В Символе веры говорится, что Бог является Творцом «неба и земли, всего видимого и невидимого», что прямо указывает на веру Церкви в существование мира невидимого – Ангелов. О православной ангелологии – ректор Киевской Духовной Академии епископ Сильвестр (Стойчев).
Слова «неба и земли», которые являются цитатой из Ветхого Завета (Быт. 1:1), многие экзегеты понимали не в буквальном смысле (то есть видимое нами небо и землю), а как указание на все творение целиком, на наличие в тварном мире невидимого (неба) и видимого (земля). В. Лосский, толкуя эти слова, пишет: «Библейское выражение «небо и земля» (Быт. 1:1), которое обозначает целиком весь космос, все то, что существует и сотворено Богом, в святоотеческом толковании получает разделительный смысл, указывая на существование реальности духовной и реальности телесной, невидимого мира «небесных духов» и мира видимого».
Само наименование «Ангел» встречается в Писании довольно часто и обозначает «вестник». Это наименование указывает не на природу, а на служение. В Писании есть прямые указание именно на такое понимание данного термина: «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14)», – говорит апостол Павел. Традиционно в православном богословии и богослужебных текстах Ангелов называют умными силами, Небесным воинством, Силами Небесными, а также вторыми светами: свт. Григорий Богослов именует ангелов «вторичными светами», прп. Иоанн Дамаскин: «Ангелы — вторые светы, умные, заимствующие свой свет от первого и безначального Света». Такое наименование Ангелов указывает на их связь с Первым Светом – Богом, от которого, как и прочие тварные существа, они получают бытие и благодатное освящение.
Природа ангелов
В святоотеческом богословии присутствуют примеры возможного определения того, что такое Ангелы по своей природе. Так, прп. Иоанн Дамаскин говорит: «Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу» – и далее делает важное дополнение, указывающие на трудность сформировать более точное определение: «один только Творец знает вид и определение этой сущности». Блаж. Августин определяет Ангелов как духов и также указывает, что наименование Ангел относит к роду деятельности, а не к обозначению природы: «Желаешь знать имя его (ангела) природы? Это – дух. Желаешь знать его должность? Это – ангел. По существу своему он – дух, а по деятельности – ангел».
Говоря о характеристиках ангельской природы, непременно следует коснуться вопроса о бестелесности Ангелов. Определенно, Ангелы не обладают грубыми телами – плотью. В Писании они названы «невидимыми (Кол. 1:16), т. е. не заключающими в себе ничего такого, что было бы уловимо для чувства зрения», есть тексты, указующие на бесплотность ангелов (Лк. 24:39, Мф. 22:30). Большинство святых отцов полагало, что можно говорить о некой тонкой телесности Ангелов, например, прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно». Задаваясь вопросом, единосущны ли ангелы друг другу, святые отцы, как правило, отвечали, что дать ответ на этот вопрос невозможно, так как нам это не открыто. Большинство святых отцов считают, что Ангелы сотворены до создания вещественного мира: «равны ли они по существу или различаются друг от друга, мы не знаем»(1), такого же мнения придерживаются и авторитетные богословы: «Можно говорить о «роде человеческом», то есть о бесчисленных личностях, обладающих одной и той же природой. Но у Ангелов, которые тоже существа личностные, нет единства природы. Каждый из них – отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир. Следовательно, их единство не органическое и его можно было бы назвать по аналогии – единством абстрактным; это единство города, хора, войска, единство служения, единство хвалы, одним словом – единство гармоническое», – пишет В. Лосский (2).
Как природа разумная и могущая выбирать, Ангелы свой выбор сделали: часть Ангелов отпала от Бога, но большая – нет. Этот выбор был для ангелов своеобразным решением, сделанным раз и навсегда, так как является, образно говоря, чистым, то есть не вызванным слабостью плоти, греховной склонностью, эмоциональной нестабильностью и т. п., что часто становится причиной греховных действий человека. Их выбор определялся только их хотением. И поэтому, в отличие от людей, которые могут прийти в себя (Лк.15:17) и начать каяться в своих немощах, у Ангелов нет таких немощей (3). Однажды сделанный выбор является на 100 процентов осознанным, продуманным и исполненным. Поэтому каждый из Ангелов и падших ангелов, сделав свой выбор, утвердился в нем навсегда. Оставаясь как тварные существа в принципе изменяемыми, по своей воле они уже не изменяются, так как воля их направлена в одном векторе: «Они – неудобопреклонны ко злу, хотя и не непреклонны, но теперь даже и непреклонны, – не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу» (4).
