«Почтем Петра, каменя веры, и Павла, истиннаго учителя…»
Память святых верховных апостолов Петра и Павла — это великий праздник, совершаемый 12 июля (29 июня по старому стилю). В этот день заканчивается Петров пост.
Какого числа День Петра и Павла в 2022 году
Часто святых прославляют в день их успения. Но историки не сходятся во мнениях, когда именно приняли мученическую кончину два апостола. Принято считать, что умерли они в один и тот же день. В Четьи-Минеи Свт. Димитрия Ростовского указано: два этих события произошли с разницей в один год.
Интересный факт
Поэтому праздник отмечают ежегодно
12 июля по Юлианскому календарю, в день перенесения мощей, которое произошло в 258 г., как дань памяти их общего мученического подвига
Праздник не переходящий — каждый год его отмечают в один и тот же день.
История праздника
День святых первоверховных апостолов посвящен памяти проповедников христианства, принявших за свою веру мученическую смерть. Жизненный путь их различен, но в христианской традиции имена апостолов тесно связаны, поэтому праздник объединенный.
Родившийся в семье простого рыбака Ионы, Петр, носивший до крещения имя Симон, был призван Иисусом вместе с братом, будущим апостолом Андреем Первозванным. Христос дал ему имя Кифа («камень»), подразумевая, что он станет оплотом, крепостью, основанием будущей новой церкви. Арамейское Кифа по-гречески звучало Петр, под таким именем ближайший ученик Иисуса вошел в историю.
Господь предсказывал, что Петру суждено отречься от христианского вероучения, и это, действительно произошло, но позже он искупил предательство своими проповедями и делом.
Согласно католической традиции, святой Петр является первым римским папой (епископом).
Будучи миссионером, Петр проповедовал христианскую веру в Египте и Греции, в Малой Азии и Испании. В книге Нового Завета сохранились два послания, где проповедник укрепляет новообращенных в вере, предостерегает от искушений, лжеучений. Ученик Христа сам предсказал свою мученическую смерть, зная, что придется пострадать за веру. Казнили его в Риме, где вернувшийся из странствий Петр был схвачен сторонниками императора Нерона. Распяли миссионера вниз головой, об этом он попросил сам, считая недостойным быть казненным так же, как Учитель.
Совершенно другой жизненный путь у Павла, до крещения имевшего имя Савл. Родившийся в город Тарсе, он был противником христианства, активно участвовал в гонениях последователей нового учения. Во время путешествия в Дамаск Савл внезапно ослеп, а услышав с небес глас Мессии, уверовал в него. От слепоты Савла исцелили в Дамаске, и почти сразу он стал вести проповеди, обращая людей в новую веру. После крещения, во время путешествия и миссионерства по Кипру, Савл принял имя Павла, под которым и известен как первоверховный апостол.
Позже по императорскому указу Павла схватили, доставили в Рим и судили. Суд приговорил проповедника к казни, но так как Павел считался римским гражданином, его не распяли, а обезглавили мечом. Дата казни – 29 июня, в тот же день был казнен Петр. Точных данных о том, что казни святителей произошли в один год, нет. Согласно мнению Дмитрия Ростовского, написавшего «Четьи-Минеи», казнили Петра и Павла в один день одного года, либо с разницей в один год.
В 258 году, в Риме стоялось знаменательное событие — перенос мощей христианских мучеников. Мероприятие приурочили к 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор дата стала считаться днем памяти святых проповедников.
Где находятся мощи
Петра погребли на кладбище за территорией цирка, на арене которой он был распят. Могила его почиталась верующими с первых дней, а при святом Константине здесь выросла первая христианская базилика. На месте захоронения Святого Павла ученики оставили знак, и двести лет спустя тот же самый боголюбивый император возвел на этом месте папский собор San Paolo fuori le Mura. А чуть ранее, в III веке, мощи обоих апостолов перенесли и захоронили в катакомбах Святого Себастьяна. Правда, впоследствии останки Апостола Петра перенесли в Ватикан, Апостола Павла – в старую базилику на Виа Остиенсис.
Собор апостола Петра в Риме. Когда-то здесь, на Ватиканском холме, располагался цирк римского императора Нерона. 12 июля 66 года (по другой версии — в 64 г.) здесь казнили Симона Петра. Его мощи до 1950-х гг. находились под спудом. С 1952 по 1965 гг. в гробнице работали археологи, которые извлекли честные мощи. Ученые провели исследование и установили, что останки принадлежат человеку возраста более 60 лет, жившему около I в. Таким образом, подтвердилась подлинность почти 2000 лет почитаемых мощей. Сегодня им может поклониться любой верующий.
