Для православных христиан, живущих в России, наступает второй по значимости церковный праздник — Рождество Христово. Русская православная церковь и другие конфессии, живущие по юлианскому календарю, отмечают Рождество с 6 на 7 января. В России 7 января является выходным днем. Западные христиане и православные церкви, живущие по григорианскому и совпадающим с ним новоюлианскому календарю, отметили Рождество с 24 на 25 декабря.
Подробнее о том, почему католики и православные отмечают Рождество в разные дни, читайте в материале Федерального агентства новостей.
Что такое Сочельник
Название Сочельник происходит от слова «сочиво» — это сваренные в меду зерна злаков. Этим блюдом разговлялись после весьма строгого и длительного Рождественского поста, в последний день которого было принято вообще отказываться от пищи до момента, пока на небе не появлялась первая звезда, за которую верующие принимали планету Венеру. После появления на вечернем небе первой звезды можно было разговеться сочивом, а потом после рождественской службы верующие садились за праздничную трапезу, в том числе с мясными блюдами.
Сочельник на Руси также называли Коляды, поскольку с этого времени верующие (в основном дети) ходили по дворам и пели колядки — народные рождественские гимны.
pxhere.com /
Сочельник — это самый строгий день 40-дневного Рождественского поста
Готовясь к светлому празднику Рождества Христова необходимо помнить о том, что 6 января — это самый строгий день сорокадневного Рождественского поста. Именно поэтому верующим разрешается пить только воду. Только после того, как на небе появиться первая звезда, можно разговляться сочивом. Иногда это блюдо заменяют кутьёй.
Пророк Даниил во рву. Мозаика в Осиос, 12-13 вв. Сочиво на сочельник православные употребляют в подражание пророку Даниилу, который стал есть это блюдо, чтобы не употреблять в пищу языческую трапезу
Сочиво употребляется в этот день, подражая библейскому пророку Даниилу. В Священном Писании приводиться притча о том, как язычник Юлиан Оступник приказал все продовольствие на рынке обрызгать кровью животных, принесенных в жертву идолам.
Сделал он это для того, чтобы поиздеваться над христианами. Для того, чтобы избежать принятия оскверненной языческой трапезы, пророк Даниил приказал своим отрокам-послушникам питаться размоченными зернами и сухофруктами. Кроме того, употреблять сочиво можно, основываясь на следующих словах Евангелия:
(Мф. 13, 31—36)
«Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его»
Видеоролик: на первой минуте шестой секунде автор говорит о том, что такое сочиво.
Для приготовления сочива берут: Составные части: 1 стакан зёрен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1—3 столовые ложки мёда, сахар по вкусу. Порядок приготовления: Зёрна пшеницы толкут в деревянной ступе, подливая немного тёплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла.
Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая. Дальше варят обычную рассыпчатую постную кашу на воде. Одновременно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мёд, всё перемешивают и добавляют к пшенице. В конце добавляют толчёные ядра грецких орехов.
Сочельник и ночь перед Рождеством: святочные гадания, традиции и запреты
Гадать на Руси было принято ограниченное количество дней в году. Зимой гадали с ночи перед Рождеством и в течение всех Святок — вплоть до крещенского вечера 18 января (Крещение отмечается 19 января).
Считалось, что в это время нечистая сила гуляет по земле, но относится к людям снисходительно и даже позволяет заглянуть в потусторонний мир. Церковь никогда не одобряла ни гаданий, ни бурного отмечания Святок, но традиция «похулиганить» в это время с нечистой силой жива и поныне.
На Руси в основном гадали незамужние девушки, причем обычай был распространен во всех слоях общества — от простых крестьянок до состоятельных и образованных дворянок.
wikipedia.org / Simon Kozhin / CC BY-SA 3.0
В канун Рождества богослужение ведётся во всех христианских церквях, вне зависимости от конфессии
Крещенский сочельник примечателен ещё и тем, что в этой день происходят богослужения во всех христианских храмах, вне зависимости от конфессии. Так православные служат Великие (Царские) Часы. На них читается Евангелие, а также краткое последование «Изобразительных».
