Вход Господень в Иерусалим — Вербное и Пальмовое Воскресенье


Что мы знаем о празднике

Дата: 21

апреля

Статус:

двунадесятый праздник

Событие:

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — это праздник, в который Православная Церковь вспоминает одно из важнейших событий евангельской истории (Мф 21

).

Весной 30 года от Р. Х. в Иерусалим со всех сторон стекались паломники, чтобы встретить главный религиозный праздник — Песах (ветхозаветная Пасха). Сюда же отправляется и Христос вместе с учениками.

Весть о воскрешении Лазаря уже распространилась по улицам Иерусалима. Первосвященники, обозленные возрастающей популярностью Христа, стали думать, как бы погубить Его и Лазаря. Но пока одни замышляли убийство, другие вышли встречать приближающегося к городу Спасителя.

Многие надеялись, что Христос вступает в Иерусалим, чтобы положить конец унизительной римской оккупации, что Он взойдет на царский престол и восстановит иудейское государство в его былой славе и могуществе. Каково же было всеобщее удивление, когда Христос въехал в городские ворота не на боевом коне, как подобало бы грозному освободителю, а на обычном ослике. Так Господь еще раз показал, что Царство, которое Он желает установить, «не от мира сего».

Улицы тонут во всеобщем ликовании: огромные толпы людей встречают Христа как царя и Мессию. Они постилают перед ним пальмовые ветви и свои одежды, выкрикивая: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» («Осанна» значит «Спасай нас»). Кто бы мог подумать, что уже через несколько дней эти же люди будут кричать «Распни Его!» во дворе римского префекта Иудеи Понтия Пилата.

Дата праздника в 2022 году

Вербное воскресенье в 2022 году выпадает на 25 апреля (12 апреля по старому стилю).

Шестая, цветоносная неделя Великого поста (неделя ваий)

Чтения дня в храмах:

  • На утренней службе читается Евангелие от Матфея (21:1-11,15-17)
  • На литургии: Евангелие от Иоанна (12:1-18)

Вербное воскресение, по понятным причинам, — праздник, торжество. Но, приходя с вербами в храм, каждый должен спросить себя: «что я принес моему Богу»? Ведь, из исходя из контекста церковных книг, вербы — это всего лишь знак тех плодов, духовных добродетелей, которые мы должны принести Богу, оканчивая наш покаянный труд. И неся эти пушистые вербочки, мы должны спросить себя: «а что кроме этого принес я Богу, что я приобрел, чему и научился, что я узнал, что сумел сделать, для чего я провел этот пост, оставил ли он след в моей жизни»?

Преодолев эти шесть недель, я вспоминаю о том, что было. Как моряк вспоминает прошедшую экспедицию. Да, я много понял и к прежнему больше не вернусь никогда, да поможет мне Бог. Каждый должен понимать, что настоящей подлинной добродетелью у христианина будет смирение и сопутствующее ей милосердие. Если мы видим, идя в храм, что все идущие с нами люди, все стоящие в храме с нами люди лучше нас… И мы рады тому, что они стоят с нами, и у нас слезы текут из глаз, потому что мы видим братьев и сестер, ликующих с нами, значит мы не зря провели этот пост. А если мы мрачны, обижены, если мы раздражены, значит от этой вербочки, которую мы несём, нет никакого толка.

Священник Константин Корепанов

Вход Господень в Иерусалим. В этот момент люди принимают Христа радостными восклицаниями, люди ожидают увидеть в нем земного царя, мессию поэтому и снимают свои одежды верхние, подстилают их под ноги Иисусу и срезают пальмовые ветви. Так в древности встречали только царей. Мы же, не имея пальмовых веток, встречаем Христа первыми свежими ростками оживающих деревьев, а именно вербы. И у нас Вербное воскресенье тоже проходят особенно торжественно, но мы знаем, что за этой радостью есть и особая скорбь для каждого из нас, ибо Господь из-за наших грехов и ради нашего спасения идет на вольные страдания.