Два пути ко Христу
Если Петр был со Спасителем с самого начала, прошел с Ним весь путь, проявив малодушие лишь тогда, когда за Иисусом пришли римские солдаты, в чем горько каялся всю жизнь. Павел же вообще не принадлежал к числу 12 учеников и Мессию ни разу не видел. Более того, он был противником христиан и даже принял участие в страшной казни первого в истории мученика Стефана – стерег одежды палачей пока те побивали несчастного камнями.
Простой рыбак из Галилеи и «фарисей сын фарисея», отлично знающий иудейский Закон — такие разные по происхождению, образованию и воспитанию. И жизненные пути у них тоже разные, но одинаково твердая вера и смерть одна: казнь за проповедь о Христе…
Путь Петра
Петр рыбачил на берегу Галилейского озера, когда Иисус призвал его. Вместе с братом Андреем он сидел в лодке. И когда неизвестный странник, идущий мимо, сказал:
«Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:11)
Дуччо «Призвание апостолов Петра и Андрея», ок. 1311 года. 42.7 × 45.5 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Не поколебавшись, он первым бросил снасти и пошел странствовать за Христом, оставив рыбацкий промысел, дом, супругу, тёщу…
- он присутствовал, когда Равви воскресил дочку Иаира (Мк.5:35-43);
- дерзновенно просил Его, идущего по бурному морю, позволения также пойти по водам (Мк.6:47-51);
- был среди тех, с кем Господь последовал на гору Преображения – Фавор (Мф.17:1-6; Мк.9:1-8);
- Симон Петр – лидер среди 12, он горячее и настойчивее всех: высказывает готовность идти «в темницу и на смерть» (Лк.22:33), на Тайной вечере не позволяет умыть ноги и настойчиво допытывается, кто же предаст Учителя
- пытается защитить Иисуса в Гефсиманском саду от воинов, пришедших Его схватить
Кстати, именно Петр впервые назвал Иисуса Христом, что буквально означает «Мессия», и признал Сыном Божьим, об этом свидетельствует Апостол Матфей.
По рождению он звался Симоном. А имя Петр (или Кифа, в арамейском варианте) дал ему Спаситель, сказав:
«Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
(Мф. 16:18-19)
Петр – греческое имя, переводится как «камень», символ твёрдости.
Апостол был человеком горячим, смелым, пламенно верил… Иногда не понимал, иногда сомневался, но ревность его была велика.. Но страшным было и падение.
Когда Учитель был взят римскими воинами, еще недавно такой горячий, пламенный Симон трижды отрекся от Него. Потом бесконечно скорбел об этом. Евангелист Иоанн передает беседу Христа со Своим учеником, трикратное вопрошание: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» Петр понимает: почему Господь не именует его Петром (символом твердости), зачем спрашивает трижды (по числу его отречений). И из самой глубины его сокрушенного сердца слышится вопль: «Господи! Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя!». (Ин.21:15)
Эта любовь к Богу – вела его далее по жизни до самого конца.
Он проповедовал в землях Антиохии, на Средиземноморье, в Египте, но погиб в Римской Империи. В 64 году (согласно последним исследованиям в 66 или 67 гг) в Риме, по приказу императора Нерона, ему уготовали ту же страшную смерть, что и Учителю – распятие. Но Петр посчитал себя слишком ничтожным, чтобы умереть так же, как Он. А потому распяли его вниз головой.
Но, словно бы в насмешку над врагами, на месте казни в IV веке возвели здание самого большого и первого в мире христианского собора, который и по ныне притягивает в Ватикан миллионы паломников.
Житие Павла
Совсем иным был путь Павла, урожденного фарисея, ревнителя закона иудейского, который знал с детства. А потому новое учение «проповедника из Назарета» для него — оскорбление Бога, достойное смерти. С ранних лет юный Савл (так его звали в начале) принимал активное участие в гонениях на первых христиан.
Митр. Антоний Сурожский пишет, что Савл гнал христиан
«… не потому, что он был безбожник, не потому, что он ненавидел веру; но потому, что представление, которое у него было о Боге, никаким образом не могло совместиться с тем, что он видел во Христе. Бога беспомощного, Бога уязвимого, Бога как будто побежденного, презренного он себе не мог представить, потому что он верил в Бога Святого, недоступного, сияющего такой славой, что человек слепнет, когда подходит к Нему. И он стал гонителем. Но всей душой он верил в Бога, он устремлен был к Нему, он жил Им и для Него».
В общем, Павел мог бы никогда и не стать апостолом. Но у Господа был другой Замысел.
Обращение Савла (картина Караваджо, 1601) Савл почти принимает своё видение
Как-то, уже будучи достаточно взрослым, направлялся он в Дамаск, где нашли приют последователи Иисуса. Направлялся с тем, чтобы найти и убить их. Но в дороге увидел облако, сияющее настолько нестерпимо, что молодой фарисей потерял зрение. А за светом последовал Глас:
«Савл! Савл! Зачем же ты гонишь меня?»
