнь, апостол Петр решил покинуть Рим, но, когда он выходил из города, уже на окраине Рима ему явилось видение. Он вдруг увидел Христа, который идет ему навстречу и несет на себе крест. «Господи, куда Ты идешь?» – спросил Его апостол. «Иду в Рим, чтобы опять быть распятым», – ответил Иисус. Тогда Петр понял, что его уход не угоден Господу, и вернулся в город. Там его схватили, бросили в темницу и вскоре казнили.
Микеланджело. Распятие Святого Петра
– Все это наводит меня вот на какую мысль. В Библии, как мы видим, часто можно встретить примеры малодушия и маловерия со стороны апостолов. А ведь эти люди, казалось бы, были наиболее близки ко Христу. Тем не менее нам постоянно показывают, что они часто неверно понимали Его слова и поступки, и в итоге, как известно, в момент ареста Иисуса все ученики, испугавшись, покинули своего учителя. Павел успел погубить многих христиан до того, как произошло его обращение. Петр, который первым назвал Христа «Мессией», трижды отрекся от Него. А Иуда и вовсе стал самым подлым предателем… Для чего же Священное Писание так настойчиво указывает нам на несовершенства и человеческую слабость даже самых избранных учеников Господа? О чем это говорит?
– Это нормальное явление. Ведь народ ожидал Христа 700 лет, начиная от пророка Исаии, который говорил: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит: с нами Бог». Он говорит о рождении Христа Спасителя от Девы Марии за 700 лет до этого события! За это пророчество Исаия был назван ветхозаветным евангелистом. То есть вы понимаете, как ожидается Христос иудейским народом? Это страшное ожидание! И мы видим, как оно передавалось из поколения в поколение. И мы видим, что Христос приходит именно в тот момент, когда его присутствие потребовалось в мире. Так что это состояние маловерия, отчаяния – понятно. Все боялись ошибиться. И в Евангелии мы видим человеческую природу людей, но мы также видим проявление божественной милости. Возьмите ту же притчу о самарянке! Поэтому, когда мы видим человеческую сторону в Евангелии, мы ее не осуждаем, а просто говорим, что так было и так есть, и все это по-человечески правильно. Это не должно служить ключом к отрицанию чего-то или к тому, чтобы размышлять о неверии.
Святые апостолы Петр и Павел. Картины
Известные живописцы, такие как Эль Греко (1541–1614 гг.), В.Л Боровиковский (1757–1825 гг.), Н.Н. Ге (1831–1894 гг.) и другие в своих произведениях изображали апостолов Петра и Павла.
Апостолы Петр и Павел, Эль Греко. Между 1587-1592 гг.
Святые апостолы Павел и Иоанн. Боровиковский Владимир Лукич. 1770-е годы. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Апостол Петр. Ге Николай Николаевич. 1863 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Святые апостолы Петр и Павел. Скульптуры
Апостол Петр. Бернардо Чуффаньи. Скульптура фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции. 1415г. Италия
Апостол Петр. Иван (Джованни) Витали. Западные двери Исаакиевского собора. 1841-1846 г. Фрагмент
Апостол Павел. Статуя в атриуме базилики св. Павла за городскими стенами (Сан Пауло фуори ле Мура). Рим
Петропавловские храмы и монастыри
Издавна на Руси строились храмы во имя верховных апостолов Петра и Павла. Пожалуй, самый древний сохранился в Смоленске. Его строила в 1140—1150 годах княжеская артель. Освящал Симеон, первый смоленский епископ. Впоследствии несколько раз храм перестраивался, первоначальный вид восстановил П.Д. Барановский. Церковь, построенная из кирпича, представляет собой образец крестово-купольного одноглавого древнерусского храма. Смоленские мастера продолжили традиции Киевской Руси и Византии. Храм этот похож на владимиро-суздальские и раннемосковские, но некоторые декоративные элементы напоминают образцы новгородской и псковской архитектуры.
Храм апостолов Петра и Павла на Городянке в Смоленске. Построен в 1146 г.