Икона Вход Господень в Иерусалим

Икона праздника:

Вход Господень в Иерусалим: коротко о празднике

В центре иконы — Сам Христос.

Он боком сидит на ослике и движением правой руки благословляет вышедших Ему навстречу людей.

Слева изображены апостолы,

они смущенно переговариваются, не понимая, для чего их Учителю понадобилось так торжественно въезжать в столицу.

Справа на иконе — жители Иерусалима и гости,

которые прибыли на праздник Пасхи. В руках они держат пальмовые ветви — символ торжества, которыми евреи встречали триумфаторов.

В нижней части иконы изображены дети, которые постилают под ноги ослика свои одежды — так евреи встречали помазанников на царство, а Богочеловек, согласно христианскому богословию, является Помазанником на Царство Божие.

Елеонская гора

Вход Господень в Иерусалим: коротко о празднике

Здесь Христос беседует с учениками за несколько дней до ареста (Мф 24

), а позднее — вознесется на Небо (Деян
1
). Гора на иконе символизирует духовное восхождение апостолов. Кроме того, по отношению к Самому Спасителю гора, как возвышенное место, указывает на Его Божественное схождение на землю ради принесения искупительной жертвы, то есть принятия крестной смерти.

Ослик

Вход Господень в Иерусалим: коротко о празднике

на котором Христос въехал в Иерусалим, несет в себе сразу несколько символических значений. Так, с одной стороны, он указывает на мирный характер наступающего Царства Божия и кротость Его Царя — Богочеловека. С другой стороны, блаженный Феофилакт Болгарский замечает: «Пророчество Он (то есть Христос. — Ред

.) исполняет и в историческом, и в таинственном смысле: в историческом через то, что видимым образом воссел на ослицу, в иносказательном же — воссевши на осленка, то есть на новый, необузданный и непокорный народ, язычников». То есть святой подчеркивал, что образ оседланного Спасителем ослика указывал на будущее обращение ко Христу язычников.

Дети, постилающие одежду

в особенно торжественные моменты на пути, по которому идет царь, зафиксирован в Ветхом Завете. Так, например, когда пророк Елисей помазал Ииуя на царство, то его слуги взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях, и затрубили трубою, и сказали:
воцарился Ииуй!
(4 Цар
9
:13).

Пальмовая ветвь

Вход Господень в Иерусалим: коротко о празднике

для еврейского народа символизировала веселье и торжество. В первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней

(Лев
23
:40). Когда первосвященник Симон освободил Иерусалим от язычников, то его, как победителя, встретили пальмовыми ветвями (1 Макк
13
:51). Именно поэтому праздник Вход Господень в Иерусалим называется еще Пальмовым, или
Вербным, воскресеньем
(Неделя ваий).

Народные обычаи и приметы на Вербное воскресенье

Русские народные обычаи и поверья тесно связаны со всеми церковными праздниками. И пусть зачастую эти обычаи никак не регулируются православными канонами и живут как бы параллельно с ними, их история исчисляется столетиями и потому они достойны уважения и упоминания. Вербное воскресенье не является исключением в этом отношении.

В этот день принято освящать ветки вербы в храмах. Считается, что сделанный из них букет оберегает жилище от огня, а домочадцев от негативного влияния недоброжелателей. В православии праздник связан с Входом Иисуса в Иерусалим, где жители встречали его с пальмовыми ветвями. Экзотическое дерево произрастает далеко не во всех странах, поэтому принято использовать ветви растений, которые первыми зацветают весной. Вербу связывают с обновлением и началом новой жизни.

Обычаи праздника сформировались еще в древности. Его отмечают в спокойной домашней обстановке. Верующие посещают храм, уделяют много времени молитвам, освящают веточки. Вернувшись из церкви, шутя хлестают ветками всех домочадцев. Считается, что это дарует здоровье на целый год.