Слепого Савла привели в город, где добрый христианин вознес за него молитву, и зрение вернулось. Тогда он принял Крещение и новое имя. После чего отправился проповедовать христианское учение по миру и обратил многих язычников.
Павла также казнили в Риме, в этом тоже был повинен жестокий император Нерон.
Интересный факт
Существует легенда, будто Нерон поджег Рим, чтобы сложить об этом поэму, а в поджогах обвинил христиан. Историки опровергают эту версию: ни сам император, ни преданные ему люди по его приказу город не поджигали. Но пожар имел место, и Нерон нашел удобный предлог, чтобы казнить и одного из главных проповедников нового культа – апостола Павла.
Павел был гражданином (в отличие от Петра). Распятию, позорной казни, подвергали только рабов и преступников, которые автоматически теряли гражданский статус. Так что убить апостола таким способом не позволял закон. Его казнили так же, как его земляка, апостола Иакова Зеведеева из Вифсаиды – через усекновение главы мечом.
Жизнь апостола Павла
До обращения ко Христу Павла звали Савл. Родился он в Тарсе, столице провинции Киликия в Малой Азии. Происходил из колена Вениаминова, как и царь Сеул, в честь которого получил имя. По рождению был он римским гражданином, что давало в те времена огромные привилегии, особенно в провинции. Римское имя Павл (лат. — малый), вероятно, также получил при рождении, но пользоваться им стал только после обращения ко Христу.
Будущий апостол Павел был ревностным фарисеем, учился в Иерусалиме у Гамалиила — самого авторитетного иудейского учителя того времени. Когда побивали камнями первомученика архидиакона Стефана, Савл стерег одежду мучителей. Он настолько ненавидел христиан, что преследовал их везде и всюду. По пути в Дамаск, куда он шел преследовать христиан, Господь чудесным образом призвал его на служение апостольское. Внезапно воссиял очень яркий свет и послышался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» Он ослеп и упал на землю. Спутники слышали только голос, но ничего не видели. Они под руки привели Савла в Дамаск, где Анания, один из семидесяти апостолов, научил его вере Христовой и крестил. Зрение вернулось во время погружения в воду.
Савл стал апостолом Павлом. Так же ревностно, как прежде гнал, теперь он проповедовал веру Христову в Аравии, Сирии, Палестине, Антиохии, на острове Кипр и в Афинах. Основал множество поместных церквей, которым направлял свои послания, составившие бо́льшую часть книги Апостол, читаемую за утренней службой в православных храмах.
Апостол Павел, в отличие от Петра, получил прекрасное образование. Он хорошо знал не только ветхозаветное писание, но и был знаком с греко-римской культурой того времени: философией, литературой, религией, владел приемами риторики. Все это позволило ему свободно полемизировать с греческими философами в Афинах. Проповедь апостола Павла была обращена прежде всего к язычникам.
Когда апостол Павел в очередной раз посетил Иерусалим, иудеи обвинили его в том, что он водит язычников в Храм Соломона. Суд синедриона не мог приговорить римского гражданина к смерти, поэтому его отправили в Кесарию, где находился римский прокуратор, управлявший провинцией. Воспользовавшись правом римского гражданина требовать суда самого императора, арестованный Павел в узах под конвоем едет в Рим. Разбирательство длилось еще около двух лет. Даже находясь в заключении, он имел возможность видеться с апостолом Петром и римскими христианами.
Изведение источника воды в Мамертинской темнице. Фреска в катакомбах святой Феклы. Вторая половина IV — первая половина V в. Рим
По преданию, последние дни перед казнью апостолы провели вместе в подземелье Мамертинской тюрьме. Там они крестили темничных стражей Прокесса и Мартиниана и еще 47 узников. Воды для крещения не было, но случилось чудо: забил источник.
На казнь апостолов повели вместе, они простились на Остийской дороге. Петра распяли на Ватиканском холме, Павла увели за город, на Сальвийские воды. Римского гражданина распинать на кресте не полагалось, поэтому ему отсекли голову мечом. На месте, где упала глава апостола, забили три источника, сохранившиеся и до нашего времени.
Тело апостола Павла погребли на том же месте. Император Константин Великий построил над гробницей церковь. В последующем базилику расширяли и украшали. Храм был разрушен при пожаре 1823 года. В 1854 году вновь был построен огромный собор длиной 120 метров.
Конфликт: спор и примирение
В 15 главе книги «Деяния Апостолов» говорится о разногласии, которое возникло в христианской среде между апостолом Павлом, с одной стороны, и лидерами иудейской общины — с другой. В это «немалое состязание» вылился многолетний спор о возможности спасения язычников. В частности иудеи настаивали на соблюдении римлянами Закона Моисеева: обрезания и кашрута (особые требования к пище).