Падших ангелов Библия не описывает, а злые демоны — самостоятельнее существа
Падшие ангелы возникли из апокрифов, античных мифов и художественной литературы. Иезекииль и Исайя обращались к Тирскому и Вавилонскому царям, но их тексты первые комментаторы Библии неверно истолковали. Всё это в сумме родило сказку про падших ангелов, которые превратились в бесов.
В действительности же злые демоны — это служебные духи Бога
Мы можем наблюдать это на примере уважительного общения Христа с одержимым. Бесы подчиняются Спасителю, а Он охотно выполняет их просьбу.
Противостояние добра и зла есть лишь на уровне человеческой жизни. В мире духовном над всем стоит Господь. И нет никакой битвы между слугами рая и ада.
Служение ангелов
Как уже указывалось, слово Ангел указывает не на природу, а на служение. В чем же суть этого служения? На основании Священного Писания можно говорить, что ангельское служение двояко и заключается в прославлении своего Творца (Ис. 6:3), в сообщении Божьей воли, помощи или наказании человеку или сообществу (Иов 1:6; Ис. 6:72; Цар. 24:16; Дан. 8:16–26; Иов 12:12; Лк. 22:43; Откр. 5:8; Мф. 16:27 и т. д.
О числе Ангелов в Священном Писании прямо не указано. Все святые отцы, за исключением свт. Григория Нисского, говорили, что число это хоть и неизвестно, но стабильно, то есть с того момента, когда ангелы были сотворены Богом, их число осталось неизменным.
Святые отцы – свт. Григорий Нисский, свт. Кирилл Иерусалимский – в евангельской притче об одной заблудшей овце (Мф. 18:12), ради которой хозяин оставляет 99 и идет ее искать, видели указание на численное соотношение Ангелов (99) и человеческого рода (одна заблудшая овца), заключая, таким образом, что количество Ангелов несравненно больше, но определить их конкретное число невозможно.
Православие верит, что есть ангелы-хранители, убеждение это основано на Священном Предании
Ангелов-хранителей нет в Библии. Но ссылаться только на Писание — это протестантский подход. Православие же считает, что есть, помимо Библии, ещё и Предание, в котором есть не меньшее участие Духа Святого.
Примерно с III века в христианской среде заговорили о том, что у есть ангелы-хранители — добрые духи, которые помогают человеку.
III
в этом веке впервые заговорили об ангелах-хранителях
Духи-хранители известны разным культурам. Но они привязаны к местам и семейным родам. В Ветхом Завете архангел Михаил назван хранителем народа Израиля.
Могут ли по воле Божией ангелы заботиться о человеческом роде? Мы не знаем. Но такое представление есть, и православие его придерживается.
Ангельские чины
Мир ангелов устроен иерархично. В Писании говорится: «Им создано все… престолы ли, господства ли, начальства ли, власти» (Кол 1:16), «превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства» (Ефес. 1:21), «ни Ангелы, ни Начала, ни Силы» (Рим. 8:38), «Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» (1 Пет. 3:22). Также упоминаются Херувимы (Быт. 3:24 ; 2 Цар. 22:11), Серафимы (Ис. 6:2–6), Архангелы (Дан. 8:16, Лк. 1:19, Иуд. 1:9, 1 Фес. 4:16). Данные тексты свидетельствуют об иерархичности Ангелов и называют некоторые чины. Традиционно на основании слов апостольских из Послания к ефесянам (1:21) предполагается, что есть чины ангельские, наименования которых нам неизвестно, но будет открыто в грядущем Царствии (5). Само наименование чинов символизирует вид служения.
В православной традиции ангельская иерархия понимается как 9 чинов (три триады). Смысл же иерархических отношений не в подчинении, а в передаче благодатного освящения от высших чинов к ниже стоящим.
Такой строй иерархии и вообще ангелология представлены в Corpus Areopagiticum. Согласно учению, изложенному в данном корпусе, ангельская иерархия состоит из трех триад: первая триада: серафимы, херувимы, престолы; вторая триада: господства, силы, власти; и третья триада: начала, Архангелы, Ангелы.
Таким образом, ниже находящиеся чины Ангелов приобщаются благодатного освящения не непосредственно от Бога, а через вышестоящую триаду ангельской иерархии.
Ангельский мир сравнивают с небом, но никто его не описывал
Как выглядит ангельский мир, мы не знаем. Издревле люди противопоставляют небо и землю. Но дело не в том, что где-то на облаке сидят ангелы с арфами. Просто небо бесконечно удаленно от человека, это самая большая пропасть, чтобы проиллюстрировать расстояние между плотским и духовным.
О мире ангелов нам также не могут сообщить ничего видения пророков. Они во многом символичны и субъективны. Когда Иезекииль описывает престолы, херувимов, славу Божию, нам стоит осторожно обращаться с этими образами, чтобы не обмануться ими.
Этот прекрасный ангел на самом деле — богиня Виктория, сделанная из бронзы в век Иисуса Христа. Вот откуда «крылья растут» у нашего представления о внешности ангелов (Брешиа, Городской музей Санта-Джулия.). Фото: ancientrome.ru
То, как мы сегодня представляем ангелов, порождено массовой культурой. Это античность при помощи Ники (Виктории) и Купидона (Амура, Эрота) создало привычный нам крылатый облик ангела.
Но всё это — лишь символы. Насколько они далеки от реальности, одному Богу известно.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Рекомендации
- Судей 2: 1; 6:11, 22; 13:16, 21
- Бытие 16: 7–11
- «Анафорическая статья — это статья, обозначающая предыдущее упоминание. Первое упоминание существенного обычно является анартрозным, потому что оно просто вводится. Но при последующих упоминаниях о нем используется статья, поскольку теперь статья указывает на ранее упомянутое существенное» (Верианские христианские библейские ресурсы: греческая статья и другие).
- Современные критические издания Септуагинты основаны на Кодексах. Ватикан, Синайский, и Александринус, самые старые полные тексты, существующие в настоящее время, принимая во внимание несколько более старых фрагментов, которые были обнаружены (см. Рукописи Септуагинты).
- ^ аб
Папа, Хью. «Ангелы» в
Католическая энциклопедия
. Vol. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1907 г., по состоянию на 9 июля 2022 г. - Например, Матфея 1:20
- Бен Уизерингтон, Живое Слово Бога
(Издательство Бейлорского университета 2007 г. ISBN 978-1-60258-017-6), п. 224 - Дуглас К. Стюарт, Исход
2006 стр.109. «Теперь, однако, Бог в образе Ангела LЗАКАЗАТЬ'(см. экскурс ниже, «Ангел Господень») явился Моисею в богоявлении огня (см. экскурс ниже «Богоявление огня») » - Новая американская Библия: примечание к Исходу 3: 2
- Косиор, Войцех. «Ангел в еврейской Библии со статистической и герменевтической точки зрения. Некоторые замечания по теории интерполяции». «Польский журнал библейских исследований», Vol. 12, No. 1 (23), pp. 59-60
. Получено 10 июля 2022. - Сэмюэл Артур Мейер (1999). К. ван дер Торн; Б. Бекинг; П. В. ван дер Хорст (ред.). Словарь божеств и демонов
. Лейден – Бостон – Кельн: Wm. Б. Эрдманс Паблишинг. стр.-59. интерполяция Мейера. - Косиор, Войцех. «Ангел в еврейской Библии со статистической и герменевтической точки зрения. Некоторые замечания по теории интерполяции». «Польский журнал библейских исследований», Vol. 12, No. 1 (23), pp. 60-61
. Получено 22 ноября 2013. - Косиор, п. 69
- Гаррет, Сьюзан Р. (2008). Никакой обычный ангел: небесные духи и христианские утверждения об Иисусе