Ветками вербы также выгоняли непослушный домашний скот на пастбище, после этого втыкали вербовый под крышу хлева, чтобы животные всегда находили путь домой. Для защиты от болезней проглатывали освященные вербовые почки. Такое действие несёт удачу, а также надежду на успех в новых делах.

Для появления здорового потомства под матрас клали веточки, а жениха и невесту осыпали вербными почками. От головных болей вставляли освященные веточки в волосы.

Чего нельзя делать в Вербное воскресенье

В этот праздник нельзя выполнять любую работу. Хозяйки стараются приготовить все блюда заранее. Обильная пища не одобряется, традиционно к столу подают различные постные блюда, рыбу. Разрешается выпить пару глотков красного вина.

Народные приметы

Крестьяне с давних пор примечали погоду, чтобы составить календарь посевной и определить, насколько урожайным будет год. Если день выдался теплым и солнечным, то лето пройдет спокойно, без засух и похолоданий. Поэтому возрастает вероятность получения богатого урожая. Ветреная погода принесёт похолодание. Отсутствие заморозков обещает изобилие фруктовых плодов. Студёный, но ясный день- верный признак урожая яровых культур. Если на крышах совсем не осталось снега — май ожидается жаркий.

Существуют и другие приметы. Например, накормить птиц в этот день — привлечь богатство. Другой способ в улучшении материального благополучия — посадка нового цветка.

Вербное воскресенье — светлый праздник с нотками грусти, который всегда символизирует возрождение и надежду на всесильного Господа и Спасителя нашего.

Интересные факты

Что значит «осанна»?

«Шествие на осляти» — как это?

Через какие ворота Христос въехал в Иерусалим?

Почему — верба, и когда её освящают?

Поделиться результатом:

Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты.

Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа

Тайная Вечеря

У христиан она считается местом Нового Завета между Богом и людьми, потому что великое таинство Евхаристии было провозглашено именно здесь.
Где же могла происходить эта последняя трапеза Иисуса с учениками? Евангелист Лука пишет:

Он сказал им [ученикам]: «Вот, при входе вашем в город встретится с вами человек, несущий кувшин воды. Последуйте за ним в дом, в который войдет он». (Лк 22:10)

Кувшин воды – это условный знак, известный лишь Иисусу да тому человеку, которого должны встретить ученики. Скорее всего, это был слуга, посланный за водой. Значит, дом, в котором должна произойти трапеза, находился неподалеку от городских ворот. А иначе зачем же слуге нести кувшин через весь город, ведя за собой по пятам подозрительную группу учеников-галилеян? Галилеяне в городе чужаки, их могли заметить, и тогда вся затея была бы обречена на провал.

Ворота, через которые ученики вошли в город, находились, по-видимому, там, где расположены кварталы ремесленников и торговцев, а не дома знати, царские дворцы и покои храмовых священников. В местах, где жили богачи, за водой ходить было не нужно: в каждом доме имелись свои водные цистерны.

Известный исследователь Евангелий, бенедиктинский монах Баргил Пикснер считает, что во времена Иисуса в этом районе жили ессеи — представители религиозного течения, во многом отличного от традиционного иудаизма. Ессеи были наиболее близки по своим религиозным воззрениям к учению Иисуса, и именно в их среде находилось больше всего людей, сочувствующих и поддерживающих Христа.

Есть еще одна существенная деталь, на которую обращает внимание Баргил Пикснер: мужчины в те времена за водой не ходили, этим занимались женщины. Значит, в доме, где проходила Тайная Вечеря не было женщин! Такое могло произойти только в среде ессеев, которые давали обет безбрачия.

На южном склоне Сионской горы Баргил Пикснер обнаружил остатки городских ворот древнего Иерусалима – «ворота ессеев». Именно там ученики могли встретить слугу с кувшином: рядом с воротами проходил акведук.