Далее на соборе в Иерусалиме Павел поддержал Петра, согласившись с тем, что необрезанных язычников тоже нужно обращать ко Христу и не требовать от них исполнения Моисеева Закона. Но позже проповедуя в Риме, встречая евреев, которые приняли Христа и продолжали строго придерживаться Закона предков, Петр ест и пьёт с обрезанными и начинает чуждаться необрезанных.
Павел был возмущен таким поведением апостола, которое, по его убеждению, противоречило истине Евангельской и открыто при всех обличил Петра: сказал, что тот поступает так из лицемерия, подчеркнув, что христианство для всех, а не только для иудеев. На упреки собрата Петр не ответил.
Апостолы Петр и Павел Школа или худ. центр: Средняя Русь; Русская икона Начало XVI в. Дерево, левкас, темпера. 142 × 91 см Государственный исторический музей, Москва, Россия
Подробные обстоятельства случившегося Павел описал во 2-м Послании к Галатам:
«Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть».
(Гал 2:14-16)
Кажется случилось непоправимое — конфликт. Однако Иоанн Златоуст, посвятивший данной теме целую беседу, разъясняет, что не было никакого конфликта:
Христос, как полководец, разделяя своих офицеров по родам войск, отдал язычников Павлу, а иудеев – Петру. Но иудеи не спешили отступать от своего закона, а Петр боялся отучать их от старых привычек, дабы не выдрать вместе с сорняками и слабые ростки веры во Христа. Павел же, руководствующий язычниками, помог своему брату.
Если бы он хотел укорить Петра, то не стал бы делать этого прилюдно, а пришел бы и сказал наедине. Но он делает ему замечание на глазах у всех: и язычников, и – главное, иудеев. Тем самым укоряя вовсе не великого апостола, которому не считал себя ровней, а косных евреев, дичившихся прочих христиан. И молчание Петра было вовсе не трусостью, а достойным ответом. Между тем, апостолы питали друг к другу глубокое уважение, и цель у них была одна – сделать новую Церковь Вселенской.
Церковные обряды и смысл праздника
В православии торжество причислено к разряду великих, ему предшествует Петров пост. Стихиры для богослужений писали в VII-VIII веках, их авторами были: патриарх Константинополя Герман, святитель Иоанн Дамаский, преподобный Козьма Маюмский и другие гимнографы.
Многие верующие стремятся 12 июля посетить соборы и поучаствовать в божественных служениях, они исповедуются, причащаются и поют акафисты. Священники, проводящие ритуалы, облачаются в одежды белых или желтых оттенков.
- Часть молитвенных песнопений обращена одновременно к двум апостолам. Здесь прославляется Всемогущество Бога, который одарил Петра твердостью нрава, а Павла — великим разумом, обоих же — умением истинно проповедовать и отгонять ложь безбожия. Церковь называет апостолов своими учителями.
- В стихире к Петру поется о том, что Христос исправил его троекратное отречение от Бога. Апостол утвердился во Всеведении Отца и признался Ему в великой любви. Мессия же повелел Петру стать пастырем христианского народа и просить Бога о помиловании грешников.
- В стихире к Павлу прославляется его мужество и терпение ради Спасителя. Воспевающие верующие просят святого молиться за всё человечество.
- В канун торжества читаются паремии, на утренях поются каноны, обращенные к святым ученикам Божьего Сына.
Церковь называет святителей первоверховными, потому что они более других потрудились в распространении знания о сошествии Мессии. Петр нес благую весть в землях иудейских, а Павел — среди язычников. К тому же православие утверждает, что глава только один, и это есть Христос, а апостолы являются только служителями.
О других апостолах Христа:
- Молитва апостолу и евангелисту Матфею
- Молитва святому апостолу Филиппу
- Икона апостола Иоанна Богослова
В день памяти Петра и Павла мы вспоминаем их мученическую смерть и переход в истинную жизнь рядом с Творцом. Эти ученики являются настоящими светочами религии, благодаря им христианство разошлось по всей земле.
В крещеной Руси строили храмы в честь апостолов. Самый древний, построенный князьями и освященный епископом Симеоном, располагается в Смоленске. Церковь выполнена в традициях Византии и Киева. Несколько церквей располагаются в Великом Новгороде, Кожевниках, на Славне, Брянске и Пскове.
На заметку! День почитания не является частью Петрова поста, но степень строгости в еде на 12 июля только послабляется. Церковь предписывает отказаться в постный период от употребления мяса и молочной продукции, а также рыбы — в среду и пятницу. Вино разрешено только в субботний день и воскресенье. В зависимости от даты торжества Пасхи Петров пост может идти от 8 до 42 суток.
Народные традиции
12 июля почитается как день рыбаков, потому что к этому ремеслу был причастен Петр. Эта дата открывает летнюю рыболовную пору и заканчивает весеннюю.