В это время священнослужители с амвона читают входные молитвы и облачаются к великой вечери с чтением паремий в соединении с Литургией Василия великого. Кроме того, в Крещенский Сочельник в конце литургии после заамвонной молитвы совершается Великое водосвятие.
Видеоролик: Проповедь Патриарха Кирилла в Рождественский сочельник. На 34секунде автор говорит о порядке богослужения в рождественский сочельник.
Если сочельник (как Рождественский, так и Крещенский) попадает на субботу или воскресенье, то служба Царских Часов с Изобразительными и великой вечерней переносится на пятницу.
В этом случае литургию к ним не присоединяют (то есть в пятницу литургия не совершается в принципе), в сам сочельник в этом случае служится литургия Иоанна Златоуста (водосвятие в Крещенский сочельник всё равно совершается). На само же Рождество служиться в этом случае литургия Василия Великого.
Раньше на службе Царских часов присутствовали цари и императоры.
Католики в рождественский сочельник мессу утром служат по чину Адвента. Месса навечерия Рождества начинается затемно, как правило, в полночь, но по пастырским соображениям разрешено начинать богослужение на несколько часов раньше. В Польше и некоторых других странах Восточной Европы называется пастырской или «пастеркой».
Видеоролик: Великая пятница Царские часы в Храме Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве. На 35 секунде служба начинается возгласами: «Господи помилуй! Господи помилуй! Господи помилуй!».
Что же касается протестантов, то они в сочельник не совершают евхаристии. Всё богослужение сводиться к пению гимнов, хвалебных молитв, библейским чтениям (особенно 2 главы Евангелия от Луки) и проповеди.
Вместо Апостольского Символа веры читают Никейский Символ. Вместо апостольских посланий читается Ветхий Завет. В конце мессы пастор выносит импровизированные ясли с куклой, изображающей младенца Иисуса.
Гадание на девичьих предметах
Для этого гадания нужна компания. В предрождественский вечер деревенские девушки собирались для гадания все вместе в горнице, а молодые красавицы из других сословий — в гостиной.
На специальный гадательный стол (подойдет и обеденный) каждая клала какой-нибудь один предмет, принесенный с собой. В основном это были драгоценности — серьги, кольца, а также монетки, платочки и другие девичьи мелочи. Каждая девушка, закрыв глаза, брала один из предметов левой рукой и наощупь пыталась угадать, что сулит ей Новый год. Монета — к деньгам, кольцо — жди сватов, платок — предстоит плакать и утирать слезы, ложечка — к изобилию и т.д.
pixabay.com /
На святках происходят представления в Рожественском вертепе
Непосредственно после сочельника, на святках происходят представления в рождественском вертепе. Рождественский вертеп (первоначальное значение — пещера, потаённое место) — это представление сцены Рождества Христова средствами различных искусств (скульптура, театр и др.).
Во времена Российской Империи «вертепный театр» широко распространился на территории Польши, Украины и Белоруссии. Он представлял собой народный кукольный театр, ставящий рождественские сценки.
Вертеп с полноростовыми фигурами в Рюдесхайме-на-Рейне. В России рождественские вертепы также пользовались популярностью, особенно в западных губерниях
Непосредственно вертепом в таком театре назывался специальный ящик. В нём показывали само кукольное представление.
Внутри он состоял из двухъярусной сцены: в верхней части показывали поклонение новорождённому младенцу Иисусу, в нижнем — эпизоды с Иродом, после смерти которого следовала бытовая часть представления.
Ящик вертепного театра имеет двухъярусную сцену.
Вертепный театр имел несколько разновидностей, так работали большие и малые его формы, а также вертепы со скульптурами и актёрами. Основная декорация этого театра — ясли с младенцем Иисусом.