Несколько древних церквей в честь апостолов Петра и Павла сохранились в Великом Новгороде. В конце XII века была построена церковь Петра и Павла на Синичьей горе. Ее строительство велось в 1185—1192 годах. Возможно, храм был построен на месте более древнего. При нем были женский монастырь и кладбище. Место это находилось за городом. На монастырь в 1611 году напали шведы. В 1764 году обитель упразднили. С 1925 года и по настоящее время храм недействующий, находится в аварийном состоянии. В 1992 году внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Церковь Петра и Павла на Синичьей горе. Великий Новгород
Еще одна церковь — храм святых апостолов Петра и Павла в Кожевниках, 1406 года постройки. Это одноглавый четырехстолпный новгородский храм на улице Бредова-Звериной, у южной части бывшего Зверина Покровского монастыря.
Храм святых апостолов Петра и Павла в Кожевниках. Великий Новгород
Храм Петра и Павла на Славне построен в 1367 году, рядом со старообрядческой церковью во имя пророка Илии (ул. Знаменская). Сейчас церковь заброшена.
Храм Петра и Павла на Славне. Великий Новгород
В Брянске князь Олег в 1275 году основал Петропавловский монастырь, в котором и сам постригся, оставив княжение. При Екатерине II обитель лишили всех угодий и она пришла в упадок. Упразднена в 1830 году. Позднее монастырь восстановили как женский общежительный. До настоящего времени сохранились несколько жилых зданий и собор Введения Богородицы, построенный в начале XVIII века на месте старинной деревянной церкви.
На берегу Онежского озера в поселке Повенец в 1600 году был построен собор во имя первоверховных Апостолов Петра и Павла. Упразднен около 1945 года.
Собор Петра и Павла в пос. Повенец. Рисунок из журнала «Всемирная Иллюстрация»
В г. Пскове существует храм Петра и Павла с Буя. Первоначально на месте существующей церкви в 1373 году стоял храм, здание было восстановлено в 1540 году в месте схождения основных улиц города. Храм поставлен на месте древнейшего городского кладбища — Буя, у крепостной стены среднего города. В 1810 году были разобраны два ветхих придела и звонница, к западному притвору достроено крыльцо.
Храм Петра и Павла в Пскове
Во имя святых апостолов Петра и Павла был освящен храм бывшего Сироткина монастыря в Пскове. Храм датируется XV — второй четвертью XVI вв. Архитектурное решение постройки весьма интересно: типично-псковское в целом, оно оригинально по композиции, включающей в себя разнообразные и разновременные постройки. Древний четверик с примыкающей к нему с востока довольно широкой апсидой нанизывает на свою ось с запада — притвор, трапезную, колокольню, вытягиваясь в линию. С севера, по всей длине этой линии, к храмовому комплексу примыкают более поздние пристройки: придел во имя Успения Пресвятой Богородицы, за ним — три помещения по той же оси «восток-запад», соответствующие размерам трапезной и притворов основного храма; большая апсида придела (близка по пропорциям алтарному полукружью древней церкви — редкий в Пскове пример 2-частной системы уравновешенного плана). Сдержанные высотные акценты колокольни со шпилем и луковичной главы также взаимно уравновешены. Декор южного фасада уникален: кресты из печных поливных изразцов. Украшение барабана главы бегунцом и поребриком — типично псковское. После упразднения монастыря в 1764 году Петропавловский храм был передан в бессрочное пользование Псковской Епархии РПЦ.
Храм во имя святых апостолов Петра и Павла бывшего Сироткина монастыря в Пскове
Во имя святых апостолов Петра и Павла был освящен храм на острове Лычный оз. Сандал Кондопожского района Республики Карелия. Храм был построен в 1620 году. По данным 1831 года, на Лычноостровском погосте стояли две церкви и колокольня. За свою долгую жизнь церковь Петра и Павла значительно меняла свой облик. Так, например, в середине XVIII века вместо сеней поставили трапезную с новыми сенями. Тогда же основной объем церкви был дополнен вторым восьмериком. В последующие годы первоначальный вид памятника был восстановлен не полностью: нет колокольни с крытым переходом в церковь. Во 2-й половине XVII в. — 1-й половине XVIII в. было надстроено шатровое завершение, позже сооружены отдельно стоящая шатровая колокольня и новая трапезная, стены обшиты тесом. В 1872 году колокольня была передвинута к храму. В годы гражданской войны пострадала в ходе боевых действий, разрушен шатер, позже сломана колокольня. В 1951-1956 гг. отреставрирован в формах XVIII века. В 2003-2004 гг. было проведено укрепление конструкций сжимами.