Ворота, веущие в квартал, где жили ессеи, находились рядом с акведуком. И назывались они в то время «воротами ессеев». Их упоминает в своей книге Иосиф Флавий.

Еще одна существенная деталь указывает на место Горницы Тайной Вечери. Это обращение апостола Петра к братьям по вере в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов.

Мужи, братия! Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. (Деян 2:29)

Слово «гроб» не должно смущать нас. Более понятным было бы употребление слова «могила» или «гробница». И могила (гробница, склеп, мавзолей) царя Давида действительно существовал в древнем Иерусалиме. Если верить Петру, то место последней трапезы Иисуса с апостолами находилось рядом с ним. Иосиф Флавий пишет, что могила царя Давида и его сына Соломона действительно существовала в Иерусалиме до его разрушения римлянами в 70 году н.э.

Могилв Давида в древнем Иерусалиме.

Богатый испанский еврей из города Туделы по имени Беньямин рассказывает, что видел эту могилу на Сионской горе. И было это уже в 12 веке, когда в Иерусалиме вовсю хозяйничали крестоносцы.

Крестоносцы, как известно, отличались отменной изобретательностью! Не найдя настоящей могилы, которая вот уже почти 11 столетий лежала в руинах разрушенного города, они построили каменный саркофаг и поместили его на первом этаже церкви, а на втором – выстроили большую залу и во всеуслышание заявили, что в ней-то и происходила Тайная Вечеря Иисуса. Поговаривают, что и орден «Приората Сиона» (тот самый, о котором написано у Дэна Брауна в «Коде Да Винчи») был основан именно здесь. И паломники, посещавшие Святой Город, истово молились как на могиле великого библейского царя и пророка, так и на месте, где Иисус омыл ноги Своим ученикам.

Но иерусалимский век крестоносцев бесславно окончился в 1187 году неподалеку от города Тверии. Проиграв битву у «Рогов Хиттина», они вскоре сдали Иерусалим великому Саллах ад-Дину (Саладину). Этот монарх, в отличие от сегодняшних арабских правителей, отличался великодушием, а также неплохим отношением к изгнанным евреям, в прошлом – коренным жителям этих мест. И позволил некоторым из них поселиться в Иерусалиме.

Евреи же, прибыв в Иерусалим, решили, как это было принято во все времена в изгнании, заняться устройством синагоги. А поскольку к Храмовой горе, главной своей святыне, мусульмане их не подпускали, то выбор пал на другую святыню, пусть «пониже рангом», но тоже «неплохую». С той поры на Сионской горе на этом месте евреи возносят молитвы Предвечному.

Но в 14-м веке мусульмане решают продать это место францисканцам, а те пытаются изгнать оттуда евреев. Тяжба и споры длятся почти два столетия, пока Иерусалим не завовевали турки.

Жалобы евреев и протесты францисканских монахов турки решили по-своему. Они «постановили», что Давид — это не иудейский, а мусульманский пророк по имени Дауд, и пора вернуть его могилу в лоно ислама! И на долгие годы лишили евреев права поклоняться праху великого царя, а заодно отобрали у францисканцев «Горницу Тайной Вечери», которую перестроили под мечеть. Остатки мусульманских построек (михраб, витражи, настенные надписи и др.) до сих пор сохранились.

Статус-кво был восстановлен только в 1948 году, с образованием государства Израиль. Здание перешло в собственность государства, верхнюю залу открыли для посещения всеми христианскими конфессиями, а внизу, на месте, где когда-то крестоносцы установили каменный саркофаг – «могилу» царя Давида – вновь открылась синагога.

Насколько место сегодняшней «Горницы Тайной Вечери» соответствует евангельскому повествованию – сказать трудно. Если принять, что могила царя Давида действительно находилась в древности в этой части города, то можно представить, что где-то поблизости, глубоко под землей покоятся остатки дома, в котором Иисус и апостолы собрались в последнюю ночь перед арестом Учителя. Во всяком случае, именно сюда ее поместил профессор Михаэль Ави-Йона на знаменитом макете иродианского Иерусалима.