Главные же персонажи вертепного театра — праведный Иосиф с длинной бородой, святая Дева Мария и царь Ирод. Также в вертепе присутствовали волхвы, ангелы, пастухи с овцами и разные животные (например, вол и осёл, которые, по преданию, согревали Иисуса своим дыханием).
Поклонение волхвов. Фреска пещерной церкви, Каппадокия. XII век. Поклонение волхвов младенцу Христу — распространённый сюжет рождественских вертепов
В Рождественский сочельник православные христиане вспоминают евангельский рассказ о поклонении волхвов с востока Богомладенцу Христу. Восточные мудрецы принесли Новорожденному дары: золото, ладан и смирну. Золото было принесено Христу как Царю, ладан — как Богу и смирна — как Человеку на погребение.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Гадание на блюдце
Это знаменитое гадание также принято проводить большой компанией. На гадальный стол (или просто на небольшой круглый стол) нужно положить белую простыню. На простыне рисуют большую окружность, которая будет гадательным кругом. Окружность делится пополам, на одной половине пишется «да», на другой — «нет». По всей окружности по часовой стрелке нужно написать все буквы алфавита. Подготовиться к гаданию имеет смысл заранее.
В предрождественский вечер участницы гадания собираются у гадательного круга и зажигают три свечи, что предпочтительнее для различных магических обрядов. Остальной свет желательно потушить. После этого берут блюдце, переворачивают и нагревают на одной из свечей.
Затем нагретое перевернутое блюдце ставится на гадательный круг. Все участницы гадания кладут на перевернутое блюдце пальцы, слегка прикасаясь к горячему фарфору. После этого нужно трижды сказать: «Вызывается дух такого-то!»
pixabay.com /
Как правило, для того, чтобы заглянуть в будущее, приглашают в «помощники» известных писателей и поэтов или кого-то т из недавно умерших общих знакомых. Самые популярные из приглашаемых — Пушкин и Маяковский.
Когда приглашенный дух «появляется», блюдце должно стукнуть, желательно, три раза. После этого к духу можно обращаться с разными вопросами, и по движению блюдца пытаться узнать ответы. Можно задавать вопросы, требующие ответа «да» или «нет», или спрашивать что-то посложнее и пытаться прочесть «послание» из потустороннего мира по движению блюдца к разным буквам, из которых будут складываться слова.
Тут важны две вещи — поменьше жульничать и не принимать все «услышанное» от духов слишком уж всерьез.
Как подготовиться к сочельнику
Как уже говорилось, праздник приходится на пост, который называется «Рождественский» и начинается 28 ноября. Поэтому от мясной пищи строго воздерживались. Также не употребляли в течение этих пяти недель и другие скоромные продукты, такие как яйца, топленое и сливочное масло, кефир, творог, сметану, все продукты из молока, рыбу. Питались растительной пищей: картошкой и грибами, соленьями и моченьями, репой, кашами из круп на воде, хлебом да квасом.
Сочельнику предшествовала уборка. Весь дом нужно было привести в порядок, вымыть и убрать даже дальние углы. Мылись в жарко натопленной бане, надевали нарядную одежду. Не только тело, но и мысли нужно было очистить. Перед праздничной трапезой молились перед иконами, зажигали свечи, благодарили Бога.
Гадание на зеркалах
Гадание на зеркалах — одно из самых популярных и считающимся «страшными» гаданий для ночи перед Рождеством. Вечером 6 января нужно в темной комнате поставить два зеркала друг против друга и зажечь между ними свечу. Затем гадальщица садится перед одним из зеркал и внимательно всматривается в изображение. Когда «размноженное» в зеркале пламя свечи начнет расплываться, в туманном образе может появиться образ суженого. А, может, и что-то страшное пригрезиться, так что опытные гадальщицы советуют соблюдать осторожность — вдруг из зеркал появится кто-то нежданный и утащит красавицу в потусторонний мир…
pixabay.com / PD
Навечерие Рождества Христова, Рождественский сочельник. Канун (Навечерие) Рождества Христова преисполнен особенного трепетного ожидания пришествия в мир Спасителя. Этого ждут все: небо, земля, тварь, наши сердца. И вот возгорается звезда, и за ней устремляются ведомые ею мудрецы-волхвы. Раздается ангельское пение, и ему внимают пастухи. А ныне в этот день звучат песнопения во время часов, которые принято называть Царскими (на них в Византии обязательно присутствовал царь-император). Наряду с ветхозаветными пророчествами о Рождестве Христовом на них впервые звучат слова евангельского повествования об этом великом событии — первый луч благой вести о Рождестве Христовом В Рождественский сочельник благочестивые верующие вообще не вкушают пищи, а к десяти часам вечера идут в храм, где и встречают праздник Рождества. Лишь при появлении первой звезды — символа звезды Вифлеемской — можно отведать сочиво (постное блюдо, представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами). Отсюда и название этого дня — сочельник. Сам праздник Рождества, по учению Церкви, символизирует торжество примирения человека с Богом, предвозвещает искупительный подвиг Иисуса Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей. День самого строгого поста — канун праздника Рождества Христова, именуемый Навечерием Рождества или Рождественским сочельником.
В наше время многие почему-то думают, что Навечерие (Сочельник) начинается вечером, когда они приходят на Рождественскую службу. На самом деле служба Навечерия начинается утром 6 января и заканчивается где-то после полудня. До революции считалось обязательным ходить на эту службу, ведь без Сочельника какое Рождество? Служба Навечерия Рождества совершается по тому же образцу, что и Навечерие Крещения Господня. Это вызвано тем, что в глубокой древности Рождество Христово праздновалось вместе с Богоявлением (Крещением). Вспоминалось в целом явление Бога во плоти, откровение во Христе и через Христа Божественной благодати. Ныне два великих праздника разделяют двенадцать дней, но их кануны остаются прежними. Издревле в Навечерии Рождества и Крещения совершаются Царские Часы. Называются они так потому, что греческие императоры, а впоследствии и русские, всегда присутствовали на них и во время этих часов возглашались многолетия царям. Но основное содержание Царских Часов — это пение псалмов, тропарей, кондаков, которые рассказывают или пророчествуют о евангельских событиях. В праздничное Навечерие служатся все часы (1,3,9) друг за другом. Итак, утром вы входите в храм и видите, что Царские врата открыты. Это значит, что начинаются Царские Часы. Посреди храма на аналое лежит раскрытое Евангелие в ознаменование того, что Господь пришел на землю для спасения всех народов. Священник начинает каждение храма и прихожан, и этим вспоминаются ливан и смирна, принесенные восточными волхвами новорожденному Царю Иудейскому. Затем следует Вечерня в соединении с Литургией. Во время Вечерни читается множество паремий, подобранных применительно к Великому празднику. В чтении паремий приоткрывается тайна Превечного Совета Божиего о спасении людей, торжественное исполнение тропарей, возвещающих об истинном этого Совета. Эта торжественная служба наполняет души молящихся благоговейным предчувствием приближающегося великого события. В Навечерие Рождества Христова после отпуста Вечерни и Литургии совершается чин «славления». На середину храма выносится свеча, знаменующая звезду, явившуюся в Вифлееме. Перед ней священнослужители и певцы впервые поют «велегласно» тропарь и кондак праздника. В песнопениях богослужений праздника Святая Церковь называет Рождество Христово тайной, явленной Богом человекам в воплощении Сына Божия, ибо днесь Бог на землю прииде и человек на Небеса взыде.
Особенности богослужения
Канун праздника Рождества Христова — 24 декабря — называется Навечерием праздника.