Храм во имя святых апостолов Петра и Павла на острове Лычный оз. Сандал Кондопожского района Республики Карелия
Во имя святых апостолов Петра и Павла был освящен храм в Повенецком городском поселении Медвежьегорском районе Республики Карелия. Храм был сооружен в 1600 году. Из статьи «Трехсотлетний юбилей первого Повенецкого храма» в Олонецкой Епархальной ведомости №№ 13-14 за 1900 г.: «… построенъ былъ Повѣнецкiй храмъ, — строителемъ котораго, какъ гласятъ записи в клировых вѣдомостяхъ Повѣнецкаго собора, был схимонахъ Аноимъ и новгородские купцы». Храм был разрушен в годы Великой Отечественной войны.
Храм во имя святых апостолов Петра и Павла в Повенецком городском поселении Медвежьегорского района Республики Карелия
Во имя святых апостолов Петра и Павла был освящен собор в п. Селижарово Тверской области. Каменная церковь Петра и Павла возведена не ранее конца XVI столетия как трапезная Троицкого Селижаровского мужского монастыря. Поэтому при храме находились хлебная, поварня, погреба, сушило, квасоварня, казенная, келарская и подвалы. Петропавловская церковь с Гурьевским приделом размещалась на втором этаже двухэтажного сооружения — прототипа Грановитой Палаты Московского Кремля. В 1762 году был расширен алтарь и перестроены оконные проемы здания. В 1930-х годах храм был закрыт и разорен, помещение было перестроено под магазин. Верующим храм был возвращен в 1992 году.
Собор во имя святых апостолов Петра и Павла в п. Селижарово Тверской области
Во имя святых апостолов Петра и Павла был освящен храм в г. Каменец-Подольский Хмельницкой области Украины. Первые же документальные свидетельства о Петропавловской церкви относятся к концу XVI века. Есть сведения, что в 1591 году этой церкви был принесен в дар дом каменецким мещанином Иваном Селецким. Каменная, трехмастная, трехконховая церковь имела башню над бабинцем. В интерьере сохранились фрагменты фресок XVI века. В период турецкого господства церковь святых Петра и Павла была отдана римо-католикам для совершения своих богослужений. В XVIII веке Петропавловская церковь была униатской. В 1795 году церковь была возвращена РПЦ.
Храм во имя святых апостолов Петра и Павла в г. Каменец-Подольский Хмельницкой области Украины
Старообрядческие Петропавловские храмы
Традиция строить и освящать храмы во имя апостолов Петра и Павла сохранилась и в старообрядчестве. Сегодня престольный праздник в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви в г. Якутске, г. Дзержинске Нижегородской области, с. Афанасьево Кировской области, с. Русская Тавра Свердловской области, пос. Краснокаменка р-ки Крым. Храмовый праздник и в белокриницких приходах Румынии: в г. Сулина, Пьятра Нямц и Яссах.
Храм РПсЦ св. апостолов Петра и Павла. Афанасьево
Храм РПсЦ во имя Петра и Павла в с. Русская Тавра Свердловской области
Храм святых апостолов Петра и Павла. Краснокаменка
Престольный праздник также отмечают общины Русской Древлеправославной Церкви в г. Приморско-Ахтарске Краснодарского края, г. Вольске Саратовской области, г. Касли Челябинской области, с. Можарки Чувашской Республики и с. Шурма Кировской области. В честь апостолов Петра и Павла построены и поморские храмы Дубянской, Стрипишкской и Радвилишской общин (Литва).
Храм РДЦ во имя Петра и Павла в г. Касли Челябинской области
Издавна праздник Петра и Павла почитается и в общине Русской Православной старообрядческой Церкви села Стрельниково Костромской области, где бывает крестный ход, как и на престольный праздник Покрова Богородицы.