. Издательство Йельского университета. стр.248, п. 28. ISBN 978-0-300-14095-8 . Иустин Мученик отождествлял Ангела Господня с предвоплощенным Христом; см. Гишен,
Ангеломорфная христология
, 187-200; Ханна,
Михаил и Христос
, 111-13; в более общем плане о ранней ангеломорфной христологии см. Ричард Н. Лонгенекер, «Некоторые отличительные ранние христологические мотивы»,
Исследования Нового Завета
14 (1967-68): 526-45; Кристофер Роуленд,
Христианские истоки: описание обстановки и характера важнейшей мессианской секты иудаизма
(2-е изд .; Лондон: SPCK, 2002), 32-36. Дэвид Кек (
Ангелы и ангелология в средние века
[Нью-Йорк: Oxford University Press, 1998], 35) отмечает, что в ранней церкви отождествление Ангела Господня с Христом «стало существенным элементом антиеврейской полемики». - Гаррет, Сьюзан Р. (2008). Никакой обычный ангел: небесные духи и христианские утверждения об Иисусе
. Издательство Йельского университета. стр.. ISBN 978-0-300-14095-8 . - Фредерик Коплстон, История философии
, Том 1, Континуум, 2003 г., стр. 460. - J.N.D. Келли, Ранние христианские доктрины
, 5-е изд., HarperOne, 1978, с. 11. - Ангел Господень — Элвелл, Уолтер А. — Евангелический богословский словарь
. Проверено 9 апреля 2012 года. - Knofel Staton, Ангелы
(Издательство Колледжа 2005 г. ISBN 978-0-89900-939-1), п. 211 - Бен Уизерингтон, Живое Слово Бога
(Издательство Бейлорского университета 2007 г. ISBN 978-1-60258-017-6), п. 224 - «Ваш вождь один, Христос» – Сторожевая башня — возвещение Царства Иеговы
— 15 сентября 2010 г., стр. 21. - Ответы на библейские вопросы: Почему Иисуса называют Сыном Бога?
Господь использует нас в любом состоянии
Что же делает Илия, услышав то, что сказал ему Господь о дыхании тонкой тишины?
«Услышав сие, Илия закрыл лице своё милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия?» (3 Цар. 19:13)
И это снова звучит как призыв любви: «Илия, ты понимаешь, что Я здесь, что Моё могущество здесь, что Моя любовь здесь, Моя милость здесь, Моё присутствие здесь?» Но мы видим ответ Илии:
«Он сказал: возревновал я о Господе, Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять её» (3 Цар. 19:14).
Несмотря на то, что Господь прошёл возле Илии, он всё равно ещё был в таком разбитом состоянии. И что же Бог дальше ему говорит?
«И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придёшь, то помажь Азаила в царя над Сириею, а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя» (3 Цар. 19:15-16).
Мы не видим, чтобы Илия полностью исцелился, чтобы он внутренне восстановился, как принято сейчас говорить, чтобы он пришёл в нормальное состояние. Но Господь продолжает использовать его ради Своих планов, ради Своих целей, ради Своей славы, — его, такого разбитого, потрясённого, говоря ему: «Илия, успокойся, доверься, продолжай уповать на Меня». И Господь не только продолжает служить Илии, но и посылает Илию по вопросам Своего служения!
Друзья, это хорошая история в назидание и пример для нас, что даже если мы, пережив подобную ситуацию, как Илия, не восстановились полностью, не пережили то, что должны были бы пережить в идеале, это не повод оставлять исполнение вверенных нам Божьих планов, Божьих задач, исполнение Его воли. Если мы разбиты, если мы сокрушены, если мы терпим какое-то поражение, нам надо успокоиться, нам надо так взмолиться, чтобы мы пережили присутствие Бога. Но мы не должны допускать даже мысли о том, чтобы перестать служить Богу, пойти укрыться где-то и искать себе смерти.
Автор — Руслан Романюк, раввин Винницкой еврейской мессианской общины / ШомерТВ
Пожертвовать Последнее: 28.02. Спасибо!
Подписывайтесь: Telegram • Facebook • • • Twitter • Instagram • Youtube