- 12 июля считали началом покоса травы и верили, что апостолы сохранять засеянные хлебом площади от стихий и паразитов.
- Деревенская молодёжь накануне торжества отправлялась в поля, чтобы провести здесь ночь и встретить рассвет. Предполагали, что в этот день солнце светит особенными переливами и невероятно веселит взоры.
- В некоторых селениях традиционно умывались «петровой» водицей и пили хмельные напитки. Устраивались хороводы, гуляния и танцы.
- Крестьяне очень строго соблюдали Петров пост. Перед торжеством же готовили праздничные блюда.
Иконография апостолов
Традиция изображать этих святителей на Русь пришла из Византии. Отечественные мастера соблюдали методику, но добавляли в искусство новые элементы.
- В ранней иконографии апостолы изображались вместе и фронтально, лицами друг к другу. Это символизировало создание Церкви Нового Завета. Первые изображения обыкновенно связывали с темой утверждения христианского учения на земле.
Апостолы Петр и Павел - На иконе Петр простирал правую руку в молитвенном жесте, а в левой деснице он держал свиток. В руках Павла верующие наблюдают книгу — традиционный атрибут мудреца, это напоминает нам о его 14 святых посланиях.
- Фигуры христовых учеников выглядят стройными, но вызывают чувство монументальной устойчивости перед человеческими страстями. Силуэты (за счет плащей) расширяются книзу, а их положение рассредоточено по вертикали в середине полотна. Ноги их практически касаются ковчега, а нимбы дотрагиваются верхнего края иконы. На одном уровне с их головами располагается небесный полукруг с ликом Спасителя, что символизирует непомерную близость учеников к Богу.
Почему Святые Петр и Павел – первоверховные апостолы?
Все ученики Христа несли слово Его, совершали чудеса во славу Его, и умирали за Него. Почему же первоверховными называют Петра, а тем более – Павла, который сначала был против христиан?
Твердая вера, горение сердца любовью к Господу, желание всей жизнью послужить Ему — качества, которые обеспечили им авторитет в раннехристианской общине и определили первоверховную роль в истории христианской Церкви.
Их заслуга заключается в том, что именно эти два апостола более других хлопотали об устройстве земных дел Церкви. Нести веру и обращать язычников – великая, благородная миссия. Но кто-то должен заботиться и о «хлебе насущном». Апостолы Петр и Павел занимались, выражаясь языком современным, административными вопросами, хозяйством, бытом и нравственностью первых христианских общин.
Городушки
В наши дни ночные гуляния молодежи приобрели несколько иной оттенок. В больших городах эта традиция сейчас уже совсем забыта, а вот в маленьких городках и деревнях, кое-где, еще жива. Смысл в том, что в ночь на 12 июля, подростки устраивают так называемые «городушки», или «шухарилки» — всячески шалят.
Важно: такой вид развлечения очень не приветствуется церковью и законом. За некоторые, совсем недетские шалости можно и поплатиться: штрафом или даже реальным сроком до 5 лет.
Чем же занимаются на городушки? Традиционно, шалят, но не переходя определенных рамок разумного. То есть, если вытоптать клубнику в соседском огороде, то за это можно и перед законом ответить. Да и с морально этической точки зрения, сами понимаете, как выглядит такой поступок.
Самое главное, чтобы такие шалости не наносили никакого материально ущерба. Поэтому чаще всего:
- перегораживали дороги;
- крепили над дверью ведро воды;
- клали на порог коровью «лепешку»;
- замазывали окна в доме;
- привязывали камушек к веревочке и стучали в окно.
Отметим, что не возбранялось гонять кнутом тех, кто попадался за этим занятием. А потому, те, кто участвовать в подобном веселье не хотел — сидели дома и стерегли свои участки.
Эта традиция наиболее популярна в Тульской, Калужской, Рязанской и Орловской областях.
Иконы
В иконографии существуют разные варианты изображения апостолов. Часто мы видим их в паре. Петр – коротко стриженный и с седой бородой, а Павел – с характерной для иудеев темной бородой и высоким лбом. Первый в руках держит свиток, второй – книгу.
Апостолы Петр и Павел. Карл Золотарев.
Также нередко в руках у Петра можно увидеть ключ. Это символ его особой миссии – быть привратником у Врат в Царствие Божие.
Иногда святые стоят друг напротив друга, иногда – смотрят на зрителя. Но также их можно увидеть и совсем близко, в братских объятиях.
Пишут их и по отдельности. Но при этом выглядят они так же, как и на парных иконах.
Чем помогают апостолы
Святым апостолам молятся:
- если хотят укрепиться в вере;
- вернуть к вере отступившего;
- приобщить иноверца;
- избавиться от душевного или физического недуга.
Молиться можно по отдельности к Петру или Павлу или к ним обоим сразу.