Города, названные в честь апостолов
Название Петропавловска носит и несколько городов. Один из них, основанный 12 июля 1752 года как военная крепость, находится теперь в Казахстане. Здесь сходились торговые пути из России и Средней Азии. В конце XVIII лека в Петропавловской крепости принес присягу на верность русскому правительству султан Средней Киргизской Орды Вали. В 1896 году рядом с городом была построена станция Петропавловск транссибирской железнодорожной магистрали. В 1920 году образована Киргизская республика, впоследствии Казахская АССР, к которой отнесли и Петропавловск. Стоит заметить, что этот город в советские годы не переименовывали.
Петропавловском называется и один из самых первых русских городов на Дальнем Востоке. Острог основали казаки в 1697 году. В 1740 году сюда прибыла экспедиция Беринга, корабли которой назывались «Святой апостол Петр» и «Святой апостол Павел». На месте острога заложили поселение, которое является теперь столицей Камчатки — город Петропавловск-Камчатский.
Традиции и обычаи на Петров день
Приходится дата на середину года, неслучайно во многих регионах называли это время «макушкой лета». Такое же название давали дню Ивана Купала (7 июля), что неудивительно – числа расположены рядышком, а обычаи очень похожи.
В традициях праздничных дней летнего цикла переплелись положения христианской веры, ритуалы славян-язычников. Дни солнцестояния (с 21 июня) до Петрова дня ранее отмечали особо, но по всей вероятности позже стали разделять из-за постных дней воздержания не только от еды, но и гуляний.
Начинали праздновать с вечера, заранее готовя дрова для костров, устанавливая на полянах и близ рек большие качели. В домах и хозяйственных постройках накануне наводили порядок, хозяюшки готовили угощение. В народном календаре этот день – время гуляний, хороводов, забав молодых девушек и парней. Продолжались традиции Купальской ночи, празднование расцвета природы, прославление солнечных богов.
Гуляли стар и млад: варили общую кашу на кострах у реки, «караулили» утренний восход солнца. По старинным поверьям, утром на Петров день солнце в небе «играет», переливается, и надо было обязательно увидеть это собственными глазами. Заметили первые солнечные лучи, значит, удача и достаток будут сопутствовать целый год.
Было принято обращаться к апостолам с молитвами о даровании здоровья, излечения от разных болезней. Петр – ключник ворот рая, охраняет сад, управляет грозой и молниями. Нередко посылал на землю сильные ливни, пожары, град, испытывая верующих на силу и крепость духа. Традиционно в этот период рассчитывались с пастухами, угощали их приготовленными блюдами, одаривали караваями, чтобы лучше смотрели за скотиной.
Почитали праздник рыбаки, так как святой апостол Петр был из рыбацкой семьи. Ему возносили молитвы, просили обильных уловов и удачи. Там, где рыболовство составляло важную сферу хозяйства, собирали деньги на покупку общей свечи, а затем зажигали и ставили ее в местной церкви перед образом святого. Считалось, что Петров день начинает новый сезон ловли рыбы.
Праздник с вечера и ночи плавно перетекал в новый день. Обязательно посещали храмы, затем устраивали застолья, угощали близких и родных рыбными блюдами, окрошкой, ботвиньей, пирогами, вином и пивом, напитками из ягод, квасом. Во многих больших селах и деревнях стол был общим, возле храмов. Хозяйки готовили для трапезы разные угощения, и на такие обеды собирались все местные жители, да приезжие гости.
Молодежь гуляла с вечера: возле рек и озер жгли костры, прыгали поодиночке или парами через огонь, водили хороводы. Девушки спешили умыться из трех ключей, так как согласно поверьям, Петрова вода дарует красоту и здоровье. Если у девушки был парень, то к Петрову дню обязательно готовила вышитый платок или кисет в подарок. С этого праздника играли свадьбы, успевая в короткий промежуток провести венчание и застолье. Затем начиналась страда: сенокос, уборка озимых, и уже не до гуляний.
Молодые неженатые парни в ночь на Петров день нередко безобразничали: ломали изгороди, валили поленницы дров, мазали дегтем ворота. Но такие «шутки» не поощрялись. Власти для разыгравшихся применяли наказания, церковь сурово порицала за погромы, поэтому постепенно праздник обрел мирный настрой.