Обычай совершать Навечерие перед праздником Рождества Христова, несомненно, древний. Это видно из того, что уже в IV веке было определено, как праздновать Навечерие, если оно случится в день воскресный (Феофил Александрийский, прав. 1).
Если Навечерие случится в седмичный день, кроме субботы и воскресения, то в этот день утром совершаются Великие (или Царские) часы и затем вечерня с литургией святого Василия Великого.
Последование часов, певаемых в Навечерии Рождества Христова.
Великие часы представляют собой соединение всех четырех часов в одну службу с присоединением к ним чина изобразительных.
Каждый из четырех Великих часов имеет особые два псалма, приуроченных специально к празднику, и тропари, а также паремию, прокимен, Апостольское и Евангельское чтения.
Великие часы заканчиваются чином изобразительных.
Накануне (в Навечерие) праздника Рождества Христова, рождественская вечерня совершается днем отдельно от утрени праздника, для того, чтобы обеспечить ей самой торжественное совершение. Для этой цели она обычно соединяется с самой длинной, торжественной и трогательной литургией святого Василия Великого.
Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Текст службы.
После обычного начала, 103 псалма, великой ектении поются стихиры на Господи воззвах.
Совершается вход с Евангелием.
Читаются восемь паремий, подбор которых сделан применительно к великому празднику. Так, первая паремия повествует о сотворении мира (Быт. 1, 12-14). Помимо того, что чтение этой паремии производит впечатление чтения целой Библии в сокращении, содержание ее указывает и на то, что воплощение Сына Божия было новотворением.
Содержание второй паремии составляет пророчество Валаама (Чис. 24, 2-18) о звезде от Иакова, третьей — пророчество Михея (4, 6-8; 5, 2-8) о рождении Мессии в Вифлееме, четвертой — пророчество Исаии (11, 1-10) о жезле от корня Иессеева, на котором почиет Дух Божий; пятой — пророчество Варуха (названное вследствие неканоничности книги именем учителя Варуха — Иеремии — в предположении, что Варух передал пророчество Иеремии (3, 36-38; 4, 1-4) о явлении Бога на земле между людьми; шестой паремии — пророчество Даниила (2, 31-45) о нерукосечном камне. Добавочные две паремии пополняют приведенное пророчество Исаии двумя другими его наиболее важными и прямыми предсказаниями о Мессии: о рождении царственного Отрока (9, 6-7) и Еммануила от Девы (7, 11-15; 8, 1-4; 8-10)1.
После первых трех паремий открываются царские врата. Чтец читает тропарь: «Тайно родился еси в вертепе» до конца. Хор припевает конец: «С ними же помилуй нас». Затем чтец читает стихи, и на каждый стих хор поет тот же конец тропаря. В заключение чтец вторично читает тропарь и сам припевает конец его.
Так же исполняется второй тропарь после следующих трех паремий. Хор припевает конец тропаря: «Жизнодавче, слава Тебе». После окончания тропаря со стихами читаются еще две паремии, после которых — малая ектения и возглас: «Яко свят еси, Боже наш…».
Поется прокимен, глас 1: Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Стих: Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли.
Читается Апостол и Евангелие.
Сугубая и просительная ектении и окончание вечерни.
После отпуста вечерни выносится на середину храма подсвечник с горящей свечой. Перед ней священнослужители и певцы («клирицы») поют «велегласно» — громко и торжественно — тропарь и кондак праздника, после чего молящиеся расходятся. Зажженная свеча здесь знаменует звезду, явившуюся в Вифлееме.
Тропарь предпразднства
глас 4 Написовашеся иногда со старцем Иосифом,/ яко от семене Давидова,/ в Вифлееме Мариам,/ чревоносящи безсеменное Рождение./ Наста же время рождества,/ и место ни единоже бе обиталищу,/ но якоже красная палата/ вертеп Царице показашеся.// Христос раждается прежде падший воскресити образ.
Кондак предпразднства
глас 3 Дева днесь превечное Слово/ в вертепе грядет родити неизреченно:/ ликуй, вселенная, услышавши,/ прослави со Ангелы и пастырьми/ хотящаго явитися// Отроча Младо, Превечнаго Бога.
Запреты в Сочельник и в ночь перед Рождеством
На Руси в предрождественский период и в само Рождество под запретим было все, что может сулить несчастье или смерть, поскольку сам праздник связан с рождением и с торжеством жизни.
В этот период запрещалось использовать несущие опасность острые предметы, нельзя было ходить на охоту и резать скотину. Также возбранялось шить, вязать, пользоваться ножами и вообще заниматься готовкой или уборкой, в том числе подметать пол.
Также считалось, что рождественский пирог нельзя резать заранее, поскольку ножи в Сочельник были под запретом.
На сочельник народные традиции сочетаются с христианскими
Православные традиции на рождественский сочельник сочетаются с народными. Так, например, многие православные готовят на этот праздник 12 постных блюд, ходят в гости с угощениями; гадают; используют оберег («дидух»). При этом они посещают богослужения в храмах: всенощное бдение и литургию.
12 постных блюд, которые подают в сочельник кроме сочива. Это число символизирует 12 апостолов Христа
В этот день в доме производиться тщательная уборка и выбрасывается различный хлам. Некоторые домохозяева особое внимание уделяют оформлению рождественского стола, так, например, под стол кладут пучок сена — символ рождественских яслей.
6 на 7 января
в крещенский сочельник молодежь гадает, хотя Церковь это и осуждает
В ночь с 6 на 7 января среди молодежи распространены гадания. Церковь такие обычаи порицает, но они до сих пор сохраняются в народе. Кроме того, в сочельник следует попросить прощения у людей, которых обидели, простить всех своих врагов. Вот это можно назвать истинно христианским делом.
Зимним вечером. И.С. Куликов. 1907 год. В сочельник многие гадают. Церковь порицает это, об этом православным стоит помнить всегда
Кроме того, в Канун Рождества не желательно работать для того, чтобы подготовиться духовно к празднованию Рождества Христова. В этот праздник нельзя ссориться и выяснять отношения. Кроме того, не нужно жадничать и иным образом вести себя так, как не подобает христианину.
Католическая традиция
Строгий пост отмечается только в православии. В католичестве же он не обязателен, но желателен. В Европе сочельник отмечают в кругу семьи, собирая всех родственников за одним столом. Лакомятся все же постными блюдами, так как основной праздник еще не наступил. Начиная трапезу, слово берет глава дома. Принято читать Евангелие, а именно, ту часть, где описывается Рождество. И только затем можно приступать к угощению.
По традиции за столом пустует одно место и стоит прибор на случай внезапного гостя. Католики заранее заготавливают для этого праздника облатки. Это особые хлебцы из ржаной муки. Их крошат и угощают гостей. Вкусивший такого хлеба благодарит всех присутствующих, желая добра.
Приметы
Когда наступал сочельник, брали свечу из воска и шептали заговор-гадание: «Гори, свеча, праведное солнце, свети душечкам в раю и нам, живым, грей землю-матушку, нашу скотинку, наши нивы». Если пламя горит ровно и спокойно – к урожаю и всякому благополучию и удаче, а если колеблется и мечется – хорошего приплода не жди.
Как вечереет, смотрели на небо. При ясном небосклоне и множестве звезд ждали лета ягодного, щедрого, а коровы, свиньи и козы принесут приплода много.
Метели перед сочельником радовались – хорошая примета для пчел, будет в достатке меда.
Сочельник отмечают самой середине суровой зимы – 6 января. Но это время года в средней полосе России переменчиво. Нередки и оттепели. Замечено, что если вдруг капель начнется, будто весна пришла, все тает – такое явление ни к чему хорошему, овощи не уродятся. Но есть надежда собрать много гречки. А если деревья покроются инеем, то быть хорошему урожаю хлеба.