Считается также, что Петр – покровитель мореплавателей и рыбаков, так как при жизни до того, как стать помощником Иисуса, он был рыбаком. Святой Павел помогает достичь результатов в обучении, так как он был ученым человеком.
Описание картины художника Эль Греко
Образы Петра и Павла часто фигурируют, как в западной, так и в отечественной живописи. Одну из самых знаменитых картин написал испанский мастер Эль Греко. Удивительно, как за счет перспективы и цветовой палитры художнику удалось показать разницу между характерами двух апостолов, их внутреннюю суть. На его полотне центральной фигурой кажется Павел, который изображен колоритным, довольно молодым человеком в ярко-алых одеждах. Он смотрит на зрителя и опирается на книгу. Многие современные исследователи творчества Эль Греко полагают, что на картине доминирует Апостол Павел, Петр же, выглядит скромнее, и на лице его читается покаяние.
Интересный факт
Другие считают, что представлены два одинаково сильных и мудрых ученика Иисуса Христа. Только святой Петр погружен во внутреннее молитвенное созерцание, тогда как святой Павел движением руки указывает на книги, лежащие перед ним. Предполагается, что это Святое Евангелие и 14 Посланий, автором которых он является.
В таком прочтении картины становится понятным, что именно хотел донести греко-испанский художник: свое видение христианской Церкви – соединение знания, которое черпается из Нового Завета с молитвой, обращенной к Господу.
Апостолы Пётр и Павел. Около 1587—1592 года, Холст, масло. 121,5 × 105 см. Работа принадлежит кисти знаменитого испанского художника Эль Греко. Доменикос Теотокопулос, взявший себе такой псевдоним, был греком по происхождению, уроженцам острова Крит. Знаменитую картину можно увидеть в Эрмитаже Санкт-Петербурга. Она поразительная, во многом напоминающая икону: в ней удивительным образом соединились художественный стиль, присущий эпохе Ренессанса, и элементы православной иконографии. Впрочем, парадокс можно объяснить: Эль Греко, живя на Крите, учился у православного греческого иконописца Михаила Дамаскиноса. И хотя вся семья художника принадлежала к Римско-Католической Церкви, свои полотна он писал в греческо-православном стиле.
Обычаи и традиции на День святых
Накануне праздника делают генеральную уборку в доме, а также подновляют поизносившуюся мебель и чинят то, что можно отремонтировать. Всю воду в Петров день считают святой, поэтому раньше на рассвете была традиция пойти к ближайшему ручью или роднику, чтобы умыться трижды. Такое действие, по поверью, дарит на весь следующий год здоровье и красоту умывшемуся на рассвете человеку. В День святых прихожане молятся апостолам об исцелении от лихорадки или горячки.
Иногда в праздник верующие оставались на улице до рассвета – чтобы увидеть, как Солнце поднимается из-за горизонта. Еще с вечера сельские жители все вместе шли на край поселения и жгли костры до утра. На них готовили кашу, которая была общим угощеньем и ждали рассвета, веселясь – пели песни, танцевали. Традиция обусловлена тем, что есть поверье – если первый луч в праздник коснется человека, то ему будет сопутствовать удача еще год. Этот обычай называют «караулить солнце».
На Юге была традиция «играть в свадьбу». Выбирали артистичных парня и девушку, которые были «женихом» и «невестой». Их усаживали на пару украшенных колес и выполняли свадебные традиции – от сватовства и завершая венчанием. Действо занимало всю ночь. С первыми солнечными лучами «невеста» расплетала косы и стягивала сарафан, оставаясь в нательной нижней рубахе. После этого она начинала убегать от преследующих ее парней. Остальные девушки тем временем веселились – танцевали, смеялись, пели. Этот ритуал посвящен Солнцу, которое дарит жизнь всему.
Важно не быть в одиночестве – был обычай после обязательной службы в храме устраивать застолье, приуроченное к празднику. Так как день иначе называют Разговеньем, то на стол можно ставить любые блюда, так как пост завершился и ограничений по продуктам уже нет. На алкоголь также отсутствует запрет, но употреблять его нужно умеренно, как и в любой другой православный праздник.
Другие картины
Среди других произведений живописи известны работы Караваджо «Обращение Савла» и «Распятие Апостола Петра». И та, и другая, хотя первая и повествует о чуде, производят весьма мрачное впечатление. Впрочем, такова манера этого художника.
Караваджо «Распятие святого Петра»
Довольно проникновенные образы создал Рембрандт, изобразив апостола Павла в темнице, а также беседу двух апостолов.
«Беседа апостолов Петра и Павла». Рембрандт.
Из российских живописцев можно отметить картину В.И. Сурикова «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры своей Береники и проконсула Феста», название которой говорит само за себя.
Картину «Куда ты идешь, Господи?» написал итальянский живописец и гравёр болонской школы Аннибале Карраччи за 7 лет до смерти — в 1602 году. Сюжет картины по мотиву изложенного в апокрифическом предании — «Деяния Петра».
12-й год правления императора Нерона. Страшные гонения на христиан в Риме. Арест святого Петра ожидается со дня на день. Его последователи, понимая, что святого ждет смерть на кресте, умоляют его бежать. Петр уступает их уговорам, ночью он уходит из города по Старой Аппиевой дороге… и за городскими воротами встречает Христа. «Domine, quovadis?» («Господи, куда ты идешь?») – обращается Петр к Спасителю. «Раз ты, Петр, оставляешь народ Мой, Я иду в Рим на новое распятие», – отвечает Христос. У каждого человека свой путь в жизни, свой порой очень нелегкий, выбор. Петр смиренно принимает свой жребий и со словами: «Domine, tecumveniam» («Господи, позволь и мне с Тобой») – поворачивает назад в Рим, где его ждет арест и мученическая смерть на кресте.
Служба святому
Блаженна, от канона апостола Петра, песнь 3-я, на 4. И Павла, песнь 6-я на 4. Прокимен, глас 8: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь.
Апостол к Коринфяном, зачало 193. [2 Кор. 11, 21 – 12, 9.] Аллилуиа, глас 1: Исповедят небеса чудеса Твоя, Господи:
Евангелие Матфеа, зачало 67. [Мф. 16, 13 – 19.]
Тропарь первоверховным апостолам Петру и Павлу
Апо́столов первопресто́льницы,/ и вселе́нныя учи́телие,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак первоверховным апостолам Петру и Павлу
Тве́рдыя и боговеща́нныя пропове́датели,/ верх апо́столов Твои́х, Го́споди,/ прия́л еси́ в наслажде́ние благи́х Твои́х и поко́й:/ боле́зни бо о́нех и смерть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия,// Еди́не, све́дый серде́чная.
Величание первоверховным апостолам Петру и Павлу
Велича́ем вас,/ апо́столи Христо́вы Пе́тре и Па́вле,/ весь мир уче́ньми свои́ми просвети́вшия// и вся концы́ ко Христу́ приве́дшия.
Молитвы Петру и Павлу
Молитва первая
О святии апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена), да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков.
Молитва вторая
О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.
О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.
Традиции
В первые века христианства еще были сильны языческие традиции, и на Петров день, как его называли в народе, устраивали гуляния, качались на качелях. Ночью молодые люди «чудили», то корову уведут, то дверь соседу кочергой подопрут. На рассвете обходили три родника, потому что считалось, что «петрова водица» обладает целебными свойствами. А после праздника начинали косить сено.
Однако современным горожанам трудновато будет следовать традициям предков, за кражу коровы можно угодить в места не столько отдаленные, а магией – навредить своей душе. Хотя отголоски язычества слышны и ныне, всё же сегодня этот праздник отмечают иначе. Окончание Петрова поста (если не приходится день на среду или пятницу) отмечают скоромной трапезой.
А накануне верующие стараются участвовать в богослужении, зажигают свечи и молятся апостолам о здравии и благословении богоугодных начинаний.
Также в этот день принято раздавать милостыню, навещать пожилых родственников и делать другие добрые дела.
Петров день: традиции праздника
Прежде всего стоит отметить, что в этот день в православной традиции обычно завершается Петров пост. Поэтому, после 12 июля уже можно венчаться. А вообще, именно в этот день лучше не играть свадьбы и не заниматься подобными делами, это не сулит молодоженам счастливой жизни.
К празднику наши предки начинали готовиться заранее, иногда за несколько суток. Нужно было убрать и украсить дом (для украшения чаще всего использовали полевые цветы).
В Киевской Руси 12 июля всегда было днем рыболовов: в это время начинался летный сезон рыбалки, а весенний, соответственно, заканчивался. Широко распространен был обычай жертвовать на «мирскую свечу для Петра-Рыболова», которая и ставилась в церкви перед его образом.
Помимо этого, у праздника много иных традиций:
- По обычаю, 12 июля было принято проводить время с семьей, навещать родственников. Люди собирались за семейным столом, на котором обязательно присутствовала рыба. Так как Святой Петр являлся покровителем рыболовов, ну а еще, рыба на праздничный стол ставилась, чтобы в семье царили вера и любовь. Следуя старинному обычаю, еду со стола сразу не убирали.
- Православный люд обязательно ходил в церковь, чтобы поставить свечку и помолиться. У Святых можно было попросить:
- помощи в разрешении жизненных проблем;
- удачи в начинаниях;
- веры и надежды для тех, кто сомневается в собственных силах.
- По возвращении из церкви, было принято готовить лепешки. Считается, что именно их чаще всего употребляли в пищу апостолы в своих странствиях.
- Существовал обычай, после завершения церковной службы следовать на распутье. Причем именно то, где установлен крест. Там необходимо было положить что-нибудь из еды. Считалось, что люди забравшие пищу, станут восхвалять апостолов Петра и Павла.
- Как и в любой другой церковный праздник нельзя:
- ссорится, спорить или заводить иные конфликтные ситуации;
- шить, вышивать, вязать, одним словом, рукодельничать;
- принимать алкоголь.
- Работать в поле тоже запрещалось. Наши предки верили, что колосья набирают свою наибольшую силу, поэтому тревожить их не нужно.
- 12 июля было принято «караулить солнышко» это сулило благополучие в жизни.
- Также рекомендовалось святить воду и умываться в родниках. Существовало поверье, что если помыться в 3-х родниках, то можно было освободиться от болезней, смыть с себя грехи и отвести нечистую силу.
- Не полагалось употреблять в пищу что-то из свежего урожая. Нарушение данного запрета могло обернуться поломанной судьбой и годами одиночества.
- Народная легенда гласит, что в этот день сам Петр наблюдает за полями, и подмечает кто и как работает. А затем, в зависимости от трудолюбия и лени подбирает пары для молодых.
Поговорки
Поговорки и пословицы, связанные с этим днем, относятся к сезонным явлениям, свойственным середине лета:
- «Петр и Павел час (день) убавил».Ночи в это время становятся длиннее и темнее.
- «Петр-Павел жару прибавил». Самые жаркие дни начинаются в середине июля.
- «Придет Петрок – сорвет листок». Появляется первая желтизна на деревьях.
- «Прежде Петра не суй носу, а после Петра берись за косу». После Петрова дня обычно начинали косить сено.
Есть и другие варианты этих поговорок, но смысл у них одинаковый.
Ночные гуляния молодежи
Праздновали Петров день не только за домашним столом, но и на природе. Это был (в некоторых регионах таковым и остается) один из любимых праздников молодежи.
Раньше, во время подобных ночных увеселений было принято водить хороводы, петь песни, коротать время за играми. Распространенной игрой было угадывать парня. Для этого парни закрывали лицо платками и ходили среди девушек. А девушки должны были угадать, кто именно прячется под платком.
Веселились как правило до рассвета. Ведь важно было встретить солнце, а заодно и полюбоваться, как оно «играет». По преданию, рассветное солнце в Петров день играет разными цветами, что представляет необыкновенное зрелище.
Приметы
Разумеется, в один из главных церковных праздников наши предки не могли не отмечать особые погодные приметы. Ведь день считался особенным. А потому говорили, что:
- холодная погода обещает тяжелую голодную зиму;
- сколько рыбы попадется в сети рыбакам, столько и будут ловить до конца сезона;
- увидел росу поутру – лето будет сухим, а если нет ее – дождливым;
- кукушки не замолкают долго после праздника – зима придет поздно;
- начали желтеть березки – листья опадут в начале осени;
- дождь льет – картофель сгниет.
Значение праздника
Проповедь, начатая почти 2000 лет назад, не прекращается до сих пор. Всякий день слышим переданное св. апостолами от лица Господа в Посланиях.
Апостолы Петр и Павел много работали над установлением христианской религии в мире. Так, труды Павла, в частности, 14 его посланий легли в основу современного богословия. Петр написал всего два послания, которые вошли в Новый Завет, в них он оставляет для нас не сложные богословские (как Павел), а простые жизненные наставления:
«Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите… будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов…Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь».
Арина Зубкова
Что можно и что нельзя делать в Петров день, что можно есть
В день поминовения апостолов церковь накладывает множество запретов. Также священники дают свои рекомендации, как провести этот праздник:
- посетить церковь и отстоять праздничную службу;
- исповедаться и причаститься, чтобы правильно завершить пост;
- приготовить блюда из рыбы, чтобы привлечь достаток и счастье;
- сварить борщ, используя свежие овощи, чтобы не было голода в новом году;
- приготовить булочки с начинкой из творога или фруктов;
- посетить родственников и друзей.
На заметку! В Петров день хозяйки старались показать благосостояние семьи. Для этого накрывали богатый стол с блинами и караваями. Обязательные блюда – лепешки и уха. Именно они были основной едой апостолов.
Праздник необходимо проводить весело и радостно, с хорошими мыслями и позитивным настроением. Грусти не место в этот день. Существует несколько запретов, которые обязан соблюдать каждый православный:
- 12 июля не проводят свадьбы и венчания;
- запрещена физическая работа по дому и в огороде;
- проявлять агрессию и конфликтовать с другими людьми;
- желать зла окружающим;
- купаться в реках и озерах, поскольку высока вероятность утонуть;
- употреблять много алкоголя.