Как могло случиться, что вопреки иудейской традиции, могила оказалась в центре жилых кварталов города? Ведь во все времена евреи хоронили умерших за пределами городской черты?

Дело в том, что во времена Давида и Соломона на месте, известном сегодня как Сионская гора, никаких построек не было. А вершина высокого холма, возвышавшегося с запада над древним Иерусалимом, как нельзя лучше подходила для захоронения останков великого царя. Во времена войн северного Израильского царства с ассирийцами в 8 веке до н.э., многие богатые граждане бежали в Иерусалим. Они начали строить свои дома вблизи этого холма. Так появился район, названный в древности Верхним городом, на окраине которого и оказался мавзолей царя Давида.

Зала на Сионской горе с остатками построек времен крестоносцев (12 в.) и турок (16-17 вв.) , которую показывают туристам и паломникам как «Горницу Тайной Вечери».

Молитва

Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, в вы́шних со Отце́м на Престо́ле седя́й, вы́ну на крылу́ от Херуви́м носи́мый и пева́емый от Серафи́м, во днех же пло́ти Своея́ на жребя́ти о́сли се́сти изво́ливый на́шего ра́ди спасе́ния, и от дете́й воспева́ние прия́вый и во Святы́й град Иерусали́м пре́жде шести́ дней бытия́ Па́схи на во́льную страсть прише́дый, да спасе́ши мир Кресто́м, погребе́нием и Воскресе́нием Твои́м!
И я́коже тогда́ лю́дие, седя́щие во тьме и се́ни сме́ртней, прие́мши ве́тви древе́с и ва́иа от фи́ник, срето́ша Тя, Сы́на Дави́дова Тя испове́дуя, та́кожде и нас ны́не в предпра́зднственный день сей в подража́ние о́нех ва́иа и ве́тви в рука́х нося́щих соблюди́ и сохрани́.

И я́коже о́нии наро́ди и де́ти “оса́нна” Тебе́ приноша́ху, сподо́би и нам во псалма́х и пе́ниих духо́вных душа́ми чи́стыми и нескве́рными усты́ просла́вити вся вели́чия Твоя́ в пра́здник сей и во всю седми́цу стра́сти Твоея́ и неосужде́нно дости́гнути и причасти́тися Боже́ственныя ра́дости Святы́я Па́схи в пресве́тлые дни Живоно́снаго Воскресе́ния Твоего́, да воспое́м и просла́вим Твое́ Божество́ вку́пе со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом всегда́ ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Гефсиманский сад

Иерусалим времен Христа

К востоку от Иерусалима, за потоком Кедрон, во времена Христа находился масличный сад с давильней для оливкового масла («гат шманим»). До сих пор еще живы несколько деревьев, которые, возможно, помнят времена Христа. Впрочем, никто не решается подтвердить или опровергнуть это, потому что пришлось бы спилить дерево и подсчитать количество годовых колец.

Гефсимания — это место, в котором начался Крестный Путь Спасителя. Здесь Он молился о том, чтобы чаша страданий миновала Его, — но и смирялся перед волей Отца, соглашаясь на Крест. Эта молитва в Гефсимании, о которой пишут евангелисты Матфей, Марк и Лука, свидетельствует, что на мучения Иисус шел по собственной воле.

И Ему было ничуть не легче предчувствовать Свою смерть, чем другим людям — а, напротив, безмерно тяжелее.

Сразу после молитвы в Гефсимании Господь был взят под стражу — ведь именно здесь апостол Иуда Искариот предал Своего Учителя, указав воинам на Него лицемерным поцелуем. Здесь начались страдания Иисуса Христа.

Что читать: Мф 26:36-57, Мк 14:32-52, Лк 22:39-54, Ин 18:1-13.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: